написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО-БЕГОВОГО УПРАЖНЕНИЯ «ПОСТАНОВКА ШАГА » С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОТЯГОЩЕНИЕМ ГОЛЕНИ НА КОМПОНЕНТЫ СКОРОСТИ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

    Содержание

     

     

     

    Введение 3
    Глава  1. Обзор литературных источников 7
      1.1. Физические качества и их характеристика 7
      1.2. Быстрота и проблема его повышения 13
      1.3. Средства повышения быстроты 19
    Глава  2.  Организация и методы исследования 23
      2.1. Организация эксперимента 23
      2.2. Методы исследования 24
    Глава  3. Результаты исследования и их обсуждение 29
      3.1 Измерение скоростных качеств 29
      3.2 Контрольные испытания 34
    Выводы 38
    Список литературы 39
    Приложение 1 42
    Приложение 2 49
       
       
       
       
       

     

    Введение

     

    Актуальность.  В современном спортивном мире  идет постоянная борьба за улучшение спортивных показателей. Наиболее актуальна данная проблема в легкой атлетике, в специфической ее области – спринте.

    В последнее время рекорды мира в спринте меняются очень редко, что объясняют стабильностью применяемых методик подготовки [2].

    По мнению Озолина Э.С. применение традиционных средств тренировки не позволяет  значительно увеличить длительность воздействия основной соревновательной нагрузки на организм спринтера. Исходя из чего, возникает необходимость поиска резервом повышения спортивных показателей в нетрадиционных средствах и методах подготовки бегунов на короткие дистанции [19].

    В процессе  многолетней тренировки бега на короткие дистанции основной проблемой является повышение скорости. В настоящее время существует многообразие средств применяемых в тренировке. Большинство специалистов пользуется часто применяемыми, традиционными средствами (бег на отрезках, бег по ветру с максимальной скоростью).

    Нередко использование традиционных средств или однообразие применяемых упражнений в тренировке приводит к скоростному барьеру –   автоматизации движений. В связи с этим возникает необходимость применения нетрадиционных средств, что подтверждается высказыванием специалистов в области спринтерского бега [19,20,35].

    Они утверждают: путём преодоления барьера является включение новых средств тренировки, а одним и важных показателей, позволяющих не упираться в скоростной барьер – постоянно повышающийся уровень скоростно-силовой подготовки.

    Известно, что скорость бега спортсмена зависит от длины и частоты шагов. Е. Гагуа пишет, что наблюдения за соревновательной деятельностью спринтеров высокого класса говорят о том, что в условиях бега, когда скорость достигает своих максимальных значений, длина и частота шагов входят в конкурентные взаимоотношения, увеличение длины шагa изменяет их частоту [9].

    Заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, профессор Игорь Арамович Тер – Ованесян (1999 г.) считал, что основным и самым эффективным методом развития скоростно-силовых качеств у спринтеров  является  бег  с  отягощениями  (манжеты  на  голени  1,5 кг, пояс  3 – 7 кг.) [35].

    Скорость зависит от длины и частоты движений. Ю. Малков (1998 г.) утверждает, что увеличению длины шагов при беге способствует скоростно-силовая подготовка. Многие специалисты относят эту подготовку, как решающий фактор для роста достижений в спринте, а скоростно-силовые качества развиваются, как выше сказано, по  средствам  упражнений с отягощениями в структуре бегового шага. Исходя из этого, возрастает роль применения в тренировочном процессе нетрадиционных средств развития компонентов скорости.

    Частота движений в основном зависит от степени координации движений мышечных групп и взаимного соответствия силовым характеристикам мышц сгибателей и разгибателей бедра, а также разнообразие рывков – тормозящие упражнения с отягощениями в быстром темпе. Тер – Ованесян (1999 г.) утверждал, что частота движений развивается во время бега в упоре, бега с помощью тяги или звукового лидера, то есть нетрадиционных средств.

    Исходя из вышесказанного, следует, что нетрадиционные средства в развитии скорости бега применяется, но является недостаточно изученным, в частности  упражнение бег в висе с манжетами, закреплёнными на нижней части голени.

     

     Объект исследованияучебно-тренировочный  процесс бегунов на короткие дистанции.

     

    Предмет исследования – эффективность воздействия специально-бегового упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени на компоненты скорости в беге на короткие дистанции.

     

    Цель исследования – выявить эффективность воздействия упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени на компоненты скорости в беге на короткие дистанции.

     

    Гипотеза – предполагаем, что упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени окажет положительное воздействие на результат в беге на короткие дистанции.

    Задачи исследования:

    1.Определить влияние упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени на  скоростные качества (способность к ускорению, скорость одиночного движения, скоростную  выносливость) бегунов на короткие дистанции.

    2.Исследовать эффективность упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени на увеличение длины и частоты беговых шагов.

    1. Проследить изменения динамической силы в опорных точках бегового шага.

    Методы исследования:

    1. Изучение и анализ литературных источников.
    2. Естественный эксперимент.
    3. Измерение скоростных качеств.
    4. Контрольные испытания:

    – хронометрия;

    – темпометрия;

    – полидинамометрия;

    – дистанциометрия.

    1. Математико-статистическая обработка полученных результатов.

     

    Научная новизна: определяется тем, что применяемое  нами упражнение  постановка шага с дополнительным отягощением, как метод  развития скорости бега на сегодняшний день малоизучен.

     

    Практическая значимость: результаты исследования помогут тренерам в поиске новых более эффективных средств подготовки юных спринтеров.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 1. Обзор литературных источников.

     

    1.1. Физические качества и их характеристика.

    Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств – быстрота (скоростные способности), сила, выносливость, гибкость, ловкость [8].

    Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс повышения функциональных возможностей органов и систем организма, гармоничное развитие физических качеств при помощи общеразвивающих упражнений,  оказывающих положительное влияние на достижение в конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процесса. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми  спецификой конкретного вида спорта, особенности соревновательной деятельности в нем. Основную роль в общей и специальной физической подготовке играют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, используемые в определенных внешних условиях соответственно специфике конкретного вида спорта, особенностям соревновательной деятельности в нем, задачам тренировки; индивидуальным возможностям спортсменов [8, 28].

    Под быстротой спортсмена понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время.

    Различают четыре основные формы проявления быстроты:

    1. Латентное время двигательной реакции.
    2. Скорость одиночного движения.
    3. Частота циклических движений.
    4. Скорость перемещения спортсмена.

    Эти формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной  и соревновательной деятельности в различных видах спорта.

    Следует учитывать, что эти формы проявление быстроты строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга.

    Основными предпосылками скоростных способностей являются подвижность нервных процессов в ЦНС и эффективность работы нервно – мышечного аппарата.

    Скоростные способности определяются и особенностями мышечной ткани – соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, их эластичность, растяжимостью, эффективностью внутримышечной и межмышечной координации [28].

    Сила – способность человека посредствам мышечных напряжений противодействовать внешним силам или преодолевать их [8].

    Внутренней силой называется сила, возникающая за счет сокращения мускулатуры (сила мышечной тяги) и проявляющаяся в действиях костно-мышечной системы.

    Внешняя сила вызывается, в частности, силами сопротивления (например, партнера или соперника). Сила человека характеризуется максимальной силой, скоростной силой, силовой выносливостью.

    Качество максимальной силы спортсмена проявляется, например, в величине внешних  сопротивлений, которые должны быть преодолены  или нейтрализованы [7].

    Качественные признаки скоростной силы представляют собой величину внутренней силы, способной за счет произвольного сокращения мышцы мобилизовать за определенную единицу времени нервно – мышечную систему, а также, на протяжение которого это проявление силы может сохраняться.

    Качественным признаком силовой выносливости является  способность организма длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений, несмотря на возникающие утомления [8].

    Достижение высоких результатов во многих видах спорта зависит от уровня скоростных возможностей спортсменов. При этом скорость обусловлена не только скоростными возможностями, но и скоростно-силовой подготовкой. Поэтому выбор эффективных тренировочных средств и методов весьма важен в легкоатлетическом спринте. Очень мало упражнений, обладающих выраженным специализированным воздействием, т. е. сходным с основным соревновательным упражнением по структуре движения.

    Поэтому очень часто улучшение силовой и скоростно-силовой подготовки не приводит к повышению максимальной скорости бега.

    В настоящие время, требования к уровню развития силовых качеств у квалифицированных спринтеров, исключительно высоки. Их дальнейшая тренировка и контроль за подготовкой представляет серьезную проблему, решение которой требует особого внимания к разработке новых, более эффективных средств и методов.

    На современном этапе эту задачу не решить традиционными методами и средствами тренировки (штанга, прыжки, тренажеры). Очевидно, нужна рациональная, апробированная  на практике, система сопряжено-последовательных основных средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле, позволяющей логично переходить от развития одного физического качества к другому, или их комплексного развития без взаимного угнетения.

    Более перспективный путь в скоростно-силовой подготовки спортсменов разработан Н.Смирновым [32,33]. Учитывая специфику проявлений физических качеств спринтеров, автор в педагогическом эксперименте использовал систему скоростно-силовых упражнений.

    Бег по наклонной дорожке с выходом на горизонтальную часть дистанции, с одновременным применением локализованной нагрузки на дистальных  или проксимальных  частях на бегунов в виде манжет 300, 500 гр.

    Одним из эффективных направлений в тренировке спринтеров являются упражнения сопряженного воздействия, в которых предусматриваются выполнение спринтерского бега с одновременным применением локализованных нагрузок на различных частях ног бегуна [32].

    Установлено, что тренировка спринтеров с манжетами 500 гр. дистальной части бедра, приводит к увеличению длины беговых шагов, более острому углу отталкивания и повышение мощности толчка, формированию рациональной техники движений. Авторами также установлено, что упругий амортизатор, укрепленный на дистальной части бедер бегуна, вызывает в спринтерском беге сокращение амплитуды движений в фазе заднего шага, уменьшение периода полета и фазы отталкивания, что приводит к повышению темпа бега. Последствие таких упражнений, т. е. срочный тренировочный  эффект,  выражается  в  увеличении  длины бегового шага [29, 33].

    Известно, что скорость  бега спортсмена зависит от длины  и частоты шагов. До сих пор до конца не ясно, за счет чего можно эффективно повышать скорость бега – за счет длины или частоты шагов?  Но большинство специалистов отдают предпочтение частоте шагов.

    В тоже время, М. Летцельтер утверждает, что при стабилизации скорости добиться улучшения результатов можно за счет увеличения частоты шагов [14].

    .Выводы М.Летцельтера подтверждаются и исследованиями А. Гундлака, который регистрировал частоту шагов спринтеров на протяжении всей дистанции. Он установил, что динамика частоты шагов характеризуется на трех отрезках: частота возрастает, примерно на одном уровне, затем снижается [14].

    По мнению наших специалистов, несмотря на кажущуюся бесспорность и категоричность выводов о преимущественном значении увеличения частоты шагов, нельзя сбрасывать второй путь увеличения скорости бега за счет увеличения длины шагов. В ряде случаев и этот путь совершенствования в беге может дать необходимый эффект.

    Г. Коробков справедливо ссылается  на исследования зарубежных специалистов, утверждающих, что шаг можно увеличить за счет улучшения гибкости, эластичности мышц и связок, подвижности суставов [4].

    Е. Гагуа пишет, что наблюдения за соревновательной и тренерской деятельностью спринтеров высокого класса говорят о том, что в условиях бега, когда скорость достигает своих максимальных значений, длина и частота шагов входят в конкурентные взаимоотношения, увеличения частоты шагов изменяет их частоту [9].

    Длина и частота не только конкуренты, но и взаимно трансформируемые, т.е. значения одного компонента скорости может изменяться за счет другого, но для этого необходимо соблюдать пропорцию увеличения длины шага. На один сантиметр должно компенсироваться снижением частоты шагов в пределах 0,020 – 0,025 шагов в секунду [9].

    Нарушение этой пропорции неизбежно приведет к падению или повышению скорости бега.

    Спортивная практика подтверждает, что выдающихся результатов в спринте добиваются атлеты, значительно различающие по своим антропометрическим  данным.

    Ю. Шаненковым  проведен корреляционный и факторный анализ, связанный по  двум группам:  1 группа с результатами (10.0 – 10.9), 2 группа (10.9 – 11.9).

    При факторизации корреляционных матриц было выделено по три фактора на 86% объясняющих результативность спринтеров. Первый фактор – рост и длина положительно влияют на длину шагов и отрицательно на их частоту.

    Второй фактор – у спринтеров низкой квалификации на результат бега влияет только частота шагов.

    Третий фактор – относительная длина не влияет на формирование длины и частоты шагов при беге на 100 метров.

    Итак, у спринтеров низкой квалификации на результат в беге на 100 метров в основном оказывает частота шагов, а у высококвалифицированных спринтеров, поддержание скорости за счет оптимального сочетания длины и частоты шагов [35].

    В результате корреляционного анализа связи длины и темпа у бегунов различной квалификации было обнаружено, что коэффициент корреляции между темпом и результатом был равен 0,83, а зависимость между длинной шага и результатом – 0,26.

    Рассматривая динамику скорости бега можно отметить что, например, при длине шага 160 см и темпе 2,5 м/сек скорость будет равна 4 м/сек. Для того чтобы увеличить скорость до 4,5 м/сек, можно или, не изменяя темп, удлинить шаг на 20 см, или, оставляя длину шага прежней, увеличить темп  на 0,31 ш/сек. Следовательно, одной и той же скорости можно достичь или удлинением шага на 6,33 см, или увеличением темпа на 0,1 ш/сек.

    Исследования динамики соотношения длины и частоты шагов показали, что в подавляющем большинстве случаев снижение скорости бега сопровождается уменьшением темпа даже при увеличении длины шагов. Это говорит о решающем значении темпа для развития и поддержания скорости. Было обнаружено, что даже при выраженном утомлении бегун способен поддерживать большую длину шагов, однако при явном снижении темпа. Некоторое снижение длины шагов в процессе бега, наблюдавшееся при стабилизации скорости, можно считать рефлекторным переключением для поддержания этой скорости, не связанным с утомлением [3].

    Например, у Б. Джонсона улучшение времени в стартовом разгоне произошло преимущественно за счет повышения темпа шагов при уменьшении их средней длины; повышение скорости по дистанции за счет увеличения средней длины шагов, при снижении их темпа [13].

    Адаптация организма человека к внешним раздражителям, укрепления условно-двигательных связей  в двигательной зоне коры головного мозга, стойкая детерминация работы ниже стоящих отделов ЦНС в управлении движений в спринте приводят к появлению скоростного барьера. Этот феномен характерен тем, что даже при улучшении физических качеств, спортсмен не может повысить свои результаты [5].

    Укоренившиеся нервно-мышечные связи, отрицательно влияют на результат, преодолеваются разными средствами и методами, которые предполагают улучшение какого-то параметра в функционировании организма во время специальной работы [2].

    Так, например бег по наклонной дорожке, с попутным или встречным ветром, с ассистирующим или тормозящим лидером, создает превышение усилий определенных мышечных групп в различных режимах во время бега. Качественные и количественные изменения в работе двигательного аппарата, являясь новым раздражителем, приводят к разрушению старых связей и развивают более эффективно скоростно-силовые качества специфических мышц. Другое направление в преодолении скоростного барьера это ослабление тормозящих условно-рефлекторных связей путем исключения (на какое-то время)  спринтерского  бега  из  тренировочной  программы.  В  тоже время включаются средства общей и специальной физической подготовки [5].

    1.2.  Быстрота и проблема его повышения.

    Основа успеха бегуна на короткие дистанции – талант. Ведущее качество (физическое) спринтера – быстрота. Несомненно, что это качество наиболее трудно подаётся улучшению. Быстрота, как генетически предопределенное свойство моторики человека – это сложно-координационная способность совершать двигательные акты со скоростью, предельной для данных условий, практически не подается изменению в биологическом плане. Поэтому следует говорить о развитии скорости движений, производной необходимого гармоничного участия многих физических качеств при ведущем значении быстроты. Доля участия того или иного качества в скоростном упражнении зависит от цели, характера и условий выполнения этого упражнения. Развитие скорости движений непосредственно происходит как за счёт совершенствования нервной деятельности человека, так и в результате роста силовых, скоростно-силовых качеств, а также технической и психологической подготовки [37].

    Задачи, средства и методы  скоростно-силовой подготовки следует избирать с учётом возраста, спортивного стажа и особенностей вида лёгкой атлетики. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению максимального усилия в кротчайший промежуток времени. В спортивной практике  показателем скоростно-силовой подготовленности преимущественно является результат контрольно-педагогических испытаний: отскок вверх, прыжок с места, тройной [2].

    В настоящее время для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств спортсменов широко применяются “инструментальные” методы, из которых можно выделить измерение “индекса силы” (1964 г.), “коэффициента реактивности” (1963 г.) [6,8] и т. д.

    Как показали экспериментальные исследования сектора теории и методики юношеского спорта ВНИИФКа, скоростно-силовая подготовка в процессе тренировки юных спортсменов должна осуществляться с учетом необходимости совершенствования в технике того вида спорта, в котором специализируются занимающиеся.

    Быстрота наиболее трудно поддаётся развитию. Хорошо известны факты стабилизации скорости у спортсменов и образования двигательного динамического стереотипа из-за многократного выполнения одного и того же движения. При этом стабилизируются пространственные характеристики движений – скорость и частота движений. Образуется своего рода скоростной барьер.

    Таким образом, с одной стороны, чтобы повысить скорость в каком- либо движении, надо его многократно повторять, с другой – чем чаще движение повторяется, тем прочнее становится динамический стереотип, тем стабильнее предельная скорость движений. При этом увеличение объема тренировочной работы не приводит к положительным сдвигам.

    Понятие “скоростной барьер” ввёл ещё 1949 году профессор Озолин Н.Г.  он говорил, что на протяжении ряда лет тренировки, особенно у юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит в результате отсутствия в процессе тренировки новых, более высоких требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным, не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и проявлении быстроты. К этому ведет и прекращение совершенствования техники движений. В результате возникают условия, чрезвычайно упрочняющие навык на верхней границе его подвижности. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. В особенности это относится к циклическим движениям [25].

    Вследствие многих повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создаётся, как вы знаете, привычность движений, автоматизация их, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов, прежде всего в коре головного мозга. Это стабилизирует  быстроту  отталкивания, рывка, частоту движений спринтера и т.п., препятствует росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается скоростной барьер, приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы перейти на новый, более высокий уровень быстроты, нужны более сильные средства, которое бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у спортсмена, и он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, превышающей предельную. Однако этому большей частью должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, улучшение ее эластичности и подвижности в суставах, повышение выносливости применительно к требованиям избранного вида спорта. Такая подготовка создаёт специальный фундамент для выполнения более быстрых движений  и  большего числа их повторений. В принципе все упражнения и методы, используемые для воспитания быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий в обычных, облегченных и затрудненных условиях, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. В особенности эффективны методы воспитания способности, проявлять потенциальные силы. Для преодоления скоростного барьера наиболее эффективно выполнение упражнения в облегченных условиях: они позволяют добиться такой быстроты или частоты движений и скорости передвижения, какая в обычных условиях невозможна.

    Несколько повторений сверхбыстрого упражнения вызывают у спортсмена новые ощущения, психическую настроенность и уверенность в возможности превышения предельной скорости и в обычных условиях. Надо думать, что выполнение сверхбыстрых движений в облегченных условиях оставляет определенные следы в системе нервных процессов. Поэтому спортсмен, перейдя в этом же занятии к выполнению упражнений в обычных условиях, может превысить предельный уровень быстроты. Участвовавшие в подобных опытах спортсмены утверждали, что тренировкой в облегченных условиях они приобретали чувство более высокой скорости, позволявшее достигнуть её и практически.

    Как  уже было сказано развивать быстроту достаточно трудно, но вполне осуществимо. Ряд специалистов рекомендуют три основных метода развития быстроты:

    1 – повторное применение скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий);

    2 – повторное выполнение упражнений, в которых специализируется спортсмен, в максимально быстром темпе;

    3 – облегчение внешних условий при выполнении скоростных упражнений [3,5, 9].

    Ведущее место должен занять метод повторного применения скоростно-силовых упражнений, направленный на воспитание способности к проявлению большей силы в условиях  быстрых движений. Этот метод предполагает широкое применение прыжков и прыжковых упражнений без отягощения и с отягощением (набивные мячи, мешки с песком, штанги, гири, гантели). Но эти упражнения далеки от структуры бегового шага, возникает несоответствие. Поэтому упражнения с отягощениями следует выполнять с таким расчетом, чтобы по форме и характеру они соответствовали движениям, свойственным основному спортивному навыку.

    Применение только скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальный уровень мышечной  силы вследствие того, что их воздействие на нервно-мышечный аппарат весьма непродолжительно. Поэтому целесообразно применять силовые упражнения с большим отягощением и меньшей скоростью движения. При этом максимальное усилие проявляется более длительно, что обеспечивает большой рост мышечной силы. Наиболее эффективные скоростно-силовые упражнения – это прыжки с отскока, считает В.Г Алабин (1982 г.), выполненные после предварительного прыжка в глубину. Анализ их выявил ряд преимуществ перед обычными прыжковыми упражнениями:

    1 – высокий уровень мышечного напряжения достигается в короткое время; переключение от уступающей работы к преодолевающей и развитию максимальных усилий происходит очень быстро.

    2 – прыжки в глубину, являясь очень сильным физиологическим раздражителем, оказывают значительное воздействие на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.

    Второй метод развития быстроты – повторное выполнение упражнений, в которых специализируется спортсмен, в максимально быстром темпе (в обычных условиях или несколько изменённых условиях). При определении числа повторений следует стремиться к тому, чтобы каждое из них можно было выполнить с максимальной скоростью, но свободно, без излишних напряжений.

    Третий метод – облегчение внешних условий при выполнении скоростных упражнений, что позволяет занимающимся научиться выполнять движение предельно быстро (уменьшение длины дистанции, высота препятствия, облегченные снаряды, наклонная дорожка и т.д.)

    Широкое применение имеет метод силовых упражнений, избирательно воздействующих на отдельные группы мышц, от которых главным образом зависит мощность развиваемых усилий.

    Выше перечисленные авторы подразделяют силовые упражнения на две группы:

    1 – собственно-силовые, при выполнении которых сила мышц возрастает в основном за счёт увеличения перемещений массы, следовательно, за счёт проявления способностей спортсмена к максимальному напряжению работающих мышц (например, жим, толчок, рывок штанги, приёмы борьбы, при которых, поднимается тело партнёра; приседание со штангой).

    2 – скоростно-силовые, при выполнении которых сила мышц возрастает в значительной мере благодаря увеличению ускорения, сообщаемого грузу или снаряду (например, легкоатлетические метания, спринтерский бег, подвижная игра «борьба за мяч», упражнения с гантелями, гирями небольшого веса, со штангой небольшого веса, выполняемые в быстром темпе).

    В занятиях с юношами можно применять силовые упражнения, в том числе со штангой, при условии правильного их дозирования, тщательного учёта возрастных особенностей и уровня подготовки. Необходимо помнить, что дозировка упражнений со штангой, как и другими отягощениями, должна возрастать постепенно.

    Для повышения общего уровня силовых возможностей юных спортсменов применяется преимущественно метод повторных усилий. Относительно большой объём мышечной работы вызывает значительные сдвиги в обмене веществ, что положительно сказывается на росте силы. Кроме того, при использовании этого метода уменьшается возможность чрезмерного настуживания, создаются благоприятные предпосылки для контроля над техникой осваиваемых упражнений.                                         

    1.3 Средства повышения скорости бега спринтера.

    В  упражнениях, где требуется, возможно, большая быстрота движений или скорость передвижения, очень эффективно использование облегченных условий (например, продвижение по наклонной дорожке, с попутным ветром, при тяге электролёбедки, упражнение с уменьшенным весом снаряда и другие). Ту же цель имеют устройства, уменьшающие вес спортсмена и позволяющие тем самым убыстрять отталкивание, например, в прыжках с использованием упругой подвески или противовеса.

    Облегчить выполнение можно некоторым изменением структуры упражнения, вследствие чего его главное звено получает возможность для превышения установившегося предела быстроты. Например, укорочение длины шагов для увеличения их частоты [21].

    Эти средства позволяют спортсмену превысить соревновательную скорость, почувствовать физическую и психическую возможность достигать нового рубежа работоспособности. Наиболее яркий пример этому – тренировка спринтера в скоростном беге с помощью тяги электролебёдкой. В исследованиях было показано, что спортсмен, пробежавший с помощью тяги 3*50 метров каждый раз на 0,5 секунд быстрее своего рекорда, после краткого отдыха пробегал эту же дистанцию в обычных условиях на 0,2 – 0,3 секунд лучше личного рекорда. Использование тяги электролебёдки эффективно в гребле, в велосипедном спорте, в других циклических упражнениях.

    В. В. Мехрикадзе (1999 г.) выдвигает так называемую «идею будущих разработок» для их дальнейшего теоретического анализа и последующего экспериментального исследования в лёгкой атлетике [17, 19].

    Он говорит, что «метод повышения скорости» спринтеров, включающий бег с отягощениями весом не более 1 кг, укреплённом на верхней конечности, отличающийся тем, что отягощения размещают в области центра массы плеча и предплечья от общего веса верхней конечности. Дополнительно в подготовительном периоде дважды в неделю выполняет локальную силовую нагрузку на мышцы рук и верхнего плечевого пояса. Причём по мере естественного увеличения массы мышц – общую массу отягощений уменьшают на величину прироста веса.

    С. А.   Орещук считает, что уровень формирования навыка скоростного бега тесно связан со степенью овладения инерционными и реактивными силами перемещения звеньев тела. Отягощение весом в 200 – 400 гр., расположенным на голени, в большей мере изменяют систему беговых движений при незначительном снижении скорости бега, возрастании длины шага, времени периодов опоры и полета, улучшает внутренний ритм. Преодоление возросших инерционных и реактивных сил звеньев тела создает условия для их перемещения по новым траекториям и затрудняет процесс управления движениями. Положительный эффект отягощений приводит к формированию рациональной системы движений, совершенствование координации беговых упражнений и развитию специальных физических качеств [26].

    Н. Смирнов,  провел  ряд  исследований  с манжетами разных весов. Применение весов от 250 гр. до 300 гр., менее эффективно, чем от 500 гр. до 800 гр. Манжеты свыше 800 гр. применять нецелесообразно, т. к. например, у спортсменов появляются неприятные ощущения, которые отрицательно влияют на структуру движений [33, 34].

    Словом, бег с оптимальным отягощением голени является эффективным средством для развития специальной физической подготовки спортсменов. Путем же изменения количественного сочетания упражнения с весом и в обычных условиях можно управлять тренировочным процессом с целью повышения технической и физической подготовки.

    Доказано, что уровень формирования навыка скоростного бега тесно связан со степенью овладения инерционными и реактивными силами перемещения звеньев тела. Применение искусственных отягощений весом 5 кг на поясе способствует развитию мышечной силы и не вызывает положительных измерений в движении бегуна. А отягощения весом 200-400 гр., расположенные на дистальной части голени, в большей мере изменяют систему беговых движений при незначительном снижении скорости бега, возрастании длины шага, времени периодов опоры и полета, улучшает внутришаговый ритм. Преодоление возросших инерционных и реактивных сил звеньев тела создаёт условия для их перемещения по новым траекториям и затрудняет процесс управления движениями. Установлено, что тренировка спринтеров с манжетами 500 гр. на дистальной части бедра, приводит к увеличению длины беговых шагов, более острому углу отталкивания и повышению мощности толчка, формированию рациональной техники движений. Авторами также установлено, что упругий амортизатор, укреплённый на дистальных частях голени, вызывает в спринтерском беге сокращение амплитуды движений в фазе заднего шага, уменьшение периода полёта и фазы отталкивания, что приводит к увеличению темпа бега. Последствие таких упражнений, т. е. срочный тренировочный эффект, выражается в увеличении длины бегового шага [26].

    Положительный эффект последействия отягощений, локализованных на дистальных звеньях ног, проявляются в более эффективном использовании резервных двигательных возможностей и приводит к формированию биомеханической, рациональной системы движений, сопряженному совершенствованию координации беговых движений и развитию специальных физических качеств.

    Последние, научные разработки и исследования  выявили, что применение отягощений в структуре бегового шага в виде манжет 150 гр. способствует повышению скорости бега за счёт увеличения длины шага на 26,8% и незначительного увеличения частоты на 6,1%  [37].

    Ю. В Верхошанский.  говорит, что использование отягощений   усиливает проприоцентивную афферентацию, сопровождающую движение, активизируя тем самым формирование надлежащей центральной моторной программы. Способствует согласованности и быстроты включения мышц в работу и ее координацию по ходу движения, вовлекает в сократительный акт быстрые двигательные единицы, определяя тем самым выработку наиболее эффективной внутримышечной координации [6].

    Однако экспериментальные работы свидетельствуют, что если движения выполняются с отягощением, то уменьшается и латентный период двигательной реакции [29].

    Апробированы следующие варианты методики упражнений с отягощением:

    – для совершенствования быстроты и частоты неотягощенных движений вес 15-20% от максимального, движения предельно быстрые. Если совершенствуется только быстрота, то темп движений умеренный, с расслаблением мышц между движениями, если частота – то темп высокий;

    – для совершенствования скорости двигательной реакции движение должно точно соответствовать соревновательному упражнению по форме и мышечной координации. Вес отягощения 30-40% от максимального.

    Тренирующее воздействие метода направлено на повышение оперативности  организации двигательного действия и быструю мобилизацию состава привлекаемых мышц [6].

    Кроме того, доподлинно известно, что применение отягощений в беге, как одно из основных средств развития скоростно-силовых качеств, является кратчайшим путём преодоления скоростного барьера.

    Применение упражнения бег в висе с отягощениями уже давно легло в разностороннюю подготовку спринтеров (2002 г.) но, до сих пор является недостаточно изученным и спорным вопросом, волнующим специалистов[35].

     

     

     

     

    Глава 2.  Организация и методы исследования.

     

                                 

    2.1. Организация эксперимента.

    Для решения задач мы руководствовались методикой Н. Г.  Озолина по выбору оптимального веса манжет (2002 г.)[24]. Определив вес манжет 200-250 гр., нами был проведён естественный эксперимент на школьниках восьмого класса, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе в беге на короткие дистанции. Были сформированы две группы мальчиков по 16 человек:  1 – контрольная и  2 – экспериментальная. Обе группы имели одинаковую спортивную подготовку в беге на короткие дистанции, имели одинаковый возраст, рост 155 – 165 см., и вес 50 – 60 кг.

    До начала эксперимента были взяты исходные данные (длина шага, частота шагов, бег в упоре, сила в опорных точках бегового шага, бег 30 метров с хода и с низкого и высокого  старта)

    Эксперимент проводился в течение  осеннее – весеннего подготовительного периода. В течение всего времени обе группы выполняли одну и ту же работу. Суммарный показатель беговой и силовой работы в обеих группах был одинаков, за исключением – экспериментальная группа выполняла упражнение «постановка шага», с дополнительным отягощением, закреплённым на нижней части голени, а контрольная  группа выполняла ускорения по общепринятой методике развития скорости и скоростной выносливости, в течении трех раз в недельном цикле. Причем время выполнения каждого упражнения в контрольной группе, было адекватно времени выполнения упражнения «постановка шага», с дополнительным отягощением в экспериментальной группе.

     

     

     

     

     

     

    2.2. Методы исследования

     

    1. Изучение и анализ литературных источников.
    2. Естественный эксперимент.
    3. Измерение скоростных качеств.
    4. Контрольные испытания:

    – хронометрия;

    – темпометрия;

    – полидинамометрия;

    – дистанциометрия.

    1. Математико-статистическая обработка полученных результатов.

     

    Измерение скоростных качеств. Измерялась скорость бега с низкого старта, с высокого старта и с хода  на дистанции 30 метров. Измерялась скорость с низкого старта на 100 метров. Измерялись результаты в прыжке с места. По всем тестам выполнялись  три попытки, вычислялся средний результат по каждому тесту.

     

                                                   Темпометрия.

    Измерение частоты беговых шагов. Частота беговых шагов определялась

    в  беге  60 метров.  На  отрезке с 30 по 50 метров.  Испытуемые  выполняли по 3

    попытки.

    На отрезке 30 м. – стоял хронометрист – 1, а на отрезке 50 м. стоял хронометрист – 2. В момент, пробегания спортсмена на отрезке 30 м., хронометрист – 1 включал секундомер и в то же время давал сигнал хронометристу – 2, для включения своего секундомера. Затем, при пересечении спортсменом линии 50-ти метрового отрезка, хронометрист – 2 фиксировал время пробегания спортсмена, в то же время давал сигнал первому хронометристу для остановки времени. Затем сравнивалось время у хронометриста 1 и 2 и вычислялось среднее.

    Изменение частоты движений (бег в упоре).  Спортсмен стоял у стены

    на расстоянии  80 сантиметров под  углом 40-45 градусов, руками опираясь о стену, левая нога стоит  на  опоре,  правая  находиться в безопорном  положении. По сигналу, в течение  15 секунд,  спортсмен максимально быстро выполнял смену положения  ног,  но не  менял  при этом положения тела.  Подсчитывалось количество раз постановки  ноги  на  опору.  Выполнялось  по три  попытки,  брался  лучший результат.

     

                                            Дистанциометрия.

    Измерение длины шага. Длина шага измерялась на отрезке с 30 метров по 50 метров, в беге на 60 метров на время. Испытуемые выполняли ускорения на данном отрезке, оставляя при этом следы мела, который был нанесён на подошву беговой обуви. Затем, на контрольном отрезке замерялась длина шагов (шаг правой, шаг левой). После этого высчитывалась средняя длина шагов.

     

                                                     Полидинамометрия.

    Измерение силы в опорных точках бегового шага. Измерение динамической силы сгибателей бедра осуществлялось по методике Ю. П Малкова., Н. З. Феофилактова., следующим образом. Испытуемые с помощью ремней, стоя на одной ноге, жестко закреплялся к вертикальной площадке на уровне груди, так же фиксировалось бедро опорной ноги. На стопе другой (свободной от опоры) ноги петлёй из широкого ремня крепился кольцевой динамометр с дозированной шкалой усилий с коэффициентом 0,5 и фиксатором результата. Давалось по три попытки в каждой из трёх позиций, фиксировалась лучшая.

    Позиция 1 – стопа спортсмена находится в положении момента отрыва от опоры в заднем толчке, в цикле бегового шага.

    Позиция 2 – бедро маховой ноги находиться в положении вертикали, т.е. в момент торможения разогнанной ноги в заднем шаге.

    Позиция 3 – колено маховой ноги находиться в положении маха вперёд-вверх. Угол между бедром и туловищем равен 115 градусов.

    По размещению оператора испытуемый быстро и сильно натягивал цепь, закреплённую на кольцевом динамометре, стремясь мощно вывести бедро вперёд вверх. Динамометр показал величину динамического усилия. Затем определялся суммарный показатель динамической силы сгибателей бедра в трёх указанных позициях, приближенных к структуре движений бегового шага спринтера.

     

    Математико-статистические методы.

    Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах. Следующий этап состоял в вычислении средней арифметической величины, определении динамики и расчета  достоверности различий по t- критерию Стьюдента. Обработку результатов производили на компьютере. Последовательность вычислений при определении достоверности различий по t- критерию Стьюдента:

     

    1. Вычисление средней арифметической величины по формуле:

     

    где   – знак суммирования;

    n – общее число измерений в группе;

    – значение отдельного измерения;

     

     

     

    1. Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:

    ,

    где   – наибольший показатель;

    – наименьший показатель;

    К – табличный коэффициент.

    1. Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:

     

    при n<30

    1. Вычисление средней ошибки разности по формуле:

    ,

    f   =nэ + nк–2, где nэ и nк  – общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольных группах.

    Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .

    по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента).

    Расчет динамики – Δ показателей осуществлялся по методике расчета темпа прироста и исчисляется в процентах.

                   D Y = ( (YoYi) / Yo ) х 100 %                                     

    где D Yтемп прироста показателя.

    Yo – первоначальное значение показателя.

           Yii-е значение показателя.

     

    При математически-статистической обработке результатов исследования применялись табличные данные представленные в книге Ю. Д. Железняка и П. К. Петрова «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». М.,  2001 г. [10].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

     

    3.1 Измерение скоростных качеств

    Итак, как уже говорилось выше, для проведения эксперимента нами были отобраны две относительно равнозначные по показателям скоростной подготовленности, возрасту и антропометрическим показателям группы. Об этом свидетельствуют показатели достоверности различий по t-критерию Стьюдента, представленные в таблице 5 приложения. Различия по всем параметрам теста на начало эксперимента недостоверны, исходя из чего, мы можем признать данные группы относительно равными. Далее в ходе эксперимента контрольная группа занималась по общепринятой методике развития скорости и скоростной выносливости, в течение трех раз в недельном цикле, а экспериментальная группа променяла в подготовительном цикле упражнение «постановка шага», с дополнительным отягощением голени.

    В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты, приведенные в приложении в таблицах 1 – 7.

    Здесь и далее в исследовании рассматриваются средние результаты, рассчитанные по формуле 1.

    Результаты исследования показали, что более значительный прирост скоростных качеств обнаружен в экспериментальной группе, которая применяла в цикле подготовки спортсменов манжеты, прикрепленные на нижних частях голени.

    Это видно, по результатам снятых исходных данных, которые брались до начала эксперимента и по результатам данных, которые были взяты после проведённого эксперимента (прыжок в длину с места, 3-й прыжок, время пробегания – 30 метров с низкого и высокого старта, с ходу и время пробегания 100 метров).

    На основании полученных результатов были составлены таблицы, по которым выведены диаграммы, отображающие изменения результатов тестирования, после проведённого эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

    Рис. 1. Динамика показателей скоростных качеств

    Как видно из рисунка 1. по всем показателям тестирования, кроме показателя бега на 30 метров с хода, обнаружены положительные изменения.

    Рассмотрим более подробно изменения в показателях компонентов скорости в исследуемых группах.

    Рис.2. Изменение результатов в прыжках в длину с места

    Наибольшие изменения произошли в прыжках в длину. Резкий прирост е достигающий 3,4% мы видим в экспериментальной группе, а в контрольной группе прирост данного показателя   составил 1,68%.  Результаты достоверны  с t = 9,4 при P< 0,05 для экспериментальной группы и с t = 2,27 при р < 0,05.

    Различия между результатами групп недостоверны при значении t = 0,524, при P > 0,05.

    Это говорит о том, что применение упражнения постановка шага с дополнительным отягощением голени значительно влияет на развитие скорости одиночного движения. Однако скорость одиночного движения не коррелирует с показателем скорости пробегания дистанции, исходя из чего, возникает противоречие, требующее дальнейшего досконального изучения данных процессов.

    В результатах тестирования тройного прыжка так же имеются положительные сдвиги.

    Рис. 3. Изменение результатов в тройном прыжке.

     

    В показателях   результатов тройного прыжка в исследуемых группах видны значительные положительные сдвиги. Однако в экспериментальной группе динамика выше по сравнению с контрольной группой  и составила  0,93%. В контрольной группе динамика результатов в тройном прыжке составила 0,40%.  Это говорит о том, что у экспериментальной группы, при использовании упражнения постановка шага с дополнительным отягощением нижней части голени, повысилась при отталкивании реактивность выноса бедра, что подтверждается данными исследования, проводимыми  Малковым Ю. П. в 1988 г.

    Результаты достоверны  для экспериментальной группы при   имеющемся значении t = 8,33 при P < 0,05. и недостоверны для контрольной группы при значении t = 0,344 при P > 0,05.

    Различия между результатами групп недостоверны при значении t = 0,286, при P > 0,05.

    Интерес представляют результаты тестирования в беге на 30 метров. В данном случае динамика не такая высокая и в некоторых случаях имеет нулевое значение.

    Рис. 4. Изменение скорости бега на отрезке 30 метров

     

    По результатам пробегания отрезка 30 метров можно отметить, что динамика прироста показателей скорости в экспериментальной группе  имеет более высокое значение, чем в контрольной группе.

    По результатам бега на 30 метров с низкого старта видно из рис. 4, что начальный уровень средних результатов имеет практически одинаковое значение. При втором исследовании видно, что результаты в экспериментальной группе снизились на 1,15% и составили 4,34 секунды, а в контрольной группе изменения составили 0,45% или 4,37 секунд.  Таким образом, можно сказать, что применение упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощением голени более продуктивно влияет на бег в 30 метров с низкого старта. Различия достоверны при  t = 2,85 , при P < 0,05 для экспериментальной группы и достоверны для контрольной группы с значением t = 5,71.

    В беге на 30 метров с высокого старта (рис. 4) показатели имеют одинаковое значение, как при первом, так и при втором тестировании в обеих исследуемых группах. Динамика в том и ином случае составила 0,22%. Различия достоверны при t = 3,3 при P < 0,05 в экспериментальной группе и t = 6,6 при P < 0,05 в контрольной группе.

    Рассмотрение результатов в беге на 30 метров с хода выявили незначительные изменения в экспериментальной группе. И они практически не изменились в контрольной группе. Различия недостоверны при t = 0.

    Таким образом, рассмотрев динамику результатов бега на 30 метров, можно сказать, что применяемое упражнение «постановка шага» с дополнительным отягощением голени положительно влияет на результаты в беге на 30 метров с низкого старта. С этим можно согласиться, поскольку именно постановка шага в низком старте главным образом влияет на эффективное стартовое усилие спринтера. И применение данного упражнения в цикле подготовки бегунов на короткие дистанции позволить сократить потери на старте.

    Установлено, что тренировка спринтеров с манжетами на дистальной части голени, приводит к увеличению длины беговых шагов и повышению мощности толчка, но снижению частоты шагов, что подтверждается исследованиями Ю. П.   Малкова и Н. З Феофилактова (1987 г.). Различия  в беге  на 30  метров  в  значениях  групп  недостоверны  для  t = 0,681 в беге с низкого  старта  и  при значении  t = 0  в  беге с высокого старта и с хода, при P > 0,05.

    В беге на 100 метров были получены результаты, приведенные на рис. 5.

     

    Рис. 5. Изменения в результатах в беге на 100 метров

    Рассмотрев результаты, приведенные на рис. 5 мы видим, что имеются положительные сдвиги в обеих группах. Однако в экспериментальной группе произошло более резкое улучшение среднего результата, чем в контрольной группе. Изменения составили 2,32% при t = 30, при Р<  0,05 в экспериментальной группе и 0,46% при значении t = 30 при  Р < 0,05 в контрольной  группе  исследуемых.  Групповые различие недостоверны при t = 1,53 при P > 0,05. На улучшение скорости прохождения дистанции в данном случае на наш взгляд повлияло увеличение длины шага за счет увеличения скорости одиночного движения, проявившегося в резком улучшении результатов при прыжках с места.

    Подводя итог можно сказать, что упражнение «постановка шага» с дополнительным отягощением голени благоприятно влияет на результаты в беге на 100 метров.

    3.2.  Контрольные испытания

    Проведенные исследования показали у исследуемых в экспериментальной группе (рис. 6) резкий прирост частоты движений при беге в упоре. Это говорит о том, что эта группа повысила частоту движения за счёт увеличения силы и реактивности выноса бедра, при использовании упражнения «постановка шага» с дополнительным отягощениями, закреплёнными на нижней части голени, что подтверждается исследованиями Феофилактова  Н. З.

    Рис. 6 Изменение частоты движений (бег в упоре)до и  после исследования.

    Показатели полидинамометрии на рис. 7 указывают на то, что в экспериментальной группе, произошли значительные изменения. Это связанно с тем, что применение отягощений в структуре бегового шага в виде манжет закреплённых на нижней части голени положительно повлияло на динамическую силу сгибателей мышц бедра. В контрольной группе показатели динамической силы остались на прежнем уровне.

    Рис.7 Изменение силы в опорных точках бегового шага

     

    С использованием в экспериментальной группе упражнения постановка шага  с манжетами, закреплёнными на нижней части голени, (рис. 8) видно, увеличение длины шага, за счет применяемых в методе манжет. Установлено, что тренировка спринтеров с манжетами на дистальной части голени, приводит к увеличению длины беговых шагов и повышению мощности толчка,  но  снижению частоты шагов, что подтверждается исследованиями  Малкова Ю. П. и  Феофилактова Н. З.  (1987 г).

     

    Рис. 8 Изменения длины шага в беге на 60 метров.

     

                  

                    

    Рис. 9. Изменение частоты шагов в беге на 60 метров

     

     

    Известно, что длина и частота шагов конкурентны, т.е. увеличение длины шага изменяет их частоту, и наоборот.

    А из рис. 9  видно, что частота шагов сохранилась прежней. Это можно объяснить тем, что при применении упражнения постановка шага с дополнительным отягощением, за счет прикрепляемых к нижним частям конечностей дополнительных весов возникала необходимость в приложении больших усилий для отрыва стопы от опоры, что привело к закреплению на рефлекторном уровне качественно новой структуры движений, приведшей к увеличению длины шага.

    В контрольной же группе произошло снижение длины шага, но выросла частота  шагов,  что  не противоречит  раннее  поведённым  исследования     Е. Гагуа  (1986 г.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выводы

     

    1. Как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошли положительные изменения скоростных качеств. Однако в экспериментальной группе произошли более значительные сдвиги и на основе полученных результатов мы можем утверждать, что упражнение «постановка шага» с дополнительным отягощением положительно влияет на результат в беге на 100 метров.
    2. В экспериментальной группе частота шагов увеличилась, сдвиг достоверный при Р < 0,05. В контрольной группе осталась  практически на прежнем уровне,
    3. В экспериментальной группе длина шагов, после проведённого исследования, несколько увеличилась (при Р > 0,05). В контрольной группе длина шага снизилась (при Р > 0,05).
    4. В экспериментальной группе сила сгибателей мышц бедра увеличилась, сдвиг не достоверный при Р > 0,05. В контрольной группе этот показатель остался практически на прежнем уровне.

    Список литературы

     

    1. Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. – Минск, 1981.

    330 с.

    1. Албанин В. Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. – М.: Ф. и С, 1976. – 9 с.
    2. Артынок А. С. Взаимосвязь компонентов скорости // Легкая атлетика. – 1978, №2. – С. 6 – 7.
    3. Бакрадзе Т. А. Исследование эффективности специальных средств с искусственной тягой на развитие скоростных качеств бегуна: Автореф.дис…конд. пед. наук. – ТАРТУ, ТГУ, 1971. – 22 с.
    4. Богваров М. Ассиметрия скорости // Легкая атлетика. – 1976, № 9. –

    С. 31.

    1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Ф и С, 1988.  С. 53 – 69.
    2. Воробьев А. Н. Учебник по тяжелой атлетике. М.: Ф и С, 1988. 290 с.
    3. Воронин В. И., Озолин Н. Г. Учебник для институтов физической культуры. М: Ф и С, 1979. – 597 с.
    4. Гагуа Е. Размышление о спорте // Легкая атлетика. – 1986, № 10. –

    С. 19, 20.

    1. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической

    деятельности в физической культуре и спорте.  – М.:  Академа, 2001 г. 264.с.

    1. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Сов.Россия, 1975. –208 с.
    2. Лавренко Н., Кравцов И. Эффект динамического срыва // Легкая атлетика.   № 10. – С. 13-14.
    3. Левченко С. 100 м – 9,83! Рождение рекорда // Легкая атлетика. – 1988, № 5 – С. 16-18,27
    4. Легкая атлетика за рубежом. Под ред. Кайтмазовой  Е.Н.

    М.: Ф и С, 1974. 430 с.

    1. Малков Ю. П., Алабужев А. Е. Лекции по лёгкой атлетике для студентов факультетов физической культуры. Ижевск. 1998. 46 с.
    2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Ф и С, 1977. –181 с.
    3. Мехрикадзе В. В. Критерии проектирования и конструирования бегового шага // Легкая атлетика . – 1994. № 5. – С. 17.
    4. Мехрикадзе В. В. Метод повышения скорости бега спринтера // Легкая атлетика. – 1995, № 4. – С. 25.
    5. Мехрикадзе В. В. О будущих разработках // Легкая атлетика. –1994. № 3. – С. 16
    6. Мехрикадзе В.В. О профессии тренера, поиска идей и спринтерского бега. М: Спорт Академпресс, 2001. 164 с.
    7. Мехрикадзе В. В. Тренировка юного спринтера. М.: Ф и С, 1999. 150 с.
    8. Озолин В. Г., Воронина В.И., Примакова Ю. П. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры (4-е издание, переработано и дополнено).
    9. Озолин Н. Г.  Молодому коллеге.  М.: Ф и С, 1988. 288 с.
    10. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ». 2002. 864 с.
    11. Озолин Э. С. Спринтерский бег. – М.: Ф и С, 1986. С. 108, 132, 139.
    12. Орещук С. А. Влияние отягощений в тренировке спринтера // Легкая атлетика. 1971. № 12. – С. 12-13.
    13. Петровский В. В. Бег на короткие дистанции. – М.:  Ф и С, 1973. 27с.
    14. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.

    М.: Ф и С. 1986. 286 с.

    1. Подготовка юных легкоатлетов. М.: Терра-спорт. 2000. 58 с.
    2. Попов В. Б., Суслов Ф. П. Юный легкоатлет.  М.: Ф и С, 1984. – 159 с.
    3. Скляров А. В., Оренщук С. А. Резервы скорости спринтерского бега:- сборник научных трудов, Л/А.  Киев. 1973. № 3. – С. 55.
    4. Смирнов Н., Богваров Н. Манжеты легкоатлета // Легкая атлетика. 1976 № 9. –С. 21.
    5. Смирнов Н. С. Скоростно-силовая подготовка // Легкая атлетика. 1975. № 4. – С. 14.
    6. Смирнов Н.С. Совершенствования тренировки в скоростно-силовых видах // Легкая атлетика.  № 4. – С. 26.
    7. Тер – Ованесян И. О. Подготовка легкоатлетов: современный спорт.

    М.: Терра-спорт. 2000. 128 с.

    1. Физическое воспитание в школе и вузах: Сборник для учителей школ, преподавателей и студентов высших заведений. Ставрополь. 1974.

    342 с.

    1. Физическое воспитание молодежи и олимпийское движение: материалы региональной студенческой научной сессии Уральской олимпийской академии. / Редакционная коллегия: Малков Ю. П.,

    Северухин Г. Б., Феофилактов Н. З. Ижевск. 1995. 124 с.

    1. Филин В. П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов.

    М.: Ф и С, 1968. 240 с.

    1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академа. 2000. 480 с.
    2. Черкасов Ю. Развитие скоростно-силовых качеств мышц под влиянием внешней среды с уступающим сопротивлением // Легкая атлетика. –1976. № 9. – С.22.
    3. Ярошевич В.Г. Метод сопряженного взаимодействия в физической подготовке легкоатлеток – спринтеров на начальном этапе спортивной специализации: Автореф.дис…канд. пед. наук. – Минск, АФВС Республики Беларусь, 21с.

     

     

     

     

                                                Приложение 1. Результаты тестирования скоростных качеств

                                                    Таблица 1.Протокол первого тестирования контрольной  группы (13.10.2004года)

     

    Ф. И. О. Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров,сек. бег 100 метров    
    см н/с в/с с/х t – секунд.    
    1 И – в К 263 738 4,28 4,26 3,28 12,26    
    2 З – в В. 261 741 4,28 4,25 3,31 12,33    
    3 П – в В. 257 740 4,34 4,43 3,33 12,33    
    4 И – н С. 245 735 4,33 4,4 3,33 12,39    
    5 В – в А. 240 718 4,36 4,25 3,38 12,39    
    6 К – в А. 238 715 4,39 4,4 3,38 12,65    
    7 Ц – в Д. 238 713 4,51 4,52 3,45 12,8    
    8 Ш – в А. 236 698 4,51 4,49 3,47 12,93    
    9 С – в П 235 697 4,35 4,37 3,58 12,98    
    10 Г – н Р. 235 690 4,35 4,28 3,62 12,89    
    11 Л – в Р. 235 695 4,4 4,31 3,59 13,15    
    12 Б – н С. 232 679 4,55 4,6 3,62 13,38    
    13 Д – н И. 228 665 4,39 4,56 3,52 13,22    
    14 К – в П. 228 657 4,37 4,45 3,72 13,44    
    15 Ю – в М. 222 645 4,38 4,28 3,64 13,64    
    16 Т – н В. 212 624 4,51 4,83 3,64 13,88    
      Средние Х 237,81 696,87 4,39 4,41 3,49 12,91    

     

     

     

    Таблица 2.Протокол второго  тестирования контрольной группы (16.04.2005года)

     

    Ф. И. О. Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров, сек. бег 100 метров
    см н/с в/с с/х t- секунд.
    1 И – в К 268 758 4,25 4,32 3,26 12,39
    2 З – в В. 262 760 4,27 4,12 3,35 12,39
    3 П – в В. 262 755 4,24 4,35 3,27 12,33
    4 И – н С. 261 761 4,25 4,35 3,91 13,22
    5 В – в А. 244 720 4,4 4,55 3,61 12,93
    6 К – в А. 244 725 4,6 4,55 3,75 12,99
    7 Ц – в Д. 244 726 4,32 4,31 3,47 12,8
    8 Ш – в А. 240 706 4,53 4,8 3,72 13,98
    9 С – в П 240 667 4,78 4,66 3,75 13,84
    10 Г – н Р. 242 714 4,51 4,27 3,12 12,65
    11 Л – в Р. 237 646 4,26 4,36 3,31 12,33
    12 Б – н С. 235 725 4,32 4,4 3,45 13,64
    13 Д – н И. 231 657 4,15 4,13 3,25 11,96
    14 К – в П. 223 695 4,41 4,52 3,62 12,18
    15 Ю – в М. 222 597 4,33 4,47 3,58 13,15
    16 Т – н В. 212 582 4,38 4,25 3,42 12,96
      Средние Х 241,68 699,62 4,37 4,40 3,49 12,85

     

     

     

     

    Таблица 3.Протокол  первого тестирования экспериментальной группы ( 13.10.2004года)

     

    Ф. И. О. Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров,сек. бег 100 метров    
    см н/с в/с с/х t – секунд.    
    1 З – н Д. 261 737 4.0 4,43 3,28 12,93    
    2 П -в  А. 261 685 4,15 4,76 3,3 13,22    
    3 Г – в И 250 696 4,24 4,69 3,3 12,8    
    4 С – в А 245 616 4,26 4,31 3,33 12,39    
    5 Б – в М. 241 718 4,27 4,6 3,4 12,99    
    6 М – в Р. 241 715 4,32 4,18 3,45 13,98    
    7 П – в Д. 239 742 4,32 4,35 3,45 13,84    
    8 Ш – н А. 239 723 4,33 4,17 3,47 12,33    
    9 П – н А. 238 736 4,38 4,63 3,51 12,65    
    10 П – х А. 238 691,7 4,4 4,41 3,58 13,18    
    11 Щ – в М. 234 690 4,41 4,45 3,59 11,96    
    12 П – в А. 228 703 4,45 4,19 3,59 13,15    
    13 Р – й М. 226 660 4,6 4,4 3,62 13,64    
    14 К – н М. 226 655 4,65 4,18 3,62 12,96    
    15 З – н Р 217 696 4,7 4,4 3,72 12,39    
    16 С – в Н. 198 703 4,78 4,49 3,84 12,33    
      Средние Х 236,37 697,91 4,39 4,41 3,503125 12,92    
                       

     

     

     

                                         Таблица 4. Протокол второго тестирования экспериментальной  группы  (16.04.2005года)
    Ф. И. О. Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров, сек. бег 100 метров    
    см н/с в/с с/х t- секунд.    
    1 З – н Д. 272 760 4,05 4,12 3,35 12,27    
    2 П -в  А. 264 760 4,53 4,13 3,25 12,54    
    3 Г – в И 263 755 4,39 4,25 3,42 12.0    
    4 С – в А 261 761 4,2 4,27 3,12 13,2    
    5 Б – в М. 254 740 4,25 4,31 3,47 12,72    
    6 М – в Р. 254 738 4,35 4,32 3,26 12,84    
    7 П – в Д. 248 726 4,2 4,35 3,27 12,6    
    8 Ш – н А. 247 706 4,33 4,35 3,91 13,52    
    9 П – н А. 245 667 4,34 4,36 3,31 13,7    
    10 П – х А. 242 714 4,4 4,4 3,45 11,52    
    11 Щ – в М. 237 658 4,32 4,47 3,58 11,9    
    12 П – в А. 235 725 4,51 4,52 3,62 13,2    
    13 Р – й М. 227 657 4,35 4,55 3,61 11,69    
    14 К – н М. 223 695 4,37 4,55 3,75 12,74    
    15 З – н Р 220 597 4,35 4,66 3,75 12,96    
    16 С – в Н. 219 612 4,51 4,8 3,72 12,55    
      Средние Х 244,43 704,43 4,34 4,40 3,49 12,62    

     

     

     

     

    Таблица 5. Данные достоверности различий между показателями  контрольной и экспериментальной групп.

    группы Показатель   n Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров, сек. бег 100 метров
    см н/с в/с с/х t – секунд.
    Контрольная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 16 237,81 696,87 4,39 4,41 3,49 12,91
    2-й тест 16 241,68 699,62 4,37 4,4 3,49 12,85
    Δ – в %   16 1,68% 0,40% 0,45% 0,22% 0 0,46%
    δ –стандартное отклонение

     

    1-й тест 16 14,44 32,86 0,06 0,16 0,09 0,45
    2-й тест 16 15,86 49,8 0,17 0,12 0,178 0,57
    m – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 16 3,73 8,49 0,015 0,041 0,023 0,116
    2-й тест 16 4,09 12,86 0,043 0,031 0,045 0,147
    Экспериментальная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 16 236,37 697,91 4,39 4,41 3,5 12,92
    2-й тест 16 244,43 704,43 4,34 4,4 3,49 12,62
    Δ – в %   16 3,40% 0,93% 1,15% 0,22% 0,28% 2,32%
    δ–стандартное отклонение

     

    1-й тест 16 17,84 34,27 0,22 0,16 0,15 0,53
    2-й тест 16 15,01 41,9 0,13 0,11 0,23 0,56
    m  – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 16 14,61 8,85 0,056 0,041 0,038 0,136
    2-й тест 16 3,87 10,82 0,033 0,028 0,059 0,035
      f  –степень свободы     64 64 64 64 64 64
      t –средняя ошибка разности 1-й тест   0,095 при Р > 0,05 0,084 при Р > 0,05 0,877 при Р > 0,05 0 при Р > 0,05 0,25 при Р > 0,05 0,142 при Р > 0,05
      t–средняя ошибка разности 2-й тест   0,524 при Р > 0,05 0,286 при Р > 0,05 0,681 при Р > 0,05 0 при Р > 0,05 0 при Р > 0,05 1,53 при Р > 0,05

     

    Таблица 6. t– критерий Стьюдента для показателей контрольной группы.

    Показатель   n Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров, сек. бег 100 метров
    см н/с в/с с/х t – секунд.
     Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 32 237,81 696,87 4,39 4,41 3,49 12,91
    2-й тест 32 241,68 699,62 4,37 4,4 3,49 12,85
    δ –стандартное отклонение   32 0,934 0,664 0,004 0,002 0 0,014
    m – стандартная ошибка средней арифметической   32 0,166 0,118 0,0007 0,0003 0 0,002
    f  –степень свободы   32 32 32 32 32 32 32
    t –средняя ошибка разности     2,27 при P> 0,05 0,344 при P> 0,05 5,71 при P> 0,05 6,6 при

    P< 0,05

    0

     

    7 при

    P< 0,05

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 7. t– критерий Стьюдента для показателей экспериментальной группы.

    Показатель   n Прыжок в  длину с места, см 3-й прыжок бег 30 метров, сек. бег 100 метров
    см н/с в/с с/х t – секунд.
     Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 32 236,37 697,91 4,39 4,41 3,5 12,92
    2-й тест 32 244,43 704,43 4,34 4,4 3,49 12,62
    δ –стандартное отклонение   32 0,934 0,66 0,004 0,02 0 0,013
    m – стандартная ошибка средней арифметической   32 0,166 0,11 0,0007 0,003   0,002
    f  –степень свободы   32 32 32 32 32 32 32
    t –средняя ошибка разности     9,5 при

    Р< 0,05

     

    8,33 при

    P< 0,05

     

    2,85 при

    P< 0,05

     

    3,3 при

    P< 0,05

     

    0

     

    30 при

    P< 0,05

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                              Приложение 2. Результаты контрольных испытаний.

    Таблица 8. Результаты контрольной группы.

    ФИО   Бег в упоре Длина шага Частота шагов Полидинамометрия
    1 2 3 сумма
    И – в  К. 1–й тест 34 1,83 2,80 85 45 30 160
    2-й тест 34 1,78 2,96 90 40 35 165
    З – в П 1–й тест 38 1,85 2,69 84 40 35 159
    2-й тест 38 1,80 2,97 85 40 30 155
    П – в В 1–й тест 38 1,80 2,97 85 40 30 155
    2-й тест 38 1,80 2,97 85 40 35 155
    И – н С. 1–й тест 34 1,84 2,75 87,5 45 35 167,5
    2-й тест 34 1,75 2,98 90 45 35 170
    В – в А. 1–й тест 39 1,90 2,63 85 40 37,5 162,5
    2-й тест 40 1,88 2,77 85 45 35 165
    К – в А. 1–й тест 33 1,84 2,76 90 45 35 170
    2-й тест 33 1,77 2,93 90 45 37,5 172,5
    Ц – в А 1–й тест 43 1,91 2,58 87,5 42,5 30 160
    2-й тест 43 1,90 2,57 90 40 35 165
    Ш – в А. 1–й тест 35 1,86 2,72 62,5 40 27,5 130
    2-й тест 37 1,82 2,95 60 45 30 135
    С- в П 1–й тест 36 1,84 2,75 67,5 40 30 137,5
    2-й тест 38 1,81 2,89 70 40 30 140
    Г  – н Р 1–й тест 39 1,86 2,78 90 40 35 165
    2-й тест 39 1,81 2,94 90 45 35 170
    Л – в Р 1–й тест 38 1,87 2,7 65 40 30 135
    2-й тест 36 1,78 2,88 65 40 30 135
    Б – н С. 1–й тест 46 1,95 2,5 85 42,5 37,5 165
    2-й тест 47 1,88 2,73 85 40 35 160
    Д – н  И. 1–й тест 36 1,85 2,73 85 45 30 160
    2-й тест 36 1,85 2,87 90 45 30 165
    К – в П 1–й тест 36 1,80 2,79 82,5 40 35 157,5
    2-й тест 36 1,77 2,96 90 40 37,5 167,5
    Ю – в М 1–й тест 39 1,87 2,71 85 45 30 160
    2-й тест 40 1,82 2,70 85 45 30 160
    Т – в В 1–й тест 40 1,85 2,73 90 45 32,5 167,5
    2-й тест 40 1,74 2,87 90 45 35 170

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ФИО   Бег в упоре Длина шага Частота шагов Полидинамометрия
    1 2 3 сумма
    З – н Д 1–й тест 37 1,91 2,71 80 45 30 155
    2-й тест 43 1,96 2,72 95 55 35 185
    П – в А. 1–й тест 38 1,88 2,69 65 45 30 140
    2-й тест 42 1,93 2,73 85 50 35 170
    Г – в И. 1–й тест 45 1,95 2,51 80 40 25 145
    2-й тест 43 2.00 2,52 90 65 32,5 177,5
    С – в А. 1–й тест 38 1,90 2,7 62,5 45 25 132,5
    2-й тест 40 2.00 2,7 75 50 30 155
    Б – в М 1–й тест 41 1,92 2,66 85 45 37,5 167,5
    2-й тест 43 1,96 2,69 95 55 32,5 182,5
    М- в Р. 1–й тест 38 1,89 2,74 52,5 45 35 137,5
    2-й тест 43 1,92 2,76 85 55 30 170
    П – в Д 1–й тест 38 1,96 2,76 95 45 35 170
    2-й тест 39 1,93 2,78 57,5 45 30 132,5
    Ш-н А 1–й тест 42 1,94 2,53 105 50 35 190
    2-й тест 44 1,99 2,55 105 55 40 200
    П – н А 1–й тест 33 1,89 2,76 65 55 35 155
    2-й тест 35 1,93 2,76 75 55 40 170
    П – х А. 1–й тест 42 1,93 2,56 90 45 35 170
    2-й тест 44 1,98 2,57 95 55 40 190
    Ш- в М 1–й тест 36 1,89 2,76 65 55 30 150
    2-й тест 39 1,96 2,78 80 65 35 180
    П – в А 1–й тест 35 1,87 2,73 57,5 45 35 137,5
    2-й тест 36 1,91 2,74 65 45 35 145
    Р – й М 1–й тест 34 1,85 2,72 62,5 45 30 137,5
    2-й тест 36 1,91 2,72 70 55 35 160
    К – н М. 1–й тест 32 1,82 2,78 80 40 25 145
    2-й тест 38 1,87 2,80 90 45 30 165
    З – н Р 1–й тест 36 1,87 2,73 60 40 35 135
    2-й тест 39 1,92 2,75 75 40 35 150
    С – в Н 1–й тест 36 1,89 2,77 85 42,5 25 152,5
    2-й тест 38 1,94 2,77 97,5 40 30 167,5

    Таблица 9. Результаты экспериментальной группы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 10. Показатели t –  критерия Стьюдента.

    группы Показатель   n Бег в упоре Длина шага Частота шагов Полидинамометрия
    Контрольная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 16 37,73 1,86 2,70 157,03
    2-й тест 16 38,06 1,81 2,86 159,43
    δ –стандартное отклонение

     

    1-й тест 16 3,74 0,034 0,086 11,52
    2-й тест 16 4,03 0,043 0,118 10,66
    m – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 16 1,0 0,009 0,022 3,08
    2-й тест 16 1,07 0,0011 0,031 2,85
    t –средняя ошибка разности 0,226 при Р>0,05 5,5 при  Р<0,05 5,3 при  Р<0,05 0,57  при Р>0,05
    Экспериментальная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 16 37,53 1,89 2,69 150
    2-й тест 16 39,93 1,94 2,70 170
    δ–стандартное отклонение

     

    1-й тест 16 3,74 0,028 0,077 16,57
    2-й тест 16 2,59 0,025 0,080 19,45
    m  – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 16 1,0 0,007 0,020 4,43
    2-й тест 16 0,69 0,006 0,021 5,2
      t –средняя ошибка разности

     

    0,22 при Р>0,05 3,8  при Р<0,05 0,3 при Р>0,05 2,92 при Р<0,05

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх