МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Педагогический факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физической культуры
Печенин Евгений Юрьевич
Студент группы 15-52
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ВЕЛОКРОССМЕНОВ 11-12 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа по специальности 033100 – физическая культура
Квалификация – педагог по физической культуре
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры ТОФК
Евдокимов А.А.
Ижевск, 2006
Содержание
Введение | 3 | |
Глава 1. | Обзор литературных источников по теме исследования | 7 |
1. 1. Понятие о технике физических упражнений | ||
1.2. Особенности спортивной подготовки велосипедистов в научно-методической литературе | 10 | |
1.3. Техническая подготовка велосипедистов- кроссовиков | 17 | |
Глава 2. | Организация и методы исследования | 22 |
2.1 Организация исследования | 22 | |
2.2 Методы исследования | 22 | |
2.3 Обработка полученных результатов методами математической статистики. | 26 | |
Глава 3. | Результаты исследования и их обсуждение | 28 |
3.1. Исследование динамики спортивных результатов велокроссменов | 28 | |
3.2. Исследование уровня технической подготовленности | 31 | |
3.3. Исследование зависимости спортивных результатов от уровня технической подготовленности велосипедистов | 34 | |
Выводы | 36 | |
Список литературных источников | 37 | |
Приложения | 39 |
Введение
Актуальность исследования определяется современными тенденциями в современном велоспорте. Высокая конкуренция спортивных результатов делает необходимым поиск путей более совершенной подготовки спортсменов. Одной из таких направлений является техническая подготовка.
Техническая подготовка спортсмена представляет собой целостную форму деятельности человека, координация его психической и физической деятельности в определенных условиях внешней среды[20].
Наряду с общей подготовкой, техническая подготовка занимает основное ведущее место в системе многолетней подготовки спортсмена.
Техника – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения[11].
Овладение техникой – обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений[1].
В свете современной системы спортивной подготовки, освоение техники спортивного упражнения, было, есть и остается одним из самых сложных педагогических задач. Достижение совершенной техники – это освоение спортсменом разумно обоснованных, целесообразных движений, способствующих достижению высоких спортивных результатов.
В современной научно-методической литературе значительное внимание уделено основам технической подготовки в работах таких авторов как Верхошанский Ю. В., Матвеев Л. П., Озолин Н. Г., Филин В. П., и др [1,13,19,31].
Скорость усвоения основ спортивной техники говорит о склонности учащегося к занятиям тем или иным видом спорта[23]. Сегодня уже нет сомнений, что обучать детей основам спортивной техники надо так рано, как позволяют их силы[19].
Однако зачастую, на начальном этапе спортивной селекции, уровень технической подготовленности учащихся детско-юношеских спортивных школ практически не учитывается. Учащиеся отбираются на основе данных антропометрических измерений и оценки уровня физической подготовленности, хотя в возрасте 9-10 лет говорить о физической подготовленности сложно и показатели в основном являются результатом индивидуального физического развития учащихся.
Остро стоит вопрос о технической подготовленности в таком сложном виде спорта как велокросс. Специфика спортивной деятельности связанной с преодолением трассы включающей множество поворотов, подъемов и спусков различной крутизны, неровности покрытий трассы выдвигают на первое место, наряду с функциональной подготовленностью и техническую составляющую спортивного мастерства[10].
От того, на сколько рационально кроссмен научится применять особенности гоночной трассы, овладеет способами выбора передачи педалирования, научится рационально применять фазы напряжения и расслабления в ходе гонки, умение сидеть правильно в седле и многого другого зависит его спортивная результативность.
Исследованию подготовки юных велогонщиков посвящены труды таких авторов как Бахвалов В. А., Захаров А. А., Ердаков С. В., Крылатоых Ю. Г., Минаков С. М. и других авторов[2, 10,16,].
С переходом учащихся из групп начальной велосипедной подготовки в группы велокроссовиков начальной специализации, порой сложно определить склонность детей к занятиям этим видом спорта. Результаты тестов, на основе которых зачисляются в группы велокроссменов не отражают специфической склонности к этому виду спорта. Наиболее объективным отражением является спортивная результативность.
Объект исследования: Процесс подготовки велокроссменов 11-12лет.
Предмет исследования: взаимосвязь технической подготовленности и соревновательной результативности юных велокроссменов 11-12 лет.
Цель исследования: взаимосвязь технической подготовленности и соревновательной результативности юных велокроссменов 11-12 лет.
Задачи исследования:
- Определить уровень и особенности технической подготовленности велокроссменов 11-12 лет на этапах «Кубка России по велокроссу».
- Определить по результатам 5 соревнований «Кубка России по велокроссу» рейтинг соревновательной деятельности юных велокроссменов 11-12 лет.
- Проанализировать динамику и определить зависимость между технической подготовленностью и результативностью спортивных достижений велокроссменов 11-12 лет.
Гипотеза исследования: На основе анализа литературных источников и педагогического наблюдения мы предполагаем, что юные велосипедисты, имеющие более высокий уровень технической подготовленности, будут более успешны в велокроссе.
Научная новизна исследования объясняется недостаточной изученностью вопросов спортивного отбора учащихся к занятиям велокроссом на основе оценки уровня технической подготовленности.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования технической подготовленности велосипедистов кроссовиков тренерами на практике на этапе селективного отбора учащихся и при оценке уровня технической подготовленности.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников;
- Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста;
- Педагогическое наблюдение;
- Анализ протоколов соревнований;
- Методы математической статистики.
Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования.
- 1. Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В одних случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней либо внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения[29].
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.
В основе каждого способа выполнения физических упражнений лежит совокупность взаимосвязанных движений.
Эти движения объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называются операциями.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений[23].
Определение операционного состава физических упражнений является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный способ выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение операций[20].
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными В связи с этим отличают основу техники движений – основное (ведущее) звено и детали техники.
Основное ведущее звено техники — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
- возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
- поиском более совершенных способов выполнения движений;
- повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
- совершенствованием методики обучения;
- появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (напри
мер, синтетических покрытий беговых дорожек, фибергласовый шест — в
прыжках с шестом) и другими факторами.
Важно всегда помнить, что рациональная техника — не только правильная обоснованная форма движения, это еще и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы[23].
Технику спортивных упражнений следует рассматривать в свете единства формы и содержания, как целостную деятельность человека, как координацию его психической и физической деятельности в определенных условиях внешней среды. Из этого надо исходить и в обучении [1].
Н. Г. Озолин пишет: – особенно важно соблюдать это положение при обучении технике юных спортсменов. Сегодня нет сомнений, что обучать детей спортивной технике надо так рано, как позволяют их силы. Практический опыт и научные исследования убедительно показывают, что овладевать элементарной техникой в прыжках, метаниях, беге, гимнастике, боксе, лыжном и горнолыжном спорте, беге на коньках, хоккее, футболе, баскетболе можно с 7 лет, а в некоторых видах спорта, например в плавании и фигурном катании на коньках, — еще раньше. Очень важно, чтобы при этом техника, хотя и элементарная, была по своей основе правильной[20].
Естественно, что вместе с увеличением возраста юных спортсменов должна усложняться и совершенствоваться техника упражнений.
Задача совершенствования техники всегда остается. Даже выдающиеся спортсмены должны продолжать систематически работать над улучшением своего технического мастерства. Это объясняется тем, что, кажется, ни один из великих спортсменов не достигал такой идеальной для себя техники, которая не требовала бы дальнейшего совершенствования.
Техника индивидуальна и переменчива. В каждом виде спорта существует эталон наиболее совершенной техники. Этому образцу и обучают спортсмена. Однако было бы неправильно требовать от него выполнения абсолютно точной копии того или иного движения, поскольку индивидуальные особенности спортсмена придают технике некоторое своеобразие. Отличия в движениях, присущие лишь данному спортсмену, определяются его телосложением, функциональными данными, особенностями высшей нервной деятельности, физическими и волевыми качествами и т.д. Использование этих особенностей делает технику спортсмена совершеннее и эффективнее. Отличия возникают уже с первых шагов овладения техникой. Более быстрый спортсмен делает движения с большей скоростью, имеющий хорошую гибкость — непроизвольно увеличивает амплитуду в движениях, более сильный — увеличивает углы сгибания ног и т.д. и т.п.
1.2. Особенности спортивной подготовки велосипедистов в научно-методической литературе
Подготовку спортсмена в велосипедном спорте необходимо рассматривать как целостную систему. В вводной части программы представлена общая характеристика системы подготовки велосипедиста и базовых теоретических положений, определяющих построение многолетней подготовки велосипедиста[10.16].
Рассматривая подготовку велосипедиста как систему, в ней следует выделить несколько компонентов, которые, в свою очередь, состоят из множества элементов.
В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо рассматривать:
- систему соревнований;
- систему тренировки;
- систему факторов повышения эффективности тренировочной
и соревновательной деятельности.
Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение.
Система соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований (гонок), включенных в единую систему подготовки велосипедиста. Достижение высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе подготовки гонщика, выступает как цель, которая придает единую направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие гонщика в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовке велосипедиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить полноценную подготовленность гонщика. Только оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение спортивных целей[2].
Центральным компонентом подготовки велосипедиста является система спортивной тренировки[2].
В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. В рамках каждого из этих направлений решаются еще более конкретные задачи. Так, например, физическая подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д.
Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение велосипедистом состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свойствами[9].
Решение задач подготовки спортсмена в велосипедном спорте требует направленного использования факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические средства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.
Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему, которая находится в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой и только благодаря этой связи способна существовать как целостная система. Поэтому, рассматривая подготовку велосипедиста как систему, тренер не должен забывать, что неотъемлемым условием нормальной жизнедеятельности человека является удовлетворение его естественных биологических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный уровень жизни, бытовые условия, экологические и климато-географические условия окружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует естественному биологическому ритму развития организма спортсмена. Это обстоятельство должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки велосипедиста. В спортивной практике влияние этих обстоятельств иногда не полностью осознается в сравнении со специфическими факторами подготовки велосипедиста, но это вовсе не умаляет их значения в достижении спортивных целей.
Чем выше уровень спортивных достижений, тем сложнее структура и содержание подготовки гонщика. Приспособление системы подготовки к выполнению специфических функций осуществляется посредством увеличения количества элементов их дифференциации и специализации.
Целью спортивной подготовки велосипедиста является достижение максимально высокого для данного индивидуума спортивного результата. Общая цель воплощается в решении задач, конкретизируемых с учетом временного масштаба, индивидуальных возможностей велосипедиста и основных направлений (компонентов) подготовки. Конкретизация целей и основных задач подготовки велосипедиста находит выражение в объективно измеряемых количественных показателях: спортивных результатах, спортивно-квалификационных нормативах, тестовых показателях, параметрах тренировочной и соревновательной деятельности. Итоговые и этапные задачи подготовки приобретают целостное количественное оформление в прогностических моделях, характеризующих уровень подготовленности велосипедиста[17].
При формировании личностных целевых установок велосипедиста в процессе многолетней подготовки не следует забывать, что достижение высших спортивных результатов не должно вступать в противоречие с задачами воспитания спортсмена как социально полноценной личности.
Построение системы спортивной подготовки как целостного процесса, объединяющего в себе различные компоненты, предполагает последовательную реализацию определенных принципов и закономерностей.
Наряду с положениями и принципами естественных и гуманитарных наук, имеющими общетеоретическое значение, при построении системы подготовки велосипедиста следует учитывать и специфические принципы.
Направленность к высшим достижениям является главенствующим положением, определяющим структуру и содержание всей системы спортивной подготовки велосипедиста. Направленность к высшим достижениям оптимизирует все основные компоненты подготовки в велосипедном спорте: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной деятельности, структуру и содержание тренировочного процесса, режим жизни, применение средств восстановления и другие факторы.
Направленность к высшим достижениям определяет постепенность увеличения и тенденцию тренировочного процесса к использованию максимальных нагрузок с учетом временных закономерностей становления спортивного мастерства. Без увеличения нагрузки нельзя рассчитывать на устойчивое повышение уровня подготовленности спортсмена, а тем более достижение уровня высших спортивных результатов. Объем и интенсивность физических упражнений, стимулирующих адаптационные перестройки в организме велосипедиста, должны иметь тенденцию к постепенному увеличению в процессе многолетней подготовки. Главным условием, определяющим особенности реагирования систем организма на возрастающую нагрузку, является величина прироста воздействия нагрузки во времени[2].
Возможность повышения нагрузок имеет свой индивидуальный предел мобилизации адаптационных резервов организма. В связи с этим стратегия многолетней подготовки должна строиться с учетом того, чтобы на уровень максимальных параметров нагрузок гонщик вышел в соответствии с уровнем индивидуального биологического развития в оптимальной фазе этапа высших достижений.
Направленность к высшим достижениям во многом определяет процесс постоянного улучшения конструкции велосипедов, специального оборудования, спортивной формы и других факторов, которые существенным образом влияют на результативность тренировочной и соревновательной деятельности в велосипедном спорте.
Единство общей и специальной подготовки отражает связь и взаимообусловленность различных по степени специализированности средств и методов подготовки. В процессе построения многолетней подготовки необходимо учитывать задачи общего развития организма и укрепления здоровья велосипедиста, а также задачи специализированного развития тех функциональных систем организма спортсмена, которые определяют достижения в данном виде велосипедного спорта. На начальных этапах многолетней подготовки в детском и юношеском возрасте значительное внимание уделяется общей (базовой) подготовке. В дальнейшем происходит постепенное увеличение доли специализированных средств в оощем объеме тренировочных воздействий[13.16].
Углубленная спортивная специализация и индивидуализация -главное условие эффективной подготовки, имеющей направленность к высшим достижениям. Заключается в соответствии параметров и структуры тренировочных и соревновательных воздействий, требованиям соревновательной деятельности в данном виде велосипедного спорта. Постепенная реализация этого подхода в процессе многолетней подготовки позволяет обеспечить достижени е высших спортивных результатов[16].
Углубленная спортивная специализация имеет свою специфику реализации в масштабе отдельных циклов подготовки. На первых этапах подготовки параметры соревновательной деятельности воспроизводятся фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний). По мере роста подготовленности все более значительное место в подготовке велосипедиста занимают упражнения, возможно целостно воспроизводящие параметры соревновательной деятельности. Благодаря такой последовательности преодолевается противоречие между несоответствием исходного уровня подготовленности гонщика и планируемым спортивным результатом в данном цикле подготовки.
При этом сами параметры соревновательной деятельности постоянно изменяются от одного тренировочного цикла к другому, приближаясь к требованиям целевой соревновательной деятельности на уровне высших достижений.
Каждому виду велосипедного спорта присуща своя, специализированная структура функциональной подготовленности. При этом установлено, что у гонщиков высшей квалификации часто выделяется несколько доминирующих показателей подготовленности при относительно среднем уровне развития других составляющих. Эта особенность структуры подготовленности придает важное значение принципу индивидуализации в подготовке велосипедистов. Наибольший эффект подготовки достигается при построении и реализации тренировочных программ, ориентированных на максимальное развитие индивидуальных задатков гонщика.
Цикличность процесса подготовки предполагает систематическое воспроизведение относительно законченных структурных единиц тренировочного и соревновательного процесса. Периодические процессы наблюдаются на всех уровнях организации живых систем. Циклический характер построения подготовки сочетается с волнообразной динамикой нагрузок, которая реализуется в различных циклах подготовки, позволяя избежать противоречий между нагрузками различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и т.п.
Основы принципа цикличности могут быть выражены в следующих методических положениях:
- при построении тренировки следует исходить из необходимости
систематического повторения ее элементов и одновременного изме
нения их содержания в соответствии с закономерностями трениро
вочного процесса; - рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его
взаимосвязи с более и менее крупными составляющими тренировоч
ного процесса; - выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок
осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередую
щихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее
место в структуре тренировочных циклов[7.8].
