написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Назначение пособий и льгот многодетным семьям: понятия, виды, порядок и условия предоставления. Курсовая работа 2023 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.. 6

    1.1 Многодетная семья как субъекта государственной поддержки. 6

    1.2 Зарубежный опыт поддержки многодетных семей. 9

    2 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСОБИЙ И ЛЬГОТ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ   12

    2.1 Виды пособия и льгот многодетным семьям в рамках государственной поддержки  12

    2.2 Условия предоставления пособий и льгот многодетным семьям. 17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. В настоящее время главной проблемой в России является социальная поддержка многодетных семей. Одним из социальных институтов, влияющих на развитие личности, служит семья. Особое внимание следует уделить многодетным семьям, которые способствуют развитию не только личностных, но и общественных потребностей.

    Решение демографической проблемы в стране имеет важное значение. Многодетные семьи нуждаются как в моральной, так и в материальной помощи. Необходимо проанализировать все пути решения демографической проблемы в стране.

    Многодетная семья, является важнейшим социальным воспитательным институтом общества, обуславливает необходимость комплексного изучения ее структуры, характера межличностных отношений внутри семьи, проблем, которые существуют. Нужно обратить внимание на анализ реальных сложностей и преимуществ, которые вырисовываются в жизни семей, где растут трое и более детей.

    Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Одним из приоритетов демографического развития России, является повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности и защита прав семьи. Однако многодетные семьи пока остаются одной из самых уязвимых категорий населения.

    Роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. И с точки зрения перспектив развития общества особую ценность представляет семья, имеющая детей. Обеспечение достойного уровня жизни через оказание материальной поддержки семьям с детьми влечет за собой ощутимые позитивные социальные эффекты. Это не только снижение числа семей с детьми, находящихся за чертой бедности, но и стабилизация демографической ситуации России, стимулирование воспроизводства населения Российской Федерации и как следствие всего вышеперечисленного повышение уровня доверия общества к государству.

    Степень изученности. Рассмотрение пособий и льгот многодетным семьям рассмотрены в трудах таких ведущих авторов, как Ю.А. Абросимова, К.В. Быкова, Н. А. Восколович, Ю. А Горбуль, О. Ю. Еремина, Т.Н.  Сидоренко и др.

    Исходя из выше сказанного, исследование области правового регулирования пособий и льгот многодетным семьям имеет высокую научную ценность.

    База исследования: базой исследования послужили труды ведущих авторов и нормативно-правовые акты в сфере права социального обеспечения.

    Объект исследования курсовой работы: Меры государственной поддержки многодетных семей.

    Предмет исследования: Пособия и льготы многодетным семьям.

    Цель курсовой работы: Рассмотреть особенности назначения пособий и льгот многодетным семьям.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть сущность многодетная семьи, как субъекта государственной поддержки.
    2. Изучить зарубежный опыт назначения пособий и льгот многодетным семьям.
    3. Исследовать виды пособий и льгот многодетным семьям в рамках государственной поддержки.
    4. Раскрыть условия предоставления пособий и льгот многодетным семьям.

    В работе использовались следующие теоретические методы исследования: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования.

    Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования помогут раскрыть некоторые актуальные проблемы начисления льгот и пособий многодетным семьям, а так же наметить пути по устранению правовых коллизий и повышению эффективности оказываемой помощи.

    Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе дается общая характеристика пособий и льгот многодетным семьям. Вторая глава посвящена изучению механизов реализации пособий и льгот многодетным семьям в российской федерации.

    В заключении подводятся итоги проделанной работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».

     

    1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

    1.1 Многодетная семья как субъекта государственной поддержки

    Семьи с детьми и дети традиционно являются одной из основных целевых групп социальной политики. Это обусловлено как общегуманитарными задачами, так и важностью инвестиций в человеческий капитал детей для дальнейшего развития страны: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни. Объявление 2018 – 2027 гг[1].

    Десятилетием детства в России нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране. «Актуальность этого направления возросла в контексте поставленных Президентом РФ в 2018 г. национальных целей по двукратному снижению уровня бедности населения до 2024 г. и обеспечению устойчивого естественного роста численности населения России, в том числе за счёт увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчёте на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 г.». Достижение этих целей вряд ли возможно без реализации эффективной социальной поддержки семей с детьми на уровне страны в целом и её отдельных регионов.

    Поскольку семья является одновременно социологическим и юридическим понятием, теория семейного права допускает несколько определений этого явления. С юридической точки зрения семья – это группа людей, связанных определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключённого брака, семейных уз, усыновления или какой-либо другой формы воспитания детей.

    Социология, с другой стороны, рассматривает семью как социальную группу, члены которой имеют общий образ жизни, духовную связь, характеризуются взаимной поддержкой и разделяют общую моральную ответственность.

    В Семейном Кодексе[2] нет определения многодетной семьи, однако есть определение того, кто считается ребенком. Согласно законодательству, ребенком считается гражданин, который не достиг совершеннолетия (18 лет). Указом президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[3] полностью смысл статуса тоже не раскрывается, однако определяется список льгот и привилегий.

    Единственный нормативно-правовой акт, который даёт определение понятия многодетной семьи, является Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». Согласно этому документу, многодетной семьёй считается та, где детей больше трёх.

    «Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе приемные дети, а также пасынки и падчерицы)». Пока нет единого определения многодетной семьи с точки зрения действующего законодательства. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи нужно ссылаться на большое количество законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Каждый регион, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нём, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.

    Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

    1. Сознательная, целенаправленная многодетность, которая вытекает из реализуемых супругами установок. Это может быть связано с национальными традициями, религиозными предписаниями, воплощением традиций родительской семьи, влиянием культурно – идеологических побудителей.
    2. Ко второму типу относится многодетность, возникшая вследствие рождения в семье большого числа детей, чем супруги предполагали в начале семейной жизни, причём речь идёт о коррективах, производимых внешними условиями.

    В этих семьях отчётливо прослеживается тенденция к закреплению созданной новой семьи с помощью рождения ещё одного ребёнка. «Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе вполне благополучными, но отголоски существования неполной семьи в их рамках сохраняется»[4].

    1. Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матерей, иногда на фоне интеллектуальной недостаточности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Такие семьи плохо организованы, в них чаще воспитание перекладывается на общественные учреждения, детей отдают в ясли, круглосуточный детский сад, школу – интернат[5].

    «Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе»[6].

     

    1.2 Зарубежный опыт поддержки многодетных семей

    В настоящем разделе курсовой работы, рассмотрим опыт поддержки многодетных семей в некоторых зарубежных странах.

    Во Франции для многодетных семей существует государственная программа «Большая семья», предлагающая льготы и субсидирование в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости. Родители с появлением очередного ребёнка получают возможность уменьшить налоговую базу доходов.

    Несовершеннолетними дети во Франции считаются до 20 лет, но обучающиеся в колледже или университете сохраняют статус зависимых до 25 лет.

    Система семейных пособий во Франции включает разные виды пособий, основная часть из них предоставляется исходя из числа детей в семье без учёта доходов родителей: семейное пособие, но с появлением второго ребёнка, дополнительное пособие для воспитания ребёнка до трёх лет, назначаемое родителю независимо от его трудовой занятости, пособие матерям-одиночкам, господдержка матерям при отсутствии возможности у них получать алименты и др[7].

    Особенность французского законодательства в области поддержки семьи состоит в том, что на семейные пособия могут претендовать родители, имеющие на иждивении двоих детей, не достигших возраста 20 лет. В настоящее время на пособия могут рассчитывать семьи, имеющие годовые доходы, суммы которых установлены законодательством страны, при этом размер семейных пособий уменьшается пропорционально в зависимости от дохода семьи, но сумма пособий увеличивается с возрастом детей .

    Когда ребёнку исполняется 14 лет, то применяется надбавка, за исключением старшего в семье из 2-х детей. В этом случае надбавка будет применяться с 14-летнего возраста второго ребёнка-иждивенца.

    Инструментом поддержки семьи во Франции служат дополнительные семейные пособия, которые могут выплачиваться сверх сумм получаемых в виде семейных пособий, для семей с тремя детьми и более. Указанное пособие привязано к уровню доходов. Более 80 % семей, претендующих на такое пособие, имеют возможность его получить. С момента рождения ребёнка до достижения им трёхлетнего возраста выплачивается базовое пособие[8].

    Все дети, проживающие на территории Германии, получают пособие до 18 лет. Если ребёнок в дальнейшем продолжает обучение и будет на иждивении родителей, то период получения такого пособия продлевается в Германии вплоть до 25 лет. Нужно отметить, что детское пособие до 25 лет предусмотрено в немногих странах.

    Размер детского пособия в Германии составляет практически половину минимальной заработной платы и оно увеличивается на каждого последующего ребёнка. Одновременно возрастает величина дохода на детей, не облагаемая налогом, а также величина средств на уход, образование или обучение детей. Родители могут получать выгоду от выплаты детских пособий или освобождать от налога часть дохода, планируемую на детей. Освобождение от налогов выгодно для жителей страны с высокими доходами. При заполнении декларации, налоговая инспекция высчитывает, какой вариант для родителей выгоднее.

    Пособие имеет две разновидности в зависимости от способа выплаты: первая – родительское пособие, которое родители могут получать в течение 14 месяцев; второе – плюс пособие, его получают в течение 28 месяцев. Особенность в том, что второе пособие в два раза меньше, чем основное родительское пособие, но период его получения в два раза дольше.

    При установлении суммы этого пособия за основу берётся доход родителей и учитываются дополнительные правила его назначения, в том числе постоянное место жительства в Германии, самостоятельное воспитание и уход за ребёнком, совместность проживания с ребёнком и др.

    В Казахстане к многодетным относятся семьи, в которых воспитывается четыре и более детей, не достигших совершеннолетия или студентов-очников до достижения ими 23 лет. Согласно данным министерства труда и социальной защиты населения Казахстана, в стране проживает 340 377 многодетных семей. Суммарный коэффициент рождаемости в Казахстане в 2020 г. составил 2,74, что говорит об обеспечении естественного воспроизводства населения и положительной тенденции прироста численности населения.

    Ежемесячное пособие на каждого ребёнка многодетным выплачивается в Казахстане независимо от доходов семьи и его сумма составляет 4 минимальных расчётных показателя (МРП). Рождение четвертого и последующих детей даёт женщинам право на единовременное пособие.

    Многодетные семьи могут претендовать на получение так называемой адресной социальной помощи, если суммарное значение всех доходов семьи будет менее 70 % прожиточного минимума на одного члена семьи. Поддержка многодетной семьи в Казахстане может быть оказана в виде государственной помощи в улучшении жилищных условий, в частности в получении нового жилья. При выделении жилищной площади возможно два варианта её получения: в порядке очередности из государственного фонда либо по государственной программе «Нурлы жер»[9].

    Таким образом, подводя итог настоящего раздела работы, мы можем сказать, что в различных странах существуют разные по своей сути и направлениям системы помощи семьям с детьми.

     

    2 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСОБИЙ И ЛЬГОТ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ

    2.1 Виды пособия и льгот многодетным семьям в рамках государственной поддержки

    Многодетной семьёй в России считается семья, имеющая трёх и более несовершеннолетних детей. В некоторых субъектах Российской Федерации местные власти дополнительно помогают многодетным семьям за счет повышения возраста до 21 года или 23 лет при условии очной формы обучения или службы в армии по призыву.

    Многодетные семьи сталкиваются с рядом проблем, разделим их на категории (рис. 1).

    Рисунок 1- Четыре категории проблем в многодетной семье

    Рассмотренные выше проблемы требуют государственного вмешательства для их решения. Проведенная дополнительная поддержка стимулирует рождаемость в стране, сохранение высокого уровня жизни регионов страны[10].

    Сразу обратим внимание, что государство оказывает помощь не только многодетным, но и другим родителям с новорожденными детьми. Всем им, в частности, гарантировано:

    1. Получение одноразового пособия при появлении ребенка в соответствии со ст. 11ФЗ от 19.05.1995 № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.19  N 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций» в 2022 году составит 1,043; в 2023 году — 1,040; в 2024-м — 1,040. Выплачивается такая материальная помощь и при усыновлении и на каждого последующего ребенка.
    2. Регулярное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в соответствии со ст. 13 ФЗ № 81. Выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица, но не ниже установленного законодательством минимального размера этого пособия. Минимальный размер с 1 февраля 2022 года составляет 7667 рублей (с учетом районного коэффициента ― 8145,28 рубля).
    3. Ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет положена семьям, в которых среднедушевой доход меньше двух прожиточных минимумов. Пособие будет равно прожиточному минимуму для детей в регионе за тот год, когда семья обратилась за выплатой.

    Ежемесячное пособие семьям с детьми от трех до семи лет. Положено тем, у кого среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума. Сумма выплаты рассчитывается по трехступенчатой системе. Обратиться за ней может один из родителей, усыновитель или опекун ребенка.

    Ежемесячное пособие на детей от восьми до 17 лет. Его выплачивают неполным семьям, у которых среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума. Размер пособия составляет половину прожиточного минимума на ребенка по региону. 3. Ежемесячное пособие для малоимущих семей с детьми 2021 года рождения и до достижения ими 18 месяцев. Выплаты равны прожиточному минимуму на ребенка в регионе.

    1. «Право на материнский капитал в соответствии сФЗ от 29.12.2006 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также изменениями предложенными Президентом РФ в Послании к Федеральному Собранию 15.01.20, для всех, кто родил или усыновил первого и последующих детей».

    В 2022 году размер маткапитала зависит от того, какой по счёту ребёнок и когда он родился или был усыновлён

    Программа государственной поддержки многодетных семей в по мнению властей, стала эффективной мерой улучшения демографической ситуации – рождаемость начала расти. Подчеркивая значимость данного направления, федеральные власти намерены стабилизировать успех и не допустить снижения рождаемости в предстоящем десятилетии.

    Фактически анонсируется перезагрузка политики демографического развития, результатом которой должны стать федеральные программы для многодетных семей на 2022 год. Речь идет как минимум о:

    • продлении материнского капитала до 2026 года, расширении целей его использования: формирование ежемесячных выплат малоимущим семьям, оплата ухода за ребенком;
    • дополнительном финансировании выплат ежемесячного пособия на третьего ребенка до 3 лет, выплачиваемом в соответствии п. 2 суказа Президента РФ от 07.05.2012 № 60613;
    • запуске новой программы ипотечного кредитования до 2023 года для двух- и трехдетных семей.

    Значительная помощь для семей с несколькими детьми предоставляется и на региональном уровне.

    Все льготы, предоставляемые многодетным семьям в России, можно разделить на две категории: федерального и регионального значения. В целом, многодетные семьи могут претендовать на широкий перечень преференций от государства, которые отражены в таблице 1.

    Таблица 1 – Виды льгот и пособий многодетным семьям

    Наименование льготы Форма предоставления Кем выделяется
    Место в детском саду или яслях для ребенка Вне очереди для каждого ребенка в семье Федеральным бюджетом
    Бесплатные лекарства на основе рецепта Всем детям в семье дошкольного возраста Федеральным бюджетом
    Скидка на оплату услуг ЖКХ Предоставляется в случае, если семья тратит на коммунальные услуги более 15% совокупного дохода (выплачивается в виде доплаты за потребляемые услуги) Региональным бюджетом
    Земельный участок для ведения          подсобного хозяйства Бесплатно Региональным бюджетом
    Обеды в школах, профессиональных   училищ: ад Бесплатно для обучающихся детей на очной основе Федеральным бюджетом
    Предоставление школьной формы Бесплатно, в том числе и спортивной формы для детей, занимающихся определенным видом спорта Федеральным бюджетом
    Налоговые льготы при ведении семьей бизнеса B виде определенной скидки при наличии у семьи малого предприятия или крестьянского хозяйства Федеральным бюджетом
    Скидка на проезд в общественном транспорте кроме маршрутного такси н частных такси Ежегодно устанавливается стоимость проездного билета для школьников Региональным бюджетом
    Посещение детьми театров, музеев, парков культуры н отдыха,           выставочных комплексов Бесплатно раз в месяц Федеральным бюджетом
    Санаторно-курортное лечение Возмещение стоимости путевок для детей школьного возраста Региональным бюджетом
    Предоставление гибкого рабочего графика трудящимся При трудоустройстве через службу             занятости населения Региональным бюджетом
    Дополнительное пособие малоимущим При расчете прожиточного минимума на каждого члена семьи Региональным бюджетом
    Денежная выплата Предоставляется ежеквартально в качестве пособия многодетным семьям            н подлежит индексации Региональным бюджетом
    Льготные ссуды на строительство жилья или приобретения квартиры Предоставляется через программы             крупных банков страны Федеральным бюджетом
    Диспансеризация дополнительного характера Только для детей из семьи военнослужащего Федеральным бюджетом

    Помимо выплат федерального уровня полагается ряд местных надбавок. Местные виды помощи разработаны с учетом особенностей региона и потребностей его жителей. Законодательными актами местного уровня предоставляются следующие выплаты многодетным семьям.

    Помимо единовременного пособия при ро­ждении ребенка в 42 субъектах РФ выплачива­ются ежемесячные, ежеквартальные или еже­годные пособия на детей.

    В 21 субъекте РФ региональным законода­тельством предусмотрена компенсация части родительской платы за содержание детей в до­школьных образовательных организациях.

    Многодетным семьям в качестве государ­ственной поддержки предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, при этом размер льгот определяется количеством детей в многодетной семье и варьируется от 30 до 100 %.

    Можно назвать и иные меры, которые могут быть признаны существенной помощью много­детным. Среди них следует отметить бесплатное питание, которое получают обучающиеся в об­щеобразовательных организациях (в 22 субъек­тах РФ); бесплатное лекарственное обеспечение (в 29 субъектах РФ); оплату содержания детей в оздоровительном лагере либо частичную ком­пенсацию стоимости путевки, приобретенной самостоятельно (в 16 субъектах РФ).

    Таким образом, из бюджетов местного уровня выделяются дополнительные выплаты, льготы и субсидии, так же способные улучшить материальное положение и качество жизни многодетных семей, многие из которых являются малоимущими.

    Только государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях поможет исправить демографическую и социально-экономическую ситуацию.

    2.2 Условия предоставления пособий и льгот многодетным семьям

    В настоящий момент в России нет единого критерия для определения многодетности семьи. Зачастую такой статус получают родители или опекуны, которые воспитывают трех и более детей.

    Региональное законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер по поддержке многодетных семей, к которым могут быть отнесены регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот.

    Хотя в регионах Крайнего Севера если у родителей есть определенный трудовой стаж, то хватит и двух детей. Определенный возраст детей в такой семье отличается от региона к региону.

    Требования к признанию семьи многодетной устанавливаются местным законодательством. Это отражено в Указе Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

    На территории России многодетной считается семья, в которой на содержании находятся три и более несовершеннолетних ребенка.

    Однако надо учитывать, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять критерии многодетности с учетом присущих им культурных, национальных и иных особенностей, социально-экономического состояния, демографической обстановки в регионе и прочих факторов.

    В Москве установлено, что семья является многодетной до достижения 16-летнего возраста младшим из детей, а в случае, если дети обучаются по общеобразовательным программам — до достижения младшим ребенком 18 лет.

    В Ленинградской области многодетной признается семья, имеющая трех и более детей, в том числе совершеннолетних в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.

    В Республике Ингушетии многодетной считается семья с пятью и более детьми[11].

    Статус многодетной семьи определяется с учетом всех малышей и подростков от прошлых браков, которые воспитываются вместе с остальными. Засчитываются дети: опекаемые; усыновленные; приемные; если дети от разных браков: падчерицы, пасынки.

    Важно отметить, что претендовать на статус многодетного родителя могут также мать-одиночка или одинокий отец.

    В теории и на практике для определения мер государственной поддержки используются различные понятия, такие как «малоимущая семья», «малообеспеченная и многодетная семья».

    Многодетная семья признаётся малоимущей, если её уровень жизни признан недостаточным в связи с тем, что среднедушевой доход каждого члена семьи находится ниже значения прожиточного минимума, установленного в регионе для конкретной категории населения или среднего прожиточного минимума в субъекте федерации.

    Такие семьи могут рассчитывать на предоставление государством различных льгот для улучшения уровня жизни.

    К малообеспеченным относятся семьи, проживающие в стесненных жилищных условиях, чьи доходы не позволяют улучшить имеющиеся условия проживания, т.е. они недостаточны для приобретения лучшего жилья или осуществления в данном жилище ремонта[12].

    Такие семьи могут получать дополнительные выплаты из бюджета. Условия возникновения права на дополнительные привилегии жителям отражены в табл. 2.

    Таблица 2 – Условия возникновения права на дополнительные привилегии

    Признаки Малообеспеченные Многодетные
    Родители Возраст не ограничен, обязательно официальное трудоустройство, пребывание на учете в службе занятости или декретном отпуске Необходимо подтвердить родство каждого взрослого с каждым ребенком (усыновление или биологическая связь)
    Дети Учитываются в формуле доходов   и расходов семейства Воспитание минимум троих детей, не достигших совершеннолетия
    Брачные отношения Мужчина и женщина могут быть не зарегистрированы официальным браком. Достаточно подтвердить длительное совместное проживание и ведение          общего хозяйства Пребывание в официальном браке – обязательно
    Проживание Обязательна прописка в границах региона Прописка в пределах субъекта Федерации и совместное проживание с детьми, что подтверждает их финансовую зависимость от матери и отца
    Гражданство Все участники – подданные РФ Все члены семьи обязаны иметь гражданство России
    Доход Поступления: заработная плата; стипендии и пенсии; социальная помощь; доходы от аренды собственности; выплаты в рамках интеллектуальной деятельности;

    проценты по депозитам и т.д. Считаются начисления за три календарных месяца, предшествующие инициации льгот

    Не имеет значения. Учитывается только при предоставлении отдельного списка преференций
    Срок возникновения права на льготы В любой момент, когда средний доход за отчетный период будет ниже прожиточного минимума на одного человека После рождения или усыновления третьего ребенка, если двое предыдущих младше 18 лет
    Порядок

    приобретения звания

    Предстоит обратиться в органы социальной защиты населения с таким набором документов: – паспорта; – справка о составе семьи; – выписка из домовой книге о месте прописки; – свидетельства из ЗАГСа о браке и рождении детей; – справки о доходах.             Срок рассмотрения обращения – 30 дней Обращение в органы соцзащиты по месту

    прописки с такими бумагами: – личные документы каждого члена семьи; – подтверждение прописки и совместного проживания;

    – документ из ЗАГСа о женитьбе. Скорость принятия решения по ходатайству – 10 дней.

    По результатам, в случае удовлетворительного решения, оформляется персональное удостоверение льготника

     

    Рассмотрим основные нормативные акты Федерального значения, регулирующие область обеспечения льготами и пособиями многодетных семей по состоянию на 2022 год (табл. 3).

    Таблица 3 – Механизм реализации нормативного регулирования льготами и пособиями многодетных семей по состоянию на 2022 год

    Общефедеральные законы Область регулирования
    Указ Президента № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» 05.05.1992[13] Фиксирует: если на иждивении родителей находятся и  больше несовершеннолетних ребенка, то они  могут претендовать на дополнительные вышины и материальные преференции
    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ “О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”[14] Предусматривает порядок взыскания денежных средств в пользу местного бюджета на проведение капремонта многоэтажных домов.

    Дает право на скидки           отдельным категор1мм граждан.

    Федеральный закон № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 19.05.1995[15] Устанавливает муниципальный список денежных компенсаций, ка которые может рассчитывать родитель, воспитывающий ребенка
    Постановление Правительства № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий н компенсаций в 2018 г.» от 26.01.2018[16] Предусматривает, что в регионе с начала текущего года повышается объем начислений на коэффициент, равный 1,025
    Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[17] Расписывает порядок получения отопительных материалов, древесины по льготной стоимости или абсолютно бесплатно.

    Устанавливает право на субсидию прн газификации жилых помещений

    Однако,     несмотря на то, что многодетные семьи знают, что государство обязано помогать им решать проблемы, основная масса не понимает, какие для этого нужны действия с их стороны, годами пытаясь самостоятельно справляться с возникающими трудностями из-за недостаточного информирования. Конечно, решение проблем многодетных семей полностью на себя государство взять не может, но значительно улучшить уровень жизни вполне способно.

    Незнание законодательства порой приводит к тому, что люди даже не пытаются получить положенные им пособия и субсидии. Многодетная семья и проблемы в ее социальном обеспечении являются основным признаком того, что родители не интересуются тем, что положено им по праву. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно обратиться к специалисту по социальной работе.

    Он расскажет обо всех положенных семье денежных пособиях и поможет решить большую часть проблем. Зачастую родители не знают, что им по закону полагается получать бесплатное горячее питание для ребенка, одежду, обувь, предметы первой необходимости.

    Это далеко не все: выплаты, льготы, пособия, улучшение жилищных условий, получение образования, медицинская, юридическая и психологическая помощь. Список довольно обширный и затрагивает многие жизненные сферы.

    Таким образом, своевременное обращение за помощью может не только существенно поправить материальное положение, но и решить проблему с жилищными условиями. Сбор справок и документов не займет много времени. Но чем быстрее семья обратится за помощью, тем больше шансов на своевременную поддержку от государства.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Государственная поддержка многодетных семей является неотъемлемой составляющей социальной политики. В курсовой работе была исследована реализация государственных мер, в части предоставления пособий и льгот многодетным семьям.

    Проанализировав современное положение российской многодетной семьи, можно сделать вывод о том, что необходимо корректировать проводимую семейную политику. Несмотря на многообразие форм социальной поддержки, достаточно большое количество семей нуждается в помощи, а реализация этой помощи, остается на невысоком уровне.

    Все теоретические и практические подходы к реализации семейной политики, в конечном счете, включает две компоненты:

    • демографическая политика, имеющая целью регулирование процессов воспроизводства населения (повышение или снижение рождаемости до определенного уровня);
    • политика снижения бедности многодетных семей, повышение их благосостояния.

    В России действует правовая основа предоставляемых льгот для многодетных семей. Статус и основные меры поддержки многодетной семьи определяются федеральным законодательством, но каждый субъект федерации самостоятельно уточняет статус многодетной семьи в соответствии с региональным законодательством. Однако нет единого критерия для определения многодетности семьи. Зачастую такой статус получают родители или опекуны, которые воспитывают трех и более детей.

    Здесь можно отметить, что существуют различия в субъектах РФ по уточнению возраста детей при определении статуса многодетности семьи.

    Рассматривая существующую систему поддержки многодетных семей, мы отметили, что государственная система поддержки многодетных семей отличается эффективной выстроенной системой социальных законов и реализации социальной поддержки многодетным семьям. В свою очередь, реализация материальной поддержки многодетных семей основывается на Конституции РФ, нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также нормативно-правовых актах местного уровня.

    Региональное законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер по поддержке многодетных семей, к которым могут быть отнесены регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот.

    Все льготы, предоставляемые многодетным семьям в России, можно разделить на две категории: федерального и регионального значения. В целом, многодетные семьи могут претендовать на широкий перечень преференций от государства.

    Среди прямых реальных мер поддержки многодетных семей следует отнести выплаты пособий на детей таким семьям, в силу их статуса без применения других требований, предоставление земельных участков или соответствующей денежной компенсации, предоставление денежной выплаты для самостоятельного приобретения школьной одежды и других принадлежностей и т.д.

    Реальной мерой поддержки должно стать создание в действующих профильных министерствах региона и в муниципальных образованиях структуры (службы или комитета) с функциями управления вопросами семейной политики.

    Такой опыт уже имеется в Республике Башкортостан, где создано Министерство семьи, труда и социальной защиты населения. Переход к более широкому использованию мер реальной и прямой государственной поддержки будет способствовать решению многих социальных и демографических проблем.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Нормативно-правовые акты

    1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СПС Консультант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 19.10.2022).
    2. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ “О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/71295526/ (дата обращения: 19.10.2022).
    3. Федеральный закон № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10101162/paragraph/34497/doclist/4019/showentries/0/highlight/:4 (дата обращения: 19.10.2022).
    4. Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71800728/paragraph/1/doclist/4096/showentries/0/highlight/:7(дата обращения: 19.10.2022).
    5. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от 25.02.2003)// // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/10100845/ (дата обращения: 19.10.2022).
    6. Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 19.10.2022).

    Литература

    1. Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты многодетных семей на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.
    2. Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Материнский (семейный) капитал как программа поддержки семей с детьми: итоги реализации и перспективы развития (часть вторая) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 16. №4. С. 21-35. DOI: 10.19181/ lsprr.2020.16.4.2
    3. Зубаревич Н.В., Макаренцева А., Мкртчян Н. Социально-экономическое положение регионов и демографические итоги 2019 г. (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 4. С. 73-87.
    4. Лежава Е.О., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Современные проблемы многодетных семей в российском обществе. Университетская наука. 2018. № 1 (5). С. 149-151.

    Интернет ресурсы

    1. Восколович Н. А., Асхабалиев И. Ч. Формирование системы мер реальной поддержки многодетных семей // Уровень жизни населения регионов России. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-mer-realnoy-podderzhki-mnogodetnyh-semey (дата обращения: 19.10.2022).
    2. Горбуль Ю. А., Еремина О. Ю. Государственная поддержка семей с детьми как ядро социальной функции государства // Сибирский юридический вестник. 2022. №1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi-kak-yadro-sotsialnoy-funktsii-gosudarstva (дата обращения: 19.10.2022).
    3. Какие льготы в Казахстане предусмотрены для многодетных семей. URL: https://ru.sputnik.kz/ spravka/20190226/9447202/mnogodetnye-semi-lgoty-kazahstan. html (дата обращения: 20.09.2022).
    4. Налоги и налоговая система во Франции. URL: https:// zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html (дата обращения: 20.09.2022).
    5. Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE) URL: https://www.insee. fr/en/accueil (дата обращения: 20.09.2022).

    [1] Восколович Н. А., Асхабалиев И. Ч. Формирование системы мер реальной поддержки многодетных семей // Уровень жизни населения регионов России. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-mer-realnoy-podderzhki-mnogodetnyh-semey (дата обращения: 19.10.2022).

    [2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СПС Консультант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 19.10.2022).

    [3] Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от 25.02.2003)// // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/10100845/ (дата обращения: 19.10.2022).

    [4] Горбуль Ю. А., Еремина О. Ю. Государственная поддержка семей с детьми как ядро социальной функции государства // Сибирский юридический вестник. 2022. №1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi-kak-yadro-sotsialnoy-funktsii-gosudarstva (дата обращения: 19.10.2022).

    [5] Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: докл. к XX Апр. междунар. науч.конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др. ; под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ. 2019. 153 с.

    [6] Титор С.Е. Социальная защита многодетных отцов // Вестник ГУУ. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-mnogodetnyh-ottsov (дата обращения: 19.10.2022).

    [7] Социальное обеспечение во Франции. URL: https://

    docplayer.ru/31211958-Socialnoe-obespechenie-vo-francii.html (дата обращения: 20. 09.2022).

    [8] Налоги и налоговая система во Франции. URL: https:// zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html (дата обращения: 20.09.2022).

    [9] Какие льготы в Казахстане предусмотрены для многодетных семей. URL: https://ru.sputnik.kz/ spravka/20190226/9447202/mnogodetnye-semi-lgoty-kazahstan. html (дата обращения: 20.09.2022).

    [10] Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты многодетных семей на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.

    [11] Зубаревич Н.В., Макаренцева А., Мкртчян Н. Социально-экономическое положение регионов и демографические итоги 2019 г. (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 4. С. 73-87.

    [12] Хухлаева Н.А., Петрова И.А. Социальная поддержка многодетных семей. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. “Гуманитарные науки” 2019. С. 558-561

    [13] Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от 25.02.2003)//  СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/10100845/ (дата обращения: 19.10.2022).

    [14]Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ “О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”  СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/71295526/ (дата обращения: 19.10.2022).

    [15] Федеральный закон № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10101162/paragraph/34497/doclist/4019/showentries/0/highlight/:4 (дата обращения: 19.10.2022).

    [16] Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 19.10.2022).

    [17] Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71800728/paragraph/1/doclist/4096/showentries/0/highlight/:7(дата обращения: 19.10.2022).

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх