написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Современные коррекционно-педагогические технологии развития оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. Дипломная работа

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ  4

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 7

    1.1. Особенности развития оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. 7

    1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 15

    1.3. Современные коррекционные технологии по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. 23

    Выводы по первой главе. 30

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 32

    2.1. Организация эмпирического изучения особенностей оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. 32

    2.2. Анализ результатов эмпирического изучения особенностей оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. 35

    Выводы по второй главе. 40

    ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 41

    3.1. Принципы, направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения с использованием современных технологий. 41

    3.2. Результаты коррекционно-педагогической работы по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения с использованием современных технологий (контрольный этап исследования) 47

    3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения с использованием современных технологий. 50

    Выводы по третьей главе. 60

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 64

    ПРИЛОЖЕНИЕ. 70

    ВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования обусловлена тем, что несформированность пространственных представлений и пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушения зрения, возникающие в раннем детстве, отрицательно влияют на процесс формирования пространственных представлений и социальной адаптации в целом.

    Проблема ориентировки ребенка в пространстве достаточно многогранна. Она включает как формирование представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений при восприятии пространства. Восприятие пространства относится к сложным видам восприятий и предполагает зрительное восприятие различных пространственных свойств: величину, форму, место положения в пространстве.

    Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственных представлений детей. У младших школьников с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления и, как следствие, пространственная ориентировка. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

    Многочисленные исследования (Л. И. Солнцева, Е. В. Островская, В.А. Кручинин, Л. И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенова, В.З. Денисова, Т.Н. Никольская, Н. Г. Хопренинова и другие) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, поэтому нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении. При этом обучение должно проходить при единстве требований к ребенку со стороны преподавателей и родителей. Таким образом, задача формирования полноценных пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве является актуальной в области педагогики, психологии и выступает как необходимый элемент помощи ребенка в школе.

    Цель исследования – выявление нарушений оптико-пространственного восприятия младших школьников с нарушениями зрения для составления программы коррекционно-педагогической работы.

    Задачи исследования:

    1) Подбор и анализ источников коррекционно-педагогической литературы по проблеме оптико-пространенного восприятия младших школьников с нарушениями зрения.

    2) Планирование, организация, проведение, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.

    3) Составление программы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения и ее апробация.

     4) Составление методических рекомендаций педагогам и родителям по дальнейшей апробации представленной программы.

    Объект исследования – особенности оптико-пространственного восприятия младших школьников с нарушениями зрения.

    Предмет исследования –  коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений оптико-пространенного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.

    Гипотеза исследования. Мы предположили, что преодоление нарушений оптико-пространенного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения будет более эффективным, если наряду со всеми мероприятиями образовательной организации в работе будет реализована дополнительная коррекционно-педагогическая программа по этому направлению деятельности с использованием современных технологий.

    Методологической основой работы явились системно-деятельностный подход к изучению психических явлений в разработке Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева; системно- структурный подход к развитию личности Б. Г. Ананьева, Б. В. Ломова, А. А. Бодалева; концепция генезиса общения М. И. Лисиной.

    Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент, беседа с педагогами и родителями детей экспериментальной группы, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

    Экспериментальная база исследования – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1524».

    Теоретическая значимость исследования: …..

    Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя начальных классов.

    Структура работы.  Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

    Восприятия бывают внешне направленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренне направленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

    Пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается совокупность высших психических процессов. Полноценное развитие данной функции обеспечивает правильное формирование речи, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Недостаточное развитие пространственных представлений является одной из частых причин неуспеваемости ребенка в школе, проблем в формировании навыков письма, чтения

    Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации, ребенок овладевает предпосылками учебной деятельности.

    Для формирования оптико-пространственные восприятия у детей необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети получают как в процессе специального обучения, так и в повседневной жизни. Без специально организованного   обучения   у   школьников представления о пространственных отношениях самостоятельно не формируются.

    Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что лучше всего пространственные представления у детей младшего школьного возраста формируются в процессе игры.

    Эксперимент проводился на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1524».

     В исследовании приняли участие 7 детей с нарушением зрения в возрасте 7-8 лет.

    Для реализации поставленной цели данного этапа эксперимента была подобрана диагностическая методика «Лабиринт» Л.А. Венгера.

    В результате проведенного исследования высокие результаты, характеризующие оптико-пространственное восприятие детей не выявлены.

    Низкий уровень выявлен у 4 детей, что составило 57% выборки.

    Средний уровень сформированности оптико-пространственного восприятия представлений      выявлен       у       43%       учащихся.

    В результате проведения эмпирического эксперимента было выявлено, что многие дети испытывают трудности при выполнении заданий и допускают следующие ошибки:

    -в задачах 1-2 дети не всегда учитывали направления поворотов;

    -в задачах 3-4 – не всегда был учтен характер ориентиров;

    -в задачах 5-6 в сочетании ориентиров в заданной последовательности;

    -в задачах 7-10 одновременно допускались ошибки и в ориентире и в направлении поворотов.

    В связи с этим возникает потребность в проведении опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию уровня сформированности оптико-пространственного восприятия у младших школьников.

    В результате проведенной корректирующей работы в группе учащихся выявлены два высокий показателя оптико-пространственного восприятия, что составило 28% выборки учащихся. Высокие результаты показали Александр М. И Алиса Т.

    Низкий уровень выявлен так же в двух случаях: Алеша З. и Екатерина И..

    В трех случаях результаты показателя оптико-пространственного восприятия относятся к среднему уровню. Средние результаты продемонстрировали Лена И., Маша В., Миша Р..

    Сопоставив результаты проведения констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр в развитии оптико-пространственного восприятия у старших дошкольников является результативным. Таким образом, подтверждается значимость дидактической игры в формировании оптико-пространственного восприятия.

    На основании выше сказанного, следует вывод, что проведенное исследование позволило доказать выдвинутую гипотезу о том, что разработанный комплекс корректирующих методик, основанных на современных подходях способствует эффективной коррекции оптико-пространственного восприятия у младших школьников.

    На основе теоретических положений везущих специалистов и результатов, полученных в ходе выполнения настоящей работы, нами разработаны для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал ; ред. А. И. Павлова. – 2004. – № 1. – С. 25˗28.
    2. Алексеев О.Л. Системно-информационный подход в изучении и обучении детей с нарушениями в развитии / О.Л. Алексеев, В.В. Коркунов // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы международного теоретико-методологического семинара – Ч. 1 / ГОУ ВПО МПГУ. – М., 2009. – С. 5–12; с. 161.
    3. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. – М.: Знание, 1978, с. 37.
    4. Барков, В.А. Педагогическое обеспечение коррекции детей с особенностями психофизического развития средствами адаптивной физической культуры /В.А. Барков // Научный журнал Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. Серия № 15. Научно-педагогические проблемы физической культуры. Физическая культура и спорт / под ред. Г.А. Арзютова. – К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2011. – Выпуск 10. – С. 37–41.
    5. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ / Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013.– № 3. – С. 25–28.; с. 11.
    6. Вахлинова А.А., Борисова Е.А. Выявление уровня развития зрительно-пространственного восприятия детей с нарушениями зрения. Постулат. 2019. № 1-1 (39). С. 101.
    7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. ˗ Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с.
    8. Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию / Л. П. Гладких // Дефектология : научно-методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. – 1993. – № 3. – С. 59˗64.
    9. Замашнюк Е.В., Лукина Т.А. Теоретические аспекты развития зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушением зрения. В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. С. 111-114.
    10. Запесоцкая И.В. Нейропсихологические механизмы зрительно-пространственного восприятия при слабовидении. Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 3-4.
    11. Карпушкина Е.А., Юрчик Р.Ю. Особенности оптико-пространственных представлений как одной из предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Аллея науки. 2019. Т. 2. № 6 (33). С. 803-806.
    12. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика, выпуск 1. – М., 1962. – С. 256.
    13. Колесниченко Н.Н., Асанова З.Р. Конструирование как средство развития пространственного восприятия у детей дошкольного возраста. Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2021. № 7 (11). С. 74-81.
    14. Колчина М.В. Особенности оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушением зрения. Цивилизация знаний: российские реалии. Сборник трудов XXI Международной научной конференции. 2020. С. 106-108.
    15. Колчина М.В. Особенности оптико-пространственного восприятия у младших школьников с нарушением зрения. Цивилизация знаний: российские реалии Сборник трудов XXI Международной научной конференции. 2020.  106-108
    16. Колчина М.В., Дорошенко О.В., Особенности формирования оптико- пространственного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник трудов. Всероссийской научно-практической конференции. Москва 2021. 99-104 с.
    17. Кондратьева В.Л., Романова Т.В. Развитие пространственного зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. 2019. С. 76-79.
    18. Копцева, Т. Г. Психолого-педагогическая характеристика незрячих и слабовидящих детей [Текст] / Т. Г. Копцева. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 150 с.
    19. Кузьмина Е.С., Жукова О.Н. Коррекция пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития на занятиях по логопедической ритмике. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2020. № 2. С. 3-7.        
    20. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : Каро, 2006. – 336 с.
    21. Лузина О.Н. Особенности пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. В сборнике: Психология особых состояний: от теории к практике. материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Ответственный редактор Н.А. Лисова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 30-32.
    22. Малкова Т.П., Горбунова М.Р. Развитие восприятия глубины пространства через успешное освоение пространственных представлений у детей с глубокими нарушениями зрения. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXII международной научно-практической конференции. 2019. С. 124-127.
    23. Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)[Электронный документ] https://cyberpedia.su/26x7aad.html (дата обращения 01.09.2021)
    24. Пальоха М.Р. Развитие оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией. Аллея науки. 2021. Т. 2. № 5 (56). С. 912-915.
    25. Персикова Е. Н., Кутрань О. Н. Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1507-1514.
    26. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного   рисования    у    детей    с    нарушением    зрения    [Текст]    / Л. И. Плаксина. – М. : Владос, 2008. – 87 с.
    27. Поболь, В.З.  Цупринович Е.И., Козлова И.Л.  Особенности развития пространственной ориентировки у учащихся с нарушениями зрения. Сборник научных статей. – Гродно, 2012 [Электронный документ] https://elib.grsu.by/katalog/169927-381398.pdf
    28. Права ребенка // Образование в документах : информационно- аналитический бюллетень : издается с 1994 года ; ред. Т. Пережи, А. Кокарев.– 2009. – № 6. – С. 63˗64.
    29. Прожега М.В. Основные направления логопедической работы по формированию зрительно-пространственного восприятия у учащихся с нарушениями письма. Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 92-93. [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37017909_90132577.pdf  (дата обращения 01.09.2021)
    30. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практ. задания и упражне ния / авт.-сост.: Л.А. Выткалова, П.В. Краюшкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 15; 39.
    31. Свердлов B. С. Пространственная ориентировка слепых: пособие для учителей и воспитателей школ слепых / В.С. Свердлов // Педагогическая библиотека– 2012.  [Электронный ресурс]  http://www.pedlib.ru/
    32. Семаго М.М. Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: могорафия / М.М. Семаго. – М.: Аркти, 2016. – 368 с.; с. 55.
    33. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – Москва : Академия, 2002. – 232 с.
    34. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ори ентированию в пространстве и мобильности. – М.: ВОС, 1989.
    35. Усова Е.А., Алтухова Т.А. Результаты изучения оптико-пространственных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи. Наука и образование: векторы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 146-150.
    36. Хайдукова Ю.В. Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактического пособия «Чудо-дерево»// Интерактивное образоваение, 2014 №54-55. [Электронный документ] io.nios.ru (дата обращения: 28.09.2021).
    37. Хмелькова М.А., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями коммуникативно-речевых способностей как условие успешной адаптации к школе: учеб- ное пособие. – М.: РосНОУ, 2015. – 128 с.
    38. Циркова Н.С. Нарушение восприятия пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования. 2019. С. 203-205.
    39. Шеботинова Е.А. Диагностика зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. International Journal of Professional Science. 2019. № 4. С. 17-25. [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38167238_28337228.pdf (дата обращения 01.09.2021)
    40. Шеботинова Е.А. Диагностика зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. International Journal of Professional Science. 2019. № 4. С. 17-25. [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38167238_28337228.pdf  (дата обращения 01.09.2021)
    41. Шеботинова Е.А. Особенности зрительно-пространственного восприятия у детей в возрасте 6-9 лет. International Journal of Professional Science. 2019. № 7. С. 6-14. [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39245601_67237069.pdf  (дата обращения 01.09.2021)
    42. Шельхова Е.В. Особенности оптико-пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи. Аллея науки. 2020. Т. 1. № 4 (43). С. 650-653.
    43. Шошина Е.И. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР. Вопросы теории и методики профессионального образования. Сборник статей научно-практической конференции. Под научной редакцией М.В. Новикова. 2019. С. 81-84.
    44. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4 Books/4/0126/4_0126-1.shtml  (дата обращения 01.09.2021)

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1

    Методика  «Пройди через лабиринт» Л.А. Венгера

    ЗАДАЧА А

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх