написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Правовые особенности социального обеспечения лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф. Курсовая работа 2024 г.

    Оглавление

    Введение. 3

    1. Правовые основы социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф 5

    1.1 Источники права, регулирующие социальное обеспечение пострадавших от техногенных катастроф. 5

    1.2 Категорий лиц, имеющие право на социальное обеспечение пострадавших от техногенных катастроф. 8

    1.3 Условия назначения социального обеспечения пострадавшим от техногенных катастроф. 11

    1. Актуальные проблемы в правовых особенностях социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф. 11

    2.1 Анализ проблем социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф  17

    2.2 Анализ судебной практики. 17

    1. Пути решения актуальных проблем правовых особенностей социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф. 25

    Заключение. 25

    Список литературных источяников. 30

     

    Введение

    Актуальность темы исследования. По историческим меркам за короткое время произошло множество техногенных катастроф, которые привели к негативным последствиям для населения и окружающей среды. Граждане, пострадавшие в результате таких катастроф, являются социально незащищёнными группами. В связи с чем необходимо создание качественных методов социальной поддержки.

    Техногенные катастрофы могут привести к серьезным социально-экономическим последствиям для населения, вплоть до гибели людей, потери жилья и имущества, ухудшения экологической ситуации, потери рабочих мест и т.д.

    Разработка механизмов социальной защиты населения и мер по минимизации последствий катастроф имеет большое значение, как для восстановления общественного благосостояния, так и для поддержания стабильности экономики страны. В целом, данный вопрос актуален для общества как глобального, так и регионального масштабов, ведь любая техногенная катастрофа может оказаться чрезвычайно серьезной и оставить продолжительные последствия, если не будут своевременно приняты меры по защите населения.

    Причиной многих техногенных катастроф в течение почти всего ХХ и начале XXI веков стали высокие темпы развития техногенной сферы, возрастающая роль человеческого фактора (особенно в эпоху научно- технической революции), растущее потребление невозобновимых природных ресурсов, а также отсутствие прочных и устойчивых взаимоотношений в системе «человек-природа-общество».

    В последнее десятилетие ХХ века количество техногенных экстремальных ситуаций увеличивалось в геометрической прогрессии. Это связано со сложностью разработанных человеком технологий, слабой квалификацией рабочего персонала, существенными недочётами при проектировании и строительстве производственных и жилых объектов, высоким износом производственного оборудования, низкой трудовой и технологической дисциплиной. Однако, наибольшую опасность для человечества представляют серьёзные аварии и техногенные катастрофы на промышленных предприятиях и на транспорте, результатом которых становятся экологические катастрофы как локального, так и регионального масштаба.

    Несмотря на большой спектр исследований по разработке механизмов социальной защиты населения в условиях техногенных катастроф, на сегодняшний день, проблема является до конца не изученной и требует  уточнения правовой основы социальной защиты отдельных категорий граждан, пострадавших от техногенных катастроф.

    Цель исследования: исследовать правовые особенности социального обеспечения лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф

    Задачи исследования:

    1. Исследовать правовые основы социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф.
    2. Изучить категории лиц и условия назначения социального обеспечения пострадавшим от техногенных катастроф.
    3. Проанализировать актуальные проблемы в правовых особенностях социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф.
    4. Разработать пути решения проблем социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф.

    Объект исследования: социальное обеспечение лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф.

    Предмет исследования: правовые особенности социального обеспечения лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф.

     

     

    1.       Правовые основы социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф

    1.1 Источники права, регулирующие социальное обеспечение пострадавших от техногенных катастроф

    Прежде чем приступить к анализу правовых основ социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф, перейдем к рассмотрению определений.  Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей среды. Различают катастрофы по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду[15].

    Техногенная катастрофа – крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам.

    Чрезвычайная ситуация техногенного характера — событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к жертвам и вызвало большие материальные потери[16].

    Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”[2], выделяет граждан РФ в одну группу, именуемую «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф».

    По законодательству Российской Федерации в эту группу включены: лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; лица, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в результате испытаний па Семипалатинском полигоне и др.

    Вместе с тем российское законодательство в области социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных катастроф обширно и противоречиво, доказательством чего является принятие множества актов высшими судебными инстанциями. Однако и они зачастую базируются на разных правовых подходах к решению одинаковых вопросов. Налицо также общая тенденция «внутренней противоречивости» российского законодательства о социальном обеспечении. Кроме того, комплексному анализу вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, в рамках действующего законодательства Российской Федерации не подвергались.

    Под   лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера. Понятие «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», следует понимать исходя из норм действующего законодательства РФ.

    В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяется термин «граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф». Тем самым, законодательство РФ выделило данную совокупность граждан в отдельную категорию имеющую индивидуальные меры социальной защиты.

    Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов – это система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно – технических мер.

    Они призваны компенсировать негативные последствия воздействия радиации и обеспечить пострадавшим охрану здоровья, защиту их имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности.

    Вопросы    социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, урегулированы как законами, так и подзаконными актами. К числу основных законов, на сегодняшний день, относится Конституция РФ, так как именно в данном документе закреплен принцип социальной направленности, проводимой государством политики в отношении своего народа.

    Следующими по значимости нормативными документами являются рамочные законы, определяющие основы социальной защиты различных категорий лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф. К числу таких законов относятся: ФЗ от 10.01. 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»[3]; ФЗ № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[4]; ФЗ-№ 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»[5].

    Указанные нормативно-правовые документы определяют статус лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, их права, обязанности, закрепляют основы государственной политики в области их социальной защиты.

    Говоря о видах пособий и компенсационных выплат, можно сделать вывод о том, что многие из таких выплат предоставляются единовременно – субъективное право может быть реализовано лишь единожды в рамках срока своего существования или в рамках установленной периодичности, через определенные интервалы времени.

     

    1.2 Категорий лиц, имеющих право на социальное обеспечение пострадавших от техногенных катастроф

    В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2] определяется понятие данной категории граждан. Так, в рамках данного закона используется общепринятое определение «граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф». Примечательно, что законодатель одновременно с этим определил, что данное понятие и все вытекающие из него права распространяются исключительно на граждан Российской Федерации.

    В соответствии со статьёй десятой вышеуказанного Федерального закона выделяются следующие категории граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф:

    • граждане, получившие заболевание в связи с воздействием на них радиационных факторов, возникших в результате катастрофы на ЧАЭС, либо во время непосредственного участия в устранении негативных последствий аварии;
    • граждане, которые приобрели инвалидность в связи с катастрофой на территории Чернобыля;
    • граждане, которые принимали непосредственное участие во время устранения последствий на атомной электростанции Чернобыля, в зоне отчуждения;
    • граждане, которые осуществляют длительную работу в заражённой зоне Чернобыля;
    • граждане, которые были переселены на другие территории;
    • граждане, оставшиеся проживать на заражённой зоне, при этом имеющие право на переселение;
    • граждане, имеющие льготный статус в связи с социальным положением, проживающие в безопасной зоне;
    • граждане, которые проживали ранее на территории переселения до того, как их переселили в другие регионы;
    • дети, инвалиды и другие не способные на труд члены семьи граждан, получивших вред в результате техногенной или радиационной катастрофы;
    • другие лица, получившие вред в результате ядерной или технической аварии[12].

    Из вышеперечисленного и из правовой литературы можно сделать вывод, что сферу социального обеспечения данной категории граждан необходимо конкретизировать. Так, нормы Федерального закона № 166 распространяются на всех лиц, которые легитимно находятся на территории Российской Федерации – из этого следует, что под такую трактовку подпадают не только сами граждане РФ, но и иностранные граждане, лица без гражданства.

    Стоит также отметить, что в соответствии с ФЗ № 175, Законом № 4468-1 право по получению социального обеспечения и защиты распространяется не только непосредственно на самого гражданина, который получил неизлечимое или тяжёлое заболевание, но и на его нетрудоспособных членов семьи.

    Рассмотрим более детально Федеральный закон № 175, который закрепляет права граждан, которые пострадали в связи с аварией, произошедшей на ядерном комбинате «Маяк». Так, в рамках данного закона выделяются следующие категории граждан, которые имеют право на получение разного рода льгот:

    –        военнослужащие граждане, сотрудники силовых структур призванных ликвидировать последствия на заражённой территории ядерного комбината «Маяк», принимающие участие в устранении последствий, связанных с аварией в периоды с 1957 по 1958 годы. А также военнослужащие и сотрудники иных силовых структур, участвовавшие в восстановлении поражённых участков радиоактивными веществами около реки Теча, в периоды с 1949 по 1956 годы [15];

    –        военнослужащие граждане, сотрудники силовых структур, призванных ликвидировать последствия на заражённой территории ядерного комбината «Маяк» принимавшие участие в устранении последствий, связанных с аварией в периоды с 1959 по 1961 годы. А также военнослужащие и сотрудники иных силовых структур, участвовавшие в восстановлении поражённых участков радиоактивными веществами около реки Теча, в периоды с 1957 по 1962 годы;

    –        граждане, которые были переселены и переехавшие добровольно в регионы, которые были затронуты радиационным заражением частично, в результате катастрофы на ядерном комбинате «Маяк» в 1957 году. Также к добровольным переселенцам относятся те граждане, которые покинули место своего жительства с 1957 года по 1960;

    –        граждане, которые были переселены или выехавшие добровольно из места своего постоянного проживания в результате отравления реки Теча с 1949 года по 1962 годы;

    –        дети граждан, а также ещё не рождённые дети вышеуказанных категорий граждан;

    –        военнослужащие, из вольнонаёмного состава, покинувшие место своей службы в результате катастрофы на комбинате «Маяк» с 1957 по 1960 годы;

    –        граждане, которые получили дозу радиоактивного заражения в результате аварии на ядерном комбинате «Маяк»;

    –        граждане, получившие дозу радиационного излучения в результате заражения реки Теча в тех прибрежных регионах, где уровень радиационного фона превышал норму (в периоды с 1949 по 1956 года);

    –        граждане, получившие дозу радиационного излучения в результате заражения реки Теча в тех прибрежных регионах, где уровень радиационного фона превышал норму вдвое (в периоды с 1949 по 1956 года);

    –        граждане, получившие дозу радиационного облучение в связи с заражением реки Теча в тех прибрежных регионах, где уровень радиационного поражения превышал стандартные показатели в три раза (в периоды с 1949 по 1956 года);

    –        граждане, выехавшие за пределы места своего стандартного проживания в результате катастрофы на ядерном комбинате «Маяк» и утилизации радиоактивных отходов в реку Теча в 1957 там, где средний уровень радиационного фона в два раза превышает норму[10].

    Из вышеописанного следует, что гражданами, которые пострадали в результате аварии в сфере техногенного или радиационного аспекта, можно считать совокупность лиц, которые понесли имущественные, соматические, психологические или иные опосредованные и прямые убытки в результате аварии, носящей техногенный или же радиационный характер. Также данная категория граждан отличается специфическими потребностями в сфере социального обеспечения и социальной защиты, в частности, психологической, экономической помощи и т.д.

    1.3 Условия назначения социального обеспечения пострадавшим от техногенных катастроф

    Конституционным        правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого возможна в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

    Под пенсией, назначаемой лицам из числа пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, понимается ежемесячная денежная выплата, производимая за счет средств федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца. Пенсия гражданам, пострадавшим в результате техногенных либо радиационных катастроф назначается после установления у лица соответствующего статуса, является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера и выплачивается взамен оплаты по труду или в дополнение к ней.

    Размер        пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, не зависит от их заработка и уплаченных страховых взносов (кроме накопительных). Она устанавливается в определенной твердой сумме в зависимости от группы инвалидности и количества нетрудоспособных иждивенцев[13].

    При наличии одновременно права на пенсию по законам о страховых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении (при достижении пенсионного возраста, с которого может быть назначена страховая пенсия) лица, пострадавшие в результате названных катастроф, могут перейти на трудовую пенсию по старости, если ее размер будет выше.

    Компенсационные выплаты могут быть охарактеризованы, как, предоставляемые лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, а в случаях, установленных законодательством РФ и членам их семей, ежемесячно, единовременно или ежегодно денежные выплаты, виды и размер которых зависят от категории получателя в целях возмещения вреда их здоровью или имуществу, а также предоставления дополнительной материальной поддержки.

    На сегодняшний день пенсионное обеспечение используется наиболее часто в процессе реализации социальной поддержки в отношении граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. Пенсионное обеспечение можно считать основным элементом в системе социальной поддержки данной категории граждан, но помимо всего прочего есть и иные способы социальной защиты.

    Государственное пенсионное обеспечение вышеуказанной категории граждан осуществляется на основе ФЗ № 166. Данный Федеральный закон можно считать основным в государственной пенсионной сфере. В рамках данного Федерального закона выделяются следующие категории граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат.

    Граждане, которые понесли определённый ущерб в результате чрезвычайной ситуации на территории Чернобыля, имеют право на получении пенсии. Для данной категории предусмотрены, в основном, пенсии по старости и трудовые пенсии. В первом случае от гражданина требуется трудовой стаж не менее пяти лет. Во втором случае от гражданина требуется страховой стаж в таком же размере.

    Стоит отметить, что для данной категории граждан также предусмотрен льготный порядок выхода на пенсию. Так, максимальное сокращение предусмотрено до десяти лет.

    Члены семьи погибшего гражданина имеют право на получение пенсии по потере кормильца, но в данной сфере существуют множество нюансов, которые в первую очередь связаны с категориями членов семьи.

    Так, выделяются следующие категории граждан, которые вправе получить пенсию по потере кормильца:

    –        жена или же муж погибшего гражданина, реализующий уход за детьми, которые не достигли возраста четырнадцати лет;

    –        жена или же муж погибшего гражданина, достигший возраста пятидесяти лет для женщин и пятидесяти пяти для мужчин;

    –        жена или же муж погибшего гражданина, получивший инвалидность;

    –        дети погибшего гражданина не достигшие совершеннолетия, либо обучающиеся на очной форме обучения. При этом, важно, чтобы возраст гражданина не был более двадцати пяти лет.

    –        бабушка или же дедушка погибшего гражданина, имеющие инвалидности или пенсионный возраст и не имеющие родственника, который бы осуществлял за ними уход;

    –        нетрудоспособные члены семьи, которые получили облучение или иное заболевание в результате радиационной или техногенной аварии[17].

    Военнослужащим, которые принимали участие в ликвидации последствий техногенных аварий и получившие вследствие этого инвалидность, полагается пенсия в связи с военной травмой.

    Как уже говорилось, вся отрасль социального обеспечения строится на определённых юридических фактах. Пенсионное обеспечение не исключение. Так, для получения пенсионных выплат гражданину необходимо представить документальное подтверждение определённых юридических фактов. Основным документом в данном случае является справка, которая свидетельствует о получении травм вследствие чрезвычайной ситуации в Чернобыле и т.д.

    Помимо всего прочего, гражданину необходимо представить общий перечень документов, а именно:

    –        документ, удостоверяющий личность, в частности, паспорт гражданина РФ;

    –       документ, закрепляющий факт инвалидности определённой степени;

    –        документ, удостоверяющий факт получения инвалидности вследствие аварии в ЧАЭС или иной катастрофы;

    Существуют опциональные документы, которые прилагаются в зависимости от категории гражданина. Так, существует следующий перечень:

    –        документ, устанавливающий место фактического проживания или же пребывания;

    –        справка о составе семьи, наличия в ней нетрудоспособных членов семьи;

    –        документ, подтверждающий нахождение гражданина за пределами территории Российской Федерации;

    –        документ, определяющий место жительства не способных к труду членов семьи.

    Пенсия в связи со старостью приобретается в порядке подачи заявления в ПФР. Вместе с таким заявлением должен подаваться следующий перечень документов:

    –        трудовая книжка;

    –        свидетельство о ведении трудовой деятельности на территории Чернобыля или иной заражённой территории;

    –        документ, удостоверяющий факт инвалидности вследствие аварии на ЧАЭС и т.д.

    –        документ, удостоверяющий факт проживания в прошлом на территории Чернобыля или иной заражённой территории.

    –       документ, удостоверяющий факт участия гражданина в ликвидационных операциях негативных последствий на ЧАЭС и т.д.;

    Граждане имеют право на получение сдвоенной пенсии, но только при условии, если гражданин отвечает следующим требованиям: пенсионный возраст, трудовой стаж не менее пяти лет, а также граждане с пенсией по выслуге лет. Пенсия в связи с инвалидностью по причине аварии на ЧАЭС и т.д. представляется на таких же условиях.

    Также на данный вид пенсии имеют право следующие категории граждан:

    –        лица, участвующие в Великой Отечественной Войне;

    –        отцы, матери призванного, который погиб во время несения службы;

    –        дети, супруг или супруга погибшего космонавта или работника в космической сфере;

    –        нетрудоспособные члены семьи гражданина ранее проживавшего на территории Чернобыля;

    –        члены семьи погибшего военнослужащего в результате выполнения своих профессиональных обязанностей.

    Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных аварий реализуется на основе двух структурных элементов.

    Первый элемент – это трудовая пенсия, которая формируется благодаря накопленному трудовому стажу гражданина.

    Второй элемент – это государственная пенсия, которая выплачивается в тех случаях, когда гражданин не имеет трудового стажа, либо его деятельность заключается в работе на государство.

    Вышеуказанная категория граждан имеет право на получение пенсий по потере кормильца, старости, инвалидности и т.д. Из этого следует, что пенсионная система Российской Федерации в сфере технологических катастроф отвечает международным нормам и стандартам.

     

    2. Актуальные проблемы в правовых особенностях социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф

    2.1 Анализ проблем социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф

    Социальная защита является совокупностью методов и форм, направленных на обеспечение благополучной жизнью социально незащищённой категории граждан. Социальная защита может представлять собой предоставление социальных выплат, льгот, пенсий, бесплатного питания, специализированного медицинского обслуживания и т.д. Социальная защита подразделяется на различные категории. Например, поддержка ветеранов ВОВ, граждан пострадавших в связи с техногенными катастрофами и т.д.

    Фундаментальным принципом при осуществлении социальной поддержки является опора на принцип всеобщности прав человека. Актуальность развития социальной поддержки граждан, пострадавших в связи с техногенными катастрофами, является важной частью социального обеспечения. На сегодняшний день людей, пострадавших в результате аварии в ЧАЭС, осталось немного, но, тем не менее, развитие данной отрасли социального обеспечения необходимо. По той причине, что в будущем могут возникнуть новые аварии и тогда стоит прибегнуть к старой «отработанной» нормативной базе.

    В период после аварии на ЧАЭС медицинские исследования давали неутешительные прогнозы по поводу здоровья граждан, которые непосредственным образом способствовали ликвидации негативных последствий в ЧАЭС[11].

    На сегодняшний день основной проблемой в социальной поддержке данной категории граждан является реабилитация пострадавшего от радиации населения. В периоды, когда проходит большой временной период между авариями, данная проблема не столь очевидна. Но при наступлении аварии на атомной или иной подобной станции возникает явная проблема недостатка реабилитационных мест для всех пострадавших граждан. Помимо всего прочего, медицинская помощь в такие периоды также будет качественно снижаться.

    В настоящий момент существует тенденция на полную монетизацию услуг, которые могли бы получить граждане. Так, детям, пострадавшим в результате техногенных катастроф, полагаются определённые выплаты, которые подразумевают собой суммы для оплаты санаториев и других поздравительных учреждений, но данных выплат недостаточно для приобретения путёвки в санатории.

    Важной проблемой остаётся демографическая проблема. Во многом демографическая проблема в федеральном значении связана с отсутствием населения на заражённых категориях.

    Индексация пособий происходит медленно, пособия ликвидаторам аварий индексировались всего лишь несколько раз, последний был в 2010 году.

    Важной проблемой остаётся жилищный вопрос. За последнее время количество квотированных жилищных помещений сократилось в несколько раз.

    Таким образом, на сегодняшний день социальная поддержка граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, явно ухудшается. Это проявляется в уменьшении жилищных квот, ухудшении медицинского обслуживания, недостатке реабилитационных мест в случае аварии, недостатке услуг для детей, пострадавших в результате техногенных катастроф, отсутствие постоянной индексации пособий. В связи с этим государству необходимо предпринять действия по ликвидации вышеперечисленных недостатков, а также способствовать созданию более безопасных условий труда на атомных станциях и т.д.

     

    2.2 Анализ судебной практики

    В настоящем разделе рассмотрим судебную практику, касающуюся вопросов  социального обеспечения лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф.

    В рамках гражданского дела № 2-3718/2020, истец обратился в суд с иском против ГУ – Управление пенсионного фонда РФ. В иске указал,  что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, является получателем пенсии в соответствии с пп.11 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.

    С учетом уточненных исковых требований, просит суд обязать ответчика провести перерасчет пенсии по потери кормильца, как вдове инвалида-чернобыльца, по нормам п.3 ч.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации», из расчета 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп.1 п.1 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семей пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

    В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Спорное заключение, согласно которому причина смерти инвалида связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выдано филиалом ФКУ, то есть федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. В заключении отражено, что оно выдано на основании акта медико-социальной экспертизы.

    Суд приходит к выводу, что указанное заключение филиала ФКУ Минтруда России является надлежащим подтверждением причинной связи смерти кормильца с прохождением военной службы в соответствии с перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н.

    При указанных обстоятельствах, представленное истцом ответчику заключение филиала ФКУ Минтруда России (в совокупности с иными представленными документами) является основанием для установления пенсионного обеспечения по нормам военной травмы, поскольку подтверждает причинную связь смерти с последствиями чернобыльской катастрофы и выдано федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

    Соответственно, исковое требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии по потери кормильца (даты обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии) из расчета 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп 1 п.1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” – является обоснованным и подлежит удовлетворению[7].

    Следующим, делом, которое раскрывает судебную практику социального обеспечения пострадавших от техногенных катастроф, которое мы рассмотрим в настоящей работе, является иск по уточнению пенсионного обеспечения.

    В рамках  № 2-191/2017 истец обратился в суд против Управления Пенсионного фонда РФ о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости на индексы, установленные Постановлением Правительства РФ; выплатить пенсию по случаю потери кормильца, как нетрудоспособному члену семьи гражданина, пострадавшего в результате других радиационных или техногенных катастроф 150% размера социальной пенсии, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении”; назначить пенсию по случаю потери кормильца вследствие военной травмы в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении” – 200% размера социальной пенсии, указанного в подп.1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ с 01 марта 2017 года.

    Требования мотивированы тем, что истец является вдовой Иванова участвовавшего в ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Решением экспертного совета Федерального государственного бюджетного учреждения Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова установлено, что заболевание, приведшее к инвалидности и смерти, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Данные обстоятельства, по мнению истца, дают ей право на одновременное получение двух пенсий: трудовой пенсии по старости, назначенной согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и пенсии по потере кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении”. В течение двух лет истец обращалась к ответчику по поводу назначения полагающихся выплат.

    Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, в том числе с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, признавая достаточной их совокупность для разрешения настоящего спора, суд приходит к следующим выводам.

    В качестве основания для признания права на получение двух пенсий истец Иванова Р.И. ссылается на п.п. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ.

    На основании п.п. 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-ФЗ, пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат и умерших вследствие военной травмы, устанавливается в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п.п. 1 п. 1 ст. 18 настоящего Закона. Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая по причине ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

    Из анализа вышеприведеных норм права следует, что в соответствии с Законом N 166-ФЗ от 15.12.2001, в частности, исходя из смысла ст. 15 названного Закона, на которую истец ссылается в обоснование своих требований, назначение двух пенсий допустимо при наличии совокупности одновременно следующих признаков: наступления инвалидности вследствие военной травмы и прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин.

    Вместе с тем, термин “военная травма” в контексте Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ применен в качестве юридико-технического сокращения, без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при исполнении которых эти заболевания получены военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.

    Причина инвалидности с формулировкой “военная травма” определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее – бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (п. 7 Разъяснений).

    В силу пункта 13 Разъяснений причина инвалидности по формулировке “заболевание связано с аварией на ПО “Маяк” устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”.

    Следовательно, законодатель разграничивает понятие инвалидности вследствие военной травмы и инвалидности, связанной с аварией на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Установление истцу Ивановой Р.И. страховой пенсии по случаю потери кормильца по наилучшему варианту и ее оставление соответствует вышеприведенным конституционным принципам и нормам международного права, не нарушает право на достойное социальное обеспечение.

    Таким образом, с учетом системного толкования норм пенсионного законодательства и вышеприведенных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Ивановой Р.И. к государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ о возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормилица вследствие военной травмы следует отказать полностью за необоснованностью[8].

     

    3. Пути решения актуальных проблем правовых особенностей социального обеспечения граждан пострадавших от техногенных катастроф

    В процессе изучения научной литературы, анализа вопросов, свя­занных с социальной защитой лиц, пострадавших в результате радиа­ционных и техногенных катастроф, были выявлены некие сложности в правовом поле. Это связано с тем, что, человек по какой-либо при­чине соприкасается с источниками ионизирующего излучения.

    Если оценить непредвзято действующее законодательство РФ в отношении защиты лиц, пострадавших в результате радиацион­ных и техногенных катастроф, то более-менее эффективны законы предупредительного и профилактического характера, например, ФЗ «Об использовании атомной энергии». К сожалению, он был принят уже после трагичных событий в Чернобыле[9], и на такие объекты как полигоны по типу Семипалатинска он не распространяет свое дей­ствие. Поэтому даже считаем необходимым указать, что все эксплу­атируемые или бывшие в эксплуатации объекты должны иметь чет­кий законодательный регламент во избежание определенных нега­тивных последствий.

    Некоторые законодательные акты, защищаю­щие интересы пострадавших в результате радиационных и техноген­ных катастроф, также, по нашему мнению, нуждаются в пересмотре, а некоторые в дополнении. Например, ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»[3]. «Ст. 1. Гражда­нам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и ко­торые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облу­чения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболевани­ями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные насто­ящим Федеральным законом.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Фе­деральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся ра­диационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семи­палатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации»[2].

    Обратим внимание на тот факт, что указана доза облучения «бо­лее 5 сЗВ». То есть, 5 сЗв не считается дозой, хотя негативное воз­действие на организм такого количества облучения несомненно. Разовое воздействие на человека, в зависимости от особенностей организма, может оказаться смертельным, поэтому такие сильные источники встречаются крайне редко.

    Как уже отмечалось, трудно установить причинно-следственную связь лучевой болезни и воз­никновение различных заболеваний у последующих поколений.

    На наш взгляд, такая формулировка в законе «а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страда­ющим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом» недопустима, поскольку, с одной стороны, законодатель признает негативные по­следствия и тот факт, что есть необходимость в поддержке и заботе, но до определенного момента.

    Из этого следует, что после 18 лет че­ловек выздоравливает и может полноценно осуществлять любую деятельность. Если имелось ввиду, что это по потере кормильца, то тогда неясна формулировка. Приходим к выводу, что толкование дан­ной статьи ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Се­мипалатинском полигоне» нуждается в более широком толковании и доработке. Часть, касающаяся несовершеннолетних в данной ста­тье, по нашему мнению, нуждается в пересмотре. В случае с законо­дательными актами, касающимися радиационных катастроф, зако­нодательство действительно гарантирует защиту.

    С техногенными катастрофами все не так однозначно: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» скорее организационно-правовая мера для действий в тех или иных условиях.

    На наш взгляд, витиевато переплетается с катастрофами природного характера, обосновывая тем, что техногенная катастрофа может быть вызвана природными аномалиями. Этот подход можно было бы считать верным, если бы не одно условие – потенциально опасный объект создал человек и только он ответственен за будущее. Поэтому, с учетом особенностей, сложностей некоторых технических объектов, созданных человеком на сегодняшний день, необходимо пересмотреть законодательный подход. Потому что на наш взгляд, это одна из причин низкого соци­ального обеспечения или отсутствия такового, в принципе, пример: ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации, ст. 10 Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей». Речь в данной статье идет исключительно о пострадавших в результате радиационных катастроф с прямым указанием на кон­кретные катастрофы и обстоятельства.

    Здесь отсутствует упомина­ние о пострадавших в результате техногенных катастроф (а их у нас было много, к большому сожалению). Саяно-Шушенская ГЭС, шахта «Зыряновская», ПЛА «Курск»: это все катастрофы техногенного ха­рактера и с невосполнимыми потерями – большими человеческими жертвами, как и при радиационных авариях. Но законодатель опре­делил разовый статус, определил разовые страховые выплаты, разо­вые жилищные компенсации и льготы.

    Единственное, что осталось льготой, действующей неизменно, – пособие по потере кормильца, в зависимости от конкретных условий, льготы на обучение, а также некоторые медицинские льготы. Такой подход, несомненно, порож­дает судебные прецеденты граждан, юридических лиц и государ­ства.

    Понимая острую актуальность данного вопроса, считаем, что законодательство в этой области нуждается в серьезном системном подходе и пересмотре. Перспектива устранения подобных пробелов, расхождений и недоработок – технический прогресс. Именно эво­люция в будущем подтолкнет и заставит законодателя системно и взвешенно пересмотреть действующее законодательство в сфере за­щиты лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.

    На наш взгляд, этот серьезный вопрос назрел очень давно, государство и общество постепенно приходят к тому, что предприня­тые шаги в сторону безопасности различных потенциально опасных объектов – залог экономического успешного существования.

     

    Заключение

    Таким образом, техногенные катастрофы требуют пристального внимания. Социальная защита граждан, пострадавших в результате техногенных катастроф, реализуется в рамках социального обеспечения и иных форм социальной поддержки граждан.

    Пенсионное обеспечение разделяется на страховую и государственную пенсию. Граждане, пострадавшие в связи с техногенной или ядерной катастрофами, способны получать сдвоенную пенсию.

    На сегодняшний день существует ряд проблем в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших в связи с техногенными катастрофами. К таким проблемам можно отнести демографический вопрос, заражённые регионы не имеют достаточного населения, большинство граждан стремится покинуть прошлое место жительства. Отсутствует достаточное количество реабилитационных мест, особенно в том случае, если возникнет радиационная катастрофа. Происходит крайне редкая индексация пособий для пострадавших категорий граждан.

    Социальная поддержка граждан, пострадавших в результате техногенных катастроф, остаётся на среднем уровне, со своими плюсами и недостатками. Государству необходимо ставить развитие социальной поддержки граждан пострадавших, в техногенных катастрофах, в приоритет, в целях поддержания данной категории и минимизации неблагоприятных последствий, с которыми она сталкивается.

     

    Список литературных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс
    2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”// СПС КонсультантПлюс.
    3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”// СПС КонсультантПлюс.
    4. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I (в ред. от 10 июля 2023 г.) “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”// СПС КонсультантПлюс.
    5. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”
    6. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.
    7. Решение № 2-3718/2020 от 21 июля 2020 г. по делу № 2-1519/2020~М-5618/2019
    8. Решение № 2-191/2017 2-191/2017~М-159/2017 М-159/2017 от 20 июня 2017 г. по делу № 2-191/2017
    9. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
    10. Алексеева, Е. С. Социальная защита лиц, пострадавших в результате радиационного воздействия / Е. С. Алексеева, Е. Ю. Павлова // Социальная защита в Российской Федерации: правовой аспект : Сборник научных работ студентов бакалавриата юридического факультета. Том Выпуск 4. – Тверь : Тверской государственный университет, 2022. – С. 16-25.
    11. Гельдибаев, М. Х. Правовые проблемы защиты лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф / М. Х. Гельдибаев, О. С. Великая // Закон. Право. Государство. – 2021. – № 2(30). – С. 82-86.
    12. Денисенко, И. А. Разработка механизмов социальной защиты населения в условиях техногенных катастроф и разработка мер по минимизации социально-экономических последствий / И. А. Денисенко, А. А. Пономарѐв // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – № 5(71). – С. 36-39.
    13. Казарян, В. С. Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях техногенных аварий и катастроф / В. С. Казарян, Д. А. Котляров // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России : Сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 20–21 января 2022 года / Под редакцией В.А. Селезнева, И.А. Лушкина. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 78-84.
    14. Кириллова, Т. К. Пенсии, пособия, льготы как форма социального обеспечения пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф / Т. К. Кириллова, А. Ю. Алискеров // Закон. Право. Государство. – 2021. – № 2(30). – С. 97-101.
    15. Термины МЧС России. КАТАСТРОФА //URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/2979
    16. Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия //URL: https://stavto.ru/articles/tekhnogennye-chrezvychaynye-situatsii-prichiny-i-posledstviya/
    17. Черепанцева, Ю. С. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в совершенствовании правового регулирования социальной защиты детей, пострадавших в результате радиационного воздействия / Ю. С. Черепанцева // Правоприменение в публичном и частном праве : материалы Международной научной конференции, Омск, 25–26 марта 2022 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2022. – С. 147-155.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх