Главная » БЖД Готовые работы » Совершенствование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Магистерская диссертация 2020г.

Совершенствование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Магистерская диссертация 2020г.

1700 руб.

Файл содержит:

ВКР

Доклад

Презентация.

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа 81 листов, 8 рисунков, 1 таблицу,

49 источников, 2 приложения.

Ключевые слова: население, затопление, оповещение, половодье, материальный ущерб, прогноз, эвакуация.

Актуальность исследования определяется тем, что в этих, а также в других похожих случаях возникает необходимость экстренного принятия решения на эвакуацию и размещение людей в безопасных районах на основе имеющейся базы данных, но не представляющей собой готовый план эвакуации.

Проблема исследования определяется повышение степени угроз чрезвычайного характера и необходимостью пересмотра организации эвакуационных мероприятий.

Цель исследования: Совершенствовать мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Ленинского р-на г. Ижевска в безопасные районы.

Работа представлена введением, 3 разделами, заключением, списком использованных источников, приложениями

В работе проведен анализ планирующих документов по организации эвакуационных мероприятий на ПАО «Ижсталь», разработаны рекомендации по повышению эффективности мероприятий по эвакуации населения города

В данной выпускной работе были предложены 4 варианта эвакуации: транспортная — транспортом предприятия, транспортная — транспортом предприятия и личным транспортом сотрудников, пешая и комбинированная.

Разработан и рекомендован ряд мер, исправляющих и улучшающих существующее положение с обеспечением эвакобезопасности в ПАО «Ижсталь». Упомянутые меры могут быть приняты к скорейшей реализации, что позволит поднять на еще более высокий уровень эвакобезопасность.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 7

1.1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. 7

1.2  Система оповещения и эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях. 10

1.3 Особенности эвакуации населения в ЧС.. 14

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 26

2.1 Характеристика района исследования. 26

2.2 Анализ чрезвычайных ситуаций в районе исследования. 27

2.3 Анализ документов по организации эвакуации в Ленинском районе г. Ижевска  33

  1. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЕНИНСКОГО Р-НА Г. ИЖЕВСКА В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ.. 40

3.1 Характеристика эвакуационных мероприятий. 40

3.2 Совершенствование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 77

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Высокий уровень технического развития современного общества, опасные природные явления, изменение экологической обстановки в результате деятельности человека продолжают являться рисками возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). В современных условиях нельзя не учитывать достаточно высокую вероятность террористических актов и вооруженных конфликтов с применением различных средств поражения.

В комплексе мероприятий по защите населения при ЧС в мирное и в военное время эвакуации придается большое значение. Эвакуация населения проводится при непосредственной угрозе для жизни и здоровья людей, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором такая угроза может возникнуть. Критерием для принятия такого решения на эвакуацию населения в данном случае является превышение времени восстановления систем, при котором население не может прожить без удовлетворения этих потребностей.

Эвакуация населения при ЧС природного и техногенного характера обычно не принимает такого массового характера, как в военное время, но, тем не менее, организация и проведение эвакуации нескольких тысяч человек — задача очень сложная, и решать ее приходится регулярно.

Стандартный, и достаточно отработанный подход к планированию эвакуации базируется на заблаговременном прогнозировании зон возможных опасностей, определении количества населения, в них находящихся, и расчету по этим показателям маршрутов эвакуации, транспорта, мест временного размещения, необходимого жизнеобеспечения. В таком порядке планируется эвакуация из зон возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения, возможного затопления. То есть, в тех случаях, когда есть возможность заблаговременно определить, как места возможных ЧС, так и пространственные границы зон, откуда потребуется эвакуация населения.

Но, чрезвычайные ситуации могут возникать и по другим сценариям. Например, при наличии достаточно достоверного прогноза возникновения лесных пожаров на территории субъекта РФ, мы не можем заранее предугадать конкретную угрозу тем или населенным пунктам. Разработка множества планов многовариантной эвакуации для десятков таких населенных пунктов вряд ли является оправданной. Похожая ситуация складывается и при пожарах и разрушениях на территории городов, когда возникает необходимость эвакуации и размещения людей, но заранее места возможных ЧС определить невозможно.

Актуальность исследования определяется тем, что в этих, а также в других похожих случаях возникает необходимость экстренного принятия решения на эвакуацию и размещение людей в безопасных районах на основе имеющейся базы данных, но не представляющей собой готовый план эвакуации.

Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля — ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий.

Эвакуация как способ защиты населения в военное и мирное время за последние годы не только не снизилась, но и возросла. Практика современной жизни говорит о том, что население всё чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте.

Возьмём, к примеру, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Проблема исследования определяется повышение степени угроз чрезвычайного характера и необходимостью пересмотра организации эвакуационных мероприятий.

Цель исследования: Совершенствовать мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Ленинского р-на г. Ижевска в безопасные районы.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
  2. Раскрыть особенности эвакуационных мероприятий на территории района исследования.
  3. Разработать мероприятия по совершенствованию мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Ленинского р-на г. Ижевска в безопасные районы.

Объект исследования: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.

Предмет исследования: Совершенствование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Ленинского р-на г. Ижевска в безопасные районы.

Гипотеза исследования: Совершенствование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Ленинского р-на г. Ижевска в безопасные районы позволит избежать потерь.

Методы исследования: анализ литературных источников, анализ статистических данных, сопоставление, прогнозирование, разработка схем эвакуации.

Новизна исследования заключается в попытке определения системных проблем эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае возникновения ЧС на территории Ленинского района г. Ижевска.

Научная и практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе выполнения настоящей работы, могут применены в практике решения проблем эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае возникновения ЧС в период паводка и подтоплении  на территории Ленинского района г. Ижевска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получе­ны следующие результаты:

  • изучен современный облик гражданской обороны и защиты в чрезвы­чайных ситуациях, который представляет собой эффективно работающую сис­тему обеспечения безопасности мирного и военного времени, но нуждается в доработке, в частности, со стороны нормативно-правовых актов;
  • Поскольку процесс разработки мероприятий по ГО и ЧС привязан к нор­мативно-правовой базе, которая сейчас находится в нестабильном состоянии, крайне важно обозначить позиции, по которым необходимо жёстко отстаивать интересы обеспечения безопасности, выявлять спорные моменты, присутство­вать в процессе реформирования системы технического регулирования. В про­тивном случае, баланс интересов будет нарушен в пользу простоты выполнения регламента и в ущерб вопросам защиты населения.
  • Проведен анализ планирующих документов по организации эвакуационных мероприятий на ПАО «Ижсталь», разработаны рекомендации по повышению эффективности мероприятий по эвакуации населения города
  • В данной выпускной работе были предложены 4 варианта эвакуации: транспортная — транспортом предприятия, транспортная — транспортом предприятия и личным транспортом сотрудников, пешая и комбинированная.
  • Разработан и рекомендован ряд мер, исправляющих и улучшающих существующее положение с обеспечением эвакобезопасности в ПАО «Ижсталь». Упомянутые меры могут быть приняты к скорейшей реализации, что позволит поднять на еще более высокий уровень эвакобезопасность.
  • Комплексное внедрение в практику предлагаемых изменений позволит существенно улучшить положение дел с динамикой статистических показателей эвакуации и рассредоточению сотрудников предприятия и их членов семей и будет способствовать общему улучшению ситуации с обеспечением эвакобезопасности предприятия.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БЖД — безопасность жизнедеятельности.

ГК ЧС — государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ГО — гражданская оборона.

ГОСТ — государственный стандарт.

ГОЧС — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации.

ЗВО — зона временного отселения.

ЗО — зона отселения.

ЗС — защитное сооружение.

КЧС — комиссия по чрезвычайным ситуациям.

ЛСО — локальная система оповещения.

МЧС — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

НГО — начальник гражданской обороны.

ОГ — оперативная группа.

ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения.

ОМП — оружие массового поражения.

ОУ — органы управления.

ОШ — оперативный штаб.

ПМ — первоочередные мероприятия.

РСГЗ — российская система гражданской защиты.

РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РФ — Российская Федерация.

ЧС — чрезвычайная ситуация

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абаев А.В. Математическая модель оценки оперативной деятельности подразделений ГПС. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2008. — 38 с.
  2. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 10.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882
  3. ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»
  4. ГОСТ Р 21.1703-2000 «Правила выполнения рабочей документации проводных средств связи»
  5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. Р- 6822. — Оп. 1. — Д. 175. — С. 1-4.
  6. Гражданская оборона: Учебник для вузов/В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов. Под ред. Д. И. Михайлика. — М.: Высш. шк., 1986. -207 с.
  7. Демидов А.М. Деятельность территориальных органов госбезопасности СССР в сфере военной экономики 1941-1945 гг. — Бишкек, 2008; Он же. Эвакуация производительных сил СССР в начале Великой Отечественной войны и органы госбезопасности // Власть. — 2009. — С. 23-24.
  8. Комаров И.В. Методические рекомендации по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий / И.В. Комаров — М.: Наука, 2003 — 212 с.
  9. Круглов В.А. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. // Круглов В.//Минск: Амалфея-2003.
  10. Максимов И А., Краснокутский А.В., Удилова И.Я., Сулима Т.Г. Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2013. — №4. — С. 3 — 10.
  11. Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.//Мархоцкий Я.//Минск: Вышэйшая школа-2004.
  12. Методические рекомендации по выполнению практической работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Г. Афанасьев, А. Г. Овчаренко, Л.И. Трутнева — М.: Наука, 2005 — 35 с.
  13. О внесении изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны: постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841
  14. О гражданской обороне: Федеральный закон № 28 (от от 12-02-98г.) // Российская газета. — 2013. — № 6.
  15. О гражданской обороне: Федеральный закон №28 — ФЗ
  16. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003
  17. О защите населения и территории Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Законом Удмуртской Республики от 20.11.98 № 50-ОЗ.
  18. О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: Федеральный. закон № 68- ФЗ // Сб. законодательства РФ. 1994. № 351.
  19. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: Федеральный закон 1994 г. № 68-ФЗ // Российская газета. — 2012. — № 9.
  20. О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств: Постановление Правительства РФ № 379 (от 27 апреля 2000 г.) // Российская газета. — 2013. — № 5.
  21. О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 №334 (ред. от 10.09.2013)
  22. О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов при ликвидации ЧС природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ № 1340 (от 10.11.96 г.) // Российская газета. — 2012. — № 9.
  23. О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны: Постановление МЧС по делам ГО и ЧС № 1309 (от 29 ноября 1999 г.) // Российская газета. — 2013. — № 8.
  24. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 94 (от 21.07.2005г.) // Российская газета. — 2013. — № 5.
  25. О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Удмуртской Республики: Постановление Главы Удмуртской Республики от 18.02.2010 № 11
  26. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Российской Федерации от 03.08.96 № 924 (в ред.от27.05.2005 № 335)
  27. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.05.2014) // Российская газета», № 206, 19.10.1999.
  28. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон №131 — ФЗ.
  29. Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 № 804 (ред. от 28.02.2013 № 167) // Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6165.
  30. Об утверждении Положения о порядке использования, действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 177
  31. Об утверждении Положения о системах оповещения населения: Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376
  32. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Удмуртской Республики: Постановление Главы Удмуртской Республики от 10.10.2008 №48-пг
  33. Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны: постановлений Правительства РФ от 02.11.2000 № 841
  34. Об утверждении Положения по организации эксплуатационно — технического обслуживания систем оповещения населения: приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
  35. Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно- спасательных формирований: приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999
  36. Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны / под общ. ред. П.В. Плата; МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2007г. — 272 с.
  37. Погодина Ю.И. Методические рекомендации по организации гражданской обороны объектов здравоохранения использованы материалы из брошюры «Организация медицинской службы гражданской обороны РФ» учебное пособие / Погодина Ю.И. и Трифонова С.В. — МЗ России, изд. 2005г
  38. Правовое регулирование надзорной деятельности по обеспечению пожарной безопасности в организациях и учреждениях с массовым пребыванием людей: проблемы, уроки и выводы / Солонский И.И. // Издательство: «Пожарная наука». Москва 2013 г. 20-21 с.
  39. Проблема расчета надежности комплекса систем жизнеобеспечения здания// Издательство: Алгоритм безопасности 2007 г. Санкт-Петербург 62-66 С.
  40. РД 25.03.001-2002 «Системы охраны и безопасности объектов. Термины и определения»
  41. Рентов Т.А. Словарь основных терминов и определений системы «Безопасность в Чрезвычайных ситуациях» /Рентов Т.А. // Всероссийский научно — исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях МЧС России. Москва 2011 г. с.336.
  42. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). — Ф. 644. — Оп. 1. — Д. 1. — С. 92-94.
  43. Симонов Н. Военно-промышленный комплекс СССР в 20-50-е годы. — М. 1996. — С. 141-142.
  44. Системы оповещения и управления эвакуацией / Стенкин И.Е. // Издательство: Алгоритм безопасности 2007 г. Санкт-Петербург. 22-23 с.
  45. Системы оповещения и управления эвакуацией / Стенкин И.Е. // Издательство: Алгоритм безопасности 2007 г. Санкт-Петербург.с.32-33.
  46. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный Закон № 123 (от 22.07.2008г.) // Российская газета. — 2012. — № 6.
  47. Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 670 с.
  48. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 № 877/138/587
  49. Ю. Л. Воробьева. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: Метод.указ. / Под редак.. В. Ф. Егоров.Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 32 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Динамика развития чрезвычайной ситуации

 

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *