Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………………………. 3
1.Толерантность как предмет психологического исследования………………………………………. 6
1.1 Подходы к определению содержания понятия «толерантность»……………………………….. 6
1.2 Психолингвистические методы анализа вербальной………………………………………………… 8
репрезентации толерантности……………………………………………………………………………………….. 8
- Психолингвистические способы воздействия на интерпретацию толерантности как качества политика (на примере анализа статей из «Deutsche Welle»)…………………………………………………………. 13
2.1. Деятельность немецких политиков как детерминанта формирования представления о толерантности……………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
2.2. Cпособы оценки средствами массовой информации…………………………………………….. 16
толерантности политика……………………………………………………………………………………………… 16
- Экспериментальное исследование толерантности……………………………………………………. 20
как качество политика…………………………………………………………………………………………………. 20
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 33
Список литературы……………………………………………………………………………………………………… 34
Введение
Влияние СМИ на политику и развитие межнациональных отношений интересует ученых все больше. Изучение проблем толерантности применительно к практикам средств массовой информации представляется необходимым по нескольким причинам. С одной стороны, становится все более очевидной необходимость медиаобразования, важно обучить массовую аудиторию, начиная со школьного возраста, способам противостояния манипулятивным технологиям в коммуникации, например, умению распознавать приемы трансляции ксенофобии в отношении определенных социальных групп. С другой стороны, проблема интолерантности, в отличие от осознанного выражения негативных оценок, состоит в том, что мы можем быть интолерантными в силу использования стереотипных фраз и логических ходов, даже не замечая этого. Именно поэтому данное исследование является актуальным.
Значительная часть проблем толерантности имеет экономическую, политическую, правовую основу, то есть лежит вне закономерностей построения дискурса СМИ.
Однако и роль СМИ достаточно велика: излишне драматизированные сообщения, воспроизведение в прессе негативных социальных стереотипов могут провоцировать аффективные реакции, увеличение психологической напряженности в обществе.
Ни для кого не секрет, что молодежная среда представляет собой благодатную почву для формирования экстремистских установок. Дело в том, что молодежное сознание еще полностью не сформировано, а значит, идеологи экстремистских объединений и групп могут использовать этот фактор в своих целях – насаждая в молодежной среде выгодные им установки. Именно поэтому стоит говорить о том, что молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности и государственных управленческих структур.
В современном мире нетерпимость превратилась в одну из глобальных проблем. Разнообразные формы насилия стали «визитной карточкой» нынешнего века. По мнению Б. Риэрдон, единственным «путем к самосохранению человечества и его дальнейшему культурному развитию является толерантное отношение к людям, имеющим различные нравственные, религиозные и политические убеждения»
Построение понятия толерантности на основе анализа современных языков и содержащихся в них обыденных, житейских представлений позволяет подчеркнуть, с одной стороны, разнообразие и множественность оттенков, которые приобретает понятие «толерантность», благодаря национальному своеобразию и культуре, а, с другой стороны, некий общий, единый смысл, который и отражает сущность этой категории.
О необходимости решения этой актуальной проблемы в своих трудах писали известные отечественные и зарубежные представители психолого-педагогической науки: А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, Е. И. Пассов, В. А. Петровский, Э. Фромм и др.
В трудах названных ученых проводится основополагающая мысль о необходимости укрепления взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных государств, о взаимодействии и взаимообогащении культур разных народов, о формировании у современной молодежи толерантного сознания и ценностного отношения к иноязычной культуре.
Исходя из вышеизложенного, цель данного исследования — выявить способы влияния средств массовой информации на формирования представления о толерантности.
Объектом курсовой работы, я выбрала толерантность как качество политика. Предметом работы являются способы влияния на формирование толерантности.
Согласно гипотезе исследования, СМИ в большей степени влияют на формирование представления о толерантности у современной молодёжи, нежели фактическое содержание деятельности и речей политиков.
Задачи, которые были поставлены, в данной работе:
- Определить содержание понятия толерантность
- Выявить исследовательский потенциал психолингвистического анализа способов представления толерантности
- Определить характер влияния деятельности политиков на представление о политической толерантности
- Выделить способы оценки СМИ толерантности политика
- Выявить стратегии оценки политической толерантности у современных немцев
Заключение
В курсовой работе проанализировано содержание понятия «толерантность», история его возникновения и основные теоретические подходы к исследованию данного понятия. В результате чего сформулировано определение толерантности. Оно возникло в эпоху религиозных войн в Европе и означает терпимость и принятие посторонних взглядов, ценностей, религий
Поскольку в указанном определении акцентируется деятельностное проявление толерантности, то, как было показано в работе, наиболее эффективными средствами анализа толерантности являются методы и модели, разработанные в психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, а так же в отечественной психолингвистике.
Анализ контекстов новостных источников показал, что политик самостоятельно формирует оценку своей деятельности, однако средства массовой информации безусловно являются важным механизмом в формировании политических взглядов населения.
Эксперимент показал, что количество интолерантных людей практически в два раза превышает толерантных, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. А это значит, что толерантность действительно не всегда имеет положительное значение в политике.
Таким образом средства массовой информации играют очень важную, но не решающую роль в российско-германских отношениях, т.к. не могут напрямую влиять на решения, принимаемые политиками, но из-за роста количества групп влияния, формирующихся из обычных граждан, СМИ, имея способность манипулировать общественным мнением и формировать его, поистине являются «четвертой властью» в современном мире.
Список литературы
- Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. – М.: Флинта, Наука, 2014. – 112 c.
- Бондырева, С. К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2013. – 240 c.
- А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 130 с.
- А. Н. Леонтьев. Язык и языковая деятельность в общей педагогической психологии. М.: МОДЭК, МПСИ, 2001.
- Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: моногр. / О.Я. Воробьева. – М.: Глобус, Панорама, 2014. – 160 c.
- Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 112 c.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. — М,: Политиздат, 1990. — 494 с.
- А. Н. Леонтьев. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
- Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. – 416 c.
- Денисовский, Г. М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов / Г.М. Денисовский, П.М. Козырева. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2017. – 112 c.
- Дударев, М. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности. Методическое пособие / М.И. Дударев, И.Ю. Демьянюк, Д.И. Полторак. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 c.
- Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2013. – 288 c.
- Йозеф, (Бенедикт XVI) Ратцингер Вера. Истина. Толерантность. Христианство и мировые религии / Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер. – М.: ББИ, 2017. – 400 c.
- Ключник, Роман Технология подавления национал-патриотов и народов. Часть 1. Ксенофобия. Толерантность. Антисемитизм / Роман Ключник. – М.: СПб СРП Павел ВОГ, 2017. – 696 c.
- Кожухарь, Галина Межличностная толерантность студентов-психологов / Галина Кожухарь. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 132 c.
- Культура толерантности и опыт дипломатии. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2013. – 304 c.
- Майковская, Лариса Музыкальное образование как путь к толерантному восприятию мира / Лариса Майковская. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 260 c.
- Мария, Борисовна Чирятьева Формирование межличностной толерантности младших школьников / Мария Борисовна Чирятьева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 168 c.
- Медушевский, Н. А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А. Медушевский. – М.: Ленанд, 2014. – 408 c.
- Медушевский, Н. А. Толерантность в фокусе региональных трактовок / Н.А. Медушевский. – М.: Ленанд, 2015. – 176 c.
- Резникова, Ольга Формирование толерантности подростков в образовательном учреждении / Ольга Резникова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 539 c.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: Сборник научно-методич. – Москва: Высшая школа, 2013. – 984 c.
- Толерантность / ред. М.Б. Хомяков. – М.: Екатеринбург: Уральский университет, 2015. – 628 c.
- Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. – М.: Каро, 2014. – 128 c.
- Фонталин, Л. Н. Иммунологическая толерантность / Л.Н. Фонталин, Л.А. Певницкий. – М.: Медицина, 2017. – 312 c.
- Чудинова, Е.П. Похищение Европы. Исламизация и капкан толерантности / Е.П. Чудинова. – М.: Вече, 2013. – 490 c.
- Шатаева, О. В. Этническая толерантность сотрудников организации г.Москвы / О.В. Шатаева, Н.Е. Коршунова, В.А. Никитюк. – М.: Прометей, 2014. – 140 c.
- Шехтман, Григорий Плоды толерантности / Григорий Шехтман. – М.: Научный мир, 2014. – 282 c.
- Африн, Иван Критика психологической толерантности: моногр. / Иван африн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 152 c
- Дополнительная литература:
- Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997. С. 149-209.6.«Russland darf man nicht duzen».
- http://www.dw.de/russland-darf-man-nicht-duzen/a-179809467.«Wahlen in Russland -eine “Farce”?» http://www.dw.de/wahlen-in-russland-eine-farce/a-179214518.«Kommentar: Protest keine Gefahr für Putin,
- http://www.dw.de/kommentar-protest-keine-gefahr-f%C3%BCr-putin/a-179397329.«Kommentar: Neue Weltordnung à la russe»ttp://www.dw.de/kommentar-neue-weltordnung-%C3%A0-la-russe/a-1777534410.«Lobeshymne auf Putin».
- http://www.dw.de/lobeshymne-auf-putin/a-1799960211.«Alle Augen auf Putin beim ASEM-Gipfel» http://www.dw.de/alle-augen-auf-putin-beim-asem-gipfel/a-1800020112.”Russland bereitet die Annexion Abchasiens vor”, http://www.dw.de/panjikidze-russland-bereitet-die-annexion-abchasiens-vor/a-18017146.