написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ВЛИЯНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА В ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КОНЬКОВЫМ ХОДОМ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ

    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Обзор литературных источников 6
    1.1 Особенности техники передвижения на лыжах 6
    1.2 Коньковые ходы и особенности их применения 9
    1.3 Специфика проведения уроков лыжной подготовки в средней общеобразовательной школе 15
    Выводы по главе 1. 21
    Глава 2. Организация и методы исследования 22
    2.1 Организация исследования 22
    2.2 Методы исследования 23
    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 31
    Выводы 38
    Список литературных источников 39
    Приложение 41

     ВВЕДЕНИЕ

    Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся, оказывает большое оздоровительное
    влияние на организм школьников. Лыжные гонки, являясь одним из самых массовых видов спорта, представляют собой эффективное средство воспитания физических и волевых качеств[1].

    Широкая популярность лыжного спорта, его доступность в условиях обучения в школе позволяют использовать лыжную подготовку как один из ведущих разделов физического воспитания школьников.

    Исследованию лыжной подготовки посвящены работы таких ученых как, Антонов М. Ф, Бутин И. М, Донской Д. Д., Евстратов В. Д., Осинцев В. В и другие [3, 5, 7,8, 10,11, 22].

    Ряд авторов в научно-методических работах предлагают начинать готовиться к урокам лыжной подготовки в осенний период, в 1 -и и 2-й четверти, применяя в основном имитационные упражнения [2,16].

    На сегодняшний день это весьма актуально, поскольку слабая оснащенность спортивных залов в сельской местности, высокая загруженность умственной работой детей не позволяют им в полном объеме реализовать потребности в двигательных действиях. Лыжная подготовка на этом фоне представляется наиболее приемлемым способом построения учебного процесса.

    Актуальность проблемы усиливается, когда речь идет об усвоении технически сложного способа передвижения на лыжах – конькового хода  учащимися  14-15 лет.  Коньковый ход технически более сложен, чем другие виды лыжных ходов и требует большего времени для усвоения. И как, показывает практика, высокое техническое усвоение навыков одновременного двухшажного конькового хода  в рамках школьной программы дается не каждому ученику. Для этого существует масса объективных причин, таких как слабая техническая оснащенность занимающихся, плохая подготовленность учебных площадок и учебных кругов, некомпетентность преподавателей.

    Ряд авторов выделяют  как основные причины слабой технической подготовленности такие причины как недостаточное количество учебных часов выделенных на усвоение технически сложных элементов О2КХ и недостаточная теоретическая подготовленность учащихся. Ведь многие дети самостоятельно или с родителями в выходные дни совершают лыжные прогулки и самостоятельные занятия на лыжах позволяют в неформальной обстановке применить ранее изученные способы передвижения на лыжах. Однако недостаточная информированность отсутствие теоретических знаний не позволяют им правильно применять элементы конькового хода, что влечет за собой к снижению интереса к данному способу вообще и говорит об отрыве школьной программы от реальной действительности.

    На современном этапе, несмотря на изученность выше указанных проблем  в сельских школах практически не применяется теоретический материал при обучении технике передвижения на лыжах. Исходя из чего  изучение влияния теоретического раздела на эффективность обучения технике  передвижения коньковым ходом учащихся 14-15 лет представляется актуальным.

    Объект исследования: физическое воспитание учащихся 14-15лет.

    Предмет исследования: Влияние теоретического раздела на эффективность обучения технике  передвижения коньковым ходом учащихся 14-15 лет.

    Целью работы является создание и апробирование  путей повышения эффективности обучения технике передвижения коньковым ходом учащихся 14-15 лет на занятиях по лыжной подготовке.

     Задачи:

    1. Проанализировать литературные источники по вопросам исследования
    2. Разработать шкалу оценки уровня владения техническими навыками одновременного двухшажного конькового хода.
    3. Разработать пути повышения эффективности обучения технике передвижения коньковым ходом и практически апробировать их.
    4. Выявить эффективность путей повышения эффективности обучения технике подготовленности.

    Гипотеза исследования: Предполагается, что увеличение количества часов лыжной подготовки за счет включения всех зимних месяцев в годовом цикле и включение расширенного теоретического материала позволят повысить эффективность обучения коньковому ходу учащихся 14-15 лет на занятиях по лыжной подготовке.

    Научна новизна исследования: Определяется попыткой поиска новых путей совершенствования навыков передвижения коньковым ходом на занятиях по лыжной подготовке,  введением новых подходов к  формированию технической подготовленности учащихся.

    Практическая значимость: Результаты исследования могут быть применены как методическое руководство в практической деятельности учителей физической культуры и тренеров.

    В ходе проведенного нами исследования применялись следующие методы:

    • Анализ научно- методической литературы;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Формирующий эксперимент;
    • Экспертная оценка;
    • Методы математической статистики.

      

    ГЛАВА 1.  Обзор литературных источников по теме исследования

     Особенности техники передвижении на лыжах

     Рассматривая проблемы техники передвижения на лыжах следует разобраться, что же вкладывается в понятие техника.

    Слово «техника» в современном мире трактуется по разному: кто-то понимает под словом техника всю область механических приспособлений имеющих различную природу и назначение. Кто-то определяет под техникой систему мероприятий направленных на решение конкретной цели.

    Греки понимали  слово «techne» – как ремесло исскуство[30]. В лыжах можно понимать как искусство катания на лыжах.

    Евстаратов В. Д, Чукардин Г. Б. и Сергеев Б. И говорят, что  под рациональной техникой передвижения на лыжах следует понимать систему движений, с помощью которой лыжник добивает­ся наибольшей эффективности действий. Техника передвижения на лыжах тесно взаимосвязана с уровнем развития физических качеств спортсмена и должна способствовать наиболее полному проявле­нию их. Она всегда конкретна и определяется временными, прост­ранственными и динамическими характеристиками[10,11].

    В. В. Осинцев говорит о технике передвижения на лыжах следующее: – «техника передвижения на лыжах – это наиболее целесообразная структура движений для конкретных условий, обеспечивающая наивысшую скорость и максимальную экономию сил». В этом определении подчеркнута значимость структуры движений и ее изменение в зависимости от условий передвижения [22].

    Техника передвижения на лыжах должна быть естественной, эф­фективной, экономичной, устойчивой и вариативной. Эффективность техники выражается в том, что в каждом конкретном случае осуще­ствляется такое двигательное действие, которое позволяет достичь наибольшей скорости передвижения.

    Техника передвижения на лыжах должна отрабатываться до ав­томатизма и быть устойчивой к действию сбивающих факторов. В то же время она должна быть и вариативной. Например, с изме­нением условий скольжения должны изменяться длина шага, часто­та движений, углы отталкивания, величина прилагаемых усилий и т.д.

    Техничность – высокое искусство выполнения какого либо действия, исполнения чего либо[23].

    Одно из важных свойств техники — индивидуальность, которая определяется телосложением, ростом, массой, уровнем физического развития и психологическими особенностями лыжника (лыжницы).

    Используя силу тяги мышц, лыжник создает основу передвиже­ния. Химическая энергия при сокращении мышечных волокон пере­ходит в механическую, и возникает кинетическая энергия. Мощ­ность работы мышц определяется амплитудой, силой и быстротой сокращения. Работая в преодолевающем или уступающем режиме, лыжник должен заботиться и о расслаблении мышц в нерабочие, т. е. относительно пассивные, периоды цикла хода, чтобы обеспечить высокую скорость передвижения.

    В системе движений лыжников выделяют фазы отталкива­ния ногами, руками и свободное скольжение.

    Отталкивание ногами при классических ходах осуществляется быстро (за 0,08—0,15 с), и основное назначение его — увеличение скорости передвижения. При отталкивании ногой лыжа должна остановиться и надежно сцепиться со снегом. После этого осуще­ствляется подготовка к толчку — сгибание и разгибание частей тела в суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном). Одновремен­но с этим разгибается туловище, что увеличивает силу отталкива­ния. Маховые движения рук и ног, выполняемые в этот момент, содействуют увеличению скорости движения, но они должны быть синхронными и заканчиваться в момент окончания толчкового дви­жения. Инерция частей тела лыжника сочетается с силой отталки­вания ногой, увеличивая скорость движения. Очень важно при со­кращении времени отталкивания ногой не уменьшать, а увеличи­вать путь приложения усилий к ц. м. т. (центр массы тела) лыж­ника.

    Отталкивание ногой при коньковых ходах продолжительнее, чем при классических, в 2 раза и принципиально отличается. При коньковых ходах отталкивание осуществляется скользящим упором без остановки лыжи и под углом к основному направлению движе­ния лыжника.

    Основная задача отталкивания руками (палками) при попере­менных или одновременных ходах — увеличение скорости сколь­жения лыж и перемещение массы тела лыжника вперед над опорой. Чтобы увеличить скорость скольжения, надо создать жесткую связь в передаче усилия от рук через туловище на скользящую лыжу. Использование сильных мышц туловища способствует повышению эффективности отталкивания руками.

    Чередуя отталкивание и скольжение, лыжник фактически чере­дует рабочие усилия и относительно пассивные движения. Основная задача в относительно пассивные периоды циклов хода — не только расслабление, но и уменьшение потерь скорости скольжения. В фа­зах скольжения лыжник должен обеспечить взаимодействие внеш­них и внутренних сил и рационально строить движение, чтобы со­хранить скорость. Для этого надо уменьшить вертикальные коле­бания ц.м.т., плавно перенести массу тела с лыжи на лыжу и актив­но работать туловищем и руками при отталкивании.

    Способов передвижения на лыжах довольно много. Некоторые из них применяются часто, другие редко. Чтобы расширить двига­тельные возможности и повысить техническое мастерство, спорт­смену необходимо изучить все способы.

    Каждый ход отличается структурой движений.  Под структурой движений понимается построение движений в конкретном способе  передвижения.

    Классик теории лыжной подготовки В.В Осинцев говорит, что слово техника по отношению к лыжам имеет двоякое понимание. Есть техника какого-то одного способа и обобщенное понятие – техника передвижения на лыжах. Указанные особенности понятия техники учитель должен четко различать и постоянно об этом помнить. Даже при первоначальном обучении формировать у учащихся взаимосвязанную, вариативную систему движений, позволяющих свободно переходить с одного хода на другой, а не костный лыжный ход, движения в котором настолько закреплены, что учащийся не в силах их изменить или прервать[22].

     

    1.2 Коньковые ходы и особенности их применения

     Коньковый ход как способ передвижения был известен дав­но. Так, ленинградские специалисты описали технику конь­кового хода в 1938 г. в учебнике «Лыжный спорт» под ре­дакцией Б.И. Бергмана. Его широко использовали в качест­ве подходящего упражнения при обучении технике классического попеременного двухшажного хода[13].

     

    В 1970-х годах произошло переоснащение снаряжения и инвентаря лыжника. Оно было вызвано применением спе­циальных машин для подготовки лыжных трасс, появлением пластиковых лыж и парафинов для их смазки. Для лыжных гонок спортсмены стали использовать полуботинки без бо­ковых рантов с креплением новой конструкции, упругие ко­нусообразные палки и плотно облегающие тело комбине­зоны.

    В 1931 г. финский лыжник Паули Сиитонен во время прохождения 55-километровой дистанции (в Канаде) на от­дельных участках трассы применил полуконьковый ход. За­тем Билл Кох (США), освоив технику нового хода, стал по­бедителем «Кубка мира-82». Сильнейшие лыжники мира полуконьковый ход широко применяли на равнинных участ­ках трассы и на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево (Югославия). А уже чемпионат мира в Зеефельде (1985 г.) прошел как «коньковый», так как практически все лыжники проходили участки трассы только коньковыми ходами.

    Пер­вым чемпионом мира в новом стиле передвижения стал швед Гунде Сван. Можно утверждать, что эра коньковых способов передвижения наступила с чемпионата мира 1985 г. и с решения конгресса Международной федерации лыжного спорта, допустившего в соревнованиях свободный (коньковый) стиль передвижения.

    А каково преимущество коньковых способов передвиже­ния перед классическими? Было установлено, что скорость передвижения коньковыми способами значительно выше, чем при прохождении тех же участков классическими ходами. Требования к сердечно-сосудистой системе коньковые способы предъявляют несколько ниже, чем при передвижении классическими ходами. Так, по дан­ным специалистов, частота сердечных сокращений (ЧСС) на подъемах при преодолении их коньковыми ходами в сред­нем ниже на 10-15 уд./мин. У лыжников, передвигающихся коньковыми ходами, пульсограммы имеют более сглажен­ный характер, чем при применении классических способов передвижения. Разница между максимальной ЧСС и мини­мальной уменьшается на 15-20%, а скорость на равнинных участках возрастает до 20% [4]

    В дальнейшем при совершенствовании техни­ки коньковых ходов, силовой подготовки лыжника, инвен­таря, смазки, а также качества подготовки дистанции спе­циалисты предполагают увеличение скорости передвиже­ния до величин, характерных для конькобежцев, т. е. дистанции в 10 км, возможно, будут проходить за 16-19 мин. Здесь хотелось бы подчеркнуть: увеличение средней скоро­сти передвижения на трассе произойдет и за счет повыше­ния тактической подготовленности спортсмена.

    Таблица 1.

    Характеристика коньковых лыжных ходов(по В.Д. Евстратову, П.М. Виролайнену,Г.Б. Чукардину, 1988)

     

     

    Название хода

     

    Время цикла, с

     

    Расстоя­ние за цикл, м

     

    Скорость в цикле, м/с

     

    Темп в минуту (циклы)

     

    Полуконьковый ход (Гунде Сван, Швеция)

     

    1,02 7 6,86 58
    Коньковый ход махами руками

     

    0,7-1,0 6-9 6-10 60-85
    Коньковый ход без махов руками

     

    0,9-1,4 7-12 6-9 42-66
    Одновременный двухшажныи коньковый ход

     

    0,8-1,6 3,5-8,5 3,5-7,0 40-75
    Одновременный одношажный

    коньковый ход

     

    1,2-2,0 6-15 3,5-8,5 30-50
    Попеременный

    коньковый ход

     

    0,8-1,15 3-4,5 3,5-5 55-75

     

    Во-первых, выбор эффективного хода на участке трассы определяется технико-тактическими возможностями его: длина цикла (м), время цикла (с), скорость в цикле (м/с), темп движения (циклы в 1 мин).

    Во-вторых, при выборе то­го или иного хода лыжник должен учитывать протяжен­ность участка трассы, характер микрорельефа на нем, фи­зическое состояние, степень усталости, состояние опоры для палок и лыжни, а также скольжение.

    В-третьих, выбор хода зависит и от целевой установки: какую тактическую задачу собирается решать лыжник на данном конкретном участке трассы – обгон или выигрыш времени, сохранение лидерства или отдых. Установлено, что, если нарезанная лыжня отсутствует, если лыжное полотно жесткое, гладкое, равнинные участки рационально проходить одновремен­ным одношажным коньковым ходом. Исследования, прове­денные А.А. Гололобовым и А.И. Головачевым, показали, что этот ход наибо­лее перспективен с точки зрения увеличения скорости на соревновательных трассах. Прирост скорости при исполь­зовании на равнинных участках одновременного одно­шажного конькового хода более ощутим, чем при других лыжных ходах[12].

    Однако следует подчеркнуть, что одновременный одно­шажный коньковый ход требует от лыжника хорошей коор­динации движений, развитого чувства равновесия, умения своевременно загружать маховую и толчковую ногу. Учиты­вая вышеизложенные требования, А.В. Кондрашов отмеча­ет, что одновременный одношажный коньковый ход на рав­нинных участках применяют в 1/3 всех наблюдаемых случа­ях. Эту группу, заключает автор, составили в основном ведущие лыжники страны.

    Установлено, что лыжники, имеющие хорошо развитую силовую выносливость, лучше выполняют одно­временный одношажный коньковый ход. Опыт практики по­казывает, что при хорошем скольжении, если требуется вы­полнить ускорение, равнинные участки лучше проходить коньковым ходом с махами руками или коньковым ходом без махов рук[18].

    При удовлетворительных и плохих условиях скольжения равнинные участки целесообразно проходить одновремен­ным двухшажным коньковым ходом. Необходимо подчерк­нуть, что при хороших условиях скольжения одновремен­ный двухшажный коньковый ход является наиболее эконо­мичным способом передвижения на равнинных участках дистанции.

    Ряд специалистов считают, что при хороших условиях скольжения подъем до 8° лучше преодолевать одновременным двухшажным коньковым хо­дом[3, 5,10,12].

    Однако следует особо подчеркнуть: В.Л. Ростовцев, О.Ю. Солодухин, А.А. Савельев утверждают, что крутизна подъема 8-9° при хороших условиях скольжения является граничной, когда преимущества классического поперемен­ного двухшажного хода и одновременного двухшажного конькового хода уравниваются. На более крутых подъемах (свыше 8°), отмечают авторы, начинает выигрывать клас­сический попеременный двухшажный ход, а на более поло­гих эффективнее одновременный двухшажный коньковый ход.

    К такому выводу пришел и Л.Н. Корчевой, доказав эко­номичность применения указанных выше лыжных ходов на подъемах по пульсовой стоимости их. При удовлетвори­тельных и плохих условиях скольжения подъемы до 8° це­лесообразно также преодолевать одновременным двухшаж­ным коньковым ходом. При плохом скольжении, мягкой лыжне, усталости подъемы свыше 8° рекомендуется пре­одолевать попеременным коньковым ходом[13].

    Установлено что при отличных условиях скольжения наиболее эффективным способом преодоления отлогих подъемов (до 3°) является одновременный одно­шажный коньковый ход. Высококвалифицированные спортс­мены поддерживают высокую скорость на подъ­емах (до 3°) одновременным одношажным коньковым ходом за счет большой длины проката. А чтобы увеличить длину проката, лыжник должен в совершенстве владеть скольже­нием на одной лыже и при высокой скорости передвижения точно попадать в каждом цикле движения проекцией обще­го центра массы (ОЦМ) в центр площади лыжи. Причем ма­лейшие отклонения отрицательно влияют на изменение ско­рости скольжения. Специалисты считают, что точность попа­дания в каждом цикле движения проекции ОЦМ в центр площади лыжи зависит от степени развития позной вынос­ливости лыжника.

    Позная же выносливость – это способность к длительному сохранению положения тела, необходимая при выполнении спортивного упражнения (Ю.В. Верхошанский). С целью развития позной выносливости специалисты реко­мендуют лыжникам тренировать вестибулярный анализа­тор, отвечающий за функции равновесия и сохранения позы при передвижении на лыжах.

    При хороших условиях скольжения на отлогих (1-3°) спусках лыжники применяют коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов ими). Целесообразность в этом есть. Лыжники увели­чивают скорость спуска за счет более низкой стойки и ак­тивного отталкивания ногой. Причем необходимо особенно подчеркнуть: чем выше мастерство лыжника, тем на более высокой скорости он проходит пологий спуск. А какой ход лучше? Доказано, что ход без махов руками экономичнее (Л.Н. Корчевой; В.Д. Евстратов, П.М. Виролайнен, Г.Б. Чукардин)[10.11]. Его целесообразно применять в начале крутых спусков, а также при выкате с них. Коньковый ход без ма­хов руками позволяет лыжнику развивать высокую началь­ную скорость спуска и как можно дольше сохранить ее при выкате со спуска. К тому же специалисты считают, что не­подвижное положение рук перед грудью снижает лобовое сопротивление воздуха при спуске. Напротив, активные ма­хи (коньковый ход с махами руками) требуют от лыжника больших затрат энергии и увеличения лобового сопротив­ления воздуха при спуске.

    И в заключение следует сказать: коньковые ходы – это веление времени. От лыжника они требуют основательной тренировки и более высокого развития силовых качеств, а именно: очень хорошего развития мышц плечевого пояса, бедер и живота. А для предотвращения мышечных и сус­тавных перегрузок (лыжники нередко отмечают боли в спи­не и тазобедренных суставах) спортсменам следует выпол­нять много упражнений на гибкость и расслабление.

     

     

    1.3. Специфика проведения уроков лыжной подготовки в средней общеобразовательной школе

    Уроки по лыжной подготовке являются одними из самых сложных в организационном плане. Они проводятся в открытых природных условия и зачастую учебные площадки находятся далеко от школы. Эти условия предъявляют высокие требования к мастерству педагога. Максимально эффективное распределение учебной нагрузки при сложных условиях организации требует тщательного планирования урока[25].

    Содержание материала, нагрузка, методика урока должны соответствовать поставленным задачам, возрасту, полу, физическому развитию и подготовленности учащихся. Урок должен быть интересным, увлекательным и побуждать к активной деятельности. В зависимости от задач уроки делятся на вводные, учебные, смешанные, тренировочные и koнтрольные.

    Вводные проводятся в каждом классе в начале лыжной подготовки Их зaдачи – ознакомление с составом занимающихся, их подготовленностью, со( бщение задач на период занятий, теоретических сведений и требований, предъявляемых к учащимся[14].

    Учебные уроки включают преимущественно изучение нового материала и проводятся в 1 —8-х классах и исключительно редко — в старших классах.

    На смешанных уроках наряду с изучением новых способов передвижения на лыжах закрепляются и совершенствуются навыки, полученные ранее. Эти уроки получили наибольшее распространение во всех классах.

    Тренировочные уроки проводятся в основном в старших классах. Их главная задача — развитие физических качеств, повышение общей работоспособности, освоение элементов тактики ведения лыжных гонок.

    Контрольные уроки проводятся в конце лыжной подготовки в форме соревнований с целью учета успеваемости.

    Урок лыжной подготовки состоит из трех частей: вводной, или подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть начинается с построения и рапорта дежурного. Ее назначение — подготовить организм школьника к основной части занятия Она включает строевые упражнения на лыжах и с лыжами, передвижение к месту занятий, разминку с постепенным повышением нагрузки.

    В основной части решаются главные задачи. Ее структура зависит от задач и типа урока. Изучение техники передвижения осуществляется на учебной площадке, закрепление — на учебной лыжне и учебно-тренировочных склонах, совершенствование — на тренировочной лыжне. По мере изучения техники передвижения на лыжах отпадает необходимость прове­дения занятий на учебной площадке, а впоследствии и на учебной лыжне[16].

    Теперь занятия в основном проводятся на тренировочной лыжне, где уделяется внимание совершенствованию физических, моральных и волевых качеств, воспитанию умения решать тактические задачи при прохождении дистанции. Со временем процесс собственно обучения переходит в тренировочный и подготавливает учащихся к сдаче контрольных нормативов, их прием следует проводить в виде зачетных соревнований. В этих случаях проводятся контрольные уроки.

    В заключительной части урока уделяется внимание постепенному снижению нагрузки и подготовке организма к последующим классным занятиям. Подводятся итоги урока. Сюда входит: спокойное возвращение с места занятий по ровной или слабо пересеченной местности, с палками или без них, упражнения, способствующие правильной осанке и т. д.[19]

    Для правильного проведения занятий необходимо пользоваться прог­раммой, на основании которой составляется поурочный план и план-конспект урока.

    Поурочный план предусматривает распределение учебного материала на вес ь период занятий лыжной подготовкой в каждом классе отдельно.

    План-конспект включает задачи урока, место его проведения, инвентарь и снаряжение, необходимые для проведения занятий, средства и методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, его связь с пре­дыдущим и последующим уроками, отражает индивидуальные особенности учащихся, дозировку нагрузки и т. д.

    Существует три вида учета успеваемости: предварительный, текущий итоговый. Предварительный проводится на первых уроках лыжной подготовки с целью определения подготовленности учащихся к данному виду спорта. Результаты предварительного учета используются для планирования материала и нагрузки на последующие уроки.

    Текущий учет проводится на всех уроках в виде оценки элементов техники у 5—6 учащихся с таким расчетом, чтобы к концу занятий по лыжной подготовке все учащиеся имели 3—5 оценок. Регулярная оценка знаний, умений, навыков стимулирует желание учащихся к занятиям.

    Итоговый учет проводится в конце занятий по лыжной подготовке или в конце четверти на одном из последних занятий. Выставляется оценка за технику и выполнение нормативных требований.

    Оценка «5» выставляется, если ход выполнен с незначительными мел­ки  ошибками; оценка «4» — если допущено не более одной значительной или несколько мелких ошибок; оценка «3» — если допущены две или более значительные ошибки; оценка «2» — при наличии грубых ошибок при выполнении хода; оценка «1» — если ученик совсем не владеет данным ходом.

    Документом учета учебной работы в школе является классный журнал, куда вносятся все данные по успеваемости и посещаемости учащихся.

    На уроках лыжной подготовки сначала изучают основные способы передвижения на лыжах, уделяют внимание изучению строевых приемов на лыжах и с лыжами и    постепенно переходят к изучению более сложных способов. Обучение проводится по трем этапам:

    1. Первоначальное разучивание.
    2. Углубленное изучение или закрепление.
    3. Совершенствование.

    На первом этапе первоначального разучивания формируется умение выполнять движение в общих чертах. У учащихся создают верное представ­ление о двигательном действии, восполняют пробелы в их двигательном опыте элементами, необходимыми для выполнения движений в целом, предупреждают или устраняют лишние движения и грубые ошибки.

    Продолжительность этапа зависит от координационной сложности технического приема, его новизны, возраста и подготовленности учащихся. Учителю следует по возможности сократить время первоначального разучивания. Растянутое формирование двигательного навыка в облегченных у сло­виях отрицательно сказывается на эффективности технического действия на дистанции, где мгновенное изменение ситуации требует соответствующей перестройки движений[14].

    Приступая к обучению, учитель рассказывает о назначении данного движения (хода, подъема и т. д.), объясняет особенности его выполнения. Чтобы повысить интерес учащихся, усилить их желание овладеть техникой или тактикой лыжной ходьбы, можно кратко проиллюстрировать рассказ яркими примерами из большого спорта. Сюда относится случай с Евгением Беляевым в эстафете, когда у него сломался носок ботинка и он продолжал 6eг на одной лыже; «финишный бой» Александра Завьялова на четвертом этапе эстафеты на чемпионате мира и другие.

    Закончив рассказ, учитель демонстрирует двигательное действие, акцентируя внимание учащихся на важнейших деталях техники. Показ может быть дополнен просмотром кинофильмов, анализом фотографий или кинограмм  выполнения движения сильнейшими лыжниками.

    Затем учащиеся приступают к выполнению двигательного действия. При

    изучении ходов, подъемов, спусков предварительно имитирует движения на месте. Поскольку первые впечатления наиболее устойчивы, нужно с самого начала стремиться к более точному по внешней форме и характеру усилий выполнению движения.

    Во время практического ознакомления с двигательным действием осо­бенно тщательно контролируют первые попытки его выполнения учащимися. Это позволяет определить, какие существенные ошибки встречаются наиболее часто, и установить причины их возникновения. Следует помнить, что иногда схожие по форме движения весьма различаются по внутренней структуре.

    При исправлении типичных ошибок учитель останавливается на их при­чинах и вновь демонстрирует рациональную технику движения. Затем учащиеся приступают к повторению упражнения, а учитель следит за ними, выявляя неточности.

    Наиболее характерными новыми навыками являются спуски. У учащихся младших классов при спуске появляется защитный рефлекс. Чтобы снять боязнь крутизны, не следует начинать обучение поворотам до тех пор, пока учащиеся достаточно не освоят спуски. Обучение элементам поворотов лучше начинать на горизонтальной площадке после небольшого спуска, а затем постепенно увеличивать его крутизну и длину.

    В начале обучения спускам, торможениям и поворотам не рекомендуют пользоваться склонами с плохим снежным покровом. Переход с простых склонов на более сложные должен быть постепенным, в противном случае сильные раздражители, которыми являются новые свойства рельефа местнос­ти, вызовут у учащегося защитные реакции, задерживающие закрепление и совершенствование навыков. Поэтому преодоление боязни и воспитание противодействия внешним раздражителям является первейшей зaдачей при обучении спускам, поворотам, торможениям.

    При обучении основам техники и тактики передвижения на лыжах учителю необходимо добиваться повышения быстроты, общей и скоростной выносливости учащихся.

    Для воспитания быстроты используются скоростные упражнения. Про­должительность одного повторения пробегаемого отрезка зависит от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач. В среднем каждое составляет от 9—10 до 18—20 секунд. Длину дистанции, выбирают такой, что бы интенсивность работы сохранялась до конца попытки. Количество повторений— не более 5 — 6.[31]

    Интервалы отдыха между попытками не превышают 3—3,5 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно вы ;оком уровне, паузы между сериями заполняются упражнениями малой интенсивности. Например, если учащиеся выполняют серию стометровых отрезков, то к месту старта они возвращаются медленным ходом, без особых ycилий при отталкивании.

    Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барье­ра) , заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные подвижные игры и эстафеты, варьируя их. Это помогает ученикам приспосабливаться к нестандартным условиям, пе­редвигаться самыми неожиданными способами, моментально реагировать на смену обстановки.

    Общая выносливость развивается равномерным прохождением дистанции по среднепересеченной местности. Ее длина также определяется и зави­сит от пола, возраста и подготовленности учащихся.

    Немаловажное значение при прохождении дистанции имеет равномер­ное распределение сил. Это умение достигается так называемым темповым методом. Каждый круг проходят с фиксацией времени, с заданной скоростью. Это и способствует умению равномерно распределять силы на дистанции.

    Рекомендуется также применять контрольный метод с прохождением дистанций различной длины.

    Проведение индивидуальных и групповых самостоятельных занятий имеет большое значение для развития двигательных качеств. Направить эти занятия в правильное русло помогут домашние задания, прогулки, катания с гор, подвижные игры[8].

     

    Выводы по главе 1.

    В ходе изучения литературных источников по теме исследования мы пришли к следующим выводам:

    1. Под рациональной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивает­ся наибольшей эффективности действий. Техника передвижения на лыжах- это наиболее целесообразная структура движений для конкретных условий. Обеспечивающих максимальную скорость и максимальную экономию сил.
    2. Коньковый ход представляет собой технически сложный вид передвижения на лыжах. В силу своих технических особенностей коньковый ход является тактически более выгодным, поскольку, являясь более скоростным способом передвижения на лыжах по сравнению с классическими ходами, предъявляет более низкие требования к сердечно-сосудистой системе лыжника.

     

     ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

    2.1 Организация исследования

    В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование повышения эффективности технической подготовленности учащихся 14-15 лет на занятиях по лыжной подготовке.

    Исследование проводилось на базе муниципального учреждения образования «Старомоньинская средняя школа» Малопургинского района УР.

    В исследовании приняли участие 40 учащихся 9 классов По 20 человек в каждой группе. Для однородности выборки брались 10 девочек и 10 мальчиков. В работе ранжирования по гендерным признакам не проводилось.

    Один  из них был определен как «экспериментальный», а другой как «контрольный».

    В данной школе 2 урока физической культуры в неделю.

    С экспериментальным классом в течение  зимнего сезона проводились занятия по модифицированной нами  программе лыжной подготовки. Контрольная группа занималась по общеобразовательной программе.

    Диагностика уровня сформированности навыков одновременного двухшажного конькового хода и экспериментальное воздействие проводились следующим образом:

    1 этап. Ноябрь 2006 г. – сентябрь 2007 г Изучение литературных источников и определение путей совершенствования технической подготовленности.

    2 этап. Ноябрь 2006 г. — март 2007 г. Определение уровней технической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп.

    Реализация модифицированной программы занятий по лыжному спорту в экспериментальной группе.

    3 этап. Март 2007 г. – Контрольное определение уровней технической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп.

    4этап. Март 2007 г. – сентябрь 2007 года. Анализ результатов исследования, выполнение выпускной квалификационной работы.

     

    2.2. Методы исследования

     В ходе проведенного нами исследования применялись следующие методы:

    • Анализ научно- методической литературы;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Формирующий эксперимент;
    • Экспертная оценка;
    • Методы математической статистики.

    Программа лыжной подготовки учащихся 9-х классов  характеризуется завершением обучения элементам техники одновременного двухшажного конькового хода.

    Для определения уровня освоения навыков одновременного двухшажного конькового хода нами разработка карта экспертной оценки.

    Таблица 2.

    Карта экспертной оценки навыков одновременного двухшажного конькового хода.

     

    Технический элемент

    Оценка
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1.  Одноопорное скольжение                    
    2.  Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную.                    
    3.  Положение туловища.                    
    4.  Отталкивание ногами.                    
    5.  Постановка палок на снег                    
    6.  Отталкивание руками                    
    7.  Согласованность работы рук и ног                    

     

    При составлении карты экспертной оценки навыка одновременного двухшажного конькового хода руководствовались следующими принципами:

    • Разделение целостных сложных движений на отдельные простые компоненты, что дает ясность при оценивании и позволяет рассматривать отдельные ошибки;
    • Оценивание по 10-ти бальной шкале, позволяет более объективно оценить степень владения навыком.

    Критерии оценки владения навыками одновременного двухшажного конькового хода

    Одновременный  двухшажный коньковый ход является технически сложным. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и одного отталкивания руками. Анализ техники рассматривается из положения скольжения на правой ноге. Правая нога согнута с коленном суставе, выполнено подседание, руки прямые, кисти около бедер, удерживают палки кольцами назад, находящимися на уровне тазобедренных суставов или чуть выше. Одновременно с отталкиванием правой выносятся палки, кисти рук останавливаются на уровне головы, кольца обращены немного назад, делается шаг левой ногой в сторону,  лыжа ставится под углом 15-20 градусов к направлению движения. Прямая правая нога поднимается над снегом на 10-15 см и останавливается. конце проката на левой лыже палки ставятся на снег. Начинается подседание на левой.  Затем вместе с наклоном туловища выполняется отталкивание руками  и левой ногой. Правя делает шаг в сторону,  на нее переносится масса тела. После окончания отталкивания прямая левая поднимается над снегом на 10-15 см . Начинается прокат на правой  лыже. В это время происходит неполное выпрямление туловища, руки опускаются. Как только кисти окажутся около бедер, начинается подседание на правой и цикл повторяется. [22]

     

     

    Пути повышения эффективности технической подготовленности.

    В девятом  классе обучения совершенствуется способ передвижения на лыжах – одновременный двухшажный коньковый ход (О2КХ). Данный ход представляет собой сложный в техническом плане вид. Применяется преимущественно на подъемах малой и средней крутизны, а так же равнинные участки при средних и плохих условиях скольжения, при отсутствии колеи []

    Этот ход является более скоростным чем «классические» способы передвижения на лыжах и в современности с улучшением технической оснащенности  широко применяется как лыжниками-гонщиками так и простыми любителями.

    При передвижении данным способом задействованы почти все группы локомотивных мышц, что дает высокий положительный эффект на сердечно –сосудистую систему, вестибулярный и дыхательный аппарат.

    Коньковый ход технически более сложен, чем другие виды лыжных ходов и требует большего времени для усвоения. И как, показывает практика, высокое техническое усвоение навыков О2КХ в рамках школьной программы дается не каждому ученику. Для этого существует масса объективных причин таких как слабая техническая оснащенность занимающихся, плохая подготовленность учебных площадок и учебных кругов, некомпетентность преподавателей. Мы в своем исследовании выделяем как основные причины слабой технической подготовленности такие причины как недостаточное количество учебных часов выделенных на усвоение технически сложных элементов О2КХ и недостаточная теоретическая подготовленность учащихся. Ведь многие дети самостоятельно или с родителями в выходные дни совершают лыжные прогулки и самостоятельные занятия на лыжах позволяют в неформальной обстановке применить ранее изученные способы передвижения на лыжах. Однако недостаточная информированность отсутствие теоретических знаний не позволяют им правильно применять элементы конькового хода, что влечет за собой к снижению интереса к данному способу вообще и говорит об отрыве школьной программы от реальной действительности.

    Исходя из выше сказанного, мы видим следующие методологические пути повышения эффективности освоения техники одновременного двухшажного конькового хода на занятиях по лыжной подготовке учащихся 14-15 лет:

    • Увеличение числа занятий по лыжной подготовке до 20-22 часов в год за счет включения в программу всех зимних месяцев в годовом цикле.
    • На каждом занятии по лыжной подготовке, задачей которого будет освоение навыков О2КХ включать и акцентировать внимание на теоретическую подготовку учащихся.

    В рамках исследования мы применяли следующие темы теоретической подготовки

    Таблица 3.

    Тематика теоретической подготовки.

    № уроков Тема Основное содержание
    1-2 Лыжи и его значение.

     

    История возникновения лыж; прикладное применение лыж; значение лыж для здоровья человека; великие лыжники мира.
    3-4 Характеристика основных способов передвижения на лыжах Основные способы передвижения на лыжах; ступающий шаг; скользящий шаг;  попеременные ходы; одновременные ходы; коньковые ходы.
    5-6 Основные технические элементы коньковых ходов Полуконьковый ход – применение, технические элементы; одновременный двухшажный коньковый ход – применение, особенности техники выполнения.
    7-8    
    9-10 Одновременный двухшажный коньковый ход Технические элементы хода; фазы движений; коньковый ход без отталкивания руками.
    11-12 Одновременный двухшажный коньковый ход Особенности отталкивания и основные ошибки при отталкивании ногами в О2КХ; упражнения и игры способствующие усвоению отталкивания О2КХ.
    13-14 Одновременный двухшажный коньковый ход Особенности отталкивании и основные ошибки  при отталкивании руками в О2КХ; перенос массы тела с толчковой ноги на опорную.
    15-16 Одновременный двухшажный коньковый ход Согласованность работы рук и ног, основные ошибки в О2КХ; постановка палок на снег; положение туловища при движении О2КХ.
    17-18 Тактика применения лыжных ходов в зависимости от рельефа местности и Тактика применения О2КХ в зависимости от рельефа местности; особенности применения О2КХ в соревновательных условиях.
    19-20 Тактика применения классических и коньковых ходов на различных участках дистанции. Рациональное применение классических лыжных ходов; рациональное применение коньковых ходов;

     

    Во время проведения занятий по лыжной подготовке одновременно с решением учебных задач, давались теоретические знания, что позволяло с увеличением информативной емкости урока не снижать его моторную плотность. В заключительной части урока обращалось внимание на самостоятельные лыжные занятия и применение полученных знаний на практике.

    В качестве экспертов выступили преподаватели физической культуры Старомоньинской средней школы. Подсчет результатов экспертной оценки вычислялся путем расчета средней арифметической оценки.

    Педагогическое наблюдение проводилось в ходе проведения учебных занятий по лыжной подготовке, обращалось внимание на уровень интереса к лыжам, уровень технической подготовленности учащихся.

     

    Методы математической статистики

     

    Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах. Следующий этап состоял в вычислении средней арифметической величины, определении динамики и расчета  достоверности различий по t- критерию Стьюдента. Обработку результатов производили на компьютере. Последовательность вычислений при определении достоверности различий по t- критерию Стьюдента:

     

    1. Вычисление средней арифметической величины по формуле:

     

    где   – знак суммирования;

    n – общее число измерений в группе;

    – значение отдельного измерения;

     

    1. Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:

    ,

    где   – наибольший показатель;

    – наименьший показатель;

    К – табличный коэффициент.

    1. Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:

     

    при n<30

    1. Вычисление средней ошибки разности по формуле:

    ,

    f   =nэ + nк–2, где nэ и nк  – общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольных группах.

    Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .

    по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента).

    Расчет динамики – Δ показателей осуществлялся по методике расчета темпа прироста и исчисляется в процентах.

                   D Y = ( (YoYi) / Yo ) х 100 %                                     

    где D Yтемп прироста показателя.

    Yo – первоначальное значение показателя.

           Yii-е значение показателя.

     

    При математически-статистической обработке результатов исследования применялись табличные данные представленные в книге Ю. Д. Железняка и П. К. Петрова «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». М.,  2001 г. [9].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава3.  Результаты исследования и их обсуждение

     

    В ходе экспериментальной работы нами были получены первичные результаты которые сводились в таблицы (см. приложения1-4). По результатам первичных таблиц рассчитывались средние показатели. Разработанная нами методика измерения уровня технической подготовленности позволяет рассматривать уровень владения каждым присутствующим в одновременном двухшажном коньковом ходе элементе. Итак рассмотрим уровень усвоения навыков О2КХ.

    Таблица 4

    Уровень технической подготовленности учащихся на первом этапе исследования.

     

    Технический элемент

    Оценка
    Экспериментальная Контрольная
    Одноопорное скольжение 5,7 5,9
    Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 5,4 5,52
    Положение туловища. 6,2 6,3
    Отталкивание ногами. 5,5 5,5
    Постановка палок на снег 6,0 6,0
    Отталкивание руками 6,1 6,2
    Согласованность работы рук и ног 5,64 5,63
    Средний результат 5,8 5,87

     

    Как видно из таблицы результаты экспертной оценки владения навыками О2КХ в группах отличаются незначительно. Полученные значения t-критерия Стьюдента говорят о недостоверности различий между показателями исследуемых групп (t = 1,08 при Р > 0,05).   Это  говорит о том, что рассматриваемые на начальный период исследования технические навыки одновременного двухшажного конькового хода примерно одинаковы и группы можно рассматривать как равные по уровню технической подготовленности.

    Рассмотрим особенности владения отдельными элементами О2КХ учащимися исследуемых групп.

    Рисунок 1. Особенности владения отдельными элементами О2КХ учащимися экспериментальной группы.

     

    Рисунок 2. Особенности владения отдельными элементами О2КХ учащимися контрольной  группы.

     

    Как видно из рисунков наиболее проблемными для учащихся обеих групп явились такие технические элементы О2КХ как перенос массы тела с толчковой ноги на опорную отталкивание ногами и одноопорное скольжение. Основной ошибкой в данном случае является вялый толчок или вовсе его отсутствие и медленный перенос массы тела с толчковой ноги на опорную и переход на двойное скольжение.  Также типичной ошибкой при выполнении переноса массы тела с толковой ноги на опорную являлось то, что перенос осуществлялся не за счет резкого выпрямления толковой ноги, а за счет зависания на палках.

    Как уже говорилось выше, экспериментальная группа стала заниматься лыжной подготовкой уже в конце ноября месяца, благо региональные метеорологические условия позволили. Это дало дополнительно 10 часов лыжной подготовки в годовом цикле.

    В течении учебного года на 20 уроках применялась интенсивная теоретическая подготовка по указанным выше темам.

    Педагогическое наблюдение и результаты беседы с учащимися и родителями позволяют говорить о росте интереса учащихся данной группы к коньковым ходам, о стремлении применять на местности способы передвижения коньковыми ходами.  Об этом говорят и участившиеся случаи обращения родителей с просьбой помочь в выборе снаряжения для конькового хода. Все это позволяет нам говорить еще на промежуточном этапе исследования об эффективности предложенных нами путей.е интереса учащихся данной группы г коньковому

    На втором этапе исследования были получены следующие результаты приведенные в приложениях 3 и 4. Рассмотрим более подробно динамику усвоения технических элементов одновременного двухшажного конькового хода. Для этого построим таблицу 5.

     

     

    Таблица 5

    Уровень технической подготовленности учащихся на втором  этапе исследования.

     

    Технический элемент

    Оценка
    Экспериментальная Контрольная
    Одноопорное скольжение 7,13 7,4
    Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 8,56 7,34
    Положение туловища. 8,7 7,3
    Отталкивание ногами. 8,6 7,3
    Постановка палок на снег 8,7 7,4
    Отталкивание руками 8,6 7,3
    Согласованность работы рук и ног 8,5 7,1
    Средний результат 8,5 7,31

     

    Из результатов представленных в таблице видно, что показатели экспертных оценок техники О2КХ за учебный год значительно выросли. Более высокий прирост обнаружен в экспериментальной группе исследуемых и он превысил показатели контрольной группы. Сдвиги достоверны для  t = 6,21 при Р < 0,01. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют нам говорить, что разработанные нами и внедренные в практику пути повышение технической подготовленности на уроках физической культуры благоприятно отразились на усвоении технических навыков одновременного двухшажного конькового хода.

    В процентном отношении изменения относительно начального этапа исследования в экспериментальной группе произошли на 46,5%.

    В контрольной группе на 24,5%. Результаты округлены до десятых.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 3. Динамика технической подготовленности в исследуемых группах.

     

    Рассмотрим подробнее особенности овладения навыков одновременного двухшажного конькового хода на момент второй экспертной оценки.

     

     

    Рисунок 4. Особенности владения отдельными элементами О2КХ учащимися экспериментальной  группы на втором этапе оценивания.

     

     

     

    Рисунок 5. Особенности владения отдельными элементами О2КХ учащимися контрольной  группы на втором этапе оценивания.

     

    После обработки результатов второго оценивания на рисунках видно, что структура средних оценок за технические элементы в экспериментальной и контрольной группах значительно отличаются. Если в экспериментальной группе наиболее проблемным техническим элементом О2КХ явилось одноопорное скольжение. За него эксперты поставили 7,13 балла. То в контрольной группе наиболее проблемным элементом техники явилось согласованность работы рук и ног.

    Так же существенной особенностью в группах явилось то, что в экспериментальной группе оценки более стабильны и приближаются к 8,5 балла. В контрольной же группе имеется значительный разброс показателей технической подготовленности. Это говорит о том, что уделяется недостаточно внимания работе над ошибками и мотивировкой учащихся к занятиям по лыжной подготовке.

    Таким образом,  мы, в ходе проведенной исследовательской работы, пришли к выводу, что увеличение количества часов и интенсивное включение теоретического материала о возможностях применения, эффективности и  тактическом использовании на различных участках трассы  различных лыжных ходов на занятиях по лыжной подготовке благоприятно сказываются на усвоении технических навыков одновременного двухшажного конькового хода.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выводы

    В ходе изучения литературных источников по теме исследования мы пришли к следующим выводам:

    1. Под рациональной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивает­ся наибольшей эффективности действий. Техника передвижения на лыжах – это наиболее целесообразная структура движений для конкретных условий. Обеспечивающих максимальную скорость и максимальную экономию сил.
    2. Коньковый ход представляет собой технически сложный вид передвижения на лыжах. В силу своих технических особенностей коньковый ход является тактически более выгодным, поскольку, являясь более скоростным способом передвижения на лыжах по сравнению с классическими ходами, предъявляет более низкие требования к сердечно-сосудистой системе лыжника.
    3. На начальном этапе экспериментальной работы в обеих группах нами были выявлены низкие уровни владения техническими навыками одновременного двухшажного конькового хода. Средние экспертные оценки в обеих группах находились в районе 5,8 баллов из 10 максимальных.
    4. К концу эксперимента обнаружены положительные сдвиги в уровнях владения техническими навыками одновременного двухшажного конькового хода в обеих группах. В экспериментальной группе сдвиг произошел на 46,5%, контрольной группе на 24, 5 % от начального уровня.

    Полученные результаты позволяют нам говорить, что увеличение количества часов и интенсивное включение теоретического материала о возможностях применения, эффективности и  тактическом использовании на различных участках трассы  различных лыжных ходов на занятиях по лыжной подготовке благоприятно сказываются на усвоении технических навыков одновременного двухшажного конькового хода.

    Список литературы

    1. Аввакуменков А. А Применение средств лыжной подготовки в бесснежный период на уроках физической культуры в старших классах общеобразовательной школы Методические рекомендации для учителей физической культуры. — Великие Луки, 2000. -27 с.
    2. Аникин Н.П. Лыжные гонки. — М. 1971 . 210с.
    3. Антонов М.Ф. Лыжная подготовка в школе. Полымя. 1989 180с.
    4. Антонова О. П., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. — М., 341с.
    5. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. — М., 1983. 340с.
    6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., 1977. 215с.
    7. Донской Д. Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. — 2-е издание. М 1958. 231с.
    8. Донской Д. Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика (техническое мастерство). — М., 1971. 184с.
    9. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001. 264с.
    10. Евстратов В. Д. Лыжный спорт: Учебник для педагогических фа сультетов институтов и ТФК. — М., 1989. 321с.
    11. Евстратов В. Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г. Б. Коньковый ход и не только М. 1988. 254с.
    12. Ермаков В. В., Солодухин О.Ю., Савельев А. А. Техника коньковых лыжных ходов: Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры, тренеров, спортсменов. — Смоленск.,1988. 258с.
    13. Кожокин В. Ф, Кожокие Р. В. Тактическа подготовка лыжника. Спб.,2004. 92с.
    14. Кузнецов В. К. Силовая подготовка лыжника. — М.1982. 169с.
    15. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб, пособие. 2-е изд., М.  – 224 с.
    16. Лыжный спорт: учебник для институтов и техникумов физ. культуры. Под ред. В. Д.  Евстратова, Б. И. Сергеева, Г. Б .Чукардина. М. 1989. 319с.
    17. Людсков П.Н., Спиридонов А.Н. Лыжные гонки. — М.,, 1969. 315с.
    18. Манжосов В.Н., Огольцов Г.И., Смирнов Г.А. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов. — М. 1979. 267с.
    19. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: М., 1991. – 191 с.
    20. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М., 1977. 345с.
    21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991. 345с.
    22. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Ижевск, 1999 г. – 342 с.
    23. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. 960с.
    24. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов средней общеобразовательной школы. — Мн., 1999. 56с.
    25. Теория и методика физического воспитания. Ред. Б. А. Ашмарина. М 1990. 375 с.
    26. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей. Вып. 4. Спортивная гимнастика. – М. 2005. -72 с.
    27. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000. 480 с.
    28. Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” // Физкультура в школе. – 1999, № 5. – С.59-68; № 6. – С.47-79.
    29. Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. — М.: 1974. 289с.
    30. Философский словарь. Под. ред. И. Т Фролова. – 5-е издание. М. 1987. 590с.
    31. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников. — М.: Физкультура и спорт,

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ


    Приложение 1

    Результаты первой диагностики технической подготовленности в экспериментальной группе

    Выборка Технический элемент  
    1.   Одноопорное скольжение 2.   Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 3.   Положение туловища. 4.   Отталкивание ногами. 5.   Постановка палок на снег 6.   Отталкивание руками 7.   Согласованность работы рук и ног средний балл
    А-ва К. 5,5 3,8 6,2 5,2 5,8 6 5,4 5,41
    А-ов А. 6,5 7,1 6,5 5,8 7,1 6,2 6,1 6,48
    А- ов К. 6,8 6,8 6,3 5,6 7,4 6,1 5,9 6,41
    Г-ев К. 3,8 4,2 5,4 5,5 5,8 4,9 5,6 5,03
    Г-ко В. 6,4 5,2 6,5 5,4 6,6 6,4 6 6,07
    Д-ов А. 5,2 5,3 6,4 5 5,3 6,2 5,6 5,57
    Д -ва К. 7,1 7,1 7,6 5,4 7,6 6,4 5,4 6,66
    Д- ва К. 5,3 4,2 6,4 5,5 5,5 6,5 7,5 5,84
    Ж – ин В. 7,2 6,2 6,8 5,8 5,2 6,2 5,8 6,17
    И- в М. 5,2 6,1 6,4 5,5 8,1 6,2 5,9 6,2
    И-ва С. 5,2 7,1 6,2 7,2 7 6,4 6,3 6,49
    К- ов П. 6,2 4,2 6,2 5,5 5,7 6,5 5,1 5,63
    К-ина В. 4,3 6,3 6,6 5 5,6 5,4 5,1 5,47
    К-ва Л. 8,1 6,8 6,5 6,7 7,1 7,6 7 7,11
    Л -ова Г. 5,2 4 6,1 5,2 4,9 6,1 5,2 5,24
    М-ин С. 7,3 5,5 6,5 5,2 5,2 6,1 5,1 5,84
    Н-ва Р. 5,5 5,2 6 5 5,2 6 5 5,41
    О – ов Р. 3,2 3,4 3,4 5 4,2 4 4,6 3,97
    Р – ова Л. 5 4 5 5 6 6 5 5,14
    Р-ва К. 5,6 6,4 6,3 5,2 5,2 6,4 5,2 5,76
    Х – среднее 5,7 5,445 6,2 5,5 6 6,1 5,64 5,8

     

     

     

     

    Приложение 2.

    Результаты первой диагностики технической подготовленности в контрольной группе.

    Выборка Технический элемент  
    1.   Одноопорное скольжение 2.   Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 3.   Положение туловища. 4.   Отталкивание ногами. 5.   Постановка палок на снег 6.   Отталкивание руками 7.   Согласованность работы рук и ног средний балл
    А-в М. 4,3 6,3 6,6 5 5,6 5,4 5,1 5,47
    Б-ин С. 7,2 6,2 6,8 5,8 5,2 6,2 5,8 6,17
    Б-ая Т. 6,8 6,8 6,3 5,6 7,4 6,1 5,9 6,41
    Б-ов В. 3,8 4,2 5,4 5,6 5,8 4,9 5,6 5,04
    Б-н П. 6,4 5,2 6,5 5,4 6,6 6,4 6 6,07
    В-в И. 5,2 5,3 6,4 5 5,3 6,2 5,6 5,57
    В-в И. 7,1 7,1 7,6 5,4 7,6 6,4 5,4 6,66
    Г-в И. 5,3 4,9 6,4 5,5 5,5 6,5 7,5 5,94
    Д-ва А. 6,2 4,8 6,2 5,5 5,7 6,5 5,1 5,71
    К-ва Р. 5,2 6,1 6,4 5,5 8,1 6,2 5,9 6,2
    К-ва М. 5,2 7,1 6,2 7,2 7,2 6,4 6,3 6,51
    К-в П. 6,2 4,2 6,2 5,5 5,7 6,5 5,1 5,63
    П-в А. 5,5 5,2 5,8 5 5,2 6 5 5,39
    П-ва А. 8,1 6,8 6,5 6,7 7,1 7,6 7 7,11
    Ш-в М. 5,2 3,8 6,1 5,2 4,9 6,1 5,2 5,21
    Ш – на Н. 7,3 5,5 6,5 5,2 5,2 6,1 5,1 5,84
    Х-ва А. 5,5 5,2 6,8 5 5,2 6 5 5,53
    У-а Л. 6,2 4,2 6,2 5,5 5,7 6,5 5,1 5,63
    Ф-ва Л. 5,5 5,2 5,5 5 5,2 6 5,7 5,44
    Я-ва В. 5,9 6,4 5,9 5,2 5,2 6,4 5,2 5,74
    Х – среднее 5,9 5,525 6,3 5,5 6 6,2 5,63 5,87

     

     

     

     

    Приложение 3

    Результаты второй диагностики технической подготовленности в контрольной группе

     

    Выборка Технический элемент  
    1.   Одноопорное скольжение 2.   Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 3.   Положение туловища. 4.   Отталкивание ногами. 5.   Постановка палок на снег 6.   Отталкивание руками 7.   Согласованность работы рук и ног средний балл
    А-ва К. 7,2 8,5 9 7,3 9,5 8,3 8,6 8,3
    А-ов А. 6,8 8,5 7,8 8,2 8,6 8,6 8,8 8,2
    А- ов К. 7,6 8 9,2 10 9,6 8,9 9,6 9
    Г-ев К. 8,6 9,5 10 9,6 10 9,8 9,5 9,6
    Г-ко В. 9 9,5 9,5 8,6 8,7 8,9 8,5 9
    Д-ов А. 7,2 7,6 7,4 7,5 7,3 7,2 7,6 7,4
    Д -ва К. 9 10 10 9,8 9,6 9,8 9,4 9,7
    Д- ва К. 7,5 8,2 7,2 7,2 7,1 7,9 7,4 7,5
    Ж – ин В. 8,1 8,6 8,4 8,3 8,4 8,5 8,7 8,4
    И- в М. 8,2 8,5 8,6 8,9 8,1 8,6 8,4 8,5
    И-ва С. 7,8 7,6 8,2 8,2 8,4 7,9 6,9 7,9
    К- ов П. 9,2 8,9 9,5 9,6 9,7 9,4 9,5 9,4
    К-ина В. 0,6 8,2 8,3 8,9 8,6 8,4 8,6 7,4
    К-ва Л. 10 10 9,5 10 9,6 9,9 9,8 9,8
    Л -ова Г. 7,1 7,3 7,6 7,5 7,6 7,1 7,1 7,3
    М-ин С. 8,6 8,9 8,8 8,4 8,9 8,2 8,2 8,6
    Н-ва Р. 10 10 10 9,6 10 10 10 9,9
    О – ов Р. 7,8 8,5 8,7 8,8 8,3 8,2 8,2 8,4
    Р – ова Л. 7,3 7,2 7,1 7,3 7,2 7,2 7,1 7,2
    Р-ва К. 6,9 7,8 8,2 8,5 8,6 8,5 8,1 8,1
    Х – среднее 7,73 8,565 8,7 8,6 8,7 8,6 8,5 8,5

     

     

     

     

     

    Приложение 4

    Результаты второй диагностики технической подготовленности в экспериментальной группе

     

    Выборка Технический элемент  
    1.   Одноопорное скольжение 2.   Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 3.   Положение туловища. 4.   Отталкивание ногами. 5.   Постановка палок на снег 6.   Отталкивание руками 7.   Согласованность работы рук и ног средний балл
    А-в М. 7,5 7,2 7,6 7,2 7,3 7,2 7,1 7,3
    Б-ин С. 7,5 7,2 7,6 7,3 6,5 7,6 6,8 7,21
    Б-ая Т. 6,9 8,6 7,8 7,4 8,6 6,8 6,9 7,57
    Б-ов В. 6,3 6,9 6,5 6,8 6,9 6,8 6,3 6,64
    Б-н П. 6,5 5,9 6,8 5,8 6,9 6,6 5,8 6,33
    В-в И. 6,5 6,4 6,8 6,5 6,8 6,8 6,5 6,61
    В-в И. 6,5 6,2 6,3 6,5 6,2 6,1 6 6,26
    Г-в И. 8,3 8,5 8,6 8,4 8,2 8,6 8,4 8,43
    Д-ва А. 8,2 8,2 8,3 8,5 8,6 8,4 8,6 8,4
    К-ва Р. 8,3 8,2 7,2 7,5 7,2 7 7,1 7,5
    К-ва М. 7,5 7,6 7,5 7,1 7,2 7,6 7,2 7,39
    К-в П. 8,6 8,2 8,2 8,1 8,2 8,6 8,2 8,3
    П-в А. 8,3 8,2 8,2 8,5 8,5 8,1 8,2 8,29
    П-ва А. 7,8 7,5 7,4 7,6 7,3 7,2 7,5 7,47
    Ш-в М. 6,5 6,2 6,2 6,2 6,3 6,8 6,1 6,33
    Ш – на Н. 7 7 7,2 7,5 7,4 7,2 7,1 7,2
    Х-ва А. 7,7 7,2 7,1 7,2 7,2 7,2 7,6 7,31
    У-а Л. 7,2 7,6 7,2 7,4 7,6 7,3 7,1 7,34
    Ф-ва Л. 7,5 7,2 7,1 7,3 7,4 7,2 7,1 7,26
    Я-ва В. 6,9 6,9 7,2 7,2 7,1 7,6 7,1 7,14
    Х – среднее 7,4 7,345 7,3 7,3 7,4 7,3 7,135 7,31

     

     

     

     

     

     

     Группа Показатель Первое тестирование Второе тестирование
    Экспериментальная  группа Х 5,8 8,5
    δ 1,28 0,96
    m 1,07 0,215
    Контрольная группа Х 5,87 7,31
    δ 0,82 0,85
    m 0,69 0,191
    t 1,08 при Р > 0,05 6,21 при Р < 0,01

     

    Приложение 5

    Результаты расчета достоверности различий между показателями групп

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх