написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Разработка механизмов использования новых инновационно – финансовых инструментов в практике финансирования малого предпринимательства (на примере банка ВТБ 24). Магистерская диссертация.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3
    Глава I. Малое предпринимательство как сегмент российской экономики
    1.1. Роль и значение малого предпринимательства в российской экономике 7
    1.2. Государственная политика в области поддержки малого предпринимательства 15
    1.3. Законодательная основа малого предпринимательства в российской экономике 29
    Глава II. Финансирование и кредитование малого предпринимательства. Уча-стие Банка ВТБ 24 в поддержке малого предпринимательства
    2.1. Понятие, виды и источники финансирования и кредитования малого предпри-нимательства 38
    2.2. Практика кредитования предприятий малого предпринимательства (на примере Банк ВТБ 24) 43
    2.3. Инновационные инструменты финансирования малого предпринимательства 56
    2.4. Методика оценки эффективности инвестирования в малом предприниматель-стве 67
    Глава III. Механизмы использования новых инновационно-финансовых инст-рументов в практике повышения эффективности финансирования малого предпринимательства
    3.1. Совершенствование и финансовые механизмы государственного воздействия на развитие малого бизнеса 78
    3.2. Механизмы адаптации новых инновационно – финансовых инструментов в практику финансирования малого предпринимательства 87
    3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию использования иннова-ционно-финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства 94
    Заключение 103
    Список использованной литературы и источников 109
    Приложения 113

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность данной темы обуславливается рядом обстоятельств. Сегодня все большую актуальность в российской экономике приобретают вопросы, связанные с развитием и поддержкой малого бизнеса.
    Как показывает мировая практика, основным критериальным показате-лем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие “малый бизнес”, “предпринимательство” описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, являются:
    – численность персонала;
    – размер уставного капитала;
    – величина активов;
    – объем оборота (прибыли, дохода).
    Малый бизнес или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости во многом определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития любой страны. Это тот слой, на базе которого формируется громадный массив среднего класса – гаранта и носителя социальной стабильности и порядка и который из всех представленных в рыночной экономике секторов частного предпринимательства (крупного, среднего и мелкого) относится к разряду наиболее динамично развивающегося. Время обезличенной собственности в виде монополий завершается и лишь частный бизнес в состоянии двигать вперед и общество, и науку. И мир идет к тому, чтобы решать задачи производства и другие проблемы малым числом работающих. Развитие малого предпринимательства объективно является одним из главных направлений преобразований, происходящих в российской экономике, ее формирования новых экономических структур в условиях рынка и конкуренции. Малое предпринимательство положительно воздействует на продвижение реформ, их целостность и результативность, на преодоление кризисных явлений, повышение эффективности и производительности, решение социальных проблем.
    Малое предпринимательство осуществляет свою деятельность почти во всех отраслях экономики России, его вклад в национальный ВВП составляет около 21% .
    Государственная поддержка и регулирование малого предпринимательства призваны создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики, а также экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП.
    Возможности и потребности общества опережают развитие малого предпринимательства в Москве. Подъем малого предпринимательства при государственной поддержке может стать значительным фактором. Важность поддержки этого вида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых предприятий. Господдержка создает условия, при которых малое предпринимательство закрепляет свои позиции в экономике, начинает самостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально-экономические показатели региона, а затем и страны в целом. Следует отметить, что поддержкой малого предпринимательства занимались и занимаются многие федеральные и региональные структуры, финансируемые из бюджетов разного уровня. Так, в Москве поддержку малому предпринимательству оказывают более 20 различных организаций. Кроме того, для указанных целей используется и негосударственный капитал.
    Развитие малого предпринимательства объективно является одним из главных направлений преобразований, происходящих в Российской экономике, ее формирования новых экономических структур в условиях рынка и конкуренции. Малое предпринимательство положительно воздействует на продвижение реформ, их целостность и результативность, на преодоление кризисных явлений, повышение эффективности и производительности, решение социальных проблем.
    Сейчас уже не вызывает никаких сомнений, что у России есть ощутимый потенциал экономического роста, повышения благосостояния, и он находится в непосредственной зависимости от эффективности поддержки малого предпринимательства. Ведь это та сфера жизни, где преобразования идут наиболее интенсивно и в то же время более ощутимы для населения. Но, несмотря на то, что есть немалые успехи, есть и проблемы – нерешенность следующих вопросов: недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие, незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость системы судебно-правовой защиты; проблема подготовки квалифицированных кадров; административные барьеры и т.д.
    Таким образом, задача российского правительства и Банка ВТБ 24 (ЗАО), в частности, сделать так, чтобы малое предпринимательство развивалось, а с ним будет процветать экономика города и расти благосостояние его населения.
    Объект исследования – малое предпринимательство как сегмент российской экономики.
    Предмет исследования – инновационно – финансовые инструменты поддержки малого предпринимательства, их использование и совершенствование в практике деятельности ВТБ 24.
    Цель исследования
    Анализ деятельности Банка ВТБ 24 в области финансирования и кредитования малого предпринимательства, разработка механизмов использования новых инновационно – финансовых инструментов в практике финансирования малого предпринимательства.
    Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
    1. Проанализировать роль и значение малого предпринимательства в российской экономике;
    2. Рассмотреть государственную политику в области поддержки малого предпринимательства;
    3. Изучить законодательную основу малого предпринимательства в российской экономике;
    4. Изучить источники финансирования и кредитования малого пред-принимательства;
    5. Выявить и систематизировать проблемы финансирования и кредитования малого предпринимательства;
    6. Разработать и дать рекомендации по использованию новых инновационно – финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства.
    Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и источников и приложения.

    Заключение

    В России, несмотря на принимаемые меры, до сих пор не созданы усло-вия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию.
    Малое предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие малого бизнеса является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики России, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства, решающей двуединую социально-экономическую задачу.
    Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это – занятость и качество жизни, обеспечение населения необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
    Проведенное дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
    1) По итогам первого квартала 2010 г. в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост.
    2) В январе-марте 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля МП в этом показателе увеличилась и достигла 17,7%. По итогам января-марта 2010 г. был зафиксирован рост объемов оборота МП: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. данный показатель вырос на 16,1%. Кроме того, по итогам января-марта 2010 г. продолжилась тенденция к росту объемов инвестиций в основной капитал на МП: за рассматриваемый период данный показатель вырос на 28,1%.
    Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом положительные. В 68 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 66 регионах; объемов оборота МП – в 78; инвестиций в основной капитал на МП – в 58.
    3) Российским банкам необходимо развивать финансовые услуги для МСБ, соответствующие тем, что существуют на Западе. Прежде всего, это относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога.
    4) Практически не сформирована эффективная нормативно-правовая база для субъектов малого предпринимательства, которая бы учитывала его интересы;
    5) Большие трудности связаны с кредитованием малого предпринимательства, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения, что увеличивает риски невозврата кредитов;
    6) Банки в настоящий момент являются основным источником кредитных и инвестиционных средств для малого бизнеса в России. Системы небанковских микрофинансовых организаций и гарантирования не созданы и по объему выданных кредитных средств не могут конкурировать с банками даже в среднесрочной перспективе. Также основной причиной сдерживающей развитие малых предприятий является ограничение доступа к финансово – кредитным и инновационно-финансовым ресурсам. Вновь создавшимся предприятиям получить кредит очень сложно.
    7) Приоритетными направлениями банковского кредитования бизнеса являются такие инновационно – финансовые инструменты, как лизинг, венчурное финансирование и др.
    8) В качестве объекта исследования нами был выбран Банк ВТБ 24.
    Важно отметить, что в период 2009-2010 гг. банк активно кредитовал предприятия малого бизнеса. Сумма представленных кредитов за данный период возросла в 2,4 раза, количество кредитов возросло в 2,1 раза, количество заемщиков превысило 14 000. Одновременно, неуклонно снижается процентная ставка по предоставленным кредитам – с 22% в 2009году до 15,5% в 2010 году, что удешевило кредитные ресурсы, привлеченные малыми предприятиями.
    Учитывая особую значимость проблем финансового обеспечения и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, рекомендуется:
    1. Выделение в бюджетах соответствующих уровней средств для реализации программ микрофинансирования субъектов малого предпринимательства.
    2. Сохранение и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринима-тельства, в том числе системы фондов поддержки малого предпринимательства как одного из институтов обеспечения потребности малого бизнеса в микрофинансовых услугах.
    3. Содействие развитию взаимодействия между банками и небанковскими институтами микрофинансирования, направленного на расширение возможностей по финансированию малого бизнеса.
    4. Обеспечивать своевременное и полное информирование предпринимателей об изменениях в законодательстве, нормативно-правовой базе, программах развития малого предпринимательства, возможностях использования финансово-кредитных ресурсов для развития малого предпринимательства;
    5. Содействовать приоритетному развитию инновационного предпринимательства, венчурного бизнеса.
    6. Основой успешного функционирования гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, представленных по кредитам, будет возвращена.
    Также необходимо разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности:
    1) Развитие рынка микрофинансовых услуг, предоставляемых субъектам малого среднего предпринимательства:
    – Обеспечение разработки и принятия Федерального закона “О микрофинансовой деятельности”
    – Включения в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих формирование региональных и муниципальных фондов микрофинансирования.
    2) Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к банковским кредитам.
    – Обеспечение включения в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих формирование региональных фондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов.
    – Расширение предложения кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства.
    Для совершенствования использования вышеуказанных инновационно-финансовых инструментов поддержки МП непосредственно ВТБ 24 рекомендуется:
    1) Принятие Наблюдательным советом ВТБ 24 (ЗАО) решения об увеличении Программы по кредитованию организаций инфраструктуры поддержки Малого и среднего предпринимательства и региональных банков.
    2) Обеспечение формирования ОАО “Банк ВТБ” программ по кредитова-нию Сектора малых и средних компаний.
    3) В части лизинговых продуктов, упрощение процедур для принятия компаний – поставщиков в число стратегических партнеров, снижение требований к этим поставщикам.
    4) Разработка программ финансирования и кредитования стартового капитала.
    Система поддержки и развития малого предпринимательства в банке ВТБ 24 вполне удовлетворительна. В настоящее время основными направлениями поддержки малого предпринимательства являются: финансовая поддержка малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Основными сдерживающими факторами дальнейшего развития малого предпринимательства являются низкий уровень информированности и отсутствие достаточных юридических, экономических и других знаний малых предпринимателей, а также нехватка финансово – кредитных и инновационно – финансовых ресурсов.
    Существенной особенностью системы кредитования малых предприятий является включение в процесс кредитования таких дополнительных участников, как Государство. Его участие в системе кредитования предприятий малого бизнеса обусловлено той существенной ролью, которую оно играет при обеспечении процесса кредитования.
    В работе обоснована необходимость введения в систему кредитования инфраструктуры.
    Опыт развития малого предпринимательства, накопленный в последние годы, показывает, что государственная политика совместно с банковским сек-тором в этой области должна решить три основные задачи:
    – обеспечение стабильных условий для экономической деятельности в целом, в том числе и малого бизнеса;
    – оказание поддержки тем, кто хочет начать предпринимательскую деятельность и расширить собственное дело;
    – обеспечить развитие новых инновационно – финансовых инструментов поддержки МП, таких как, лизинг, венчурное финансирование, франчайзинг.
    Исходя из изложенного в работе, сделан вывод о том, что в России система кредитования малых предприятий уже сложилась. В целом она соответствует международной практике. Вместе с тем, ее современное состояние еще не отвечает потребностям малого предпринимательства.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Экзамен, 2001.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 752с.
    3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 256с.
    4. Закон г.Москвы от 09 ноября 2001 года № 65 “О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 28 июня 1995г. №14 №Об основах малого предпринимательства в Москве”
    5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года №126 – ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. От 28 декабря 2004г.) // СЗ РФ.1997. №39 Ст.4464; 2005. №1 (ч.1).Ст.9
    6. Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. От 18 июля 2005г.)// СЗ РФ.2002. №28. Ст.2790; 2005. №30 (ч.1).Ст.3101
    7. Федеральный закон от 2 декабря 1990г. №395-1 “О банках и банковской деятельности” (в ред. От 21 июля 2005г.) // СЗ РФ. 1996. №6. Ст.492; 2005. №30 (ч.1). Ст.3117
    8. Федеральный закон от 29 октября 1998г. №164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” (в ред. От 18 июля 2005 г.)// СЗ РФ. 1998. №44. Ст.5394; 2005.№30 (ч.1). Ст.3101
    9. Федеральный закон от 07 августа 2001 г. №218-ФЗ ” О кредитных историях” (в ред. От 21.07.2005 г.)// “Российская газета”, №2, 13.01.2005
    10. Федеральный закон от 25.02.1999г. №40-ФЗ (ред.от 20.08.2004г.) “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”
    11. Федеральный закон от 24.07.2007г. N209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
    12. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 “О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности”.
    13. Постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006г. №420-ПП “О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009г.”.
    14. Современный экономический словарь. М., 1997.
    15. Е.А. Суханова, Правовое регулирование банковской деятельности, М., 1997; ЭЖ.2001.№29
    16. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды. М., 2001.
    17. Брагинский М.И., Витрянский В.В., Договорное право. Кн.2.М., 2000.
    18. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: Финансирование, кредитование и налогообложение//Вопросы экономики. 1997.№4
    19. Ю. Ершова, В. Заведеева., Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /Аналитический сборник. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999 г.
    20. Заведеева В., Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. – М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г.
    21. Максютов А.А., Банковский менеджмент, Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство “Альфа-Пресс, 2005.
    22. Валдайцев С.В., Воробьев П.П., Инвестиции, учебное издание. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004.
    23. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д.; “Банковское дело”, учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006.
    24. Лаврушина О.А., Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
    25. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Современный бизнес, учебник. – М.: Республика, 1995.
    26. Абрютина М.С., Экономика предприятия: Учебник. – М.: Издательство “Дело и сервис”, 2004.
    27. Деева А.И., Инвестиции, учебное пособие для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
    28. Ибадова Л.Т., Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
    29. Разработка программ поддержки малого бизнеса / Учебная программа. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: ЦСиЭИ, 1998.
    30. Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса /Методическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса). – М.: КОНСЭКО, 1998.
    31. Статистический анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора российской экономики /Аналитический справочник — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
    32. Финансовые условия становления и развития малого бизнеса в России / Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). — М.: ИСАРП, 1998.
    33. Корпоративный журнал “Энергия успеха” №3 (15) июнь 2008
    34. Корпоративный журнал “Энергия успеха” №2 (14) апрель 2008
    35. Годовой отчет Банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2007 год
    36. Инструкция по кредитованию субъектов малого бизнеса в Банке ВТБ 24 (ЗАО) №108. приложение 1 к приказу от 09 июня 2005 г. №161.
    37. Методика оценки финансового состояния субъектов малого бизнеса, разработанная фирмой DELOITTE de toush.
    38. Консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. За год, окончившийся 31 декабря 2007 года с заключением независимых аудиторов.
    39. Результаты работы ВТБ 24 в 2007 году. Основные направления по обслуживанию клиентов малого бизнеса.
    40. Официальный сайт Банка ВТБ 24 (Закрытое акционерное общество), http://www.vtb24.ru
    41. Официальный сайт Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, http://www.dmpmos.ru
    42. Официальный сайт ресурсного центра малого предпринимательства,
    http:// www.rcsme.ru
    43. Официальный сайт, Российский деловой портал “Альянс Медиа”, http:// www.allmedia.ru
    44. Официальный портал системы поддержки малого предпринимательства, “Малый бизнес Москвы”, http://www.mbm.ru
    45. Официальный сайт Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, http://fs-credit.mbm.ru/
    46. Официальный сайт Фонда содействия развитию венчурных инвестиций, http://venture-vtb.ru
    47. Портал Энциклопедия начинающего предпринимателя http://likpred.ru/

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх