написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ВЕЛОКРОССМЕНОВ 11-12 ЛЕТ

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

    Педагогический факультет физической культуры

    Кафедра теоретических основ физической культуры

     

     

     

    Печенин Евгений Юрьевич

    Студент группы 15-52

     

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ВЕЛОКРОССМЕНОВ 11-12 ЛЕТ

     Выпускная квалификационная работа по специальности 033100 – физическая культура

    Квалификация – педагог по физической культуре

     

     

     

    Научный руководитель:

    Старший преподаватель кафедры ТОФК

    Евдокимов А.А.

     

     

     

    Ижевск, 2006

     

     

    Содержание

     Введение 3
    Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования 7
      1. 1. Понятие о технике физических упражнений  
      1.2. Особенности  спортивной подготовки  велосипедистов в научно-методической литературе 10
      1.3. Техническая подготовка велосипедистов- кроссовиков 17
    Глава 2. Организация и методы исследования 22
      2.1 Организация исследования 22
      2.2 Методы исследования 22
      2.3 Обработка полученных результатов методами математической статистики. 26
    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
      3.1. Исследование динамики спортивных результатов велокроссменов 28
      3.2. Исследование уровня технической подготовленности 31
      3.3. Исследование зависимости спортивных результатов от уровня технической подготовленности велосипедистов 34
    Выводы 36
    Список литературных источников 37
    Приложения 39

      

    Введение

    Актуальность исследования определяется современными тенденциями в современном велоспорте. Высокая конкуренция спортивных результатов делает необходимым поиск путей более совершенной подготовки спортсменов. Одной из таких направлений является техническая подготовка.

    Техническая подготовка спортсмена представляет собой целостную форму деятельности человека, координация его психической и физической деятельности в определенных условиях внешней среды[20].

    Наряду с общей подготовкой, техническая подготовка занимает основное ведущее место в системе многолетней подготовки спортсмена.

    Техника – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения[11].

    Овладение техникой – обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений[1].

    В свете современной системы спортивной подготовки, освоение техники спортивного упражнения,  было, есть и остается одним из самых сложных педагогических задач. Достижение совершенной техники – это освоение спортсменом разумно обоснованных, целесообразных движений, способствующих достижению высоких спортивных результатов.

    В современной научно-методической литературе значительное внимание уделено основам технической подготовки в работах таких авторов как Верхошанский Ю. В.,  Матвеев Л. П., Озолин Н. Г., Филин В. П., и др [1,13,19,31].

    Скорость усвоения основ спортивной техники говорит о склонности учащегося к занятиям  тем или иным видом спорта[23]. Сегодня  уже нет сомнений, что обучать детей основам спортивной техники надо так рано, как позволяют их силы[19].

    Однако зачастую, на начальном этапе спортивной селекции, уровень технической подготовленности учащихся детско-юношеских спортивных школ практически не учитывается. Учащиеся отбираются на основе данных антропометрических измерений и оценки уровня физической подготовленности, хотя в возрасте 9-10 лет говорить о физической подготовленности сложно и показатели в основном являются результатом индивидуального физического развития учащихся.

    Остро стоит вопрос о технической подготовленности в таком сложном виде спорта как велокросс. Специфика спортивной деятельности связанной с преодолением трассы включающей множество поворотов, подъемов и спусков различной крутизны, неровности покрытий трассы выдвигают на первое место, наряду с функциональной подготовленностью и техническую составляющую спортивного мастерства[10].

    От того, на сколько рационально кроссмен научится применять особенности гоночной трассы, овладеет способами выбора передачи  педалирования, научится рационально применять фазы напряжения и  расслабления в ходе гонки, умение сидеть правильно в седле и многого другого  зависит его спортивная результативность.

    Исследованию подготовки юных велогонщиков посвящены труды таких авторов как Бахвалов В. А., Захаров А. А., Ердаков С. В., Крылатоых Ю. Г., Минаков С. М. и других авторов[2, 10,16,].

    С переходом учащихся из групп начальной велосипедной подготовки в группы велокроссовиков начальной специализации, порой сложно определить склонность детей к занятиям этим видом спорта. Результаты тестов, на основе которых зачисляются в группы велокроссменов не отражают специфической склонности к этому виду спорта. Наиболее объективным отражением является спортивная результативность.

    Объект исследования: Процесс  подготовки велокроссменов  11-12лет.

    Предмет исследования:  взаимосвязь технической подготовленности и соревновательной результативности юных велокроссменов 11-12 лет.

    Цель исследования: взаимосвязь технической подготовленности и соревновательной результативности юных велокроссменов 11-12 лет.

    Задачи исследования:

    1. Определить уровень и особенности технической подготовленности велокроссменов 11-12 лет на этапах «Кубка России по велокроссу».
    2. Определить по результатам 5 соревнований «Кубка России по велокроссу» рейтинг соревновательной деятельности юных велокроссменов 11-12 лет.
    3. Проанализировать динамику и определить зависимость между технической подготовленностью и результативностью спортивных достижений велокроссменов 11-12 лет.

    Гипотеза исследования:  На основе анализа литературных источников и педагогического наблюдения мы предполагаем, что юные велосипедисты, имеющие более высокий уровень технической подготовленности, будут более успешны в велокроссе.

    Научная новизна исследования объясняется недостаточной изученностью вопросов спортивного отбора учащихся к занятиям велокроссом на основе оценки  уровня технической подготовленности.

    Практическая значимость   заключается в возможности применения результатов исследования технической подготовленности велосипедистов кроссовиков тренерами на практике на этапе селективного отбора учащихся  и при оценке уровня технической  подготовленности.

    Методы исследования:

    • Анализ литературных источников;
    • Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Анализ протоколов соревнований;
    • Методы математической статистики.

    Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования.

     

    1. 1. Понятие о технике физических упражнений

    Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В одних случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней  либо внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения[29].

    Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.

    В основе каждого способа выполнения физических упражнений лежит совокупность взаимосвязанных движений.

    Эти движения объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называются операциями.

    Если двигательная задача сложна и ее выполнение из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений[23].

    Определение операционного состава физических упражнений является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный способ выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение операций[20].

    Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными В связи с этим отличают основу техники движений – основное (ведущее) звено и детали техники.

    Основное ведущее звено техники — это наиболее важ­ная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи.

    Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

    Детали техники — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

    Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей.

    Правильное использование индивидуальных особенностей каждого зани­мающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника фи­зических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

    • возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
    • поиском более совершенных способов выполнения движений;
    • повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
    • совершенствованием методики обучения;
    • появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (напри­
      мер, синтетических покрытий беговых дорожек, фибергласовый шест — в
      прыжках с шестом) и другими факторами.

    Важно всегда помнить, что рациональная техника — не только правильная обоснованная форма движения, это еще и умение проявлять значительные волевые и мышечные уси­лия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы[23].

    Технику спортивных упражнений следует рассматривать в свете единства формы и содержания, как целостную дея­тельность человека, как координацию его психической и физической деятельности в определенных условиях внеш­ней среды. Из этого надо исходить и в обучении [1].

    Н. Г. Озолин пишет: – особенно важно соблюдать это положение при обучении технике юных спортсменов. Сегодня нет сомнений, что обу­чать детей спортивной технике надо так рано, как позволя­ют их силы. Практический опыт и научные исследования убедительно показывают, что овладевать элементарной тех­никой в прыжках, метаниях, беге, гимнастике, боксе, лыж­ном и горнолыжном спорте, беге на коньках, хоккее, футбо­ле, баскетболе можно с 7 лет, а в некоторых видах спорта, например в плавании и фигурном катании на коньках, — еще раньше. Очень важно, чтобы при этом техника, хотя и эле­ментарная, была по своей основе правильной[20].

    Естественно, что вместе с увеличением возраста юных спортсменов должна усложняться и совершенствоваться техника упражнений.

    Задача совершенствования техники всегда остается. Даже выдающиеся спортсмены должны продолжать систематичес­ки работать над улучшением своего технического мастер­ства. Это объясняется тем, что, кажется, ни один из великих спортсменов не достигал такой идеальной для себя техни­ки, которая не требовала бы дальнейшего совершенствова­ния.

    Техника индивидуальна и переменчива. В каждом виде спорта существует эталон наиболее совер­шенной техники. Этому образцу и обучают спортсмена. Од­нако было бы неправильно требовать от него выполнения абсолютно точной копии того или иного движения, посколь­ку индивидуальные особенности спортсмена придают тех­нике некоторое своеобразие. Отличия в движениях, прису­щие лишь данному спортсмену, определяются его телосло­жением, функциональными данными, особенностями выс­шей нервной деятельности, физическими и волевыми каче­ствами и т.д. Использование этих особенностей делает тех­нику спортсмена совершеннее и эффективнее. Отличия воз­никают уже с первых шагов овладения техникой. Более бы­стрый спортсмен делает движения с большей скоростью, имеющий хорошую гибкость — непроизвольно увеличива­ет амплитуду в движениях, более сильный — увеличивает углы сгибания ног и т.д. и т.п.

     

     

     

    1.2. Особенности  спортивной подготовки  велосипедистов в научно-методической литературе

    Подготовку спортсмена в велосипедном спорте необходимо рас­сматривать как целостную систему. В вводной части программы пред­ставлена общая характеристика системы подготовки велосипедиста и базовых теоретических положений, определяющих построение мно­голетней подготовки велосипедиста[10.16].

    Рассматривая подготовку велосипедиста как систему, в ней сле­дует выделить несколько компонентов, которые, в свою очередь, со­стоят из множества элементов.

    В качестве основных компонентов системы спортивной подготов­ки необходимо рассматривать:

    • систему соревнований;
    • систему тренировки;
    • систему факторов повышения эффективности тренировочной
      и соревновательной деятельности.

    Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоя­тельное значение.

    Система соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований (гонок), включенных в единую систе­му подготовки велосипедиста. Достижение высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном эта­пе подготовки гонщика, выступает как цель, которая придает еди­ную направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполня­ют важную подготовительную функцию, поскольку участие гонщи­ка в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовке велосипедиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятель­ная система, способная обеспечить полноценную подготовленность гонщика. Только оптимальное сочетание соревновательной подго­товки с другими компонентами системы подготовки может обеспе­чить достижение спортивных целей[2].

    Центральным компонентом подготовки велосипедиста является система спортивной тренировки[2].

    В структуре спортивной трени­ровки принято выделять: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. В рамках каждого из этих направле­ний решаются еще более конкретные задачи. Так, например, фи­зическая подготовка включает разделы по совершенствованию от­дельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быс­троты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д.

    Комплексным результатом спортивной тренировки являет­ся достижение велосипедистом состояния тренированности, кото­рое выражается в повышенном уровне функциональных возмож­ностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свой­ствами[9].

    Решение задач подготовки спортсмена в велосипедном спорте тре­бует направленного использования факторов повышения эффектив­ности тренировочной и соревновательной деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические сред­ства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.

    Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему, которая находится в состоянии постоянно­го взаимодействия с окружающей средой и только благодаря этой связи способна существовать как целостная система. Поэтому, рас­сматривая подготовку велосипедиста как систему, тренер не дол­жен забывать, что неотъемлемым условием нормальной жизнедея­тельности человека является удовлетворение его естественных био­логических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный уровень жизни, быто­вые условия, экологические и климато-географические условия ок­ружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует естественному биологическому ритму развития организма спортсмена. Это обстоятельство должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки велосипедиста. В спортивной практике влияние этих обстоятельств иногда не пол­ностью осознается в сравнении со специфическими факторами под­готовки велосипедиста, но это вовсе не умаляет их значения в дос­тижении спортивных целей.

    Чем выше уровень спортивных достижений, тем сложнее структу­ра и содержание подготовки гонщика. Приспособление системы под­готовки к выполнению специфических функций осуществляется по­средством увеличения количества элементов их дифференциации и специализации.

    Целью спортивной подготовки велосипедиста является достиже­ние максимально высокого для данного индивидуума спортивного результата. Общая цель воплощается в решении задач, конкретизи­руемых с учетом временного масштаба, индивидуальных возможно­стей велосипедиста и основных направлений (компонентов) подго­товки. Конкретизация целей и основных задач подготовки велосипе­диста находит выражение в объективно измеряемых количественных показателях: спортивных результатах, спортивно-квалификационных нормативах, тестовых показателях, параметрах тренировочной и со­ревновательной деятельности. Итоговые и этапные задачи подготов­ки приобретают целостное количественное оформление в прогно­стических моделях, характеризующих уровень подготовленности ве­лосипедиста[17].

    При формировании личностных целевых установок велосипедис­та в процессе многолетней подготовки не следует забывать, что дос­тижение высших спортивных результатов не должно вступать в про­тиворечие с задачами воспитания спортсмена как социально полно­ценной личности.

    Построение системы спортивной подготовки как целостного про­цесса, объединяющего в себе различные компоненты, предполагает последовательную реализацию определенных принципов и законо­мерностей.

    Наряду с положениями и принципами естественных и гу­манитарных наук, имеющими общетеоретическое значение, при по­строении системы подготовки велосипедиста следует учитывать и специфические принципы.

    Направленность к высшим достижениям является главенствую­щим положением, определяющим структуру и содержание всей сис­темы спортивной подготовки велосипедиста. Направленность к выс­шим достижениям оптимизирует все основные компоненты подго­товки в велосипедном спорте: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной деятельности, структуру и со­держание тренировочного процесса, режим жизни, применение средств восстановления и другие факторы.

    Направленность к высшим достижениям определяет постепен­ность увеличения и тенденцию тренировочного процесса к исполь­зованию максимальных нагрузок с учетом временных закономер­ностей становления спортивного мастерства. Без увеличения нагрузки нельзя рассчитывать на устойчивое повышение уровня подготов­ленности спортсмена, а тем более достижение уровня высших спортивных результатов. Объем и интенсивность физических упраж­нений, стимулирующих адаптационные перестройки в организме ве­лосипедиста, должны иметь тенденцию к постепенному увеличению в процессе многолетней подготовки. Главным условием, определя­ющим особенности реагирования систем организма на возрастаю­щую нагрузку, является величина прироста воздействия нагрузки во времени[2].

    Возможность повышения нагрузок имеет свой индивидуальный предел мобилизации адаптационных резервов организма. В связи с этим стратегия многолетней подготовки должна строиться с учетом того, чтобы на уровень максимальных параметров нагрузок гонщик вышел в соответствии с уровнем индивидуального биологического развития в оптимальной фазе этапа высших достижений.

    Направленность к высшим достижениям во многом определяет процесс постоянного улучшения конструкции велосипедов, специаль­ного оборудования, спортивной формы и других факторов, которые существенным образом влияют на результативность тренировочной и соревновательной деятельности в велосипедном спорте.

    Единство общей и специальной подготовки отражает связь и взаи­мообусловленность различных по степени специализированности средств и методов подготовки. В процессе построения многолетней подготовки необходимо учитывать задачи общего развития организ­ма и укрепления здоровья велосипедиста, а также задачи специали­зированного развития тех функциональных систем организма спортсмена, которые определяют достижения в данном виде велоси­педного спорта. На начальных этапах многолетней подготовки в дет­ском и юношеском возрасте значительное внимание уделяется общей (базовой) подготовке. В дальнейшем происходит постепенное увели­чение доли специализированных средств в оощем объеме трениро­вочных воздействий[13.16].

    Углубленная спортивная специализация и индивидуализация -главное условие эффективной подготовки, имеющей направленность к высшим достижениям. Заключается в соответствии параметров и структуры тренировочных и соревновательных воздействий, требо­ваниям соревновательной деятельности в данном виде велосипедно­го спорта. Постепенная реализация этого подхода в процессе много­летней подготовки позволяет обеспечить достижени е высших спортивных результатов[16].

    Углубленная спортивная специализация имеет свою специфику реализации в масштабе отдельных циклов подготовки. На первых этапах подготовки параметры соревновательной деятельности вос­производятся фрагментарно (в рамках выполнения отдельных сорев­новательных действий или их сочетаний). По мере роста подготов­ленности все более значительное место в подготовке велосипедиста занимают упражнения, возможно целостно воспроизводящие пара­метры соревновательной деятельности. Благодаря такой последова­тельности преодолевается противоречие между несоответствием ис­ходного уровня подготовленности гонщика и планируемым спортив­ным результатом в данном цикле подготовки.

    При этом сами параметры соревновательной деятельности посто­янно изменяются от одного тренировочного цикла к другому, при­ближаясь к требованиям целевой соревновательной деятельности на уровне высших достижений.

    Каждому виду велосипедного спорта присуща своя, специализи­рованная структура функциональной подготовленности. При этом установлено, что у гонщиков высшей квалификации часто выделяет­ся несколько доминирующих показателей подготовленности при от­носительно среднем уровне развития других составляющих. Эта осо­бенность структуры подготовленности придает важное значение принципу индивидуализации в подготовке велосипедистов. Наиболь­ший эффект подготовки достигается при построении и реализации тренировочных программ, ориентированных на максимальное раз­витие индивидуальных задатков гонщика.

    Цикличность процесса подготовки предполагает систематическое воспроизведение относительно законченных структурных единиц тренировочного и соревновательного процесса. Периодические про­цессы наблюдаются на всех уровнях организации живых систем. Цик­лический характер построения подготовки сочетается с волнообраз­ной динамикой нагрузок, которая реализуется в различных циклах подготовки, позволяя избежать противоречий между нагрузками раз­личной преимущественной направленности, объемом и интенсивно­стью тренировочной работы, процессами утомления и восстановле­ния и т.п.

    Основы принципа цикличности могут быть выражены в следую­щих методических положениях:

    • при построении тренировки следует исходить из необходимости
      систематического повторения ее элементов и одновременного изме­
      нения их содержания в соответствии с закономерностями трениро­
      вочного процесса;
    • рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его
      взаимосвязи с более и менее крупными составляющими тренировоч­
      ного процесса;
    • выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок
      осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередую­
      щихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее
      место в структуре тренировочных циклов[7.8].

    Непрерывность процесса подготовки отражает одно из основных условий адаптации организма человека, составляющих основу по­строения процесса спортивной подготовки. Все формы тренировоч­ных и соревновательных воздействий, а также дополнительные сред­ства подготовки велосипедиста должны быть объединены в единую систему, обеспечивающую преемственность тренировочных эффек­тов применяемых нагрузок с учетом целевой направленности всей подготовки. Воздействие каждой нагрузки должно начинаться на фоне сохраняющегося следового эффекта предыдущего воздействия. Если интервалы отдыха чрезмерно увеличены и состояние спорт­смена каждый раз возвращается к исходному уровню, то есть исче­зает «адаптационный след» предыдущего воздействия, прогресси­рующего повышения подготовленности велосипедиста добиться невозможно.

    Принцип непрерывности предполагает систематичность трениро­вочных воздействий на протяжении длительного периода времени. Подготовка велосипедиста должна строиться как многолетний и круг­логодичный процесс, все компоненты которого взаимосвязаны, вза­имообусловлены и подчинены единой цели достижения высших спортивных результатов[7.8].

     

    1.3. Техническая подготовка велосипедистов- кроссовиков

     

    Под техникой в велосипедном спорте понимается со­вокупность технических приемов, применяемых спорт­сменом для рационального использования своих физиче­ских возможностей. Спортивные достижения в современ­ном велосипедном спорте в значительной степени зависят от уровня владения гонщиком различными техническими приемами, от умения эффективно применить тот или иной технический прием в разнообразных ситуациях спортив­ной борьбы.

    Спортивно-техническое мастерство способ­ствует проявлению всех сторон тренированности велоси­педиста. Без мастерского владения велосипедом, всем арсеналом технических приемов невозможно достичь высот мастерства в велосипедном спорте. Несмотря на то, что сама техника в велосипедном спорте не является определяющей (так как победа присуждается не за уро­вень технического мастерства, как это принято в гимна­стике, прыжках в воду, отчасти прыжках на лыжах, в фигурном катании на коньках), ее значение все же велико. Именно техническое мастерство дает возмож­ность велосипедисту наилучшим образом проявить не только высокий уровень физических, но и психологиче­ских качест[12].

    Для успешного овладения техникой необходимо глу­боко изучать сами технические приемы и пути их совер­шенствования. Все технические приемы в велосипедном спорте имеют свои закономерности, знание которых по­зволяет делать определенный расчет, планировать овла­дение техническим мастерством, предвидеть возможные Результаты. Серьезное   изучение  технических приемов вскрывает причины успехов и неудач велосипедиста помогает оценить эффективность владения техникой % наметить пути ее совершенствования.

    При глубоком изучении техники часто оказывается что представления о движениях, сложившиеся в практи­ке, не всегда полностью совпадают с действительной картиной движений и их механизмом. Невозможно пра­вильно овладевать техникой, не зная ее особенностей и законов.

    Как и в любом виде спорта, в велосипедном спорте техника с течением времени изменяется и совершенст­вуется. По мере роста мастерства спортсменов, улучше­ния конструкции велосипедов, меняется и техника. Науч­ные исследования выявляют новые закономерности раз­вития техники, дают глубокое объяснение содержанию отдельных элементов, их взаимосвязи и способствуют широкому внедрению нового   в практику   велоспорта[16].

    В процессе овладения техникой могут появляться ошибки, которые на какой-то период закрепляются. Если эти ошибки и будут потом устранены кропотливой рабо­той тренера и гонщика, то иногда следы от них могут вновь появляться в моменты напряжения и при сильных утомлениях. Поэтому вопрос о недостатках в технике важен не только для выбора пути в обучении, но и для совершенствования методики обучения. Определяя сущ­ность ошибки в том или ином техническом приеме, иссле­дуя причины ее возникновения, взаимную связь и послед­ствия, а также намечая пути устранения этой ошибки, можно более основательно и глубоко изучить сам меха­низм движения.

    Немаловажное значение для успешного овладения техникой имеет умение спортсмена наблюдать за собой, вести постоянный самоконтроль за движениями, под­крепляемый объективными данными, получаемыми с по­мощью фото- и киносъемки[17].

    Фотографии или еще лучше кинограммы, снятые со скоростью 64 кадра в секунду, позволяют тренеру и гонщику найти ошибки, которые трудно, а иногда и не­возможно заметить без этих средств. Если снимать кино­граммы педалирования гонщика два или три раза в сезон, через определенные промежутки времени, то мож­но наглядно установить достигнутые за данный период успехи или увидеть недостатки.

    Современные методы исследований в велосипедном спорте как в лабораторных условиях на велоэргометре на незакрепленном велостанке, так и в естественных условиях на шоссе и треке позволяют проводить наблю­дения за движениями спортсменов и ставить вопросы совершенствования техники на научную основу.

    Практика отбирает наиболее целесообразные движе­ния велосипедиста, дающие наибольший эффект при ре­шении определенной двигательной задачи.

    Теоретические обоснования должны находить практи­ческое подтверждение во время тренировок и взаимно обусловливать и дополнять друг друга.

    Совершенствование техники требует от спортсмена, помимо повышения уровня общей и специальной физи­ческой подготовленности, знания законов механики и аэродинамики, под действием которых происходят все дви­жения велосипедиста.

    Длительные перемещения гонщика на шоссе или тре­ке с многократным повторением рабочих движений пред­ставляют собой повторяющиеся (циклические) движения. Источником движущих сил в велосипедном спорте слу­жат мышцы человека. Поэтому, разбирая технику вело­сипедного спорта, мы неизбежно должны рассматривать отдельные технические приемы как с точки зрения меха­ники, так и с точки зрения биологии[16].

    Очень важным является понимание биологических законов связи между внутренними процессами в ор­ганизме и внешними проявлениями тех или иных дви­жений, происходящих во время езды на велосипеде. Четкое представление о правильном движении скорее позволит гонщику овладеть совершенным техническим приемом, так как между умственным представлением и Двигательным выражением существует самая неразрыв­ная связь.

    «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, судят о порой по последним, т. е. по внешним признакам», — утверждал великий русский физиолог И М. Сеченов. «Все бесконечное разнообразие внешних про­длений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родице дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение17].

    При совершенствовании техники езды на велосипеде надо четко понимать разницу между общими поня­тиями о современных технических приемах и индивиду­альными особенностями техники отдельно взятого гонщи­ка, отличающейся определенным стилем. Нельзя за­ставлять всех занимающихся одинаково выполнять те или иные технические приемы, так как каждый человек обладает особым психическим складом и свойственны­ми ему своеобразными движениями, которые и будут вы­ражаться в особенностях его техники.

    Техника велосипедиста должна совершенствоваться в самых разнообразных условиях. Только тогда можно считать гонщика подготовленным, когда он сможет раз­вивать наивысшую скорость в различных условиях не думая о самой технике движения и умело проводя в жизнь тактические планы.

    Несмотря на терминологическую общность, существу­ет большое различие между приемами, имеющимися в арсенале гонщика-шоссейника и велосипедиста-кроссовика.  Сложный рельеф трассы с ее многочисленными подъемами и спусками, различными поворотами и неровностью покрытия трассы выдвигают на первое место техническую подготовленность велосипедистов[17].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. Организация и методы исследования

     

    2.1 Организация исследования

     

    Исследование проводилось в течении 2005 – 2006 годов и включало следующие этапы:

    • Первый этап – сентябрь 2005 – май 2006 года изучение литературных источников, выбор методов исследования:
    • Второй этап. Разработка на основе анализа литературных источников методики оценки технической подготовленности велосипедистов кроссовиков. Декабрь 2005 – февраль 2006 гг.
    • Третий этап:– май – сентябрь 2006 года исследование динамики спортивных достижений и уровня технической подготовленности;
    • Четвертый этап: август – октябрь 2006 года – написание и защита выпускной квалификационной работы.

    Выборка исследуемых составила 10 мальчиков 1994-1995 годов рождения занимающихся велосипедным спортом в СДЮШОР «Купол» г. Ижевска.

    Все исследуемые велосипедисты относятся к третьему году специализированного обучения в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва. Велокроссом занимаются первый год.

    После прохождения основ велоспорта возник вопрос специализированной спортивной селекции, выбора наиболее склонных к велокроссу детей. Решить данную проблему в наших условиях представлялось возможным с помощью оценки уровня технической подготовленности и определения зависимости с результатами соревнований.

    2.2 Методы исследования

     

    В исследовании применялись следующие методы:

    • Анализ литературных источников;
    • Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Анализ протоколов соревнований;
    • Методы математической статистики.

    В ходе анализа литературных источников были изучены труды таких ученых посвятивших свою научную деятельность велосипедному спорту, как Бахвалов В. А., Ердаков С.В., Захаров А. А., Крылатых Ю. Г., Минаков С. М., Озолин Н. Г.,. и других авторов.

    В работе применялась методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста приведенная в книге Захарова А. А. «Велосипедный спорт»[7.8].

    Методика представляет собой следующее.

    Оценивание уровня технических навыков велосипедистов-кроссовиков производилось по девяти параметрам и по пятибалльной шкале. Оценивание проводилось на протяжении 5 этапов «Кубка России по велокроссу».

    Таблица 1.

    Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста

     

     

    Оцениваемые элементы техники
    1. Техника посадки:

    ·                            сидя в седле (высокая, средняя, низкая)

    ·              стоя над седлом

    2 Техника педалирования:

    ·    сидя в седле (с круговым, им­пульсным   и    инерционным приложением усилий в цикле педалирования)

    ·      стоя над седлом (с продоль­ным и поперечным переносом центра тяжести)

    3 Техника торможения и остановки:

    ·     техника прерывистого способа приложения усилий при тор­можении (импульсное, ступен­чатое торможение)

    ·      техника непрерывного прило­жения усилий при торможении (плавное, резкое торможение)

    4 Техника равномерного движения по дистанции

    ·        ритм движения

    ·        чувство времени и дистанции

    5. Техника прохождения поворотов:

    ·  техника разворота на шоссе

    · техника прохождения простых поворотов (с постоянным ра­диусом кривизны)

    ·  техника прохождения сложных поворотов  (с  комбинирован­ными радиусами кривизны, S-образные)

    6. Техника преодоления подъемов и спусков

    ·        адекватность выбора передачи кривизне склона

    ·        использование рельефа

    7. Техника преодоления препятствий

    ·        объезд препятствия

    ·        переезд через препятствие

    ·         преодоление        препятствия прыжком

    8. Техника прямолинейного движения

    ·        выбор траектории

     

    9. Техника контактного взаимодействия:

    ·        техника контактного противо­борства

    ·        техника ускоряющего динами­ческого взаимодействия и бук­сировки

     

     

     

    Максимальная оценка  технической подготовленность установлена в  45 баллов.

    Оценка уровня технической подготовленности производилась 3 раза за исследуемый период. Оценка производилась при помощи карты экспресс оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедиста

    приведенной в приложении 1. Срезы производились в начале, середине и конце спортивного сезона. Оценка проводилась на контрольных тренировках. Оценивание производилось с учетом возраста занимающихся.

    Таблица 2.

    Шкала оценки уровня владения техникой езды на велосипеде.

     

    Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
    Упражнение выполнено правильно и уверенно Упражнение выполнено с незначительными ошибками, ведущими к неточному выполнению деталей техники Упражнение выполнено с ошибками, ведущими к незначительному искажению основ техники Упражнение не выполнено или выполнено с грубыми ошибками, ведущими к искажению основ техники

     

    Для определения динамики спортивных достижений велосипедистов-кроссовиков анализировались протокола соревнований. Всего были проанализированы результаты  5 соревнований в годичном цикле. Учитывались очки, присваиваемые спортсмену, за каждое занятое место. При анализе, брались протокола результатов соревнований «Кубка России по велокроссу». Максимальное количество очко, присваиваемое спортсмену за 1-е место – 20 очков. Очки присваивались до 11 места.

     

     

     

     

     

    2.3 Обработка полученных результатов методами математической статистики.

    Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций»  под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина (1998г.) [27] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова (19976г.) [23].

     

    1). Для выявления средних величин использовалась формула средней арифметической взвешенной.

     

     

             ∑ Хi fi

           Х =   ——¾¾                                                                                                1.

                        ∑ fi

     

    где  знак суммирования;

    Хi значение осредняемого признака;

    fi –  частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.

     

    2). Для определения взаимосвязи  показателей применялся корреляционный анализ.

    Расчеты производились по формуле ранговой корреляции:

                     

                          å ( Xi – X)(Yi – Y)

              r =  ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾                                                                2.

                               Ö å( Xi – X)2(Yi – Y)2

    где r – коэффициент корреляции;

                  Хiотдельные значения первого признака;

                  Yiотдельные значения второго признака;

                     Xсреднее значение первого признака;

                   Yсреднее значения второго признака.

     

    По направлению корреляция бывает прямой (положительное значение) либо обратной (отрицательное значение). Значения коэффициента корреляции может иметь значение от +1, до –1. Если коэффициент корреляции имеет значение меньше 0,30, считается, что связь слабая, при значении от 0,31 до 0,69- средняя. При значениях коэффициента от 0,70 до 1 – сильная [6].

    3) Для результатов исследования проведена оценка достоверности выборочного наблюдения. Был  принят пяти процентный уровень достоверности (Р = 0,05). Поскольку, по утверждению  Марищука  В. Л. в связи сильной изменчивостью явлений обучения и воспитания, 5% уровень значимости при оценке педагогических гипотез более чем достаточен [14]

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

     

    3.1. Исследование динамики спортивных результатов велокроссменов

     

    В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты, приведенные в приложениях 2 и 3. По итогам 5 соревнований «Кубка России по велокроссу» спортсменами были получены ряд рейтиноговых очков за каждое соревнование. В дальнейшем мы их суммируем и получаем итоговый рейтинг спортсмена по результатам 5 соревнований.

    Для удобства обработки результатов исследования проранжируем результаты соревновательной деятельности по трем признакам:

    • признак 1 – спортсмены, имеющие высокий  рейтинг соревновательной деятельности 75 и выше очков (далее в работе группа 1);
    • признак 2 – спортсмены, имеющие средний  рейтинг соревновательной деятельности 50 – 70  очков (далее в работе группа 2);
    • признак 3 – спортсмены, имеющие низкий  рейтинг соревновательной деятельности  ниже 50  очков (далее в работе группа 3).

    Таким образом, мы определили группы наиболее и наименее успешных велосипедистов.

    В группу 1 вошло 3 велосипедиста. Это наиболее подготовленные спортсмены, чаще чем другие занимающие пьедесталы призеров.

    Во вторую группу вошли велосипедисты-кроссовики, имеющие средний уровень спортивной результативности. Их 2 человека.

    И третья группа,  наиболее многочисленная – 4 человека.  Сюда вошли наименее успешные велосипедисты.

    Рассмотрим более подробно динамику спортивных результатов в рамках «Кубка России по велокроссу»;

    Для этого построим таблицу, составим рисунки средних показателей рейтингов по группам.

    Таблица 3.

    Средние групповые рейтинги соревновательной деятельности велосипедистов.

    Группы велосипедистов Соревнования
    1 2 3 4 5
    1-я группа 17,3 18,3 17,3 10,3 17,3
    2-я группа 10 10 9 16,5 13
    3-я группа 4,7 4,5 6 4,3 6

     

     

    Рисунок 1. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 1.

    Как видно из таблицы и рисунка 1 в первой группе  наблюдается средний  динамика спортивных результатов. Отмечено резкое снижение на предпоследнем этапе до 10,3 очков.

     

    Рисунок 2. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 2.

    На рисунке 2 видно, что динамика спортивных достижений имеет вид волнообразной кривой. С постепенным нарастанием результатов к концу сезона. Данная динамика связана с нестабильностью спортивных результатов, очевидно связанных с недостаточной подготовленностью спортсмена. Хотя это требует отдельного более досконального изучения проблемы.

     

    Рисунок 3. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 3.

    Группа 3 также характеризуется  нестабильностью результатов. Хотя здесь наблюдается явная тенденция к их улучшению.

     

    • Исследование уровня технической подготовленности

     

    Далее в работе рассмотрим динамику технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.

    Результаты оценки уровня общей технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков представлены в приложении 3.

    Исследование уровня технической подготовленности проводилось три раза. В начале, середине и конце сезона. Оценка проводилась на контрольных тренировках. Оценивание производилось с учетом возраста занимаюихся.

    Как уже говорилось выше, исследуемые по результатам спортивных соревнований  были разделены на 3 группы. Максимальная сумма баллов за техническую подготовленность составила 45 баллов.

    Проранжируем по выше указанным признакам и рассмотрим их более подробно.

    Таблица 4.

    Динамика средних групповых показателей уровня технической подготовленности велосипедистов.

    Группы велосипедистов Уровень технической подготовленности, в баллах.
    1-й срез 2-й срез 3-й срез
    1-я группа 37 37 38,6
    2-я группа 33 35 34
    3-я группа 23 26 30

     

    Как видно из результатов приложения 3 ни один из исследуемых спортсменов не получил  высшую оценку технической подготовленности.

    .

     

     

    Рисунок 4. . Динамика технической подготовленности велосипедистов 1-й группы.

    В первой группе исследуемых спортсменов наблюдается тенденция к росту уровня технической подготовленностью. К концу сезона имеется пиковое значение.

    .

    Рисунок 5. Динамика технической подготовленности велосипедистов 1-й группы.

    Как видно из результатов таблицы 4 и рисунка 5 во 2-й группе велосипедистов-кроссовиков наблюдается волнообразная динамика технической подготовленности. Пик наступает во второй трети соревновательного сезона. К завершению произошло снижение уровня технической подготовленности

     

    Рисунок 6. Динамика технической подготовленности велосипедистов 3-й группы.

    Наблюдается аналогичная с результатами в 1-й группе   динамика технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.

    Подводя итог, следует сказать, что по результатам проведенного исследования динамики общей  технической подготовленности велосипедистов велосипедистов-кроссовиков следует сказать, что ни один спортсмен не получил высшей оценки. Это говорит о том, что на основе применяемой в исследовании методики и полученных результатов тренерам-преподавателям следует уделить внимание не только функциональной готовности велосипедистов но и особое внимание уделять технической подготовке.

     

     

     

     

     

     

    3.3. Исследование зависимости спортивных результатов от уровня технической подготовленности велосипедистов

     

    Мы в исследовании задавались вопросом, влияет ли уровень технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков на их спортивную результативность. И если влияет, то как и на сколько?

    Из анализа литературных источников мы знаем, что лишь тот спортсмен имеет высокие результаты, который владеет комплексом специфических приемов и качеств в избранной спортивной специализации.

    К технической подготовке следует приступать настолько рано, насколько хватит сил у занимающихся [20].

    Однако на этапе спортивного отбора уровень технической подготовленности начинающих спортсменов оставляет желать лучшего и мало влияет на конечный спортивный результат. Об особенностях техники зачастую начинают говорить на этапе высших достижений как о резервном средстве повышения результативности спортсменов. Курамшин Ю. Ф касаясь вопросов спортивной техники говорит следующее: …детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей.

    Правильное использование индивидуальных особенностей каждого зани­мающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника фи­зических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

    • возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен­ности;
    • поиском более совершенных способов выполнения движений;
    • повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
    • совершенствованием методики обучения;
    • появлением нового спортивного инвентаря, оборудования[23].

    Мы в своем исследовании, соглашаясь с Озолиным Н. Г., считаем, что следует уже на этапе начального обучения уделять строгое внимание уровню освоения техники, особенно в таком сложном и  технически требовательном виде как велокросс.

    Для  проверки правильности выдвинутой нами гипотезы проведем корреляционный анализ зависимости  результатов технической подготовленности и динамики спортивных достижений.

    Для того в персональном компьютере в программе Excel построим ряды динамики обеих изучаемых показателей и при помощи функции f (формула) рассчитаем коэффициент корреляции.

    В ходе расчетов нами получено значение коэффициента корреляции равное +0,869.

    Данный результат позволяет нам говорить о существующей сильной положительной связи между уровнем технической подготовленности и результативностью спортивной достижений велосипедистов-кроссовиков. Т.е наиболее высокого спортивного результаты добивались те спортсмены, чей уровень технической подготовленности был выше.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выводы

     

    По результатам проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.

    1. При оценке уровня технической подготовленности мы пришли к выводу, что ни один из исследуемых велосипедистов кроссовиков не имеет наивысшего уровня технической подготовленности. Наилучший результат выявлен в группе сильнейших велокроссменов и составил 40 баллов. Наихудший результат обнаружен в группе слабейших и составил 20 баллов.

    Особенностью технической подготовленностью велокроссменов явилось то, что в группе сильнейших и в группе слабейших спортсменов наблюдается положительная динамика уровня технической подготовленности. Пиковое значение уровня технической подготовленности приходится на конец соревновательного сезона.

    1. В ходе исследования результативности соревновательной деятельности велокроссменов был выявлен самый высокий уровень рейтинга, он составил 85 баллов. Самый низкий рейтинг составил 15 баллов. Динамика спортивных достижений имеет велокроссменов индивидуальный характер. Наблюдается стабильная динамика роста результативности в группе сильнейших велосипедистов. Остальные отличаются нестабильностью спортивных результатов.
    2. Выявлена положительная сильная связь между уровнем технической подготовленности и результативностью спортивной достижений юных велокроссменов 11-12 лет.  Коэффициент корреляции составил  +0,869.

     

     

    Список литературных источников

     

    1. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса.М. 1985. 176с.
    2. Бахвалов В. А., Ердаков С.В., Основы тренировки в  велосипедном спорте. М 1993г. 235с.
    3. Годик М. А. Спортивная метрология. М 1988г. 216с.
    4. Губа В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения спортивного таланта // Теория и практика Ф. К. 2000. № 9 с 28-31.
    5. Гужаловский А. А. Проблемы теории спортивного отбора// Теория и практика Ф. К. 1986г 35-37с.
    6. Железняк Ю. Д., П. К. Петров основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001г. 264 с.
    7. Захаров А. А. Велосипедный спорт. М. 2002г. 325с.
    8. Захаров А. А., Велосипедный спорт. М 1986г.
    9. Илларионов Г. Г. Оптимизация условий спортивной деятельности с учетом нейродинамических особенностей спортсменов (на прмере велоспорта) //Теория и практика Ф,К. 2002г с.56-58.
    10. Крылатых Ю. Г. Спортивная тренировка велосипедистов шоссейников. М 1985. 124с.
    11. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М 2002. 192с.
    12. Максимова В. М. Тактическая подготовка велосипедиста спринтера с учетом психологических особенностей в выборе решений. Автор. к. п. н. М 1972. 32с.
    13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры . в 2-х томах. М 1991. 543с.
    14. Методики психодиагностики в спорте./ В. Л. Марищук. М. 1984. 191с.
    15. Минаков С. М. Велосипедный спорт. М 1978. 345с.
    16. Модельные характеристики велогонщиков . Вильнюс. 1986. 123с.
    17. Нижегородцев А. Д. Исследование эффективности различных видов соревнований в связи с воспитанием специальной выносливости велосипедиста. Автор. к. п. н. М 1970. 25с.
    18. Никитушкин В. Г. Квашук П. В. Бауэр В. Г. Организационно – методические основы подготовки спортивного резерва. М. 2005 г. 232с.
    19. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. М. 2004. 863С.
    20. Озолин Н.Г Научные исследования в области спортивной тренировки. – М., 1997г. – 332с.
    21. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М. Л. Набатникова. М. 1982. 280с.
    22. Психология и математика Н.И Кондакова М, 19976. 237с
    23. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. Киев 1980. 369с.
    24. Селуянов В. Н Яковлев Б. А. Биомеханические основы совершенствования эффективности педалирования. М 1985. 55с.
    25. Селуянов В. Н., Шестаков М. П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. М. 200. 112с.
    26. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. М. 2005г. 142с.
    27. Статистика – курс лекций Л.П Харченко, В.Т Ионина. М. 1998г. 258с.
    28. Татаринов Я. С. Кузьменко Ю. Д. Леонтьев А. А. Морфофункциональная характеристика велосипедистов. //Адаптация. Ф.Ки С. Смоленск 1987 с 32-37.
    29. Теория и методика физической культуры. Ю. Ф. Курамшин. М 2004. 464с.
    30. Федоткина О. И, Головачев А. И. Энергетическое обеспечение мышечной работы велосипедистов// Влоспорт М 1986. 126с.
    31. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. М 1989г. 569с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1.

    Карта экспресс оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедиста

    Ф._____________________________

    И______________________________

     

     

     

     

     

    Оцениваемые элементы техники

     

     

    Оценка, в баллах

     

    1. Техника посадки:

    ·                            сидя в седле (высокая, средняя, низкая)

    ·              стоя над седлом

     

     

     

    2 Техника педалирования:

    ·    сидя в седле (с круговым, им­пульсным   и    инерционным приложением усилий в цикле педалирования)

    ·      стоя над седлом (с продоль­ным и поперечным переносом центра тяжести)

     
    3 Техника торможения и остановки:

    ·     техника прерывистого способа приложения усилий при тор­можении (импульсное, ступен­чатое торможение)

    ·      техника непрерывного прило­жения усилий при торможении (плавное, резкое торможение)

     
    4 Техника равномерного движения по дистанции  
    5. Техника прохождения поворотов:

    ·  техника разворота на шоссе

    · техника прохождения простых поворотов (с постоянным ра­диусом кривизны)

    ·  техника прохождения сложных поворотов  (с  комбинирован­ными радиусами кривизны, S-образные)

     
    6. Техника преодоления подъемов и спусков  
    7. Техника преодоления препятствий

    ·        объезд препятствия

    ·        переезд через препятствие

    ·         преодоление        препятствия прыжком

     

     

     

     

    8. Техника прямолинейного движения  
    9. Техника контактного взаимодействия:

    ·        техника контактного противо­борства

    ·        техника ускоряющего динами­ческого взаимодействия и бук­сировки

     

     

     

    Приложение 2.

    Рейтинг занимаемых мест велосипедистов-кроссовиков

     

    Ф.И.О Рейтинг велосипедиста  на соревнованиях в очках. Итоговый рейтинг
    1 2 3 4 5
    1 Васильев Н. 17 20 17 13 17 84
    2 Музафаров Р. 15 18 15 20 15 83
    3 Слистин Д. 12 15 15 10 20 72
    4 Вахрушев Ф. 20 17 20 13 18 88
    5 Эркишев Н. 11 11 7 15 13 54
    6 Конушев Е. 9 9 11 18 10 57
    7 Смольков В. 7 5 9 7 9 37
    8 Романов А. 5 7 7 5 7 31
    9 Толстых С. 4 4 5 3 3 19
    10 Трофимов Д. 3 2 3 2 5 15

     

     


     

    Рисунок 1. Динамика рейтинга соревновательной деятельности велосипедистов- кроссовиков.

     

     

     

    Приложение 3.

    Оценки уровня технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ф.И.О Уровень технической подготовленности, в баллах.
    1-й срез 2-й срез 3-й срез
    1 Васильев Н. 39 40 39
    2 Музафаров Р. 32 35 35
    3 Слистин Д. 32 31 35
    4 Вахрушев Ф. 40 36 42
    5 Эркишев Н. 23 23 23
    6 Конушев Е. 21 26 30
    7 Смольков В. 25 26 30
    8 Романов А. 22 28 29
    9 Толстых С. 26 25 26
    10 Трофимов Д. 20 21 20

     

    Рисунок 2. Динамика технической подготовленности велосипедистов – кроссовиков..

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх