Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”
1.1 Понятие безопасности жизнедеятельности в трудах ученых
1.2. Практические виды, формы обучения на уроках ОБЖ
1.3. Влияние практических методов обучения на уроки ОБЖ
1.4. Нормативно-правовая документация по ОБЖ
Выводы по главе
Глава 2. Экспериментальная работа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Здоровый образ жизни»
2.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
2.2 Формирование здорового образа жизни учащихся в школе
2.3. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ, как активного метода обучения по теме «Здоровый образ жизни»
2.4. Совершенствование методик и приемов в работе по основам безопасности жизнедеятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста – один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления.
В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребенка стало все более очевидным. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов общеобразовательных учреждений в том, что необходимопринимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Важно еще поставить дело так, чтобы сам школьник мог участвовать в укреплении своего здоровья. Нельзя заставить детей заботиться о своем здоровье, но можно воспитать, сформировать эту потребность.
Призыв взрослых «беречь здоровье» для многих детей лишен мотивационной значимости: ребенок живет сегодняшним днем. Превратить абстракцию понятия «здоровье» в мотивационную основу здравоохранительного поведения – задача профессионально работающего педагога. Тогда его уроки в сочетании с другими формами работы превращаются в эмоционально-увлекательное, развивающее и самое главное, воспитывающее действо, где дискуссии чередуются с практическими заданиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждение актуальных проблем с разработкой учащимися индивидуальных программ восстановления и укрепления здоровья.
Сохранение здорового образа жизни в настоящее время является важной и актуальной проблемой не только родителей, но и педагогов.
Целью дипломной работы является анализ использование активных методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в различных возрастных группах по теме «Здоровый образ жизни».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”.
2. Рассмотреть нормативно-правовую документацию по ОБЖ.
3. Провести анализ используемых методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Здоровый образ жизни».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической,
методической литературы; моделирование учебного процесса.
2. Эмпирические: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы,
тестирование, анкетирование, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы, педагогический формирующий эксперимент, статистическая обработка результатов.
Выводы по второй главе
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях “Основы безопасности жизнедеятельности” выполняют важную задачу – подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения. Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческой деятельности.