написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Курсовая работа 2022 г.

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ.. 6

    1.1 Правовое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. 6

    1.2 Зарубежный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. 13

    Вывод по главе 1. 19

    2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ.. 20

    2.1 Характеристика системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России. 20

    2.2 Направления совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. 30

    Вывод по главе 2. 34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования определяется наличием значительного количества граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, нуждающихся в повышении качества их жизни, как ключевой категории в системе приоритетов социальной защиты[1]. В свою очередь, качество жизни является интегральной характеристикой, определяющей физическое, социальное и психическое функционирование человека[2].

    Вопросы старения населения являются объектом изучения в различных науках на протяжении всего развития цивилизации. В XXI веке человечество столкнулось с проблемой демографического старения населения, которое в ближайшее время коснётся всего населения планеты[3].

    Для лиц пожилого возраста характерна более высокая заболеваемость и смертность, что является следствием иммунодефицита и сопутствующих хронических заболеваний. При этом возрастает объем и сложность проблем, которые необходимо решать для обеспечения потребности лиц пожилого возраста в качественной медицинской и социальной поддержке[4].

    Особое внимание привлекают проблемы пожилых людей, имеющих различные ограничения жизнедеятельности. Права и свободы пожилых людей с ограниченными возможностями закреплены не только в российских законах, но и в различных международных документах  соглашениях, актах, декларациях.

    Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов – это система, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений и услуг. Основная цель такой системы – удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов.

    В Российской Федерации в последние годы государством и обществом также особое внимание уделяется нуждам и запросам граждан пожилого возраста в связи с наличием среди них значительного количества лиц с ограничениями жизнедеятельности.

    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. номер 164р утверждена «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[5].

    Необходимость принятия данной Стратегии обусловлена демографическими тенденциями старения населения Российской Федерации и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения.

    Степень изученности. Вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рассматривались в трудах российских ученых в области социологии, социальной работы, посвященные предоставлению социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам, инновациям в социальном обслуживании населения.

    Среди них можно отметить следующих ученых: Е.И. Холостову, Н.Ф. Басова, П.В. Романова, Е.Р. Ярскую  Смирнову, П.Д. Павленка, И.Г. Зайнышеву, Л.В. Топчего Р.И. Ерусланову, Т.И. Волостнову, И.Н. Галасюк, Т.П. Кирьянову, А.Г. Лидерс, Р.Н. Васючкову, Н.М. Платонову, М.М. Гладкову, М.В. Воронцову, О.Д. Бородину.

    Объект исследования курсовой работы: Граждане пожилого возраста и инвалиды.

    Предмет исследования: Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Цель курсовой работы: Рассмотреть особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть теоретические аспекты особенностей социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
    2. Изучить мировой опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
    3.  

    В работе использовались следующие теоретические методы исследования: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования.

    Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования помогут раскрыть некоторые актуальные проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а так же наметить пути по их решению.

    Краткое описание содержания курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

    1.1 Правовое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

    Для полного понимания сущности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов необходимо рассмотреть его нормативно-правовую базу.

    Для начала обратимся к некоторым международным документам:

    –         Конвенция №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) (Раздел V. Обеспечение по старости);

    –         Постановление от 15 июня 1998 года №11-15 «О Хартии пожилых людей» Межпарламентская ассамблея государств – участников содружества независимых государств;

    –         Рекомендация № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ).

    В Российской Федерации в последние годы государством и обществом также особое внимание уделяется нуждам и запросам граждан пожилого возраста и инвалидам в связи с наличием среди них значительного количества лиц с ограничениями жизнедеятельности.

    Нормативно-правовые акты в России делятся на федеральные, региональные и местные

    В статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» под социальным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам[6].

    В свою очередь, социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [48].

    Однако в научной литературе можно встретить другие определения понятия «социальное обслуживание».

    Например, по мнению Е.А. Богданян, социальное обслуживание – это «предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, и так далее, которую человек не может перенести самостоятельно)»[7].

    Н.Н. Дорошенко утверждает, что социальное обслуживание – это «социальная технология, позволяющая оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно»[8].

    В свою очередь Е.Н. Тимошина предлагает использовать следующее понятие социального обслуживания – это «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»[9].

    Под социальным обслуживанием пожилых людей можно понимать целую группу услуг, предназначенных для пожилого контингента на базе специализированных заведений или же на дому.

    В список входят реабилитация в социуме, помощь в делах хозяйственной направленности и в психологической сфере. Несмотря на многообразие подходов к определению понятия «социальное обслуживания», в данной работе мы будем использовать то определение, которое дано в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ.

    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. номер 164р утверждена «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[10].

    Необходимость принятия данной Стратегии обусловлена демографическими тенденциями старения населения Российской Федерации и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения.

    Реализация мероприятий, отраженных в Стратегии, направлена на создание нового общества для лиц старших возрастных групп, условий их активного долголетия, повышения качества их жизни и более эффективное использование их знаний и опыта в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Приоритетными направлениями Стратегии являются:

    • финансовое обеспечение граждан пожилого возраста и стимулирование их занятости;
    • совершенствование системы охраны здоровья лиц пожилого возраста, развитие гериатрической службы;
    • обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
    • формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения;
    • развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг;
    • стимулирование производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребности граждан старшего поколения;
    • развитие общества с учётом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения.

    Реализацию мероприятий, отраженных в Стратегии  проводится  в 2 этапа. Первый этап был рассчитан на период с 2016 г. по 2020 г. Мероприятия, необходимые для исполнения на первом этапе, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 2539 «План мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[11].

    В продолжение плана действий в интересах граждан пожилого возраста Президент Российской Федерации издает Указ от 07.05. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[12], в котором перед Правительством Российской Федерации ставятся задачи обеспечения устойчивого естественного увеличения численности населения Российской Федерации и повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 году до 80 лет.

    Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации № 442ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[13] предусмотрено право граждан вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, отраженных в законе.

    Особый интерес представляет стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, направленное на оказание всесторонней помощи путём предоставления комплекса социальных услуг этой категории лиц, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении.

    По данным С.И. Шляфера[14] несмотря на ежегодный рост количества домов-интернатов в Российской Федерации и рост числа мест в них, удовлетворить полностью потребность пожилых инвалидов в этом виде социальной помощи до настоящего времени не предоставляется возможным.

    В период с 2002 по 2016 год количество лиц, состоящих на очереди для помещения в стационарное учреждение социального обслуживания, уменьшилось с 16,6 тыс. до 11,7 тыс. человек, в то же время отмечается рост доли пожилых и инвалидов, состоящих на очереди для помещения в эти учреждения более одного года с 33,1% до 45,0%.

    В соответствии с приказом Минтруда России № 492 от 10.07.2019 «Об утверждении формы, порядка и срока представления сведений о результатах реализации мероприятий, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании»[15], субъекты Российской Федерации ежеквартально и по итогам года предоставляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения о результатах реализации мер, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.

    Меры в отношении таких граждан должны быть дифференцированы в зависимости от потенциала и потребностей различных возрастных групп граждан старшего поколения.

    В свою очередь, в целях реализации мероприятий Стратегии, Минздрав России издает приказ номер № 38н от 29.01.2016 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Гериатрия»[16], который предусматривает создание в Российской Федерации трёхуровневой модели организации гериатрической службы.

    По данным С.С. Меметова, Н.П. Шаркусова[17] серьезную озабоченность вызывает организация открытия первого уровня гериатрической службы  гериатрических кабинетов и отделений в поликлиниках, требующих изменения структуры учреждения, увеличения численности сотрудников, подготовки соответствующих специалистов.

    Всё это требует дополнительных финансовых вливаний бюджетных средств. Работа гериатрических кабинетов и отделений направлена на решение медико-социальных проблем граждан, что в свою очередь требует долговременной медицинской и социальной помощи за счёт преемственности ведения пациентов между различными уровнями системы здравоохранения, а также между учреждениями здравоохранения и социальной защиты.

    К сожалению, доступность гериатрической помощи для граждан России в настоящее время ограничена, в связи с недостаточным количеством гериатрических кабинетов, гериатрических отделении в поликлиниках и врачей гериатров.

    Таким образом, несмотря на предпринимаемые государством меры по обеспечению активного долголетия и качества жизни лиц пожилого возраста в Российской Федерации остается ряд вопросов, требующих своего разрешения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    В частности, российское население пожилого возраста, в отличие от ровесников других странах, практически не включено в какие-либо виды социальной активности. С целью активизации образа жизни пожилых необходимо наладить систематическую работу по тиражированию лучших практик стимулирования всех компонентов активного долголетия.

    1.2 Зарубежный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

    Вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на современном этапе актуальны для всех развитых стран Европейского Союза, США, России и все более актуальными они становятся для развивающихся стран.

    Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми достаточно многообразен, заслуживает внимания и некоторые его элементы могут быть использованы при организации этой работы в России.

    Рассмотрим некоторые особенности социальной политики в отношении лиц пожилого возраста в наиболее развитых странах мира.

    В Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов социальная политика направлена в первую очередь на создание полноценных условий жизнедеятельности в домашних условиях под надзором социальных работников, т. е. приоритет отдается проживанию пожилого человека в семье. Медицинская и социальная помощь, предоставляемая пожилым и инвалидам на дому, считается значимым элементом в реализации социальной защиты в стране[18].

    Социальное обслуживание осуществляется органами местного самоуправления, которые в т. ч. определяют объем предоставляемых услуг. Реализация видов и форм социального обслуживания регламентируется специальными государственными социальными программами и осуществляется небольшим количеством штатных служащих с привлечением значительного количества волонтеров из религиозных, благотворительных, общественных и иных организаций. Координирует эту работу Государственный комитет социального обслуживания пожилых людей Великобритании.

    В Великобритании существуют и дома для престарелых граждан, но в них, как правило, содержатся лица пожилого и старческого возраста, имеющие тяжелые заболевания и нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении.

    В этих домах предоставляется широкий спектр услуг, включающий медицинское, социальное обслуживание и организацию досуга. Другой вид социальной помощи пожилым людям это специальные поселения, состоящие из небольших домиков, квартир, где проживают престарелые граждане, способные ввести активный образ жизни.

    Кроме этого открываются специальные социальные клубы, создаваемые религиозными и общественно-благотворительными организациями[19].

    Часть социальных клубов организуется с учётом возрастного критерия, другая часть  на общих интересах и членство в них не зависит от возраста. Большинство лиц пожилого возраста предпочитают клубы по увлечениям, в которых организуются кружки по интересам. Единой программы по организации жизнедеятельности пожилых людей в Великобритании нет, так как этим вопросом занимается не только государство, но общественные организации и представители бизнеса, которые организуют дополнительные медицинские, психологические и юридические консультации. Кроме того, по инициативе общественных организаций создаются специальные цеха, где используется труд престарелых граждан для улучшения их материального положения.

    Зачастую частные фирмы в виде благотворительности предоставляют этим цехам материалы и обеспечивают их заказами.

    Принципиальной является позиция, что пожилые и инвалиды в Великобритании находятся под постоянным наблюдением медицинских работников со средним специальным образованием. Медицинские сестры регулярно посещают пожилых на дому, дают им советы по профилактике заболеваний, здоровому образу жизни, соблюдению диеты, оказывают доврачебную помощь. В том числе, широко распространена такая услуга как дежурство медицинских сестёр на дому, как в дневное, так и в ночное время.

    Заслуживает внимания деятельность специальных гериатрических госпиталей в Великобритании, основной целью которых является оказание специализированной медицинской помощи престарелым гражданам. Кроме того, специалисты гериатрических госпиталей оказывают медицинскую и бытовую помощь тяжелым больным престарелого возраста на дому в период отпуска их родственников. При гериатрических госпиталях также организуются дневные стационары, целью которых является обеспечение престарелых пациентов, выписанных из больниц различного профиля[20].

    В Германии проблемами пожилых людей занимается специально созданный Союз государственного и частного попечительства, включающий в себя руководителей управлений и объединений, социальных работников, известных общественных деятелей. В том числе, в работе этого Союза принимают участие учебные заведения, научноисследовательские институты и учреждения практической социальной работы.

    Основной целью Союза является защита и социальная поддержка пожилых граждан.

    Основные задачи указанной организации следующее: во первых, выдвижение инициатив в области социальной политики и разработка практических рекомендаций по организации государственной, общественной и частной помощи пожилым людям; во вторых, экспертная деятельность в области социального права; в третьих, создание информационного банка для специалиста соответствующего профиля; в четвёртых, повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, развитие международного сотрудничества и обмена опытом с другими странами; и, наконец, в пятых, издание трудов и различных публикаций по вопросам социальной сферы[21]. Социальный работник в Германии по сути на практике воплощает социальную политику своего государства в отношении пожилых граждан этой страны.

    В Финляндии регулированием социального обеспечения граждан пожилого возраста занимаются центральные государственные органы, которые в том числе контролируют осуществление социальных услуг. Непосредственным оказанием социальнобытовых услуг пожилым гражданам занимаются муниципалитеты, которые действуют по принципу самоуправления и организуют свою работу в этом направлении на основании пятилетних планов.

    Государство, в свою очередь, в обязательном порядке предоставляет муниципалитетам дотации на оказание социальной помощи престарелым гражданам, составляющие не менее половины от суммы всех их затрат на эти цели. Социальные услуги, в том числе, оказываются частными организациями и церковью.

    Социальная помощь в Финляндии больше ориентирована на оказание услуг в нестационарных условиях и направлена, в первую очередь, на улучшение жилищных условий для этой категории лиц. Большое значение в Финляндии предается обустройству жилья для лиц преклонного возраста, включающему в себя оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками[22].

    Социальная работа с пожилыми людьми во Франции также ориентирована на максимально долгое пребывание лиц преклонного возраста в привычных домашних условиях. Наиболее популярны во Франции два вида такой помощи: «Домашний помощник» и «Сестринский уход» за престарелыми гражданами на дому.

    Служба «Домашний помощник» обеспечивает социальнобытовое обслуживание на дому, покупку продуктов питания, приготовление пищи, стирку белья, оплату счетов и т. д. Финансирование этого вида деятельности осуществляется системой государственного страхования или частными страховыми компаниями.

    Служба «Сестринский уход» организует уход за тяжелыми больными, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно справляться со своими нуждами, в том числе эта служба оказывает доврачебную медицинскую помощь. Принимает решение о назначении услуг «Сестринского ухода» лечащий врач, а оказывает услуги медицинская сестра и её помощница.

    Оплата услуг по установленным расценкам проводится за счёт страхования по болезни. Примечательным является тот факт, что во Франции для лиц пожилого возраста, выписанных из стационара медицинской организации и не требующих интенсивного лечения организуется «Госпиталь на дому». В этом случае обслуживание пожилого человека осуществляется врачами и медицинскими сёстрами совместно с социальными работниками, оказывающими услуги медицинского, социально-психологического и бытового характера.

    Значимая роль в социальной работе с лицами пожилого возраста во Франции принадлежит клубам для пенсионеров, основной целью которых является организация досуга указанной категории лиц, устранение их изоляции и содействие активному участию в общественной жизни[23].

    Особый интерес представляет социальное обеспечение пожилых граждан в США. В Америке также отдается предпочтение более длительному проживанию пожилого человека у себя дома, организуя при этом систему нестационарных видов социальной помощи.

    Государственные и частные организации предоставляют финансовую поддержку пожилым гражданам для самостоятельного приобретения ими необходимых социальных услуг.

    В Соединённых Штатах существует огромное количество различных фондов, которые оплачивают медицинскую помощь, предоставляют недорогое жильё, организуют покупку продуктов питания, оказывают транспортные услуги для пожилых и инвалидов. В том числе распространяется система выплат родственникам за уход за пожилыми и инвалидами в домашних условиях.

    В Соединенных Штатах организуется система платных центров, в которых осуществляется медицинская и социально-бытовая помощь пенсионерам-инвалидам. В таких центрах организуется диетическое питание, лечебная физкультура и физиотерапевтические кабинеты.

    Большое значение для пожилых граждан имеет организация досуга, предполагающего экскурсии, танцевальные и спортивные классы, посещение кинотеатров, особую актуальность в последнее время приобретает трудотерапия, позволяющая значительно повысить самооценку пожилого человека и улучшить его материальное положение[24].

    Мировой опыт социальной защиты пожилых и инвалидов подчёркивает важность поддержания независимой и активной позиции престарелого человека как субъекта собственной деятельности. Характерной чертой для зарубежных стран является наличие огромного многообразия государственных, коммерческих и общественных организаций, в том числе и религиозных, занимающихся проблемами социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов.

    Вывод по главе 1.

    В условиях продолжающегося старения населения Российской Федерации отмечается рост числа стационарных учреждений социального обслуживания, числа мест и числа проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Вместе с тем, действующие стационарные учреждения социального обслуживания не могут полностью обеспечить потребности всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании.

    Не полностью сформирована трёхуровневая система гериатрической службы в Российской Федерации. Доступность гериатрической помощи на сегодняшний день ограничена для лиц пожилого и старческого возраста в связи с недостаточным количеством гериатрических кабинетов и гериатрических отделений в поликлиниках.

    Требует решения проблема недостаточной информированности граждан о современном состоянии и возможности гериатрической помощи для преодоления распространения в обществе стереотипов старости.

    Зарубежный опыт свидетельствует о многочисленности различных технологий активного долголетия. Значительное место в долголетии занимает развивающаяся медико-социальная помощь на дому, дистанционное обслуживание и другая деятельность государственных и негосударственных организаций.

    2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

    2.1 Характеристика системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России

    В настоящее время социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой многофункциональную систему стационарных и нестационарных форм предоставления социальных услуг.

    В целях создания единого подхода к решению вопроса о наименовании учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях дальнейшего совершенствования организационно-методического руководства по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации создана Номенклатура.

    Министерство рекомендует учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов использовать Номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Согласно законодательству учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов бывают следующих видов: специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; комплексные учреждения социального обслуживания; иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них[25].

    К специализированным учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся:

    –         стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда; специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста; дом-интернат (отделение) милосердия; геронтологический центр; геронтопсихиатрический центр; дом-интернат малой вместимости; социально-оздоровительный центр);

    –         учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования (специальный дом для одиноких престарелых; социальные квартиры);

    –         учреждения (отделения) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дом ночного пребывания; социальный приют; социальная гостиница; центр (отделение) социальной адаптации; социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов; центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов);

    –         учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; специализированное отделение социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому);

    –         учреждения (отделения) срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (служба (отделение) срочного социального обслуживания);

    –         учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь (консультативный центр (отделение)[26].

    В состав комплексных учреждений социального обслуживания согласно упомянутой ранее Номенклатуре, входят центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; комплексный центр социального обслуживания населения; комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

    Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

    Комплексный центр социального обслуживания населения – учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемое в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса[27].

    Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения пожилых и престарелых граждан. Оно представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке – оказанию социально-правовых, социально-бытовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находившихся в трудной жизненной ситуации.

    Если пенсионное обеспечение направлено на удовлетворение материальных потребностей пожилых людей, то социальное обслуживание выступает технологией решения личностных проблем пожилого человека, начиная от проблемы общения, взаимодействия с другими людьми и до получения социально-бытовых и иных услуг.

    Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому устанавливаются учреждениями социального обслуживания.

    Предоставление социальных услуг на дому осуществляют отделения социального обслуживания на дому, создаваемые в учреждениях социального обслуживания.

    Социальным обслуживанием на дому обеспечиваются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и оказании доврачебной медицинской помощи в надомных условиях.

    Социальные услуги на дому, входящие в перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, оказываются учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

    Социальные услуги предоставляются на дому бесплатно: – гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию или имеющим среднедушевой доход (для проживающих в семьях) ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в области.

    Социальные услуги предоставляются на дому на условиях частичной оплаты:

    –         гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию или имеющим среднедушевой доход (для проживающих в семьях) в размере от 100 до 250 процентов прожиточного минимума пенсионера, установленного в области.

    Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25 процентов от разницы между получаемой пенсией (среднедушевым доходом) и прожиточным минимумом пенсионера, установленным в области.

    Социальные услуги предоставляются на дому на условиях полной оплаты:

    –         гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию или имеющим среднедушевой доход (для проживающих в семьях) в размере превышающим 250 процентов прожиточного минимума пенсионера, установленного в области.

    Дополнительные услуги, не входящие в перечень гарантированных социальных услуг, оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными в области тарифами на платные социальные услуги. Решение об условиях оказания социальных услуг принимается администрацией учреждения социального обслуживания.

    При оказании социальных услуг с гражданами пожилого возраста и инвалидами заключается договор, определяющий виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты[28].

    Решение о признании гражданина нуждающимся в социальных услугах на дому принимается уполномоченным органом на основании следующих документов:

    а) документы, предоставляемые гражданином (или его законным представителем):

    –         заявление гражданина или законного представителя;

    –         документ, удостоверяющие личность получателей социальных услуг;

    –         документы, подтверждающие полномочия представителя (при обращением социальных услуг представителя гражданина);

    –         гражданин, имеющий инвалидность: справка, подтверждающая факт установления инвалидности, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (при наличии вышеуказанной программы);

    –         сведения, подтверждающие наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, для целей признания его нуждающимся в социальном обслуживании в социальном обслуживании от медицинских организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

    –         документы (сведения) подтверждающие обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками (дети и родители) обязанностей по уходу за неспособными к самообслуживанию гражданином, в том числе инвалидность, состоянию здоровья, нетрудоспособность в связи с болезнью, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина (другой населенный пункт), частые продолжительные командировки (за исключением граждан, нуждающихся в реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида);

    –         сведения о месте проживания лица (лиц), обязанного (обязанных) заботится и содержать гражданина по закону (при наличии) за исключением граждан, нуждающихся в реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида);

    –         заключение из медицинской организации о наличии (об отсутствии) гражданина заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих[29].

    Перечень документов, необходимых для зачисления на надомное социальное обслуживание:

    –         заявление гражданина в адрес Поставщика о предоставлении социальных услуг

    –         индивидуальная программа;

    –         документ, удостоверяющие личность получателей социальных услуг;

    –         справки, свидетельства, удостоверения или иные документы установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством[30].

    Состав, объемы и формы услуг на дому гражданам пожилого возраста учреждениями социального обслуживания независимо от их ведомственной принадлежности форм собственности более конкретно выражены в национальном стандарте ГОСТ Р 53058-2008 «Социальные услуги гражданам пожилого возраста».

    Востребованность в отделениях социального обслуживания на дому подтверждает тот факт, что во всех без исключения комплексных центрах социального обслуживания они сформированы и загружены работой больше, чем другие отделения.

    Надомное обслуживание – самая удобная форма для пожилого человека, реализующая основной принцип социальной работы – доступность необходимых услуг.

    Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, пожилым гражданам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. К таким услугам можно отнести отправку почтовой корреспонденции за счет средств гражданина, оказание транспортных услуг за счет средств гражданина, оплата жилищно- коммунальных услуг и услуг связи, сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка также за счет средств гражданина.

    Существуют региональные методики расчета по количеству обслуживаемых граждан социальным работником, состоящими в штате Центра. Но как правило, должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 – в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально – бытового благоустройства.

    К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.

    При определении территории обслуживания и графика работы социальных работников следует учитывать необходимую частоту посещений обслуживаемых ими граждан (не реже 2 раз в неделю), характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания, степень развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, а также транспортных связей.

    Социальные работники, приходя домой к пенсионерам и инвалидам, узнают об их проблемах и нуждах, оперативно принимают решение о дальнейшем обслуживании конкретного гражданина и оказании ему помощи: закупают медикаменты, продукты, помогают навести порядок, помыться, оплачивают коммунальные услуги, оказывают первую доврачебную помощь, проводят назначенные лечащим врачом медицинские процедуры и т. д.

    Специалисты по социальной работе, в свою очередь, выполняют следующие функции:

    –         признание граждан нуждающимися в предоставлении социальной услуги, предоставляемыми поставщиками социальных услуг на дому;

    –         составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг;

    –         разъяснение действующего законодательства о правах граждан на получение социальной услуги;

    –         работа с письменными обращениями граждан, учреждений социального обслуживания населения по вверенным вопросам;

    –         контроль исполнения предписаний надзорных органов в части организации предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;

    –         анализ, подготовку справок, информации о деятельности учреждений социального обслуживания населения;

    – подготовку предложений по внедрению новых форм видов социального обслуживания.

    Социальное обслуживание на дому имеет особую специфику в сельских муниципальных образованиях. Следует заметить, что удельный вес одиноких пожилых людей в сельской местности выше, чем в городской, и большинство проблем, характерных для селян, связаны с состоянием инфраструктуры. В основном они живут в частных домах, где нет централизованного водоснабжения и отопления. Жителям сел и деревень тяжело добираться до районного центра. Разбросанность населенных пунктов, бездорожье порождают серьезные трудности социальным службам для помощи пожилым людям и инвалидам.

    Образ жизни людей в сельской местности имеет свои особые характеристики:

    1)       тесное         «срастание» с местом проживания; значимость традиционных ценностей;

    2)       опыт свидетельствует о том, что основным источником дохода в сельской местности во все времена был труд на личном подворье;

    3)       в        сельской местности проживает в основном коренное население региона, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений, в том числе и в сфере взаимной помощи и поддержки;

    4)       гарантом    благополучия и защиты каждого жителя села выступает, прежде всего семья, более стабильная, чем городская;

    5)       в        сельской местности взаимосвязи людей в системе неформальной поддержки развивают их сильную зависимость друг от друга, лучше формируется разносторонне межсемейное кооперирование. Технологии социального обслуживания населения, адаптируясь к условиям села, обязаны принимать во внимание данные характерные черты, в том числе общенародные устои и нравы в области помощи и поддержки нуждающихся.

    Таким образом, система учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ складывается из специализированных учреждений социального обслуживания, где особая роль принадлежит комплексным центрам социального обслуживания. Данные нестационарные учреждения являются наиболее экономичными и приближенными к реальным нуждам пожилых людей, когда каждый имеет возможность выбрать оптимальный для себя вариант социального обслуживания.

    Именно это способствует повышению объема и качества социального обслуживания, социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках муниципального конкретного образования. Самой востребованной формой социального обслуживания у пожилых граждан в сельской местности является социальное обслуживание на дому.

    Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому призвано способствовать решению возникающих у них данных проблем, восстановлению или усилению способности к самообеспечению и самообслуживанию.

    Таким образом, организация социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов нацелена на обеспечение безопасной жизнедеятельности через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг.

    2.2 Направления совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

    В процессе изучения основ социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов был выявлен ряд проблем, касающихся данной сферы. В части теоретико-методологических и правовых основ социального обслуживания граждан рассматриваемой группы наиболее значимыми проблемами нужно считать следующие:

    1)       Проблема старения населения. В России установился устойчивый тренд к увеличению абсолютного числа граждан пожилого возраста и доли этих граждан в общей численности населения. Уже сейчас каждый четвёртый гражданин РФ является пожилым, а в ближайшем пятилетии доля пожилых граждан в общей численности населения превысит 27%. Одновременно отмечается и увеличение средней продолжительности жизни пожилых граждан. Данная проблема определяет актуальность функционирования самой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.

    2)       Проблема необходимости оказания социальной помощи. При увеличении числа пожилых граждан и инвалидов и продолжительности их жизни возрастает необходимость оказания этим гражданам постоянной помощи и поддержки. Потребность в социальном обслуживании испытывают боле 80% граждан рассматриваемой социальной группы, а более 30% нуждаются в социальном обслуживании постоянно. На фоне роста числа пожилых граждан, увеличения средней продолжительности жизни, роста доли пожилых граждан в общей численности населения вызывает необходимость развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.

    3)       Проблема необходимости совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. Данная проблема вытекает из необходимости социализации пожилых граждан, необходимости их активного вовлечения в общественную или трудовую деятельность. Несмотря на то, что значительная часть граждан пожилого возраста, особенно, в возрастном диапазоне 60- 65 лет, является носителями ценных знаний и опыта и готова продолжать трудовую деятельность, работодатели не рассматривают пожилых граждан в качестве трудового ресурса. Связано это с тем, что при вовлечении граждан пожилого образа в трудовую и общественную деятельность необходимо учитывать специфические особенности данной категории людей, к чему не готова большая часть работодателей. Соответственно, возникает необходимость разработки системы мер по такой социализации.

    4)       Проблема социальной неоднородности. Пожилые граждане представляют самые различные социальные слои общества, которые отличаются различным уровнем образования, квалификации и сферой интересов. Вариация как групп граждан пожилого возраста, так и типов этих граждан внутри каждой группы определяет различие подходов к социальной адаптации и социальному обслуживанию этих граждан. Действующие программы социального обслуживания пожилых граждан не всегда учитывают такую вариацию, поскольку в масштабах страны или даже региона такой учет является чрезвычайно трудоемким процессом. Следовательно, потенциальным решением проблемы может являться предоставление большей самостоятельности учреждениям социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Такие решения вполне осуществимы в рамках приносящей доход деятельности.

    5)       Проблемы приоритета в выборе форм социального обслуживания пожилых граждан. В ходе исследования нами установлено, что традиционные формы активности пожилых граждан не рассматриваются гражданами как единственно необходимые. Данное утверждение определяет необходимость поиска и внедрения новых форм работы с гражданами пожилого возраста в деятельность учреждений социального обслуживания населения. Внедрение таких форм также возможно в рамках приносящей доход деятельности на уровне муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

    6)       Проблема ограниченности существующих форм социального обслуживания. Исследование показало, что потенциал активности людей пожилого возраста и инвалидов, при традиционно практикуемых формах социального обслуживания задействован не полностью. Граждане пожилого возраста зачастую готовы к активной социальной деятельности, однако предложения учреждений социального обслуживания ограничены. Решение данной проблемы также возможно именно на муниципальном уровне за счет средств приносящей доход деятельности. Кроме того, ряд форм социальной активности, таких например, как волонтерство, помощь в уходе за пожилыми гражданами, клубы общения, не требует финансового обеспечения как такового и может быть реализован на началах социальной инициативы.

    7)       Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере финансового обеспечения социального обслуживания граждан пожилого возраста. Процессы оказания социальных услуг населению и финансирование этих процессов регулируются федеральным и региональным законодательством. При этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный перечень и в объемах, свыше установленных региональным законодательством.

    Однако в этом случае оказание услуг должно производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на возмездной основе. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим расширение перечня социальных услуг пожилым гражданам, даже при наличии организационных возможностей для оказания этих услуг. В данном случае решением проблемы опять-таки является приносящая доход деятельность учреждений социального обслуживания населения на муниципальном уровне.

    На основании обобщения данных проблем был сделан вывод о том, что даже при их наличии учреждения социального обслуживания располагают потенциалом и имеют возможности для расширения перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста, с одновременным повышением качества этих услуг. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на вовлечение пожилых граждан в общественную жизнь, социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в таком обслуживании.

    Вывод по главе 2.

    B целом результат их работы направлен на максимально возможное продление пребывания людей пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде с целью поддержания их социального статуса, вовлечения в общественную деятельность, оздоровляющие и профилактические мероприятия.

    До сих пор нет единого мнения, какая из технологий или какое их взаимодействие, кооперация наиболее эффективны и в каком направлении их развивать. Однако внедрение стратегии активного долголетия однозначно стало одним из факторов, положительно влияющих на увеличение периода активного и здорового долголетия людей пожилого возраста, повышение качества и продолжительности жизни.

    Для того чтобы активное долголетие наступило для каждого человека, в новой парадигме управления постарением населения необходимо внедрять инновационные методы и персонифицированный подход не только для людей, достигших пенсионного возраста, но и для каждого человека с момента его рождения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Демографическое старение, повышение численности людей пожилого возраста и их процентной доли в составе населения – это влиятельные тенденции современности, характерная и для России, и для многих других стран мира.

    Специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами определяется не только разнообразием видов государственной социальной помощи. Вопросы определения потребностей в социальной помощи, на наш взгляд, необходимо вывести на передний план, так как они имеют ряд отличий, складывающихся из характеристик, сложившихся в рамках конкретного муниципального образования.

    Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб.

    Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень.

    Существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот.

    Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.

    Основные проблемы пожилых людей и инвалидов, видятся в низком совокупном доходе, одиночестве, а также в удаленности от районного центра.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2015 года. – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778
    2. Федеральный закон Российской Федерации № 442ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70552648/
    3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71937200/
    4. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 года N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/
    5. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71322816/
    6. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2016 г. N 2539-р «О Плане мероприятий на 2016-2020 г.г. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 г. (с изменениями и дополнениями)». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71556252/
    7. Распоряжение Правительства. Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71322816/
    8. Приказ Минтруда России от 10.07.2019 N 492 «Об утверждении формы, порядка и срока представления сведений о результатах реализации мероприятий, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72504800/
    9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. № 38н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71351832/
    10. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (под редакцией Э.Р. Курманова). – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г. // статья 6;
    11. Богданян, Е.А. Круглый стол «Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы» / Е.А. Богданян // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – Текст: непосредственный.
    12. Бондаренко И.Н. Основные направления повышения доступности и качества услуг, предоставляемых социальными службами на современном этапе развития системы социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2017. – №1. – С. 16-17. – Текст : непосредственный.
    13. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2019. 134 с. – Текст : непосредственный.
    14. Галеева Е.В. Маметьева О.С. Социальная адаптация пожилых людей как технология, реализующаяся в учреждениях социального обслуживания населения //Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3 (37). С. 267 – 269. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41852156
    15. Давыдова О.В. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 4 (1). С. 2933. – Текст : непосредственный.
    16. Дорошенко, Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей / Т.Н. Дорошенко // Сборник Московского городского педагогического университета. – 2016. – С. 273-279. – Текст : непосредственный.
    17. Зайфиди П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание, 2014, № 7. С. 1621. – Текст : непосредственный.
    18. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М. Миклош. 2003, 176 с. – Текст : непосредственный.
    19. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: сб. науч. очерков. М.: Флинта, МПСИ, 2016. 124 с. – Текст : непосредственный.
    20. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Далневосточного университета 2014. 54 с. – Текст : непосредственный.
    21. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Далневосточного университета 2014. 54 с. – Текст : непосредственный.
    22. Кулагин Д. В. Институт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в современном российском обществе (региональный аспект) Электронный ресурс] / Д. В. Кулагин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион -: Режим доступа https: //cyberleninka.ru/article/n/institut- sotsialno go-obsluzhivaniya- grazhdan- pozhilogo-vozrasta-i-invalidov-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve- regionalnyy-aspekt (дата обращения: 22.09.2022).
    23. Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста // Социальное обслуживание. – 2016. – № 2. – С. 5-24. – Текст : непосредственный.
    24. Мартин Э. Социальное обеспечение в Великобритании и во Франции // Свободная мысль 2005. № 8. – Текст : непосредственный.
    25. Матафонова, А.К. Социально-психологические особенности людей пожилого возраста / А.К. Матафонова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 70-75. – Текст : непосредственный.
    26. Меметов С.С., Шаркунов Н.П. Некоторые аспекты реабилитации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (детейинвалидов) на современном этапе // Вестник всероссийского общества специалистов по медикосоциальной экспертизе реабилитации и реабилитационной индустрии. 2019, № 4. С. 4550. – Текст : непосредственный.
    27. Меметов С.С., Шаркунов Н.П. Некоторые проблемы создания гериатрической службы в регионах // Успехи геронтологии. 2020. Т. 3. № 1. С. 189-193. – Текст : непосредственный.
    28. Понятие и принципы социального обслуживания [Электронный ресурс] // Юридический портал «Закон сегодня» – Москва, 2019 – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/pr-soc-obs/DOC 079.php#sel (дата обращения: 15.09.2022).
    29. Самутин К.Н. Здоровье населения как составляющий элемент экономической политики государства // Российское предпринимательство. 2012, том 13, № 11, с. 131136. – Текст : непосредственный.
    30. Тимошина, Е.Н. Социальное обслуживание в системе государственной социальной политики / Е.Н. Тимошина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2018. – № 4. – С. 18-25. – Текст : непосредственный.
    31. Тяпкина Т. Ю. Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы [Электронный ресурс] // Т. Ю. Тяпкина // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал – Уфа, 2017. – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/37/3907/ (дата обращения: 16.09.2021).
    32. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы: учеб. пособие. М.: ИНИОН РАН, 2016. – 144 с. – Текст : непосредственный.
    33. Шахова С.А. Программа обучения кадров для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием опыта Великобритании) // Работник социальной службы. 2014. № 1. C. 88107. – Текст : непосредственный.
    34. Шляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации // Журнал «Медицина». 2017. № 3. С. 8-22. – Текст : непосредственный.

    [1] Меметов С.С., Шаркунов Н.П. Некоторые аспекты реабилитации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (детейинвалидов) на современном этапе // Вестник всероссийского общества специалистов по медикосоциальной экспертизе реабилитации и реабилитационной индустрии. 2019, № 4. С. 4550. – Текст : непосредственный.

    [2] Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М. Миклош. 2003, 176 с. – Текст : непосредственный.

    [3] Самутин К.Н. Здоровье населения как составляющий элемент экономической политики государства // Российское предпринимательство. 2012, том 13, № 11, с. 131136. – Текст : непосредственный.

    [4] Зайфиди П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание, 2014, № 7. С. 1621. – Текст : непосредственный.

    [5] Распоряжение Правительства. Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71322816/

    [6] Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (под редакцией Э.Р. Курманова). – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г. // статья 6;

    [7] Богданян, Е.А. Круглый стол «Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы» / Е.А. Богданян // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – Текст : непосредственный.

    [8] Дорошенко, Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей / Т.Н. Дорошенко // Сборник Московского городского педагогического университета. – 2016. – С. 273-279. – Текст : непосредственный.

    [9] Тимошина, Е.Н. Социальное обслуживание в системе государственной социальной политики / Е.Н. Тимошина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2018. – № 4. – С.

    18-25. – Текст : непосредственный.

    [10] Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71322816/

    [11] Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2016 г. N 2539-р «О Плане мероприятий на 2016-2020 г.г. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 г. (с изменениями и дополнениями)». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71556252/

    [12] Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71937200/

    [13]  Федеральный закон  Российской Федерации № 442ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70552648/

    [14] Шляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации // Журнал «Медицина». 2017. № 3. С. 8-22. – Текст : непосредственный.

    [15] Приказ Минтруда России от 10.07.2019 N 492 «Об утверждении формы, порядка и срока представления сведений о результатах реализации мероприятий, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72504800/

    [16] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. № 38н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71351832/

    [17] Меметов С.С., Шаркунов Н.П. Некоторые проблемы создания гериатрической службы в регионах // Успехи геронтологии. 2020. Т. 3. № 1. С. 189-193. – Текст : непосредственный.

    [18]             Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: сб. науч. очерков.  М.: Флинта, МПСИ, 2016. 124 с. – Текст : непосредственный.

    [19] Шахова С.А. Программа обучения кадров для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием опыта Великобритании) // Работник социальной службы. 2014. № 1. C. 88107. – Текст : непосредственный.

    [20] Давыдова О.В. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 4 (1). С. 2933. – Текст : непосредственный.

    [21] Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2019. 134 с. – Текст : непосредственный.

    [22] Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Далневосточного университета 2014. 54 с. – Текст : непосредственный.

    [23] Мартин Э. Социальное обеспечение в Великобритании и во Франции // Свободная мысль  XXI. 2005. № 8. – Текст : непосредственный.

    [24] Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Далневосточного университета 2014. 54 с. – Текст : непосредственный.

    [25] Бондаренко И.Н. Основные направления повышения доступности и качества услуг, предоставляемых социальными службами на современном этапе развития системы социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2017. – №1. – С. 16-17. – Текст : непосредственный.

    [26] Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста // Социальное обслуживание. – 2016. – № 2. – С. 5-24. – Текст : непосредственный.

    [27] Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2015 года. – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778

    [28] Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы: учеб. пособие. М.: ИНИОН РАН, 2016. – 144 с. – Текст : непосредственный.

    [29] Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 года N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». – Текст: электронный // СПС Гарант. – URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/

    [30] Матафонова, А.К. Социально-психологические особенности людей пожилого возраста / А.К. Матафонова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 70-75. – Текст : непосредственный.

    1 комментарий к “Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Курсовая работа 2022 г.”

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх