написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Стили поведения в конфликте у подростков с ЗПР склонных к употреблению алкоголя. Курсовая работа

     

    Оглавление

    Введение. 3

    ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5

    1.1 Феномен конфликта и конфликтного поведения в психологических исследованиях  5

    1.2 Стили поведения в конфликте. 12

    1.3 Профилактика конфликтного поведения  у подростков. 17

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

     

    Введение

    В современно мире управление конфликтами занимает одно из главных мест в системе педагогической работы с коллективами подростков. Грамотное управление конфликтами способно в разы повысить эффективность педагогического процесса и поэтому требует непрерывного совершенствования методов работы с подростками.

    Сейчас, при анализе эффективности педагогического процесса, все больше внимания уделяется именно психологической направленности работы с подростками. Осознается важность создания и поддержания здорового социально-психологического климата, что обеспечивается психологической совместимостью подростков.

    Такой фактор, как разного рода конфликты, которые наносят существенный вред педагогическому процессу, отражаются на эффективности процесса обучения. Не разрешенные конфликты имеют обыкновение затягиваться и приносить ощутимый урон, как личности подростка в отдельности, так и для класса в целом.

    Именно поэтому в педагогической системе так востребован психологический инструментарий. Если ранее, например, конфликты рассматривались в школе как неконтролируемое явление и разрешением серьезного конфликта зачастую являлось вмешательство педагога. А на данном этапе развития педагого-психологической науки появились такие понятия как управление конфликтами, их психологическое сопровождение, разработаны четкие схемы разрешения тех или иных видов конфликтов. Более того, конфликты могут быть спровоцированы педагогическими технологиями с диагностической целью или с целью сплочения коллектива учащихся.

    Характер взаимодействия сторон в конфликте предопределяет форму его разрешения, его исхода. Совокупность таких действий и поступков образуют соответствующий тип поведения в конфликте. Получила распространение классификация, выделяющая следующие типы такого поведения: соперничество, уступка, компромисс, уход, сотрудничество. Тактики поведения в конфликтных ситуациях напрямую зависят от субъектности (практического уровня психической организации, индивидуальности) личности и ее социальной зрелости.

     

    ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    1.1 Феномен конфликта и конфликтного поведения в психологических исследованиях

    «Конфликт является одной из универсальных характеристик мира, движущей силой его развития. Это одно из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

    Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение.

    Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.

    Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества»[1].

    Проблема конфликтов вызывает в настоящее время всё больший интерес различных специалистов. Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности.

    Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. К ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; неадекватные оценки и восприятия. Значительную роль в возникновении и развитии конфликтов играет неадекватная самооценка человека.

    Особенно часто это служит причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания.

    В основу современной конфликтологии легла теория конфликта, предложенная Георгом Зиммелем. Согласно теории Г. Зиммеля, неизбежность конфликтов в обществе заложена в самой природе человека. Основной источник возникновения и развития конфликтов – изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности[2].

    В современной социальной психологии понятие «конфликтология» употребляется как собирательный термин для обозначения особой области исследований. До сих пор эта теория носит характер «среднего ранга». В то же время она выступает с претензиями на статус общепсихологической теории[3].

    Известный отечественный психолог А.Г. Ковалёв трактовал конфликт через противоречие[4].

    Конец ХХ столетия ознаменовался стремительным развитием конфликто-логических исследований, особенно в 1990-х годах. За это время на русском языке было опубликовано более трёх тысяч научных работ, посвящённых проблеме конфликта.

    Этот подъём продолжается и сейчас. Во многих теоретических подходах межличностные конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности.

    Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий (М. Дойч, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд, К. Хорни и др.). Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, в его межличностных отношениях, в межгрупповом взаимодействии (Б.Т. Лихачёв, Б.Ф. Ломов, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Л. Козер, В.Н. Кудрявцев и др.).

    Однако несмотря на многочисленность публикаций, проблема исследования конфликта остается недостаточно изученной в силу много-гранности феномена. Новизна исследования заключается в изучении влияния социальнопсихологических характеристик личности на поведение в конфликте.

    Представители разных научных областей рассматривали механизмы возникновения конфликта (социологи), возникали психодинамические концепции, связывающие понятие конфликт с биопсихической основой индивида (психологи), конфликт рассматривался как реакция на неожиданное стечение обстоятельств и т.п.

    В трудах исследователей этого феномена с позиций конфликтологии выделяются следующие его характерная черта: ситуация столкновения интересов двух противоборствующих сторон, по поводу разногласия в решении центральных вопросов, в контексте целей, задач, интересов участников конфликта, в связи с чем стороны конфликта действуют в ущерб друг другу[5].

    При этом подчеркивается, что конфликт возникает только в процессе коммуникации. Кроме того в конфликте подчеркивается наличие трудноразрешимых противоречий в процессе коммуникации, выраженных противодействием сторон и наличием негативных эмоций (Д.О. Якубович).

    Часто в основе конфликтов находятся этико-нравственные причины, в частности нарушение моральных устоев, размывание понятий добро и зло, что приводит к психологическому дискомфорту потенциальных коммуникантов. Часто конфликты выплескиваются в средства массовой информации и становятся предметом обсуждения миллионов людей. В межличностных отношениях когнитивные конфликты также имеют место.

    Успех в разрешении конфликтных ситуаций и противоречий возможен в том случае, если участники противостояния будут воздерживаться от категорических суждений в области морали и нравственности с помощью речевых средств и обдумано управлять речевыми коммуникациями.

    Успешным и результативным взаимодействие будет в том случае, если общение будет соответствовать принятым речевым нормам, предписанным социальными правилами поведения.

    В современном обществе происходит переоценка традиционных ценностей, что способствует столкновению индивидов, придерживающихся разных представлений о ценностях, привносящих в культурное пространство новые культурные ценности.

    Это вызывает различные негативные эмоции: раздражительность, озлобленность, неуважение к окружающим. В подобных ситуациях возникает стремление разрядить отрицательные эмоции, обрушив свой гнев на кого-либо.

    Таким образом, конфликтное поведение человека определяется культурными, экономическими и политическими факторами. Они, воздействуя на психологическое состояние личности, оказывают влияние на  сознание личности.

    Анализ литературы позволил выделить основные теории конфликтов и конфликтного поведения в зарубежной и отечественной психологической науке. В рамках изучения зарубежной литературы были выделены следующие теории: психоаналитическая, социотропная, этологическая, теория групповой динамики, фрустрационно-агрессивная, поведенческая, социометрическая, интеракционисткая, теоретико-игровая, теория организационных систем.

    Экстрапунитивность – тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации неуспеха желания. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Оно возникает в ситуациях конфликта и приводит к дезорганизации деятельности педагога и снижению её эффективности. В процессах общения экстрапунитивность выражается во враждебном, агрессивном отношении к людям.

    «Вместе с тем, все эти теории с некоторой долей условности можно разделить на три группы: первая группа теорий рассматривает конфликт и конфликтное поведение как интрапсихический феномен, который основывается на понимании природы личности и ее развития, на представлении о противоречиях между различными личностными сферами; во второй группе теорий происходит перенос акцента на внешние детерминанты происхождения конфликта и конфликтного поведения; в третьей группе теорий конфликт интерпретируется как субъективный феномен»[6].

    Представители интрапсихической группы теорий (З.Фрейд, К.Хорни, А.Адлер, Э.Фромм и др.) рассматривают конфликты как часть внутренней жизни индивида, возникновение которых сопутствует его развитию.

    По мнению З. Фрейда, К.Хорни, А.Адлера, основной причиной конфликтов и конфликтного поведения человека является несоответствие между его моральными принципами, общественными условиями и природными инстинктами. Человек постоянно находится в состоянии внешней и внутренней борьбы с окружающим миром. З. Фрейд полагал, что конфликт возникает, когда сила воздействия общественных условий превышает способности человека к применению одного из механизмов психологической защиты, который связан с трансформацией инстинктивных форм психики в приемлемые для данной ситуации формы.

    «По мнению А. Адлера, главным источником конфликта и конфликтного поведения является комплекс неполноценности. Попытки избавиться от этого комплекса приводят к конфликтам.

    Э. Фромм, К. Хорни внесли социальный оттенок в понимание природы конфликта. Причиной конфликтного поведения человека, с точки зрения Э. Фромма, является неспособность реализовать свои основные потребности: стремление к свободе и безопасности.

    По мнению К. Хорни, конфликтность и враждебность человека являются схожими понятиями, что проявление этих черт личности -естественная реакция человека по отношению к враждебному миру. Межличностные конфликты являются внешним проявлением внутренних противоречий. Возникновение конфликтного поведения К. Хорни связывает с недостатком родительской любви и внимания в детстве. Значимой характеристикой «невротической личности» автор называет конфликтность; человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают ни какой реакции»[7].

    Традиционное выделение видов  конфликта  основано  на различении конфликтующих сторон. Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой), личность и организация, группа и организация, разные типы групп и организаций»[8].

    С. Чейз   предложил 18-уровневую   структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного   и   межличностного   уровня   до   конфликтов   между  государствами,   нациями     и т.д.,   вплоть  до  противостояния Востока и Запада.

    А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов – авторы отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные, социальные, зооконфликты.

    Существует ещё «множество подходов к классификации и типизации конфликтов, поскольку многогранность и психологическая сложность явления позволяют выбирать разные основания для их анализа. Обобщая наиболее распространённые классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

    • по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);
    • по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);
    • по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);
    • по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и “коммунальные”);
    • по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);
    • по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);
    • по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

    Несколько отличается от общепринятых классификация конфликтов по М. Дойчу:

    • подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо вариативного фактора;
    • случайный конфликт — зависит от переменных факторов”, что участниками не осознается; конфликт прекращается после осознания реально имеющихся перспектив;
    • смещённый конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными, лежащими в его основе;
    • скрытый конфликт — в силу объективных причин должен наблюдаться, но не актуализируется (он может быть неверно приписан или неверно представлен);
    • ложный конфликт — не имеет объективных оснований; возникает в результате неясных оснований, но после сформирования мотивов и установок участников превращается в подлинный»[9].

    Динамика конфликтов – это последовательная смена определённых стадий от начала до завершения. Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

    Первая- возникновение конфликтной ситуации. На этой стадии зарождается противоречие, которое может не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренный характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.

    Вторая- осознание конфликта. Формируется оценка ситуации как конфликтной, определяется причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий.

    Третья- внешнее проявление конфликта, его апогей. Происходит открытое столкновение противоборствующих сторон.

    Четвёртая- стадия снятия или разрешения конфликта.

     

    1.2 Стили поведения в конфликте

    В рамках данной работы, нам представляется чрезвычайно актуальным изучение факторов конфликтного поведения. В частности, мощными ресурсами для преодоления условий конфликта сотрудниками организаций являются относительно стабильные характеристики личности (восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатия и др.) и среды (поддержка социальных сетей, семьи, друзей, значимых других, социальных институтов).

    Роттер, рассматривая феномен локуса контроля,  указывает, что на его выводы, относительно атрибуции ответственности, имели влияние некоторые концепции ряда американских социологов.

    Например, такими как Торстейн Бунде Веблен, которому вера человеком в судьбу виделась «варварским отношением к жизни», неэффективной общественной системой. Или же социолог Мертон, который объяснял особенность человека верить в судьбу с точки зрения психологии, т.е. как защитный механизм, дающий личности возможность не подвергать деструкции собственное самосознание в случае череды неудач в жизни.

    Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

    Контроль – это механизм регуляции познавательных процессов. Этот механизм строит отношения личности со средой так, чтобы учитывались и потребности личности, и объективные требования среды, в которой эта личность развивается.

    Конфликтная ситуация имеет оценочную составляющую, где каждая из сторон конфликта оценивает свою роль и роль противоположного субъенкта конфликта,  в возникновении и решении проблем, осознает и прогнозирует исход и последствия конфликта, что предполагает рефлексию своего поведения и позиции коллеги.

    Конфликтные ситуации, несут в себе элементы психологического напряжения. К числу ситуаций, в которых находит выражение социальная напряженность относится коммуникативный конфликт – речевое столкновение, которое основано на агрессии, выраженной языковыми средствами.

    Исследователи выделяют речевые конфликты и речеповеденческие (невербальные). В основе выделения собственно речевых конфликтов обязательно соотношение языка и речи в диструктивной речевой практике. В ходе диалогического взаимодействия могут зарождаться и рече-поведенческие конфликты, причиной которых может стать случайно или преднамеренно использованные невербальные средства общения (жесты, мимика). Интрапунитивность — склонность постоянно обвинять за все неудачи самого себя.

    Стратегии поведения  личностей в конфликте зависят от индивидуально-личностных особенностей субъектов конфликта.

    Разнообразие поведенческих форм, употребляемых в состоянии конфликта, можно свести к трем типам речевых стратегий: инвективному, выливающемуся в аффективную разрядку в форме брани, ругани (инвективы); куртуазному, в котором крайней формой аффекта является плач; рационально-эвристическому, аффективной реакцией которого может быть смех.

    Возникновение конфликта в организации, основывается чаще всего, на недовольстве сотрудников компании друг другом, вызванном накопившимися психическими раздражителями.

    Анализ конфликтов в организациях показывает, что их возникновение среди участников взаимодействия обусловлено использованием разных поведенческих стратегий.

    В окружении каждого из нас можно найти людей со склонностью к конфликтному разрешению ситуации, для которых это состояние является нормальным, и сотрудников, которые всегда пытаются разрядить конфликтную ситуацию, не заострять ее, уходят от конфликта и не переходят в конфронтацию, не используют инвективные стратегии.

    К. Ф. Седов, рассматривая различные типы личности и особенности проявления в конфликте выделяет, так называемых, конфликтных агрессоров, которые склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений и конфликтных манипуляторов, предпочитающих использовать речевые жанры поучения, выговора, наставления т.п.[10].

    Для успешного развития самоконтроля предполагается наличие некого эталона, несущего сведения о контролируемых действиях. Т.е. самоконтролирование – регуляция, причем сознательная, человеком собственных побуждений, действий и состояний на основе сопоставления их с некоторыми субъективными представлениями и нормами.

    Конфликтный тип демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Подобная интеракция отражает стремление одного из участников общения самоутвердиться за счет собеседника. Наиболее явно конфликтность подобного типа выражается в том случае, когда сталкиваются две инвективные личности.

    Агрессивная языковая личность в общении, стараясь создать некомфортную психологическую ситуацию для собеседника, вывести его из равновесия, употребляет инвективную лексику и прием «сказать гадость» или, подвергает партнера по общению издевательству, который классифицируется как коммуникативный садизм.

    В межличностном общении выделяются следующие типы речевой агрессии: ссора — сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия; оскорбление как умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме (козел, вор, морду отъел); угроза («Ты у меня попляшешь!”); насмешка (колкость) (“Давайте послушаем, что скажет самый умный из нас!”); грубое требование (“Шагай отсюда!”); грубый отказ (“Обойдешься!”; “Разбежался!”; “Отстань от меня!”); враждебное замечание (“Не выношу тебя!”; “Ты меня бесишь»); порицание («Вы хамите!”, “Ты совсем с ума сошел?!”).

    Речевая агрессия выражается конфликтогенным речевым поведением, оказывающим негативное эмоциональное воздействие на собеседника посредством использования слов-маркеров, содержащих инвективную лексику и воспринимающихся как психологический раздражитель.

    Оно характеризуется как деструктивное речевое поведение, которое может быть реализовано в любой разновидности дискурса и в любом типе коммуникации. Таким образом, одной из особенностей нашего времени является наличие интереса к проблемам конфликта как такового, на присутствие которого в различных сферах жизнедеятельности современного человека указывают исследователи и повседневная практика. Это оказывает непосредственное влияние на различные стороны жизни человека и общества.

    В связи с этим возникает необходимость изучения механизмов предупреждения и гармонизации конфликтных дискурсов в человеческой деятельности.

    Конфликт помогает точно просчитать свои силы и способности, обнаружить новые, раньше не знакомые стороны характера личности. Вероятно может и закалить характер, содействовать происхождению чувства гордости, собственного достоинства и т. п.;

    – смывание неприятных черт характера, например, чувство неполноценности, покорности;

    – рост уровня социализации человека, формирование его как личности. За небольшой отрезок времени в конфликте человек вероятно получит столько жизненного опыта, сколько не получит никогда в обычной жизни;

    – адаптация работника в коллективе, т.к. во время конфликта люди в больше раскрываются. Работник или принимается членами группы, или его игнорируют, тогда адаптация не происходит;

    – уменьшение психической напряженности в группе;

    – удовольствие первичных и вторичных потребностей личности, ее самореализация и самоутверждения.

    Зарубежные, а также отечественные психологи располагают различными точками зрения на причины межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

    Например, такими учёным, как А. Бандура было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие.

    Поэтому некоторые психологи, а именно Л. Джавинен, С. Ларсенс полагают наказание прототипом конфликтного поведения. Такие психологи, как О. Ситковская, О. Михайлова определяли, что дорога к лидерству в подростоковом возрасте соединена с выражением превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Именно эти составляющие прямо ведут к серьёзным межличностным конфликтам.

    Таким образом, предупреждение межличностных конфликтов представляет собой систему мероприятий социального, медицинского, социально-педагогического, организационно – воспитательного и государственного характера, целью которых является превенция, ликвидация или нейтрализация основных факторов и предпосылок появления социальных отклонений разного рода у подрастающего поколения.

     

    1.3 Профилактика конфликтного поведения  у подростков

    В учебных заведениях управление конфликтами возлагается на руководителей всех уровней, педагогов и сотрудников администрации.

    Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому – это нежность, юмор и шутка.

    В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание.

    Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

    Проблема исследования раскрывается через следующее противоречие: на сегодняшний день являются достаточно изученными особенности поведения в конфликте учеников с разным уровнем внутриличностного конфликта, однако ее связь с самоотношением изучена не достаточно.

    Абсолютно в любом возрасте конфликты носят как позитивный, так и негативный вариации исхода.

    С определенным затруднением конструкции общественных отношений, с включением индивида в различные общности, желание в принадлежности к какому- либо коллективу удовлетворяется лишь только при подчинении многообразным коллективным нормам и установкам, удовлетворяя при этом общественные ожидания окружающих.

    Систематически на этом основании формируется потребность руководствоваться нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в обратном случае субъект неминуемо входит в стабильный неизменный конфликт с окружающими и, по итогу, будет отторгнута группами, к которым она относится[11].

    Значимость конфликтных ситуаций довольно высока. Абсолютно в любом возрасте конфликты носят как позитивный, так и негативный вариации исхода. С определенным затруднением конструкции общественных отношений, с включением индивида в различные общности, желание в принадлежности к какому- либо коллективу удовлетворяется лишь только при подчинении многообразным коллективным нормам и установкам, удовлетворяя при этом общественные ожидания окружающих.

    Систематически на этом основании формируется потребность руководствоваться нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в обратном случае субъект неминуемо входит в стабильный неизменный конфликт с окружающими и, по итогу, будет отторгнута группами, к которым она относится.

    Кроме того, положительный смысл конфликта заключается в выявлении для подростка его личных способностей, в активизации личности как субъекта предотвращения, форсирование и разрешения межличностных конфликтов.

    Психологический дискомфорт в аудитории, острые взаимоотношения с преподавателями, а следом и с родителями, содействуют тому, что негативные конфигурации поведения фиксируются и могут перейти в черты характера. Вместе с тем, деформация микроклимата с окружающими неминуемо ведет к понижению познавательной инициативности подростка. Может обнаружиться общий отрицательный взгляд к школе и к учебной деятельности в целом[12].

    Также вероятным отрицательным результатом межличностных конфликтов, как спедагогами, так и со сверстниками, одновременно с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких людей и чувством своей ненужности, покинутости, наряду с ощущением лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить усугубление взаимоотношений со всем окружением, в том числе и с учителями, развитие отрицательного взгляда к учебной деятельности и к школе в целом.

    Перечисленные причины служат причиной к увеличению недоброжелательных взаимоотношений с ближайшим окружением, в частности и со сверстниками, образовывают обстоятельство хронического психологического дистресса, который, равным образом, выражается на психическом и физическом состоянии, приводя к неврозам или, в крайности, к суицидам.

    Мы хотим обозначить, что касается положительной роли межличностного конфликта для развития личности нужны конфликты. Едва справляясь с конфликтной ситуацией, решая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую стадию своего развития.

    Подобным образом, во-первых, почти общепризнанной является размышление об объективной основе конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть разобран как обстоятельство усиленного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.

    Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.

    В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я.

    Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии[13].

    Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток.

    Соотнесение себя с “эталоном взрослости” также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность “Я-концепции” индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагресии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и дивиантного поведения.

    Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим.

    Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка “чувства взрослости”, возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых[14].

    Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного.

    Основой конфликтного поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых. Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Они воспринимают действия сына или дочери как претензию на контроль и власть и над их жизнью тоже.

    В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым[15].

    Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.

    Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.

    Межгрупповые конфликты в подростковом возрасте также имеют свои специфические черты. Различные субкультуры групп (фанаты “Спартака” и ЦСКА). Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта . В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.

    Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному[16].

    Даже подросток с такой характеристикой «…Любит потрепаться на любые темы в любое время, распорядок дня отсутствует, неряшливый и беззаботный внешне, любит болтаться с друзьями, сидеть за компьютером в чате, увлекается тем, чем увлекается компания, то есть любимое занятие – ничегонеделанье…» может испытывать сильный стресс, таких подростков беспокоят любые конфликты, даже если они к ним не относятся напрямую.

    Если подросток обнаружил, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, то страдает он от этого больше, чем представитель любого другого типа личности. Первое желание подростка – уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе, поэтому ему свойственно оправдывать других “за недостатком улик” и извинять даже их неприличное поведение. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее всего на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение проблемы.

    Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств.

    Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:

    • не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
    • разделять чувства подростка – очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
    • нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если тинейджер способен рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно и он сможет с ними бороться;
    • предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
    • будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
    • подкрепляйте положительные качества подростка;
    • стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
    • если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью.

    Если помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу – это уже большая часть гарантии того, что он сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

    Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу». Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что и дома его не понимают, и ситуация только усугубиться. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена.

    Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители ему действительно сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации — возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими[17].

    Итак, в результате анализа теоретической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

    Конфликт можно определить как «пре­дельный случай обострения противоречия». Межличностные конфликты как один из видов социальных конфликтов принято определять как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.

    Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».

    Возникающее давление со стороны взрослых в и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

    Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.

    Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.

    Так как межличностные конфликты могут быть вызваны различными факторами и жизненными обстоятельствами, представляется возможным выделение нескольких видов профилактических мероприятий: – нейтрализующие; – компенсирующие;

    – предостерегающие возникновение событий, увеличивающих вероятность развития социальных отклонений;

    – ликвидирующие эти обстоятельства.

    Результативность профилактических мероприятий межличностных конфликтов может быть гарантирована только при условии необходимого содержания следующих компонентов:

    – ориентированности на устранение причин отклонения как у самого подростка, так и в окружающей социальной и природной среде, с одновременной направленностью на формирование среды для получения ребенком социального опыта, который необходим при решении с проблемами с которыми приходится сталкиваться;

    – формирование у подростка новых способностей и умений, способствующих достижению им намеченных целей и задач и сбережению его физического и психического здоровья;

    – предотвращение проявления еще не возникших проблем у подростка[18].

    Поддержание равновесия участников конфликта приводит к тому, что интересы сторон балансируются, а когда что – либо находится в равновесии, возникает идеальная ситуация, при которой конфликт исчерпывает сам себя, так как бороться оказывается уже не за что.

    Важной особенностью является сохранение баланса интересов, что не позволит конфликту развиваться в дальнейшем даже при возникновении предпосылок к этому. Установление баланса должно учитывать равное отношение педагога к сторонам конфликта, сохранение нейтралитета, проведение бесед, использование совместных дел, перевод интересов участников в другое поле, которые либо обеспечивает совместную деятельность, либо полностью взаимно исключает стороны из поля зрения друг друга.

    Иногда конфликт не гасится, тогда необходимо воздействовать на интенсивность конфликта, обеспечивая его оптимальный уровень, то есть сохранять в течение определенного времени конфликтные отношения на таком уровне, которые не позволяют участникам конфликта во – первых, вовлекаться еще глубже в конфликт, во – вторых, сталкиваться на протяжении определенного времени. Если стороны не идут на контакт друг с другом, но удерживают позицию взаимодействия интересов, то это означает как раз оптимальный уровень, который не будет усиливаться до определенного момента.

    К этому моменту необходимо подготовить почву для решения конфликта на основании применения любой из рассмотренных выше схем.

    Неграмотные действия приводят к усилению конфликта и вовлечению в него все большего количества сторон. Конфликтную ситуацию нельзя рассматривать как простую, поскольку она имеет множество воздействующих факторов, что предполагает использование различных методов, которые позволяют ее исследовать и выявить наиболее оптимальные пути решения.

    Среди методов исследования конфликтов можно назвать методы психологов – конфликтологов А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.И. Шипилова и других[19].

    В целом предварительному выбору методов разрешения предшествует анализ конфликтной ситуации, которую руководитель рассматривает со стороны. Он заключается в том, что выявляется причина конфликта, определяются все его участники, действия сторон и определяется внутренняя сущность конфликта. На основе этого может быть выбран наиболее подходящий метод разрешения.

    Среди методов разрешения конфликтов можно назвать следующие.

    Гомеостатические методики; деловые, ролевые и психологические игры.

    Группа данных методов ориентирована на моделирование конфликтной ситуации и нахождение путей ее разрешения через проигрывание различных ситуаций, в которых стороны вовлекаются в единый механизм противодействия новой смоделированной стороны, что позволяет прежде всего минимизировать воздействие личностных факторов, а затем найти пути выхода на профессиональном уровне.

    Методы в рамках системно – ситуационного анализа заставляют участников конфликта рассматривать все ключевые точки в конфликте с позиции независимого наблюдателя, что позволяет им находить не только пути разрешения конфликта, но и видеть свои действия на любом этапе конфликта со стороны, что в дальнейшем минимизирует риск возникновения новой конфликтной ситуации по подобному поводу[20].

    Методы, применяемые в рамках социометрии, позволяют нормализовать внутренние связи и иерархии внутри групп, что приводит к разрешению конфликтов.

    Конфликтология предлагает достаточно большое количество способов и методов, которые способствуют разрешению конфликтов. Некоторые методы предполагают наличие у педагога достаточного уровня подготовки, другие – возможности находить подходы к людям, но в любом случае, независимо от выбранного метода, руководитель должен избегать собственного вовлечения в конфликт.

    Список литературных источников

    1. Абузярова, Я. Э. Решение проблем управления конфликтами в современных организациях [Электронный ресурс] / Я. Э. Абузярова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problem-upravleniya-konfliktami- v-sovremennyh-organizatsiyah
    2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c
    3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c.
    4. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений [Электронный ресурс] / В. П. Басенко // Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=1518
    5. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы. : диссертация … доктора педагогических наук : 13.00.08 Калининград 2009 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004301000/rsl01004301053/rsl01004301053.pdf
    6. Брайович, А. С. Конфликты в организациях: типы и модели [Электронный ресурс] / А. С. Брайович // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/konflikty-v-organizatsiyah-tipy-i-modeli
    7. Виды и сущность социальных конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija- konfliktov.html
    8. Динамика конфликта: этапы и фазы конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://students-library.com/nbrary/read/60229-dinamika- konflikta-etapy-i-fazy-konflikta
    9. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.
    10. Конфликты в системе организации и их влияние на ее деятельность. Российский и Зарубежный опыт решения конфликтных ситуаций в современных организациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://manager.bobrodobro.ru/24555
    11. Пушкина, Т. К. Словарь терминов по дисциплине «Управление конфликтами» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2211792/page:8/
    12. Седов К.Ф. Языковая личность в аспекте психолингвистической конфликтологии (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.dialog21.ru/digest/2002/articles/sedov/
    13. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.
    14. Социальные функции конфликтов. [Электронный документ] http://lektsii.net/3-7376.html
    15. Социология конфликта. Параметры конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soc.bobrodobro.ru/20865
    16. Технологии управления конфликтами. Понятие управления конфликтом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.su/9_56789_ponyatie-upravleniya-konfliktom.html
    17. Третьякова В.С. Конфликт как феномен языка и речи (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.jourclub.ru/24/919/2
    18. Черняева Т. В. Индивидуально – психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль 2008 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004300000/rsl01004300093/rsl01004300093.pdf
    19. Черняева Т. В. Индивидуально – психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль 2008 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004300000/rsl01004300093/rsl01004300093.pdf
    20. Шейнов, В. П. Управление конфликтами [Текст]: книга / В. П. Шейнов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2019, – 576 с.

    [1] Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы. : диссертация … доктора педагогических наук : 13.00.08 Калининград 2009 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004301000/rsl01004301053/rsl01004301053.pdf

    [2] Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.

    Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.

    [3] Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c

    [4] Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2013. – 368 c.

    [5] Третьякова В.С. Конфликт как феномен языка и речи (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.jourclub.ru/24/919/2/.

    [6] Черняева Т. В. Индивидуально – психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль 2008 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004300000/rsl01004300093/rsl01004300093.pdf

    [7] Черняева Т. В. Индивидуально – психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль 2008 [Электронный документ] http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004300000/rsl01004300093/rsl01004300093.pdf

    [8] http://shpori-vsem.ru/psyhology/126-psyhpodrostok.html?showall=1

    [9] Социальные функции конфликтов. [Электронный документ] http://lektsii.net/3-7376.html

    [10] Седов К.Ф. Языковая личность в аспекте психолингвистической конфликтологии (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.dialog21.ru/digest/2002/articles/sedov/

    [11] Шейнов, В. П. Управление конфликтами [Текст]: книга / В. П. Шейнов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2019, – 576 с.

    [12] 5.         Абузярова, Я. Э. Решение проблем управления конфликтами в современных организациях [Электронный ресурс] / Я. Э. Абузярова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problem-upravleniya-konfliktami- v-sovremennyh-organizatsiyah

    [13] Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений [Электронный ресурс] / В. П. Басенко // Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=1518

    [14] Виды и сущность социальных конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/klassifikacija- konfliktov.html

    [15] Брайович, А. С. Конфликты в организациях: типы и модели [Электронный ресурс] / А. С. Брайович // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/konflikty-v-organizatsiyah-tipy-i-modeli

    [16] Динамика конфликта: этапы и фазы конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://students-library.com/nbrary/read/60229-dinamika- konflikta-etapy-i-fazy-konflikta

    [17] Конфликты в системе организации и их влияние на ее деятельность. Российский и Зарубежный опыт решения конфликтных ситуаций в современных организациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://manager.bobrodobro.ru/24555

    [18] Пушкина, Т. К. Словарь терминов по дисциплине «Управление конфликтами» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2211792/page:8/

    [19] Социология конфликта. Параметры конфликта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soc.bobrodobro.ru/20865

    [20] Технологии управления конфликтами. Понятие управления конфликтом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.su/9_56789_ponyatie-upravleniya-konfliktom.html

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх