ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Рассмотрим ход исследования, его организационные моменты и методические основы.
Данное исследование проводилось на базе ГМУ Общеобразовательная школа № 762 г. Москвы.
В качестве испытуемых выступили учащиеся 8-го класса.
Всего в исследовании приняло участие 20 мальчиков.
В ходе исследования была проведена выборка учащихся по состоянию здоровья, интересу, антропометрическим качествам (рост, вес). Были отобраны относительные равные по показателям дети. В результате были определены две группы: 10 учащихся 8-го «Б» класса (в дальнейшем контрольная группа), и 10 учащихся 8-го «Е» класса (в дальнейшем экспериментальная группа).
Данное исследование проходила в течении 2007-2009 годов и состояло из следующих этапов:
- Постановка проблемы исследования, формирование задач и цели исследования;
- Анализ научно- методической литературы по вопросам исследования, определение методик исследования.
- Проведение эксперимента. Анализ и обработка первичных материалов исследования.
- Написание и защиты выпускной квалификационной работы.
В холе исследования учащиеся контрольной группы занимались по общепринятой программе освоения навыков волейбола в общеобразовательной школе. Учащиеся контрольной группы занимались по модифицированной программе, которая включала наряду с общепринятыми методиками обучению волейбола, тренажерные средства.
2.2 Методы исследования
В ходе проведения исследования применялись следующие методы:
- Анализ научно методической литературы по вопросам исследования.
- Педагогический эксперимент.
- Метод экспертной оценки формирования технических умений волейболиста.
- Врачебный осмотр.
- Методы математической статистики.
В результате исследования проанализировано более 40 литературных источников включающих в себя труды таких известных авторов, как Аль Гази Хасан, Ахмеров Э.К., Ашмарин Б.А, Гераськин А.А., Годик М.А., Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В., и других авторов.
В ходе педагогического эксперимента проводилось исследование эффективности применения тренажеров при обучении техническим умениям игры волейбол учащихся 13-14 лет.
В качестве экспертов выступили учителя физической культуры ГМУ Общеобразовательная школа № 762 г. Москвы Иванов И.И и Петросян Н.Г.
Для оценки уровня сформированности технических умений применялись следующие методики.
Метод тестирования уровня технической подготовленности.
Подача по зонам (1 – 6). Цель теста – определение эффективности адресования мяча в зависимости от зоны площадки соперника.
Методика проведения теста – игрок занимает место на задней линии площадки и выполняет подачу любым, доступным для него способом, подачу в одну из шести зон площадки по указанию экспериментатора. Всего на каждую зону отводится по 10 подач, в зачет идут попытки, выполненные с точным попаданием в размеченную зону.
Прием-передача мяча снизу двумя руками. Цель теста – определение эффективности выполнения приема – передачи мяча снизу двумя руками после перемещения.
Методика проведения теста – варианты перемещений разделены на 2 группы: по направлению – вперед, назад, влево, вправо; по дальности -до 1 м (0,5 м), 1 м и более 1 м (1,6 м). В центре зоны 6 отмечается место, откуда игрок будет выполнять передачу. От этого места в 4-х направлениях откладываются отрезки 0,5 м, 1 м, 1,6 м и на каждом из них делаются отметки. Игрок поочередно располагается на каждой из этих отметок (всего их 12) и готовится начать перемещение. По сигналу экспериментатора партнер из-за сетки набрасывает мяч в центр зоны 6, испытуемый с каждой отметки перемещается в зону 6 и выполняет прием-передачу снизу двумя руками с заданием попасть мячом после передачи в зону 2. Всего с каждой отметки испытуемый выполняет по 10 передач (после перемещений в четырех направлениях). В зоне 2 на площадку кладется круг D = 1 м, имитирующий положение предполагаемого партнера в этой зоне.
Передача мяча сверху двумя руками. Цель теста – оценка эффективности выполнения передачи после перемещения при различном сочетании фаз “разгон – торможение” при перемещении.
Методика проведения теста – на стене вешается мишень (высота 3 м, D = 1 м), на расстоянии 3 м от мишени делается отметка, с которой производится передача в мишень. От отметки 3 м производится разметка дистанции 2 м, 3 м, 4 м, 6 м. Игрок – испытуемый занимает место на дистанционной отметке 6 м и готовится к перемещению. По сигналу экспериментатора он перемещается на место передачи и выполняет ее после набрасывания партнера, стремясь попасть мячом в мишень на стене.
Таблица 1
Тесты оценки уровня технической подготовленности школьников- волейболистов и показатели их статистической добротности
Тесты | Направленность теста | Оценка, баллы | ||||
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подача по зонам (1-6) площадки соперника | Эффективность адресования мяча в зависимости от зоны площадки соперника | |||||
Прием- передача мяча снизу двумя руками после перемещения | Эффективность выполнения приема-передачи мяча после перемещения в различных направлениях | |||||
Передача сверху двумя руками после перемещения | Эффективность выполнения передачи после перемещения при различном сочетании фаз “разгон-торможение” | |||||
Выполнение технических приемов (подачи, передачи, приема-передачи, напад. удара) с заданием попадания мячом в цель | Навык точного адресования мяча после выполнения ударного движения по мячу в каждом техническом приеме | |||||
Поточное выполнение технического приема (подачи, передачи, приема-передачи, напад. удара) до появления первой ошибки | Устойчивость навыка выполнения структуры движений в каждом техническом приеме |
При этом выполняются следующие задания:
Задание 1 – при разбеге испытуемый разгоняется (приращивает скорость движения) от отметки 6 м до отметки 2 м (т.е. путь разгона -4м), далее тормозит к месту передачи (путь торможения – 2 м).
Задание 2 – при разбеге испытуемый разгоняется от отметки 6 м до отметки 3 м (путь разгона и торможения – 3 м) к месту передачи тормозит движение.
Задание 3 – при разбеге испытуемый от 6 м до отметки 4 м разгоняется (2 м) и далее тормозит (4 м) это движение.
Всего на каждое задание отводится по 10 попыток, результат оценивается по числу попаданий после передачи в мишень по каждому заданию.
Выполнение технических приемов с попаданием в цель. Направленность тестов – выявление уровня овладения навыками точного адресования мяча после выполнения каждого технического приема. Методика проведения тестов:
при выполнении подачи игрок занимает место на задней линии
площадки и выполняет подачу наиболее освоенным способом с адресованием его в зоны задней линии (5, 6, 1) площадки соперника. На адресование мяча в каждую зону отводится 10 подач, в зачет идут попытки
точного попадания в зону;
– при выполнении передачи сверху двумя руками на расстоянии 1,
2, 3, 4 м от баскетбольного кольца делаются отметки места выполнения
передачи. Испытуемый занимает место перед кольцом и поочередно,
после набрасывания мяча партнером, производит передачу с каждой от
метки, стремясь попасть мячом в кольцо. На каждую попытку отводится
по 10 передач, в зачет идут попытки точного попадания в кольцо;
– при выполнении приема-передачи снизу двумя руками в зоне 6 на
расстоянии 2, 3, 4 м от зоны 3 делаются отметки места выполнения при
ема-передачи. Испытуемый располагается на одной из этих отметок и
после набрасывания мяча партнером через сетку, производит прием-
передачу, стремясь попасть в зону 3, где для ориентира расположен круг
D=2 м. На передачу с каждой отметки отводится по 10 попыток, в зачет
идут попытки попадания мячом в зону – место мишени или ближе к ней;
– при выполнении нападающего удара испытуемый располагается в
зоне 4 и после передачи мяча партнером из зоны 3 выполняет нападающий удар, адресуя мяч в зоны 5, 6, 1. Всего на выполнение удара в каждую зону отводится по 10 попыток, в зачет идут попадания в определенную зону.
Поточное выполнение технических приемов. Цель тестов – определение устойчивости навыков выполнения структуры движений в каждом техническом приеме. Методика проведения тестов:
– при выполнении подачи игрок занимает место на задней линии,
ему все время подаются мячи. Он выполняет подачу одну за одной до тех
пор, пока не будет совершена ошибка (мяч попал в сетку, аут и т.д.);
– при выполнении передач мяча сверху двумя руками и снизу двумя
руками испытуемый занимает место на площадке и одна за другой
(поточно) выполняет передачи на экспериментатора (партнера) в круге
D=2 м до появления ошибки: мяч адресован за пределы круга, ошибка
при передаче, нарушение структуры движений и т.д. Оценка структуры
движения в каждом случае производилась экспертами по 5 ти бальной шкале.
В результате исследования эксперты производят визуальное оценивание уровня сформированности технического элемента по пятибалльной шкале. Затем по ним составляется протокол первичных результатов исследования. В работе приводятся средние экспертные оценки.
Методы математической статистики.
Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах и выделены в приложении 2.. следующим этапом вычисляли среднюю арифметическую. На втором этапе определяли достоверность различий между полученными результатами по t – критерию Стьдента.
- Вычисление средней арифметической величины по формуле:
где – знак суммирования;
n – общее число измерений в группе;
– значение отдельного измерения;
- Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:
,
где – наибольший показатель;
– наименьший показатель;
К – табличный коэффициент.
- Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:
при n<30
- Вычисление средней ошибки разности по формуле:
,
f =nэ + nк–2, где nэ и nк – общее число индивидуальных результатов в группе. Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .
по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента).