ОГЛАВЛЕНИЕ
Планирование подготовки юных хоккеистов с учетом возрастных особенностей 6
Современные проблемы подготовки юных хоккеистов. 11
РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 27
1.2 Материал и организация исследования. 33
РАЗДЕЛ 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 33
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду предъявляют высокие требования к их общей физической и специальной подготовке. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры и вместе с тем зрелищность, что подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов [31].
Совершенствование спортивной подготовки связано с разработкой и выбором наиболее рациональной системы на первых этапах многолетнего процесса, способствующей равномерному развитию всех способностей юного спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства – с выбором адекватной его индивидуальным особенностям системы подготовки.
Исследования в области хоккея проводятся регулярно. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов. В своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов (Н. Н. Урюпин, 1988; В. С. Львов, 1993; Н. П. Филатова, 1995; Д. Р. Черенков, 1995; А. В. Уфимцев, 1999; В. Е. Карпов, 2002; Д. М. Каденков, 2003 и др.).
Однако число научных и методических работ, касающихся непосредственно учебно- тренировочного этапа (в соответствии с настоящим Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей [1] и далее по тексту работы – тренировочного этапа) спортивной подготовки ограничено.
При комплектовании тренировочных групп предусмотрена известная этапность, определенная процессом всесторонней подготовки спортсмена (Ю. Ф. Курмашин, В. С. Кузнецов, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, Ж. К. Холодов и др.).
На тренировочном этапе целесообразным является рассмотрение задач, решаемых на этапе начальной и углубленной специализации отдельно. При этом задачами начальной специализации являются: воспитание физических качеств (быстроты, гибкости, координационных способностей и выносливости), овладение приемами техники хоккея и их совершенствование в усложненных условиях, разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне и их совершенствование в игровых условиях, освоение соревновательной деятельности.
В соответствии с основной направленностью этапов и стоящих перед ними задач осуществляется адекватный подбор средств, методов и режимов работы, определяются величины и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок, и на этой основе производится рациональное построение учебно- тренировочного процесса в годичном и многолетних циклах.
Это обстоятельство подчеркивает необходимость уточнения структуры и содержания физической подготовки юных хоккеистов, позволяющей проектировать содержание средств, структурировать ее для более полной, доступной и качественной реализации образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач и задач будущей спортивной деятельности [24].
Определив актуальность исследования, определим цели и задачи.
Объект: тренировочный процесс у юных хоккеистов.
Предмет: планирование тренировочного процесса юных хоккеистов учебно-тренировочных групп.
Цель: рассмотреть особенности планирования тренировочного процесса у юных хоккеистов учебно-тренировочных групп.
Задачи:
- Изучить планирование подготовки юных хоккеистов с учетом возрастных особенностей.
- Раскрыть современные проблемы подготовки юных хоккеистов.
- Исследовать проблемы и пути оптимизации планирования тренировочного процесса у юных хоккеистов на тренировочном этапе спортивной специализации.
Гипотеза: оптимизация планирования учебно-тренировочного процесса позволит оптимизировать эффективность учебно-тренировочного процесса на учебно-тренировочном этапе.
Научная новизна исследования выражается в том, что уточнение структуры и содержания физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе позволяет: повысить показатели проявления основных физических качеств юных хоккеистов 11-12 лет.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Практическая значимость исследования: исследования выражается в том, что уточнение структуры и содержания физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе позволяет: повысить показатели проявления основных физических качеств юных хоккеистов 11-12 лет; усовершенствовать учебно-тренировочный процесс в специализированных детско-юношеских спортивных учреждениях; расширить программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания учащихся младших и средних классов, реализующих спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся.
Результаты исследований могут быть использованы: в практической деятельности детских тренеров-преподавателей работающих в спортивных школах различного типа; в лекционном курсе учреждений среднего специального физкультурного образования; в учреждениях дополнительного образования в рамках программ повышения квалификации специалистов детско-юношеского спорта. Также могут применяться в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮШОР отделений хоккея, а также при профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 2005. – 448 с.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 278 с.
- Букатин А.Ю. Юный хоккеист: пособие для тренеров / А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 122 с.
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 330 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 176 с.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – С. 34-41.
- Горский Л. Тренировка хоккеистов: пер. со словац. / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 294 с.
- Гужаловский А.А. Управление физическим состоянием в подготовке юного спортсмена / А.А. Гужаловский. – Минск, 2011. – 102 с.
- Дерябин С.Е. Воспитание специальных качеств у юных хоккеистов и контроль за ними / С.Е. Дерябин // Хоккей: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 12-14.
- Дрюков В. А. Система построения четырёхлетних циклов подготовки спортсменов высокого класса к играм олимпиад в современном пятиборье / В. А. Дрюков // Наука в Олимпийском спорте.-№1. -2003. –С.14-22.
- Дятлов Д.А. Практикум по спортивной метрологии (краткий курс лекций и практических занятий) / Д.А. Дятлов, Е.Д. Пушкарев, Е.Н Шуркина. – Челябинск, 2011. – 72 с.
- Запорожанов В.А. Основы управления в спортивной тренировке /Запорожанов В.А. // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 213 – 225.
- Захаркин И.В. Моделирование структуры соревновательной деятельности в тренировочных условиях / И.В. Захаркин, Г.А. Голденко // Хоккей: 2014 г.
- Келлер В.С. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсмена / В.С. Келлер // Теория спорта. – Киев: Вища школа, 2011. – С. 66-100.
- Климин В.П. Управление подготовкой хоккеистов / В.П. Климин, В.И. Колосков. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 271 с.
- Колосков В.И. Подготовка хоккеистов / В.И. Колосков, В.П. Климин. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 199 с.
- Колузганов Б.М. Планирование и построение макроцикла тренировки с целью повышения общей физической работоспособности юных хоккеистов (1316 лет) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Б.М. Колузганов. – М.: АПН СССР НИИ физиологии детей и подростков, 2009. – 20 с.
- Костка В. Современный хоккей / В. Костка. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 256 с.
- Кулич, Я.А. Физическая работоспособность и структура тренировочных нагрузок юных хоккеистов (возраст 16-18 лет): автореф. дис. … канд. пед. наук / Я.А. Кулич; ГЦОЛИФК. – М., 2011. – 19 с.
- Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное издание / Матвеев Л.П. / Киев: Олимпийская литература, 2002.–319 с.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 280 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин- тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 543 с.
- Мудрик В.И. Технология совершенствования менеджмента органов управления физической культурой и спортом / Мудрик В.П. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей [зб. наук. праць / наук. ред. Єрмакова С.]. -Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. – № 6. – С. 74 – 79.
- Никонов Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: учеб. пособие / Ю.В. Никонов. – М.: ООО «Асар», 2013. – 352 с.
- Никонов Ю.В. Тренировочные задания в подготовке хоккеистов высокой квалификации / Ю.В. Никонов // Хоккей: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – С. 26-29.
- Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник [для студентов вузов физ.воспитания и спорта] / В.Н. Платонов.- Киев: Олимпийская литература, 2004. -808 с
- Платонов, В.Н Соревновательная деятельность в спорте: лекция для студентов ин-тов физ. культ. по курсу «Теория спорта» / В.Н. Платонов, В.С. Келлер. – Киев: КГУФК, 2011. – 49 с.
- Платонов В.Н. О концепции периодизации спортивной тренировки и развитии общей теории подготовки спортсменов / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 8. – С. 23-26, 39-46.
- Пономарев, В.А. Планирование физической подготовки хоккеистов в возрастном аспекте: учеб.-метод. пособие / В.А. Пономарев; УралГУФК. – Челябинск, 2012. – 61 с.
- Савин В.П. Исследование путей реализации методики подготовки хоккеистов / В.П. Савин. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 94 с.
- Савин В.П. Методика оценки и контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации / В.П. Савин, В.С. Львов, Н.Н. Урюпин // Хоккей: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – С. 46-49.
- Савин В.П. Организация и содержание контроля в системе подготовки хоккеистов высокой квалификации / В.П. Савин, Н.Н. Урюпин. – М.: ВНИИФК, 2011. – 36 с.
- Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Савин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 400 с.
- Савин В.П. Хоккей: учебник для ин-тов физической культуры / В.П. Савин. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 320 с.
- Сарсания С.К. Показатели специальной физической подготовленности хоккеистов и методика его оценки / С.К. Сарсания, В.Н. Селуянов // Хоккей: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – С. 50-53.
- Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 145 с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 286 с.
- Холодо, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /
- Черапкина Л.П. Физиология спорта (на примере хоккея): учеб. пособие / Л.П. Черапкина, В.Г. Тристан. – Омск: СибГУФК, 2010. – 80 с.
- Черенков Д.Р. Методика предсезонной скоростно-силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д.Р. Черенков. – М., 2011. – С. 23.
- Черенков Д.Р. Планирование межигровых циклов / Д.Р. Черенков // Хоккей: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – С. 28-30.
- Черенков Д.Р. Построение тренировки на промежуточных этапах в соревновательном периоде хоккеистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д.Р. Черенков. – М, 2012. – 20 с.
- Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р. Черенков. – М.: СпортАкадемПресс, 2010. – 141 с.