написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях (10-11 классы по ФГОС). Дипломная работа

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ. 1

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ   6

    1.1 Понятия патриотизм и патриотическое воспитание как составляющие духовно-нравственного воспитания в современных исследованиях. 6

    1.2.   Духовно-нравственное воспитание учащихся как направление внеурочной деятельности по ФГОС.. 18

    1.3.   Формы организации внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию   24

    ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 34

    2.1. Диагностика уровня сформированости патриотических чувств у учащихся 11 класса  34

    2.2. Разработка содержания форм патриотического воспитания во внеурочной деятельности в 11 классе. 45

    2.3. Организации патриотического воспитания во внеурочной деятельности. 50

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 56

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном динамичном и постоянно меняющемся мире возникает необходимость переосмысления не только образовательных целей, но и воспитательных, которые направлены на развитие личности, на его патриотическое воспитание. Именно в старших классах закладывается основной фундамент гражданственности и патриотизма учащихся.

    В современных условиях огромное влияние на становление личности ребёнка оказывает школа. Необходимо активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся не только школы, но и родителей. Старший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важно на данном возрастном этапе развития личности сформировать такие качества, как патриотизм и гражданственность.

    Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы. Патриотическое воспитание молодежи требует к себе особого внимания, от того, какие формы и методы используются педагогом, будет зависеть его гражданская позиция, политическое сознание, патриотические чувства.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

    Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные дела и поступки для Отечества и государства.

    Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа в настоящее время предоставляет обучающимся возможность широкого спектра занятий, направленных на патриотическое воспитание. Внеурочная деятельность проводится в различных формах её организации, отличных от урочной системы обучения, создаются кружки, научные объединения, мастерские, клубы и другое. Очень важно, чтобы внеурочная деятельность заинтересовывала учащихся, они должны проявлять огромное желание к таким занятиям. Данная работа позволяет ребятам развиваться, больше узнавать о своей Родине, о малой Родине, о своих корнях, истории и т.д.

    Во все времена вопросами патриотизма занимались выдающиеся педагоги, такие, как Белинский В. Г., который считал, что патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве. (25)

    Особого внимания заслуживают идеи В.А. Сухомлинского. В своих педагогических трудах он раскрывает сущность патриотического воспитания, рассматривая его во взаимосвязи с другими нравственными характеристиками личности.

    К.Д. Ушинский говорил о народности воспитания. Он доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к своему народу и труду.

    По мнению Б.Т. Лихачёва, сущность понятия патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. В.А. Сластёнин считает, что патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.  В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм понимается как базовая национальная ценность. (1,с.31.)

    Одним из принципов государственной политики в области образования, согласно ст. 7 Закона РФ Об образовании», является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    В условиях современного общества многие ученые нового столетия отмечают, что кризис происходит в душах людей, и поэтому патриотическому воспитанию уделяют такое внимание. Одни рассматривают    патриотизм    как моральный принцип (Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, В.Н. Устякин и др.), как новый тип   проявления чувства   национальной   гордости (В.А.Воронкович), как чувство любви к Родине (Л. Р. Болотина, Н.И. Матюшин и др.).

    Другие говорят о том, что современное патриотическое воспитание направленно на увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Они предлагают следующие пути эффективного патриотического воспитания: использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы.

    Анализ изученных источников показал, что в условиях современности вопросам патриотического воспитания уделяется огромное внимание. Учёными вопросы организации патриотического воспитания рассмотрены достаточно широко, даны определения понятий патриотизм, гражданственность, раскрыты особенности и сущность патриотического воспитания в старших классах. Но вместе с тем, недостаточно рекомендаций учителям старших классов по использованию внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников. Это побудило выбрать тему исследования: Формы патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

    ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы формы патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

    ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ- изучить различные формы патриотического воспитания молодежи в современных условиях, рассмотреть использование различных форм организации патриотического воспитания во внеурочной деятельности.

    ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    • рассмотреть понятия патриотизм, патриотическое воспитание в современных психолого – педагогических исследованиях;
    • изучить особенности организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС .
    • ознакомиться с формами организации внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию;
    • выявить уровень сформированности патриотических чувств у молодежи;
    • выявить содержание основных форм патриотического воспитания в 11 классе;

    -сделать выводы по проблеме исследования.

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– процесс организации патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

    ПРЕДМЕТ исследования – содержание и формы патриотического воспитания молодежи.

    Методологической основой исследования являются теоретические труды В.А. Сухомлинского, о сущности патриотического воспитания; К.Д. Ушинского о народности воспитания; Б.Т. Лихачёва, В.А. о духовно- нравственном воспитании.

    НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в систематизации и обобщении различных форм патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: серия разработанных занятий по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности может быть использована учителями старших классов.

    ВЫВОД ПО ГЛАВЕ:

    В ходе исследования был изучен уровень сформированности патриотических чувств у молодежи (11 класс), было выявлено, что у 5 учащихся 38 % низкий уровень развития патриотических чувств.

    Учитывая данные показатели, были разработаны внеурочные занятия, направленные на формирование и развитие патриотических чувств. В период выполнения работы внеурочные занятия были апробированы.  Целенаправленная и последовательная работа во внеурочное время позволила создать благоприятные условия для проведения и организации занятий по патриотическому воспитанию.

    Проведённая работа показала актуальность и необходимость работы классного руководителя с использованием различных форм и методов организации воспитательной работы по созданию комфортной среды для повышения уровня патриотических чувств молодежи.

    Опытно-диагностическая работа позволила выявить не только учащихся с низким уровнем патриотического воспитания, но и продумать дальнейшую работу по формированию патриотических чувств. Эта работа нашла своё отражение во внеурочной деятельности. Были разработаны и успешно апробированы 4 внеурочных занятия, показавших, насколько каждый школьник готов быть и есть настоящий патриот своего народа и Отечества в целом.  

    В результате проделанной работы были разработаны методические рекомендации классному руководителю по использованию различных форм внеурочной работы, направленной на формирование патриотических.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Старший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

    В процессе проведения исследования было установлено, что патриотическое воспитание- это систематическая деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, ценностей и чувств.

    В современном понимании, патриотизм- это многовариантное понятие, имеющее много трактовок. Патриотизм- это гражданская позиция, гордость за свою страну и свой народ. Патриотическое воспитание молодежи должно строиться с учетом возрастных особенностей учащихся. Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа. Воспитательная работа не должна ограничиваться только учебным временем, поэтому более продуктивной и доступной формой работы, является внеурочная деятельность.

    Внеурочная деятельность – это деятельность, организованная для участников образовательного процесса в нестандартной обстановке. Это значит, что во внеурочной деятельности можно использовать нестандартные формы и виды работы. В свою очередь, важно помнить, что форма и виды работы – разные вещи. Форма внеурочной деятельности- это организация воспитательного процесса в виде кружков, конференций, дебатов, круглых столов и т.д.

    В ходе проведения изучения уровня сформированности патриотических чувств у учащихся 11 класса было установлено, что процесс патриотического воспитания протекает у всех учащихся по-разному. 38 % школьников находятся в зоне низкого уровня сформированности патриотических чувств.

    Учитывая полученные результаты, необходимо создавать благоприятные   условия, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. С целью создания благоприятных условий патриотического воспитания у учащихся 11 класса необходимо использовать современные и новейшие формы работы внеурочной деятельности: кружки, походы в музеи и библиотеки, просмотр видеофильма; экскурсия по памятным местам, которые позволяют всесторонне развивать духовно-нравственные стороны и качества личности (толерантность, патриотизм, уважение и любовь к своей Родине).

    Преодоление возникших трудностей в патриотическом воспитании должно быть направлено на устранение причин, их вызывающих. Использование диагностик позволит классному руководителю и психологу выявить уровень сформированности патриотических чувств у молодежи. Если работа выполнится своевременно, то можно не только устранить причины, но и скорректировать возникшие проблемы. В ходе исследования показаны целесообразность проведения внеурочных занятий.

    Данная работа позволила решить ряд проблем, связанных как с патриотическим воспитанием учащихся, с его развитием, и в дальнейшем в становлении гражданина. Проведённые внеурочные занятия показали важность и необходимость использования различных форм организации работы, позволяющей всесторонне развивать стороны личности каждого ребёнка.

    Составленные рекомендации по реализации и использованию различных форм организации внеурочной деятельности позволяет всем субъектам образовательного процесса (учителю, психологу, родителям) оказать младшему школьнику необходимую помощь и поддержку в патриотическом воспитании.

     

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

    Законы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
    2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ № 373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки
    3. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы. Постановление от 30 декабря 2015 года №1493.
    4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Международный школьный научный вестник/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 180с.

    Стандарт

    Стандарт

    1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС ) Приказ № 373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Министерством России 22.12. 2009, рег. № 17785; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки. Просвещение, 2011.- 33с.
    2. .

    Книги одного автора

    1. Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России с 15-17.
    2. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка. -М.,2010 т.3-24-с
    3. Алексеева А.П. Краткий философский словарь. / под редакцией – М.: «проспект»2011. -335с.
    4. Лихачев Д.С. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ / Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2011-
    5. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. 2010.
    6. Подласый И.П., Педагогика старших классов
    7. Мижериков Педагогический словарь-справочник.. 2012. 264- 265-с.
    8. Давыдов В. В., Российская пед. Энциклопедия 2012.т.2 109-с.
    9. Сергеева В.П.  Теоретические проблемы воспитания «Академия»,2010г.
    10. Сергеева В.П. «Методика воспитательной работы». Издательство «Академия»

    Книги двух авторов

    1. Ожегов С.И  Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка 2013г. 494-с.
    2. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 235 с.

    Статьи из газет и журналов

    1. Клевцова Л.Е. Растим патриотов //Международный школьный научный вестник- – №15 С. 83-86.
    2. Ушакова Н.В. Русская народная игра в коммуникативном развитии школь-ников. // Международный школьный научный вестник 2013. -№8 С.72-73.
    3. Михайлова И.А. Символы нашего государства. // Международный школьный научный вестник 2013.- №8 С.74-77.
    4. Сагдиева И. Т. Организация внеурочной работы с этнокультурным содержанием. //Международный школьный научный вестник 2013. – №9 С.72-74.
    5. Елистратова Н.С. Патриотическое воспитание учащихся. // Международный школьный научный вестник, 2012. – №12 С.7-8.

    Интернет-ресурсы

    1. Концепция http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/index.php
    2. Сухомлинский В.Аhttp://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=1000315

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх