Главная » » РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

550,00 

Артикул: 5908170d4d69 Категория:

Описание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ  В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА. 5

  1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 11

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовой спор – это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льгот и преимуществ, а также спор между сторонами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных правовых актах и трудовом договоре.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявляющим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юридический орган, например в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда.    Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признания субъективного спора или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предотвращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.

Защита трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.
Основанием возникновения трудовых споров является невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.

Целью контрольной работы является исследование   индивидуальных трудовых споров в вышестоящем органе государственной власти, в органах федеральной инспекции труда.

 

1.Рассмотрение индивидуальных трудовых споров  в органах федеральной инспекции труда.

Статья 384 Трудового кодекса РФ определяет порядок образования комиссии по трудовым спорам. Согласно этой статье «комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя». Комиссия по трудовым спорам может быть образована в любой организации, за исключением религиозных, и у индивидуального предпринимателя. Если работодателем является религиозная организация или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, комиссия по трудовым спорам не образуется, а в соответствии со статьями 308, 348 и 391 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры между указанными работодателями и их работниками рассматриваются непосредственно в суде. Основанием для создания КТС является инициатива работников (их представительного органа), работодателя либо их совместное волеизъявление. Никаким иным третьим лицам инициатива создания КТС принадлежать не может. Трудовой кодекс РФ не содержит положения об обязательном создании комиссии по трудовым спорам в организации, поэтому если ни одна из сторон не проявит инициативы по созданию КТС, комиссия не будет создана, и это не является нарушением законодательства. Ранее действовавший Кодекс законов о труде РСФСР1971 г. предусматривал обязательное создание КТС во всех организациях с числом работающих не менее 15 человек.[1,c.23]

Действующий Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количественному составу КТС, который на практике, как правило, зависит от численности работающих у данного работодателя лиц. Трудовой кодекс РФ также не регулирует и порядок определения численного состава; представляется, что число членов КТС должно определяться совместным решением работодателя и работников (их представителей), но при этом должен соблюдаться паритетный принцип. Данный принцип был закреплен в КЗоТ РСФСР 1922 г.6 и КЗоТ РСФСР 1971 г., однако в 1992 г. в КЗоТ РСФСР 1971 г. были внесены изменения, исключившие этот принцип; с принятием действующего Трудового кодекса РФ в 2001 г. был осуществлен возврат к положительно себя зарекомендовавшему паритетному принципу формирования КТС. КТС может формироваться как на определенный срок, без указания срока (на неопределенный срок), так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора по решению собрания коллектива, поскольку в Трудовом кодексе РФ отсутствуют указания о сроке, на который должна формироваться комиссия, а создание ее, как было указано выше, не является обязательным.[3,c.54]

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму; каких-либо обязательных требований к его содержанию законодатель не устанавливает. В статье 384 Трудового кодекса РФ указано, что «работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей». Неисполнение указанной обязанности является нарушением трудового законодательства. Однако при этом законами не предусмотрена юридическая ответственность коллектива работников (его представительных органов) за игнорирование инициативы работодателя по созданию КТС и уклонение от ее создания. Если же работодатель игнорирует инициативу работников, уклоняется от создания КТС и совершает иные действия, препятствующие ее созданию, – указанные действия влекут административную ответственность за нарушение законодательства о труде в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такое положение объясняется тем, что, во-первых, коллектив работников по своей природе является заинтересованным субъектом в создании общественных органов, основной целью которых является защита их трудовых прав, а во-вторых, трудовое законодательство направлено в первую очередь на защиту прав работника как «более слабой стороны» в трудовых правоотношениях.[6,c.91]

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем (ч. 2 ст. 384 ТК РФ). Руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут входить в состав КТС, чтобы исключить их участие в оценке своей правоприменительной деятельности. Назначая представителей работодателя в КТС, руководитель организации должен получить их согласие на участие в работе комиссии. Это объясняется тем, что выполнение этих функций не входит в круг служебных обязанностей работника, определенных при заключении трудового договора, а основано на добровольном волеизъявлении работника. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен. Однако остается открытым вопрос, обязательно ли должны быть представители работодателя в КТС работниками именно этого работодателя или возможно привлечение сторонних представителей, не состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Этот и многие другие вопросы, связанные с формированием КТС, оставлены на личное усмотрение субъектов трудовых отношений и, следовательно, потенциально способны порождать разногласия между ними.

2. Порядок рассмотрения трудовых споров

Согласно ст. 383 Трудового кодекса РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами. [4,c.67]
Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера – разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде.

Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных законодательством о труде и ГПК.
Определить подведомственность трудового спора – значит установить юридический орган, который уполномочен разбирать конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.

КТС подведомственны споры о взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных взысканий и др. КТС структурного подразделения, организации может рассматривать только трудовые споры в пределах полномочий подразделения, организации.
Порядок рассмотрения трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о незаконном увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины – непосредственно в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его подведомственность, а именно, в каком первоначально юридическом органе должен рассматриваться трудовой спор – первоначально в КТС, а затем в суде, или непосредственно в суде. [5,c.90]

На первом этапе трудовой спор должен рассматриваться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных переговоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора могут обратиться к помощи юридического органа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КТС в организации может играть положительную роль только в том случае, если перед ней будет стоять основная цель – разрешить индивидуальный трудовой спор путем устранения нарушений, которые можно выявить на основе анализа представленных письменных материалов; а также путем урегулирования разногласий между спорящими сторонами на основе выявления причин и условий их возникновения и устранения либо на основе примирения сторон. Такой способ разрешения индивидуального трудового спора является более прогрессивным, поскольку именно он способствует улаживанию разногласий, создает предпосылки для предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций. Напротив, разрешение индивидуального трудового спора путем принятия решения, обязательного для исполнения сторонами, не всегда способствует прекращению конфликта. Встречаются случаи, когда решение, вынесенное по конкретному спору, может явиться источником возникновения или обострения в организации конфликта. Для эффективной работы КТС необходимо, чтобы в ее состав входили работники, имеющие достаточно высокую гражданскую активность, честные, образованные, грамотные, знакомые с основами психологии, юриспруденции, социологии. Подбор соответствующих кандидатур в состав КТС представляет собой серьезную проблему организаций нашего времени. К сожалению, достаточно полная и объективная информация о деятельности комиссий по трудовым спорам, в том числе об их количестве, на современном этапе отсутствует, что создает препятствия для полноценной оценки правового регулирования деятельности досудебного органа, наделенного полномочиями разрешать индивидуальные трудовые споры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18
  2. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. // СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2218.
  3. ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // РГ, 2006, 29 июля (зан. 3).
  4. ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ //РГ, 2007, 7 марта.
  5. Бердычевский В. С., Акопов Д. Р., Сулейманова Г. В. Трудовое право. Изд. 2-е. РнД: Феникс, 2010.
  6. Гольцов В. Б., Гальцев Ю. В., Озеров В. С., Канюков С. К., Канюкова Т. Е. Трудовое право. Учебное пособие для вузов. СПб: ИД Петрополис, 2010.
  7. Гольцов В. Б., Озеров В. С. Трудовое право России. Учебник. Ханты-Мансийск:
  8. Гольцов В.Б., Озеров В.С. Трудовое право. Задачи по курсу. Пособие. СПб.: Лексикон, 2011.
  9. Желтов О. Б., Сошникова Т. А. Трудовое право России. Практикум. М.: Эксмо, 2012.
  10. Киселёв И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. Изд.  3-е. испр.и доп. М.: Эксмо, 2013.