ОГЛАВЛЕНИЕ
Особенности физического воспитания дошкольников. 6
Прыжки на батуте как средство развития детей старшего дошкольного возраста 100
Проблемы формирования физических качеств дошкольников в прыжках на батуте. 19
РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 26
РАЗДЕЛ 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 30
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. С каждым годом растет популярность физической культуры и спорта, многократно увеличивается число детей, посвящающих ему свой досуг, беспрерывно повышается уровень лучших достижений, появляются новые средства физического развития, новые виды спорта.
В ряду новых видов спорта, упражнения на батуте (подкидной сетке) являются значительным достижением в данной области человеческой культуры.
Прыжки на батуте воспитывают основные физические качества, укрепляют здоровье, развивают двигательные навыки, служат превосходным вспомогательным средством для тренировки в других видах спорта [11].
Прыжки на батуте‒зрелищный вид спорта, входящий в программу летних Олимпийских игр, предусматривающий подготовку и участие в индивидуальных и командных соревнованиях с выявлением сильнейших спортсменов на специальных снарядах, посредством использования упругой деформации опоры и выполнения серии, высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела.
В вид спорта прыжки на батуте включены следующие дисциплины:
– прыжки на батуте (индивидуальные и синхронные прыжки);
– прыжки на акробатической дорожке;
– прыжки на двойном минитрампе.
Прыжки на батуте ‒вид спорта, признанный в Российской Федерации и включен во Всероссийский реестр видов спорта. Отличительные особенности тренировочного процесса:
– это различные движения, связанные с переворачиванием тела без опоры (в полете), с сохранением равновесия (балансированием) самостоятельно;
– элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры;
– потребность ребенка в активных движениях полностью удовлетворяются занятиями по прыжкам на батуте и помогают сформировать из него физически полноценного человека;
– даже если в результате занятий прыжками на батуте ребенок не станет чемпионом, то результатом упражнений будет ни с чем несравнимое ощущение владения собственным телом;
– поиск новых сложных упражнений;
– ускорение процесса подготовки вследствие постоянного совершенствования методик обучения с быстрой потерей уникальности сложнейших элементов и связок.
Объект: спортивные навыки у детей 5-6 лет.
Предмет: Обучение и совершенствование спортивных навыков у детей 5-6лет, занимающихся батутом.
Цель: разработать образовательную программу обучения спортсменов занимающихся прыжками на батуте на спортивно-оздоровительном этапе.
Задачи:
- Исследовать теоретические основы физического развития дошкольников.
- Раскрыть особенности подготовки прыгунов на батуте на спортивно-оздоровительном этапе.
- Разработать программу подготовки юных прыгунов спортивно-оздоровительного этапа на батуте и выявить ее эффективность.
Гипотеза: целенаправленное формирование спортивных навыков прыжков на батуте детей 5-6 лет, позволит получить более высокие результаты в процессе отбора в спортивно-тренировочные группы.
Научная новизна: Применение разработанной нами программы подготовки прыгунов на батуте спортивно-оздоровительной группы (5-6 лет) на этапе спортивного отбора в тренировочные группы окажет положительное влияние на развитие физической подготовленности девочек 5-6 лет, занимающихся прыжками на батуте.
Разработанная нами программа подготовки юных прыгунов на батуте может быть использована тренерами ДЮСШ в тренировочном процессе, что поможет им более эффективно развивать физическую подготовленность занимающихся.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Выводы
- Известно, что для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Критические периоды в развитии ребенка (по Л.С. Выготскому) – 1, 2, 3 года и 6 – 7 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.
- Анализ литературы, посвященный такому виду спорта, как прыжки на батуте, показал, что это вид спорта, в котором спортсмен на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры выполняет серию высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела.
Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки минимальный возраст зачисления в группы для занятий прыжками на батуте является – 7 лет.
Набор дошкольников в детско-юношеских спортивных школах ведется, начиная с 5 лет, и зачисляются они в спортивно-оздоровительные группы.
- В рамках настоящей работы на основании «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта прыжки на батуте», нормативных документов Министерства спорта Российской Федерации, с учетом передового опыта работы тренеров с юными спортсменами, была составлена «Дополнительная общеобразовательная программа по прыжкам на батуте для детей 5-6 лет».
В ходе проведенного исследования, была выявлена эффективность разработанной программы.
Применение разработанной нами программы подготовки прыгунов на батуте спортивно-оздоровительной группы (5-6 лет) на этапе спортивного отбора в тренировочные группы окажет положительное влияние на развитие физической подготовленности девочек 5-6 лет, занимающихся прыжками на батуте.
Практические рекомендации.
Практическая значимость исследования: исследования выражается в том, что разработанная нами программа подготовки юных прыгунов на батуте может быть использована тренерами ДЮСШ в тренировочном процессе, что поможет им более эффективно развивать физическую подготовленность занимающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дополнительная предпрофессиональная подготовка по прыжкам на батуте: Приказ Минспорта России № 694 от 30.08.2013.
- Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 215 с.
- Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амоношвили. – М.: Просвещение, 1986. – 146 с.
- Анцупов, Е. А. Программа по спортивной акробатике: утверждена Комитетом по ФКиС / Е. А. Анцупов, Г. С. Филимова. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 42 с.
- Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей / Е. Н. Вавилова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 128 с.
- Ведерникова, Л. В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5-7 лет, проживающих в регионах Крайнего Севера: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Л. В. Ведерникова, 2005. – С. 8-9.
- Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для детей / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. – Ярославль, 1996. – 176 с.
- Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 289 с.
- Гербова, В. В. Воспитание детей в детском саду / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1984. – 217 с.
- Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст / Л. Д. Глазырина. – М.: Просвещение, 2001. – 257 с.
- Гришин, В. Г. Малыши открывают спорт / В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 168 с.
- Данилов, К. Ю. Упражнения на батуте / К. Ю. Данилов, Ю. А. Николаев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 64 с.
- Данилов, К. Ю. Прыжки на батуте / К. Ю. Данилов. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 57 с.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду: изд. 3-е переработанное / под. ред. В. И. Логинова, Т. И Бабаева, Н. А Ноткина. – М.: Просвещение, 2000. – 244 с.
- Дубовский, В. И. Биомеханика: учебное пособие для средних и высш. учеб.заведений / В. И. Дубовский, В. Н. Федорова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 672 с.
- Епишин, Н. Д. Учебные прыжки на батуте для гимнастов. Совершенствование учебно-тренировочного процесса в гимнастике / Н. Д. Епишин. – Малаховка, 2002. – 97 с.
- Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. – М.: Просвещение, 2015. – 143с.
- Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника – изд. 2-е. редакция / С. Н. Савушкин. – М.: Просвещение, 2011. – 303 с.
- Казанцева, Н. В. Использование прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / Н. В. Казанцева, 2010. – № 3. – С. 2-3.
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Куликова Т. А. – М.: Просвещение, 2000. – 416 с.
- Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры. – 2-е издание / О. В. Козырева. – М.: Просвещение, 2005. – С. 36-44.
- Караваева, И. В. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте / И. В. Караваева, А. Н. Москаленко, Н. Н. Пилюк // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 2. – С. 16-20.
- Медико – педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации.- М.: 1983. – 27 с.
- Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
- Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко. – Минск, 1982. – 106 с.
- Пилюк, Н. Н. Программа спортивной подготовки. Прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) / под общ. ред. Н. В. Макарова и Н. Н. Пилюка / ЦСП Минспорта. – М.: Советский спорт, 2012. – 112 с.
- Попова А. А. Тренировочно-управляющий компонент предметно развивающей среды в дошкольном физкультурном образовании / А. А. Попова, О. С. Шнайдер, В. В. Мулин // Вестник бурятского государственного университета. – – № 15. – 153 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. М. А. Васильева. – изд. 2-е дополненное. – М.: Просвещение, 1987. – 193 с.
- Прыжки на батуте. Программа для детско – юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – Тольятти, 1995. – 66 с.
- Рунова, М. Р. Особенности организации занятий по физической культуре журн. дошкольное воспитание / М. Р. Рунова. – № 10, 2012. – С. 56-64.
- Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2021 марта 2015 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – С. 2-4.
- Спортивная акробатика: учебник для институтов физической культуры / Под редакцией В. П. Коркина. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 104 с.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 202 с.
- Тизулаева, Л. Н. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л. Н. Тизулаева. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 52 с.
- Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 1981. – 64 с.
- Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.
- Хухлаева, Т. В. Теория и методика физического воспитания дошкольников / Т. В. Хухлаева. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 304 с.
- Шукшов, С. В. Модель основных компонентов соревновательных действий в акробатических прыжках на дорожке на этапе специализированной подготовки / С. В. Шукшов, Н. Н. Пилюк, С. В. Фомиченко // Физическая культура, спорт – наука и практика. -2013. – № 4. – С. 23-25.
- Гурулева, Т. Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: монография / Т. Г. Гурулева, Е. В. Кокорина, Е. Г. Аунина. – Иркутск, 2014. – 155 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Контрольные нормативы по ОФП и СФП
№
|
Содержание
|
Возраст (лет)
|
Группа
|
Оценка (балл) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.
|
Бег 20 метров (с)
|
5-6 | СОГ | 4,8 | 5,0 | 5,0 | 5,3 | 5,2 | 5,5 | 5,8 | 6,0 | 6,2 | 6,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
|
Подъём прямых ног из виса до виса углом
|
5-6 | СОГ | 10 | 10 | 7 | 7 | 5 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Подтягивание в висе, дев. – в висе лёжа (кол-во раз) | 5-6 | СОГ | 2 | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Напрыгивания на возвышение 30 см за 30 с (кол-во раз) | 5-6 | СОГ | 15 | 15 | 13 | 13 | 10 | 10 | 5 | 5 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Прыжок в длину с места (см) | 5-6 | СОГ | 100 | 95 | 95 | 90 | 90 | 85 | 85 | 80 | 80 | 75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Мост |
5-6 | СОГ | Руки перпендикулярны опоре, ноги выпрямлены | Руки перпендикулярны опоре, ноги выпрямлены (ноги слегка согнуты) | Руки отклонены от вертикали до 60″, ноги немного согнуты | Ноги сильно согнуты, руки отклонены от вертикали на 45° | Ноги сильно согнуты, руки отклонены от вертикали более 45″ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Наклон вперёд из положения стоя | 5-6 | СОГ | Туловище и подбородок касаются ног без удержания руками | Тоже, но с удержанием руками | Касание ног грудью, кисти на полу | Касание ног грудью | Касание головой согнутых ног |