написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Особенности организации и проведения разминки в керлинге. Дипломная работа.

    Особенности организации и проведения разминки в керлинге

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК В КЁРЛИНГЕ  5

    1.1 Характеристика керлинга, как вида спорта. 5

    1.2 Значение разминки в спортивных тренировках. 10

    1.3 Особенности проведения разминки в керлинге. 13

    2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 18

    ВЫВОДЫ.. 31

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной работы заключается в том, что кёрлинг, как командная спортивная игра, требует от ее участников, наряду со специальной физической и технической подготовленностью, тонкого тактического понимания игры, слаженности, доверия в групповых взаимодействиях партнеров. При равном уровне исполнения технических действий, важное значение для победы имеет преимущество одного из соперников в стратегическом и тактическом плане подготовленности.

    Керлинг в данное время в нашем регионе только набирает большую популярность. В эту игру могут играть люди разных возрастных категорий. В любом виде спорта основное внимание отводится на развитие тех физических качеств, которые являются ведущими в избранной спортивной деятельности. Одной из составляющих керлинга является равновесие, которое должен удерживать спортсмен на льду во время скольжения на одной ноге, выката на щетку и свиппинга в определенный отрезок времени.

     Выше указанные требования игры, говорят о необходимости внимательного подходя к организации проведению разминочных мероприятий.

    Объект исследования: тренировочный процесс в кёрлинге.

    Предмет исследования: особенности организации и проведения разминки в керлинге.

    Цель исследования: выявление особенностей организации и проведения разминки в керлинге.

    Задачи исследования:

    1. Изучить теоретические основы проведения тренировок в кёрлинге.

    2. Разработать комплекс упражнений для подготовительной части тренировочных занятий керлеров.

    3. Оценить эффективность комплекса упражнений.

    Гипотеза исследования: Пpeдпoлaгaется, чтo paзpa6oтaнный кoмплeкc yпpaжнeний для разминки, позволит повысить  ypoвeнь физической подготовленности керлеров.

    Методологическая основа работы – основные положения тренировок по керлингу различных авторов, таких как Андрианова О.А., Задворнов, К.Ю., Конеева Е. П. и другие, а теоретическая основа работы – основные положения теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки (Матвеев Л.П., Холодов Ж.К., Лях В.И. и др.)

    Теоретическая значимость работы заключаются в том, что изучение средств и методов организации и построения подготовительной части тренировочного процесса керлингистов позволило выявить новые подходы к организации тренировочного процесса.

    Практическая значимость состоит в возможности использования результатов проведенного исследования в деятельности тренеров спортивных школ по керлингу на различных этапах о этапа подготовки.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК В КЁРЛИНГЕ

    1.1 Характеристика керлинга, как вида спорта

    Кёрлинг — это командный олимпийский вид спорта. Керлинг – командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд чередуясь бросают по льду специальные гранитные снаряды «камни» весом 19 кг, 960 грамм. В сторону разрисованной площадки, называемой «домом», размером 366 см. В классическом керлинге, где отдельно играют мужчины и женщины играет четверо спортсмена и один запасной. Каждый игрок выполняет по два броска в каждом энде в определённой последовательности, чередуясь с соперником [11].

    Кёрлинг — это игра традиций и мастерства. Важен не только хорошо выполненный бросок, но и то, что соблюдаемые веками традиции кёрлинга по-прежнему актуальны и воплощаются в истинном духе игры. Игроки соревнуются, чтобы победить, а не для того, чтобы унизить своих соперников. Истинный игрок никогда не станет отвлекать соперника или мешать ему во время игры и предпочтёт скорее проиграть, чем выиграть нечестно. Игроки в кёрлинг никогда умышленно не нарушают правила игры и почтительно относятся к любой из её традиций. Если игрок по неосторожности нарушил правила, то он должен сам сообщить об этом.

    Дух кёрлинга должен оказывать влияние как на понимание и исполнение правил игры, так и на поведение всех участников на льду и за его пределами. Главной целью кёрлинга является выявление мастерства игроков, дух кёрлинга требует честной игры, добрых чувств и благородного поведения [8].

    Игровая площадка.

    Длина ледовой площадки составляет 45,720 м (150 футов), максимальная ширина площадки между внутренними краями боковых линий — 4,750 м (15 футов 7 дюймов). Эта область ограничена начерченными линиями или разделителями, размещёнными по периметру площадки.

    Если размер существующего спортивного объекта не позволяет использовать данные размеры, то длина может быть уменьшена до минимального значения в 44,501 м (146 футов), а ширина — до минимального значения в 4,420 м (14 футов 6 дюймов). На обеих сторонах площадки между боковыми линиями проведены чёткие, хорошо видимые параллельные линии [16]:

    –        ти-лайн (tee line) — максимальная ширина 1,27 см (1/2 дюйма) — расположена таким образом, чтобы её центр находился на расстоянии 17,375 м (57 футов) от середины площадки;

    –        бэк-лайн, или задняя линия (back line),   — максимальная ширина 1,27 см (1/2 дюйма) — расположена таким образом, чтобы её наружный край находился на расстоянии 1,829 м (6 футов) от центра ти-лайн;

    –        хог-лайн, или зачётная линия (hog line), — ширина 10,16 см (4 дюйма) — расположена таким образом, чтобы расстояние между её внутренним краем и центром ти-лайн составляло 6,401 м (21 фут);

    –        центральная линия (center line) — максимальная ширина 1,27 см (1/2 дюйма) — соединяет центры ти-лайн и продолжается на 3,658 м (12 футов) за центрами каждой из ти-лайн; – линия колодок (hack line) — длина 0,457 м (1 фут 6 дюймов), максимальная ширина 1,27 см (1/2 дюйма) — наносится параллельно ти-лайн на концах центральной линии;

    –        контрольная линия (courtesy line) — длина 15,24 см (6 дюймов), максимальная ширина 1,27 см (1/2 дюйма) — наносится на расстоянии 1,219 м (4 фута) снаружи от хог-лайн и параллельно им на каждой стороне площадки.

    Для соревнований по кёрлингу на колясках на каждой стороне площадки параллельно центральной линии и на обеих от неё сторонах располагаются две тонкие линии (wheelchair line), продолжающиеся от хог-лайн до внешнего края ближайшей   окружности.   Внешние   края    каждой    линии    располагаются на расстоянии 0,457 м (18 дюймов) от центральной линии.

    Центр дома, или ти (tee), располагается на пересечении каждой из тилайнс центральной        линией.       С центром  в этой         точке на каждойстороне площадки наносятся четыре концентрические окружности с радиусами по внешнему краю 1,829 м (6 футов), 1,219 м (4 фута), 0,610 м (2 фута) и минимальным радиусом внутреннего круга 15,24 см (6 дюймов) [16].

    На      каждой     линии     колодок     на      противоположных     сторонах от центральной линии устанавливаются две колодки. Расстояние от центральной линии до   внутреннего края каждой колодки составляет 7,62 см (3   дюйма).   Ширина   каждой   колодки   не    должна   превышать   15,24   см (6 дюймов). Колодка крепится к подходящему материалу, и внутренний край этого материала располагается по внутреннему краю линии колодок таким образом, чтобы колодка не выдвигалась за линию колодок более чем на 20,32 см (8 дюймов). Если колодка утапливается в лёд, то глубина погружения не должна превышать 3,81 см (1,5 дюйма) [11].

    Тренировочный процесс спортсмена кёрлингиста включает в себя следующие задачи:

    1.       Развитие     физических          качеств:      гибкости,    силы, выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.

    2.       Постоянное повышение функциональных возможностей организма.

    3.       Совершенствование технического мастерства.

    4.       Воспитание психологических и морально-волевых качеств.

    5.       Последовательное приобретение и совершенствование тренировочного и соревновательного опыта, позволяющего наиболее рационально выбирать правильную стратегию и тактику во время игры в керлинг [33].

    Подготовку спортсменов, занимающихся керлингом, проводят в нескольких этапах, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями. Особенностью являются возраст и степень готовности спортсменов, которые зачисляются в эту или другую группу, а также уровень подготовки. Важнейшим значением при подготовке спортсменов керлингистов является уровень обладания керлинговым камнем, тактической подготовки, гибкости и координации.

     Кёрлинг в качестве командной спортивной игры требует от своих участников, помимо специальных физических и технических навыков, тонкой тактической подготовки, слаженной игры, доверия к групповым взаимодействиям партнеров, знания секретов стратегического и тактического действия командного матча. При равной степени выполнения технического приема первостепенным значением победы является преимущество соперника стратегического и тактического искусства. Поединок скипов в качестве игроков, ведущих тактику командной игры, похож на матч мастеров на шахматной доске. Поочередный обмен тактическими действиями, являющийся одним из основополагающих принципов игровой деятельности в кёрлинге, в сочетании с возможностью обдумывания ситуации на площадке, усиливает сходство [20].

    Содержание различных видов спортивной подготовки по кёрлингу:

    1.       Общая физическая подготовка – осуществляются общеразвивающие упражнения, скоростно-силовая подготовка, легкоатлетический бег, подвижные и спортивные игры и др.

    2.       Специальная физическая подготовка – проводится специальная подготовка, специально-подготовительные упражнения.

    Основные виды деятельности, проводящие в спортивных школах по керлингу [18]:

    –         планирование и осуществление тренировочного процесса;

    –         проведение отбора для зачисления в группы;

    –         медицинское и материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку;

    –         выполняется государственное задание по осуществлению спортивной подготовки юных спортсменов.

    Выявлены спортивно-важные качества керлингистов, определяющие [43]:

    –         степень владения керлинговым камнем;

    –         точность применения камня в керлинге в соревновательных действиях;

    –         эффективность командных взаимодействий.

     С помощью методически грамотных занятий можно укрепить здоровье и правильный физический рост, укрепить опорную систему, развивать двигательные способности игроков, а также в целом разнообразить физическую подготовку молодых спортсменов. Как отмечают педагоги-практики С. П. Мельников [29] и др., при обучении основам техники физических упражнений и техники бега игры в кёрлинг определяется степень пригодности к избранному виду с порта и перспективы роста в данном виде спорта.

    Это является важной составляющей учебно-воспитательного и тренировочного процесса. В соответствии с этими задачами определяется стратегия подготовки при разработке документов планирования. В целом планирование тренировки юных игроков в кёрлинг осуществляется с учётом следующих основных методических положений, которые отражены в таблице 1.

    Таблица 1 – Основные методические положения, лежащие в основе подготовки юных спортсменов по кёрлингу [23]

    1 положениеТрадиции периодизации подготовки юных спортсменов
    2 положениеПравильная         постановка        задач       в      годичном        цикле       и многолетнем плане
    3 положениеСоответствие        основных       средств      и     методов       подготовки задачам текущего года
    4 положениеДинамика физической и функциональной подготовленности
    5 положениеПринципы                распределения                  тренировочных                 и соревновательных нагрузок в годичном цикле

    В программе тренировки спортсменов детально рассмотрены и оптимизированы параметры для обеспечения тренировочного процесса:

    –         составляется расчасовка по этапам подготовки спортсменов;

    –         осуществляется отбор содержимого учебных материалов на каждый этап подготовки.

    –         определяется основная физическая подготовка спортсменов- кёрлингистов, а также система тренировок, направленных на их улучшение. Содержание программы подготовки в кёрлинге определяется задачами и целями тренировочных   и   соревновательных   мероприятий,   соотношением объёмов работы различных видов подготовки на отдельных стадиях. На этапе начальной подготовки по кёрлингу реализуются следующие виды подготовки: общая и специальная физическая, техническая, теоретическая подготовка, контрольные испытания и соревнования [18].

    При занятии керлингом этап начальной подготовки в общей системе многолетней спортивной подготовки занимающихся считается очень значимым и в различных аспектах описывает перспективные возможности и потенциал каждого молодого спортсмена. С учетом того, что керлинг в России стал развиваться не так давно, поэтому программы спортивной подготовки в различных регионах в условиях «спортивной школы олимпийского резерва» пробуют новые подходы по реализации спортивных результатов в керлинге. [29].

    В этой связи программы подготовки постоянно дополняются различными элементами из иных программ, но по другим видам спорту. Кроме того, элементы общей физической подготовки хорошо зарекомендовали себя средствами лёгкой атлетики, а также гимнастические упражнения, которые в совокупности способствуют формированию необходимых качеств у кёрлингистов.

    1.2 Значение разминки в спортивных тренировках

    Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значительное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов кровообращения и дыхания. В силу того, что органы и системы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности.

    Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходимо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений.

    Разминка оказывает на организм физиологическое и психологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная вентиляции снабжение кислородом работающих мышц. Психологическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.

    В научной литературе во внутренней структуре разминки выделяют несколько обязательных разделов: вводный, общий и специально-подготовительный. Помимо этих разделов можно предложить использовать и специально-дополнительный раздел разминки [5].

    Это обосновывается тем, что основным методическим приемом использования средств физической и технической подготовки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию является комплексная подготовка, которая предусматривает одновременно решение ряда обучающих, тренирующих и воспитывающих задач. Например, включение в одно занятие развития от одного до трех компонентов двигательных способностей и их различные сочетания. Такое построение занятий требует при смене одного вида деятельности на другой дополнительной подготовки.

    В связи с интенсификацией занятий изменилось и значение разминки, которая не только создает благоприятные условия для проведения основной части тренинга, но и является составляющей всего комплекса тренировочных воздействий. Поэтому подбор упражнений, выполняемых в разминке, и методов их проведения решает задачи не только врабатываемости, но и сопряженного воспитания двигательных способностей и умение управлять разнообразными движениями [8].

    Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значительное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов кровообращения и дыхания. В силу того, что органы и системы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности. Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходимо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений [17].

    Разминка оказывает на организм физиологическое и психологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная вентиляция и снабжение кислородом работающих мышц. Психологическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.

    В научной литературе во внутренней структуре разминки выделяют несколько обязательных разделов: вводный, общий и специально-подготовительный. Помимо этих разделов нами предлагается использовать специально-дополнительный раздел разминки.

    Это обосновывается тем, что основным методическим приемом использования средств физической и технической подготовки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию является комплексная подготовка, которая предусматривает одновременно решение ряда обучающих, тренирующих и воспитывающих задач. Например, включение в одно занятие развития от одного до трех компонентов двигательных способностей и их различные сочетания. Такое построение занятий требует при смене одного вида деятельности на другой дополнительной подготовки [5].

    Основная цель разминки – это разогрев организма перед тренировкой. Она включает в себя комплекс упражнений, направленных на подготовку мышц, связок и всех систем к нагрузке. Это позволит избежать нежелательных растяжений, разрывов тканей, а также ускорит метаболические процессы в организме.

    Разминка включает в себя несколько разделов.

    Основной задачей вводного раздела является организация занимающихся.

    Общие задачи общеподготовительного раздела: повышение температуры тела; изменение эмоционального состояния; воспитание аэробных возможностей организма; воспитание координационных способностей; повышение общей работоспособности; общая функциональная подготовка организма.

    Частные задачи общеподготовительного раздела: воспитание отдельных компонентов двигательных способностей: быстроты реакции, быстроты движений, силовой выносливости, взрывной силы.

    Задачи специально-подготовительного подраздела: подготовка занимающихся к выполнению первой задачи основной части занятия; техническое совершенствование отдельных фаз и элементов видов спорта, культивируемых в конкретном учебном заведении.

    Успешному решению задач, стоящих перед разминкой, способствует учет способностей атлетов и условий проведения тренинга[6].

    1.3 Особенности проведения разминки в керлинге

    В керлинге проводится предматчевая разминка.       Перед началом каждого матча команде разрешено провести разминку на той площадке, на которой будет проводиться игра.

    Время и длительность разминки сообщаются на собрании представителей команд.

    Расписание предматчевых разминок во время кругового турнира определяется заранее и основывается на том, что каждая команда разминается первой и второй одинаковое количество раз. В играх кругового турнира, в которых очерёдность не может быть определена заранее, команда, выигравшая жребий, имеет возможность выбора первой или второй разминки.

    При подборе упражнений для разминки в керлинге необходимо учитывать их последовательность, объем и интенсивность, а также интервалы отдыха между ними.

    Разминка в керлинге имеет большое значение как для регуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, так и для формирования готовности к игре и ускорения врабатываемости.

    Разминку спортсмены должны проводить самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей. Так, например, инертному игроку нужно готовить себя к игре 20-30 мин, другому-10 мин.

    Обязательно включить в разминку несколько групповых упражнений. Закончить разминку необходимо за 5-8 мин до игры. Очень важно собрать всех игроков вместе (с запасными) провести 2-3 минутную беседу, в которой напомнить основные положения об игре, сказать что-нибудь одобряющее, мобилизующее.

    Последовательность упражнений, включаемых в разминку, обусловлена физиологическими факторами и логическими связями между ними. Это имеет ключевое значение и является обязательным, так как упражнения различного характера оказывают неодинаковое влияние на организм. В силу закономерностей последствия функциональных проявлений организма и психики, вызванных какой-либо деятельностью, эффективность каждого упражнения в какой-то степени предопределяется функциональными последствиями от предыдущих упражнений.

    Данное влияние может быть положительным — способствовать выполнению очередного задания — или отрицательным — затруднять выполнение очередной задачи учебно-тренировочного занятия.

    Объем упражнений, применяемых в разминке, должен быть оптимальным и не вызывать переутомления занимающихся. При этом разминка не должна быть слишком продолжительной, поскольку даже при использовании упражнений умеренной интенсивности может наступить запредельное торможение.

    Объем применяемых средств определяется временем, выделенным на проведение разминки и отдельных ее подразделов. В целом на вводный и общеподготовительный разделы выделяется около 35-40% от общего времени. Так, 3-4 мин отводятся на вводный подраздел разминки, 18- 20 мин — на общеподготовительный ( включает бег 10- 12 мин для спортсменок и 12-15 мин для спортсменов, комплекс обшеразвиваюших упражнений или подвижные игры 6-8 мин) и 8-10 мин на специально-подготовительный.

    Интервалы отдыха между упражнениями являются таким же средством, как и двигательные действия. Нерациональные промежутки времени между повторным выполнением заданных упражнений не будут соответствовать решаемым задачам, вызывать иные энергозатраты и связанные с этим процессы в организме занимающихся.

    Интервалы отдыха могут быть: большими — когда снижается возбудимость органов и тканей (частота пульса до 70-80 уд/мин); средними — когда происходит восстановление (частота пульса — 90-100 уд/мин); малыми — частота пульса снижается до 110-120 уд/мин; очень малыми, в течение которых частота пульса снижается до 130-140 уд/мин.

    В разминке используются в основном активный, пассивный и смешанный виды отдыха.

    Вместе с тем, при построении разминки важным является также рациональный подбор и сочетание упражнений. Так, разогревание организма в процессе разминки успешно осуществляется с помощью ходьбы и бега различной интенсивности, комплексов общеразвивающих упражнений (без предметов, с предметами и отягощениями, на гимнастической стенке и скамейке), подвижных и спортивных игр, комплексов упражнений ритмической гимнастики.

    Наиболее распространенными вариантами упражнений для разогревания организма являются: бег + комплекс общеразвивающих упражнений; бег + подвижные игры; спортивные игры + комплекс общеразвивающих упражнений; бег + комплекс упражнений ритмической гимнастики; комплекс упражнений ритмической гимнастики + подвижные и спортивные игры.

    Специальная разминка должна обеспечить специфическую подготовку занимающихся к тем упражнениям, которые будут присутствовать в основной части занятия.

    Наиболее эффективны первые два сочетания. В связи с тем, что бег в течение 10-15 мин воздействует на разогревание организма, проявление волевых усилий (при соответствующем темпе), совершенствование функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, он является наилучшим средством для разминки.

    Комплекс из 10-12 общеразвивающих упражнений, выполняемых различным темпом в течение 6-10 мин, оказывает всестороннее и в то же время избирательное воздействие.

    Игры позволяют в увлекательной форме выполнять разнообразные движения, дают возможность повторить отдельные усвоенные приемы в новых сочетаниях, помогают перейти к изучению новых, более сложных движений, способствуют общему развитию занимающихся.

    Каждая игра, состоящая из различных элементов, приобретает исключительную ценность для развития координации, быстроты действий, выработки необходимых двигательных способностей, для укрепления и развития костно-мышечного аппарата. Использование игрового метода в разминке позволяет повысить интерес атлетов к занятиям, делает их эмоциональными и достаточно насыщенными.

    Внутри каждого сочетания существует ряд различных вариантов упражнений, например,  длительный бег реально заменить пробежками 4-5 раз по 400-500 м, а в перерывах между беговыми отрезками выполнить общеразвивающие упражнения, чередовать выполнение упражнений в движении с упражнениями на месте, комбинировать упражнения с мячом и общеразвивающие упражнения и т.д.

    При составлении комплексов общеразвивающих упражнений следует учитывать следующие требования:

    • планировать комплексы и варианты упражнений разминки как на краткосрочный, так и на более длительный период;
    • учитывать оптимальную смену сочетаний упражнений и их комплексов в разминке;
    • не повторять одну и ту же разминку дважды и более раз подряд;
    • не включать в разминку более двух упражнений, связанных со сложно-координационной структурой;
    • подбирать для каждого сустава несколько упражнений, позволяющих проработать его под всевозможными углами и в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя); соблюдать последовательность выполнения упражнений в направлении сверху вниз (сначала для рук и плечевого пояса, затем для туловища, тазовой области и, наконец, нижних конечностей). При этом следует идти от проработки меньших мускулатурных групп к большим.

    2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Настоящее исследование проводилось на базе АУ УР ЛД Ижсталь ЦАС “Удмуртия”.

    В качестве испытуемых выступили юноши 15-16 лет. Всего приняло участие 12 человек.

    В ходе выполнения работы, дополнительно к основной программе подготовки, автором  была разработана программа подготовки кёрлеров 15-16 лет.

    В качестве испытуемых выступили юноши 15-16 лет. Всего приняло участие 12 человек.

    В ходе выполнения работы, дополнительно к основной программе подготовки, автором  была разработана программа для проведения  разминки в подготовительной части занятий кёрлеров 15-16 лет.

    Один из вариантов тренировки представлен в таблице 2., один из вариантов тренировки представлен в таблице 3.

    Таблица 2 – Вариант подготовительной части тренировочного занятия №1

    ЧастиСодержание
    Вводная частьЦель – подготовка организма спортсмена к предстоящей физической нагрузке. Кросс 3 км, ЧСС 120 – 130 уд/мин. Комплекс ОРУ: 1. И. п. – основная стойка, руки в замок за голову. 1-4. наклон головы вперед; 5-6. И.п. 7-10. Наклон головы вправо 11-14. наклон головы влево
     15-16. И.п. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1-2. рывки руками, правая вверху, левая внизу. 3-4. левая вверху, правая внизу. И.п – основная стойка, левая рука на пояс, правая вверху. 1-4. наклон корпуса в левую сторону. 5-8. Влево по диагонали; 9-12. Смена руки, наклон в правую сторону. 13-16. Вправо по диагонали. И.п. – широкая стойка, руки на пояс. 1-2. наклон корпуса вперед, опустить руки в пол. 3-4. наклон корпуса к правой, левой рукой коснуться правой стопы. 5-6. поднять правую руку вверх, взгляд на правую ладонь. 7-8. наклон корпуса вперед (в центр). 9-10. наклон корпуса к левой, правой рукой коснуться левой стопы. 11-12. поднять левую руку вверх, посмотреть на левую ладонь. 13-14. наклон вперед. 15-16. И.п. И.п. – основная стойка. 1-2. выпад правой, опора на бедро. 3-4. Коснуться левым коленом поверхности пола. 5-6. И.п. 7-8. Разогнуть правое колено, руки на бедро. Повторить с левой ноги. И. п. – узкая стойка, руки внизу. 1-2. Правая вперед на пятку, носок на себя. 3-6. наклон корпуса к правой, руками за носок. 7-8. И.п. Повторить с левой ноги. И. п. – узкая стойка, руки на пояс. 2.         Поднять правую ногу, согнутую в колене 3-4. Вращение в правом коленном суставе в одну сторону 5-6. в другую сторону 7-8. вращение в правом голеностопном суставе в одну сторону 9-10. в другую сторону 12.       И.п. Повторить с другой ноги И. п. – основная стойка, руки на пояс 1-4. прыжки на месте 5-8. прыжки скрестно

    Таблица 3-   Вариант подготовительной части тренировочного занятия №2

    ЧастиСодержание
    Вводная частьЦель – подготовка организма спортсмена к предстоящей физической нагрузке. Кросс 3 км, ЧСС 120 – 130 уд/мин. Комплекс ОРУ: 9. И. п. – основная стойка, руки в замок за голову. 1-4. наклон головы вперед; 5-6. И.п. 7-10. Наклон головы вправо 11-14. наклон головы влево 15-16. И.п. 10. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1-2. рывки руками, правая вверху, левая внизу. 3-4. левая вверху, правая внизу. 11.И.п – основная стойка, левая рука на пояс, правая вверху. 1-4. наклон корпуса в левую сторону. 5-8. Влево по диагонали; 9-12. Смена руки, наклон в правую сторону. 13-16. Вправо по диагонали. 12. И.п. – широкая стойка, руки на пояс. 1-2. наклон корпуса вперед, опустить руки в пол. 3-4. наклон корпуса к правой, левой рукой коснуться правой стопы. 5-6. поднять правую руку вверх, взгляд на правую ладонь. 7-8. наклон корпуса вперед (в центр). 9-10. наклон корпуса к левой, правой рукой коснуться левой стопы. 11-12. поднять левую руку вверх, посмотреть на левую ладонь. 13-14. наклон вперед. 15-16. И.п. 13. И.п. – основная стойка. 1-2. выпад правой, опора на бедро. 3-4. Коснуться левым коленом поверхности пола. 5-6. И.п. 7-8. Разогнуть правое колено, руки на бедро. Повторить с левой ноги. 14. И. п. – узкая стойка, руки внизу. 1-2. Правая вперед на пятку, носок на себя. 3-6. наклон корпуса к правой, руками за носок. 7-8. И.п. Повторить с левой ноги. 15.И. п. – узкая стойка, руки на пояс. 1-2. Поднять правую ногу, согнутую в колене 3-4. Вращение в правом коленном суставе в одну сторону 5-6. в другую сторону 7-8. вращение в правом голеностопном суставе в одну сторону 9-10. в другую сторону 11-12. И.п. Повторить с другой ноги 16. И. п. – основная стойка, руки на пояс 1-4. прыжки на месте 5-8. прыжки скрестно

    Кёрлеры применяли в ходе подготовки в подготовительной части занятий  выше представленный комплекс упражнений.

    В данной работе нами были использованы следующие методы исследования:

    1)       Анализ научно – методической литературы;

    В качестве документальных источников послужили научно-методические работы различных авторов, изучавших проблему разминки в таком виде спорта как кёрлинг, первичные протокола оценки уровня физических качеств и протокола соревновательной результативности.

    2) Педагогический эксперимент. В ходе выполнения работы, нами сформированы специальные тренировочные условия, позволяющие формировать скоростно-силовые качества квалифицированных кёрлеров-гонщиков 15-16 лет с применением концентрированных нагрузок скоростно-силовой направленности. Разработана авторская методика.

    3) Педагогическое тестирование. На протяжении всего исследования нами были проведены контрольные срезы, направленные на оценку уровня сформированности физических качеств.

    Контрольные испытания на определение уровня физической подготовленности:

    • Выносливость. Бег по пересеченной местности 3000 м.
    • Скоростно-силовая выносливость10-й прыжок;
    • Сила. Подтягивание в висе на высоком турнике;
    • Скоростные качества. Бег 100м;
    • Скоростно-силовые качества. Прыжок с места, м

    4)  Математико – статистические методы:

    • для обработки данных эксперимента с целью выявления достоверности различий использовался критерий Стьюдента для статической обработки данных использовался пакет программ Microsoft Office Excel 2013. Рассчитывали средние величины параметров (М) и стандартное отклонение (SD), минимальные и максимальные значения. Сопоставление результатов проведено с использованием Т – теста (критерий Стьюдента). Уровень достоверности при P < 0,05. Так же проводился корреляционный анализ.

     

    2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

    Перейдем к рассмотрению результатов контрольных испытаний на определение уровня физической подготовленности кёрлеров 15-16 лет.

    Контрольные испытания проводились в начале подготовительного периода и в его конце.        

    Таблица 4. Результаты контрольных испытаний в начале подготовительного периода

    ФИОКросс 3000 м., мин10-й прыжок, м.Подтягивание, разБег 100м, сек.Прыжок с места, м
    Удегов Максим13,323,011314,22,35
    Исмагулов Радион13,219,481513,52,1
    Шорохов Артем14,1519,011614,12,35
    Перминов Максим16,122,041313,52,2
    Хазиев Камиль14,122,41413,81,95
    Самохвалов Артем13,2518,11414,22,05
    Булдаков Павел13,0122,111613,12,2
    Кудрявцев Никита14,0120,561513,52
    Наумов Никита16,117,11313,32,12
    Рудин Роман15,4516,891314,32,08
    Артемкин Василий14,5518,11513,92,01
    Средние14,2919,8914,313,82,1

    При первом тестировании средний показатель в тесте на выносливость составил 14,29 мин.

    Тест на скоростно-силовую выносливость (10-й прыжок, м.) показал результат 19,89 метров.

    Рисунок 1 – Диаграмма результатов контрольных испытаний в начале подготовительного периода

    Тест на определение уровня силовой подготовленности (подтягивание в висе) показал результат равный 14,3 раза.

    Результаты в определении уровня скоростных качеств выявил результат в беге на 100 метров равный 13,8 сек.

    Показатели скоростно-силовых качеств показали уровень равный 2,2 метра.

    Далее перейдем к анализу результатов контрольных испытаний на определение уровня подготовленности кёрлеров в конце подготовительного периода. Для этого построим таблицу 5 и рисунок 2.

    Таблица 5. Результаты контрольных испытаний в начале подготовительного периода

    ФИОКросс 3000 м., мин10-й прыжок, м.Подтягивание, разБег 100м, сек.Прыжок с места, м
    Удегов Максим13,1623,451514,22,44
    Исмагулов Радион12,5920,21913,52,3
    Шорохов Артем14,0119,781814,12,46
    Перминов Максим15,522,71713,52,3
    Хазиев Камиль13,5923,81513,82,1
    Самохвалов Артем13,0118,61714,22,15
    Булдаков Павел12,5522,92113,12,25
    Кудрявцев Никита13,321,451913,52,1
    Наумов Никита15,517,881613,32,26
    Рудин Роман15,217,351514,32,17
    Артемкин Василий14,118,551913,92,08
    Средние13,920,617,413,82,2

    Рисунок 2. Диаграмма результатов контрольных испытаний в конце подготовительного периода

    Показатели выносливости составили  13,9 мин.

    Показатели скоростно-силовой выносливости составили 20,6 метров.

    Результаты теста на силу составили 17,4 раз.

    Результаты в беге на 100 м показали результат равный 13,7 сек.

    Результаты теста на скоростно-силовые качества составили 2,2 метра.

    Далее перейдем к сравнению полученных в ходе исследования результатов. Для этого составим сравнительную таблицу 6.

    Таблица 6. Сравнительные показатели контрольных испытаний

    ЭтапКросс 3000 м., мин10-й прыжок, м.Подтягивание, разБег 100м, сек.Прыжок с места, м
    1 срез14,2919,8914,2713,762,13
    2 срез14,019,717,313,72,2

    Исходя из полученных данных, мы видим, что в результате подготовки в подготовительный период произошли улучшения в следующих тестах: тестах на выносливость-результаты улучшились с 14,29 сек до 14,0 сек. Таким образом, мы можем сказать, что выносливость в группе значительно улучшилась.

    Улучшились показатели силы. На начале подготовительного периода результат в подтягивании составлял 14,27 раз. То в конце подготовительного периода керлеры в среднем подтянулись уже 17,3 раза.

    Однако были выявлены и ухудшения в результатах контрольных тестов: показатели скоростно-силовой выносливости снизились с 19,89 метров до 19,7 метров.

    Для проверки гипотезы, поставленной в настоящем исследовании проведем проверку достоверности различий по методике Стьюдента между результатами контрольных срезов начале подготовительного периода и в его конце.

    Таблица 7. Показатели достоверности различий в тестовом упражнении: кросс 3000 м

    ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклонений
    В.1В.2В.1В.2В.1В.2
    113.3 13.16 -0.99 -0.7 0.9801 0.49 
    213.2 12.59 -1.09 -1.27 1.1881 1.6129 
    314.15 14.01 -0.14 0.15 0.0196 0.0225 
    416.1 15.5 1.81 1.64 3.2761 2.6896 
    514.1 13.59 -0.19 -0.27 0.0361 0.0729 
    613.25 13.01 -1.04 -0.85 1.0816 0.7225 
    713.01 12.55 -1.28 -1.31 1.6384 1.7161 
    814.01 13.3 -0.28 -0.56 0.0784 0.3136 
    916.1 15.5 1.81 1.64 3.2761 2.6896 
    1015.45 15.2 1.16 1.34 1.3456 1.7956 
    1114.55 14.1 0.26 0.24 0.0676 0.0576 
    Суммы:157.22152.510.030.0512.987712.1829
    Среднее:14.2913.86    

    Результат: t Эмп = 0.9

    Критические значения

    tКр
    p≤0.05p≤0.01
    2.092.85

    Результат: Полученное эмпирическое значение t (0.9) находится в зоне незначимости.

    Таблица 8. Показатели достоверности различий в тестовом упражнении: 10-й прыжок

    ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклонений
    В.1В.2В.1В.2В.1В.2
    123.01 23.45 3.12 2.84 9.7344 8.0656 
    219.48 20.2 -0.41 -0.41 0.1681 0.1681 
    319.01 19.78 -0.88 -0.83 0.7744 0.6889 
    422.04 22.7 2.15 2.09 4.6225 4.3681 
    522.4 23.8 2.51 3.19 6.3001 10.1761 
    618.1 18.6 -1.79 -2.01 3.2041 4.0401 
    722.11 22.9 2.22 2.29 4.9284 5.2441 
    820.56 21.45 0.67 0.84 0.4489 0.7056 
    917.1 17.88 -2.79 -2.73 7.7841 7.4529 
    1016.89 17.35 -3 -3.26 10.6276 
    1118.1 18.55 -1.79 -2.06 3.2041 4.2436 
    Суммы:218.8226.660.01-0.0550.169155.7807
    Среднее:19.8920.61    

    Результат: t Эмп = 0.7

    Критические значения

    tКр
    p≤0.05p≤0.01
    2.092.85

    Результат: Полученное эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости.

    Таблица 9. Показатели достоверности различий в тестовом упражнении: подтягивание

    ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклонений
    В.1В.2В.1В.2В.1В.2
    113 15 -1.27 -2.36 1.6129 5.5696 
    215 19 0.73 1.64 0.5329 2.6896 
    316 18 1.73 0.64 2.9929 0.4096 
    413 17 -1.27 -0.36 1.6129 0.1296 
    514 15 -0.27 -2.36 0.0729 5.5696 
    614 17 -0.27 -0.36 0.0729 0.1296 
    716 21 1.73 3.64 2.9929 13.2496 
    815 19 0.73 1.64 0.5329 2.6896 
    913 16 -1.27 -1.36 1.6129 1.8496 
    1013 15 -1.27 -2.36 1.6129 5.5696 
    1115 19 0.73 1.64 0.5329 2.6896 
    Суммы:1571910.030.0414.181940.5456
    Среднее:14.2717.36    

    Результат: tЭмп = 4.4

    Критические значения

    tКр
    p≤0.05p≤0.01
    2.092.85

    Результат: Полученное эмпирическое значение t (4.4) находится в зоне значимости.

    Таблица 10. Показатели достоверности различий в тестовом упражнении: Бег 100 м.

    ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклонений
    В.1В.2В.1В.2В.1В.2
    114.2 14.1 0.44 0.43 0.1936 0.1849 
    213.5 13.5 -0.26 -0.17 0.0676 0.0289 
    314.1 14.2 0.34 0.53 0.1156 0.2809 
    413.5 13.3 -0.26 -0.37 0.0676 0.1369 
    513.8 13.6 0.040-0.07 0.0016 0.0049 
    614.2 14.1 0.44 0.43 0.1936 0.1849 
    713.1 12.9 -0.66 -0.77 0.4356 0.5929 
    813.5 13.4 -0.26 -0.27 0.0676 0.0729 
    913.3 13.2 -0.46 -0.47 0.2116 0.2209 
    1014.3 14.2 0.54 0.53 0.2916 0.2809 
    1113.9 13.9 0.14 0.23 0.0196 0.0529 
    Суммы:151.4150.40.040.031.66562.0419
    Среднее:13.7613.67    

    Результат: tЭмп = 0.5

    Критические значения

    tКр
    p≤0.05p≤0.01
    2.092.85

    Полученное эмпирическое значение t (0.5) находится в зоне незначимости.

    Таблица 11. Показатели достоверности различий в тестовом упражнении: Прыжок с места

    ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклонений
    В.1В.2В.1В.2В.1В.2
    12.35 2.44 0.22 0.2 0.0484 0.04 
    22.1 2.3 -0.03 0.06 0.0009 0.0036 
    32.35 2.46 0.22 0.22 0.0484 0.0484 
    42.2 2.3 0.07 0.06 0.0049 0.0036 
    51.95 2.1 -0.18 -0.14 0.0324 0.0196 
    62.05 2.15 -0.08 -0.09 0.0064 0.0081 
    72.2 2.25 0.07 0.0090.0049 0.0001 
    82.1 -0.13 -0.14 0.0169 0.0196 
    92.12 2.26 -0.0090.02 0.0001 0.0004 
    102.08 2.17 -0.05 -0.07 0.0025 0.0049 
    112.01 2.08 -0.12 -0.16 0.0144 0.0256 
    Суммы:23.4124.61-0.02-0.030.18020.1739
    Среднее:2.132.24    


    Результат: tЭмп = 2.2

    Критические значения

    tКр
    p≤0.05p≤0.01
    2.092.85

    Таким образом, подводя итог, следует сказать, что были выявлены достоверные различия в показателях силы и скоростной силы. Об этом свидетельствуют и результаты контрольных испытаний.

    Таким образом, мы можем сказать, что результаты  анализа показателей группы говорят о необходимости внимательной проработки скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.  На наш взгляд, необходимо формирование программы по развитию скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

    Данные результаты важны в работе тренера, поскольку дают возможность корректировать систему подготовки кёрлеров исходя из результатов промежуточных контрольных испытаний, что в дальнейшем позволит повысить качество подготовки к соревновательному сезону.

     

    ВЫВОДЫ

    1. В кёрлинге, в отличие от других спортивных игр, отсутствуют какие-либо специальные технические приемы или тактические взаимодействия игроков, направленные на овладение предметом игры (например, мячом в футболе или баскетболе), создание помехи для его движения (постановка блока в волейболе), или связанные с воздействием на игрока соперника (силовой прием в хоккее). Одновременно с этим, нельзя обнаружить и специальные технико – тактические действия, направленные на преодоление сопротивления соперника с целью получения зачетных очков.

    В этой спортивной игре реализация тактической задачи как по завоеванию очков, так и по противодействию попытке соперника получить данные очки достигается посредством стандартного розыгрыша со строгой регламентацией функций и последовательности действий игроков.

    Анализ научно-методической литературы показал, что подготовку спортсменов, занимающихся керлингом, проводят в нескольких этапах, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями. Особенностью являются возраст и степень готовности спортсменов, которые зачисляются в эту или другую группу, а также уровень подготовки. Важнейшим значением при подготовке спортсменов керлингистов является уровень обладания керлинговым камнем, тактической подготовки, гибкости и координации.

    Кёрлинг в качестве командной спортивной игры требует от своих участников, помимо специальных физических и технических навыков, тонкой тактической подготовки, слаженной игры, доверия к групповым взаимодействиям партнеров, знания секретов стратегического и тактического действия командного матча.

    2. Дополнительно к основной программе подготовки, автором  была разработана программа для проведения  разминки в подготовительной части занятий кёрлеров 15-16 лет.

    В ходе выполнения работы, нами сформированы специальные тренировочные условия, позволяющие формировать скоростно-силовые качества квалифицированных кёрлеров-гонщиков 15-16 лет с применением концентрированных нагрузок скоростно-силовой направленности. Разработана авторская методика.

    На протяжении всего исследования нами были проведены контрольные срезы, направленные на оценку уровня сформированности физических качеств.

    Контрольные испытания проводились в начале подготовительного периода и в его конце.        

    3. В ходе исследования были выявлены достоверные различия в показателях силы и скоростной силы. Об этом свидетельствуют и результаты контрольных испытаний.

    Таким образом, мы можем сказать, что результаты  анализа показателей группы керлингистов, говорят о необходимости внимательной проработки скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.  На наш взгляд, необходимо формирование программы по развитию скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

    Данные результаты важны в работе тренера, поскольку дают возможность корректировать систему подготовки кёрлеров исходя из результатов промежуточных контрольных испытаний, что в дальнейшем позволит повысить качество подготовки к соревновательному сезону.

    Разработанный нами специальный комплекс разминочных упражнений для керлингистов следует включать во все периоды спортивной подготовки спортсменов.

    В процессе внедрения предложенной методики необходимо активно использовать методы показа, рассказа и примеров из личного опыта, что очень важно для максимальной заинтересованности и дальнейшего продуктивного включения спортсменов в тренировочное занятие.

    Рекомендуем регулярно проводить тестирования по физической подготовленности юных керлингистов, прослеживая динамику результатов и, применяя на основании полученных данных, индивидуальный подход к занимающимся.

    В процессе внедрения предложенного комплекса упражнений рекомендуется уделять большое внимание упражнениям на растяжку рабочих мышц, во избежание негативного влияния наорганизм тренируемых керлеров

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Андрианова, О. А. Технико-тактическая подготовка керлингистов с учётом сенсомоторных и перцептивных характеристик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 9(43) – 2008. – С. 11-15.
    2. Антипова А.Н. Керлинг. В сборнике: Образование, наука, производство. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2015. С. 4587-4591.
    3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., Просвещение 2018. – 223с.
    4. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн ; под ред. В. П. Зинченко. – М. : Изд- во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО
    5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
    6. Богданов В.М., Богданова Л.П.Гибкость и ее развитие: методические рекомендации / Самар. гос. аэрокосм. ун-т; В.М.Богданов, Л.П.Богданова. – Самара, 2004. –  32 с.
    7. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного “и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и дон. – СПб.: ЛОИРО, 2016. – 231с.
    8. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 331 с.
    9. Вонзблейн, Ю. Н. Керлинг. Спортивная игра на льду / Ю. Н. Вонзблейн. – М.; Л.: Физкультура и Туризм, 1991. – 32 с.
    10. Выдрин, В.М., Гужаловский А.А., Кряж В.Н. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./ Под редакцией А.А. Гужаловского. –М.: Физкультура спорт, 1986. – 352с.
    11. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
    12. Грошев В.А. Проектирование оздоровительно-спортивной технологии занятий студентов керлингом в физическом воспитании в ВУЗе. диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Тульский государственный университет. Тула, 2014
    13. Грошев В.А. Проектирование оздоровительно-спортивной технологии занятий студентов керлингом в физическом воспитании в ВУЗе. автореферат дис. … кандидата педагогических наук / Тул. гос. ун-т. Тула, 2014
    14. Грошев, В. А. Керлинг в физическом воспитании студентов вуза: теоретические и практические основы / В. А. Грошев, В. В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 160 с.
    15. Доленко, Ф.Л. Определение гибкости тела человека // Теория и практика физич. культуры. – 1984. – Л 6. – С.52.
    16. Екомасова Д.Ю., Лисоченко А.А., Цома А.А.  История возникновения керлинга. В сборнике: Современные аспекты развития науки, образования и модернизации промышленности. сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Донской государственный технический университет. 2016. С. 193-195.
    17. Жданов, С. И. Теоретические основы физической культуры: учебно-методическое пособие. – Орск : Издательство ОГТИ, 2016. – 147 с.
    18. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров – Москва: Издательский центр
    19. Желенкова, А. А. Развитие гибкости в процессе воспитания студентов [Электронный ресурс] / А.А. Желенкова, Ю.С. Загора, И.Б. Кузнецова // Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения: эффективные приемы и методы – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»
    20. Задворнов, К. Ю. Теория и методика избранного вида спорта (керлинг) / К. Ю. Задворнов, Д. С. Мельников, А. О. Бадилин. – СПб., 2015. – 90с.
    21. Задворнов, К.Ю. Керлинг – спортивная игра на льду/ К.Ю. Задворнов, М.А. Хайкин. – Санкт-Петербург, 2011. – 38 с.
    22. Задворнов, К.Ю. Керлинг. Организация и судейство соревнований: монография. Москва, 2006. – 134 с.
    23. Кравцов, А.М., Абалян А.Г. Современные подходы в подготовке керлингиста высокой квалификации. Сборник информационных материалов / под ред. А. М. Кравцова. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 64с.
    24. Лях, В. И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. –1999. – №1. – 25с.
    25. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков/ В.И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 16–17.
    26. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст] / Лях В.И. – М.: 1998.
    27. Макаров Ю.М., Ю К.А.К.К., Задворнов К.Ю., Никитин А.А. Концептуальные особенности проблемы формирования интереса к занятиям керлингом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 5 (27). С. 66-69.
    28. Малеванная М.О., Волобуева Н.М. История керлинга в современных правилах спорта. Вестник спортивной истории. 2018. № 2 (12). С. 46-53.
    29. Малеванная, М. О. История керлинга в современных правилах спорта / М. О. Малеванная, Н. М. Волобуева // Вестник спортивной истории. – 2018. – № 2 (12). – С. 46–53.
    30. Мальцева А.В. КЕРЛИНГ – Современная игра. В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. С. 7236-7239.
    31. Манько, Л. Г. Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки: автореферат дис. кандидата
    32. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2005. – 379 с.
    33. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания : учеб. Т. 2 / под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – М. : Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.
    34. Мельников, С.П. Виды бросков кёрлингового камня. Основы спортивной игры в керлинг: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006. – 115 с.
    35. Пономарев В.В., Лимаренко О.В., Грошев В.А., Минченков К.А. Керлинг в физическом воспитании студентов ВУЗа. В сборнике: Здоровье для всех. материалы VI международной научно-практической конференции. 2015. С. 129-132.
    36. Сидорова Я.С. Новый взгляд на керлинг в России. В сборнике: XXXIV Международные Плехановские чтения. Сборник статей студентов В четырех томах. 2021. С. 137-140.
    37. Хасанов Ф.Ф., Галин А.В., Сарварова Л.М.  Система технического зрения для игры керлинг. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 7-1 (91). С. 40-42.
    38. Хасанов Ф.Ф., Галин А.В., Сарварова Л.М., Тяжелова А.А. Система технического зрения для судейства в игре керлинг. В книге: Актуальные проблемы физической и функциональной электроники. материалы 19-й Всероссийской молодежной научной школы-семинара. 2016. С. 227-228.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх