написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Особенности планирования тренировочного процесса у футболистов в возрасте 13-14 лет на основе энергообеспечения

    Оглавление

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 5

    Основные аспекты планирования процесса юных футболистов на этапе спортивной специализации. 5

    Анатомо-физиологические особенности юных футболистов этапа спортивной специализации. 8

    Особенности подготовки юных футболистов на этапе спортивной специализации  12

    РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ   16

    1.1.  Методы исследования. 16

    1.2 Материал и организация исследования. 19

    РАЗДЕЛ 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 20

    ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 33

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

    ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Футбол по праву считается самым популярным видом спорта. Вряд ли можно назвать страну, в которой не играют в футбол.

    Чемпионаты Мира по футболу по количеству болельщиков конкурируют с Олимпийскими играми. В нашей стране развитию футбола уделяется повышенное внимание. В 2018 году Россия принимала на своих стадионах участников Чемпионата Мира.

    Федеральный стандарт спортивной подготовки зачисление в детей на этап начальной подготовки может происходить с 8 лет. При этом уже в дошкольных учреждениях широко используются средства футбола для физического воспитания. Футбол прекрасно и разносторонне развивает человека.

    Футбол – командная игра, но на начальных этапах многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов [18].

    В футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками зонах поля. Футбол – это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов.

    Особенную актуальность проблема планирования подготовки футболистов принимает при работе с начинающими юными футболистами.

    Однако, несмотря на привлекательность игры, остается недостаточно изученным уровень физической подготовленности футболистов в зависимости от типа энергообеспечения мышц.

    Объект исследования: Планирование тренировочного процесса у футболистов в возрасте 13-14 лет.

    Предмет исследования: Динамика уровня физической подготовленности футболистов в возрасте 13-14 лет в зависимости от типа энергообеспечения мышц.

    Цель исследования: Исследовать уровень физической подготовленности юных футболистов этапа спортивной специализации в зависимости от типа энергообеспечения мышц.

    Задачи исследования:

    1. .

    Гипотеза исследования: Исходя из результатов анализа научно-методической литературы мы предполагаем, что существует зависимость физической подготовленности юных футболистов от типа энергообеспечения мышечной системы.

    Новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций для коррекции тренировочного процесса футболистов на основе выявленных особенностей энергообеспечения мышечной системы юных футболистов.

    Практическая значимость: Проведенные исследования дают возможность внести необходимые изменения в методику тренировочной деятельности, а также позволяют в дальнейшей практической работе совершенствовать режим тренировок, что имеет основополагающее значение

    для воспитания молодых спортсменов.

    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ      

    Основные аспекты планирования процесса юных футболистов на этапе спортивной специализации

    Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру- педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия.

    Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер- спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

    Согласно О.И. Камаеву целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени[7].

    Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого- педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена.

    Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности.

    Планирование тренировок является одной из важнейших задач обучения детей. Чтобы правильно составить план тренировок, любому тренеру необходимо знать Федеральный образовательный стандарт по данному виду спорта и учитывать возрастные особенности детей.

    Анализ литературных источников основ построения спортивной тренировки квалифицированных спортсменов во многих видах спорта показал, что между этапами многолетней подготовки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьироваться, в зависимости от индивидуальных возможностей спортсменов, структуры и содержания тренировочного процесса.

    Планирование продолжительности этапов следует из оптимальной возрастной зоны, в которой спортсмен может максимально реализовать свои индивидуальные возможности.

    В среднем продолжительность каждого этапа составляет 2-2,5 года. Этап спортивной специализации является естественным логическим продолжением предыдущего этапа подготовки и направлен на создание специализированной базы подготовленности футболиста.

    На этапе спортивной специализации в качестве основных должны решаться следующие задачи:

    • повышения  уровня общей и специальной физической, тактической и психологической подготовки;
    • приобретения опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;
    • формирование спортивной мотивации;
    • укрепление здоровья спортсменов.

    Важной задачей этапа является формирование устойчивой мотивации к  достижению высшего спортивного мастерства. Подготовка на этом этапе требует значительного увеличения затрат времени, подчинения режима жизни человека достижению спортивных целей.

    Исходя из этого, на этапе спортивной специализации перед тренером стоит сложная задача при планировании тренировочного процесса, заключающаяся в учете психофизиологических основ спортсменов данного возраста, учета сензитивных периодов в развитии определенных физических качеств и учете режимов нагрузки.

    Научно-методической литературе имеется множество трудов, посвященных подготовке футболистов, однако имеется незначительное количество работа посвященных планированию тренировочного процесса на этапе спортивной специализации.

    Это делает наше исследование особенностей планирования тренировочного процесса у футболистов этапа спортивной специализации в годичном цикле тренировки актуальным.

    Анализ Федерального тандарта по виду спорта футбол может во многом помочь и облегчить составление программы.

    В данном документе выделено четыре этапа спортивной подготовки, а именно:

    • этап начальной подготовки

    • тренировочный этап

    • этап совершенствования спортивного мастерства

    • этап высшего спортивного мастерства

    Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол представляет собой документ, регламентирующий различные нормативы для футболистов на всех этапах подготовки.

    Более того, данный документ устанавливает нормативы не только для разных возрастных групп, но и разделяет нормативы для девушек и юношей. Так в стандарте представлены нормативы ОФП и СФП для зачисления в группы на начальном, тренировочном этапах, а также на этапе совершенствования спортивного мастерства.

    В данных требованиях проверяются следующие качества футболиста: быстрота, скоростно-силовые качества, выносливость (только на этапе начальной подготовки), сила, техническое мастерство и спортивный разряд (начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства).

    Так же Федеральный стандарт описывает соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на различных этапах. В данное соотношение вошли следующие разделы спортивной подготовки: ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая, теоретическая, психолог.

    Учет работы ДЮСШ ведется при помощи следующих документов:

    1. Журналов, табелей и дневников учебно-тренировочной работы тренеров.

    2. Книги регистрации детей, прошедших начальное обучение.

    3. Учетных карточек спортсменов.

    4. Протоколов соревнований и книги учета результатов спортсменов школы на всероссийских и международных соревнованиях.

    5. Дневников спортсменов.

    6. Книги рекордов ДЮСШ по возрастным группам.

    7. Врачебно-контрольных карточек спортсменов.

    8. Протоколов педагогических советов школы.

    9. Методических разработок тренеров по обучению и тренировке.

    10. Приказов и распоряжений по ДЮСШ.

    11. Отчетов о проведении лагерных и учебно-тренировочных сборов.

    12. Годовых отчетов директора, старших тренеров и врача ДЮСШ.

     

    Анатомо-физиологические особенности юных футболистов этапа спортивной специализации

    В тренировочном процессе тренер должен знать и учитывать возрастные особенности детей, подростков, закономерности формирования детского организма, более того, должен учитывать педагогическую и психологическую пригодность к занятиям и соревнованиям по футболу.

    Более того, дети-подростки, которые занимаются спортом, более склонны выражать свою агрессию, нежели их сверстники, не причастные к любому -виду спорта[7].

    Тренируемость функциональных систем является одной из наиболее значимых характеристик отбора футболистов, так как без хорошей приспасабливаемости организма к физическим и эмоциональным нагрузкам проблематично достичь высоких и стабильных результатов в футболе[4].

    Важно помнить, что возрастные особенности у детей и подростков отличаются, поэтому планирование тренировок в группах первого и второго года спортивной специализации следует разрабатывать с учетом усвоения знаний, развития умений и навыком каждого ребенка[14].

    На каждый возраст существуют свои физиологические особенности, и тренер должен учитывать данные способности и рекомендации к ним при составлении программы подготовки юного футболиста.

    А именно:

    Рассмотрим физиологические особенности детей с 10 до 12 лет:

    1. Увеличение роста и веса тела у мальчиков – прирост длины тела

    2. активное развитие функций двигательного анализатора

    3. Улучшение координации движений

    4. Преобладание возбудительных процессов и относительно медленной выработкой дифференцированного торможения

    5. Острога мышечного чувства, а вместе с ней и точность движений быстро развиваются

    6. Высокая способность к овладению сложными движениями, двигательными навыками

    Данный жизненный этап ребенка благоприятен для использования упражнений на быстроту и точность движений, т.к. у подростков в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями.

     На данном этапе действенной является только тренировка, а именно: дети в этом возрасте физически и морально готовы к усвоению даже достаточно сложных технических приемов. Данный период идет до достижения ребенком 14 лет.

    Важно помнить, что упражнения на координацию движений не рекомендуются[7].

    Физиологические изменения футболистов этапа спортивной спецализации:

    1. активное совершенствование мышечной системы и двигательных функций, увеличением которой растет и сила

    2. приостановление развития функций двигательного анализатора

    3. заканчивается возрастное развитие координации и движений

    4. двигательный и вестибулярный анализаторы достигают высокого уровня развития.

    В данный период рекомендованы упражнения на увеличение скорости бега. Переходным периодом является возраст 13-14 лет, в данный период следует изучать технику и тактику игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач.

    Энергетический рост костной ткани. Ускоряется рост тела, появляется некоторая дискоординация движений, быстрая утомляемость, неуравновешенность, появляются новые черты характера.

    1. Длина тела увеличивается на 5-6 см в год

    2. Достигается максимальная гибкость.

    3. Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы

    4. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшим – мышцы рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей

    5. снижение темпа прироста работоспособности.

    6. Все системы организма растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других системах

    7. Наибольший прирост силы отдельных мышц. В 15 лет средний показатель становой силы 90-100 кг.

    8. Отмечается наибольший запас скорости, однако из-за недостаточной выносливости дети данного возраста не могут поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в большей степени, чем футболисты других возрастных групп.

    9. Костно-мышечная система достаточно окрепла

    10. Нередко отмечается систолическое давление больше 140 мм рт. ст. – так называемая юношеская гипертония.

    11. Анализаторы, в том числе, двигательный и вестибюлярный достигают в этом возрасте высокого уровня развития, поэтому в двигательном анализаторе могут образовываться уже достаточно совершенные динамические стереотипы[10].

    Хотя методика проведения физической подготовки с футболистами 15 летнего возраста постепенно приближается к методике работы со взрослыми футболистами, и подросток физически готов для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого футболиста научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на них тончайшим приспособлением.

    Интенсивные нагрузки следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. В противном случае не исключено появление повышенной утомляемости, значительной эмоциональной возбудимости, раздражительности. Данный период отличается тем, что он благоприятен для использования специальных средств повышения мышечной силы[9].

    Гетерохромный характер имеет динамика развития спортивных качеств у юных спортсменов (10— 12 лет), который обуславливается общебиологическими закономерностями возрастного развития. Более того, занятия футболом влияют на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста [3].

    Увеличение физической работоспособности носит неравномерный характер. Несущественный прирост ее величины в возрасте 10—12 лет меняется резким скачком в возрастных группах 10—12 лет и 14—16 лет

    Все весомее значимость высокого уровня физической подготовленности. При отборе к занятиям футболом особое внимание надо

    Особенности подготовки юных футболистов на этапе спортивной специализации

    В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

    Футбол — это игра с особыми правилами и законами. Более того, здесь действуют общие принципы подготовки спортсменов и закономерности, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация.

    Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками игрок сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам.

    Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях [19].

    Обучение техническим приемам в футболе должно проходить поэтапно: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

    Тренер обязан понимать, что мальчик или девочка — это дети, а не взрослые со своей специфической системой психологического восприятия

    мира, с особенными коммуникативными навыками, и конечно же, со своими особенностями развития в физиологическом и биохимическом плане.

    На начальном этапе обучения рекомендуется заниматься футболом в смешанных группах – мальчики с девочками. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Мальчики сильнее генетически, но взрослеют они медленнее, чем девочки. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода [10].

    В футболе содержание спортивной тренировки составляют следующие виды подготовки: теоретическая, техническая, тактическая, психологическая и физическая. Тактическая подготовка определяет выбор технических средств в конкретной игровой ситуации, поэтому в учебно-тренировочном процессе футболистов тактику рассматривают не изолировано, а в связи с техникой. Объективна так же связь техники с физической и психологической сторонами подготовки юных футболистов, большое внимание заслуживает взаимосвязь этих элементов подготовки.

    А.П. Золотарёв отмечает, что эффективность применяемых средств, конечно же, зависит от методов обучения. На основании точки зрения ученых, методическое обучение технике футбола наиболее правильно начинать с 9-11-летнего возраста. При этом нормально развивающиеся ребята уже располагают необходимыми возможностями для изучения футбольных движений. Обучение технике должно опережать время свободной, произвольной игры. Освоение техники означает, что необходимые для футбола навыки движений дети осваивают, совершенствуют и закрепляют именно так, чтобы они могли быть применимы в игре, в борьбе за мяч.

    Главным условием тренировок является повторение и максимальная скорость выполнения отрабатываемого движения. При этом выделяют пять основных методов тренировок:

    1. Повторения. Упражнения необходимо делать на максимально выжатой скорости, по зрительному сигналу, на быстроту. Задание выполняется с интервалом в 5-10 сек;

    2. Использование ускорений.

    3. Чередование преумножения, удержания и приостановки скорости при выполнении заданий

    4. Задание выполняют одновременно несколько участников, при этом один явно сильнее другого.

    5. Игровой метод. Проведение эстафет, различных подвижных, спортивных игр.

    6. Состязательный. Задания выполняются посредством соревнований на предельной скорости.

    В футболе применяются различные методы организации оборонительных действий: личная, командная и комбинированная защита.

    Вихров K.J1. в своих работах по футболу пишет: «личная защита – это действия игрока против определённого соперника, который мешает принимать мяч, вести его в сторону ворот, наносить удары по воротам. Ответственность каждого игрока и рациональная расстановка сил в команде во время игры, являются основным достоинством этого метода, наиболее эффективен этот метод в игре против сильных игроков команды соперников [15, с. 78].

    Зонная защита – это действия по охране игроками определенной зоны перед воротами, достоинство метода в том, что за счёт создания численного преимущества перед соперниками обеспечивается более плотная оборона перед воротами и создаются благоприятные условия для перехода от обороны к атаке ворот команды соперников.

    Комбинированная защита – это действия игроков личного и зонного методов, т.е. переключение от игры двух игроков на игру в зоне и наоборот, данный метод нашел наибольшее распространение в практике, так как отличается наибольшей надежностью и значительно затрудняет действия соперников.

    Любая тактическая система дает лишь общую схему ведения игры, оставляя простор для творческих исканий каждого игрока, так как внесение новизны, неожиданности в тактическом построении игры имеет решающее значение для победы над соперником».

    РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

    1.1.  Методы исследования

    При выполнении настоящей выпускной квалификационной работы, нами были использованы следующие методы:

    1.  Анализ научно-методической литературы.
    2. Исследование функциональных и резервных возможностей спортсмена с использованием методов экспресс – диагностики D&K – TEST.
    3. Педагогический эксперимент
    4. Метод математической статистики.

    1. Любая научно-исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации. В ходе исследования мы изучали педагогическую литературу: учебники, учебно-методические пособия, журналы; просматривали видеозаписи тренировок из открытых источников средств массовой информации (СМИ); рукописные документы (рабочие планы конспекты тренеров); статистические документы (тестовые требования по уровню физической подготовки и функциональных особенностей футболистов этапа спортивной специализации).

    Исследование функциональных и резервных возможностей спортсмена.

    В основе метода лежит обычная электрокардиография, причем ЭКГ регистрируется в состоянии мышечного покоя.

    Между величинами процентного отношения амплитуды зубца R к сумме амплитуд того же зубца R к зубцу S в грудных однополюсных отведениях по Вильсону на ЭКГ в покое и уровнями анаэробной креатинфосфатной (алактатной), анаэробно гликолитической (лактатной) и аэробной работоспособностью, измеренной при эргоспирографии, существует прямая пропорциональная зависимость.

    При этом величина процентного отношения амплитуды зубца R к сумме амплитуд R и S в отведении V3R характеризует состояние алактатного (креатинфосфатного) источника энергообеспечения, сумма этих процентных отношений в двух отведениях V1 и V2 – лактатного (гликолитического) источника, а сумма процентных отношений в трех левых грудных отведениях ЭКГ покоя (V4, V5, V6) – состояние аэробной системы биоэнергетики при напряженной мышечной деятельности.

    Характеристики методики, оценки уровня функционального состояния и резервных возможностей организма и средние значения оценок уровня функциональных возможностей организма представлены в приложениях 1;2.

    Таким образом, способ оценки максимальных анаэробных и аэробных возможностей по величинам процентного отношения амплитуда зубцов R к сумме амплитуд зубцов R и S в грудных однополюсных отведениях ЭКГ, регистрируемой в состоянии относительного мышечного покоя, обладает большой диагностической ценностью.

    Выделяют следующие параметры.

    АНАМЕ – наиболее высокий уровень емкости анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности. Данный показатель определяет функциональные и резервные возможности организма.

    АМЕ – показатель аэробной метаболической емкости, что говорит о способности выполнять нагрузки в 1-2 зонах интенсивности.

    ОМЕ – максимальный  показатель общей работоспособности, это говорит о том, что данный спортсмен может длительно выполнять анаэробную работу.

    МКФ – мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности (МКФ). Этот показатель говорит нам про реакцию человека (чем больше показатель, тем быстрее реакция), определяет темперамент.

              МГЛ – мощность гликолитического источника определяет лактатную составляющую скоростных возможностей, репродуктивную и утилизационную функцию печени.

    МАИОЭ – показатель мощности аэробного источника энерго обеспечения.

    W ПАНО – данный показатель анализирует эффективность использования аэробного источника мышечной деятельности.

    Компьютерная технология «D&K-TEST» автоматически разделила за счет выявленных показателей  футболистов на 4 биоэнергетических групп с различным уровнем энэргообеспечения мышечной деятельности. 5 группа не определена.

    На втором этапе проводилась обработка протоколов обследования, обобщение и анализ результатов, выявление биоэнергетических групп у юных футболистов этапа спортивной специализации.

    3. Педагогически эксперимент проводился параллельно с исследованиями биоэнергетических типов организма.

    В ходе исследования были проведены тесты на выявление уровня подготовленности юных футболистов этапа спортивной специализации.

    Для этого применялись тесты, приведенные в таблице 1.

    Таблица 1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе спортивной специализации

    Физические способностиКонтрольные упражнения (тест)Уровень
    1СкоростныеБег 30 метров, сек.4,8
    2КоординационныеЧелночный бег 30 х 30 метров, сек.8,3
    3Скоростно – силовыеПрыжок в длину с места, см.175
    4Выносливость6 –ти минутный бег, м.1450
    5ГибкостьНаклон вперед из положения сидя12
    6СиловыеПодтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз.7

    4. Методы математической статистики.

    В ходе исследования были применены методы расчета средней арифметического и, корреляционный анализ. Обработку результатов производили на компьютере в пакете анализ программы MS Excel.

     1.2 Материал и организация исследования

    Организация педагогического исследования осуществлялась в четыре этапа:

    1 этап – теоретический, (октябрь 2021 года) – на данном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающемся, подобраны методы исследования.

    2 этап – практический, (декабрь 2020 года) – в этот период проведено исследование функциональных и резервных возможностей спортсмена.

    3 этап – аналитический, (январь  2021 года). Проводился анализ полученных в ходе исследования результатов. Написание выпускной квалификационной работы.

    В исследовании котором приняли участие воспитанники Селтинской ДЮСШ, село Селты Удмуртской Республики.

    Тренер Крутихин Павел Рудольфович.

    Всего приняло участие 15  юных футболистов в возрасте 13-14 лет.

    РАЗДЕЛ 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 

    В ходе выполнения настоящего исследования, нами было проведено тестирование юных футболистов на определение уровня физической подготовленности. В качестве тестовых упражнений выступили переводные тесты ФССП.

    Результаты были сведены в протокол, приведенный в Приложении Б. Средние результаты по группе приведены в таблице 2.

    Таблица 2. Показатели теста на определение уровня физической подготовленности юных футболистов

    СкоростныеКоординационныеСкоростно-силовыеВыносливостьГибкостьСиловые
    Бег 30 метров, сек.Челночный бег 30 х 30 метров, сек.Прыжок в длину с места, см.6–ти минутный бег, м.Наклон вперед из положения сидяПодтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз.
    4,98,66187137616,86,9

     

    Рисунок 1 . Показатели теста на определение уровня физической подготовленности юных футболистов

    В результате тестирования определялся уровень следующих физических качеств: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, силовые.

    В качестве эталонных выступали параметры приведенные в таблице 1.

    Как видим из таблицы 2, уровень скоростных качеств составил 4,9 сек. Это несколько ниже эталонного норматива.

    Координационные качества юных футболистов показали средний результат в группе равный 8,66 сек. Это ниже нормативного значения 8,3.

    Скоростно-силовые качества юных футболистов выявлены на уровне 187 см., что значительно выше нормативного значения 175 см. Данный результат можно отнести к особенностям группы, возможно связанным со спецификой реализуемой авторской программой подготовки юных футболистов в настоящей ДЮСШ.

    Результаты в тесте на выносливость показали низкие показатели – 1376 м., при нормативном 1450 м.

    Показатели гибкости в группе юных футболистов превышают нормативные. Результат теста составил 16,8 см., против 12 нормативного значения.

    Силовые качества выявлены на нормативном уровне и составили 7 раз.

    Для проверки поставленной в работе гипотезы, проанализируем результаты тестов на физическую подготовленность юных футболистов группы спортивной специализации в зависимости от типа энергообеспечения мышц.

    Построим диаграмму распределения выборки исследуемых юных футболистов по типу энергообеспечения мышц.

    Для этого построим таблицу 3, где приведем структуру группы юных футболистов, распределив их по тесту Душанина на группы энергообеспечения организма.

    Талица 3. Структура группы юных футболистов по типу энергообеспечения

    ТипКол-во человекУдел. вес
    Биоэнергетическая группа 116,7%
    Биоэнергетическая группа 2426,7%
    Биоэнергетическая группа 3533,3%
    Биоэнергетическая группа 4320,0%
    Биоэнергетическая группа 5213,3%

    Рисунок 2. Диаграмма распределения юных футболистов по типу энергообеспечения

    Таким образом, исходя из данных приведенных в таблице 3 и рисунке 2, мы видим что у 5 юных футболистов (33%) выявлен 3 тип биоэнергообеспечения.

    К биоэнергетической группе 2 относятся 3 человека (26,7%).

    Три (20%) юных футболиста относятся к биоэнергетической группе 4.

    К биоэнергетической группе 5 относятся два юных футболиста и в одном случае выявлен первый тип энергообеспечения.

    Далее, для определения степени связи между уровнем физической подготовленности и группы энергообеспечения юных футболистов исследуемой группы.

    Таблица 4. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи результатов теста на определение уровня физической подготовленности и теста Душанина (D&K-TEST)

     СкоростныеКоордин ационныеСкоростно-силовыеВынос ливостьГибкостьСиловые
    АНАМЕ-анаэробная метаболическая ёмкость (анаэробные возможности)-0,6640,735-0,9280,6770,0430,642
    АНАМЕ%-ёмкость анаэробной утилизации (анаэробный генотип)-0,668-0,5380,5940,416-0,1650,482
    АМЕ-аэробная метаболическая ёмкость (аэробные возможности)0,5160,818-0,143-0,0020,597-0,327
    %АМЕ-ёмкость аэробной утилизации (аэробный генотип)0,3240,037-0,710-0,837-0,895-0,520
    ОМЕ-общая метаболическая ёмкость (уровень работоспо-собности)0,5160,818-0,143-0,0020,597-0,327
    МКФ-мощность креатин фосфатного источника энергообеспечения0,346-0,196-0,2810,0290,286-0,372
    МГЛ-мощность гликолитического источника энергообеспечения0,7090,333-0,477-0,1150,496-0,648
    МАИЭО-мощность аэробного источника энергообеспечения0,2750,7260,0540,0840,499-0,090
    Wпанно-порог анаэробного обмена (экономичность, техничность, обучаемость)-0,2810,3100,3740,1540,0490,380

    Как известно из теории корреляционного анализа, степень связи между явлениями определеяется в диапазоне от -1 до +1. Маскимальная связь тем выше, чем значение ближе к 1.

    Исходя из выше сказанного, мы можем предположить что имеется связь между показателями физической подготовленности юных футболистов и их биоэнергообеспечением.

    Исходя гипотезы настоящей работы был проведен корреляционный анализ взяимосвязи физической подготовленности юных футболистов и их биоэнергообеспечением. Результаты приведены в таблице 4 и рисунке 3.

    Рисунок 3. Диаграма связей между уровнем физической подготовленности и типом энергообеспечения юных футболистов

    Далее перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа в зависимости от каждого фактора энергообеспечени и вида физического качества.

     

    Рисунок 4. Взаимосвязь анаэробных возможностей организма (АНАМЕ) и показателями физической подготовленности

    Как видимо из результатов представленных в таблице 4 и рисунке 4, что по показателям АНАМЕ и пеагогическим тестам обнаружены сильные связи почти на по всем видам физических качеств, кроме гибкости.

    Мы видим,  что значимая сильная отрицательная связь выявлена между АНАМЕ и скоростно-силовыми качествами. Коэффициент корреляции составил: r = -0,928.

    Сильная положительная связь выявлена между АНАМЕ и координацией. Коэффициент корреляции составил: r = 0,735.

    Значимая положительная связь выявлена между АНАМЕ и выносливостью . Коэффициент корреляции составил: r = 0,677.

    Значимая отрицательная связь выявлена между АНАМЕ и скоростными качествами. Коэффициент корреляции составил: r = -0,664.

     

    Рисунок 5.  Взаимосвязь между АНАМЕ% и показателями физической подготовленности

    Выявлена значимая отрицательная связь выявлена между АНАМЕ% и скоростными качествами. Коэффициент корреляции составил: r = -0,668.

    Рисунок 6. Взаимосвязь между АМЕ-аэробной метаболической ёмкостью  и показателями физической подготовленности

    Выявлена сильная положительная связь выявлена между АМЕ и координацией. Коэффициент корреляции составил: r = 0,818.

    Рисунок 7. Взаимосвязь между ёмкостью аэробной утилизации и показателями физической подготовленности

    Выявлены сильные отрицательные связи между %АМЕ гибкостью и координацией. Коэффициент корреляции между гибкостью составил: r = -0,895. Между координацией: : r = -0,837.

    Выявлена средняя отрицательная связь между %АМЕ и скоростно-силовыми качествами. Коэффициент корреляции составил: r = -0,710.

    Рисунок 8. Взаимосвязь между ОМЕ (общая метаболическая ёмкость) и показателями физической подготовленности

    Выявлена сильная положительная связь выявлена между ОМЕ и координацией. Коэффициент корреляции составил: r = 0,818.

    Рисунок 9. Взаимосвязь между МКФ и показателями физической подготовленности

    Связи между МКФ и результатами педагогического теста не выявлены.

    Рисунок 10. Взаимосвязь МГЛ (мощность гликолитического источника энергообеспечения) и показателями физической подготовленности

    Выявлена средняя положительная связь выявлена между МГЛ и скоростными качествами . Коэффициент корреляции составил: r = 0,709

    Выявлена средняя отрицательная связь выявлена между МГЛ и скоростными качествами . Коэффициент корреляции составил: r = -0,648.

    Рисунок 11. Взаимосвязь МАИЭО и Wпанно и показателями физической подготовленности

    Выявлена средняя положительная связь выявлена между МАИЭО и координацией. Коэффициент корреляции составил: r = 0,726.

    Связи между Wпанно и результатами педагогического теста не выявлены.

    Таким образом, проведя исследование мы можем сказать, что существуют взаимосвязи между показателями физической подготовленности и энергообеспечением организма юных футболистов.

    Исходя из того, что большинство юных футболистов имеют третью группу энергообеспечения. Данная группа характеризуется следующими показателями.

    Биоэнергетический профиль – АЭРОБНО-АНАЭРОБНЫЙ (смешанный).

    Оптимальный  уровень энергообеспечения мышечной деятельности. Генетически предопределенный и оптимально сбалансированный уровень энергообеспечения мышечной деятельности приводит к переоценке функциональных и резервных возможностей организма в условиях максимального  стресса.

    Как следствие у спортсменов  подсознательно формируется виртуальное мнение  о вероятных легких победах.

    В реальной же действительности спортсмены третьей  биоэнергетической группы показывают наиболее высокие спортивные результаты преимущественно на промежуточных соревнованиях.

    Корреляционный анализ выявил наибольшее количество положительных связей по скоростным и координационным качествам.

    Исходя из выше сказанного мы можем сказать, что исследуемая группа юных футболистов требует психолого-педагогической коррекции, заключающейся в проведении занятий мотивационного характера.

    Юных футболистам следует в рамках тренировочных занятий и перед играми проводит беседы, направленные на мотивацию результатов игры.

    Следует построить ряд занятий теоретического характера, в которых будут отражены достижения великих игроков и команд, разъяснена роль командной игры и роли каждого члена команды в достижении высоких игровых результатов.

    Немаловажно уделить особое внимание тактической стороне построения игры.

    При формировании программы подготовки юных футболистов следует уделить особое внимание тренировке выносливости и скоростно-силовых качеств.

    Таким образом, программа подготовки юных футболистов группы, построенная на основе результатов настоящего исследования, позволит в значительной степени повысить мотивацию к результатам игры и повысить уровень физической подготовленности в тех направлениях которые нуждаются в особой проработке.

      

    ВЫВОДЫ

    1. В результате тестирования определялся уровень следующих физических качеств: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, силовые.

    Уровень скоростных качеств составил 4,9 сек. Это несколько ниже эталонного норматива.

    Координационные качества юных футболистов показали средний результат в группе равный 8,66 сек. Это ниже нормативного значения 8,3.

    Скоростно-силовые качества юных футболистов выявлены на уровне 187 см., что значительно выше нормативного значения 175 см.

    Результаты в тесте на выносливость показали низкие показатели – 1376 м., при нормативном 1450 м.

    Показатели гибкости в группе юных футболистов превышают нормативные. Результат теста составил 16,8 см., против 12 нормативного значения.

    Силовые качества выявлены на нормативном уровне и составили 7 раз.

    2. У 5 юных футболистов (33%) выявлен 3 тип биоэнергообеспечения.

    К биоэнергетической группе 2 относятся 3 человека (26,7%).

    Три (20%) юных футболиста относятся к биоэнергетической группе 4.

    К биоэнергетической группе 5 относятся два юных футболиста и в одном случае выявлен первый тип энергообеспечения.

    3. Проведя исследование мы можем сказать, что существуют взаимосвязи между показателями физической подготовленности и энергообеспечением организма юных футболистов. Корреляционный анализ выявил наибольшее количество положительных связей по скоростным и координационным качествам.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ        

    Исходя из выше сказанного мы можем сказать, что исследуемая группа юных футболистов требует психолого-педагогической коррекции, заключающейся в проведении занятий мотивационного характера.

    Юных футболистам следует в рамках тренировочных занятий и перед играми проводит беседы, направленные на мотивацию результатов игры.

    Следует построить ряд занятий теоретического характера, в которых будут отражены достижения великих игроков и команд, разъяснена роль командной игры и роли каждого члена команды в достижении высоких игровых результатов.

    Немаловажно уделить особое внимание тактической стороне построения игры.

    При формировании программы подготовки юных футболистов следует уделить особое внимание тренировке выносливости и скоростно-силовых качеств.

    Таким образом, программа подготовки юных футболистов группы, построенная на основе результатов настоящего исследования, позволит в значительной степени повысить мотивацию к результатам игры и повысить уровень физической подготовленности в тех направлениях которые нуждаются в особой проработке.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Андреев С.Н., Полишкис М.С. Футбол. Поурочная программа для УТГ и групп СС Москва, 1986 С. 64-65 .

    2. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов [Текст] / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. – Харьков: «Основа», 2011. – 244 с.

    3. Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина Н. А. Физиология человека / Под ред. В. В. Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 192 с.

    4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных положений» «ТВТ Дивизион» Москва 2006. – 35 с.

    5. Журнал: «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта», Выпуск № 4 (13) /2009 С. 49-53 с.

    6. Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе; Кубан. гос. акад. физ. Культуры, Краснодар Б. 1996. – 76 с.

    7. Кадакин В.В. Особенности соревновательной деятельности футболистов высшей квалификации. [Текст] / Лю Ци [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 20014. – №8. – С. 77-79.

    8. Кузнецов А.П. Настольная книга детского тренера (II этап 11-12 лет) Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе «Олимпия Человек» Москва. 2007 С. 5667.

    9. Камаев О.И.. Диссертация «Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных футболистов». 2000.- 397.

    10.Кук М. 101 упражнение для юных футболистов (7-11 лет) «Астрель» Москва, 2001.

    11.Майер Г.В. Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа . [Текст] / Туровский В.Ф. [и др.] //Теория и практика физической культуры. – 20013. – №7. – С. 77-79

    12.Немчинов В.В., Паротиков В.А. Методические рекомендации по подготовке и проведению детско-юношеских соревнований по футболу, турниров на призы клуба «Кожаный мяч» Москва, 1989

    13.Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов «Олимпия, Пресс», 2006.

    14.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Академия, 2001 С. 115-120.

    15.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: ФиС, 2003.

    16.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 2004. -22с.

    17.Футбол. Поурочная программа для учебно – тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР.- М., 1985

    18.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. выс-. учеб. заведений. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.

    19.Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 256с.

    20.Суслов Ф.П., Сыч В. Л., Щустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. М., 2004, 86-90 с.

    21.Романенко А. Н., Джус О. Н., Догадин М. Н. Книга тренера по футболу. СПб, 2000 С. 92-101.

    22.Казаков Ф. Футбол. Учебник для институтов.- М.: Физическая культура и спорт, 1978. – 256 с.

    23.Левин В. С. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов: Учеб. пособие. – Малаховка, 1999. – 20 с.

    24.Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. -1991. – №11. – С. 17-20.

    25.Левин В. С. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов: Учеб. пособие. – Малаховка, 1999.- 29 с.

    26.     Рябцов П. Г. Валеология: Программа для студентов всех специальностей педвузов Ростов – на -Дону: 1996 год.

    27.     Сапин М.П., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М. 2000 г. 456с.

    28.     Сапин М.П., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями) М. 1999г.

    29.     Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: М:, 2003 г. 216с

    30.     Теория и методика физического воспитания и спорта. Под ред.  Ж.К Холодова, В.С Кузнецова. –   М., 2000.  – 480 с.

    31.     Фабер А.Д, Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника.  М. 1990 465с.

    32.     Физиология подростка. Под ред. Фабер А.Д. М 1989г. 462с.

    33.     Филин В. П, Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М., 1980г. -255с.

    34.     Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. М 1995г. 421с.

    35.     Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Фабер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Москва. 1990г.

    36.     Хрущев С.В., Байтуков А.А., Бадридзе Н.М., Кагина О.В., Оценка физического развития и физической подготовленности детей дошкольного и школьного возраста. М 1993г. 318с.

    37.     Экспресс – оценка физического здоровья школьников. Под ред. С.В Хрущева, С.Д. Полякова, Л.И. Иванова, М. 1979г. 231с.

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ        

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх