написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ

      Содержание

     

    Введение 3
    Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 7
    1.1 Особенности учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов 7
    1.2  Физиологическая характеристика скоростно-силовых   качеств 11
    1.3 Прыгучесть баскетболиста и основные характеристики его проявления 17
    1.4 Особенности развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 20
    Глава 2 Организация и методы исследования 26
    2.1 Организация исследования 26
    2.2 Методы исследования 29
    Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 31
    Выводы 36
    Список литературных источников 37
    приложения 39

     

     Введение

    Актуальность исследования.  Проблема поиска новых средств подготовки спортсменов была и остается самой актуальной  на протяжении многих лет. На сегодняшний день исторически сложился целый ряд направлений подготовки спортсменов.

    Одни ученые видят резервы совершенствования в усовершенствовании методологии и технической оснащенности вида спорта (Верхошанский Ю. В.. Гетманец В. С.,  Матвеев Л. П. и др ).

    Другие указывают на биологические составляющие спорта (Айдаралиев А.А., Баевский Р. М., Береснева А. П. Власов В. В. Зациорский В. М др. ).

    Третьи видят резервы в психолого-педагогических методах воздействия на спортсмена (Вяткин Б. А., Гужаловский А. А.. Родионов А. В и др.).

    Большинство современных ученых склоняется к комплексному применению всех направлений подготовки (Озолин Н. Г. Платонов В. Н.. Филин В. П и др.)[17]. Однако, главной целью всех выше указанных направлений  подготовки спортсменов  является качественное улучшение результативности спортивных достижений.

    Не остается в стороне от этих проблем и баскетбол.

    Баскетбол одна из самых популярных и зрелищных игр в мире.

    Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе[2].

    Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиени­ческое значение, но и агитационно-воспитательное. Он яв­ляется увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания.

    За­нятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма. Поэтому необходимы постоянный рост качества подготов­ки спортивного резерва, а следовательно, более тщатель­ный подход к выбору методов подготовки баскетболистов еще на начальном этапе обучения[6].

    Наиболее остро данная проблема встает в детско – юношеском баскетболе.

    Несмотря на то что в нашей стране создавалась и со­здается система ранней ориентации и отбора (И.И. Бахрах, В.М. Волков, Р.Н. Дорохов, Э.Г. Мартиросов, Т.С. Тимако-ва, В.П. Филин и др.), эффективность проводимой работы еще не соответствует высоким требованиям подготовки спортсменов. Занятия зачастую проводятся по «шаблонным», не соответствующим современным требованиям программам[29].

    В результате неправильного построения системы тренировок юных баскетболистов с недостаточно продуманной последующей узкоспециализированной подготовкой приводят к тому, что многие спортсмены заканчивают свою карьеру, так и не на­чав выступать во взрослых соревнованиях. Это обусловлено тем, что высокий темп игровых действий, быстрая смена си­туаций, непосредственное соприкосновение с противником в борьбе за мяч, ограничение времени владения мячом, эмо­циональность и другие ее особенности предъявляют боль­шие требования к двигательной, функциональной и психи­ческой сферам юного спортсменах[17].

    Наиболее благоприятным периодом развития скоростных качеств мальчиков и девочек считается период от 7-до 11 лет. Целенаправленные воздействия оказывают положительный результат на развитие скоростно – силовых способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более в сравнении с не тренирующимися детьми [5].

    Скоростно-силовые качества баскетболиста имеют большое значение. В игре они проявляются в быстроте перемещений, быстроте реакций на игровую ситуацию, частоте движений в единицу времени, а так же в силе и скорости выпрыгиваний  в игровой ситуации и т. д.

    По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер[19].

    От того,  на сколько  прыгуч баскетболист,  зачастую зависит результат игры. Как высоко игрок может выпрыгнуть и достать мяч, способность игрока выпрыгнуть, освободившись тем самым от опеки противника и забросить мяч в корзину, в прыжке завладеть мячом,  и многие другие игровые ситуации делают качество прыгучести одним из основных способностей баскетболиста и говорят о необходимости целенаправленного развития этого качества еще на начальном этапе обучения юных баскетболистов.

    Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов.

    Предмет исследования: эффективность применения упражнений скоростно-силовой направленности для развития прыгучести юных баскетболистов 10-11 лет.

    Цель исследования: определить эффективность применения упражнений скоростно-силовой направленности для развития прыгучести юных баскетболистов 10-11 лет.

     

    Задачи исследования:

    1. Определить эффективность применения упражнений скоростно-силовой направленности на развитие прыгучести юных баскетболистов 10-11 лет контрольной и экспериментальной групп.
    2. Выявить эффективность применения упражнений скоростно-силовой направленности на развитие быстроты баскетболистов 10-11 лет.
    3. Определить эффективность применения упражнений скоростно-силовой направленности на развитие скоростной выносливости баскетболистов 10-11 лет контрольной и экспериментальной групп.

    Гипотеза исследования: предполагаем, что направленное использование упражнений скоростно-силовой направленности окажет положительное воздействие на развития прыгучести юных баскетболистов 10-11 лет.

    Научная новизна: применяемый нами метод развития прыгучести юных баскетболистов 10-11 лет с использованием легкоатлетических упражнений скоростно–силовой направленности недостаточно изучен.

    Практическая значимость: Результаты исследования позволят тренарам- педагогам совершенствовать учебно-тренировочный процесс подготовки юных баскетболистов с применением методов легкой атлетики.

     Методы исследования:

    1. Изучение и анализ литературных источников.
    2. Лабораторный сравнительный эксперимент.
    3. Педагогическое наблюдение.
    4. Контрольные испытания:

     

    Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования

     1.1. Особенности учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов

    Баскетбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

    Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

    Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

    • центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;
    • крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;
    • защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

    Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

    Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является “чувство времени”, которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска.

    Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в  эмоционально напряженных условиях.

    Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

    Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

    Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков [3].

    Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

    За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается,  прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

    Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей – величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

    Важный показатель функционального состояния организма – сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

    Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 удмин, уровень потребления кислорода – 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 удмин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 удмин, величина кислородного долга 5-7 лмин.

    За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны [3].

    Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.[26,5]

     

    1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств

    Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда ( тела )определяется силой и скоростью приложенного воздействия.

    Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.

    Силовой компонент мощности ( динамическая сила ). Мышечная сила, измеряемая  в условиях динамического режима работы мышц                             концентрического или эксцентрического сокращения , обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению , сообщаемому массе  m , при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению                   ускорению с обратным знаком  движения массы при эксцентрическом сокращении мышц.

    Такое определение основано на физическом законе, согласно которому

    F = m х а. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы.

    К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально  возможной скоростью.

    В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы                    (абсолютный градиент ) либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части ( относительный градиент силы ). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.

    Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.

    В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе значительно большую площадь ) по сравнению с представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.

    Скоростной компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие ( сила ), приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.

    Скорость спринтерского бега зависит от двух факторов: величины ускорения (скорость разбега ) и максимальная скорости. Первый фактор определяет, как быстро спортсмен может увеличить скорость бега. Этот фактор наиболее важен для  коротких отрезков дистанции (10 – 15м)в беге для игровых видов спорта, где требуется максимально быстрое перемещение тело из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Если спортсмен имеет высокий уровень обеих форм проявления скорости, это дает ему большое преимущество на спринтерских дистанциях. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи друг с другом. У одних спортсменов медленное ускорение, но они обладают большой максимальной скоростью, у других, наоборот, быстрое ускорение и относительно небольшая максимальная скорость.

    Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим – улучшение координации работы мышц.

    Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон у выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта (собенно у велосипедистов- кроссовиков)процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующих выносливость.

    Внутри икр мышечная координация также способствует увеличению скорости движения (ощности ) так как при координированной работе мышц их усилия кооперируются, преодолевая внешнее сопротивление   с большей скоростью. В частности, при хорошей мышечной координации сократительное усилие одной мышцы  (ли группы мышц)лучше соответствует пику скорости, создаваемой предыдущим  усилием другой мышцы (ли группы мышц) Скорость и степень расслабления мышц- антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять в тренировочных занятиях специфические движения (акие же, как в соревновательном упражнении)со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении.

    Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений. С энергетической точки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным. Предельная продолжительность их – менее 1-2 мин. Для энергетической характеристики этих упражнений используются 2 основных показателя: анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость.

    Максимальная анаэробная мощность. Максимальная для данного человека мощность работы может поддерживаться лишь несколько секунд. Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счет энергии анаэробного расщепления мышечных фосфагенов – АТФ и КрФ. Поэтому запасы этих веществ и особенно скорости их энергетической утилизации определяют максимальную анаэробную мощность. Короткий спринт и прыжки являются упражнениями, результаты которых зависят от максимальной анаэробной мощности.

    Максимальная анаэробная емкость. Наиболее широко для оценки максимальной анаэробной емкости используется величина максимального кислородного долга – наибольшего кислородного долга, который выявляется после работы предельной продолжительности ( 1 до 3 м ) это объясняется тем, что наибольшая часть избыточного количества кислорода, потребляемого после работы, используется для восстановления запасов АТФ, КНФ  и гликогена, которые расходовались в анаэробных процессах за время работы. Такие факторы, как уровень катехоламинов в крови, повышенная температура тела и увеличенное потребление кислорода, часть сокращающимся сердцем и дыхательными мышцами, также могут быть причиной повышенной скорости потребления кислорода во время восстановления после тяжелой работы. Поэтому имеется лишь умеренная связь между величиной максимального долга и максимальной анаэробной емкостью.

    В среднем величины максимального кислородного долга у спортсменов выше, чем у не спортсменов, и составляют у мужчин 10,5 л. (40 млкг веса тела ) а у женщин – 5,9 л.95 млкг веса тела) Уне спортсменов они равны (ответственно)5 л.68 млкг веса тела) 3,1 л. (0 млкг веса тела)

    У выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта максимальный кислородный долг может достичь 20 л. Величина кислородного долга очень вариативна и может быть использована для точного представления результата.

    По величине алактацидной (быстрой) реакции кислородного долга можно судить о той части анаэробной (фосфагенной емкости, которая обеспечивает очень кратковременные упражнения скоростно-силового характера.

    Типичная максимальная величина “фосфагенной фракции” кислородного долга – около 100 калкг веса тела, или 1,5-2л. кислорода. В результате тренировки скоростно-силового характера она может увеличиваться в 1,5-2 раза.

    Наибольшая (медленная) фракция кислородного долга после работы предельной продолжительности в несколько десятков секунд связана с анаэробным гликолизом, т.е. с образованием в процессе выполнения скоростно-силового упражнения молочной кислоты, и поэтому как лактацидный кислородный долг.

    Эта часть кислородного долга используется для устранения молочной кислоты из организма путем ее окисления до СО2 и Н2О и ресинтеза до гликогена.

    Максимальная емкость лактацидного компонента анаэробной энергии у молодых нетренированных мужчин составляет 200калкг веса тела, что соответствует максимальной концентрации молочной кислоты в крови около 120% 13 ммольл. у представителей скоростно-силовых видов спорта максимальная концентрация молочной кислоты в крови может достигать 250-300 мг%, что соответствует максимальной лактацидной (гликолитической) емкости 400-500 калкг веса тела.

    Такая высокая лактацидная емкость обусловлена рядом причин. Прежде всего, спортсмены способны развивать более высокую мощность работы и поддерживать ее более продолжительно, чем нетренированные люди. Это в частности, обеспечивает включением в работу большой мышечной массы, в том числе быстрых мышечных волокон, для которых характерна высокая гликолитическая  способность. Повышенным содержанием таких волокон в мышцах спортсменов – представителей скоростно-силовых видов спорта – является одним из факторов, обеспечивающих высокую гликолитическую мощность и емкость. Кроме того, в процессе тренировочных занятий, особенно с применением повторно-интервальных упражнений анаэробной мощности, по-видимому, развиваются механизмы, которые позволяют спортсменам “переносить” более высокую концентрацию молочной кислоты (и соответственно более низкие значения рН) в крови и других жидкостях тела, поддерживая высокую спортивную работоспособность.

    Силовые и скоростно-силовые тренировки вызывают определенные биохимические изменения в тренируемых мышцах. Хотя  содержания АТФ и КрФ в них несколько выше, чем в не тренированных (на 20–30 %), оно не имеет большого энергетического значения. Более существенно повышение активности ферментов, определяющих скорость оборота расщепления и ресинтеза (фосфогенов) АТФ, АДФ, АМФ, КрФ, в частности миокенозы и креатинфосфокинозы [29].

     

    1.3. Прыгучесть баскетболиста и основные характеристики его проявления

    По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая “взрывная” сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок.

    Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка (24).

    Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее  скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

    Скорость и сила- основа прыжка.

    Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

    Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это  приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение  невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных  и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

    Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения [17]. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола).

    Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

    Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он не один сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя Родман и не очень высокого роста (у него нет и двух метров), а подбор забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам.

    Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места – при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении – отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия  в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог  “перевисеть” в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” – это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки  НБА, в отличие  от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, у некоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может  быть, поэтому сборная команда США уже многие годы считается  непобедимой командой на всей планете.

    Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Опять же в НБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем он выполнял 2-3 блок – шота в одной игре.

    Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть – это важное качество для игры в баскетбол. И согласиться со словами А.Я. Гомельского: “Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу “на втором этаже” [7].

     

    1.4. Особенности развития скоростно-силовых качеств баскетболистов

    В развитии скоростно-силовых качеств огромную роль играют генети­ческие факторы. Это ни в коей мере не исключает значе­ния моторных навыков, структуры движений и необходи­мой мобилизации вегетационных функций в области со­вершенствования быстроты сложных моторных движений. Быстроту следует понимать как комплекс неврофизиоло-гических качеств, которые предоставляют возможность для быстрого реагирования на стимул, т. е. быстрого освоения соответствующего пространства. Понимаемую так быст­роту составляют:

    – быстрота нервно-мышечной реакции;

    – быстрота отдельного движения;

    – частота движений в единицу времени;

    -произведение всех предшествующих компонентов— быстрота движений в пространстве.

    Когда речь идет о быстроте игровых перемещений, следует указать на то, что возможности, которые представ­ляет в отношении развития этого качества работа на трени­ровках, весьма ограниченны. Так, исходя из специфики техники бега в баскетболе А. Николич, В. Параносич вы­деляют специфические стороны баскетбольной быстроты:

    – скрытое время моторной реакции должно рассмат­риваться как составляющая быстроты движения и как са­мостоятельное качество. Это качество является решающим фактором для успешности во многих аспектах индивиду­альной тактики защиты (перехват мяча) и нападения (наи­более быстрая оценка ситуации и наиболее быстрое введе­ние в действие товарища по команде);

    – из предыдущего положения следует: в баскетболе одинаково важно, чтобы движения и действия проводи­лись не только с наибольшей быстротой, но и с наиболь­шей точностью. Среди защитников экстра-класса мы встре­чаем игроков очень быстрых в начальных фазах контра­так, но весьма слабо и медленно действующих в их завершающей фазе (передача, бросок). В противовес им есть значительно менее быстрые защитники, но выполняющие в целом всю контратаку, в том числе и ее завершающую часть, значительно быстрее.

    Следовательно, скоростные качества нужно рассмат­ривать и оценивать не в отрыве от их ситуационной ценно­сти, а лишь в тесной связи с техникой, индивидуальной и коллективной тактикой. Понятие быстроты, воспринимае­мое таким образом, включает в себя и другие качества: качество антиципации (предвидения) действий противника и своих товарищей по команде и качество быстрых и ост­роумных действий на базе предвиденного развития ситуа­ции. Из этого следует, что быстрота специфических дви­жений связана с быстротой, легкостью и подвижностью развития ассоциативных процессов в мозге, или, говоря упрощенное, с быстротой мышления, быстротой замысла и быстротой превращения задуманного образца (представ­ления, картины движения) в моторный образ (выполнение);

    – особым скоростным качеством является приоста­новка начатого движения. Это качество давало и дает ог­ромные преимущества разыгрывающим, в особенности если оно сопряжено с высоким уровнем технического обучения (повороты, финт при передаче), причем трудно сказать, какой из этих компонентов дает большее преиму­щество игроку. Создается впечатление, что это скорост­ное качество является существенным и стоит в прямой связи со спортивным долголетием игроков;

    – максимальная быстрота измеряется и оценивается в качестве компонента быстроты бега отдельно. Ее даже измеряют в ходе тестирования сильнейших игроков. Это совершенно не оправданно, так как максимальная быст­рота в обычных игровых условиях вообще не может быть достигнута. Принято выделять измерение следующих ком­понентов:

    • скрытую быстроту реакции;
    • ускорение на относительно короткой дистанции, не превышающей 12 м и притом с изменением направлений движений и в условиях помех;
    • замер «тормозного пути» (дается задание игроку, чтобы он после спринта правильно остановился > «цели». Длина заступа и есть мера тормозного пути).

    При отсутствии стандартизированных тестов ищу­щий тренер может сам стандартизировать определенные си­туации, сформировать их в стандартизированную задачу, задаваемую при равных условиях всем игрокам. Если при этом тренер правильно принимал во внимание общие за­кономерности, методологические правила и принципы, он может получить весьма полезные и надежные показатели баскетбольной быстроты.

    При одновременном совершенствовании быстроты и техники выполнения игровых приемов важно не превы­шать пределов скорости, что может вызывать множество ошибок. Однако следует избегать образования скорост­ного барьера, возникающего в результате однообразных упражнений. Поэтому можно применять самые различные скоростные упражнения.

    При развитии быстроты используют следующие методы:

    –  расчлененный – движение только руками, ногами на сигнал;

    – сенсорный, в основе которого лежит различение микроинтервалов времени по Геллерштейну—игрок про­бегает 5-10 м и сообщает время, за которое он преодолел дистанцию;

    методупражнений с максимальной быстротой (и частотой) движений – бег на месте с максимальной часто­той движения ног 4-6 с; повторение после полного вос­становления – пульс 100 уд/мин, в паузе активный отдых, чтобы не остыть;

    интервальный – с короткими периодами работы (3-6 с) и длительными паузами отдыха.

    Конечная цель развития быстроты – это совершен­ствование игровой скорости. Для этого целесообразно ис­пользовать различные спортивные игры с быстрой сменой ситуаций и высокой скоростью полета мяча (настольный теннис, теннис, бадминтон и др.).

    Специальная задача-развитие быстроты реакции на мяч. Один из способов -это помехи зрительному воспри­ятию (мячи, сливающиеся по цвету со стенами помеще­ний, использование очков с зауженным полем зрения, с затененными стеклами). Полезно с этой целью и использо­вание маленьких мячей в специальных упражнениях. Осо­бенно необходимы игровые упражнения с действиями в повышенном темпе (сделать наибольшее количество пере­дач, бросков, контратак за определенное время и т. п.).

    В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются “сенситивными” периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название “критических”. По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

    • координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;
    • быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
    • сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
    • скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;
    • гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 –8 лет, 9-10 лет, 11 –12 лет, 14 –17 лет )девочки);
    • выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.

    В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5–10 лет. Для более успешного совершенствования  в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.

    Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание “левши” на противоположную ведущую нецелесообразно [30].

     

    Глава 2. Организация и методы исследования

     2.1. Организация исследования

    Для решения поставленных задач были проведены исследования, которые проходили в четыре  этапа.

    Исследование проходило в 2004 – 2006 годах.

    Первый этап – Май 2004г. – май – 2005г. – анализ литературных источников по теме исследования, определение методов исследования.

    Второй этап – 1-й срез уровня скоростных качеств юных баскетболистов. Обработка, анализ и протоколирование результатов тестирования. Сентябрь – декабрь 2005 г.

    Третий этап – 2-й срез уровня скоростных качеств юных баскетболистов. Обработка, анализ и протоколирование результатов тестирования.  Формирование чернового материала выпускной квалификационной работы Февраль –  Март 2006 г.

    Четвертый этап  – 3-й срез скоростных качеств юных баскетболистов. Окончательный анализ результатов исследования.  Написание и защита выпускной квалификационной работы. Май – октябрь 2006 г.

    Исследование проводилось на учащихся Детско-юношеской школы баскетбола. Всего в исследовании было задействовано 24 ученика (мальчики) 11-12 лет (5-й класс).

    Выборка была поделена на две группы по 12 человек.  Одна из групп в ходе эксперимента проводила занятие по общепринятой программе подготовки баскетболистов и в исследовании была названа контрольной.

    Вторая группа наряду с  общепринятой методикой применяла направленной развитие скоростных способностей юных баскетболистов. Эта группа в исследовании называлась экспериментальной.

     

     

    2.2 Методы исследования

    В работе применялись следующие методы исследования:

    1. Изучение и анализ литературных источников.
    2. Лабораторный сравнительный эксперимент.
    3. Педагогическое наблюдение.
    4. Естественный эксперимент.
    5. Контрольные испытания:
    • хронометрия
    • дистанциометрия

    Рассмотрим более подобно контрольные испытания.

    Хронометрия. Изменение скорости бега.

    1. Быстрота. Измерялась скорость бега с высокого старта по первому движению на отрезке 30м. Выполняли три попытки, учитывался средний результат. Время пробегания фиксировалось по ручному электронному секундомеру.
    2. Скоростная выносливость. Измерение скорости бега с противоположным изменением направления движения 3 раза по 10 метров (челночный бег). Время пробегания фиксировалось по ручному электронному секундомеру. Выполняли три попытки, учитывался средний результат.

     

    Дистанциометрия.

    1. Прыжок в длину с места. Испытуемые выполняли по три попытки, отталкиванием с обеих ног с приземлением в прыжковую яму. Фиксировался лучший результат.
    2. Прыжок в верх (по Малкову Ю. П и Феофилактову Н. З).

    Наряду с общепринятой методикой подготовки юных баскетболистов в экспериментальной группе производилось направленное развитие скоростно- силовых способностей.

    При построении программы авторы руководствовались работами таких ученых как Жилкин А. И, Кузьмин  Е. В., Озолин Н. Г., Семенов Л. А. и других авторов[].  Построение программы производилось с учетом возрастных особенностей и сенситивных зон развития физических качеств занимающихся.

    В занятиях экспериментальной группы применялись упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:

    • Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз.
    • Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии.
    • Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной – 100-120 раз).
    • Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений.
    • Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений.
    1. Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии.
    • Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений.
    • Беговые и прыжковые    упражнения   по    прямой.     (3-4 прямых по 20 м).
    • Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков.
    1. Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах.
    2. И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5 серий по 15-20 повторений.

    12.Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений.

     

     

    2/2 Методы математической статистики

    Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах. Следующий этап состоял в вычислении средней арифметической величины и определении достоверности различий по t- критерию Стьюдента. Обработку результатов производили на компьютере. Последовательность вычислений при определении достоверности различий по t- критерию Стьюдента:

    1. Вычисление средней арифметической величины по формуле:

    где   – знак суммирования;

    n – общее число измерений в группе;

    – значение отдельного измерения;

    1. Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:

    где   – наибольший показатель;

    – наименьший показатель;

    К – табличный коэффициент.

    1. Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:

        

    при n<30

    1. Вычисление средней ошибки разности по формуле:

           ,

          f=nэ + nк–2, где nэ и nк  – общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольных группах.

    Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .

    по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента).

      

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

    Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем собственно к анализу результатов полученных в ходе экспериментальной работы

    Результаты. полученные в ходе эксперимента сведены в протокола и приведены в приложениях. На их основе построим таблицу.

    Таблица 1.

    Динамика прироста показателей скоростно-силовых качеств в исследуемых группах

    Вид теста Динамика в %

     

    Контрольная Экспериментальная
    Бег 30 м.

     

    1,1% 2,3%
    Прыжок  в длину с  места

     

    5,3% 6,7%
    Прыжок в верх с места 4,2% 6,7%
    Челночный бег 3х10м

     

    1,8% 2,2%
    Средняя динамика  

    3,1%

    4,47%

      Как видно из результатов исследования приведенных, в таблице 1 и рисунках 1 – 3, обнаружены положительные сдвиги во всех показателях скоростных качеств в обеих исследуемых группах. Однако динамика показателей в экспериментальной и контрольной группе различна. Каждый показатель уровня физической подготовленности, которые рассматривались в нашей работе,  имеют свои индивидуальные различия. Это мы объясняем различием в учебно–тренировочных программах подготовки юных баскетболистов. Если, к примеру, баскетболисты контрольной группы занимались по общеобразовательной программе и специфика их подготовки носила общенаправленный характер, то в экспериментальной группе мы целенаправленно развивали качество  прыгучести юных баскетболистов. Следовательно результаты динамики развития показателей прыгучести имеют различную динамику развития.

    Рассмотрим более подробно выше указанные результаты и проведеим сравнительный анализ.

    Сравнительный анализ результатов исследования выявил следующее. Динамика показателей прыгучести в контрольной группе носит положительный характер и составила 4,2%. Прирост недостоверен  при Р>0,05. в экспериментальной группе баскетболистов обнаружена более существенная положительная динамика показателей прыгучести. Она составила 6,7%, прирост недостоверен  при Р>0,05.

    Рисунок 1. Динамика средних  результатов в прыжке в верх с места (n 1;2 = 12).

    Контрольные срезы проводились по методике разработанной Малковым Ю. П и Феофилактовым Н. З (   год   ) в период с сентября 2005г по май 2006г . Обнаруженная динамика приростов показателей в прыжках в верх на наш взгляд прогнозируема, поскольку упражнения программы подготовки  баскетболистов экспериментальной группы носили преимущественно прыжковый характер.

    Однако как пишут Зациорский В. М и Кудряшов В. А развитие   прыгучести не может происходить в «абстрагированном» поле. Развитие всех физических качеств человека носит комплексный и системный характер и развитие одного качества непременно ведет к сдвигам в развитии другого[17, 21]. Исходя из чего, мы считаем, что следует рассмотреть и такие показатели развития качеств скоростно-силовой направленности, как взрывная сила, скорость бега и скоростная выносливость.

    Рассмотрим результаты тестирования показателей взрывной силы. Для этого используем результаты срезов в прыжках в длину с места.

    В показателях прыжка в длину с места также обнаружены боле значительные сдвиги  в показателях экспериментальной группы, чем в показателях контрольной группы баскетболистов. Смотрите таблицу 1 и рисунок 2..

     

    Рисунок 2.  Динамика средних результатов в прыжках в длину с места (n 1;2 = 12).

    Дистанциометрия результатов в прыжках в длину с места, как и в случае с прыжками в вверх производилось в период с сентября 2005г по май 2006г. Измерения проводились в один и тот же день, как в экспериментально, так и в контрольной группах баскетболистов.

    Динамика показателей в прыжках в длину в контрольной группе составила от 1го среза до 3-го 5,3%, сдвиг недостоверен при Р>0,05.

    В экспериментальной группе более значительные изменения – 6,7 %. Сдвиги  недостоверны  при Р>0,05.

    Сравнивая динамику  результатов в прыжках в длину с места и в прыжках вверх с места, следует сказать, что в экспериментальной и контрольной группах выявлены положительные сдвиги. Однако в контрольной группе в средних результатах прыжков в длину с места выявлена большая динамика (5,3%), чем в средних результатах прыжка в верх (4,2%). Видимо данный факт говорит о недостаточном внимании тренера прыгучести при подготовке экспериментальной группы.

    Интересны показатели теста на скорость (бег на 30 метров). Если рассмотрим результаты в  экспериментальной и контрольной группах то увидим, что в контрольной группе сдвиг относительно начального результата не существенен и  составил 1,1% сдвиг недостоверен при Р>0,05.

    В экспериментальной группе сдвиг более существенен и составил 2,3%, сдвиг недостоверен при  при Р>0,05(рисунок 3).

     

    Рисунок 3. Динамика средних результатов  в беге на 30 м (n 1;2 = 12).

    Данный факт, возможно объяснить тем, что при подготовке баскетболистов экспериментальной группы, часто применяются прыжковые упражнения в которых учащимся необходимо предварительно выполнить разбег. Тренер, в этой группе, уделял значительное время формированию правильной техники разбега. Учить стартовому разгону, специальным беговым упражнениям направленных на улучшение скорости бега, торможению, с резким изменением направления движения. Видимо все выше указанные причины повлияли на конечный результат в виде значительного сдвига показателей скорости.

    В динамике средних  результатов скоростной выносливости ( челночный бег 3 х 10 метров). В данном случае так же, преобладали изменения в показателях экспериментальной группы (табл 1, рис 4).

    Изменения составили следующее. Динамика  показателей скоростной выносливости юных баскетболистов контрольной составили  1,8%. Сдвиг недостоверен при Р>0,05.

    В экспериментальной группе обнаружена более значительный прирост скоростных качеств 2,22%. Сдвиг недостоверен при Р>0,05.

     

    Рисунок 4. Динамика средних результатов в скоростной выносливости (n 1;2 = 12).

     

    Результат мы объясняем положительным переносом навыков сформировавшихся в ходе подготовки скоросно- силовой направленности на показатели скоростной выносливости. Учащиеся экспериментальной группы умеют ускоряться, умеют резко, без потери скорости изменять направление движения. Целенаправленная подготовка скоросно- силовой направленности увеличенного объема, в конечном итоге положительно сказалась на общей скоростной выносливости

    Обобщив показатели динамики прироста показателей скоростных качеств в контрольной и экспериментальной группе юных баскетболистов, мы видим, что более значительный прирост скоростных качеств обнаружен в экспериментальной группе – 4,47%, против 3,1% в контрольной группе. Что говорит о правильности выбранной нами методики развития скоростных качеств юных баскетболистов специфическими  средствами легкой атлетики.

    Следует также сказать, что особенностью исследования явилось то, что анализ достоверности различий в сдвигах показателей скоростных качеств, при помощи тест критерия Стьюдента, сдвиги получились недостоверными, хотя педагогическое наблюдение свидетельствовало о более значительных улучшениях рассматриваемых качеств учащихся экспериментальной группы.

    Это мы объясняем специфичностью метода анализа, недостаточностью выборки исследуемых, а так же невысокой продолжительностью исследования.

    Исходя из чего мы говорим о необходимости лонгитюдного исследования влияния легкоатлетических упражнений скоростно-силовой направленности на прыгучесть юных баскетболистов.

      

    Выводы

    1.  Сравнительный анализ показателей прыгучести выявил более значительные сдвиги в экспериментальной группе исследуемых баскетболистов. Динамика сдвига в экспериментальной группе составила 6,7%, в контрольной группе 4,2%. Сдвиги недостоверны при Р>0,05.
    2. В ходе проведенного исследования сравнительный анализ динамики показателей быстроты обнаружил более значительные положительные сдвиги в экспериментальной группе исследуемых баскетболистов. Сдвиг в экспериментальной группе юных баскетболистов составил 2,3%, в контрольной группе 1,1%. Сдвиги недостоверны при Р>0,05.
    3. В ходе анализа динамики показателей скоростной выносливости мы вывили более значительный прирост показателей в экспериментальной группе. Он составил 2,2%. В контрольной группе прирост составил 1,87%. Сдвиги недостоверны при Р>0,05.

    Таким образом, подводя итог нужно сказать,  что применение в процессе подготовки юных баскетболистов 10-11 лет легкоатлетических упражнений скоростно-силовой направленности оказалось более эффективным чем упражнений применяемой в общепринятой программе подготовки баскетболистов.

     

    Практические рекомендации

     

    На основе анализа результатов исследования мы выносим следующие практические рекомендации:

    • Целенаправленное применение легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести юных баскетболистов более эффективно в сравнении с общепринятой методикой подготовки юных баскетболистов.
    • При применении легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера на развитие прыгучести юных баскетболистов следует особое внимание уделять опорно-двигательному аппарату занимающихся, его готовности к выполнению задач тренровки.

     

    Список литературных источников

    1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978.
    2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. – Киев, 1985
    3. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработонное. – М.: Физкультура и спорт,1988.
    4. Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982.
    5. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. – М.: Физкультура и спорт, 1996
    6. Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. – Минск,1986
    7. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. – М., 1997
    8. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. – М.: Физкультура и спорт, 1962.
    9. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1967.
    10. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1987
    11. Донченко П.И. Баскетбол юным. – Ташкент,1989.
    12. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 –12, 1993 – 1999.
    13. Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001
    14. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
    15. Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.
    16. Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.
    17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970
    18. Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964
    19. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1975
    20. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.
    21. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. – Минск, 1980.
    22. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. – М.: Физкультура и спорт,1971.
    23. Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. – М.: Медицина, 1969.
    24. Современная система спортивной подготовки под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
    25. Специальная выносливость спортсмена под общ. ред. М.Я.Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
    26. Спортивные игры под общ. ред. В.А.Кудряшова, Минск: Физкультура и спорт, 1968.
    27. Теория и методика физического воспитания под ред. Г.Д. Харабуги. – М.: Физкультура и спорт, 1969
    28. Теория и практика физической культуры, № 6, 1998
    29. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
    30. Харре Д. Учение о тренировке. – М.: Физкультура и спорт, 1971.
    31. Хрынин В.А. Играйте в баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1967.

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

     

    Ф.И.О. 1-й этап эксперимента 2-й этап эксперимента 3-й этап эксперимента
    30 м. Прыж.с  места Прыжовверх Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с  места Прыжовверх Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с места Прыжовверх Чел бег.3х10
    Абрамов А. 5,35 163 31 8,72 5,33 175 36 8,51 5,31 175 37 8,41
    Амбросимов В. 5,81 145 35 9,12 5,76 152 36 8,8 5,74 155 38 8,75
    Алексеев п. 5,58 170 41 9,85 5,6 172 40 9,1 5,55 176 40 9,1
    Братухин М. 5,69 155 30 9,36 5,55 166 32 9 5,16 176 32 9,2
    Борисов С. 6,65 143 36 9,18 5,91 154 36 8,95 5,92 150 38 8,75
    Багаутдинов Р. 6,02 166 35 9,22 5,71 155 35 9,2 5,61 155 37 9
    Зарипов А. 5,65 160 36 9,51 5,42 162 36 9,31 5,43 168 37,5 9
    Залозовский к. 5,72 145 38 9,32 5,36 152 38 9,3 5,26 155 38,5 9,2
    Заточкин К. 5,17 152 31 8,78 5,02 160 33 8,7 5,08 162 33 8,65
    Ишимбаев И. 5,82 150 28 9,12 5,62 156 30 9,1 5,4 156 31,5 8,85
    Шагаев М. 5,61 163 37 8,69 5,5 180 38 8,7 5,45 182 38 8,2
    Шулепов А. 5,76 170 39 8,25 5,7 162 40 8,25 5,65 165 41 8,2
    Среднее значение 5,7358 156,83 34,75 9,09333333 5,54 162,167 35,8 8,91 5,463 164,5833333 36,8 8,7758

    Приложение 1.

    Протокол первичных результатов контрольной группы.

     

     

    Приложение 2.

    Протокол первичных результатов экспериментальной группы.

    Ф.И.О. 1-й этап эксперимента 2-й этап эксперимента 3-й этап эксперимента
    30 м. Прыж.с  места Прыжовверх Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с  места Прыжовверх Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с  места Прыжовверх Чел бег.3х10
    Агафонов И. 5,15 178 42 8,7 5,18 186 43 8,56 5 186 42,5 8,32
    Арепьев М. 5,18 162 36 9,2 5,18 172 38 8,86 5,12 173 40 8,25
    Алиев Р. 5,62 160 32 9,8 5,58 170 36,6 9,56 5,45 172 37,5 9,2
    Григорьев П. 5,15 158 35 9,3 5,15 162 35 9,1 5,2 163 35 8,7
    Гарипов В. 6,28 158 31 9,8 5,86 162 32 9,8 5,36 166 33 8,1
    Егоров А. 5,71 155 36 9,2 5,62 169 36 9,16 5,25 168 40 8,24
    Животов С. 5,65 158 39 9,1 5,45 166 40 8,88 5,25 169 41,5 8,8
    Санушкин В. 5,73 150 40 9,2 5,55 159 41 9,1 5,15 166 41 8,9
    Игнатьев Ж. 5,71 152 32 8,8 5,6 160 34 8,6 5,1 163 34 8,26
    Хпмидуллин В. 5,86 151 36 9,2 5,65 160 38 9,1 5,25 164 38,5 8,78
    Шутов Н. 5,62 158 40 8,9 5,45 168 40,5 8,9 5,48 164 41,5 8,75
    Эркишев П. 5,78 168 40,5 8,5 5,68 170 34,5 8,36 5,5 177 43 8,3
    Среднее значение 5,62 159 36,6 9,14166667 5,49583 167 37,3 8,9983 5,259 169,25 38,9 8,55

     

     


     

    Приложение  №3

    Данные достоверности различий показателей  контрольной и экспериментальной групп.

    группы Показатель   n Прыжок в  длину с места, см Прыжок вверх бег 30 метров, сек. бег 3х10метров  
      .
    Контрольная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 12 156,8 34,25 5,73 9,09
    3-й тест 12 164,5 36,8 5,46 8,77
    Δ – в %   12 5,3% 4,2% 1,1% 1,8%
    δ –стандартное отклонение

     

    1-й тест 12 14,44 1,25 0,06 0,45
    3-й тест 12 15,86 1,23 0,17 0,57
    m – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 12 3,73 0,125 0,015 0,116
    3-й тест 12 4,09 0,114 0,043 0,147
    Экспериментальная  Х – среднее арифметическое

     

    1-й тест 12 159 36,6 5,62 9,14
    3-й тест 12 169 38,9 5,25 8,55
    Δ – в %   12 6,7% 6,7% 2,3% 2,22%
    δ–стандартное отклонение

     

    1-й тест 12 17,84 0,25 0,22 0,53
    3-й тест 12 15,01 0,2 0,13 0,56
    m  – стандартная ошибка средней арифметической

     

    1-й тест 12 14,61 0,116 0,056 0,136
    3-й тест 12 3,87 0,130 0,033 0,035
    t –средняя ошибка разности 1-й тест   0,095 при Р > 0,05 0,138 при Р > 0,05 0,877 при Р > 0,05 0,142 при Р > 0,05
     

    t–средняя ошибка разности

    3-й тест   0,524 при Р > 0,05 0,202 при Р > 0,05 1,53  при Р > 0,05 0,685 при Р > 0,05

     

     

     

    .

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх