СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ | 7 |
1.1 История и основные элементы техники игры в волейбол | 7 |
1.2 Возрастные особенности обучения школьников технике игры в волейбол | 11 |
1.3 Факторы, влияющие на успешность формирования техники игры в волейбол | 14 |
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 20 |
2.1 Организация исследования | 20 |
2.2 Методы исследования | 21 |
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ | 27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 36 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ | 38 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние спортивного обучения игре волейбол характеризуется многообразием программного материала и широты применяемых средств. Однако на сегодняшний день не разработано ни одной оптимально эффективной методики обучения основам техники игры в волейбол на начальном этапе обучения, в стенах школы.
Применяемые программы отличаются нереальностью выполнения учащимися поставленных задач и их узкой направленности в сторону изучения отдельным элементам, не давая возможности комплексного применения навыков в игровых комбинациях[4].
Технические приемы волейбола относятся к сложнокоординационным движениям и поэтому требуют от педагога-тренера тщательной предварительной подготовки. Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников, публикаций во всемирной сети Интернет и др. Перед тренером-педагогом возникает задача правильного выбора и принятия решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства его учеников.
Как отмечал Д.Д.Донской [22], сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых [16].
В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им [15,17]. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк [15]. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа – метод повторно-переменного упражнения.
Процесс игры, без которого нельзя строить урок, предполагает необходимость наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Поэтому и начальное обучение связано с освоением этих двух способов техники. Несколько позднее начинают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара. Одновременно с разучиванием нападающего удара (по принципу положительного переноса) осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего удара. Последней начинает осваиваться техника блокирования. Далее процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каждого из приемов [15].
Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста.
После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции [12]. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования. Для этого применяются такие упражнения, в которых главным является: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект может достигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений.
Известно, что существует отрицательный и положительный перенос между отдельными физическими качествами, между двигательными навыками и между качествами и навыками. Так, например, в антагонистических отношениях находятся точностные движения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена. А упражнения на выносливость отрицательно сказываются на скоростно-силовых проявлениях качеств [19].
Однако несмотря на широкую изученность вопросов обучения технике игры в волейбол недостаточно полно разработана методика использования тренажеров на занятиях физической культурой в школе при формировании игровых навыков волейболиста
Изложенное состояние вопроса является одной из причин необходимости оптимизации педагогического процесса формирования двигательных игровых навыков волейболиста на уроках физической культуры в общеобразовательной школе – это обусловило актуальность настоящей работы и проведения специальных исследований по избранной теме.
Объект исследования: Техника игры волейбол.
Предмет исследования: Обучение технике игры в волейбол учащихся 8-го класса.
Задачи исследования:
- Анализ литературных источников по вопросам исследования.
- Выявить начальный и конечный уровни сформированности технических умений учащихся.
- Провести эксперимент по формированию технических умений игры в волейбол, с применением тренажеров.
- Определить особенности динамики формирования технических умений у учащихся исследуемых групп.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что направленное развитие технических умений игры волейбол, с применением технических средств будет более эффективным, нежели традиционная методика обучения навыкам игры.
Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования помогут значительно улучшить эффективность обучения технике игры в волейбол среди учащихся общеобразовательной школы..