1.3 Факторы, влияющие на успешность формирования техники игры в волейбол
Среди широкого спектра факторов, влияющих на успешность освоения технических приемов, мы остановимся на тех, которые, по нашему мнению, существенно влияют на качество выполнения технического приема и закладываются в начальный период обучения. К таким факторам мы относим антропометрические, скоростные и психомоторные показатели.
Вопрос об учете значимости морфофункциональных особенностей в процессе обучения в физическом воспитании решен положительно, хотя ранее не все специалисты были единодушны по этому вопросу. Первыми начали рассматривать морфофункциональные особенности организма в свете влияния их на учебно-тренировочный процесс тренеры и ученые в различных видах спорта. В дальнейшем это влияние не могло не учитываться в школьных программах по физическому воспитанию.
Так, обширные сведения по изучению морфологических особенностей спортсменов приведены в ряде работ [11].
Дальнейшие разработки в этом направлении расширяют количество признаков, подвергшихся изменениям вследствие занятий спортом, их изучение осуществляется во взаимосвязи друг с другом [31]. При определении связи строения тела со спортивными результатами зарубежные исследователи широко пользуются различными способами математической обработки данных.
В работах ряда авторов анализируется взаимосвязь между особенностями телосложения, уровнем развития физических качеств, спортивным стажем, с одной стороны, и достижениями волейболистов, с другой. В круг физических качеств спортсменов, занимающих важное место в становлении спортивного мастерства, вошло и качество гибкости. Под гибкостью в спортивной практике понимают способность человека производить движения с большой амплитудой.
Изучению подвижности в суставах у спортсменов посвящены ряд исследований, в которых установлены некоторые закономерности:
- подвижность в лучезапястном суставе различна в различные воз
растные периоды [17]; - неоднозначность адаптационной перестройки суставов и ее взаимосвязь с изменениями связочного аппарата и мышц у спортсменов ряда специальностей [31];
- подвижность в суставах у спортсменов определяется возрастом,
видом спорта, длительностью занятий и квалификацией спортсмена
[13]; - важное значение для выполнения движений при игре в волейбол,
особенно кисти, обеспечивающей удар по мячу [5].
К сожалению, в настоящее время мало работ, освещающих подвижность в суставах верхних конечностей в зависимости от выполнения конкретных технических приемов. Редкие работы по этому вопросу недооценивают значения подвижности в суставах в общей структуре признаков, влияющих на успешность освоения технических приемов, не учитывают пронаторно-супинаторную подвижность с ее возрастной изменчивостью и адаптационной специфичностью.
Вопросам взаимосвязи физических качеств и технической подготовленности спортсменов различных квалификаций в спортивной литературе уделяется довольно значительное место [14]. Совершенствование спортивной квалификации волейболистов зависит от роста физических качеств и технической подготовленности, которые, сливаясь воедино, отражаются на качестве технических приемов в игре.
В этой связи большой интерес вызывает установление корреляционной зависимости между степенью овладения отдельными техническими приемами и уровнем развития соответствующих физических качеств. Так, по данным В.П.Филина [26], развитие каждого из физических качеств не в равной мере влияет на степень овладения техникой отдельных игровых приемов. При этом взаимосвязь между физической и технической подготовленностью на отдельных этапах классификации проявляется по-разному.
При исследовании структуры специальной физической подготовленности юных волейболистов выявлена взаимосвязь не только “внутри”, но и между отдельными физическими качествами. Так, в отдельный фактор с высокими весовыми показателями выделились скоростные показатели: бег на 9 м и бег на 92 м – тест “Елочка” [14]. Однако, на наш взгляд, в игровой деятельности волейболистов большее значение играет перемещение приставными шагами на небольшие расстояния и бег с изменением направления. Поэтому нам видится целесообразным дополнительно изучить влияние указанных тестов, характеризующих различные формы проявления быстроты.
В условиях современного научно-технического прогресса возросла роль срочных и точных сенсомоторных реакций, опосредованных системой технических знаний и развитым логическим мышлением. Отсюда, формирование сенсомоторных реакций как у взрослых людей, так и у школьников остается на сегодня актуальной задачей. В связи с этим повышается роль тех средств физического воспитания, которые способствуют развитию сенсомоторных качеств, способствуют более быстрой и эффективной адаптации школьников к дальнейшей профессиональной деятельности.
Исходя из этих позиций, интересно изучить влияние волейбола на развитие сенсомоторных показателей. В настоящее время имеется большой экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что волейболисты высокой квалификации превосходят начинающих спортсменов по показателям ряда психических, в том числе и сенсомоторных качеств [15 и др.]. Рассматривая влияние занятий волейболом на сенсомоторные качества, авторы приходят к следующим выводам:
– характер и условия учебно-спортивной деятельности в волейболе
способствуют заметному увеличению скорости простой реакции, реак
ции выбора, реакции различения и точности реакции на движущийся
объект [30];
– с ростом квалификации статистически достоверно улучшаются
реакции на движущийся объект и также показатели латентного периода
сложной зрительно-моторной реакции выбора. В то же время достовер
ных изменений по показателям латентного периода простой зрительно-
моторной реакции не наблюдалось [36]. Автор объясняет данное положение тем, что простая двигательная реакция, как одна из форм проявления быстроты, определяется в большей степени генетическими факто
рами и в меньшей степени поддается воздействию средств учебно-
тренировочного процесса, чем антиципирующие и дизъюнктивные реакции.
В процессе индивидуального развития ребенка происходит сокращение латентного периода двигательной реакции, которое отражает ускорение протекания сложных физиологических процессов [15]. Изучение скрытого периода двигательной реакции показало [19]:
Особенно интенсивно уменьшается в 9-11 лет. К 14-15 годам этот
процесс замедляется, хотя и продолжается до 20-25 лет;
У мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы,
кисти рук), уменьшается быстрее, у мышц плеча, бедра – медленнее.
Многочисленные исследования и наблюдения показывают неоднозначность и неравномерность развития сенсомоторных качеств, совершенствования их за счет занятий различными видами спорта, в частности, волейболом.
Незначительные данные о влиянии волейбола на совершенствование зрительно-моторных двигательных реакций на начальных этапах занятий, не сложившееся четкое представление о влиянии сенсомоторных качеств на игровую деятельность послужило основанием изучения данного раздела в настоящем исследовании.
Известно, что на технические характеристики игровой деятельности и формирование игровых двигательных навыков оказывают прямое влияние физические возможности волейболистов. Отметим, что некоторые количественные и качественные взаимосвязи требуют определенной детализации, касающейся именно представителей детско-юношеского спорта. Так, изучение комплекса морфологических показателей, отражающих функциональные и двигательные возможности человека, связанные с физиологическими возможностями организма, находят все большее отражение в спортивной практике. Это связано с тем, что спортивные достижения определяются не только физической, психической и функциональной подготовленностью спортсмена, но и его морфологическими и биомеханическими соответствиями конкретному виду спорта [7, 34 и др.].
Анализ научно- методической литературы, посвященный онтогенезу морфологических и биомеханических параметров двигательного аппарата свидетельствует, что практически отсутствуют комплексные модели всех параметров, характеризующих тот или иной вид спорта [36]. Более того, определены не все показатели этой группы в свете влияния их на овладение отдельными техническими приемами – это всецело относится к волейболу [12].
Так, при формировании двигательных навыков выполнения технических приемов волейбола большое значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата.
Одной из характеристик такого состояния может служить объем движений в суставах, объединяющие отдельные звенья тела. Подобные исследования проводились и ранее, но внимание авторов акцентировалось на работе крупных звеньев тела [16, 19 и др.]; при этом значительная доля двигательной активности во многих видах спорта падает на верхние конечности [38 и др.]. Для волейболистов движения в суставах верхних конечностей играют особую роль, т.к. все технические приемы выполняются с их участием, где основным рабочим звеном при взаимодействии с мячом являются кисти рук [33, 38 и др.].