Оригинальность работы в системе антиплагиат: 86%.
Содержание
Введение. 3
- Юные годы императора. 6
1.1. Первые годы жизни Императора. 6
1.2. Воспитали и воспитание юного Императора. 14
- Учение и личная жизнь как факторы формирования личности Николая Павловича 21
2.1 Учителя, теоретическое и практическое обучение будущего Императора 21
2.2 Влияние семейной жизни на формирование личности Николая Павловича 37
- Путь к трону. 55
Заключение. 72
Список литературных источников. 79
Введение
На протяжении 300 лет цари, императоры и императрицы династии Романовых находились во главе нашего государства. Каждый из них посвятил свою жизнь служению стране, вложил в нее свою душу, каждый из них оставил след, каждого из них благодарные потомки возвели на пьедестал вечной памяти и преклонения.
Тяжкий груз управлять огромной страной, защищать, направлять ее ложился на плечи Романовых. Но нельзя забывать, что они были людьми, людьми со своими переживаниями, мечтаниями, слабостями. Любая ошибка, неверное решение могли стать роковыми, иметь далеко идущие последствия. Каждый из Романовых осознавал огромную ответственность за судьбу России, за судьбу народа.
На Исаакиевской площади Санкт-Петербурга возвышается величественный монумент: бронзовая шестиметровая конная статуя Императора Николая I. Скульптурная композиция, выполненная под руководством архитектора О. Монферрана, была открыта 25 июня 1859 года – через три года после смерти Императора. Бескорыстие, самопожертвование и преданность в деле служения России, явленные Николаем I стали теми непоколебимыми основаниями, по который и был воздвигнут данный монумент.
Рыцарские добродетели – бескорыстие, самопожертвование и преданность – так зримо и ясно явленные Николаем Павловичем в деле служения России, важны не только для понимания прошлого нашей страны, но и для созидания будущего.
Любовь и Вера – питали и поддерживали Монарха в его нелегком каждодневном труде. И этим же только и может жить Россия, если останется сама собой, если граждане ее осознают полноту и животворящую силу той полнокровной сыновней преданности, на которой веками стояла Россия, и пример которой оставил в назидание потомкам Император Николай Павлович.
Император Николай Павлович правил тридцать лет. Данная эпоха в истории России так навсегда и осталась под названием «Николаевской». Это время великих свершений и ожиданий, но одновременно – время несбывшихся упований и горьких разочарований.
Исторические заслуги перед Россией Императора Николая I велики и разнообразны, они запечатлелись как в больших, так и малых делах, но прежде чем давать какую-либо характеристику поступкам и делам великого императора, на наш взгляд необходимо рассмотреть сущность его личности и ее характерных черт.
Воспитание и обучение наследников престола царской России происходило по-разному, но, в конечном итоге, все они верой и правдой служили своей горячо любимой стране.
Деятельность Николай Павловича Романова не раз подвергалась пристрастному суду современников и потомков. По нашему мнению относится к личности Николая I можно по разному, но несомненной его заслугой является тот факт, что России при его правлении удалось сделать уверенный шаг вперед и подготовиться к следующему этапу развития. История нашего государства и многих других тому свидетель.
Хорошо известен тот факт, что обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга. В своем исследовании мы попытаемся разобраться, как происходил процесс формирования личности Николая Павловича, какие факторы оказали на него влияние.
Цель настоящей работы – рассмотреть формирование личности императора Николая Павловича, оставившего неизгладимый след в истории отечества.
Исходя из цели, определим задачи работы:
- Изучить Первые годы жизни Императора;
- Дать характеристику воспитателям и воспитанию Николая Павловича;
- Рассмотреть учителей будущего Императора, методы теоретического и практического обучения;
- Охарактеризовать влияние семейной жизни на формирование личности Николая Павловича.
Объект исследования – жизнь Николая I до вступления на престол, предмет – формирование личности императора.
При написании работы использовались труды таких известных авторов как Шильдер Н.К., Корф М.А., Сыроечковский Б.Е., Вигель Ф.Ф., Платонов С.Ф., Старин И.С. Выскочков Л. В. Зуев М.H., Личман Б.В., Пресняков А.Е. и др.
Методологической основой дипломной работы является диалектический метод познания, позволяющий рассматривать социальные процессы и явления в их постоянном развитии, взаимообусловленности и взаимозависимости.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение
Николай был третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. Он родился 25 июня 1796 года – за несколько месяцев до вступления Великого князя Павла Петровича на престол. Таким образом, он был последним из внуков Екатерины II, родившихся при её жизни.
По установленному императрицей Екатериной II порядку, Великий князь Николай Павлович с самого рождения поступил на попечение императрицы, но последовавшая вскоре кончина Екатерины II пресекла влияние её на ход воспитания Великого князя.
Николай Павлович был обычным ребенком, оказавшимся с колыбели в совершенно необычных условиях. Ему надо было делать то, что другим детям было незнакомо. Он буквально с первых недель своей жизни был окружен блеском, суетой, роскошью и звуками, с которыми другие знакомились куда в более зрелые годы.
Его няней была шотландка Евгения Васильевна Лайон. Она была в течение первых семи лет единственной наставницей Николая. Мальчик искренне привязался к своей первой воспитательнице и в период раннего детства «геройский, рыцарски благородный, сильный и открытый характер няни наложил отпечаток на его характер.
Таким образом, в его воспитании существенную, но не основную роль играли также статс-дама Шарлотта Карловна Ливен и гувернантка Юлия Федоровна Адлерберг.
С ноября 1800 года воспитателем Николая и Михаила стал генерал М. И. Ламздорф. Выбор генерала Ламздорфа на должность воспитателя Великого князя был сделан императором Павлом I.
Генерал пребывал при своём воспитаннике в течение 17 лет. Очевидно, что Ламздорф вполне удовлетворял педагогическим требованиям Марии Фёдоровны. Так в напутственном письме в 1814 году Мария Фёдоровна называла генерала Ламздорфа «вторым отцом» Великих князей Николая и Михаила.
Итак, с детских лет образование и воспитание Николая было чисто домашнее с военным уклоном и осуществлялось под руководством старого немецкого генерала Ламсдорфа, человека сурового, жестокого, до крайности вспыльчивого и, по мнению современников, не обладавшего ни одной из способностей, необходимых воспитателю.
Характер у Николая Павловича с детства был не из приятных. Его педагоги в своих записках уверяли, что он был груб, коварен и жесток, в учебе никаких успехов не показывал, за исключением рисования. С целью искоренения недостатков его характера Ламсдорф все свои старания направлял на то, чтобы сломить волю своего воспитанника, идя наперекор всем его наклонностям. Воспитатель применял “в значительных дозах” и телесные наказания будущего императора.
Наибольшие заботы императрицы Марии Федоровны в деле воспитания Николая Павловича заключались в старании отклонить его от увлечения военными упражнениями, которое обнаружилось в нём с самого раннего детства. Страсть к технической стороне военного дела, привитая в России Павлом I, пустила в царской семье глубокие и крепкие корни – Александр I, несмотря на свой либерализм, был горячим приверженцем вахт-парада и всех его тонкостей, как и великий князь Константин Павлович. Младшие братья не уступали в этой страсти старшим. Николай с самого раннего детства имел особое пристрастие к военным игрушкам и рассказам о военных действиях. Лучшей для него наградой было разрешение отправиться на парад или развод, где он с особым вниманием наблюдал за всем происходившим, останавливаясь даже на мельчайших подробностях.
Великий князь Николай Павлович получил домашнее образование – к нему и брату Михаилу назначались преподаватели. Но особого усердия к учёбе Николай не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом.
Воспитательное принуждение способствовало тому, что в Николае Павловиче с ранних пор проявилась тяга как раз к военным занятиям, ко всему, что связано с армией, с ее технической и строевой частями. Сначала это являлось скрытым протестом против насилия, а потом подобная заинтересованность стала естественной и желанной.
Преподавательский корпус был довольно разношерстным – наряду с бесспорными знатоками и интеллектуалами, там порой попадались и довольно случайные люди.
Сумма же общих знаний была вполне достаточной для того, чтобы уверенно ориентироваться в окружающем мире. Он не потерял любознательности, а его ум – практичный и аналитический, позволял ему всю жизнь заниматься самообразованием. В этой области он не проявлял ни тени самодовольства и никогда не отрицал, что знает «мало», что уже само по себе подчеркивало неординарный масштаб натуры.
После поездки с братом Михаилом во Францию в 1814г. жизнь в России не была сопряжена с заметным изменением повседневного уклада жизни. Продолжились занятия, главные предметы теперь: финансы, их история и организация, но в первую очередь – военные науки. В эти месяцы Николай Павлович усиленно учится военному инженерному делу под руководством тогдашнего «главного инженера России», будущего директора Инженерного департамента – графа, инженер-генерала К.И. Оппермана (1765-1831).
После своей второй поездки во Францию, Николай Павлович продолжил свое образование, завершением которого стала большая, трехмесячная поездка по России, предпринятая летом 1816 года. Таким образом, теоретическое обучение он закреплял в практических поездках по России, а также в Англии и Франции, где знакомился с традициями, обычаями, укладами политических и экономических систем.
В последствии, Николай Павлович придерживался в вопросах воспитания и образования совсем иных принципов и методов, чем те, которые ему самому пришлось испытать в детстве. Никакого принуждения. Никаких категорических запретов и выговоров. Только убеждение, но при том – развивать с малых лет чувство ответственности, чувство долга, понимания того, что необходимо непременно соблюдать морально-поведенческий кодекс.
Также стоит отметить, что Николай рос вместе со своим младшим братом Михаилом, фактически порознь от старших братьев. Уже будучи императором Александр Павлович относился чрезвычайно нежно к своим младшим братьям, но виделись они нечасто вследствии чрезвычайной занятости последнего. В семье никто никогда не перечил матери – Марии Федоровне. Александр, также не перечил Марии Федоровне и вообще был в стороне от всех забот, связанных с образованием и воспитанием братьев. Однако его ласковое отношение чрезвычайно ценилось Николаем Павловичем, он навсегда остался ему благодарным, неизменно называл брата даже после его смерти «наш ангел».
Перейдем к подведению итогов влияния личной жизни. Расхожая точка зрения, особенно популярная за границей, находившая своих почитателей и в России, сводилась к следующему. Русский Царь – безграничный правитель, полный хозяин всех и вся в стране, имеющий право казнить и миловать, его воле никто не смеет перечить.
В политическом отношении так оно вообще-то и было. Что же касается морально-этических норм и правил, нравственных принципов и устоев, то здесь будущий Император не только не был «безграничным» распорядителем, но он был и первым их исполнителем и хранителем.
Николай Павлович и Александра Федоровна всю свою жизнь оставались абсолютными единомышленниками в вопросах морали. Никаких компромиссов, ни малейшего отступления от Богом скрепленного союза супружеской верности. Ни он, ни она в этой сфере не проявляли ни малейшего снисхождения.
Внебрачные связи, незаконнорожденные дети – подобного вдоволь хватало в мире большого света. Однако, нет ни единого свидетельства того, чтобы Царь или Царица проявили «понимание», или хотя бы косвенно одобрили нечто подобное, восприняв это как «извинительную слабость».
Семейная жизнь Николая Павловича являла полную противоположность семейному укладу старших братьев. Прожив в браке тридцать восемь лет, он никогда не только не раскаивался в своем выборе, или, уж тем более, тяготился им, но был всегда счастлив.
Николай Павлович не был романтической натурой, ему не были присущи ни отвлеченная мечтательность, ни лирическое самоотречение. Он был настоящим мужчиной, не умеющим произносить красивых фраз о любви, но способным любить по-рыцарски, беззаветно, навсегда. Николай был прирожденным офицером, исполнял не за страх, а за совесть любое порученное дело, был честным, прямым, требовательным. Его натура очень сильно контрастировала с натурой брата и императора Александра I, который совсем не интересовался делами и проблемами армии, как, впрочем, и иными государственными делами и проблемами. Николай Павлович был явно человеком «не его круга».
В 1820 году император Александр I сообщил Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола Великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права на престол, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату.
В 1823 году Константин Павлович формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым морганатическим браком на польской графине Грудзинской. 16 августа 1823 года Александр I подписал втайне составленный манифест, утверждавший отречение Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича и утверждавший Наследником Престола Великого Князя Николая Павловича. На всех пакетах с текстом манифеста Александр I сам написал: «Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия».
19 ноября (1 декабря) 1825 года, будучи в Таганроге, император Александр I скоропостижно скончался. В Петербурге известие о смерти Александра I получили лишь утром 27 ноября во время молебна за здравие императора. Николай, первым из присутствовавших, присягнул «императору Константину I» и начал приводить к присяге войска. Сам Константин в тот момент находился в Варшаве, будучи фактическим наместником Царства Польского. В тот же день собрался Государственный совет, на котором было заслушано содержание Манифеста 1823 года. Оказавшись в двойственном положении, когда Манифест указывал на одного наследника, а присяга приносилась другому, члены Совета обратились к Николаю. Тот отказался признать манифест Александра I и отказался провозгласить себя императором до окончательного выражения воли старшего брата. Несмотря на переданное ему содержание Манифеста, Николай призвал Совет принести присягу Константину «для спокойствия Государства». Следуя этому призыву Государственный Совет, Сенат и Синод принесли присягу на верность «Константину I».
На следующий день был издан указ о повсеместной присяге новому императору. 30 ноября Константину присягнули дворяне Москвы[17] В Петербурге же присягу отложили до 14 декабря.
Тем не менее, Константин отказался прибыть в Санкт-Петербург и подтвердил своё отречение в частных письмах к Николаю Павловичу, а затем направил рескрипты председателю Государственного совета (3 (15) декабря 1825) и министру юстиции (8 (20) декабря 1825). Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия.
Вечером 12 декабря (24 декабря по новому стилю) М. М. Сперанским был составлен Манифест о восшествии на престол императора Николая I. Николай подписал его 13 декабря утром. К Манифесту прилагались письмо Константина к Александру I от 14 января 1822 года об отказе от наследования и манифест Александра I от 16 августа 1823 года.
Поздно вечером 13 декабря состоялась присяга новому Императору членов Государственного Совета.
Беспристрастная история строго спрашивает с правителей. На них смотрят, им внимают миллионы современников, а через века будут вершить свой суд потомки. Быть правителем – это тяжкая ноша и великий труд. Николай Павлович Романов прошел свой тернистый путь с именем России на устах и в сердце, возвеличив и укрепив Отчизну. И пусть всегда вспоминают о нем как о великой личности, как о великом правителе, достойном сыне династии Романовых.
Список литературных источников
- Бородин В.К. История России. – М.: Проспект, 2013. – 650с.
- Булычев Ю.Ю. История русской культуры XIX начало XX века материалы лекционного курса. – М.: Проспект, 2014. – 319с.
- Вигель Ф.Ф. Записки графини Р.Эдлинг. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
- Вилков В., Степанов Ю. Все правители России. – М.:Владис, 2013. – 593с.
- Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно. Пер. с франц. В.В. Щеглов. – СПб., 2004. – 42с.
- Выскочков Л. В. Николай I. – Изд. 3-е, испр. М.: Молодая гвардия, 2006 г.
- Геллер М.Я. История Российской империи. В трех томах. – М.: МИК, 2009.- Том II – 448 с.
- Записки императрицы Екатерины Второй. – М.: Орбита, 1994. – 73с. .
- Зуев М.H. История России. – : «Высшая школа», 2014. – 394с.
- История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Чистякова. – М.: Издательство БЕК, 2012. – 366 с
- История России XIX – начала XX века / Под ред. В.А. Федорова.- М.,2012. – 392с.
- История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева. – М., 2012. – 411с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. Т. 5. – М., 1958. – 210с.
- Корнилов А. «Курс истории России XIX века». – М.: Проспект, 2014. – 482с. Москва 2004 г.
- Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Лекция II // Родина. – 1991. – № 9-10. – С. 25.
- Корф М.А. Дневники 1838 и 1839 гг. – М.: Рубежи XXI века, 2010. – 57с. .
- Котляров С.А. Великие Императоры России. – М.: Новый век, 2015. – 398с.
- Личман Б.В. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2009. – 398с.
- Манаев Г.Г. Правительствующий Сенат в начале XIX века: подготовка и реализация реформы 1805 г. // Российская история. – 2009. – № 4. – С.37-44.
- Мемуары графа Воронцова. – М.: История, 1995. – 132с.
- Мироненко С.В., Сахаров А.Н. Российские Самодержцы. 1801-1917. – : Международные отношения, 2012. – 563с.г.
- Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 348с.
- Немирович С.И. История Романовых. – М.: Проспект, 2013. – 390с.
- Николай I и его время: В 2 т. / Сост., вступит. ст. и коммент. Б. Н. Тарасова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 323с.
- Платонов С.Ф. Собрание сочинений в 6 т. – М., 2013. Т.3. – 488с.
- Политико-правовое учение М.М. Сперанского / Осипенко С.В. – Тверь, 2007. – 288 c.
- Пресняков А. Е. Николай I. Апогей самодержавия // Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М., 1997. – 293с.
- Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма./Под ред. Е.И.Индова. – М., Юридическая литература, 1987. – 284с.
- Сахаров А.Н. Александр I. – М., 2009. – 421c.
- Старин И.С. Исторические личности. Александра Федоровна – супруга Николая I. – М.: Проспект, 2014. – 242с.
- Стоянов Ю.Ф. История России 19 века. – М.: Перспектива, 2014. – 432с.
- Сыроечковский Б.Е. Записки Николая I. -М., 1926. – 168с.
- Федоров В.А. Александр I: История царствования // Вопросы истории. – 1990. – № 1. – С.51-72.
- Федоров В.А. Император Николай I // Герои и антигерои Отечества. – М.,1992. – С. 105-146.
- Шегало Н.Б. История отечества. – М.: ТЕИС, 2013. – 432с.
- Шестопалов А.П. Российский правительственный конституционализм в период правления Александра I // Сборник научных трудов. Юридические и психологические науки. – М.: Логос, 2012. – 483с.
- Шильдер Н.К. Биографии русских Императоров. – М., 2001. – 593с.
- Шильдер Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. – СПб., 1903. (переиздание – М., 1998). – 274с.
- Шильдер Н.К. Николай I. – М.: Захаров, 2010. – 338с.
- Эйдельман Н.Я. Революция сверху» в России. – М.: Статус, 2012. – 343с.