написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И РЕЖИМА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12 ЛЕТ

    Оглавление

    Введение 3
    Глава 1. Анализ литературных источников по вопросам исследования 5
      1.1. Особенности умственного развития детей 5
      1.2 Характеристика особенностей тренировочной деятельности юных футболистов 12 лет. 13
    Глава 2. Организация и методики исследования 19
      2.1. Организация исследования 19
      2.2. Методы исследования 20
    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
      3.1. Определение уровня умственного развития юных футболистов 39
      3.2 Исследование взаимосвязи умственного развития и режима учебно-тренировочной деятельности 46
    Выводы 48
    Список литературных источников 49
    Приложение 52

     

    Введение

    Игра в футбол предъявляет существенные требования к личности игроков, что вызывает необходимость изучения личности с целью обеспечения эффективности и надежности соревновательной деятельности. В то же время занятия спортом влияют на процесс становления личности спортсмена. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, технико-тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологические приобретения, к которым относятся и показатели умственного развития.

    Проблеме умственного развития детей и подростков на сегодняшний день посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных авторов выделяются труды таких авторов как М.К Акимова, Л. С.  Выготский, К. М. Гуревич, В. А. Крутецкий,  А. Н Леонтьев., и др [1, 8, 11, 20, 22].

    Среди зарубежных авторов выделялись труды А. Бине, Д. Равена, Ч. Спирмена, Д. Кеттела, и других авторов [3, 31].

    В них обсуждались проблемы определения понятий интеллекта, умственных способностей человека,  его умственного развития и формирования диагностического аппарата.

    Несмотря на широкую разработанность проблем умственного развития на сегодняшний день остаются мало изученными вопросы умственного развития спортсменов. Недостаточно работ посвященных изучению взаимосвязи умственного развития и режима учебно-тренировочной деятельности юных футболистов, исходя из чего, выбранная нами тема исследования определяется актуальной.

    Объект исследования –  умственное развитие детей.

    Предмет исследования – взаимосвязь умственного развития и  режима учебно-тренировочной деятельности юных футболистов 12 лет.

    Цель: Определить взаимосвязь между уровнем умственного развития и режимом учебно-тренировочной деятельности  юных футболистов 12 лет.

    Гипотеза исследования: Уровень умственного развития юных футболистов спортивно-оздоровительной группы будет выше, нежели у юных футболистов занимающихся по учебно-тренировочной программе.

    Для выполнения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать и выявить особенности учебных и учебно-тренировочных программ в группах учащихся учебно –тренировочной и спортивно оздоровительной направленности.
    2. Определить уровни умственного развития в исследуемых группах юных футболистов.
    3. Выявить динамику умственного развития в исследуемых группах юных футболистов.
    4. Определить взаимосвязь умственного развития и режима учебно–тренировочной деятельности юных футболистов.

    В работе применялись следующие методы:

    1. Анализ литературных источников.
    2. Анализ учебно-тренировочных программ.
    3. Метод диагностики уровня умственного развития;
    4. Сравнительный анализ результатов;
    5. Методы математической статистики.

    Научная новизна: определяется тем, что наряду с широкой изученностью проблем умственного развития детей, проблема взаимосвязи умственного развития и режима учебно-тренировочной деятельности юных футболистов изучена недостаточно и требует глубоких и систематических исследований.

    Практическая значимость работы: Полученные в ходе исследования данные о психологических особенностях личности ученика позволят тренеру своевременно проектировать многолетний подготовительный процесс, проводить воспитательную работу, формировать спортсмена.

     

    Глава 1. Анализ литературных источников по вопросам исследования

     

    • Особенности умственного развития детей.

    В современной науке существует множество понятий ума. Ум (по латыни intellektus – разумение, понимание, познание, рассудок) – это особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом.[18]. Другие рассматривают ум как способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению оценивая ситуации, возникающие в окружающем мире[8].

    По С.И Ожегову понятие ум имеет двоякое значение. В первом случае ум  – это способность человека мыслить основа сознательной, разумной жизни. Во втором случае под умом понимается «…такая способность развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта» [5].

    Умственное развитие рассматривается как одна из сторон об­щего психического развития индивида. Поэтому к нему примени­мо общее для отечественной психологии понимание психического развития как специфического процесса присвоения индивидом достижений предшествующих поколений людей [8,22]. При этом важно отметить, что в современном мире умственное развитие не является одной из равных по своему значению составляющих технического развития. Его роль для ин­дивида исключительно велика. Его состоянием нередко опреде­ляются и настоящее, и будущее человека: место в общественной иерархии, социальная ценность и социальный статус.

    У школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной дея­тельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умст­венного развития в общем развитии школьников указывали мно­гие педагоги и психологи, в том числе П. П. Блонский, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский [3,9].

    Что представляет собой процесс умственного развития? Отчас­ти он происходит как следствие естественного созревания орга­низма, особенно мозга и нервной системы. Созревание морфоло­гического субстрата является обязательной предпосылкой психи­ческого (в том числе и умственного) развития, так как психиче­ская деятельность – это деятельность мозга.

    Но основной источник умственного развития – разнообразные социальные влияния, и прежде всего воспитание и обучение, в хо­де которых молодым поколениям передается опыт человечества в виде знаний, умений, навыков. Умственное развитие человека за­висит как от микросреды (семьи, школы, сферы общения), так и от общественных условий в целом, определяющих объем и содер­жание знаний и умений, необходимых человеку в каждый период его жизни. Нельзя не согласиться с А. Н. Леонтьевым, который писал, что умственное развитие человека происходит в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе обществен­но-исторического развития. К. Д. Ушинский высказался еще оп­ределеннее, рассматривая ум как хорошо организованную систе­му знаний[22].

    Итак, усвоение знаний – одна из существенных сторон умст­венного развития. Их объем и содержание выступают его гло­бальными показателями.

    Однако свести умственное развитие только к количественному накоплению знаний невозможно. Нельзя разорвать содержание усвоенных знаний и механизм, процесс их усвоения. Как для пси­хологов, так и для педагогов в настоящее время является очевид­ным положение, впервые высказанное Л. С. Выготским[8,9] и касаю­щееся того, что форма усвоения и содержание знаний – это две составляющие, внутренне связанные между собой существенной, а не случайной связью. Таким образом, усваивая определенное со­держание знаний, человек в то же время и формирует определен­ные формы и способы их усвоения.

    Какие психические процессы обеспечивают усвоение знаний? Восприятие, память и в первую очередь мышление. Не вызывает сомнения, что определенное содержание знаний может быть адек­ватно воспринято, усвоено только в определенных формах мыс­лительной деятельности. Если же речь идет о школьнике, то он должен усвоить прежде всего научное знание. Этого требует от него общество, в этом состоит цель его учебной деятельности. Научное же знание не может быть адекватно воспринято и усвое­но иначе, как в форме логического мышления. Качество усвоения будет зависеть от развития последнего. Для младшего школьника, принимая во внимание характер (наглядный) и уровень его логи­ческого мышления, доступно не столько понимание основных за­конов и связей, сколько усвоение конкретных фактов. Подростко­вый возраст является возрастом формирования понятийного мышления.

    Логическое мышление обеспечивает как систематизацию знаний по данному предмету, так и установление взаимосвязей знаний из разных научных областей и практической жизни. Фактически сис­тема знаний, усвоенных человеком в течение его жизни, является результатом работы его мышления. Их качество (гибкость, осоз­нанность, систематизированность, связность) тем выше, чем лучше сформировано его мышление. Вместе с тем знания и способы опе­рирования ими являются источником, основой его познавательной деятельности, способом приобретения новых знаний.

    Как же происходит развитие мышления? В процессе усвоения научных знаний ребенок одновременно приобретает и способы оперирования ими, то есть достаточно сложную систему умствен­ных действий, мыслительных операций, которые необходимы для использования знаний в решении практических или теоретических проблем. Выполняя учебные задания и овладевая умственными действиями и способами учебной работы, учащийся вместе с тем развивает свою мыслительную деятельность. Так, решая матема­тическую задачу или усваивая исторические факты, школьник стихийно, неосознанно учится анализу и сравнению, абстрагиро­ванию и обобщению, которые являются основными мыслитель­ными операциями.

    Вместе с тем ошибочно было бы полагать, что любое усвое­ние нового знания или действия автоматически приводит к раз­витию мышления. Например, механическое заучивание фактов, событий, понятий в разных школьных предметах не отразится на работе мышления. Поэтому для формирования мышления в учебной деятельности необходимо создавать определенные ус­ловия. Главное условие эффективного развития мышления – по­становка в обучении специальной задачи, которая решается ис­пользованием в учебной деятельности особых заданий. Выше­сказанное характеризует другую сторону умственного развития, относящуюся к процессу мышления, к освоенности мыслитель­ных операций, действий[28].

    Таким образом, естественно и закономерно выделение в умст­венном развитии двух его взаимосвязанных сторон. Первая – это совокупность, сумма, фонд усвоенных знаний, аккумулированных в соответствующих понятиях, образах, представлениях. Вторая сторона – процессуальная; это набор хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, операций, действий.

    Обе стороны умственного развития неразрывно связаны друг с другом, находятся в сложных, неоднозначных отношениях.

    Знания определяют содержание мышления, его материал; от их системы зависит ход рассуждений. Системность знаний обеспечи­вает единство, целостность и активность мышления. Развитие мышления невозможно без материала для него, то есть без тех по­нятий, образов, представлений, установление логических отноше­ний между которыми и составляет, по мнению психологов, суть логического мышления[12].

    Вместе с тем несформированность отдельных мыслительных операций не позволяет человеку овладеть знаниями определенной глубины и степени сложности, а также сделать их мобильными. Например, только умения классифицировать и систематизировать позволяют человеку вовремя, в нужный момент в ходе рассужде­ния извлечь из обширного запаса знаний нужные факты, доказа­тельства, то есть сделать знания активными, мобильными.

    Согласно исследованиям психологов интенсивное, стреми­тельное развитие понятийного логического мышления, являюще­еся характерной чертой подросткового возраста, делает возмож­ным в этом возрасте усвоение довольно сложного содержания знаний, составляющего основы многих фундаментальных наук[8, 20]

    Школа оказывает огромное влияние на умственное развитие учащихся[34]. На уроках даются в специально препарированном виде обширные систематизированные знания об окружающем мире. Возможно, они не полностью совпадают с последними данными и выводами «большой науки»; тем не менее это определенная осно­ва общечеловеческого знания, которая должна быть усвоена все­ми школьниками. Ценность этих знаний для развивающегося мышления очень велика. Но не одна школа влияет на развитие мышления ребенка и подростка, не только она снабжает его ин­формацией. Умственное развитие человека происходит и в обще­нии с окружающими его людьми, и под влиянием источников массовой информации. И все же роль школы в формировании по­следовательного и систематического мышления ребенка и подрост­ка можно считать основной, определяющей.

    В качестве критерия умственного развития, отражающего ко­личественные и качественные изменения, происходящие в когни­тивных характеристиках индивида со временем, для определения отдельных этапов используется термин «уровень умственного развития»[5].

    Понятия «умственное развитие» и «уровень умственного раз­вития» не следует отождествлять с понятием «умственные способ­ности». Умственные способности и уровень умственного развития соотносятся между собой примерно так же, как любая способ­ность соотносится с уровнем достижений в соответствующей дея­тельности. Не всегда низкий уровень достижений может означать отсутствие способностей, а по уровню умственного развития нельзя судить об умственных способностях человека. Темнеменее нельзя не признать, что уровень умственного развития зависит, среди прочих факторов, и от умственных способностей. Прав, на наш взгляд, Н. С. Лейтес [21,30], утверждая: «Подлинное умственное раз­витие, очевидно, не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость, в некоторых отношениях единство умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнений». Вместе с тем очевидно, что уровень умственного развития обусловлен многими фактора­ми, такими, как условия жизни, методы обучения и пр. Уровни умственного развития отражают этапы проявления формирую­щихся умственных способностей.

    Умственное развитие иногда неправомерно сближают с поня­тием «обучаемость». Чаще всего под обучаемостью понимают индивидуальную способность к усвоению знаний, проявляемую в легкости и быстроте их приобретения и использования. Ос­новным показателем обучаемости выступает «темп продвиже­ния» По некоторым данным, чем выше уро­вень умственного развития, тем выше темп продвижения учаще­гося.

    Однако, признавая исключительную важность обучаемости как характеристики умственного развития, нельзя тем не менее согласиться с их отождествлением, с тем, что по обучаемости можно судить об уровне умственного развития. Н. С. Лейтес на основе собственных исследований пришел к выводу о том, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость не прогрессирует аналогичным образом. Напротив, «обучаемость школьников младших классов в некоторых отношениях превосходит обучае­мость школьников последующих классов». Поэто­му нельзя оценивать уровни умственного развития и обучаемости без учета возрастных особенностей индивидов.

    Кроме того, существует не только количественная, но и каче­ственная сторона умственного развития, касающаяся во многом личностных черт человека.          Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать вне сферы его интересов, чувств, характера, других черт, составляющих склад его личности. Поэтому «подход к про­явлениям обучаемости, как и к умственному развитию, с необхо­димостью должен быть возрастным и личностным» [].

    Итак, нельзя признать обучаемость, темп продвижения всеобъ­емлющей характеристикой умственного развития.

    Есть свои недостатки и у других предлагаемых в качестве пока­зателей умственного развития характеристик мышления, таких, как соотношение эмпирического и теоретического типов, развитие внутреннего плана действий – способ­ности действовать в уме, усвоение и примене­ние логических суждений, категориальное обоб­щение, использование символического плана[35].

    Общий недостаток этих показателей прежде всего состоит в их ограниченности только отдельными сторонами мышления, хотя, как уже указывалось, на уровень умственного развития оказыва­ют влияние и другие факторы. Кроме того, некоторые из назван­ных показателей недостаточно дифференцируют индивидов и не всегда приложимы к индивидам разных возрастов. Так, с помо­щью внутреннего плана действий можно измерить индивидуаль­ные различия в умственном развитии только у детей до 12-13 лет, так как к этому возрасту завершается формирование этой сторо­ны умственного развития у всех детей.

    В поисках конкретных показателей уровня умственного раз­вития некоторые психологи обращаются к анализу целостной учебной деятельности. Рассматриваются такие ее характеристи­ки, как способность усваивать знания и приемы учебной работы, способность к обобщенному переносу умственных действий на новый материал, в новые условия[28.36]

    Часть исследователей ищут показатели умственного развития в характеристиках творческого мышления, таких, как творческое преобразование материала в проблемной ситуации, интеллектуальная инициатива как про­должение мыслительной деятельности за пределами требований конкретной задачи, гибкость мышления, умение находить новые способы решения[30,33,35].

    Ни один из выделяемых показателей не является исчерпываю­щим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивидов на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно най­ти универсальную характеристику умственного развития, кото­рую с одинаковой успешностью можно было бы применить для его оценки у человека любого возраста независимо от образова­ния, условий жизни, опыта основной деятельности. Нельзя не со­гласиться с Л. С. Выготским, который считал, что не может быть одинаковых единиц для измерения всех ступеней в развитии ин­теллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры.

    Возвращаясь к рассмотренному выше пониманию умственного развития как функции накопленного фонда знаний, а также сово­купности мыслительных операций, обеспечивающих приобрете­ние этих знаний, отметим ряд преимуществ этого определения. Во-первых, оно охватывает не отдельные особенности мышления, а мыслительную функцию в целом, то есть отражает содержание, формы и способы мышления. Во-вторых, исследования убеди­тельно показывают, что успешность любой умственной работы (в том числе и учебной) зависит как от объема, осмысленности и подвижности знаний, так и от активной мыслительной деятельно­сти, обеспечиваемой сформированностью анализа, сравнения, рассуждения, обобщения, умозаключения и прочих умственных действий. В-третьих, обучение в школе приводит к существенным сдвигам в развитии именно отмеченных характеристик умствен­ного развития – знаний и мыслительной деятельности. Следова­тельно, состояние мышления – это чувствительный аппарат, от­ражающий особенности учебной деятельности, что очень важно при оценке умственного развития школьников. Итак, сказанное свидетельствует о том, что продуктивнее и правильнее понимать умственное развитие с учетом и накопленных знаний, и уровня сформированности разных сторон мышления.

     

     

    • Характеристика особенностей тренировочной деятельности юных футболистов 12 лет.

     

    Программы подготовки юных  футболистов имеют широкую дифференцированность, и составляются с учетом различных особенностей.   К ним относятся возрастные, индивидуальные, антропометрические особенности, гендерные признаки, уровень физического развития и физической подготовленности. В зависимости от целей их можно объединить в две группы учебно-тренировочные и  спортивно-оздоровительной направленности.

    Главным признаком, отличающим их друг от друга является объем двигательной нагрузки, заключающихся в интенсивности и длительности двигательной активности.

    Количест­венная величина двигательной активности, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообраз­ных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка, признается гигиенической нормой. Она рег­ламентирует объем и интенсивность движений и служит науч­ной основой при разработке режима учебно-тренировочных занятий. Отличительной особенностью                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              нормирования двигательной активности детей и подростков яв­ляется учет их возрастных различий. Чем старше ребе­нок, тем большая величина двигательной активности (как по объему, так и по интенсивности) рекомендуется в качестве нормы.

    Особенностью нормирования является то, что регламентируется не только нижняя граница (минимальная ве­личина), но и верхняя (максимальная величина), изменение двигательной активности в пределах этих границ считается допустимым, так как не оказывает существенного воздействия на здоровье детей и подростков.

    Результаты экспериментальных исследований и указанные выше принципы нормирования послужили основой для разра­ботки гигиенических рекомендаций по оптимальной величине двигательной активности детей и подростков.

    Таблица 1. Рекомендуемые нормы двигательной активности

    Возрастная группа Локомоции, тыс. шагов Продолжительность двигательного компонента, ч
    3-4 9-12 5-6
    5-6 11-15 5-5
    7-10 15-20 4-5
    11-14 18-25 3-4

     

    Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительности (в часах) двигательного компонента в режиме дня.

    Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с од­ной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, ко­личество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вы­зываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударно­го и минутного объемов крови и т. д.).

    Для решения цели исследования проанализируем общеобразовательные учебные планы и программы учебно-тренировочных занятий в исследуемых группах (табл.3 и 4 приложения). В качестве исследуемых групп в работе выбраны группы учащихся 12 лет  школы №82 г. Ижевска, занимающиеся по учебно-тренировочной (УТГ) программе и группа учащихся школы №28, которые занимаются в спортивно – оздоровительной  группе (СОГ) футболистов.

    Главным отличием данных программ друг от друга являются их цели: учебно- тренировочные программы (УТГ) имеют основной целью достижение спортивного результата. В отличие же от них программы спортивно-оздоровительной направленности (СОГ) имеют целью гармоничное развитие личности. И в расхождении целей проявляется особенность построения программ подготовки юных футболистов.

    Рассматривая общеобразовательные недельные планы, на первый взгляд отличия в группах незначительны (табл.3 и 4 приложения).

    Как видно из показателей таблицы общее количество учебных часов  в обоих случаях одинаково и составляет 34 часа в неделю или 1088 часов в годовом цикле.  Однако, несмотря на одинаковое число учебных часов, имеются отличия в учебных планах. В графе «Образовательные области» в части «Обществознание» на предмет «География» для учащихся 7-го класса 82 школы отведено 3 часа в неделю, то в 28 школе 2 часа. Годовая разница составит 32 часа.

    В части «Физическая культура» в школе № 82 произведена дифференциация предмета по специализациям «Плавание» и «Гимнастика». В части «Технологии» дополнительно введен предмет «Прикладная физическая культура» – 1 час. Итого в данной школе на данную область знаний отведено 3 часа, а в школе № 28 – 2 часа.

    В школе № 28 наряду с теми предметами, которые имеются в 82 школе, даются знания по предмету «Второй иностранный язык», «Основы информатики» и «Граждановедение». В этой школе дополнительно к общеобразовательным предметам введены факультативы и кружки по выбору школьников, в школе № 82  данные предметы заменяются учебно-тренировочным процессом.

    Таким образом, поводя итог анализа общеобразовательных учебных планов следует сказать, что в целом, не смотря на имеющуюся разницу можно сказать, что существенных различий они не имеют.

    Проанализируем учебно-тренировочные программы юных футболистов исследуемых групп. Для этого сведем данные в таблицу 2.

    Таблица 2. Нормативы учебно – тренировочных программ для футболистов 12 лет.

    Группы исследуемых Кол-во часов в неделю Количество недель в году Теория, Ф.В часов в год Практика, часов в год Итого, часов в год
    СОГ 6 40 15 225 240
    УТГ 15 46 30 660 690

     

    Как видно из результатов таблицы режимы учебно-тренировочной деятельности в исследуемых группах имеют значительные различия. Количество годовых учебных часов в группе юных футболистов школы № 28 в 2,8 раза (690/240=2,8)  превышает количество учебных часов программы подготовки юных футболистов СДЮШОР. На наш взгляд столь интенсивная занятость будет негативно сказываться на уровне умственного развития юных футболистов, поскольку, как уже говорилось выше умственное развитие является отражением усваиваемости учебной информации, систематической тренировкой оперативных механизмов головного мозга. Но  направленность активной деятельности юных футболистов  на развитие физических качеств отвлекает большую часть времени и энергии, что не позволяет достаточно развиваться умственно. Учащиеся же общеобразовательной школы, наряду с посещением секции футбола, посещают различные кружки и факультативы.

    Наглядно это можно представить в виде круговой диаграммы показателей недельного цикла общеобразовательного и учебно-тренировочного процессов.

     

    Рисунок 1. Соотношение общеобразовательного и учебно-тренировочного процесса в УТГ.

     

    Рисунок 2. Соотношение общеобразовательного и учебно-тренировочного процесса в  СОГ.

    Как видно из рисунков соотношение тренировочной и общеобразовательной нагрузок в недельном цикле имеют значительные различия.

    В заключении хочется сказать, что немаловажную, а возможно и одну из главных ролей при формировании личности юных футболистов имеет тренер. Тренеру учебно-тренировочных групп необходимо целенаправленно мотивировать учеников не только на достижение спортивного результата, но и уделять должное внимание теоретической подготовке юных футболистов, с расстановкой акцентов на значимость умственной подготовленности в достижении спортивного результата в такой сложной и динамичной игре, как футбол.

      

    Глава 2. Организация и методика исследования

    2.1 Организация исследования

    Исследование проводилось в период с 2003 – по 2005 год.

    Исследование проводилось на мальчиках 7-го класса общеобразовательной школы № 28, занимающихся по спортивно – оздоровительной программе( далее в работе СОГ) и спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 82 (футбол) города Ижевска (далее в работе УТГ).

    Всего выборка составила 30 человек.      Из них  15 учеников УТГ и 15 учеников СОГ.

    Для выполнения цели и  решения поставленных задач нами было организованно исследование. Исследование включало в себя три этапа. Схематическое изображение приведено на рисунке 1.

      Первый этап: Январь – Май 2003 г.  
    1. Выбор темы и объекта исследования. 2. Анализ литературных источников и написание курсовой работы.
     
      Второй этап: Сентябрь 2004 – март 2005гг.  
    1. Анализ научно-методической литературы и выбор  методов исследования. 2. Организация и проведение исследований.
      Третий этап:  Январь – Май 2005г  
    1. Анализ и систематизация результатов исследования. 2. Конечная обработка результатов исследования и написание выпускной квалификационной работы.

    Рисунок 3. Этапы исследования.

     

     

    2.2 Методы исследования.

     

    В ходе исследования применялись такие методы как:

    1. Анализ литературных источников.
    2. Анализ учебно-тренировочных программ.
    3. Метод диагностики уровня умственного развития;
    4. Сравнительный анализ результатов;
    5. Методы математической статистики

    Для диагностики уровня умственного развития учащихся 12 лет использовался школьный тест умственного развития (ШТУР) предложений в книге Акимовой М. К., Борисовой Е М, Гуревича К М., Козловой В Т., Логиновой Г П. «Школьный тест умственного развития»  М., 1987. [2].

    Школьный тест умственного развития (ШТУР)

    Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов. Данное тестирование проводилось дважды – в сентябре 2004года и   в апреле 2005г.

    ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

    Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

    Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.

    Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

    Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

    Руководство по проведению теста.

    Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

    При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

    Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: “Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

    Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

    На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!”.

    После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства напряженности).

    По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом “стоп”, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

    В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

     

    Обработка результатов тестирования.

    Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

    Количественная обработка:

    1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) -балл по тесту и субтесту – выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;

    2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.

    Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.

    При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.

    Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.

    Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;

    3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

    По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа. [2];

    4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

    – первая – наиболее успешные -10%;

    – вторая – близкие к успешным – 20%;

    – третья – средние по успешности – 40%;

    – четвертая – малоуспешные – 20%;

    – пятая – наименее успешные-10%.

    Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат – процент выполненных каждой из них заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

    Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;

    5) установлено, что с возрастом от 7 к98-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;

    6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже», основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно рекомендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие баллы семиклассника ниже 30, восьмиклассника ниже 40, девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у семиклассника, 90-у восьмиклассника и 100 – у девятиклассника.

    Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа – выяснение количества баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.

    Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

    Качественная обработка:

    1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

    2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп. Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

    По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;

    3) анализ качественной стороны субтеста 3 «Аналогии» проводится по следующим направлениям:

    – выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

    – выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид – род, часть –целое, причина – следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; – выявление типичных ошибок при установлении логических связей;

    Характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 7-9 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

    Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;

    4) анализ качественной стороны субтеста 4 «Классификации» проводится по следующим направлениям:

    – выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

    – выявление типа заданий – с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;

    5) анализ качественной стороны субтеста 5 «Обобщения» проводится по следующим направлениям:

    – определение характера типичных обобщений – по конкретному, видовому, категориальным признакам;

    – выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

    6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: -на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития – осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления – представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

    – по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;

    – каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;

    7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам.

    Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению. В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.  В своем  исследовании мы применяли набор А.

    Описание и примеры набора заданий № 1 А.

    Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово. Пример: одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ….? а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.

    Правильным ответом будет «жизнеописание». Поэтому оно должно быть подчеркнуто. Описание и примеры набора заданий 2А.

    К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово – синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

    Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ:

    «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

    Описание к примеру набора заданий № 3

    Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

    Пример: песня:  композитор = самолет: ?

    а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.

    Правильный ответ: «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто.

    Следующий пример:

    добро: зло = день:?

    Описание и примеры набора заданий № 4. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

    Пример: а) тарелка, б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пяток слова обозначают посуду, а третье слово – мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

    Описание к примеру набора заданий № 5

    Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

    Пример: ель – сосна. Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

    Описание и примеры задания № 6

    Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу.

    В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

    Пример: 2, 4, 6, 8, 10, …

    В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.

     

     

    Субтест 1А. Осведомленность 1 IQ.

    Время выполнения – 6 мин.

    Инструкция. Завершите предложение наиболее подходящим словом? Его надо выбрать из перечисленных ниже слов. В бланке ответов запишите букву которой это слово помечено. Например: одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и а) случай, б) судьба, в) жизнеописание, г) книга, д) повесть.

    Правильный ответ «жизнеописание». Поэтому в бланке ответов в соответствующем месте написали бы букву «в».

     

    1. Осло – столица государства:

    а) Ирландия  б) Швеция  в) Норвегия г)  Англия  д) нет такой страны

    1. Первооткрывателем Америки был:

    а) Джеймс Кук  б) Ф.Магеллан  в) Л.Беринг  г) Колумб

    1. Правитель, который имеет неограниченную власть, называется:

    а) диктатор  б) президент  в) демократ  г) феодал  д) премьер-министр

    1. Синонимом к слову «верный» будет слово:

    а) похожий  б) правдоподобный  в) одинаковый  г) истинный  д) нейтральный

    1. Человек, одинаковый с кем-либо по возрасту, называется:

    а) товарищ  б) друг  в) единомышленник  г) коллега  д) сверстник

    1. Луна светит, потому что:

    а) излучает свет  б) нагревается днем и, остывая, излучает свет ночью  в) это источник света  г) отражает свет Солнца  д) поворачивается к Земле ночью другой, светлой, стороной

    1. Столицей древней Руси был город:

    а)  Киев  б) Новгород  в) Москва  г) Рязань  д) Владимир

    1. Человек, который охотится в заповеднике, называется:

    а) нарушитель  б) охотник  в) преступник  г) злодей  д) браконьер

    1. Поверхность Земли может быть равнинной или:

    а) болотной  б) гористой  в) глинистой  г) песчаной  д) черноземной

    1. Противоположным понятием к слову «естественный» будет:

    а) натуральный  б) качественный  в) крепкий  г) стойкий  д) искусственный

    1. Автор сказки «Дюймовочка»:

    а) В.А. Жуковский  б) М.Ю. Лермонтов  в) А.С. Пушкин  г) Шарль Пьеро  д) Г.Х. Андерсен

    1. Материк, по которому протекает Волга, называется:

    а) Африка  б) Америка  в) Евразия  г) Антарктида  д) Австралия

    1. Гранью куба является:

    а) треугольник  б) прямоугольник  в) квадрат  г) круг  д) ромб

    1. Для измерения атмосферного давления используется:

    а) термометр  б) барометр  в) телескоп  г) микроскоп  д) хронометр

    1. Естественным спутником Земли является:

    а) Юпитер  б) Луна  в) Солнце  г) Венера  д) Меркурий

     

     

    Субтест 2А. Осведомленность 2

    Время выполнения – 3 мин.

    Инструкция. К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из 4-х предложенных ниже слово – синоним, т.е. такое слово, которое совпадает с ним по смыслу.

    Пример: биография

    а) случай  б) книга  в) писатель  г) жизнеописание

    Ответ: г) жизнеописание

     

    1. Равносторонний прямоугольник:

    а) четырехугольник  б) квадрат  в) ромб  г) трапеция

    1. Прогноз:

    а) погода  б) температура  в) заморозки  г) предсказание

    1. Стерильный:

    а) чистый  б) светлый  в) очищенный от микробов  г) медицинский

    1. Благотворительность:

    а) инициатива  б) сочувствие  в) милосердие  г)состоятельность

    1. Филателия – коллекционирование и изучение:

    а) значков  б) марок  в) открыток  г) монет

    1. Вежливость:

    а) эгоизм  б) воспитанность  в) прилежание  г) аккуратность

    1. Идеальный:

    а) красивый  б) светлый  в) совершенный  г) яркий

    1. Гуманизм:

    а) бескорыстность  б) человеколюбие  в) разоружение  г) одухотворенность

    1. Авторитет:

    а) дружелюбие  б) мнение окружающих  в) отношение к человеку  в) признание обществом

    1. Измена:

    а) рискованность  б) подстрекательство  в) невежество  г) предательство

    1. Родина:

    а) родители  б) отечество  в) край  г) город

    1. Аккуратность:

    а)  вежливость  б)  тактичность  в) искренность  г) тщательность

    1. Искусственный:

    а) качественный  б) синтетический  в) натуральный  г) совершенный

    1. Абракадабра:

    а) бессмыслица  б) верное решение  в) интеллектуальная игра  г) выдумка

    1. Орфография:

    а) древнее произношение  б) правописание  в) чтение  г) наблюдение

     

     

    Субтест 3А. Аналогии

     

    Время выполнения – 6 мин.

    Инструкция. Вам предлагаются трои слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти:

    Пример: песня: композитор торт…

    А) кулинария  б) кондитер  в) продавец  г) пекарня

    Ответ: б) кондитер. Значит в бланке ответов нужно бы записать букву (б).

     

    1. Отрезок: треугольник – знаменатель:

    а) деление  б) прямая  в) дробь  г) числитель

    1. Существительное: склонять – глагол:

    а) изменять  б) образовывать  в) писать  г) спрягать

    1. Рассказ: проза – стихотворение:

    а) сказка  б) баллада  в) поэзия  г) поэт

    1. Осадки: засуха – Запад:

    а) Восток  б) Юг  в) дождь  г) ветер

    1. Мягкий знак после шипящих: существительные 3-го склонения жен. Рода – ъ перед е, ё, ю, я:

    а) после приставок на согласную  б) после суффиксов  в) после корня  г) после приставок на гласную

    1. Параллелепипед: ребро – треугольник:

    а) площадь  б) объем  в) сторона  г) длина

    1. Миллиметр: километр – грамм:

    а) тонна  б) гектар  в) см  г) кг

    1. Восток: Запад – синоним:

    а) омоним  б) антоним  в) словосочетание  г) синтаксис

    1. Существительное: часть речи – извержение вулкана:

    а) природное явление  б) землетрясение  в) испарение  г) наводнение

    1. Глаз: зрение – кожа:

    а) обоняние  б) осязание  в) ощущение  г) запах

    1. Прилагательное: часть речи – подлежащее:

    а) подлежащее  б) второстепенный член предложения  в) служебная часть речи  г) обозначает предмет

    1. А.С. Пушкин: поэт – П.И. Чайковский:

    а) художник  б) поэт  в) композитор  г) писатель

    1. Сумма: сложение – произведение:

    а) частное  б) множители  в) умножение  г) деление

    1. Яблоко: кожура – орех:

    а) оболочка  б) панцирь  в) кора  г) скорлупа

    1. Цветы: букет – колосья:

    а) поле  б) сноп  в) гербарий  г) хлеб

     

     

    Субтест 4А. Классификация

    Время выполнения – 5 мин.

    Инструкция. Вам даны 5 слов, 4 из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его необходимо найти.

    Пример: а) яблоко  б) груша  в) морковь  г) персики  д) финики

    Ответ: лишнее слово – морковь. В бланке ответов написали бы букву (в).

     

    1. а) приставка б) предлог  в) суффикс  г) окончание  д) корень
    2. а) дождь б) снег  в) осадки  г) град  д) ливень
    3. а) треугольник б) ромб  в) квадрат  г) шар  д) круг
    4. а) миллиметр б) метр  в) километр  г) градус  д) сантиметр
    5. а) темный б) светлый  в) голубой  г) яркий  д) тусклый
    6. а) существительное б) глагол  в) прилагательное  г) предлог  д) приставка
    7. а) Глазов б) Сарапул  в) Казань  г) Воткинск  д) Можга
    8. а) умножение б) сложение  в) сумма  г) деление  д) вычитание
    9. а) самолет б) пароход  в) транспорт  г) поезд  д) автомобиль
    10. а) глубокий б) низкий  в) светлый  г) высокий  д) широкий
    11. а) загадка б) сказка  в) поговорка  г) пословица  д) рассказ
    12. а) Петр б) Суворов  в) Александр Невский  г) Хан Батый  д) Кутузов
    13. а) тундра б) Арктика  в) Сибирь  г) степи  д) лесная полоса
    14. а) рот б) пищевод  в) кишечник  г) слюна  д) желудок
    15. а) устье б) исток  в) приток  г) берега  д) течение

     

     

    Субтест 5А. Обобщение

    Время выполнения – 6 мин.

    Инструкция. Вам предлагается 2 или несколько слов. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Назовите слово, обозначающее это общее, и запишите его в бланке ответов.

    Пример: ель – сосна

    Ответ: «хвойные деревья»

    1. Снег – ливень
    2. Треугольник – квадрат
    3. Сказуемое – подлежащее
    4. м. – см.
    5. Деление – умножение
    6. Буря – молния
    7. Слоны – антилопы
    8. Вода – воздух – земля
    9. Горы – озера
    10. Азот – кислород – углекислый газ
    11. Сердце – кровеносные сосуды
    12. Восток – Запад
    13. Гранит – каменный уголь
    14. Сказка – былина
    15. Марс – Меркурий

     

    Субтест 6А. Числовые ряды

    Время выполнения – 5 мин.

    Инструкция. Предлагаем Вам ряды чисел расположенных по определнному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

    Пример: 4, 6, 8, 10,…

    Ответ: 12. его и надо было бы записать в бланке.

     

    1. 5, 7, 9, 11, 13, 15, …
    2. 2, 2, 5, 5, 8, 8,…
    3. 10, 11, 21, 22, 23, 33,…
    4. 10, 12, 14, 9, 11, 13,…
    5. 2, 4, 8, 16, 20, 40,..
    6. 248, 124, 132, 66, 74, 37,…
    7. 4, 144, 4, 140, 4, 185,…
    8. 1, 10, 95, 130, 160, 185,…
    9. 2, 1, 4, 3, 6, 5,…
    10. 27, 25, 28, 24, 29, 23

     

     

    Методы математической статистики включают в себя:

    • построение результатов исследования в шкалы;
    • расчет показателей средних арифметических;
    • расчет динамики показателей умственного развития.
    • расчет коэффициента корреляции.

    Математически – статистический анализ результатов проводился по методике предложенной в книге Ю.Д Железняка и П.К. Петрова «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте».

    1). Для выявления средних величин использовалась формула расчета средней арифметической взвешенной.

     

        ∑ Хi fi

           Х =   ——¾¾                                                                                                1.

                        ∑ fi

    где  знак суммирования;

    Хi – значение осредняемого признака;

    fi –  частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.

    2). Динамика показателей рассчитывалась по формуле темпов прироста:

                   D Y = ( (YoYi) / Yo ) х 100 %                                      2.

    Где D Y – темп прироста показателя.

    Yo – первоначальное значение показателя.

           Yi – i-е значение показателя.

    Также в работе производился корреляционный анализ зависимости между уровнем  умственного развития и режимом учебно-тренировочной деятельности. Анализ производился при помощи персонального компьютера в программе МS Excel.

    Расчеты производились по формуле ранговой корреляции:

                     

                          å ( Xi – X)(Yi – Y)

              r =  ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾                                                               

                               Ö å( Xi – X)2(Yi – Y)2

    где r – коэффициент корреляции;

                  Хiотдельные значения первого признака;

                  Yiотдельные значения второго признака;

                     Xсреднее значение первого признака;

                   Yсреднее значения второго признака.

     

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

    3.1. Определение уровня умственного развития юных футболистов

     

    При определении уровня умственного развития юных футболистов 12 лет результаты обоих тестировании по  ШТУР сводились в сводные таблицы 1 и 2 , приведенные в приложении  на их основе построим таблицу 3 и рисунок 4.

    Таблица 3. Результаты ШТУР учащихся учебно-тренировочной и спортивно-оздоровительной групп.

    Группы исследуемых Средний общий результат

    в баллах

    СОГ 73,9  
    УТГ 63,4  

    При Р=0,05

    По результатам таблицы 3 приложения  видно, что средний уровень умственного развития (по ШТУР) учащихся группы спортивно-оздоровительной направленности составил 73,9 балла. Уровень интеллектуального развития учащихся группы УТГ составил 63,4 балла. Таким образом, из выше указанных результатов видно, что средний уровень умственного развития юных футболистов группы спортивно-оздоровительной направленности выше нежели в учебно-тренировочной группе.

    Рисунок 4. Уровни умственного развития юных футболистов.

    Как уже говорилось выше, в градации уровня умственного развития для данного возраста, общий результат, имеющий значение ниже 30 баллов рассматривается как очень низкий. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75. В нашем случае результаты     (рисунок 1) ШТУР лежат в коридоре между низким показателем и высоким показателем умственного развития и свидетельствуют о среднем их значении.

      Проанализируем за счет каких субтестов были достигнуты выше указанные результаты. Для этого построим таблицу 4 и рисунки 5 и 6.

    Таблица 4.Средние  результаты субтестов.

     

    Группы исследуемых

    Средние результаты субтестов в баллах Средний  общий результат
    1 2 3 4 5 6
    СОГ 79,4 75,6 70,3 82,5 73,5 60,5 73,9
    УТГ 71,9 56,5 58,7 76,2 59,8 52,8 63,4

    При Р=0,05

    Как видно из результатов таблицы наивысшее значение имеют результаты по субтесту 4 «Классификация». Средний результат в группе юных футболистов школы  № 28 имеет значение 79,4 баллов, а  средний результат учащихся  школы футбола № 82 имеет значение 71,9 балла.

     

    Рисунок 5.  Шкала средних значений  субтестов  ШТУР учащихся группы СОГ..

     

    Рисунок 6.  Шкала средних значений  субтестов  ШТУР учащихся УТГ.

    В обеих исследуемых группах наименьшее значение имеют результаты по субтесту 6 «Числовые ряды». Их средние результаты  имеют значение 60,5 балла в группе юных футболистов СОГ и 52,8 балла в группе юных футболистов УТГ.

    Проанализируем группы исследуемых относительно их близости к социально-психологическому нормативу.  В нашем случае условным максимальным достижением для данного возраста исследуемых можно считать результат решения заданий тестов  в 75 баллов. Средним 50 и выше. Минимальным – 30 баллов.

    В психологической литературе при анализе выборки по его составу и результатам тестирования  выделяют на 5 групп:

    • первая – наиболее успешные -10%;
    • вторая – близкие к успешным – 20%;
    • третья – средние по успешности – 40%;
    • четвертая – малоуспешные – 20%;
    • пятая – наименее успешные – 10%.

    В нашем случае при ранжировании групп исследуемых по выше указанным показателям, были получены следующие результаты, приведенные в таблицах 5 и 6.

    Таблица 5. Ранжирование группы юных футболистов спортивно-оздоровительной группы по результатам ШТУР.

     

    Показатели

    Категории исследуемых
    1 2 3 4 5
    Количество человек. 3 2 8 0 0
    Удельный вес в выборке в %. 23,1 15,3 61,6 0 0

     

    По результатам таблицы 3.3 видно, что преобладающее количество выборки – 61,6% составляют ученики, чей уровень умственного развития можно отнести к среднему уровню умственного развития. В выборке у 3 учеников обнаружены высокие для данного возраста показатели умственного развития и в 2 случаях близкие  к высоким по успешности решения заданий. Максимальным результатом в данной группе был результат равный 87,5 балла

    Таблица 6. Ранжирование группы юных футболистов учебно-тренировочной группы по результатам ШТУР.

     

    Показатели

    Категории исследуемых
    1 2 3 4 5
    Количество человек. 0 0 11 2 0
    Удельный вес в выборке в %. 0 0 84,7 15,3 0

     

    Особенность группы исследуемых юных футболистов 12 лет учебно-тренировочной группы явилось отсутствие наиболее успешных и близких к наиболее успешным учеников. Основной состав выборки составляют ученики относящиеся к средним по успешности, они составили 84,7%. Обнаружены в 2 случаях, что составило 15,3 % в удельном весе выборки, ответы относящиеся к малоуспешным.

    Как говорит Гуревич К.М, уровень умственного развития не есть величина постоянная, а динамичная, зависящая от множества факторов, и  с возрастом имеющая значительные изменения, то, основываясь на этом утверждении следует разрабатывать программы умственного развития учащихся специализированных спортивных школ.

    Проанализируем динамику изменений показателей уровня умственного развития в рассматриваемых группах. Для этого составим таблицы. В таблицах рассчитаем динамику изменений уровня умственного развития в течении учебного года от первого до второго тестирования.

    Таблица 7. Динамика показателей умственного развития учащихся  учебно-тренировочной группы.

     

    Показатели

    Субтесты  

    Средние

    1 2 3 4 5 6
    Результаты первого тестирования 75,6 70,2 65,2 78,5 68,0 56,5 69,2
    Результаты второго тестирования 83,1 81,2 75,4 86,5 78,9 64,4 77,7
    Динамика показателей субтестов в % 9,9 15,6 15,4 10,2 16,0 13,9 12,2%

     

     

    Рисунок 7. Динамика показателей умственного развития учащихся  СОГ.

    Как видно из результатов таблицы и рисунка  динамика общих показателей умственного развития в группе юных футболистов спортивно-оздоровительной группы составила за рассматриваемый период 12,2 %. В целом по группе обнаружена положительная динамика показателей субтестов. Наибольшие сдвиги произошли по субтесту 5 «Обобщение». Динамика составила 16,0 %. Наименьшие сдвиги обнаружены в показателях субтеста 1 «Осведомленность» динамика составила 9,9%.

    Динамика показателей умственного развития юных футболистов учебно-тренировочной группы  за рассматриваемый период составила следующее:

    Таблица 8. Динамика показателей умственного развития учащихся  учебно-тренировочной группы.

     

    Показатели

    Субтесты  

    Средние

    1 2 3 4 5 6
    Результаты первого тестирования 63,9 53,2 54,2 72,7 53,5 49,3 58,7
    Результаты второго тестирования 74,6 59,9 63,1 80,2 66,2 56,2 66,7
    Динамика показателей субтестов в % 16,7 12,5 16,4 10,3 23,7 13,9 13,6%

     

     

    Рисунок 8. Динамика показателей умственного развития учащихся УТГ.

    Динамика общих средних показателей умственного развития учащихся школы футбола № 82 составила 13,6%. Наибольший прирост показателей умственного развития обнаружен в результатах субтеста 5 «Обобщение», динамика составила 23,7%. Наименьший показатель  динамики обнаружен в субтесте 4 «Классификация» – 10,3%.

    Сравнивая динамические показатели ШТУР, за анализируемый период, в выше указанных группах. Следует сказать, что динамика показателей умственного развития юных футболистов УТГ имеет более высокий показатель нежели у юных футболистов СОГ. Однако  на фоне высокой динамики показателей умственного развития учащихся 82-й школы их уровень умственного развития в обоих случаях тестирования обнаружен на более низком уровне, нежели у учеников 28-й школы.

    Подводя итог, следует сказать, что по результатам исследования выявлено, что юные футболисты 12 лет занимающиеся по программе учебно-тренировочной направленности значительно уступают по всем показателям умственного развития юным футболистам 12 лет спортивно-оздоровительной группы.

    Данную тенденцию, на наш взгляд можно объяснить разнонаправленностью векторов мотивации в рассматриваемых группах. В связи с чем, тренерам учебно-тренировочных групп необходимо проводить мероприятия направленые на повышение познавательной активности учеников.

     

     

    3.2 Исследование  взаимосвязи умственного развития и режима учебно-тренировочной деятельности

    Целью нашего исследования было  определить взаимосвязь между уровнем умственного развития и режимом учебно-тренировочной деятельности юных футболистов 12 лет.

    В ходе исследования более высокий уровень умственного развития был обнаружен в группе юных футболистов учебно- тренировочной группы.

    Динамика показателей умственного развития имеет большее значение в группеУТГ, однако несмотря на это, как  при первом так и при втором тестировании умственного развития они ниже чем в группе юных футболистов СОГ.

    Анализ учебно-тренировочных программ в обеих исследуемых группах вывил значительные расхождения по количеству часов в годовом цикле. Учебно-тренировочные нагрузки в СДЮШОР превышают в 2,8 раза нагрузки юных футболистов СОГ.

    Таким образом, для определения взаимосвязи уровня умственного развития и учебно-тренировочного режимов необходимо сравнить средние уровни умственного развития в исследуемых группах и режим учебно-тренировочной деятельности. Для этого построим таблицу.

    Таблица 9. Взаимосвязь умственного развития и учебно-тренировочной нагрузки.

    Группы исследуемых Средние показатели умственного развития Учебно-тренировочная нагрузка, час.в год
    Школа №28 73,9 240
    Школа № 82 63,4 690

     

    Для повышения надежности результатов исследования и подтверждения гипотезы произведем корреляционный анализ зависимости уровня умственного развития и учебно-тренировочного режима.

    Расчеты произведены в программе персонального компьютера «Excel» и здесь упускаются. По результатам анализа определен коэффициент корреляции r . Выявлено значение равное ( – 0,638).

    Таким образом, подводя итог, следует сказать, что более высокий уровень умственного развития наблюдается в группе, где учебно-тренировочный режим носит более слабый характер, однако по результатам корреляционного анализа нельзя однозначно утверждать о сильной взаимосвязи между уровнем умственного развития и режимом учебно-тренировочной деятельности, поскольку полученное значение, согласно утверждения В.Л Марищука [ ] говорит о слабой отрицательной связи между явлениями.

     

    Выводы

     

    1. Анализ программ учебно-тренировочной деятельности в исследуемых группах выявил значительные различия. Количество учебных часов учебно-тренировочной нагрузки в СДЮШОР превышают в 2,8 раза нагрузки юных футболистов спортивно-оздоровительной группы.
    2. По результатам исследования было выявлено, что средний уровень умственного развития юных футболистов спортивно-оздоровительной группы выше, нежели уровень умственного развития учащихся группы учебно-тренировочной направленности. Средние результаты обеих групп относятся к среднему уровню, для данного возраста, умственного развития.
    3. В обеих исследуемых группах обнаружен положительный прирост показателей умственного развития. Сравнивая динамические показатели ШТУР, за анализируемый период, следует сказать, что динамика показателей умственного развития юных футболистов учебно-тренировочной группы имеет более высокий показатель,  нежели у юных футболистов спортивно-оздоровительной группы. Однако  на фоне высокой динамики показателей умственного развития их уровень умственного развития в обоих случаях тестирования обнаружен на более низком уровне, нежели у учеников спортивно-оздоровительной группы.
    4. В ходе исследования взаимосвязи уровня умственного развития и режима учебно-тренировочной деятельности выявлено, что более высокий уровень умственного развития наблюдается в группе, где учебно-тренировочный режим носит меньшую интенсивность. Однако по результатам корреляционного анализа, нельзя однозначно утверждать о сильной взаимосвязи между уровнем умственного развития и режимом учебно-тренировочной деятельности, поскольку полученное значение коэффициента корреляции говорит о слабой отрицательной связи между явлениями.

    Список литературных источников

    1. Акимова М. К., Козлова В. Т.  Психологическая коррекция умственного развития школьни­ков: Учеб. пособие.  – М. – 2000г. 387с.
    2. Акимова М. К., Борисова Е М, Гуревич К М., Козлова В Т., Логинова Г П. Школьный тест умственного развития. — М., 1987г. – 215с.
    3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982. -Кн.1. – С. 66-179.
    4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2002г – 185с..
    5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. — Киев, 1989. – 678с.
    6. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб., 2003г.- 356с
    7. Введение в технологию психодиагностики. — М., 2003. — С.67-79.
    8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991г. 345с
    9. Выготский Л. С. Избр. психол. исследования. – М., 1956г.- 458с.
    10. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л., 1982г. – 145с..
    11. Гуревич К .М. Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М. 1992.- 112с.
    12. Гуревич К. М Индивидуально-психологические особенности школьников. –  М. 1988г. – 215с.
    13. Гуревич К. М. Надежность психологических тестов // Психологи­ческая диагностика. Ее проблемы и методы. — М., 1975г. – 116с
    14. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. — М.; Во­ронеж, 1998г. – 313с
    15. Гуревич К. М. Психологическая коррекция умственного развития. – М., 1990г. -181с.
    16. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985г. – 128с
    17. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре – М 2001 г. -264 с.
    18. Краткий психологический словарь Под ред. А.В.Петровского. – М., 1985г. 456с.
    19. Краткий психологический словарь. Под ред. Носе И. Н. – М., 1985г. – 358с
    20. Крутецкнй В. А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968г. – 215с.
    21. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971г. – 141с.
    22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975г. – 315с
    23. Методики психодиагностики в спорте . Сост. В. Л. Марищук и др. – М., 1990г. – 362с
    24. Носе И. Н. Введение в технологию психодиагностики. — М., 2003г. 354с
    25. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, 1987г. – 412с
    26. Одаренные дети . Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого.- М., 1991г. – 125с.
    27. Основы психодиагностики. Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н / Д, 1996г. -321г.
    28. Платонов К. К. Проблема способностей. — М., 1972г.- 562с.
    29. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М., 1981г.
    30. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996. – 221с
    31. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблужде­ния, перспективы. — М., 1999г.- 135с.
    32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 2.-365с.
    33. Рыбников Я. А. Психология и выбор профессии. — М., 1922г. – 145с.
    34. Теплов Б. М. Избранные труды. — М., 1985. — Т. 1.- 456с.
    35. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988г. -325с.
    36. Шулъц Д., Шулъц С. История современной психологии.- СПб., 2002г. – 325с.
    37. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середи­ны XX века. М., 2000г. – 231с

    Приложение.

    Тестовая тетрадь

     

    Ф._______________________                    Дата: _________________      

    И._______________________                    Школа  №_____________

    О._______________________                    Класс ________________

    Субтест 1. Субтест 2А.
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    4. 4.
    5. 5.
    6. 6.
    7. 7.
    8. 8.
    9. 9.
    10. 10.
    11. 11.
    12. 12.
    13. 13.
    14. 14.
    15. 15.

     

    Субтест 3А. Субтест 4А
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    4. 4.
    5. 5.
    6. 6.
    7. 7.
    8. 8.
    9. 9.
    10. 10.
    11. 11.
    12. 12.
    13. 13.
    14. 14.
    15. 15.

     

    Субтест 5А. Субтест 6А.
    1. 1.
    2. 2.
    3. 3.
    4. 4.
    5. 5.
    6. 6.
    7. 7.
    8. 8.
    9. 9.
    10. 10.
    11.  
    12.  
    13.  
    14.  
    15.  

     



    Таблица 1. Результаты ШТУР учащихся СОГ.

     

    Ф. И. О.

    Результаты субтестов в баллах Средний результат
    1 2 3 4 5 6
    1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест
    1. Бизмиев Р 80 94 74 84 60 74 74 80 73 80 60 60 74,4
    2. Булдаков М. 74 80 74 80 60 74 67 80 63 80 50 60 70,2
    3. Быков А. 74 80 67 74 47 47 80 80 53 74 50 60 65,5
    4. Гогерма П. 80 80 74 80 74 74 80 80 74 80 60 74 75,8
    5. Красноперов К. 100 100 80 94 100 100 94 94 81 80 70 80 89,4
    6. Маслов А. 74 80 33 45 74 80 80 94 66 80 50 60 68,0
    7. Миронов А. 74 84 74 80 40 74 80 94 66 80 70 70 73,8
    8. Овчинников А. 74 74 40 64 54 74 74 94 63 74 50 60 66,2
    9. Полищук Н. 67 74 87 94 67 74 67 74 63 80 50 60 71,4
    10. Пушкарев И. 94 100 94 100 94 94 87 94 73 74 70 74 87,3
    11. Хамитов Н. 80 100 94 100 80 94 80 100 77 94 60 60 84,9
    12. Юшков А. 74 80 74 80 67 74 74 80 66 80 60 80 74,0
    13.Демин Д. 54 67 54 74 47 64 87 94 63 74 40 40 63,2
    14.Степанов К. 74 74 67 74 54 67 80 80 73 80 60 74 71,4
    15. Сычугов И. 74 80 67 94 60 67 74 80 66 74 50 55 70,1
    Среднее значение субтестов 76,5 83,1 70,2 81,1 65,2 75,4 78,5 86,5 68,0 78,9 56,6 64,4 73,9
    Средние показатели 79,4 75,6 70,3 82,5 73,5 60,5
    Среднее значение первого тестирования 69,2
    Среднее значение второго тестирования 77,7

     

    Таблица 2. Результаты ШТУР учащихся УТГ.

     

    Ф. И. О.

    Результаты субтестов в баллах Средний результат
    1 2 3 4 5 6
    1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест 1-й тест 2-й тест
    1. Блинов И. 67 74 47 53 67 80 67 74 53 64 60 60 63,8
    2. Вахрушев П. 60 64 47 53 54 64 74 80 43 57 60 60 59,7
    3. Веретенников И. 60 64 47 50 27 33 60 80 40 53 50 60 61,7
    4. Рукавишников А. 74 80 60 74 40 53 74 80 73 80 70 74 69,3
    5. Жуйков И. 47 53 60 64 74 80 80 94 50 67 50 63 65,2
    6. Зарециил А 67 74 33 47 54 64 80 94 50 64 10 20 54,7
    7. Испанов Р. 80 80 74 80 47 53 74 80 56 64 50 60 66,5
    8. Кашевазов И. 67 74 47 54 27 40 80 80 53 64 40 54 56,7
    9. Ляшенко Н. 74 74 47 54 67 80 67 80 60 74 60 63 66,7
    10. Матросов П. 94 100 60 60 74 80 74 80 46 57 50 63 69,8
    11. Мобаев И. 67 74 54 74 54 64 67 74 56 74 10 20 57,3
    12. Монин Л. 74 80 74 74 47 54 74 67 56 74 60 65 66,5
    13. Побезов И. 67 74 47 54 54 54 60 67 53 67 50 50 58,1
    14. Сахно С. 67 74 47 54 67 74 80 80 50 67 60 65 65,4
    15. Синицкий С. 74 80 54 54 60 74 80 94 63 67 60 67 68,9
    Среднее значение субтестов 69,3 74,6 53,2 59,9 54,2 63,1 72,7 80,2 53,5 66,2 49,3 56,2 63,4
    Средние показатели 71,9 56,5 58,7 76,2 59,8 52,8
    Среднее значение первого тестирования 58,7
    Среднее значение второго тестирования 66,7

     

    Таблица 3. Учебный план для 7-х  классов на 2003-2005 учебные годы. (школа №82)

    Компонент

     

     

    Образовательные области

     

     

    Учебные предметы

     

    Количеств часов в неделю Количество часов в

    год

    Федеральный

     

    Филология

     

    Русский язык

     

    5 160
    Рус. литература

     

    2 64
    Иностранный язык

     

    3 96
    Математика

     

     

    Математика

     

       
    Алгебра

     

    4 128
    Геометрия

     

    2 64
    Информатика

     

       
    Обществознание

     

     

    История

     

    2 64
    Обществознание

     

       
    География

     

    3 96
    Естествознание

     

    Природоведение

     

       
    Естествознание

     

       
    Биология

     

    2 64
    Физика

     

    2 64
    Астрономия

     

       
    Химия

     

       
    Искусство

     

    Музыка

     

    1 32
    Хоровое пение

     

       
    Изобраз. искусство

     

    1 32
    МХК

     

    1 32
    Физкультура

     

    Физкультура

     

       
    Гимнастика

     

    1 32
    Плавание

     

    1 32
    Технология

     

    Конструирование

     

       
    ИЗО и худ. труд

     

    1 32
    Прикл. физкультура

     

    1 32
    Черчение

     

       
        Теорет. основы физической культуры

     

       
    Всего

     

     

     

    32 1024
    Национально-региональный

     

    ОБЖ

     

    ОБЖ

     

    1 32
    Экономика

     

    Экономика

     

       
    Экология

     

    Экология

     

       
    Всего

     

      33 10536
    Школьный

     

     

     

    Обязательные предметы по выбору (элективные курсы)

     

    Этика

     

       
    Риторика

     

       
    Хоровое пение

     

    1 32
    Валеология

     

       
    Всего

     

    1 32
    Индивидуальные занятия

     

    Русский язык

     

       
    Рус. литература

     

       
    Коррекционный час

     

       
    Всего

     

    34 1088

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица  4. Учебный план на 2003-2005 год (школа №28)

    Компоненты

     

    Образовательные области

     

    Учебные предметы

     

    Количество часов в неделю Количество часов в

    год

    Федеральный

    компонент

     

     

    Филология

     

    1 . Русский язык

     

    5 160
    2. Литература

     

    2 64
    3. Иностранный язык

     

    3 96
    Математика

     

    1. Математика

     

       
    2. Алгебра

     

    4 128
    3. Геометрия

     

    2 64
    Обществознание

     

    1 . История

     

    2 64
    2. Всеобщая история

    3. История России

     

       
    4. Обществознание

     

       
    5 География

     

    2 64
    Естество знание

     

    1. Естествознание

     

       
    2. Биология

     

    2 64
    3. Физика

     

    2 64
    4. Химия

     

       
    Искусство

     

     

    1 . Музыка

     

    1 32
    2. Изобразительное искусство

     

       
    Физкультура

     

    1 . Физическая культура

     

    2 64
    Технология

     

    1 . Трудовое обучение

     

    2 64
    2. Черчение

     

       
    Национально-

    региональный

    компонент

     

    Искусство

     

     

    1. МХК

     

    1 32
    Школьный

    компонент

     

    Филология

     

    1. Второй иностранный язык

     

    2 64
    2. Практикум по развитию речи

     

    1  
    3. Русский язык

     

       
    Математика

     

    1  Основы информатики

     

    1 32
    Обществознание

     

    1. Граждановедение

     

       
    Максимальный объем обязательной нагрузки

     

    34 1088

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх