написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………… 3
    Глава 1 Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования……………………………………………………  

    7

    1.1 Физическая культура в системе дошкольного образования на современном этапе…………………………………………  

    7

    1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………  

    10

    1.3 Анализ комплексных и перспективных программ обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста……………….  

    15

    Глава 2 Организация и методы исследования………………………… 26
    2.1 Организация исследования……………………………………. 26
    2.2 Методы исследования…………………………………………. 27
    Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение………………….. 32
    3.1 Выявление исходного уровня основных видов движений и навыка передвижения на лыжах………………………………  

    32

    3.2 Формирование навыков передвижения на лыжах у детей старшего дошкольного возраста………………………………  

    36

    3.3 Математический анализ результатов исследования………… 44
    Выводы ………………………………………………………………………. 49
    Практические рекомендации………………………………………………… 50
    Список литературных источников…………………………………………… 52
    Приложения ………………………………………………………………….. 55

     

    Введение

    Повышение заболеваемости детей, современное экологическое состояние внешней среды, низкая эффективность методик физического воспитания детей дошкольного возраста, выдвигают новые требования в поиске направлений более эффективного развития детей дошкольного возраста.

    Одной из важных проблем дошкольного физического воспитания является проблема формирования двигательных навыков и умений детей.

    Двигательные действия, совершаемые ребенком многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность, бег, лазание,  прыжки  и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни.

    И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению – мышечному движению» [4].

    Рассматривая передвижение на лыжах, как комплекс двигательных действий рад ученых утверждают, что при обучении передвижению на лыжах у человека происходит активное формирование функций равновесия, координационных способностей [3,519,20].  Передвижения на лыжах формируют двигательные навыки и умения. Повышают сопротивляемость организма человека к агрессивным условиям внешней среды.

    Передвижение на лыжах оказывает на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливаются функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется  пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и стопы ребенка [11].

    Передвижение  на лыжах не происходит в стандартных условиях, где достаточным является владение несколькими видами движений, а происходит в условиях постоянно меняющегося рельефа местности, качества снежного покрытия, изменений метеорологических условий, что требует овладения различных способов передвижения на лыжах имеющих определенную специфичность. И исходя из этого лыжная подготовка является одним из важных компонентов в физическом и психическом развитии дошкольников.

    Обучение передвижению на лыжах детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах таких отечественных авторов как Безруких М.М.,     Голощекина М.П,  Кенеман А.В,   Осокиной Т.И, Степаненковой Э.Я, Хухлаевой  Д.В. и др.

    Рассматривая лыжную подготовку в школе касались обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста Бутин И. М. Осинцев В.В., Евстратов В.Д, Чукардин Г.Б, Сергеев Б.И и другие.

    Несмотря на то, что вопрос обучения передвижению на лыжах является достаточно изученным, проблема обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста как средства совершенствования и приобретения основных видов движений является, как в отечественной так и зарубежной теории и методике физического воспитания, мало изученной,  в связи с чем актуальность данного исследования является очевидной.

    Объект исследования: процесс совершенствования основных видов движений при обучении передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: совершенствование основных видов движений посредством обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: Определить эффективность формирования основных видов движений посредством обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования

    1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
    2. Разработать перспективный план формирования навыков передвижения на лыжах для детей старшего дошкольного возраста.
    3. Определить исходные и конечные уровни сформированности навыков передвижения на лыжах в контрольной и экспериментальной группах.
    4. В ходе формирующего эксперимента определить эффективность формирования основных видов движений посредством обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза: Передвижение на лыжах представляет собой сложный комплекс  разнонаправленных и значительно отличающихся по характеру движений, требующих высокой физической и координационной подготовленности. Исходя из чего, мы предполагаем, что целенаправленное формирование навыков передвижения на лыжах будет в значительной степени способствовать совершенствованию основных видов движений детей старшего дошкольного возраста.

    В работе использовались следующие методы:

    • Анализ научно- методической литературы;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Диагностика;
    • Формирующий эксперимент;
    • Экспертная оценка;
    • Методы определения уровня основных видов движений;

    Методы математической статистики.

    Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и конкретизации перечня задач обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста; в определении начального возраста, при котором доступно овладение навыками ходьбы на лыжах;

    Практическая значимость исследования:

    • Разработанный перспективный план обучения ходьбе на лыжах позволяет с большей эффективностью формировать навыки скользящего шага, навыки спусков и подъемов на склоны разной крутизны, повороты на месте и в движении.
    • Приведенные рекомендации имеют высокое значение при работе с детьми в регионах со стабильным снежным покровом в течении 5-6 месяцев.
    • Рекомендации составленные по данной работе могут быть использованы в практической работе ДОУ.

    Базой данного исследования была выбрана  спортивная площадка и спортивный зал Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Теремок», расположенный в с. Красногорское У.Р.

     

    Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

    1.1. Физическая культура в системе дошкольного образования на современном этапе

    Рассматривая образование как сложную систему, включающую в себя множество подсистем, следует определить место дошкольного образования в данной системе.

    Дошкольное образование представляет собой ряд целенаправленных мероприятий имеющих целью воспитание, обучение и развитие ребенка. С этих позиций она едина в целях всей системы образования и представляет собой компонент непрерывной системы образования человека.

    Особенной и тем самым наиболее значимым дошкольное образование делает объект ее деятельности – дети дошкольного возраста. На данном этапе жизни человека закладываются основы его дальнейшей жизнедеятельности, его активности, мышления, социальности и т.п.

    Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении является вторым этапом  в системе непрерывного образования человека. Закладывая основы знаний и умений необходимых в жизнедеятельности человека, дошкольное образование является этапом в подготовке к базовому этапу в системе непрерывного образования человека – к общеобразовательной школе, где происходит дальнейшее развитие личности.

    Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.

    По этому поводу С. А. Козлова и Т.А Куликова отмечают следующее: «Охрана здоровья детей его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без полмощи взрослых укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.д.»[17].

    Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья, ребенка разные авторы  формулируют задачи физического воспитания по разному.

    Таблица 1

    Задачи физического воспитания дошкольников.

    Ю.К Бабанский В.И Логинова Г.В Хухлаева
    1.укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

    2.Формирование двигательных навыков и умений.

    3.Развитие основных двигательных качеств.

    4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

    5.Воспитание воли, смелости, дисциплины.

    6.Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    7. привитие организаторских навыков.

    1.      охрана и укрепление здоровья.

    2.      Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов им функций организма

    3.      Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости.

    1.Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

    5.      Группа воспитательных задач: формирование нравственно – физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно- гигиенических качеств.

    3. Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

     

    Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от возраста. Основной их целью является сохранение здоровья, привитие основ знаний по жизненно важным группам и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.

    Одной из основных задач физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Успешное решение этой важной задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей основным видам движений.

    К основным движениям  относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Некоторые  из них (ходьба, бег) являются способами  передвижения, другие применяются в  естественных условиях (прыжки через канавку, перелезание через  поваленное дерево в лесу).

    Основные движения благотворно  влияют на всестороннее  физическое развитие ребенка: укрепляют  мышцы, способствуют  развитию  сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также воспитанию физических качеств ( ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, сила, выносливость и др.). В связи с этим основные движения занимают большое место в системе физического  воспитания дошкольного возраста: они включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулку, входят в подвижные игры и другие  формы работы с детьми [8,16,34,39].

    Однако успешное формирование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста невозможно без учета особенностей физического развития их организма. Особенности  детей старшего дошкольного возраста с позиции их физиологического, психического развития мы рассмотрим в следующей главе.

     

    1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Еще некоторое время тому назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. На сегодняшний день ученые выделяют три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные. Рассмотрению и анализу первой группы  факторов мы посвятим данную главу.

    К старшему дошкольному возрасту относят детей шести лет. За период от 3 до 7 лет длина тела ребенка увеличивается в среднем на 28 – 30 см, причем этот процесс идет неравномерно. В период от 3 до 5 ребенок вырастает за год примерно на 4 – 6 см. а от шести до семи лет на 8 – 10 см., что связано с эндокринными сдвигами, усилением функций гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения  (второй в 13 – 14 лет). К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,8см.; окружность грудной клетки 56 – 57 см[4,8].

    Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие  и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением. переносом тяжестей, и др. Может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета- изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушение осанки.

    В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц разгибателей, что определяет особенность позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.

    Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к шести годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и т.д.

    В регуляции поведения шестилетних детей большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга к шести- семи годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе мозга взрослого человека. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям.

    Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в основе которой лежит образование условных рефлексов.

    Мощными стимулами развития речи являются богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира, постоянное активное речевое общение со взрослыми и сверстниками.

    Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Жизненная емкость легких нарастает с 400-500 мл в период от 3 –4 лет, до 1500-2000 в период от шести до семи лет. Положительная динамика функций дыхания связана с влиянием физических упражнений.

    Особое внимание в процессе занятий, по мнению Т.И. Осокиной следует уделять совершенствованию анализаторов. Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложно координационными движениями, такими как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение,

    У детей этого возраста значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление.

    Основой  проявления двигательной деятельности является  развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени воздействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры.  С возрастом показатели устойчивого равновесия у ребенка улучшаются [16].

    Рассматривая особенности психики детей старшего дошкольного возраста, следует ответить на вопрос, как же определяется понятие «возраст».

    П.П Блонский и Л.С. Выгодский говорят, что возраст представляет собой качественно особый этап психического развития, характеризующийся множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития[6].

    А.В Петровский рассматривая особенности формирования психики человека говорит, что: «… возраст есть определенная эпоха, ступень развития, как известный относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития  и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение»[4].

    Итак, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психической структуры личности ребенка , уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

    Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития. Исходя из результатов применения прогрессивных  методов в воспитании и обучении детей, была выдвинута возрастная  периодизация детей основанная на педагогических критериях. Исходя из чего, выделяют периоды дошкольного возраста: ранний, младший, средний, и старший. Разделяют в соответствии с группами детского сада: до трех лет – группа раннего возраста; младшая группа – четвертый год жизни детей; средняя группа – пятый год жизни, старшая – шестой год и подготовительная – седьмой год жизни.

    В нашем исследовании мы рассматриваем старшую группу – шестой год жизни. Особенностью психического развития ребенка в этот период является бурный характер протекания психофизиологических процессов. Дети этого периода начинают осознавать свое положение в окружающем их мире, что проявляется в играх как обязательное распределение ролей игроков.  В этот период происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти[25].

    Отмечается снижение порогов зрительной, слуховой кожно- двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и оттенков,  развивается фонематический и высотных слух, рука превращается в орган активного осязания. Данные изменения являются следствием овладения новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений.    Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений.  Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного восприятия[4].

    Л.С. Выготский,  рассматривая формирование организма человека, писал: – «..эволюция мозга ребенка – сложный и многосторонний процесс».

    Понимание механизмов созревающей нервной системы дают возможность понять механизмы нервной деятельности. согласно Л.О. Бадаляну , он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; переработке их в нервные импульсы, передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются, в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов[28,39].

    На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с  деятельностью двигательного анализатора.

    В формировании психики дошкольника огромное место занимает игра. Осознавая свое место в социуме, ребенок берет на себя роль и тем самым становится обязанным выполнять определенные действия, подчиняться определенным правилам. В отдельно взятой ситуации эти обязательства может быть были бы для него неприятными но исходя из выбранной роли он вынужден вести себя согласно правил.

    Активная реализация ребенком, в ходе игры, двигательных действий, дает ему  возможность осознать собственные возможности, особенности и свойства окружающих предметов, людей. Дошкольное детство- время преобладания непроизвольного внимания[14]. Ребенок  внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, и запоминает то что привлекает его внимание и «запоминается само[15].

    Э.Я Степаненкова в книге « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»[34] рассматривая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, пишет следующее: – «Познание особенностей психофического развития, формирования основных двигательных функций позволяет сделать вывод о создании для ребенка возможности правильно двигаться.  Развивая эту мысль, хочется сказать, что посредством выполнения двигательных действий, их комплексов различной сложности и целевой направленности ребенок перемещается в пространстве, путем возбуждения тактильных рецепторов познает свойства предметов, проявляя двигательную активность различной интенсивности, он познает свои функциональные возможности и возможности окружающих людей, тем самым социально утверждаясь и осознавая свою значимость в обществе [34].

    Подводя итог, мы пришли к выводу, что особенности  развития в старшем дошкольном периоде характеризуется в следующем:

    • В интенсивном росте скелета, увеличении жизненной емкости легких, росту мышечной ткани. Однако особенностью мускулатуры является преобладание силы мышц – сгибателей над мышцами – разгибателями;
    • В увеличении роли коры головного мозга в регуляции поведения;
    • В ролевом характере игровой деятельности;
    • В обогащении и упорядочении чувственного опыта ребенка, овладении специфическими формами восприятия и мышления, бурного развития воображения;
    • В формировании начатков произвольного внимания и памяти;
    • В основе развития мышления, формировании умственных действий;
    • В формировании основ самооценки как социально значимого  субъекта.

     1.3 Анализ комплексных и перспективных программ обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста

    В отечественной и зарубежной литературе существует множество программ направленных на решение оздоровительных и воспитательных задач. Однако, несмотря на это статистика  состояния здоровья детей, их развитости, в целом по стране, не только не улучшается, но в некоторых случаях имеет тенденцию к снижению. Данная ситуация требует детального анализа программ физического воспитания дошкольников.

    Каждая  из программ имеет свои особенности и направленность. Мы в своем исследовании попытались произвести анализ комплексных и перспективных программ с позиций задач укрепления здоровья детей, развития и совершенствования основных видов движений, повышения умственной и физической работоспособности, развития волевых качеств и т.п. Данный анализ  не до конца раскрывает многообразия задач поставленных перед учреждениями дошкольного образования, но мы в силу ограничения рамок данной работы вынуждены рассматривать программы лишь в приведенном выше контексте.

    Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильева выпущенной в 1987 году[30] с позиций физического воспитания выявил,  что в учреждениях дошкольного образования для детей старшей дошкольной группы ставились следующие задачи:

    1.Продолжить совершенствовать двигательные умения и навыки: закреплять умения детей легко ходить и бегать, бегать энергично отталкиваясь от опоры; Учить лазать, прыгать в длину, в высоту с разбега, сохранять равновесие. т .д.

    2.Формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.

    3.Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость

    4.Морально- волевые качества: выдержку, настойчивость.

    Рассматривая  лыжную подготовку, ставятся следующие задачи:

    1.Ходить на лыжах скользящим шагом.

    2.Выполнять повороты в движении и на месте.

    3.Подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    4.Проходить на лыжах в медленном темпе 1 –2 км.

    В данной программе не указываются методы обучения технике передвижения скользящим шагом, не распределяется годовая нагрузка по задачам физического воспитания. Дана лишь разбивка годовой нагрузки по предметам, где физическому воспитанию выделено108 часов в году, что является явным недостатком данной программы. Наблюдается ограниченность задач физической подготовки, что при обязательности выполнения программы ограничивает педагогов и детей в их взаимодействии, лишает их вариативности в работе и развитии. Недостатком является ограничение применения в обучении техники лыжных ходов – указывается лишь спуск в низкой стойке. Данный элемент гораздо реже используется детьми при катании на лыжах, нежели спуски в основной и высокой стойках. Авторы данной программы отсылают нас к рекомендациям Голощекиной Г.М, что затрудняет работу по перспективному планированию развития основных видов движений.

    В программе «Из детства – в отрочество», изданной коллективом авторов в 2002 году [15],  выделяются следующие основные направления в работе с детьми 5 –6 лет:

    Оздоровительные задачи

    1. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.
    2. Повышать степень устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных факторов.
    3. Побуждать детей к самостоятельному использованию хорошо знакомых видов и способов дома и в детском саду.
    4. Совершенствовать системы и функции организма.

    Образовательные задачи

    1. Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
    2. Увеличивать запасы двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и игр элементами спорта.
    3. Овладевать элементами техники основных видов движений.
    4. Расширять знания детей о многообразии физических и спортивных упражнений.

    Воспитательные задачи.

    1. Развивать у детей интерес к разным видам двигательной деятельности.
    2. Повышать уровень произвольности действий детей.
    3. Развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения.
    4. Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.

    При лыжной подготовке  ставятся идентичные с выше рассмотренной программой задачи, различие лишь в том что задача на спусках дополняется:

    1. Ходить по лыжне скользящим шагом.
    2. Выполнять повороты в движении и на месте.
    3. Подниматься на горку лесенкой и полуелочкой.
    4. Спускаться с горки мягко пружиня в основной и низкой стойках.
    5. Проходить дистанцию в спокойном темпе 1 –2 км.

    Преимуществом данной программы перед предыдущей является то, что здесь более детально ставятся задачи обучения и воспитания тех или иных качеств ребенка. Но в данной программе не приводится, как и в предыдущей детальной планировки занятий, методик и упражнений, дозировки упражнений и их последовательности применения.

    Программа «Детство» разработанная Логиновой В.И, Бабаевой Т.И, Ноткиной Н.А в 2000 году  ставит целью научить детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образу [13].

    Положительным с нашей точки то, что здесь ставятся следующие задачи:

    1. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.
    2. Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
    3. Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
    4. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками и малышами.
    5. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
    6. Целенаправленно воспитывать быстроту и общую выносливость.

    Далее в программе приводятся упражнения и комплексы упражнений осваемые детьми.

    Программа обучения ходьбе на лыжах приводится в несколько странной форме:

    1. Скользящий лыжный ход.
    2. Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом.
    3. Повороты на месте (влево, вправо).
    4. Подъем в горку «лесенкой».
    5. Спуск в низкой стойке.

    Преимущественным качеством данной программы является ее диференцированность и комплексность. Здесь приведены некоторые нормативы уровня сформированности физических качеств и технических навыков. Но в части лыжной подготовки наблюдается явная некомпетентность авторов. Возьмем, к примеру понятие «скользящий лыжный ход». Все лыжные ходы, кроме ступающего шага и элементов подъема на возвышенности имеют в себе фазу скольжения, исходя из чего не ясно какой в данном случае имеется в виду ход, скользящий шаг, попеременный двухшажный, одновременные или коньковые ходы.

    Далее вторая задача: «ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом», абсолютно не ясно из данной формулировки, что это за лыжный вид представлен автором. Поскольку в научно – методической литературе при указании понятий  «попеременный» или «одновременный» указываются движения рук. В данном случае понятие «переменный шаг» не раскрывает техники лыжного хода и вводит неясность при построении учебного процесса. Имеется ли в виду длина шага, либо частота смены фаз скольжения не ясно.

    Третья и последующие задачи не дают в силу своих ограничений возможности реализации всех двигательных потребностей и умений детей.

    Дети 5-6 лет должны уметь не только поворачиваться вправо – влево, но при этом  еще использовать различные способы: переступанием, в движении, вокруг задних – передних концов лыж и т.д.

    При освоении возвышенностей дети данного возраста успешно применяют при подъеме не  только способ лесенкой но и елочку, при спусках применяются  высокая, средняя и низкая стойки.

    Так же необходимо их обучать торможению.

    Несмотря на все преимущества данной программы, в итоге хочется отметить что данная программа в местах где обучают технике передвижения на лыжах неприемлема, терминология применяемая при описании лыжных ходов применяется неверно и требует тщательной редакции.

    В программы по физическому воспитанию включены упражнения из гимнастики, подвижных игр, спортивные виды физических упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, езда на велосипеде, плавание), спортивные игры (бадминтон, теннис, городки), элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) и т. д. [39].

    В программах выделяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. К оздоровительным задачам относят правильное и своевременное содействие в развитии костной системы, связочного аппарата, дыхательной и сердечно сосудистой систем, содействие развитию нервной системы и органов чувств.

    К образовательным задачам относят: формирование правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании, формирование двигательных навыков и  физических качеств – ловкости, быстроты, силы выносливости.

    В зависимости от требования времени выделяют множество различных воспитательных задач, но все они сводятся в конечном итоге на воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, выработки и потребности к  ежедневным занятиям физической культурой, умения творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в самостоятельной деятельности.

    При обучении технике движений дети получают представления и знания о разнообразных способах движений, их назначении, сходстве и различии в силе, скорости, направлении, характере, сложности движения, затем у них формируются практические  умения и навыки в этих способах и дети упражняются в них.

    Детей приучают отвечая на вопросы воспитателя, анализировать простые движения, оценивать их качество, вычленять ведущие фазы, путем сравнения замечать ошибки и исправлять их. Таким образом, обучение в процессе физической культуры ориентированно в старшем дошкольном возрасте на все большую сознательность восприятия программного материала.

    Открывается возможность больше внимания уделять развитию двигательных качеств, особенно скоростно-силовых и ловкости. Развитие двигательных качеств происходит постепенно в пределах возрастных возможностей в упражнениях и подвижных играх без специальных средств и методов.

    Новыми для них являются соревновательные формы работы. Вначале получают развитие в основном соревнования, направленные на выявление личного количественного или качественного результата движения ребенка, затем развиваются коллективные формы соревнования.

    В.В Осинцев опираясь на высказывание Д.Д Донского пишет, что при составлении программ первоначального обучения технике передвижения на лыжах в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии техника должна быть упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывать такие основы техники, которые в последствии будут все более совершенствоваться [26].

    Ряд авторов, рассматривая обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста, приходят к мнению что основными для детей этого возраста целями, при освоении навыков ходьбы на лыжах являются ознакомление со скользящим шагом и выработка навыков передвижения этим шагом; повороты на месте; преодоление пологих подъемов и спусков. При организации занятий во избежание травм и непродуктивного использования времени необходимо заранее обучить транспортировке, одеванию и снятию, чистке лыж [8,9].

    Анализ научно методической литературы показал, что многие авторы рассматривая обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста и других возрастных групп, ограничиваются лишь методическими рекомендациями по проведению занятий. Т.И Осокина в книге «Физическая культура в детском саду» описывая обучение скользящему шагу, пишет следующее «…дети передвигаются по лыжне без палок свободным накатистым шагом. Ребенок поочередно скользит то на одной то на другой лыже, перенося вес тела то на одну, то на другую лыжу. Туловище при ходьбе на лыжах без палок подается вперед и назад. Движения рук и ног сочетаются в перекрестной координации. Смотрит ребенок вперед». Далее автор указывает типичные ошибки при ходьбе скользящим шагом и рекомендует применение упражнений направленных на усвоение скользящего шага [25]. Как видно в данном случае скользящий шаг рассматривается как нечто состоящее из одного элемента и выполнение ,которого возможно без особой подготовки.

    Однако И.М Бутин и В.В Осинцев, выделяют два периода и пять фаз скользящего шага, без овладения которыми трудно говорить об освоении скользящего шага. Скользящий шаг- это передвижение на лыжах без палок с выполнением последовательных шагов со скольжением на одной лыже и сохранением позы с наклоном туловища, обеспечивающей длительное одноопорное равновесие, согласованность работы рук и ног, отталкивание ногой и перенос массы тела с толчковой ноги на маховую. Нарушение только одного из этих требований приведет к грубому нарушению техники выполнения скользящего шага и, следовательно, неправильному его усвоению детьми.

    Описанные движения рук, возможно понять по разному, не ясно и не конкретно обозначены, не раскрывается термин перекрестная координация, к примеру вперед – назад, или из стороны в сторону. Абсолютно не ясна цель данного вида передвижения на лыжах, нет ориентиров, к которым должен стремиться ребенок, осваивая скользящий шаг и другие способы передвижения на лыжах.

    А.В Кенеман и Д.В Хухлаева в «Теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста» так же ограничиваются перечислением способов передвижения на лыжах, приводят основные их  характеристики и ошибки при выполнении[16].

    Обучение ходьбе на лыжах, пишут авторы, проводится в определенной последовательности: сначала обучают ступающему и скользящему шагу без палок; после этого –  поворотам на месте и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»); торможению; подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой») и спускам с нее («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойках); попеременному двухшажному и одновременному одношажному ходам.

    Раскрывая скользящий шаг без палок, автор в данном случае допускает терминологическую ошибку, поскольку такого способа передвижения на лыжах не существует.

    При обучении длительность занятий  рекомендуют увеличивать от 15 до 40, 60 минут. Далее авторы не раскрывают методику обучения передвижению на лыжах, ограничиваясь лишь тем, что при обучении нужно использовать показ и объяснения.

     

     

    Выводы по первой главе:

    Проанализировав научно – методическую литературу,  мы пришли к следующим выводам:

    1. Развитие детей старшей дошкольной группы заключается в бурном развитии органов опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Преобладания в регуляции поведения полушарий головного мозга.
    2. Психическое развитие характеризуется в обогащении и упорядочении чувственного опыта ребенка, овладении специфическими формами восприятия и мышления, бурного развития воображения, в формировании начатков произвольного внимания и памяти.
    3. II. Большинство авторов выделяют следующие задачи при обучении ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста:
    4. Ознакомление и овладение навыками скользящего шага.
    5. Освоение основ техники подъема «лесенкой», «елочкой».
    6. Освоение навыков спуска в высокой, средней и низкой стойках.
    7. Освоение навыков торможения «плугом», «лесенкой».

    III.  Анализ программ физического воспитания детей, в части лыжной  подготовки выявил следующее:

    1. Методы обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста нуждаются в  систематизации, обобщении и разработке актуальных методических пособий.
    2. В программах приводится ограниченный перечень задач обучения технике лыжных ходов, не связанных с реальными возможностями детей старшего дошкольного возраста.
    3. Выявлены ошибки при использовании терминологии описывающей лыжные ходы и методы обучения, приводящие к неоднозначной их трактовке.
    4. Научно – методическая литература по данной тематике устарела теоретически и методически и требует рассмотрения данной проблемы с позиций современной педагогики, дидактики, системного и дифференцированного подхода в обучении и анализе.

     

    Глава 2. Организация и методы исследования

     

    2.1 Организация исследования

    Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Теремок», расположенный в с. Красногорское У.Р.

    Для решения цели и осуществления задач исследование разделялось на несколько этапов.

    Первый этап: сбор и анализ научно – методической литературы по вопросам исследования. Выявление исходного уровня основных видов движений и техники передвижения на лыжах. Сентябрь – декабрь 2006 года.

    На данном этапе были определены контрольная и экспериментальная группы.

    Всего в выборку исследования входило 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочек старшей дошкольной группы (приложение 1, таблица 1.). Группы были разделены по 6 человек в каждой.

    В целях достижения однородности группы были подобраны дети примерно равного уровня развития и двигательной активности. Диагностика проводилась по беговым навыкам   и навыкам равновесия  [13, 30].

    Второй этап исследования. Формирование  навыков передвижения на лыжах; определение уровня усвоения основных видов движений и навыков ходьбы на лыжах. Ноябрь 2006 – март 2007 года.

    Третий этап исследования: Анализ результатов диагностики освоения основных видов движений и навыков передвижения на лыжах.  Написание выпускной квалификационной работы. Март – сентябрь 2007 года.

    2.2 Методы исследования

    В ходе работы над исследованием применялись следующие методы:

    • Анализ научно- методической литературы;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Формирующий эксперимент;
    • Экспертная оценка;
    • Методы математической статистики;
    • Диагностика основных видов движений проводилось по методикам Логиновой В.И, Васильева М.А.
    • Для определения уровня сформированности навыков ходьбы на лыжах был разработан следующий тест (далее в работе тест №1, таблица 2).

    Таблица 2

    Дифференцированный тест (№1) на выявление навыка скользящего шага.

     

    Элемент техники

    Баллы
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1. Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную.
    2. Положение туловища.
    3. Движение маховой ноги.
    4. Согласованность движений рук и ног.
    5. Отталкивание ногой.
    6. Одноопорное скольжение.

     

    Данный тест был разработан Евдокимовым А.А. на основе трудов таких ученых как Бутин И.М., Л.Д Глазырина, М.П Голощекина, В.В. Осинцев, Т.И. Осокина, А.В Кенеман, Д. В Хухлаева, которые ставят основными задачи при обучении ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста освоение навыков скользящего шага, повороты на месте, спуски с невысокого склона и подъемы на него разными способами.

    Рассматривая среди этих элементов лыжной подготовки скользящий шаг, как основной и наиболее часто применяемый технический элемент мы решили оценивать степень усвоения навыка передвижения по нему.                       Рассматривая скользящий шаг как, сложную структуру, состоящую из различных элементов, мы выделили из него шесть основных частей приведенных выше. Конечно же, эти шесть элементов скользящего шага не до конца раскрывают его особенности, но в целом опираясь на мнения выше перечисленных ученых, можно сказать, что являются стержневыми навыками при освоении скользящего шага.

    Для оценивания каждого из них была предложена 10-ти бальная шкала. Для определения средней оценки применялась формула № 2 – средняя арифметическая.

    Для удобства при расчетах показатели округлялись до десятых.

    Для  оценивания уровня сформированности навыка скользящего шага применялась следующая шкала.

    Значения Х от 1до 4 свидетельствуют о низкой степени усвоения навыков ходьбы на лыжах. Имеются значительные грубые ошибки, отсутствует одноопорное скольжение, нет подседания, движения скованные с малым продвижением.

    Значения Х от 4 до 7 о хорошей степени усвоения навыков ходьбы на лыжах. Имеется несколько незначительных ошибок, движения в целом ритмичные, но несколько скованные с вялым отталкиванием и непродолжительным одноопорным скольжениекм.

    Значения Х от 8 до 10 об отличной степени усвоения навыков ходьбы на лыжах. Движения законченные, ритмичные движения рук и ног, одноопорное скольжение со значительным продвижением, при толчке имеется подседание и т.д.

    На базе данного теста была разработана анкета, приведенная в приложении  1.

    Диагностика проводилось методом экспертной оценки. В качестве экспертов выступили педагоги Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Теремок», расположенный в с. Красногорское У.Р. Всего было три эксперта:

    1. Епифанова Анна Михайловна – эксперт №1.
    2. Тукбаева Светлана Павловна – эксперт №2.
    3. Саитгареева Светлана Семеновна – эксперт №3.

    Результаты оценивания систематизировались и сводились в сводную таблицу 1, приведенную в приложении.

    Поскольку целью нашего исследования является выявление эффективности обучения передвижению на лыжах как средства совершенствования основных видов движений, то нами был сделан анализ уровня сформированности основных видов движений.

    Анализ проводился по двум основным для данного возраста видам:   бег, равновесие.

    Анализ беговых навыков. Проводился по тесту приведенному в программе «Детство» [13]. Уровень сформированности определяется по результатам бега на 30 метров. Допустимые значения для хорошо развитого навыка бега, для детей старшего дошкольного возраста, колеблются в пределах от 7,5 – 7,9 секунд.

    Анализ навыков равновесия. Данный тест представлял собой удержание на время положения стойка на одной, руки в стороны. Анализ  проводился по требованиям приведенным в программа воспитания и обучения в детском саду под  редакцией М.А Васильева [30].

    Где приводятся следующие нормативы для детей 6-ти лет:

    Удовлетворительно Хорошо Отлично
    30 и менее сек. 35 – 45 сек. 45 и выше сек.

     

     Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций»  под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина [33] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова [31].

    1). Анализ средних показателей осуществлялся по формуле средней арифметической.

     

             

    Х =  ¾¾                                                                                       1.

                n

    где Х – средний показатель;

    SХ – сумма показателей в выборке;

    n – выборка.

     

    2). Анализ динамики показателей исследования осуществлялся при помощи формулы темпов прироста.

               Уi  –   Уо

    Тпр = ———— * 100%                                                                                   2.

                   Уо

    где Тпр- темп прироста;

    Уо-  начальное значение показателя;

    Уi-  i-е значение показателя.

     

    3). Для оценки зависимости показателей динамики формирования основных видов движений от динамики формирования навыков ходьбы на лыжах применялся корреляционный анализ.  Прменялась следующая формула:

     

                             Ra    =            ad-бс____________            3.          

                                             (а+б)*(с+б)*(б+d)*(а+с)

     где Ra – коэффициент ассоциации

    а, б, с, d – численности альтернативных признаков, расположенные в клетках корреляционной таблицы.

    а b
    c d

     

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

    3.1. Выявление исходного уровня основных видов движений и навыка передвижения на лыжах

    На первом этапе исследования, проходившего в сентябре – декабре 2006 года проведена экспертная оценка сформированности навыка скользящего шага, и получены следующие результаты приведенные в таблице № 3.

    Таблица  3

    Результаты первого тестирования навыка скользящего шага

    Группы исследуемых Экспертная оценка Средний балл (Х)
    Контрольная группа №1 №2 №3

    Басалгин Вова

    4,7 3,8 3,6 4,0
    Вахрушева Наташа 3,3 3,1 3,5 4,3
    Говязина Ксюша 3,7 3,9 3,5 4,7
    Гранаткин Леня 4,0 4,3 4,3 4,2
    Караваев Женя 4,7 4,5 4,3 4,5
    Марчукова Света 4,3 4,9 4,1 4,4
    Средний балл по группе 4,4
    Экспериментальная группа
    Аютина Настя 4,1 4,1 4,3 4,2
    Велкова Света 5,3 4,8 5,5 4,2
    Гараев Игорь 5,5 5,8 6,3 4,9
    Малых Игорь 4,7 4,3 4,7 4,5
    Нуриев Шамиль 4,8 5,0 5,8 5,2
    Чураева Лена 4,8 4,8 4,9 4,8
     Средний балл по группе 4,6

     

    Как видно из результатов приведенных в таблице средний балл владения навыком скользящего шага несколько выше в экспериментальной группе, он составил 4,6. В контрольной группе – 4,4. Однако разброс значений незначителен исходя из чего мы можем говорить об относительной равнозначности групп.

    Данный результат свидетельствует о низкой степени владения детьми исследуемых групп навыками скользящего шага. Данный низкий результат мы объясняем тем, что первый этап исследования, при котором проводилось исследование, проходило в начале декабря, когда навыки еще не совсем освоены. Вторую причину, по которой был получен низкий балл  экспертной оценки, мы видим в том, что данная задача  овладения навыками скользящего шага, для детей данной группы поставлена впервые. В предыдущие годы одной из главных задач было овладение навыками ступающего шага.

    Детьми исследуемых групп в наименьшей степени  освоены такие элементы скользящего шага, как одноопорное скольжение  и движения маховой ноги.  Наиболее усвоенными элементами являются  положение туловища и согласованность движений рук и ног. Остальные элементы техники скользящего шага так же имеют сравнительно низкие показатели (таблица 4).

    Таблица 4

    Уровни владения элементами скользящего шага.

    Элемент техники скользящего шага Средний балл (Х)
    контрольная экспериментальная
    1  Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 3,7 3,6
    2  Положение туловища. 6,7 7,0
    3  Движение маховой ноги. 3,4 3,4
    4 Согласованность движений рук и ног. 5,7 6,2
    5  Отталкивание ногой. 3,7 3,5
    6 Одноопорное скольжение. 3,3 3,6
    7 Средний балл 4,4 4,6

     

    Анализ  основных видов движений проводился по двум видам: бег, равновесие.

    Данный тест проводился в спортивном зале Красногорской школы – гимназии №1 во второй половине декабря и в первой половине марта.

    По результатам первого тестирования на определение беговых навыков были выявлены следующие показатели приведенные в таблице 5.

    Таблица 5

    Результаты первого тестирования навыка бега.

    Группы Результат в секундах

    Контрольная группа

    Басалгин Вова

    7,1
    Вахрушева Наташа 7,6
    Говязина Ксюша 7,5
    Гранаткин Леня 7,7
    Караваев Женя 7,4
    Марчукова Света 7,6
    Средний балл по группе 7,4
    Экспериментальная группа
    Лютина Настя 7,3
    Малых Игорь 7,0
    Нуриев Шамиль 7,3
    Осипанов Денис 7,5
    Марчукова Света 7,3
    Чураев Рома 7,6
     Средний результат по группе 7,3

     

    Как видно по данным таблицы разброс показателей результатов бега достаточно широк и колеблется в пределах от 7,0 до 8,0. Замечены более низкие показатели среди девочек по сравнению с результатами мальчиков. Значениея среднего показателя времени бега на 30 метров в группах достаточно высокие и составляет 7,4 сек. в контрольной и 7,3 сек. в экспериментальной гркппе.

    В исследовании проводился анализ формирования навыков равновесия.

    Тестирование проводилось дважды в спортивном зале детского сада во второй половине декабря и в первой половине марта.

    Таблица 6

    Результаты первого тестирования навыка равновесия.

    Группы Результат в секундах

    Контрольная группа

    Басалгин Вова

    44
    Вахрушева Наташа 41
    Говязина Ксюша 48
    Гранаткин Леня 40
    Караваев Женя 43
    Марчукова Света 41
    Средний балл по группе 42,8
    Экспериментальная группа  
    Лютина Настя 52
    Малых Игорь 40
    Нуриев Шамиль 43
    Осипанов Денис 45
    Марчукова Света 43
    Чураев Рома 40
     Средний результат по группе 43,8

     

    Как и в случае с беговым тестом, результаты теста на равновесие имеют большой разброс: от 34 до 52 секунд. Средний результат относится к  средним и составляет 42,8 сек. в контрольной группе и 43,8 сек. в экспериментальной группе. Замечено, что при проведении данного теста результаты более высокие у тех детей, которые при объяснении теста  внимательно слушали воспитателя и проявляли явную заинтересованность в  высоком результате. А дети, в основном мальчики, не придавшие соревновательное значение данному тестированию показали низкие результаты. Данное наблюдение дает возможность предполагать, что средний уровень навыка равновесия должен иметь более высокое значение.

    •  Формирование навыков ходьбы на лыжах у детей старшего дошкольного возраста

    На этом этапе исследования группы исследуемых детей разделились. Контрольная группа продолжала занятия по общепринятой программе. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами перспективной программе.

    В обоих группах занятия на лыжах проводились один раз в неделю.

    Продолжительность занятий составляла от 15 до 30 минут. Походы до 1,5 часа.

    Общее число занятий в экспериментальной группе с ноября 2006 года по март 2007 года, составило 18 – 20.  В контрольной группе 12 -14 занятий.

    Формирование правильных двигательных качеств в дошкольном возрасте возможно лишь при условии обучения.

    При обучении детей экспериментальной группы навыку передвижения на лыжах применялись следующие методы:

    • наглядные – показ физических упражнений,
    • слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь воспитателя.
    • словесные – описание движений, объяснение , рассказ, беседа, указания, команда.
    • практические методы – повторение движений, применение элементов соревновательности.

    Основываясь на материалах исследования научно – методической литературы, разработан перспективный план обучения ходьбе на  лыжах детей   5-6 лет (старшая группа).

    Нами были определены следующие задачи обучения:

    1. Ознакомить и учить навыкам скользящего шага.
    2. Учить подъемы «лесенкой», «елочкой».
    3. Учить спускам в высокой, средней и низкой стойках.
    4. Освоить навыки торможения «полуплугом», «плугом».

    Как уже говорилось выше, учебный план разделен на 18 – 20 практических занятий.

    Исходя из учебных задач поставленных перед экспериментальной группой и количества учебных практических занятий, был разработан план – график прохождения учебного материала приведенный в приложении.

    На основе плана – графика разрабатывались  задачи на каждое занятие.

    На  данном этапе обучения основное внимание уделяется формированию навыка скользящего шага, хотя работа проводилась по всем направлениям задач. Данное ограничение вызвано рамками нашей работы.

    Занятия проводились первоначально на площадке детского сада «Теремок», по мере усвоения навыков ходьбы на лыжах занятия перенеслись на стадион близлежащей школы. С освоением навыков спуска и торможений было произведено два похода в лесо – парковую зону прилегающую к микрорайону, где расположен детский сад.

    Не вдаваясь в подробное описание хочется сказать, что процесс обучения навыкам ходьбы на лыжах складывался из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления навыка, усовершенствования техники.

    Занятия по лыжам начались проводится задолго до выхода на снег. Первоначально проводились сюжетные беседы, объяснялось с какой целью применяется тот или иной ход. Давались основные знания по переносу и  хранению лыж. Учили правильно снимать и одевать их.

    На первых занятиях на снегу закладываются общие представления о движении. Применялся показ, сопровождаемый объяснениями. В основном занятия на освоение скользящего шага проводилась без палок. В конце занятия давались игры на лыжах. Перечень игр приведен в приложении.

    На первом этапе обучения скользящему шагу, основной типичной ошибкой при выполнении было отсутствие скользящего шага. Дети в основном шли ступающим шагом. Либо выполняли двухопорное скольжение. Основной причиной недостаточно эффективного выполнения одноопорного скольжения в скользящем шаге на наш взгляд было неумение набирать необходимую скорость, неуверенность переходящая  в неустойчивую стойку на скользящей лыже, нескоординированность движений рук и ног. Но по мере обучения и перехода на более широкую и укатанную учебную площадку многие из детей стали применять скользящий шаг при перемещении.

    Для устранения выше указанных причин приводящих к ошибкам в выполнении скользящего шага мы разделяли на участки на которых дети должны были производить наименьшее количество шагов. Данный прием проводился в виде игры «Кто меньше». Игровой момент заставлял детей неосознанно набирать необходимую скорость для того, сто бы преодолеть отрезки с наименьшим количеством шагов.

    Для преодоления неуверенности  и удержания  положения одноопорного скольжения применялись имитирующие упражнения в спортивном зале. Задание заключалось в прохождении гимнастической скамейки с переносом опоры с маховой ноги на толчковую. Также на улице выполнялся скользящий шаг с небольшим продвижением вперед и удержанием равновесия.

    Для развития скоординованности движений рук и ног в скользящем шаге применялись подобные указанным выше упражнения, но уже с включением движений рук.

    Со временем, при выполнении заданий на технику основная масса детей стала успешно выполнять скользящий шаг, но при произвольной езде, особенно если присутствовал элемент соревновательности, дети и вновь сокращался скользящий шаг.

    По этому поводу  Голощекина пишет: «.. интересен и тот факт, что при контроле усвоения 80 % проходят отрезок правильно, но при свободном катании эта картина резко меняется и уже только 45% детей проходят отрезок пути, соблюдая  правильную технику. Это говорит о том, что дети знают и умеют правильно ходить на лыжах, но навык еще не сформировался» [9].

    При отсутствии  фазы скольжения, на начальном этапе обучения, типичной ошибкой было отведение сзади стоящей ноги назад – вверх, при практически нулевом продвижении вперед. Для исправления данной ошибки применялись методические указания направленные на подъем туловища и перенос взгляда с кончиков лыж на 2-3 шага вперед. Обращалось внимание на выполнения толчка с пятки на носок. Постепенно с освоением фазы скольжения количество подобных ошибок сокращалось.

    Затем столкнулись с проблемой подседания при отталкивании ногой. Поначалу дети упорно не хотели выполнять данный элемент, но в процессе обучения удалось у большинства  детей получалось выполнение данного элемента.

    Маленьким детям утомительна монотонная однообразная работа над техникой лыжного хода. Исходя из этого, в  процесс обучения, включались  различные игры и игровые упражнения.

    При обучении детей применялись предметные (зрительные) ориентиры с целью регулирования движений в пространстве.

    Под влиянием обучения у детей экспериментальной групп произошли  значительные сдвиги  в сторону улучшения качества и результативности движений в передвижении на лыжах. Туловище стало постепенно  принимать  наклонное положение, появилась  большая согласованность работы рук и ног, отталкивание производится с пятки на носок.

    Об улучшении показателей свидетельствует результат второй экспертной оценки навыка скользящего шага. Данная оценка проводилась в начале марта.

     

    Таблица 7

    Результаты второй экспертной оценки навыка скользящего шага

    Группы исследуемых Экспертная оценка Средний балл (Х)
    Контрольная группа №1 №2 №3

    Басалгин Вова

    6,9 7,1 7,6 7,2
    Вахрушева Наташа 7,3 7,8 7,8 7,6
    Говязина Ксюша 8,7 9,3 9,5 9,2
    Гранаткин Леня 7,0 6,8 7,2 7,0
    Караваев Женя 7,1 6,8 6,7 6,9
    Марчукова Света 8,3 7,9 8,1 8,1
    Средний балл по группе 7,5 7,6 7,8 7,6
    Экспериментальная группа
    Аютина Настя 9,1 9,1 8,7 9,0
    Велкова Света 9,7 9,3 9,2 9,4
    Гараев Игорь 9,5 9,8 9,3 9,5
    Малых Игорь 8,6 8,7 8,1 8,5
    Нуриев Шамиль 7,8 8,6 8,1 8,2
    Чураева Лена 8,8 8,8 8,9 8,8
     Средний балл по группе 8,9 9,0 8.7 8,9

     

    Как видно из таблицы достигнуты довольно таки высокие средние результаты в исследуемых группах, они составили 8,9 балла в экспериментальной группе и 7,6 балла в контрольной группе.

    Оценка уровня освоения навыка скользящего шага по техническим элементам выявил следующие результаты:

    Таблица № 8

    Уровни владения элементами скользящего шага.

    Элемент техники скользящего шага Средний балл (Х)
    контрольная экспериментальная
    1  Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. 7,3 8,9
    2  Положение туловища. 7,8 9,5
    3  Движение маховой ноги. 7,2 8,7
    4 Согласованность движений рук и ног. 8,7 9,6
    5  Отталкивание ногой. 6,9 8,0
    6 Одноопорное скольжение. 7,0 8,1
    7 Средний балл 7,6 8,9

     

    Как видно из таблицы наиболее проблемным элементом при освоении навыка скользящего шага было и осталось ко второму этапу исследования «одноопорное скольжение». На втором месте по сложности усвоения «отталкивание ногой». Наиболее усвоенным техническим  элементом является «согласованность движений рук и ног».

    Несмотря на довольно таки высокий средний показатель владения навыка скользящего шага ни один из элементов техники не был оценен максимально в 10 баллов, хотя оценивание производилось, как уже говорилось выше, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

     

    Одновременно с занятиями на лыжах дети занимались по общей программе физического воспитания в спортивном зале. Вторая оценка уровня сформированности основных видов движений выявила следующие результаты, приведенные в таблицах 8 и 9.

    Данный тест проводился в спортивном зале школы в первой половине марта.

    По результатам второго тестирования, направленного на определения сформированности беговых навыков, в исследуемой группе были выявлены следующие показатели приведенные в таблице 8.

    Таблица  8

    Результаты второго тестирования беговых навыков

    Группы Результат в секундах

    Контрольная группа

    Басалгин Вова

    7,3
    Вахрушева Наташа 7,2
    Говязина Ксюша 7,3
    Гранаткин Леня 7,0
    Караваев Женя 7,3
    Марчукова Света 7,3
    Средний балл по группе 7,2
    Экспериментальная группа
    Лютина Настя 7,3
    Малых Игорь 7,3
    Нуриев Шамиль 7,3
    Осипанов Денис 7,0
    Марчукова Света 7,2
    Чураев Рома 7,0
     Средний результат по группе 7,2

    Как видно из результатов таблицы обнаружены относительно одинаковые средние результаты в обеих группах.

    Второе тестирование, направленное  на изучение  формирования навыков равновесия выявил следующие результаты приведенные в таблице 9.

    Тестирование проводилось в спортивном зале сельской школы в первой половине марта.

    Таблица 9

    Результаты второго тестирования навыков равновесия.

    Группы Результат в секундах

    Контрольная группа

    Басалгин Вова

    44
    Вахрушева Наташа 45
    Говязина Ксюша 51
    Гранаткин Леня 48
    Караваев Женя 43
    Марчукова Света 46
    Средний балл по группе 46,1
    Экспериментальная группа
    Лютина Настя 51
    Малых Игорь 50
    Нуриев Шамиль 42
    Осипанов Денис 47
    Марчукова Света 49
    Чураев Рома 42
     Средний результат по группе 46,8

     

    Результаты теста на равновесие имеют разброс от 43 до 51 секунды. Средний результат в контрольной группе составляет 46,1 сек. В экспериментальной группе 46,8 сек.

    3.3 Математический  анализ результатов исследования

     

    Анализ динамики формирования навыков скользящего шага выявил следующие результаты, приведенные в таблице 10 и 11 . Данный анализ проводился по формуле №2.

    Таблица  10

    Динамика овладения элементами скользящего шага в контрольной группе

    Элемент техники скользящего шага. Уо Уi Темп прироста
    1 Перенос массы тела с толчковой на опорную. 3,7 7,3 97%
    2  Положение туловища. 6,7 7,8 16%
    3  Движение маховой ноги. 3,4 7,2 111%
    4 Согласованность движений рук и ног. 5,7 8,7 52%
    5  Отталкивание ногой. 3,7 6,9 21%
    6 Одноопорное скольжение. 3,3 7,0 112%
    Среднее значение 4,4 7,6 75%

     

    Таблица 11

    Динамика овладения элементами скользящего шага в экспериментальной группе

    Элемент техники скользящего шага. Уо Уi Темп прироста
    1 Перенос массы тела с толчковой на опорную. 3,6 8,9 147%
    2  Положение туловища. 7,0 9,5 35%
    3  Движение маховой ноги. 3,4 8,7 155%
    4 Согласованность движений рук и ног. 6,2 9,6 54%
    5  Отталкивание ногой. 3,5 8,0 128%
    6 Одноопорное скольжение. 3,6 8,1 125%
    Среднее значение 4,6 8,9 93%

     

    Рис. 1 Динамика формирования навыков скользящего шага в исследуемых группах

    Проанализировав динамику овладения навыками передвижения на лыжах, мы можем сказать, что применяемая нами программа оказалась более эффективной нежели общепринятая программа. Об этом свидетельствует динамика показателей 93% прирост в экспериментальной группе и 75% прирост в контрольной группе.

    Анализ навыков бега детей старшего дошкольного возраста выявил следующую динамику приведенную в таблице 12.

    Таблица 12

    Динамика беговых навыков

    Группы Уо Уi Темп прироста

    Контрольная группа

    7,4 7,2 – 2%
    Экспериментальная группа 7,3 7,2 -1%

     

    В связи со спецификой данного теста, в данном случае положительным  результатом является отрицательное значение показателя динамики. Поскольку лучшим является меньшее время, которое потратил ребенок на преодоление 30 метров.

    Результаты свидетельствуют о незначительном улучшении среднего показателя в группе. А во многих случаях даже наблюдаются ухудшения результата бега.

    Анализ динамики навыка равновесия детей старшего дошкольного возраста выявил следующие результаты приведенные в таблице 12

    Таблица 12

    Динамика навыков равновесия.

    Группы Уо Уi Темп прироста

    Контрольная группа

    42,8 46,1 7%
    Экспериментальная группа 43,8 46,8 6%

     

    Как видно из результатов приведенных в таблице, обнаружена тенденция увеличения длительности сохранения равновесия. Темп прироста составил в контрольной группе 7% %. В экспериментальной группе 6%.

    Исходя из цели  нашего исследования, необходимо определить эффективность  обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста,  как средства совершенствования основных видов движений.

    Насколько эффективной будет обучение передвижению на лыжах как средство совершенствования основных двигательных действий?

    Чтобы выполнить цель и решить проблему стоящую перед нами мы провели корреляционный анализ показателей динамики формирования основных видов движений и навыков скользящего шага. В данном случае применяем результаты экспериментальной группы.

    Результаты данного анализа указывают на существование или отсутсвие зависимости  между формированием навыка скользящего шага и основных видов движений детей старшего дошкольного возраста. Анализ производился по формуле №3, расчеты производились с помощью персонального компьютера и в работе не приводятся.

    1. Корреляционный анализ зависимости формирования беговых навыков и навыка скользящего шага

    Таблица 13

    Исходные данные

    а в с d Ra
    7,3 7,2 4,6 8,9 -0,28

     

    Где а – результат первого тестирования навыка бега.

           в – результат второго тестирования навыка бега.

     с – результат первого тестирования скользящего шага.

          d – результат второго тестирования скользящего шага.

    Ra – коэффициент ассоциации.

    Значения коэффициента ассоциации от –1 до 1 говорят о сильной степени связи между явлениями. Значения близкие к 0, говорят о слабой зависимости либо,  о ее полном отсутствии.

    Как видно в нашем случае, обнаружена отрицательная зависимость между формированием навыка скользящего шага и навыков бега. Но связь очень слабая –0,28 и в данном случае о том что формируя навыки скользящего шага мы формируем беговые навыки говорить нельзя, скорее обучение скользящему шагу отрицательно влияет на беговые навыки детей старшего дошкольного возраста.

    1. Корреляционный анализ зависимости формирования навыка равновесия от навыка скользящего шага

     

     

     

    Таблица 14

    Исходные данные

    а в с d Ra
    43,8 46,8 4,6 8,9 0,09

     

    Где а – результат первого теста на определение навыка равновесия.

           в – результат второго теста на определение навыка равновесия.

           с – результат первого тестирования скользящего шага.

          d – результат второго тестирования скользящего шага.

    Ra – коэффициент ассоциации.

    Результат корреляционного анализа зависимости формирования навыка равновесия, от формирования навыков скользящего шага не выявил сильной связи между двумя этими явлениями. Значение коэффициента ассоциации 0,09.

    Два изучаемых в работе различных процесса происходящие в организме ребенка в одно и то же время не имеют зависимости друг от друга. Данные  процессы происходят независимо и имеют свои закономерности развития.  Отсюда можно сказать, что формируя навыки скользящего шага у детей  старшего дошкольного возраста мы, тем самым не формируем навыка равновесия.

     

    Выводы

    1. I. В результате анализа научно – методической литературы были выявлены ряд недостатков программ и методик обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста. Недостатки заключались в следующем:
    2. Методы обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста нуждаются в систематизации, обобщении и разработке актуальных методических пособий.
    3. В программах приводится ограниченный перечень задач обучения технике лыжных ходов, не связанных с реальными возможностями детей старшего дошкольного возраста.
    4. Выявлены ошибки при использовании терминологии описывающей лыжные ходы и методы обучения, приводящие к неоднозначной их трактовке.
    5. Научно – методическая литература по данной тематике устарела теоретически и методически и требует рассмотрения данной проблемы с позиций современной педагогики, дидактики, системного и дифференцированного подхода в обучении
    6. Анализ динамики формирования навыков передвижения на лыжах детей старшего дошкольного возраста выявил более высокую эффективность разработанной нами перспективной программы. Динамика формирования навыка в экспериментальной группе составила 93%. В контрольной группе 75%.
    • Корреляционный анализ выявил, что совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста не будет протекать более успешно при обучении ходьбе на лыжах. А даже будет иметь отрицательные последствия на навыки бега.

     

    Практические рекомендации

    По результатам исследования нами разработаны ряд практических рекомендаций. В целом их можно определить на несколько групп: организационные, педагогические, методические и технические. Организационные.

    • к проведению занятий на лыжах следует подготовиться задолго до выпадения снега. Начиная с сентября месяца проводить беседы о зимних играх, видах спорта, способах передвижения на лыжах, рациональном применении лыжных ходов и о пользе занятий на открытом воздухе в зимний период для здоровья организма;
    • следует заранее приготовить инвентарь, приучить детей к гигиене лыж, одеванию лыж и палок. Это следует делать во избежание потерь продуктивного времени при организации начала занятий.
    • Необходимо проложить не менее трех параллельных лыжни, при проведении занятий запускать более подготовленных детей по внешней лыжне, а менее подготовленных по внутренней лыжне имеющей меньший диаметр.

    Педагогические.

    • условием успешной реализации задач обучения ходьбе на лыжах является обеспечение индивидуально– дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе занятий.

    Методические.

    при организации и проведении занятий применялись следующие методы:

    • наглядные – показ физических упражнений,
    • слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен),   непосредственная помощь воспитателя.
    • словесные – описание движений, объяснение , рассказ, беседа, указания, команда.
    • практические методы – повторение движений, применение элементов соревновательности.
    • Достижение высокого эффекта возможно при применении данных методов как в отдельности так и в комплексе.

    Технические.

    • Наиболее сложно усвояемым техническим элементом в скользящем шаге является «Одноопорное скольжение». Освоение данного элемента требует систематического, на каждом занятии повторения и контроля качества выполнения. Наилучший эффект достигается при применении игровых форм.
    • При обучении отталкиванию ногой трудности возникают при освоении подседания. Данный элемент, возможно изучить в спортивном зале.

     

    Список литературных источников

    1.Аксарина Н.М Воспитание детей раннего возраста. М 1977г. – 256с.

    2.Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М 1986г. – 187с.

    3.Бутин И.М  Лыжный спорт.М 1983г.-335с.

    1. Возрастная и педагогическая психология. Ред .А.В Петровского М. 1979г. – 289 с.

    5.Викулов А.Д, Бутин И.М Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для детей. Ярославль 1996г. – 176с.

    6.Вавилова Е.Н Укрепляйте здоровье детей. М 1986г.  – 128с.

    1. Гербова В. В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей в детском саду 1984 г. – 217с.
    2. Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольникам. Старший возраст. М 2001г. – 257с.
    3. Голощекина М. П Лыжи в детском саду.изд 2.-е, доп. М 1977г. – 177с.
    4. Гришин В.Г, Осипов Н.Ф Малыши открывают спорт. М 1975 г. – 168 с.

    11.Дошкольное воспитание // №9, 2002г. стр 5-7.

    1. Дошкольное воспитание // №10, с18-21.
    2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. изд 3-е переработанное. Ред. В.И Логинова, Т.И Бабаева, Н.А Ноткина. М 2000г. – 244 с.

    14.Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника. Изд. 2-е. Редакция С.Н Савушкин. М. 2001г. – 303с.

    1. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. М 2002 г. – 143с.
    2. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М 1985г. – 271с.
    3. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.М.2000г. – 416 с.

     

    1. Лыжный спорт. Учебник под ред.В.Д Евстратова, Г.Б Чукардина, Б.И Сергеева. М 1989г. – 319с.

    19.Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры. Ред. М.А . Аграновского. М 1980г. – 432c.

    1. Лыжный спорт и методика преподавания. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. М 1987г. – 332c.
    2. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. Спб. 1989г – 212с.

    22.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность : наследственность и среда. Пер.с англ. М. 1993. – 187с.

    1. Луури Ю.Ф Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М 1991г. – 63с.
    2. Медико – педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. М 1983г. – 27 с.
    3. Осокина Т.И. Физическа культура в детском саду. М 1979г. – 288с.
    4. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Ижевск 1999г. – 322с.
    5. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001г. – 264с.
    6. Петроченко Г.Г Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск 1982г -232с.
    7. Права ребенка. Основные международные документы. М.1992г. – 211с.
    8. Программа воспитания и обучения в детском саду. ред. М.А Васильева. Изд. 2-е дополненное. М 1987г. –  193с.
    9. Психология и математика. под редакцией Н.И Кондакова М.1976г. – 443с.
    10. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание, 10, 2002г. с56-64.
    11. Статистика – курс лекций под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина. М.1998г- 472c/.
    12. Степаненкова Э.Я Теория и методика физического воспитания и развития ребенка М. 2002г. – 476с.

    35.Теория и методика физического воспитания и спорта. Под ред. Матвеева. М. 1994г. 423с.

    36 Тер – Ованесян А.А Педагогические основы физического воспитания М 1978г. – 206 с.

    37.Тизулаева Л.Н Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М 1988г. – 465с.

    1. Усова А.П. Обучение в детском саду. М. 1981г. – 254с.

    39.Хухлаева Т.В Теория и методика физического воспитания дошкольников. М 1979г. – 504с.

     

    Приложение 1

     

    Карта экспертной оценки

    Ф.И.___________________________

     

    Дата _________________

     

     

    Элемент техники

    Баллы
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1. Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную.
    2.  Положение туловища.
    3. Движение маховой ноги.
    4. Согласованность движений рук и ног.
    5. Отталкивание ногой.
    6. Одноопорное скольжение.

     

     

     

    Приложение 2

     Игры применяемые в исследовании.

     

    1. Игра –упражнение «Поменяй флажок».
    2. Игра –упражнение «Не задень».
    3. Игра –упражнение «Кто быстрее повернется».
    4. Игра –упражнение « Кто сделает меньше шагов».
    5. Игра –упражнение «Кто быстрее».
    6. Игра –упражнение «Попали в цель».
    7. Игра –упражнение «Пройди парой».
    8. Игра –упражнение «Идите за мной».
    9. Игра –упражнение «Не урони».
    10. Игра –упражнение «Спуск по взмаху флажка»
    11. Игра «Быстрее до флажка».
    12. Игра «Шире круг».
    13. Игра «Карусель».

     

     

    Приложение 2

    План график прохождения учебного материала.

     

    Виды упражнений

    Номера занятий
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
    I. Скользящий шаг Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
    1. Перенос массы тела с толчковой ноги на опорную. Х Х Х
    2.  Положение туловища. Х Х Х
    3. Движение маховой ноги. Х Х Х
    4. Согласованность движений рук и ног. Х Х Х
    5. Отталкивание ногой. Х Х Х
    6. Одноопорное скольжение. Х Х Х Х Х Х
    II. Подъемы «лесенкой», «елочкой» Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
    III. Спуски в высокой, средней и низкой стойках Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
    IV. Игры и эстафеты Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх