написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Обучение технике игры в волейбол учащихся 8-го класса.

    1.3 Факторы, влияющие на успешность формирования техники игры в волейбол

    Среди широкого спектра факторов, влияющих на успешность освоения технических приемов, мы остановимся на тех, которые, по на­шему мнению, существенно влияют на качество выполнения техническо­го приема и закладываются в начальный период обучения. К таким фак­торам мы относим антропометрические, скоростные и психомоторные показатели.

    Вопрос об учете значимости морфофункциональных особенностей в процессе обучения в физическом воспитании решен положительно, хо­тя ранее не все специалисты были единодушны по этому вопросу. Пер­выми начали рассматривать морфофункциональные особенности орга­низма в свете влияния их на учебно-тренировочный процесс тренеры и ученые в различных видах спорта. В дальнейшем это влияние не могло не учитываться в школьных программах по физическому воспитанию.

    Так, обширные сведения по изучению морфологических особенностей спортсменов приведены в ряде работ [11].

    Дальнейшие разработки в этом направлении расширяют количе­ство признаков, подвергшихся изменениям вследствие занятий спортом, их изучение осуществляется во взаимосвязи друг с другом [31]. При определении связи строения тела со спортивными результатами зару­бежные исследователи широко пользуются различными способами ма­тематической обработки данных.

    В работах ряда ав­торов анализируется взаимосвязь между осо­бенностями телосложения, уровнем развития физических качеств, спор­тивным стажем, с одной стороны, и достижениями волейболистов, с дру­гой. В круг физических качеств спортсменов, занимающих важное место в становлении спортивного мастерства, вошло и качество гибкости. Под гибкостью в спортивной практике понимают способность человека про­изводить движения с большой амплитудой.

    Изучению подвижности в суставах у спортсменов посвящены ряд исследований, в которых установлены некоторые закономерности:

    • подвижность в лучезапястном суставе различна в различные воз­
      растные периоды [17];
    • неоднозначность адаптационной перестройки суставов и ее взаимосвязь с изменениями связочного аппарата и мышц у спортсменов ряда специальностей [31];
    • подвижность в суставах у спортсменов определяется возрастом,
      видом спорта, длительностью занятий и квалификацией спортсмена
      [13];
    • важное значение для выполнения движений при игре в волейбол,
      особенно кисти, обеспечивающей удар по мячу [5].

    К сожалению, в настоящее время мало работ, освещающих по­движность в суставах верхних конечностей в зависимости от выполнения конкретных технических приемов. Редкие работы по этому вопросу недооценивают значения подвижности в суставах в общей структуре приз­наков, влияющих на успешность освоения технических приемов, не учи­тывают пронаторно-супинаторную подвижность с ее возрастной измен­чивостью и адаптационной специфичностью.

    Вопросам взаимосвязи физических качеств и технической подго­товленности спортсменов различных квалификаций в спортивной лите­ратуре уделяется довольно значительное место [14]. Совершенствование спортивной квалификации волейболистов зависит от роста физических качеств и технической подготовленности, которые, сливаясь воедино, отражаются на качестве технических приемов в игре.

    В этой связи большой интерес вызывает установление корреляционной зависимости между степенью овладения отдельными техническими при­емами и уровнем развития соответствующих физических качеств. Так, по данным В.П.Филина [26], развитие каждого из физических качеств не в равной мере влияет на степень овладения техникой отдельных игровых приемов. При этом взаимосвязь между физической и технической подго­товленностью на отдельных этапах классификации проявляется по-разному.

    При исследовании структуры специальной физической подго­товленности юных волейболистов выявлена взаимосвязь не только “внутри”, но и между отдельными физическими качествами. Так, в от­дельный фактор с высокими весовыми показателями выделились ско­ростные показатели: бег на 9 м и бег на 92 м – тест “Елочка” [14]. Одна­ко, на наш взгляд, в игровой деятельности волейболистов большее зна­чение играет перемещение приставными шагами на небольшие расстоя­ния и бег с изменением направления. Поэтому нам видится целесообраз­ным дополнительно изучить влияние указанных тестов, характеризую­щих различные формы проявления быстроты.

    В условиях современного научно-технического прогресса возросла роль срочных и точных сенсомоторных реакций, опосредованных системой технических знаний и развитым логическим мышлением. Отсюда, формирование сенсомоторных реакций как у взрослых людей, так и у школьников остается на сегодня актуальной задачей. В связи с этим по­вышается роль тех средств физического воспитания, которые способ­ствуют развитию сенсомоторных качеств, способствуют более быстрой и эффективной адаптации школьников к дальнейшей профессиональной деятельности.

    Исходя из этих позиций, интересно изучить влияние волейбола на развитие сенсомоторных показателей. В настоящее время имеется боль­шой экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что во­лейболисты высокой квалификации превосходят начинающих спортсме­нов по показателям ряда психических, в том числе и сенсомоторных ка­честв [15 и др.]. Рассматривая влияние занятий волейбо­лом на сенсомоторные качества, авторы приходят к следующим выво­дам:

    –        характер и условия учебно-спортивной деятельности в волейболе
    способствуют заметному увеличению скорости простой реакции, реак­
    ции выбора, реакции различения и точности реакции на движущийся
    объект [30];

    –        с ростом квалификации статистически достоверно улучшаются
    реакции на движущийся объект и также показатели латентного периода
    сложной зрительно-моторной реакции выбора. В то же время достовер­
    ных изменений по показателям латентного периода простой зрительно-
    моторной реакции не наблюдалось [36]. Автор объясняет данное поло­жение тем, что простая двигательная реакция, как одна из форм прояв­ления быстроты, определяется в большей степени генетическими факто­
    рами и в  меньшей степени поддается воздействию  средств учебно-
    тренировочного процесса, чем антиципирующие и дизъюнктивные реак­ции.

    В процессе индивидуального развития ребенка происходит сокра­щение латентного периода двигательной реакции, которое отражает ускорение протекания сложных физиологических процессов [15]. Из­учение скрытого периода двигательной реакции показало [19]:

    Особенно интенсивно уменьшается в 9-11 лет. К 14-15 годам этот
    процесс замедляется, хотя и продолжается до 20-25 лет;

    У мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы,
    кисти рук), уменьшается быстрее, у мышц плеча, бедра – медленнее.

    Многочисленные исследования и наблюдения показывают неодно­значность и неравномерность развития сенсомоторных качеств, совер­шенствования их за счет занятий различными видами спорта, в част­ности, волейболом.

    Незначительные данные о влиянии волейбола на совершенствова­ние зрительно-моторных двигательных реакций на начальных этапах за­нятий, не сложившееся четкое представление о влиянии сенсомоторных качеств на игровую деятельность послужило основанием изучения дан­ного раздела в настоящем исследовании.

    Известно, что на технические характеристики  игровой деятельности и формирование игровых двигательных навыков оказывают прямое влияние физические возможности волейболистов. Отметим, что некоторые количественные и качественные взаимосвязи требуют определенной детализации, касающейся именно представителей детско-юношеского спорта. Так, изучение комплекса морфологических показателей, отражающих функциональные и двигательные возмож­ности человека, связанные с физиологическими возможностями орга­низма, находят все большее отражение в спортивной практике. Это связано с тем, что спортивные достижения определяются не только физи­ческой, психической и функциональной подготовленностью спортсмена, но и его морфологическими и биомеханическими соответствиями кон­кретному виду спорта [7, 34 и др.].

    Анализ научно- методи­ческой литературы, посвященный онтогенезу морфологических и биоме­ханических параметров двигательного аппарата свидетельствует, что практически отсутствуют комплексные модели всех параметров, характеризующих тот или иной вид спорта [36]. Более того, определены не все показатели этой группы в свете влияния их на овладение отдель­ными техническими приемами – это всецело относится к волейболу [12].

    Так, при формировании двигательных навыков выполнения технических приемов волейбола большое значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата.

    Одной из характеристик такого со­стояния может служить объем движений в суставах, объединяющие от­дельные звенья тела. Подобные исследования проводились и ранее, но внимание авторов акцентировалось на работе крупных звеньев тела [16, 19 и др.]; при этом значительная доля двигательной активности во многих видах спорта падает на верхние конечности [38 и др.]. Для волейболистов движения в суставах верхних конечностей иг­рают особую роль, т.к. все технические приемы выполняются с их учас­тием, где основным рабочим звеном при взаимодействии с мячом явля­ются кисти рук [33, 38 и др.].

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх