1.1 История и основные элементы техники игры в волейбол
Волейбол – популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. Преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям орган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее – в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье.
С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже – чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу[17].
В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.
В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио.
Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная.
Один раз в два года проводятся чемпионаты Европы, Спартакиады школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков.
Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. В СССР насчитывается 30 специализированных спортивных школ олимпийского резерва и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.
В настоящее время под техникой понимается способ выполнения двигательного действия, с помощью которого поставленная задача решается целесообразно и эффективно [23, 54, и др.].
Применительно к спортивным играм по целевому признаку организации действий технику игры принято разделять на две части – нападения и защиты [3, 9,22 и др.], которые включают в себя ряд приемов [25]. Каждый технический прием представляет собой систему движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей [11].
Исходя из чего Ю.Д. Железняк говорит, что в каждом техническом приеме волейбола можно выделить три части (фазы): подготовительную – действия подготовки, основную – ударное движение, заключительную – завершение приема [14,15,16.].
Анализ биокинематической структуры механизмов выполнения технических приемов волейбола как системы ударных движений [22] показал, что наиболее важными являются подготовительная и основная фазы. Отмечено, что в подготовительной фазе чаще всего решается задача перемещения к месту встречи с мячом, особенности такого перемещения обусловлены характером предстоящих действий.
В ударном движении при выполнении технических приемов решаются две основные задачи:
– приращение скорости ударника до оптимальной величины и вы
бора направления приложения силы [4];
– сообщение мячу поступательного движения с обеспечением его полета и адресования в определенное место.
Современный волейбол включает в себя пять технических приемов – подачу, передачу мяча, прием мяча, нападающий удар, блок; при этом каждый технический прием имеет несколько разновидностей.
Подача: при выполнении подачи особое значение имеет качество целевой точности.
Отсюда, важнейшей задачей является сообщение мячу при ударе такой скорости и направления полета, при которой было бы обеспечено его перемещение с попаданием в заданное место. Относительно подготовительной фазы, включающей подбрасывание мяча для последующего удара, существует несколько точек зрения: так, его рекомендуют подбрасывать:
- над собой 0,6 – 0,8 м выше головы так, чтобы подбрасывание и
направление прицеливания находились на одной линии; - несколько впереди игрока;
- выше оси плечевого сустава, впереди себя с углом наклона вытянутой руки 80°;
- выше головы 0,4 – 0,8 м в 20-30 см перед туловищем и т.д.
Передача мяча – в практике обычно выполняется способом сверху двумя руками как средство адресования мяча для выполнения нападающего удара. Эффективность выполнения передачи определяется следующими рекомендациями:
- руки в локтевых суставах согнуты, кисти расположены в положении “ковш”, угол вылета мяча зависит от длины передачи и колеблется в пределах 67-85° ;
- с приближением мяча игрок в исходном положении выполняет
встречное ударное движение выпрямлением ног в коленных суставах и рук в локтевых суставах, направление полета мяча – перпендикулярно положению ладоней рук.
Нападающий удар. Игрок в исходном положении, определив направление и форму траектории полета мяча при второй передаче, перемещается к месту прыжка на оптимальном расстоянии 0,6 – 0,8 м от сетки и выполняет прыжок вверх.
Ударное движение осуществляется при “прямом” ударе в сагиттальной плоскости выпрямленной в локтевом суставе рукой в высшей точке взлета несколько впереди игрока.
Угол наклона вытянутой руки к горизонту наиболее предпочтителен в 70-80°.
Прием-передача мяча – обычно выполняется способом снизу двумя руками. При выполнении приема-передачи соударение рук с мячом производится дистальной частью предплечий, туловище несколько наклонено вперед.
Работа рук осуществляется за счет движения в плечевых суставах [126]. Отмечено, что увеличение объема супинации в предплечьях повышает точность приема.
Блок. После определения направления и высоты передачи для нападающего удара игрока команды соперника волейболист перемещается в зону атаки приставными шагами, располагается на линии разбега нападающего игрока [2] и принимает исходное положение для прыжка в 40-50 см от сетки [13]. Отмечен ряд условий выполнения блока: при выносе рук над сеткой расстояние между ладонями равно диаметру мяча [12]; расстояние рук над сеткой по высоте кистей 15-20 см [22]; необходимо предвидеть направление полета мяча после удара [16, 21 и др.].
Таким образом, в доступной нам литературе по волейболу описание техники сводится к характеристике обобщенных черт и признаков движений. Некоторые разногласия авторов указывают на высокую степень индивидуализации выполнения технических приемов.