Непрерывность процесса подготовки отражает одно из основных условий адаптации организма человека, составляющих основу построения процесса спортивной подготовки. Все формы тренировочных и соревновательных воздействий, а также дополнительные средства подготовки велосипедиста должны быть объединены в единую систему, обеспечивающую преемственность тренировочных эффектов применяемых нагрузок с учетом целевой направленности всей подготовки. Воздействие каждой нагрузки должно начинаться на фоне сохраняющегося следового эффекта предыдущего воздействия. Если интервалы отдыха чрезмерно увеличены и состояние спортсмена каждый раз возвращается к исходному уровню, то есть исчезает «адаптационный след» предыдущего воздействия, прогрессирующего повышения подготовленности велосипедиста добиться невозможно.
Принцип непрерывности предполагает систематичность тренировочных воздействий на протяжении длительного периода времени. Подготовка велосипедиста должна строиться как многолетний и круглогодичный процесс, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены единой цели достижения высших спортивных результатов[7.8].
1.3. Техническая подготовка велосипедистов- кроссовиков
Под техникой в велосипедном спорте понимается совокупность технических приемов, применяемых спортсменом для рационального использования своих физических возможностей. Спортивные достижения в современном велосипедном спорте в значительной степени зависят от уровня владения гонщиком различными техническими приемами, от умения эффективно применить тот или иной технический прием в разнообразных ситуациях спортивной борьбы.
Спортивно-техническое мастерство способствует проявлению всех сторон тренированности велосипедиста. Без мастерского владения велосипедом, всем арсеналом технических приемов невозможно достичь высот мастерства в велосипедном спорте. Несмотря на то, что сама техника в велосипедном спорте не является определяющей (так как победа присуждается не за уровень технического мастерства, как это принято в гимнастике, прыжках в воду, отчасти прыжках на лыжах, в фигурном катании на коньках), ее значение все же велико. Именно техническое мастерство дает возможность велосипедисту наилучшим образом проявить не только высокий уровень физических, но и психологических качест[12].
Для успешного овладения техникой необходимо глубоко изучать сами технические приемы и пути их совершенствования. Все технические приемы в велосипедном спорте имеют свои закономерности, знание которых позволяет делать определенный расчет, планировать овладение техническим мастерством, предвидеть возможные Результаты. Серьезное изучение технических приемов вскрывает причины успехов и неудач велосипедиста помогает оценить эффективность владения техникой % наметить пути ее совершенствования.
При глубоком изучении техники часто оказывается что представления о движениях, сложившиеся в практике, не всегда полностью совпадают с действительной картиной движений и их механизмом. Невозможно правильно овладевать техникой, не зная ее особенностей и законов.
Как и в любом виде спорта, в велосипедном спорте техника с течением времени изменяется и совершенствуется. По мере роста мастерства спортсменов, улучшения конструкции велосипедов, меняется и техника. Научные исследования выявляют новые закономерности развития техники, дают глубокое объяснение содержанию отдельных элементов, их взаимосвязи и способствуют широкому внедрению нового в практику велоспорта[16].
В процессе овладения техникой могут появляться ошибки, которые на какой-то период закрепляются. Если эти ошибки и будут потом устранены кропотливой работой тренера и гонщика, то иногда следы от них могут вновь появляться в моменты напряжения и при сильных утомлениях. Поэтому вопрос о недостатках в технике важен не только для выбора пути в обучении, но и для совершенствования методики обучения. Определяя сущность ошибки в том или ином техническом приеме, исследуя причины ее возникновения, взаимную связь и последствия, а также намечая пути устранения этой ошибки, можно более основательно и глубоко изучить сам механизм движения.
Немаловажное значение для успешного овладения техникой имеет умение спортсмена наблюдать за собой, вести постоянный самоконтроль за движениями, подкрепляемый объективными данными, получаемыми с помощью фото- и киносъемки[17].
Фотографии или еще лучше кинограммы, снятые со скоростью 64 кадра в секунду, позволяют тренеру и гонщику найти ошибки, которые трудно, а иногда и невозможно заметить без этих средств. Если снимать кинограммы педалирования гонщика два или три раза в сезон, через определенные промежутки времени, то можно наглядно установить достигнутые за данный период успехи или увидеть недостатки.
Современные методы исследований в велосипедном спорте как в лабораторных условиях на велоэргометре на незакрепленном велостанке, так и в естественных условиях на шоссе и треке позволяют проводить наблюдения за движениями спортсменов и ставить вопросы совершенствования техники на научную основу.
Практика отбирает наиболее целесообразные движения велосипедиста, дающие наибольший эффект при решении определенной двигательной задачи.
Теоретические обоснования должны находить практическое подтверждение во время тренировок и взаимно обусловливать и дополнять друг друга.
Совершенствование техники требует от спортсмена, помимо повышения уровня общей и специальной физической подготовленности, знания законов механики и аэродинамики, под действием которых происходят все движения велосипедиста.
Длительные перемещения гонщика на шоссе или треке с многократным повторением рабочих движений представляют собой повторяющиеся (циклические) движения. Источником движущих сил в велосипедном спорте служат мышцы человека. Поэтому, разбирая технику велосипедного спорта, мы неизбежно должны рассматривать отдельные технические приемы как с точки зрения механики, так и с точки зрения биологии[16].
Очень важным является понимание биологических законов связи между внутренними процессами в организме и внешними проявлениями тех или иных движений, происходящих во время езды на велосипеде. Четкое представление о правильном движении скорее позволит гонщику овладеть совершенным техническим приемом, так как между умственным представлением и Двигательным выражением существует самая неразрывная связь.
«Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, судят о порой по последним, т. е. по внешним признакам», — утверждал великий русский физиолог И М. Сеченов. «Все бесконечное разнообразие внешних продлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родице дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение17].
При совершенствовании техники езды на велосипеде надо четко понимать разницу между общими понятиями о современных технических приемах и индивидуальными особенностями техники отдельно взятого гонщика, отличающейся определенным стилем. Нельзя заставлять всех занимающихся одинаково выполнять те или иные технические приемы, так как каждый человек обладает особым психическим складом и свойственными ему своеобразными движениями, которые и будут выражаться в особенностях его техники.
Техника велосипедиста должна совершенствоваться в самых разнообразных условиях. Только тогда можно считать гонщика подготовленным, когда он сможет развивать наивысшую скорость в различных условиях не думая о самой технике движения и умело проводя в жизнь тактические планы.
Несмотря на терминологическую общность, существует большое различие между приемами, имеющимися в арсенале гонщика-шоссейника и велосипедиста-кроссовика. Сложный рельеф трассы с ее многочисленными подъемами и спусками, различными поворотами и неровностью покрытия трассы выдвигают на первое место техническую подготовленность велосипедистов[17].
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось в течении 2005 – 2006 годов и включало следующие этапы:
- Первый этап – сентябрь 2005 – май 2006 года изучение литературных источников, выбор методов исследования:
- Второй этап. Разработка на основе анализа литературных источников методики оценки технической подготовленности велосипедистов кроссовиков. Декабрь 2005 – февраль 2006 гг.
- Третий этап:– май – сентябрь 2006 года исследование динамики спортивных достижений и уровня технической подготовленности;
- Четвертый этап: август – октябрь 2006 года – написание и защита выпускной квалификационной работы.
Выборка исследуемых составила 10 мальчиков 1994-1995 годов рождения занимающихся велосипедным спортом в СДЮШОР «Купол» г. Ижевска.
Все исследуемые велосипедисты относятся к третьему году специализированного обучения в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва. Велокроссом занимаются первый год.
После прохождения основ велоспорта возник вопрос специализированной спортивной селекции, выбора наиболее склонных к велокроссу детей. Решить данную проблему в наших условиях представлялось возможным с помощью оценки уровня технической подготовленности и определения зависимости с результатами соревнований.
2.2 Методы исследования
В исследовании применялись следующие методы:
- Анализ литературных источников;
- Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста;
- Педагогическое наблюдение;
- Анализ протоколов соревнований;
- Методы математической статистики.
В ходе анализа литературных источников были изучены труды таких ученых посвятивших свою научную деятельность велосипедному спорту, как Бахвалов В. А., Ердаков С.В., Захаров А. А., Крылатых Ю. Г., Минаков С. М., Озолин Н. Г.,. и других авторов.
В работе применялась методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста приведенная в книге Захарова А. А. «Велосипедный спорт»[7.8].
Методика представляет собой следующее.
Оценивание уровня технических навыков велосипедистов-кроссовиков производилось по девяти параметрам и по пятибалльной шкале. Оценивание проводилось на протяжении 5 этапов «Кубка России по велокроссу».
Таблица 1.
Методика оценки базовой технической подготовленности велосипедиста
№
|
Оцениваемые элементы техники | |
1. | Техника посадки:
· сидя в седле (высокая, средняя, низкая) · стоя над седлом |
|
2 | Техника педалирования:
· сидя в седле (с круговым, импульсным и инерционным приложением усилий в цикле педалирования) · стоя над седлом (с продольным и поперечным переносом центра тяжести) |
|
3 | Техника торможения и остановки:
· техника прерывистого способа приложения усилий при торможении (импульсное, ступенчатое торможение) · техника непрерывного приложения усилий при торможении (плавное, резкое торможение) |
|
4 | Техника равномерного движения по дистанции
· ритм движения · чувство времени и дистанции |
|
5. | Техника прохождения поворотов:
· техника разворота на шоссе · техника прохождения простых поворотов (с постоянным радиусом кривизны) · техника прохождения сложных поворотов (с комбинированными радиусами кривизны, S-образные) |
|
6. | Техника преодоления подъемов и спусков
· адекватность выбора передачи кривизне склона · использование рельефа |
|
7. | Техника преодоления препятствий
· объезд препятствия · переезд через препятствие · преодоление препятствия прыжком |
|
8. | Техника прямолинейного движения
· выбор траектории
|
|
9. | Техника контактного взаимодействия:
· техника контактного противоборства · техника ускоряющего динамического взаимодействия и буксировки |
|
Максимальная оценка технической подготовленность установлена в 45 баллов.
Оценка уровня технической подготовленности производилась 3 раза за исследуемый период. Оценка производилась при помощи карты экспресс оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедиста
приведенной в приложении 1. Срезы производились в начале, середине и конце спортивного сезона. Оценка проводилась на контрольных тренировках. Оценивание производилось с учетом возраста занимающихся.
Таблица 2.
Шкала оценки уровня владения техникой езды на велосипеде.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Упражнение выполнено правильно и уверенно | Упражнение выполнено с незначительными ошибками, ведущими к неточному выполнению деталей техники | Упражнение выполнено с ошибками, ведущими к незначительному искажению основ техники | Упражнение не выполнено или выполнено с грубыми ошибками, ведущими к искажению основ техники |
Для определения динамики спортивных достижений велосипедистов-кроссовиков анализировались протокола соревнований. Всего были проанализированы результаты 5 соревнований в годичном цикле. Учитывались очки, присваиваемые спортсмену, за каждое занятое место. При анализе, брались протокола результатов соревнований «Кубка России по велокроссу». Максимальное количество очко, присваиваемое спортсмену за 1-е место – 20 очков. Очки присваивались до 11 места.
2.3 Обработка полученных результатов методами математической статистики.
Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций» под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина (1998г.) [27] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова (19976г.) [23].
1). Для выявления средних величин использовалась формула средней арифметической взвешенной.
∑ Хi fi
Х = ——¾¾ 1.
∑ fi
где ∑ знак суммирования;
Хi – значение осредняемого признака;
fi – частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.
2). Для определения взаимосвязи показателей применялся корреляционный анализ.
Расчеты производились по формуле ранговой корреляции:
å ( Xi – X)(Yi – Y)
r = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾ 2.
Ö å( Xi – X)2(Yi – Y)2
где r – коэффициент корреляции;
Хi – отдельные значения первого признака;
Yi – отдельные значения второго признака;
X – среднее значение первого признака;
Y – среднее значения второго признака.
По направлению корреляция бывает прямой (положительное значение) либо обратной (отрицательное значение). Значения коэффициента корреляции может иметь значение от +1, до –1. Если коэффициент корреляции имеет значение меньше 0,30, считается, что связь слабая, при значении от 0,31 до 0,69- средняя. При значениях коэффициента от 0,70 до 1 – сильная [6].
3) Для результатов исследования проведена оценка достоверности выборочного наблюдения. Был принят пяти процентный уровень достоверности (Р = 0,05). Поскольку, по утверждению Марищука В. Л. в связи сильной изменчивостью явлений обучения и воспитания, 5% уровень значимости при оценке педагогических гипотез более чем достаточен [14]
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование динамики спортивных результатов велокроссменов
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты, приведенные в приложениях 2 и 3. По итогам 5 соревнований «Кубка России по велокроссу» спортсменами были получены ряд рейтиноговых очков за каждое соревнование. В дальнейшем мы их суммируем и получаем итоговый рейтинг спортсмена по результатам 5 соревнований.
Для удобства обработки результатов исследования проранжируем результаты соревновательной деятельности по трем признакам:
- признак 1 – спортсмены, имеющие высокий рейтинг соревновательной деятельности 75 и выше очков (далее в работе группа 1);
- признак 2 – спортсмены, имеющие средний рейтинг соревновательной деятельности 50 – 70 очков (далее в работе группа 2);
- признак 3 – спортсмены, имеющие низкий рейтинг соревновательной деятельности ниже 50 очков (далее в работе группа 3).
Таким образом, мы определили группы наиболее и наименее успешных велосипедистов.
В группу 1 вошло 3 велосипедиста. Это наиболее подготовленные спортсмены, чаще чем другие занимающие пьедесталы призеров.
Во вторую группу вошли велосипедисты-кроссовики, имеющие средний уровень спортивной результативности. Их 2 человека.
И третья группа, наиболее многочисленная – 4 человека. Сюда вошли наименее успешные велосипедисты.
Рассмотрим более подробно динамику спортивных результатов в рамках «Кубка России по велокроссу»;
Для этого построим таблицу, составим рисунки средних показателей рейтингов по группам.
Таблица 3.
Средние групповые рейтинги соревновательной деятельности велосипедистов.
Группы велосипедистов | Соревнования | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-я группа | 17,3 | 18,3 | 17,3 | 10,3 | 17,3 |
2-я группа | 10 | 10 | 9 | 16,5 | 13 |
3-я группа | 4,7 | 4,5 | 6 | 4,3 | 6 |
Рисунок 1. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 1.
Как видно из таблицы и рисунка 1 в первой группе наблюдается средний динамика спортивных результатов. Отмечено резкое снижение на предпоследнем этапе до 10,3 очков.
Рисунок 2. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 2.
На рисунке 2 видно, что динамика спортивных достижений имеет вид волнообразной кривой. С постепенным нарастанием результатов к концу сезона. Данная динамика связана с нестабильностью спортивных результатов, очевидно связанных с недостаточной подготовленностью спортсмена. Хотя это требует отдельного более досконального изучения проблемы.
Рисунок 3. Динамика рейтинга спортивных результатов в группе 3.
Группа 3 также характеризуется нестабильностью результатов. Хотя здесь наблюдается явная тенденция к их улучшению.
- Исследование уровня технической подготовленности
Далее в работе рассмотрим динамику технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.
Результаты оценки уровня общей технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков представлены в приложении 3.
Исследование уровня технической подготовленности проводилось три раза. В начале, середине и конце сезона. Оценка проводилась на контрольных тренировках. Оценивание производилось с учетом возраста занимаюихся.
Как уже говорилось выше, исследуемые по результатам спортивных соревнований были разделены на 3 группы. Максимальная сумма баллов за техническую подготовленность составила 45 баллов.
Проранжируем по выше указанным признакам и рассмотрим их более подробно.
Таблица 4.
Динамика средних групповых показателей уровня технической подготовленности велосипедистов.
Группы велосипедистов | Уровень технической подготовленности, в баллах. | ||
1-й срез | 2-й срез | 3-й срез | |
1-я группа | 37 | 37 | 38,6 |
2-я группа | 33 | 35 | 34 |
3-я группа | 23 | 26 | 30 |
Как видно из результатов приложения 3 ни один из исследуемых спортсменов не получил высшую оценку технической подготовленности.
.
Рисунок 4. . Динамика технической подготовленности велосипедистов 1-й группы.
В первой группе исследуемых спортсменов наблюдается тенденция к росту уровня технической подготовленностью. К концу сезона имеется пиковое значение.
.
Рисунок 5. Динамика технической подготовленности велосипедистов 1-й группы.
Как видно из результатов таблицы 4 и рисунка 5 во 2-й группе велосипедистов-кроссовиков наблюдается волнообразная динамика технической подготовленности. Пик наступает во второй трети соревновательного сезона. К завершению произошло снижение уровня технической подготовленности
Рисунок 6. Динамика технической подготовленности велосипедистов 3-й группы.
Наблюдается аналогичная с результатами в 1-й группе динамика технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.
Подводя итог, следует сказать, что по результатам проведенного исследования динамики общей технической подготовленности велосипедистов велосипедистов-кроссовиков следует сказать, что ни один спортсмен не получил высшей оценки. Это говорит о том, что на основе применяемой в исследовании методики и полученных результатов тренерам-преподавателям следует уделить внимание не только функциональной готовности велосипедистов но и особое внимание уделять технической подготовке.
3.3. Исследование зависимости спортивных результатов от уровня технической подготовленности велосипедистов
Мы в исследовании задавались вопросом, влияет ли уровень технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков на их спортивную результативность. И если влияет, то как и на сколько?
Из анализа литературных источников мы знаем, что лишь тот спортсмен имеет высокие результаты, который владеет комплексом специфических приемов и качеств в избранной спортивной специализации.
К технической подготовке следует приступать настолько рано, насколько хватит сил у занимающихся [20].
Однако на этапе спортивного отбора уровень технической подготовленности начинающих спортсменов оставляет желать лучшего и мало влияет на конечный спортивный результат. Об особенностях техники зачастую начинают говорить на этапе высших достижений как о резервном средстве повышения результативности спортсменов. Курамшин Ю. Ф касаясь вопросов спортивной техники говорит следующее: …детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
- возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
- поиском более совершенных способов выполнения движений;
- повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
- совершенствованием методики обучения;
- появлением нового спортивного инвентаря, оборудования[23].
Мы в своем исследовании, соглашаясь с Озолиным Н. Г., считаем, что следует уже на этапе начального обучения уделять строгое внимание уровню освоения техники, особенно в таком сложном и технически требовательном виде как велокросс.
Для проверки правильности выдвинутой нами гипотезы проведем корреляционный анализ зависимости результатов технической подготовленности и динамики спортивных достижений.
Для того в персональном компьютере в программе Excel построим ряды динамики обеих изучаемых показателей и при помощи функции f (формула) рассчитаем коэффициент корреляции.
В ходе расчетов нами получено значение коэффициента корреляции равное +0,869.
Данный результат позволяет нам говорить о существующей сильной положительной связи между уровнем технической подготовленности и результативностью спортивной достижений велосипедистов-кроссовиков. Т.е наиболее высокого спортивного результаты добивались те спортсмены, чей уровень технической подготовленности был выше.
Выводы
По результатам проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.
- При оценке уровня технической подготовленности мы пришли к выводу, что ни один из исследуемых велосипедистов кроссовиков не имеет наивысшего уровня технической подготовленности. Наилучший результат выявлен в группе сильнейших велокроссменов и составил 40 баллов. Наихудший результат обнаружен в группе слабейших и составил 20 баллов.
Особенностью технической подготовленностью велокроссменов явилось то, что в группе сильнейших и в группе слабейших спортсменов наблюдается положительная динамика уровня технической подготовленности. Пиковое значение уровня технической подготовленности приходится на конец соревновательного сезона.
- В ходе исследования результативности соревновательной деятельности велокроссменов был выявлен самый высокий уровень рейтинга, он составил 85 баллов. Самый низкий рейтинг составил 15 баллов. Динамика спортивных достижений имеет велокроссменов индивидуальный характер. Наблюдается стабильная динамика роста результативности в группе сильнейших велосипедистов. Остальные отличаются нестабильностью спортивных результатов.
- Выявлена положительная сильная связь между уровнем технической подготовленности и результативностью спортивной достижений юных велокроссменов 11-12 лет. Коэффициент корреляции составил +0,869.
Список литературных источников
- Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса.М. 1985. 176с.
- Бахвалов В. А., Ердаков С.В., Основы тренировки в велосипедном спорте. М 1993г. 235с.
- Годик М. А. Спортивная метрология. М 1988г. 216с.
- Губа В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения спортивного таланта // Теория и практика Ф. К. 2000. № 9 с 28-31.
- Гужаловский А. А. Проблемы теории спортивного отбора// Теория и практика Ф. К. 1986г 35-37с.
- Железняк Ю. Д., П. К. Петров основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001г. 264 с.
- Захаров А. А. Велосипедный спорт. М. 2002г. 325с.
- Захаров А. А., Велосипедный спорт. М 1986г.
- Илларионов Г. Г. Оптимизация условий спортивной деятельности с учетом нейродинамических особенностей спортсменов (на прмере велоспорта) //Теория и практика Ф,К. 2002г с.56-58.
- Крылатых Ю. Г. Спортивная тренировка велосипедистов шоссейников. М 1985. 124с.
- Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М 2002. 192с.
- Максимова В. М. Тактическая подготовка велосипедиста спринтера с учетом психологических особенностей в выборе решений. Автор. к. п. н. М 1972. 32с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры . в 2-х томах. М 1991. 543с.
- Методики психодиагностики в спорте./ В. Л. Марищук. М. 1984. 191с.
- Минаков С. М. Велосипедный спорт. М 1978. 345с.
- Модельные характеристики велогонщиков . Вильнюс. 1986. 123с.
- Нижегородцев А. Д. Исследование эффективности различных видов соревнований в связи с воспитанием специальной выносливости велосипедиста. Автор. к. п. н. М 1970. 25с.
- Никитушкин В. Г. Квашук П. В. Бауэр В. Г. Организационно – методические основы подготовки спортивного резерва. М. 2005 г. 232с.
- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. М. 2004. 863С.
- Озолин Н.Г Научные исследования в области спортивной тренировки. – М., 1997г. – 332с.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов. М. Л. Набатникова. М. 1982. 280с.
- Психология и математика Н.И Кондакова М, 19976. 237с
- Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. Киев 1980. 369с.
- Селуянов В. Н Яковлев Б. А. Биомеханические основы совершенствования эффективности педалирования. М 1985. 55с.
- Селуянов В. Н., Шестаков М. П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. М. 200. 112с.
- Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. М. 2005г. 142с.
- Статистика – курс лекций Л.П Харченко, В.Т Ионина. М. 1998г. 258с.
- Татаринов Я. С. Кузьменко Ю. Д. Леонтьев А. А. Морфофункциональная характеристика велосипедистов. //Адаптация. Ф.Ки С. Смоленск 1987 с 32-37.
- Теория и методика физической культуры. Ю. Ф. Курамшин. М 2004. 464с.
- Федоткина О. И, Головачев А. И. Энергетическое обеспечение мышечной работы велосипедистов// Влоспорт М 1986. 126с.
- Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. М 1989г. 569с.
Приложения
Приложение 1.
Карта экспресс оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедиста
Ф._____________________________
И______________________________
№
|
Оцениваемые элементы техники
|
Оценка, в баллах
|
1. | Техника посадки:
· сидя в седле (высокая, средняя, низкая) · стоя над седлом |
|
2 | Техника педалирования:
· сидя в седле (с круговым, импульсным и инерционным приложением усилий в цикле педалирования) · стоя над седлом (с продольным и поперечным переносом центра тяжести) |
|
3 | Техника торможения и остановки:
· техника прерывистого способа приложения усилий при торможении (импульсное, ступенчатое торможение) · техника непрерывного приложения усилий при торможении (плавное, резкое торможение) |
|
4 | Техника равномерного движения по дистанции | |
5. | Техника прохождения поворотов:
· техника разворота на шоссе · техника прохождения простых поворотов (с постоянным радиусом кривизны) · техника прохождения сложных поворотов (с комбинированными радиусами кривизны, S-образные) |
|
6. | Техника преодоления подъемов и спусков | |
7. | Техника преодоления препятствий
· объезд препятствия · переезд через препятствие · преодоление препятствия прыжком |
|
8. | Техника прямолинейного движения | |
9. | Техника контактного взаимодействия:
· техника контактного противоборства · техника ускоряющего динамического взаимодействия и буксировки |
Приложение 2.
Рейтинг занимаемых мест велосипедистов-кроссовиков
№ | Ф.И.О | Рейтинг велосипедиста на соревнованиях в очках. | Итоговый рейтинг | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Васильев Н. | 17 | 20 | 17 | 13 | 17 | 84 |
2 | Музафаров Р. | 15 | 18 | 15 | 20 | 15 | 83 |
3 | Слистин Д. | 12 | 15 | 15 | 10 | 20 | 72 |
4 | Вахрушев Ф. | 20 | 17 | 20 | 13 | 18 | 88 |
5 | Эркишев Н. | 11 | 11 | 7 | 15 | 13 | 54 |
6 | Конушев Е. | 9 | 9 | 11 | 18 | 10 | 57 |
7 | Смольков В. | 7 | 5 | 9 | 7 | 9 | 37 |
8 | Романов А. | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 | 31 |
9 | Толстых С. | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 19 |
10 | Трофимов Д. | 3 | 2 | 3 | 2 | 5 | 15 |
Рисунок 1. Динамика рейтинга соревновательной деятельности велосипедистов- кроссовиков.
Приложение 3.
Оценки уровня технической подготовленности велосипедистов-кроссовиков.
№ | Ф.И.О | Уровень технической подготовленности, в баллах. | ||
1-й срез | 2-й срез | 3-й срез | ||
1 | Васильев Н. | 39 | 40 | 39 |
2 | Музафаров Р. | 32 | 35 | 35 |
3 | Слистин Д. | 32 | 31 | 35 |
4 | Вахрушев Ф. | 40 | 36 | 42 |
5 | Эркишев Н. | 23 | 23 | 23 |
6 | Конушев Е. | 21 | 26 | 30 |
7 | Смольков В. | 25 | 26 | 30 |
8 | Романов А. | 22 | 28 | 29 |
9 | Толстых С. | 26 | 25 | 26 |
10 | Трофимов Д. | 20 | 21 | 20 |
Рисунок 2. Динамика технической подготовленности велосипедистов – кроссовиков..