1.2 Возрастные особенности обучения школьников технике игры в волейбол
Результаты научных исследований и практический опыт показывают, что существует ряд возрастных периодов развития, характеризующихся морфофункциональными изменениями организма [8,12], педагогическое значение таких периодов очевидно. На этом акцентировал внимание еще Л.С. Выготский, предлагая установить определенные сроки обучения с учетом границ критических периодов развития детей. Для теории и практики физического воспитания в проблеме критических периодов представляет особый интерес то, что индивидуум с неодинаковой степенью реагирует на позитивные воздействия, направленные на формирование и развитие его жизненно важных качеств, способностей, навыков и умений. Очевидно, это связано с тем, что
в такие периоды организм легче, чем в другие, поддается воздействиям извне, если процессы, происходящие в организме, соответствуют по направленности внешним воздействиям. Исследования отдельных сторон онтогенетического физического развития детей и подростков, благоприятно сказывающиеся на формировании определенных умений, навыков, усвоения информации определенного типа, подтвердили представления о существовании таких особенностей организма [36].
Проводимые в данном направлении исследования, использующие избирательно-направленное воспитание физических качеств школьников, указывают, что их прирост статистически достоверно оказался намного больше в тех случаях, когда сконцентрированные воздействия на те или иные качества в процессе физического воспитания совмещались с выделенными критическими периодами. Так, например, показано [18], что у школьниц развитие скоростно-силовых качеств достигает “максимального темпа прогресса” в период 9-12 лет. В это возрастной период прирост указанных показателей в 2 раза превышает среднюю расчетную величину по группе возрастного периода. Для мальчиков этого же возрастного периода не выделяются приоритетные направления для развития физических качеств. В то же время отмечено [39], что способности детей обусловлены не только их природной одаренностью, но и тем, каковы условия развития этих способностей и в какие периоды оно происходит.
В связи с этим была обоснована необходимость последовательной (поэтапной) проверки способностей юных спортсменов к определенному виду спорта. Исследования показали, что первоначальная и однократная оценка уровней физического развития и технической подготовленности недостаточна. Она обязательно должна подкрепляться и уточняться данными динамических наблюдений в процессе учебной работы. Темпы прироста, по мнению специалистов, свидетельствуют о способности (или неспособности) к обучению в том или ином виде спорта [33].
Для освоения того или иного технического приема школьник должен достигнуть определенного уровня развития основных, необходимых для данного упражнения физических качеств. Значимость других компонентов при этом неравноценна [22]. Поскольку существует дифференциация упражнений по уровню сложности, то на первый план выдвигается задача точного подбора на каждом этапе обучения сложно-координационных движений, соответствующих данному периоду развития физических качеств учащихся [4]. В этой связи при обучении техническим приемам волейбола возникает необходимость разделения технических приемов по элементам сложности и включение их в обучение согласно этому разделению. В литературе этому вопросу уже уделялось внимание [7], но в этих работах показаны рекомендации на доступность освоения технических приемов, либо структурные движения самих технических действий, либо их влияние на точностные параметры движения.
В некоторых работах акцентируется внимание на доступность освоения технических приемов.
Большое число литературных источников посвящено разработке методических рекомендаций по изучению технических приемов волей- бола по школьной программе, разработана поурочная программа по начальному обучению волейболу [6], рассмотрены вопросы организации и методики проведения уроков и внеурочных занятий по волейболу [8], освещены вопросы организации и проведения соревнований [7]. Однако, в научно-методической литературе нет ответа на ряд существенных вопросов по настоящей проблеме, как то: с учетом каких принципов распределяется последовательность обучения; в большинстве случаев не конкретизируется вопрос о возрастной доступности тех или иных технических приемов, изучаемых в школе; при описании технических приемов выявляется либо различное толкование отдельных положений, либо их отсутствие в тексте, что затрудняет преподавание данного раздела программы в школе и т.д.
Таким образом, в книгах, пособиях, диссертациях и в разработанных на их основании методических указаниях в целом еще нет конкретных рекомендаций по различным техническим приемам с учетом возраста занимающихся и сложности изучаемого материала. Нам представляется, что их дальнейшая разработка должна идти по направлению учета возрастных, морфологических, физиологических особенностей, психологических возможностей школьников; учета национальных и региональных традиций и особенностей физической культуры, состояния материальных баз, профессиональных возможностей учителя физической культуры.