написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Статус государственного гражданского служащего, характеристика элементов. Курсовая работа 2024 г.

    Оглавление

    Введение. 2

    1. Теоретические основы статуса государственных гражданских служащих. 4

    1.1 Понятие государственной гражданской службы.. 4

    1.2 Признаки государственной гражданской службы.. 7

    1.3 Правовые основы государственной гражданской службы.. 13

    1. Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих. 19

    2.1 Статус государственных гражданских служащих. 19

    2.2 Вопросы ответственности государственных служащих. 26

    2.3 Проблемные аспекты определения правового статуса государственного гражданского служащего. 30

    Заключение. 35

    Список литературных источников. 37

     

    Введение

    Актуальность темы исследования. С развитием государственности, возрастает роль и значение государственной гражданской службы. Это связано с тем, что необходимо своевременно и качественно исполнять функции государства. Для того чтобы функции выполнялись в срок и с точностью необходимо тщательно отбирать кадровый персонал. В Российской Федерации продолжает непрерывно совершенствоваться правовая база, регламентирующая государственную гражданскую службу, основу которой составляет Конституция РФ.

    Государственная гражданская служба в современном виде прошла длительный исторический путь эволюционного развития. Прошлый опыт является позитивным для государственной гражданской службы, так как ее регламентация является объемной и содержательной. Это может быть наглядным с позиций допустимости или губительности повторений прошлого и увидеть возможные тенденции развития административных правоотношений в сфере государственной гражданской службы.

    Законодательство о государственной гражданской службе должно содержать в себе отечественный опыт и мировые стандарты. Реформы по улучшению государственной гражданской службы проводятся в совокупности с другими преобразованиями в стране, которые имеют целью повышению уровня благосостояния граждан РФ, а также развитие всех сфер жизнедеятельности общества.

    Вместе с тем, современными проблемами государственной гражданской службой являются: недоверие граждан к деятельности государственных гражданских служащих; отсутствие четкого соотношения конкретных мер режима ограничений и запретов с мерами юридической ответственности, что может создать (и реально создает) несоответствие противоправного деяния государственного гражданского служащего и меры ответственности, применяемой в отношении его; несовершенство правового регулирования труда государственных гражданских служащих, и другие проблемы.

    Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что институт административного статуса государственных служащих является основным элементом, обеспечивающим здоровую деятельность государственного аппарата, который в свою очередь обеспечивает общественное благополучие. Следовательно, любые проблемы, возникающие при функционировании данного института, требуют немедленного анализа и поиска путей их устранения.

    Целью исследования данной курсовой работы является изучение статуса государственного гражданского служащего.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть теоретические основы статуса государственных гражданских служащих;
    • раскрыть вопросы ответственности государственных служащих;
    • определить проблемные аспекты реализации административно- правового статуса государственного служащего.

    Объектом исследования выступают государственно-служебные отношения, возникающие в процессе формирования государственной гражданской службы в Российской Федерации.

    Предмет исследования составляет статус государственного гражданского служащего, характеристика элементов.

    Теоретической основой данного исследования являлись научные труды таких авторов, изучавших вопросы административно-правового статуса государственных служащих, как Кравченко Е.О., Кромская Я.М., Попова Л.Н., Кузнецов А.А., Гудкова Е.В., Майстренко Е.С., Мамонов Ю.М., Махмудова П.А., Омельченко А.С., Оробец В.М., Амиантов А.А., и других авторов.

     

    1. Теоретические основы статуса государственных гражданских служащих

    1.1 Понятие государственной гражданской службы

    Издавна в России считалось, что государственная служба предполагает: связь с государством, обязанность, долг, верность преданность, готовность оказывать услугу, защищать интересы общества. Современное понятие «государственная служба» возникло в нашем государстве в девяностые годы двадцатого века и связано со становлением государственной службы как нового правового института.

    Как справедливо отмечает И.В. Седая, «государственная гражданская служба, как вид профессиональной деятельности предусматривает исполнение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях на основе непрерывности, преемственности, компетентности, профессионализма. Это профессия требует специальной подготовки и получения специального образования»[1].

    До настоящего времени, в специальной литературе нет единого подхода к определению сущности государственной службы. Существуют различные концепции определения сущности государственной службы: политическая, социальная, правовая, которые имеют собственный предмет, метод исследования, понятийный аппарат.

    При этом, исследуемый термин можно рассматривать в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле, государственная гражданская служба

    • это подсистема государственной службы, состоящая из элементов (таких как нормативно-правовая база, принципы, виды и уровни гражданской службы, кадровая политика, механизм управления гражданской службой, порядок поступления, прохождения и т.д.), которые отражают особенности функционирования, организации и управления рассматриваемой подсистемы.

     

    В узком смысле, раскрывается социально-правовая характеристика государственной гражданской службы.

    Несмотря на большое количество определений, приоритет в рассмотрении государственной службы отдается трактованию ее как публично-правового института общественной службы профессионально подготовленных граждан – обществу в целом и российскому государству в частности.

    Так,    Л.А.     Шведов     понимает     государственную     службу     как «организацию постоянной профессиональной деятельности работников по осуществлению полномочий государственных органов и учреждений публичной власти». Он ставит акцент на организационном аспекте государственной службы. При этом, сама деятельность государственных служащих в понятие государственной службы не входит»[2].

    Схожей позиции придерживается также ряд исследователей, в рамках подхода которых, государственная служба представляет собой деятельность кадрового персонала органов государственной власти с властными полномочиями по осуществлению функций государства, как вне государственного органа, так и внутри него.

    Ряд исследователей, при трактовке понятия государственной службы, опираются на ее институциональный характер, то есть государственная служба «является институтом ведения публичных дел; институтом реализации законов и функций государства. Более того, данный институт формируется и устанавливается в виде системы административных органов, который обеспечивает и гарантирует реализацию государственных и политических задач.

    Д.А. Шеверева предлагает рассматривать государственную службу шире и предлагает определять ее как «государственно-правовой и социальный институт. Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства»[3].

    Существует также точка зрения, согласно которой, государственная служба определяется как институт, призванный обеспечить выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только полномочий государства. Исходя из этого, сторонники этой точки зрения считают, что государственная служба – это предмет публичного права, а, следовательно, недопустимо рассматривать государственного служащего как работника, имеющего лишь особенности правового статуса, установленного законом.

    С точки   зрения   трудоправового   подхода,   можно   отметить,   что «деятельность государственных служащих регулируется и оценивается с учетом того, что эта служба осуществляется в форме профессионального труда, содержит социально-трудовой компонент и потому нуждается в адекватных способах правового регулирования как вид наемного труда.

    Следует отметить, что каждый гражданский служащий в отдельности не реализует задачи и функции государства, а трудится в коллективе конкретного государственного органа, выполняя определенную служебную трудовую функцию». Таким образом, государственная гражданская служба представляет собой наемный труд, организуемый государством, финансово и материально обеспечиваемый за счет средств соответствующего бюджета, направленный на реализацию общегосударственных интересов.

    Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности в Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации[4].

    Государственный гражданский служащий, как наемный работник, профессионально исполняя свои должностные обязанности, рассчитывает на достойное денежное вознаграждение, возможность продвижения по службе и использования льгот и привилегий. В связи с этим, регулирование государственной гражданской службы должно использовать не только административно-правовые методы, но и трудоправовой инструментарий[5].

    При административно-правовом подходе приоритет отдается не содержательной стороне государственной гражданской службы, а ее общему функциональному назначению; в свою очередь трудоправовой подход рассматривает особенности гражданской службы как профессиональной трудовой деятельности и гражданских служащих как особый вид наемных работников.

    В целом, необходимо подчеркнуть, что каждая из обозначенных точек зрения имеет полное право на существование в качестве научной концепции. В современных условиях профессиональная и функциональная составляющие государственной гражданской службы взаимосвязаны между собой и являются ее составляющими как публично-правового и частноправового институтов.

     

    1.2 Признаки государственной гражданской службы

    Изучив данные определения, можно выделить ряд признаков, характеризующих государственную гражданскую службу. Государственная гражданская служба представляет собой государственную деятельность, назначение которой зависит от назначения государства и его функций. Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей всегда действует от имени и в интересах государства.

    Существенным признаком, характеризующим государственную гражданскую службу, является профессиональная служебная деятельность, для осуществления которой необходимо наличии специальных квалификационных требований для решения государственных задач. Без наличия определенного образования и квалификации в той или иной сфере государственной службы, будет затруднительно осуществлять управление обществом и реализации функций органов государственной власти. Отсюда вытекает третий признак данного института, который заключается в обеспечении исполнения полномочий органов государственной власти посредством аналитических, организационных, интеллектуальных, прогностических и иных профессиональных умений лиц, замещающих должности государственной службы.

    Государственная служба носит публичный, официальный, открытый характер, реализация которой происходит в публичных органах власти. При этом, государственными служащими являются не все работники того или иного органа государственной власти, а только те, которые внесены в реестр должностей государственной службы.

    В научной литературе существует множество взглядов на классификацию государственной службы. Классификация производится по различным основаниям: отрасли, сферы, виды.

    Ряд исследователей относительно видов государственной службы выделяет следующий перечень – «военную службу, службу в органах внутренних дел, государственную налоговую службу, службу в таможенных органах, службу в органах и учреждениях прокуратуры, службу судебных приставов, служебную деятельность государственных нотариусов и служебную деятельность аудиторов счетной палаты»[6].

    Вместе с тем, указанный список нельзя на настоящий момент считать исчерпывающим. В настоящее время, данный список можно значительно увеличить, добавив в него такие виды служб, как антимонопольная, службу Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологические службы и т.п.

    В отдельных исследованиях высказывается мнение о том, что «всю государственную службу федерального уровня можно разделить на три вида, к котором отнести: государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы»[7]. Изложенный на законодательном уровне список видов государственной службы, включает в себя все имеющиеся виды службы. При этом, такой вид государственной службы, как государственная гражданская наиболее широкий по своей содержательной части, так как подвидов этой службы, основываясь на законодательных актах, большинство.

    В целом, государственная служба представлена межотраслевым институтом, охватывающим практически все нормы отраслей права. Государственная служба представляет собой сложный комплексный организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей.

    На протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются меры  по реформированию указанных системы путем внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов.

    Основным законом, установившим основы государственной гражданской службы, является Конституция Российской Федерации[8].

    Во-первых, данный нормативный правовой акт обладает в правовой системе России высшей юридической силой. Данное обстоятельство означает, что любой закон, регулирующий те или иные отношения в различных областях, не должен противоречить положениям Конституции Российской Федерации, в противном случае будут применяться положения Основного закона России.

    Во-вторых, Конституция РФ закрепляет основополагающие начала государственной гражданской службы. Так, закрепляя в своих положениях основы конституционного строя, федеративное устройство, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, самостоятельность органов местного самоуправления, а также равный доступ к государственной службе, Конституция Российской Федерации выступает основным регулятором в области отношений, связанных с государственной гражданской службы. Федеральное законодательство также имеет огромное значение в области организации государственной гражданской службы, но оно принимается непосредственно на основании Конституции Российской Федерации.

    К основным федеральным законам, регламентирующим отношения, связанные с прохождением и организацией государственной гражданской службы, относятся Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы»[9] и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[10].

    Статьей 11 ТК РФ[11] установлено, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе. Иными словами, отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируется специальными законами. При этом, в случае наличия пробелов в указанных законах и неурегулированности вопросов, связанных с государственной гражданской службой, применяются нормы трудового законодательства.

    К иным законам, предусматривающим обязанности, ограничения и запреты для лиц, замещающих либо замещавших должности государственной гражданской службы, относится Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27313 «О противодействии коррупции»[12].

    Данный закон имеет большое значение для антикоррупционной деятельности, поскольку содержит легальное определение понятия «противодействие коррупции», а также все основы противостоянию данного негативного явления.

    В современных реалиях, можно выделить целый ряд проблем правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации.

    Так, сегодня активно исследуется тема обеспечения права на равный доступ к государственной службе. При этом, принцип равенства в основном рассматривается только с позиции поступления на службу, хотя не менее важным представляется и право ее прохождения. Право доступа к государственной службе может быть «нарушено по дискриминационному основанию, например, по тендерному или расовому признаку. Часто нарушение права происходит при сокращении штата – сокращаемым служащим не предоставляется равная возможность доказать свое право на оставление на службе».

    Важной законодательной проблемой является отсутствие положений, которые бы регламентировали продвижение по службе государственных служащих. Кроме того, важен механизм их правовой защиты в случае смены высшего руководства государственного органа. Продвижение по службе решается на основе государственного интереса к оптимальному замещению должностей. Этот принцип приоритетен перед личным интересом государственного служащего. При этом государственный орган не должен препятствовать продвижению. Чтобы решить данную проблему предлагается законодательно предусмотреть регламент продвижения государственных служащих с учетом профессионального опыта и эффективности деятельности.

    К сожалению, в России государственная служба устойчиво ассоциируется с коррупцией, и служащие не пользуется доверием у общества. Кроме того, в нашей стране информационная закрытость соседствует с закрытостью органов государственной власти. Последние не просто информационно закрыты, но и воспринимают государственную власть, как собственный ресурс. Закрепление информационной открытости и прозрачности в действующем законодательстве позволили бы обеспечить контроль за действиями государственных служащих.

    Такой контроль можно реализовать в несколько этапов. Во-первых, регулярный мониторинг действий и решений государственных органов власти, должностных лиц. Для этого, необходим полный доступ к достоверной, качественной и актуальной информации; общественная экспертиза решений органов государственной власти и госслужащих.

    Однако это требует привлечения большого числа экспертов, что делает данный этап гражданского контроля затратным. Во-вторых, публичное представление результатов экспертизы обществу. Данный этап реализовывается через СМИ.

    Интересно было бы использовать опыт других государств в борьбе с коррупцией. Например, «в Сингапуре применяется «коллективная ответственность» за получение взятки. В ситуации, когда государственного служащего обвиняют в коррупции, под удар попадают также его коллеги. Чаще всего их ждет увольнение.

    В частности, чиновники Сингапура попадают под «презумпцию коррумпированности», которая означает, что необходимо доказать легитимное происхождение имущества. Как в Сингапуре, так и в Швеции и Нидерландах, средством борьбы с коррупцией считается высокая заработная плата государственным служащим». В Нидерландах материально поощряется отсутствие коррупционных связей и помощь в расследовании коррупционных преступлений[13].

    Несмотря на использование различных антикоррупционных технологий, страны, лидирующие в борьбе с коррупцией, придерживаются единой стратегии, применяя общепринятые механизмы. К их числу можно отнести транспарентность работы государственных ведомств и их служащих, изменение кадровой политики на государственной службе, разграничение полномочий государственных служащих.

     

    1.3 Правовые основы государственной гражданской службы

    Правовое регулирование государственной службы осуществляется немалым количеством нормативно-правовых актов, как законов, так и подзаконных. Поэтому, исследователи предлагают систематизировать нормы и нормативно-правовые акты, регулирующие государственную службу, а также устранить их множественность и противоречивость. В связи с чем, неоднократно обсуждалась идея разработки и принятия Кодекса государственной службы РФ. Причем, Кодекс мог бы выступить комплексным кодифицированным актом, который бы включал нормы различных отраслей. Важно понять, так ли необходимо принятие Кодекса, так как его введение потребует изменения действующего законодательства, включая поправки в Конституцию РФ.

    Система регулирования государственной службы имеет многоуровневый характер, и введение Кодекса повлечет пересмотр разных уровней законодательства, что сегодня не является крайней необходимостью. На данном этапе, можно обойтись качественным пересмотром действующего законодательства, которое потребует определенного времени.

    Необходимо отметить, что государственная служба является одним из сложных и постоянно формирующихся институтов в правовой действительности. Это обусловлено тем, что в ходе неё выполняются различные задачи государства, реализуются его цели.

    Как справедливо отмечает     Писаренко Е.С., «особую значимость в построении и функционировании государственной службы имеют принципы государственной службы, которые выражают основные закономерности в организации данного института, показывают значимость и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной гражданской службы[14].

    А.А. Зобкова отмечает, что «принципы государственной службы, как научная категория определяют исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, наиболее характерные черты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и всей системы государственного аппарата. Принципы государственной гражданской службы охватывают все правовые, организационные, функциональные и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы»[15].

    Один из важнейших принципов государственной службы – принцип федерализма, в соответствии с которым, институт государственной службы имеет двухэлементную систему.

    Само понятие федерализма, как правового явления, тесно связано с организацией государственной власти в российском государстве. Его появление обусловлено необходимостью создания такого устройства, которое обеспечивало бы единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, а также развитие в его пределах структурных единиц.

    В контексте теоретической модели современного российского федерализма базисом в организации органов государственной власти является принцип сочетания методов централизации и децентрализации. Первый, как известно, предполагает выстраивание государственной власти в рамках федерального центра. Метод же децентрализации выражается в возможности субъектов самостоятельно решать вопросы, отнесённые к их компетенции, в разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами.

    Наличие двухуровневой системы государственного управления, параллельного действия федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов должно обеспечиваться синхронизированным друг с другом федерального и регионального законодательства. Наличие же принципиальных различий между ними, а также преобладание конкурирующего фактора, безусловно, не может быть оправданным в организационном плане, поскольку ставит под угрозу целостность федеративного государства.

    Таким образом, принцип федерализма в построении и функционировании государственной службы является институциональной основой для существования двух уровней системы государственной службы. При этом, организационный аспект данного принципа проявляется по отношению к государственной гражданской службе,

    Принцип равного доступа к государственной службе заключается в том, что гражданин РФ независимо от расы, национальности, происхождения, пола и иных признаков, имеет право поступить на государственную службу.

    При этом, в законодательстве РФ указано ряд требований к лицу, желающему занимать должность государственного служащего. Например, отсутствие необходимого стажа или наличие судимости, являющихся основанием для запрета прохождения государственной службы не является нарушением данного принципа[16].

    Следовательно, запрещена дискриминация по любому из вышеперечисленных оснований. Данный принцип реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные должности гражданской службы.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих выражается в предъявлении к государственным гражданским служащим соответствующих квалификационных требований, без наличия которых не представляется возможным поступление на гражданскую службу.

    Квалификационные требования выражается в необходимости наличия соответствующего уровня образования, стажа работы для осуществления отдельных видов служебной деятельности, а также наличии соответствующих навыков и умений.

    Необходимо отметить, что принцип профессионализма выражается также в соблюдении государственными гражданскими служащими всех запретов и ограничений, предъявляемых законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, принцип профессионализма возлагает на государственных гражданских служащих ряд обязанностей. Так, государственный служащий обязан знать в полном объеме свои права и обязанности, своевременно и качественно осуществлять функции, которые возложены с момента назначения на соответствующую должность. Также, одной из основных обязанностей для государственных гражданских служащих является знание предмета своей деятельности, поскольку только в случае добросовестного исполнения такими служащими данной обязанности, можно достичь продуктивного результата на службе[17].

    При этом, для эффективного и справедливого осуществления полномочий государственный служащий обязан знать помимо юридических, также нравственные нормы.

    Принцип защищенности государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, как государственных органов (должностных лиц), так и физических и юридических лиц говорит о том, что гражданские служащие находятся под защитой государства, его законов и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то нормативными установлениями.

    Резюмируя, следует сделать вывод о том, что в широком смысле, государственная гражданская служба – это подсистема государственной службы, состоящая из элементов (таких как нормативно-правовая база, принципы, виды и уровни гражданской службы, кадровая политика, механизм управления гражданской службой, порядок поступления, прохождения и т.д.), которые отражают особенности функционирования, организации и управления рассматриваемой подсистемы. В узком смысле раскрывается социально-правовая характеристика государственной гражданской службы.

    Совершенствование нормативной правовой базы государственной гражданской службы является в настоящее время основным направлением развития систем государственной гражданской службы. На протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются меры по реформированию указанных системы путем внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов.

    Принципы государственной гражданской службы – основополагающие и приоритетные начала, которыми должны руководствоваться все служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, в процессе своей профессиональной деятельности. Принципы играют решающую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят перед собой задачу повышения уровня системы государственной службы, поскольку рост показателей эффективности самого государства как субъекта управления напрямую зависит от этого роста.

     

    2. Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих

    2.1 Статус государственных гражданских служащих

    В научной и учебной литературе понятие «правовой статус» понимается по-разному. В него включают и ответственность, и гарантии и др., однако правовой статус в первую очередь образуют права и обязанности.

    Сегодня в России продолжается реформирование системы государственного управления, направленное на совершенствование основ правового статуса государственного гражданского служащего, уточнение его прав и обязанностей, повышение эффективности деятельности государственного аппарата.

    Исходя из отраслевого регулирования правового статуса государственного гражданского служащего, можно выделить конституционную, административную, служебную концепции правового статуса государственного гражданского служащего[18].

    Для государственной гражданской службы характерно наличие иерархических отношений внутри данной системы. Государственные гражданские служащие являются представителями государственной власти, наделенными соответствующими полномочиями, и одновременно в определенных ситуациях подвластными субъектами в системе государственной службы Российской Федерации.

    Следует учитывать, что правовое положение государственного гражданского служащего – это межотраслевой статус.

    В определенные промежутки времени при определении правового статуса государственного гражданского служащего акценты расставлялись по-разному. Так, в исследованиях советского периода (Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, Б.М. Лазарева и др.) центральное место отводилось наличию властных полномочий у государственного гражданского служащего[19]. Согласно данной позиции основное внимание уделялось подчинению нижестоящих чиновников вышестоящим. Акцент делался на административном праве. Демократический централизм рассматривался в качестве основного принципа деятельности государственного гражданского служащего.

    Сторонником данной концепции выступал и А.А. Гришковец, который отмечал, что статус государственного гражданского служащего следует рассматриваться исключительно с позиций административного права, нормы которого должны стать ориентиром для его развития[20]. Ученый считает, что государственная гражданская служба должна строиться на жестких отношениях власти и подчинения, исключая тем самым договорной характер служебных отношений.

    Следует отметить, что законодатель в полной мере не придерживается данной позиции, поскольку в ФЗ № 79 большое значение придается служебному контракту, который регулирует многие элементы правового статуса государственного гражданского служащего[21].

    Подобный подход в большей степени соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, поскольку такой признак профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, как наличие вертикальных связей, не является единственным, который регламентируется не только конституционным и административным правом, но и трудовым в части, не урегулированной специальными законами. Это обусловлено сложностью правовых связей и общественных отношений, возникающих при исполнении государственными гражданскими служащими своих обязанностей.

    Концепция административного управления, которая формируется сегодня, под государственным гражданским служащим понимает не только чиновника, но и работника со всеми вытекающими последствиями. Поэтому государственная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности. Соответственно, государственные гражданские служащие пользуются трудовыми правами и обязанностями в части, которая не регламентирована. На практике трудовое право имеет важное значение в регулировании многих вопросов, возникающих при прохождении государственной службы в органах государственной власти.

    Однако при этом, конечно, не стоит забывать о роли административно-правового регулирования государственной службы и деятельности государственного гражданского служащего. В данном контексте достаточно подробно статус государственного гражданского служащего рассматривается учеными-административистами.

    Например, Ю.Н. Старилов пристальное внимание уделяет изучению и анализу властных отношений, складывающихся в рамках профессиональной деятельности государственного гражданского служащего. Исследователь предлагает отдельно выделить специальную отрасль права – служебное право, которое имеет свой предмет и метод регулирования.

    Однако, учитывая достаточно широкое и разнообразное воздействие норм административного права на служебные отношения, участником которых является государственный гражданский служащий, не следует забывать и о тех отношениях, где он выступает как работник или подконтрольное лицо. Это обусловливает межотраслевой характер правового регулирования деятельности государственного гражданского служащего. Следовательно, сегодня в сфере регулирования правового статуса государственного гражданского служащего наблюдается интеграция норм конституционного, административного и трудового права.

    По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в современном мире существует несколько тенденций развития правового статуса государственного гражданского служащего. Одна из них харак-теризуется усилением публичного начала в деятельности государственного служащего, что проявляется в расширении служебных норм, снованных на властных предписаниях. Соответственно, государственные служащие четко обособляются от лиц наемного труда[22].

    Другая связана с распространением на публичных служащих трудовых норм в части предоставления гарантий, социальных благ, развитием договорных начал, согласованности отдельных условий контракта и т. п. Государство рассматривается как обычный работодатель, а государственный гражданский служащий – в качестве наемного работника. Согласно Конституции Российской Федерации государственная служба – это вид трудовой деятельности, но особого рода.

    Словосочетание «служебно-трудовая деятельность» вызывает оживленные споры в научной среде, поскольку оно объединяет различные стороны деятельности государственного служащего и разные виды общественных отношений.

    Служебные правоотношения касаются внешних отношений государственных служащих со сторонними физическими и юридическими лицами, в то время как трудовые – взаимодействия государственного служащего и руководства государственного органа, в котором государственный служащий проходит службу. Причем первые отношения основаны на власти и подчинении, вытекающих из закона, а вторые – на договорных началах, касающихся трудовой функции.

    Зачастую на практике достаточно сложно сочетать данные стороны деятельности госу-дарственного гражданского служащего. Это обусловлено несовпадением методов правового регулирования административного и трудового права, а также разнообразием отношений, возникающих в сфере деятельности государственного гражданского служащего.

    Сочетание трудового и служебного права является особенностью правового статуса государственного гражданского служащего. Так, права и обязанности государственного служащего регулируются должностными инструкциями и специальными регламентами. Соответствующим образом регламентируется и его трудовая деятельность.

    Федеральное законодательство достаточно подробно определяет правовой статус государственного гражданского служащего. ФЗ № 79 закрепляет положение, в соответствии с которым на государственных гражданских служащих распространяется действующее трудовое законодательство в части, не урегулированной нормами служебного права. Следовательно, служебные и трудовые отношения государственного служащего регулируются различными отраслями российского права. Заметим, что внешняя сторона деятельности государственного служащего в большей степени подчинена нормам административного права.

    В последнее время предпринимаются попытки разработать универсальный подход к пониманию правового статуса государственного служащего. На наш взгляд, в его основе должны лежать нормы конституционного права как базовой отрасли российского права.

    Однако споры между административистами и специалистами в области трудового права продолжаются, поскольку вопрос о разграничении предметов регулирования этих отраслей в правовом статусе государственного служащего пока не решен.

    Внутренние и внешние отношения служебной деятельности государственного служащего основаны на различных видах правоотношений.

    Суть и «непримиримость» расхождений, по нашему мнению, состоит в различной оценке правового статуса государственных служащих и, главное, перспективе развития и построения государственной гражданской службы, носителями которой являются гражданские служащие.

    Следует отметить, что ФЗ № 79 в основном содержит нормы административного права. Это касается и терминов, и порядка прохождения службы и др. Исследователи приходят к выводу, что правовой статус государственного гражданского служащего видоизменился. Однако до сих пор трудовое и административное начала в правовом положении государственного гражданского служащего четко не разграничены.

    Крайние проявления сочетания административного и трудового права выражаются в следующем. Так, некоторые авторы выделяют служебно-трудовые отношения, которые объединяют в себе несколько подходов административистов и специалистов в сфере трудового права. Однако данная точка зрения также имеет свои недостатки.

    Во-первых, размываются границы между предметами различных отраслей права, поскольку объединяются две принципиально различные группы правоотношений. На наш взгляд, более правильно разграничивать служебные и трудовые отношения на внутренние и внешние.

    Во-вторых, отношения, в которые вступают государственные гражданские служащие, касаются как юридических и физических лиц, так и субъектов, в подчинении у которых они находятся.

    В первом случае государственный гражданский служащий является представителем власти и наделяется соответствующими полномочиями, а во втором случае отношения возникают из факта наличия трудовых правоотношений между государством и государственным служащим. В первом случае превалируют нормы административного права, а во втором – трудового. Соответственно, вступают в действие нормы административного законодательства и трудового права.

    К подобным нормам административного права относится законодательство, регулирующее структуру и содержание деятельности органов государственной власти, а также властные полномочия самих государственных гражданских служащих.

    В большинстве случаев исследователи сходятся во мнении, что государственную гражданскую службу можно рассматривать как особый вид трудовой деятельности. Внешним проявлением статуса является наличие определенных прав и обязанностей у государственного гражданского служащего.

    В-третьих, правовое положение государственного гражданского служащего можно рас-сматривать сквозь призму служебно-трудовых отношений, что предполагает наличие промежуточного варианта, суть которого сводится к синтезу договорных и властных начал в статусе государственного гражданского служащего.

    В-четвертых, статус государственного гражданского служащего производен от отношений, возникающих между государственным гражданским служащим и государством в лице уполномоченных государственных органов, а также с общественными институтами.

    На соотношение норм частного и публичного права в правовом статусе государственного гражданского служащего оказывают влияние происходящие в стране процессы. Так, при увеличении количества преступлений, в том числе коррупционной направленности, обострении криминальной обстановки возрастает роль публично-правовых норм и властных полномочий.

    Как представляется, в цивилизованных странах с развитой экономической и правовой системами усиливается частноправовой аспект деятельности государственного гражданского служащего. Правовое положение государственного служащего в части гарантий, предоставления компенсаций и других прав приближается к правовому статусу наемных работников при сочетании служебных прав и обязанностей.

    В связи с этим следует избегать односторонних и категоричных высказываний относительно отраслевого правового регулирования статуса государственного гражданского служащего. Разграничение служебных и трудовых правоотношений обусловлено необходимостью сочетания властных начал в правовом статусе служащего и одновременно соблюдения гарантий, принадлежащих наемному работнику.

    Выделение внутренних и внешних отношений с участием государственных гражданских служащих также свидетельствует о сложности данного правового статуса и о дифференциации правового регулирования применительно к отдельным его элементам.

    Рассмотренные выше проблемы правового положения гражданского служащего дают основания полагать, что его статус требует серьезных изменений, связанных с правовым регулированием его содержания.

    2.2 Вопросы ответственности государственных служащих

    Государственный служащий – важнейшее звено между органами власти и гражданами, выражающее интересы общества в целом. Нормативно- правовые акты РФ закрепляют статус государственного служащего в целях обеспечения эффективности его деятельности.

    Вместе с тем, открытым остается вопрос о применении ответственности к государственному гражданскому служащему. Детальное изучение данного элемента обусловлено особенностями организационной структуры государственной службы и расширением прав государственного служащего. Защита интересов государственного служащего должна быть достигнута путем подробной регламентации его правового статуса.

    Развитие институтов ответственности государственного служащего призвано не только укрепить его статус, защитить от неправомерных деяний, но и повысить значимость деятельности государственного служащего в целях защиты интересов населения перед органами власти.

    Представляется необходимым отметить, что в источниках, носящих научный характер, существует несколько подходов к пониманию такой дефиниции, как «юридическая ответственность».

    «Юридическая ответственность является одной из фундаментальных категорий юриспруденции. При этом, как справедливо отмечается исследователями, изучение института юридической ответственности невозможно без его соотношения с родовым понятием социальной ответственности»[23]

    Что касается ответственности государственных гражданских служащих, то Е.С. Майстренко предлагает следующее определение юридической ответственности государственных гражданских служащих: это соблюдение, а также исполнение тех обязанностей, которые указаны в должностном регламенте служащего, а также в действующем законодательстве о государственной гражданской службе. Если государственный гражданский служащий не в полной мере реализует свои обязанности, то на него накладывается определенная ответственность различного характера, то есть за правонарушения[24].

    Важно то, что ответственность, носящая юридический характер – это, в первую очередь поведение правомерное и легитимное. Она отражается в том числе в одобрении или поощрении.

    К.В. Селеверстова отмечает, что у тех лиц, которые трудятся в органах государственной власти, а также должностных лиц все же есть стремление выполнять свои обязанности, отдавать свой долг государству, так как процесс управления государством – это тот процесс, где присутствует психологическая составляющая, которая отражается в убеждении, силе воли, в сознании. Данные характеристики более точно определяют поведение государственного служащего. Именно такие характеристики служащих в большей степени влияют на исполнение своих должностных обязанностей, и даже не принудительная составляющая[25].

    При этом, абсолютно любой государственный гражданский служащий, совершив противоправное деяние, будет нести юридическую ответственность именно перед государством. Это заключается в том, что в качестве нанимателя непосредственно федерального гражданского служащего выступает именно Россия, а нанимателем гражданского служащего российского субъекта выступает тот российский субъект, в котором служащий непосредственно замещает свою должность. Эти характеристики отражены в федеральном законодательстве.

    Соответственно, государство с государственным гражданским служащим вступает в определенные отношения, в рамках которых предусмотрена определенная юридическая ответственность.

    Таким образом, мы можем говорить об ответственности как мере социальной ответственности. Необходимо отметить, что институт государственной гражданской службы является также и социальным институтом на сегодняшний день.

    То есть в обязанности лиц, которые работают в органах государственной власти, а также местного самоуправления, возложены полномочия по проведению социальной политики на всех уровнях – федеральном, уровне российских субъектов, а также на местном уровне. Важно, чтобы государственные служащие обладали высокой компетентностью в вопросах социальной политики, профессионализмом, а также другими личностными и поведенческими качествами. При этом, кроме самих служащих важна ресурсная составляющая. Это заключается в материальном, а также финансовом обеспечении.

    Важно обратить внимание на то, что социальная ответственность государственных гражданских служащих – это та тематика, которая особенно актуальна на сегодняшний день среди представителей научного сообщества. Соответственно представляется необходимым рассмотреть некоторые подходы к определению социальной ответственности служащих, а также те требования, которые имеют место в системе ответственности, носящей социальный характер.

    Ответственность гражданских служащих позволяет сделать деятельность службы предсказуемой и контролируемой. Контроль производится, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан России.

    Можно выделить следующие виды ответственности государственных гражданских служащих:

    • дисциплинарная;
    • материальная;
    • гражданско-правовая;
    • административная;
    • уголовная.

    Стоит отметить, что также представляется необходимым здесь указать ответственность за правонарушения, где присутствует коррупционная составляющая. Кроме того, можно выделить ответственность за то, что государственный или муниципальный служащий не принял решения для того, чтобы избежать конфликта интересов либо же предотвратить его.

    Важно, что юридическая ответственность в отношении государственных служащих отражена не только в различных кодексах, но и в других федеральных законах, а также подзаконных актах. Это заключается в том, что ответственность отражена не только в Уголовном кодексе и в КоАП, но и в ряде других нормативных правовых документов. Соответственно российское законодательство в данном вопросе можно разделить на кодифицированное, некодифицированное и подзаконное[26].

    Таким образом, ответственность позволяет при определенных условиях контролировать деятельность государственного служащего и подчинять ее целям общества. Анализируя вышеизложенное, можно отметить, что для того, чтобы сформировать у государственных и муниципальных служащих ответственность, носящую социальный характер, необходим комплексный, а также институциональный подход.

    Важными составляющими для формирования такой ответственности являются такие аспекты, как политический, административный, юридический, этический, морально- нравственный и ряд других аспектов. При этом государству важно взаимодействовать с такими институтами, как институт государственной и муниципальной службы. В такие процессы необходимо привлекать общественность, институты гражданского общества. Ведь граждане получают от государства необходимые им государственные и муниципальные услуги и важно, чтобы они предоставлялись своевременно и качественно.

    Юридическая ответственность государственных гражданских служащих содержит в себе немало проблем, которые еще предстоит решить законодателю. Данные проблемы можно решить различными путями. Предлагаются следующие способы решения: во-первых, сделать различие между категориями гражданских служащих на квалификационные группы в зависимости от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений; во-вторых, усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности.

    2.3 Проблемные аспекты определения правового статуса государственного гражданского служащего

    Вопросы надлежащего обеспечения правового статуса государст­венного гражданского служащего занимают одно из важных мест в системе государственного управления и кадровой политике. Законода­тель до настоящего времени не определился по поводу того, какое по­нятие использовать применительно к характеристике государственно­го гражданского служащего: «правовой статус» или «правовое поло­жение». В федеральном законе не введено определение понятия «пра­вовой статус» государственного гражданского служащего. Стоит от­метить, что различные авторы также по-разному определяют понятие правового статуса государственного чиновника.

    Правовой статус – это статус государственного человека, дейст­вующего от имени и по поручению государства, стоящего на страже интересов социальных ценностей[27]. «Правовой статус государствен­ных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязан­ностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установ­ленных законодательством и гарантированных государством»[28].

    В.А. Козбаненко определяет правовой статус как «совокупность прав и обязанностей, социально-правовых гарантий, правоограничений, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области государственных либо муниципально-служебных отношений»[29].

    Н.В. Новоселова придерживается точки зрения о том, что «право­вой статус служащего – это совокупность закрепленных нормами пра­ва обязанностей, ограничений и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой должно­сти»[30].

    Основные положения о статусе гражданского служащего закреп­лены в гл. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». В ней определены основные права, обязанности, ограничения, запреты и требования, которые возникают в процессе деятельности лица со статусом государственного граждан­ского служащего[31].

    Актуальность указанного аспекта обуславливает­ся и тем, что все еще воспринимается исключительно трудовой аспект при рассмотрении статуса служащего, понимая его как совокупность прав, обязанностей и ответственности по должности. Не вступая в дискуссию с учеными о правильности данных определений правового статуса, хотели бы отметить, что в эту систему необходимо включать, кроме прав, обязанностей, ограничений, запретов, требований, ответ­ственности, также и гарантии. К сожалению, в гл. 3 ФЗ №79 они не были включены, тем самым законодатель формально отделил их от комплекса правоотношений в рамках правового статуса.

    Государственные гарантии на государственной службе – это важ­ный способ обеспечения социальной защищенности служащих и механизм защиты их прав и свобод, соблюдение законных интере­сов.

    Некоторые считают, что права и социальные гарантии государст­венных гражданских служащих отличаются от норм социальной за­щищенности других категорий трудящихся в Российской Федерации. Так, сравнивая ст. 14 «О государственной гражданской службе» и ст. 21 Трудового кодекса, мы вынуждены констатировать практически полное совпадение норм, за исключением некоторых пунктов, которые также предоставлены всем трудящимся (медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение и должностной рост)[32].

    В соответствии с Трудовым кодексом гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществле­ние предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Гарантии на государственной гражданской службе либо повторяют права служащих (в основном это социально- экономические), либо те же, что и у всех работников, либо как соци­ально-бытовые (единовременная субсидия на приобретение жилой площади) не везде нашли своего практического воплощения. Отчасти последнее связано с тем, что вопросы единовременных выплат для приобретения жилья должны быть регламентированы на уровне зако­нов, а не подзаконных актов.

    В последнее время некоторые гарантии видоизменялись, что не самым лучшим образом сказывалось на положении служащих. Так, идет постепенное повышение стажа для назначения пенсии за выслугу лет с 15 до 20 лет, изменение в продолжительности основного оплачи­ваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет. При этом наниматель предъявляет к государственным служащим повышенные требования, вводя правоограничения и пере­ходя постепенно к более жестким нормам.

    Некоторые государственные служащие вынуждены предоставлять сведения о своих расходах и своей семьи; адреса сайтов и (или) стра­ниц веб-сайтов в информационно-телекоммуникационной глобальной сети, на которых государственным гражданским служащим размеща­лась общедоступная информация; введены этические кодексы; введе­ны запреты о хранении наличных денежных средств, ценностей в ино­странных банках, расположенных за пределами России; запрещено без согласия соответствующей комиссии госоргана замещать на условиях договора должности в иных организациях, если ранее в функции уво­лившегося входили вопросы государственного управления и иные.

    Однако повышение ответственности не всегда позволяет избежать коррупционного поведения. В качестве подтверждения выступает опыт КНР, где используется высшая мера наказания. Самые жестокие кары не способны на долгое время снизить количество случаев откло­няющегося поведения. По данным проводимых исследований привле­кательность государственной службы определяется именно стабильно­стью положения и социальными гарантиями.

    Достаточно большая часть государственных гражданских служа­щих недовольна своим денежным содержанием, это является сдержи­вающим фактором для привлечения на службу высокопрофессиональ­ных и высококвалифицированных специалистов и ведущей причиной проявления нигилизма, мотивированного отторжения тех или иных правил. Поэтому госслужащие выбирают медицинское обслуживание, государственную пенсию, перспективы должностного роста, положе­ние в обществе, которые иногда являются главными стимулами про­должения службы.

    Каждодневно государственные служащие сталкиваются в процессе исполнения должностных обязанностей с повышенными требованиями, которые предъявляются к их поведению и к работе. Общество достаточно часто оценивает деятельность государственных гражданских служащих негативно, считая, что это не инициативные, не умные и не способные самостоятельно принимать решения люди. Фактором стресса для чиновников являются постоянные проверки со стороны органов надзора и контроля. Сложившаяся политическая си­туация и жесткие требования законодательства влияют на психологическое состояние служащих.

    Выделенные нами проблемы в реализации правового статуса го­сударственных гражданских служащих препятствуют эффективному функционированию службы. Их изменение возможно только с позиции государственного управления, изменения законодательства и улучшения авторитета и престижа служба. Достойный уровень обес­печения социально-правовых гарантий служащих выступает важным антикоррупционным фактором. Прочный социально-правовой статус государственного служащего – это важнейший фактор высокой эффек­тивности и авторитета гражданской службы и государства в целом.

     

    Заключение

    Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

    В широком смысле, государственная гражданская служба – это подсистема государственной службы, состоящая из элементов (таких как нормативно-правовая база, принципы, виды и уровни гражданской службы, кадровая политика, механизм управления гражданской службой, порядок поступления, прохождения и т.д.), которые отражают особенности функционирования, организации и управления рассматриваемой подсистемы. В узком смысле раскрывается социально-правовая характеристика государственной гражданской службы.

    Совершенствование нормативной правовой базы государственной гражданской службы является в настоящее время основным направлением развития систем государственной гражданской службы. На протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются меры по реформированию указанных системы путем внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов.

    Принципы государственной гражданской службы – основополагающие и приоритетные начала, которыми должны руководствоваться все служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, в процессе своей профессиональной деятельности. Принципы играют решающую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят перед собой задачу повышения уровня системы государственной службы, поскольку рост показателей эффективности самого государства как субъекта управления напрямую зависит от этого роста.

    Государственный гражданский служащий является особым субъектом в системе гражданско-служебных отношений, ему доверяется выполнять по поручению и за определенную плату задач и функций государства. При этом, правовой статус гражданского служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей, ответственности, гарантий, требований к поведению и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

    Права данных субъектов административного права в целом носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей государственных гражданских служащих. Обязанности государственных гражданских служащих являются основным элементом их правового статуса. Действия, которые обязан совершить служащий четко обозначены в законе или нормативно-правовом акте, тем самым, исключается произвол над служащим со стороны представителя нанимателя.

    Одной из наиболее актуальных проблем дисциплинарной ответственности является отсутствие в законах и иных нормативно-правовых актах РФ систем контроля, которая следит за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. На данный момент, к сожалению, в законе о гражданской службе неэффективны положения, которые посвящены дисциплинарной ответственности. Проблема здесь заключается в том, гражданские служащие остаются безнаказанными за совершение проступков. Можно «договориться» о смягчении наказания или просто ограничиться устным замечанием.

     

    Список литературных источников

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Федеральный закон от 11 августа 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3586
    3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. №52. Ст. 6228
    4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы» (с изменениями на 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2063
    5. Аванесян Г.А., Мирошниченко И.А., Мусаев Н.Р., Шаногин К.Д. Правовая природа государственной гражданской службы в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3. С. 333 – 335.
    6. Архипов-Пестов Н.Д., Мясникова В.М. Понятие и нормативно- правовое обеспечение государственной гражданской службы в Российской Федерации // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – М., 2020. С. 152 – 155.
    7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – Москва: Норма, 2005. – 800 с.
    8. Горбовский О.И., Абрамов В.А. К вопросу о юридической ответственности государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы современной юриспруденции: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 285 – 288.
    9. Гэишковец А.А. Административная реформа: истоки, современное состояние, перспективы // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2020. № 3.
    10. Зобкова А.А. Принципы государственной гражданской службы // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – Ставрополь, 2019. С. 353 – 359.
    11. Капустян, Л. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: проблемные аспекты / Л. А. Капустян, Е. Н. Сабына // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2020. – № 17. – С. 3-6.
    12. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. – Москва, 2003. – 155 с.
    13. Майстренко Е.С. Проблемы юридической ответственности, применяемой к государственным служащим // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 3. С. 495 – 501.
    14. Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего: автореф. дис…. канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
    15. Оганесьян, З. Г. Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих российской федерации: понятие и основные элементы / З. Г. Оганесьян // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 07 февраля 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр “Мир науки” (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 515-520.
    16. Омельченко А.С. Правовой статус государственного гражданского служащего РФ // Актуальные проблемы современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 155 – 157
    17. Оробец В.М., Амиантов А.А. Правовые основы государственной гражданской и муниципальной службы: учебное пособие. – М., 2020
    18. Охотский Е.В. Социально-правовой статус государственного гражданского служащего в системе государственного управления // Государственная служба. – 2007. – № 12. – С. 54-74.
    19. Писаренко Е.С. Теоретико-правовые основы правового статуса государственного гражданского служащего: проблема структурирования элементов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1. С. 129 – 132.
    20. Седая И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. 2020. № 3. С. 157 – 165.
    21. Селеверстова К.В. Юридическая ответственность государственных служащих // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 158 – 160.
    22. Семченко, О. А. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего в современной России / О. А. Семченко // Юридический факт. – 2022. – № 170. – С. 22-25..
    23. Солдатова, Ю. А. Современное понятие и правовой статус государственного гражданского служащего / Ю. А. Солдатова // Право как искусство добра и справедливости : Сборник научных трудов 2-й Всероссийской научной конференции памяти д.ю.н., профессора О.Г. Лариной, Курск, 01 октября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 67-71.
    24. Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2004.
    25. Тимонина Е.В. Особенности правового статуса государственного служащего // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 8. С. 71 – 76.
    26. Федоров А.И. Правовой статус государственных гражданских служащих // Отечественная юриспруденция. 2019. № 6. С. 60 – 61.
    27. Харитонов, И. К. Статус государственного гражданского служащего: вопросы межотраслевого регулирования / И. К. Харитонов, А. В. Герасимов // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2021. – № 4(54). – С. 105-109.
    28. Шайхатдинов В.Ш., Дианова И.В. Вопросы защиты социальных прав государственных служащих органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2020. № 2.
    29. Шведов Л.А. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: учебное пособие. – Саратов, 2020.
    30. Шитова Т.В., Тухватуллина Н.С. Современные проблемы государственной службы Российской Федерации и пути их решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2. С. 10 – 15.
    31. Щеглова, С. А. Направления реформирования правового статуса государственных гражданских служащих в рамках современной административной реформы / С. А. Щеглова // Социально-политические, правовые, духовно-нравственные проблемы российского села: история и современность : МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Воронеж, 10 декабря 2019 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2019. – С. 349-355.

    [1]               Седая И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. 2020. № 3. С. 157 – 165.

    [2] Шведов Л.А. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: учебное пособие. – Саратов, 2020.

    [3] Шеверева     Д.А.      Содержание      и      характеристика      понятия

    «государственная гражданская служба» // Аллея науки. 2020. № 2. С. 579

    [4] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 г. N79- ФЗ ()от 08.12.2020 // СПС «Консультант–плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/

    [5] Тимонина Е.В. Особенности правового статуса государственного служащего // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 8. С. 71 – 76.

    [6] Аванесян Г.А., Мирошниченко И.А., Мусаев Н.Р., Шаногин К.Д. Правовая природа государственной гражданской службы в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3. С. 333 – 335.

    [7] Оробец В.М., Амиантов А.А. Правовые основы государственной гражданской и муниципальной службы: учебное пособие. – М., 2020

    [8] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

    [9] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы» (с изменениями на 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2063

    [10] Федеральный закон от 11 августа 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3586

    [11] Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст. 3

    [12] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями на 31 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. №52. Ст. 6228

    [13] Шитова Т.В., Тухватуллина Н.С. Современные проблемы государственной службы Российской Федерации и пути их решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2. С. 10 – 15.

    [14] Писаренко Е.С. Теоретико-правовые основы правового статуса государственного гражданского служащего: проблема структурирования элементов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1. С. 129 – 132.

    [15] Зобкова А.А. Принципы государственной гражданской службы // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – Ставрополь, 2019. С. 353 – 359.

    [16] Оробец В.М., Амиантов А.А. Правовые основы государственной гражданской и муниципальной службы: учебное пособие. – М., 2020.

    [17] Омельченко А.С. Правовой статус государственного гражданского служащего РФ // Актуальные проблемы современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 155 – 157

    [18] Горбовский О.И., Абрамов В.А. К вопросу о юридической ответственности государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы современной юриспруденции: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 285 – 288.

    [19] Шайхатдинов В.Ш., Дианова И.В. Вопросы защиты социальных прав государственных служащих органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2020. № 2.

    [20] Гэишковец А.А. Административная реформа: истоки, современное состояние, перспективы // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2020. № 3.

    [21] Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2004.

    [22] Шайхатдинов В.Ш., Дианова И.В. Во¬просы защиты социальных прав государственных служащих органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2020. № 2.

    [23] Архипов-Пестов Н.Д., Мясникова В.М. Понятие и нормативно- правовое обеспечение государственной гражданской службы в Российской Федерации // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – М., 2020. С. 152 – 155.

    [24] Майстренко Е.С. Проблемы юридической ответственности, применяемой к государственным служащим // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 3. С. 495 – 501.

    [25] Селеверстова К.В. Юридическая ответственность государственных служащих // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 158 – 160.

    [26] Федоров А.И. Правовой статус государственных гражданских служащих // Отечественная юриспруденция. 2019. № 6. С. 60 – 61.

    [27] Охотский Е.В. Социально-правовой статус государственного гражданского служащего в системе государственного управления // Государственная служба. – 2007. – № 12. – С. 54-74.

    [28] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – Москва: Норма, 2005. – 800 с.

    [29] Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. – Москва, 2003. – 155 с.

    [30] Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего: автореф. дис…. канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.

    [31] О государственной гражданской службе Российской Федера-ции: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ //Российская газета. – 2004. – № 162.

    [32] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ//Российская газета. -2001. – № 256.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх