Главная » Готовые работы Менеджмент Психология » Психологические особенности адаптации успешных сотрудников организации. Дипломная работа 2018 г.

Психологические особенности адаптации успешных сотрудников организации. Дипломная работа 2018 г.

1500 руб.

Файл содержит дополнительно доклад и презентацию

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 6

1.1 Психологическая адаптация, как научная проблема в зарубежной и отечественной психологии. 6

1.2 Анализ психологической особенности успешных сотрудников организации в современной психологической науке. 11

1.3 Критерии эффективность психологической адаптации сотрудников организации  17

Выводы по главе 1. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ УСПЕШНЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ   22

2.1 Методический замысел исследования психологических особенностей адаптации успешных сотрудников организации. 22

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей адаптации успешных сотрудников организации. 24

2.3 Рекомендации по оптимизации процесса психологической адаптации сотрудников. 30

Выводы по главе 2. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 51

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 57

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития менеджмента особое внимание руководителям всех уровней советуют уделять вопросам постановки целей, мотивации и развития персонала, при этом, незаслуженно забывая про адаптацию, позволяющую включить нового сотрудника в процесс работы. При этом  руководитель в процессе работы с сотрудниками сталкивается с проблемой адаптации новый работник в компании.

Бесспорно, что без эффективной взаимной «притирки» между сотрудником и организацией, все последующие процессы управления персоналом станут бесполезны и вся работа HR-менеджера сведется к найму и высвобождению персонала. В общепринятом понимании адаптация — это постепенное взаимное приспособление сотрудника и организации.

Адаптация сотрудников на предприятии является нужной частью кадрового менеджмента. Внедрение системы управления адаптацией представляет собой достаточно сложную задачу, но от нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров, возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя, вхождение работника в рабочий коллектив.

Адаптация сотрудников на рабочем месте является необходимым нужной частью управления предприятия. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении длительного периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные работники кадровых органов.

Нанимаясь на работу в ту или иную организацию, человек преследует определенные цели и потребности, в соответствии с которыми он ставит требования к организации, условиям труда и мотивации. Чтобы помочь новым сотрудникам сориентироваться в новых условиях, а компаниям добиться целевой продуктивности своих персонала за минимальный срок, необходимо организовать программу по адаптации нового персонала.

Важность адаптации персонала в организации становится весьма актуальным вопросом, требующего изучения, поскольку данный процесс взаимовыгоден, как и для нового работника, так и для компании в целом.

При использовании грамотно разработанной системы адаптации новый сотрудник быстрее втягивается в рабочий процесс и способен качественно выполнять определенные трудовые функции, что, несомненно, влияет на бесперебойное функционирование организации. Более того, в рамках процесса адаптации особое значение приобретает аспект адаптации нового руководителя организации.

Сегодня актуально личностное влияние наставника на новичка (Ж.А. Гаврилова, 2003; Д.Ю. Ганихина, 2004), а также рассмотрение наставничества как средства адаптации молодого специалиста и вида отношений по обеспечению введения человека в культуру (М. В. Воланен, 1997; И. П. Шебалкина, 2006 и др.).

Однозначно признано, что наставник должен быть высококвалифицированным специалистом. Но требования к его личности являются противоречивыми. Так, Е. Бурмистрова (2008) в состав личностной компетенции включает помощь в развитии, инструктирование на рабочем месте, руководство деятельностью и контроль, дружескую поддержку, защиту интересов подопечного, а М. Стомма (2008) дополняет этот перечень такими качествами, как ответственность, отличные коммуникативные навыки, умение работать в команде, понимание и поддержка кадровой идеи компании, способность и желание обучать.

Цель исследования: Выявить психологические особенности адаптации успешных сотрудников организации.

Объект исследования: Психологическая адаптация сотрудников организации.

Предмет исследования: Психологические особенности успешных сотрудников, способствующих адаптации.

Гипотеза исследования: Психологические особенности адаптации успешных сотрудников организации являются конформные свойства (общительность, избегание борьбы, зависимость).

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме психологических особенностей адаптации персонала организации.
  2. Эмпирически определить обусловленность адаптации психологическими особенностями успешных персонала организации.
  3. Разработать программу адаптации с учетом психологических особенностей успешных персонала организации.

Методы исследования: Основой исследования выступили системный подход к адаптации, сравнительный анализ, научная классификация, систематизация, теоретическое обобщение, а также социологические (анкетирование) и статистические методы.

Научная новизна исследования:

– дана авторская интерпретация понятия «адаптация персонала», уточнены цели, задачи, формы и виды адаптации персонала;

– структурированы основные методы и программы управления адаптацией персонала;

– выделены этапы технологии управления адаптации персонала и уточнены функции адаптации руководителя и менеджера в процессе осуществления мониторинга и администрирования процесса адаптации персонала;

– проведено исследование программ и методов управления адаптацией персонала в ИП Карапузов А.С.;

База исследования: ИП Карапузов А.С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.

Адаптация – это процесс ознакомления сотрудника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры и ценностей новой компании. Адаптация персонала – самый важный фактор в процессе улучшения деятельности предприятия. Главным фактором адаптации сотрудника являются его психологические особенности, которые в наше время приобретают все большое значение и должны быть исследованы, при проведении исследований не стоит забывать о том, что исследования должны проходить с учетом различных отраслей знаний.

Программа адаптации – процедура, направленная на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, увеличение мотивации к достижению высоких результатов и качественному выполнению работы, эффективное взаимодействие между руководителем подразделения и сотрудником.

На сегодняшний день стандартных процедур и образцов документов для оформления программы адаптации новых персонала не существует. В различных компаниях и организациях эта задача решается различными способами и оформляется различными документами: информационный буклет, Книга работника организации, Положении об адаптации, Положении о наставничестве и др.

Как показало исследование, система адаптации персонала в ИП Карапузов А.С. имеет ряд недостатков:

– двухмесячный период адаптации, установленный в организации, является недостаточным для освоения новыми сотрудниками всех функций и правил на новом рабочем месте;

– в ИП Карапузов А.С. отсутствие система наставничества, что приводит к проблемам недостатка информации, консультаций, помощи в работе для новых персонала;

– недоброжелательное отношение опытного персонала и руководства к новым  сотрудникам, а также напряженные отношения в коллективе привело к тому, что лишь 32% вновь принятых желают остаться ИП Карапузов А.С., остальные работники желают уйти из организации при подходящем случае.

В ИП Карапузов А.С. при разработке программы адаптации не учитываются категории персонала, также не разработан комплект документов для новичка (используется информация, размещенная на официальном сайте компании).

Для совершенствования управления адаптацией в ИП Карапузов А.С. было предложено разработать сайт компании для облегчения организационной адаптации персонала; разработать путеводитель нового сотрудника; организовать проведение командообразующих мероприятий, а также внедрить систему наставничества.

Внедрение предложенных мероприятий эффективно и будет способствовать совершенствованию управления адаптацией в ИП Карапузов А.С..

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. Избр. тр.: В 4 т. – М.: Экономика. 1994. Стр. 128.
  2. Антоновский А.В., Коржан Д.И., Аксенов П.С. К вопросу об адаптации и успешности профессиональной деятельности специалистов таможенных органов: возможности психологического сопровождения. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. №3. Стр. 107-110.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М. 2010. Стр. 37-164.
  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации, – М. 2006. Стр. 167.
  5. Балакшина Е.В. Профессиональная идентичность как гарант высокой эффективности труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. Стр. 66-67.
  6. Белецкая И.Е. Трудовая адаптация персонала//Наука и общество в условиях глобализации. – 2015.  № 1 (2). Стр. 87.
  7. Беспалько В. А., Дейнека А. В. Управление человеческими ресурсами. М.: Дашков и К, 2013. – Стр.193.
  8. Блейзер В.М., Крут И.В. Психологическая диагностика. – Киев, 1989. Стр. 69.
  9. Богатырёва М.Р., Миргаязова З.Д., Хамитова О.А. Методические подходы к управлению текучестью кадров. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. — № 57-1. Стр. 049-050.
  10. Брагина З. В. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по специальности «Менеджмент организации» З. В. Брагина, В. П. Дудяшева, З. Т. Каверина. – М.: КНОРУС, 2010. Стр. 68.
  11. Буланов B.C., Волгин Н.А. Рынок труда: учебник. М.: Экзамен, 2007. 479 с.
  12. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации. – М.: Дело и Сервис, 2008. – Стр. 464.
  13. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб. 2009. Стр. 98.
  14. Бурмистрова Е. Навыки высокоэффективных наставников / Е. Бурмистрова // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – № 11. – Стр. 74.
  15. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, – М., 2007. Стр. 206-224.
  16. Волина В. «Методы адаптации персонала. Управление персоналом, 2018, № 13. Стр 74.
  17. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, органи­зация, процесс. – М.: МГУ, 1995. Стр. 102.
  18. Галанина М.А. Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе колледжа: дис. … кандидата педагогических наук, 2016. Стр.
  19. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов. –М., 2011. Стр. 3.
  20. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. – М., 2011. Стр. 97.
  21. Голохова Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 2008. Стр. 145.
  22. Гунин В.К., Лестев Д.В. Текучесть кадров как экономическая проблема: причины и последствия. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 12. Стр. 43-47.
  23. Данильчук Т.И., Трофимова Е.Л. Проблемы адаптации новых сотрудников в системе управления персоналом на малых предприятиях общественного питания. Baikal Research Journal –. 2013. –№ 2. – Стр. 17.
  24. Долгополова И.В. Компетентностная модель наставника как условие эффективного управления адаптацией персонала//Економiчний часопис-XXI.– 2016. – Т. 1. – № 7-8. – Стр. 90.
  25. Дробышева В.Г., Костылев А.А. Реализация комплексного подхода к управлению адаптацией персонала организации предпринимательского типа//Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – Т. 9. – № 12. – Стр. 71.
  26. Дружинин В.Н. психологическая диагностика способностей. Саратов, 2010. Стр. 45.
  27. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – Стр.78.
  28. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – Стр. 640.
  29. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. — Стр. 648.
  30. Зайцева Т. В. Сравнительный анализ подходов к управлению людьми в процессе труда // Кадровик. – 2011. – № 10. – Стр. 15.
  31. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация. – М., 2008. Стр. 65.
  32. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н. Захарова. — М.: Логос, 2012. – Стр. 376.
  33. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург. 2018. Стр. 78.
  34. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Стр. 114.
  35. Иванова Е.М. Основы психологического изучения проессиональной деятельности. – М., 2007. Стр. 75.
  36. История совестской психологии труда: Тексты/Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. – М. 1988. Стр. 63.
  37. Карташова Л.В., Организационное поведение: Учебник. — М.: Ин-фра – М,2008. – Стр.
  38. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – Стр.177.
  39. Кибанов А.Я., Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов.– М.: КНОРУС, 2015. – Стр.176.
  40. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 400 Стр. 79.
  41. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –М., 2006. Стр. 300.
  42. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. Стр.
  43. Крутцова М.Н. Управление адаптацией персонала: Учебное пособие. М.Н. Крутцова. – Вологда: Легия, 2015. – Стр..6.
  44. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. Стр.
  45. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.
  46. Мурашко М.В. Об эффективности профессиональной деятельности и качестве образования управленческого персонала / Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 сентября 2015; под редакцией Л.И. Найдёновой, Г.Г. Кривчика, С.Д. Морозова, М.В. Корчагиной. – Пенза: АННМО «Приволжский дом знаний», 2015. Стр. 3-9.
  47. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник. Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2012. Стр. 739.
  48. Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. X., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014. – Стр.447.
  49. Рахимова Б.Х., Бетилгириев М.А. Адаптация персонала//Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2017.– № 6. – Стр. 128.
  50. Реньш М.А. Организационная психология. – Екатеринбург. Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. Стр. 255.
  51. Риттер И.В., Березина К.С. Адаптация персонала как ключевой аспект работы по управлению персоналом на примере АНО «МСЧ № 2»//Экономика и политика –. 2017. -№ 5 (5). – Стр. 106.
  52. Родионова В. О. Методы адаптации персонала конкурентоспособного предприятия к новой организационной культуре // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2018.– № 3. – Стр. 13
  53. Сабадаш О.В., Антоновский А.В. Факторы, влияющие на формирование мотивации достижения успехов у спортсменов / Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Тверь, 21 марта 2014 г. – Тверь: ООО «СФК- офис», 2014. Стр. 101-105
  54. Сидоренко Е.В. Математические методы обработки в психологии. — Спб., Речь, 2000. Стр. 83.
  55. А.М. Столяренко. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. — ЮНИТИ — ДАНА, 2001. Стр. 85.
  56. Стомма М. Профессиональное наставничество / М. Стомма // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – № 9. – Стр.. 66.
  57. Тебекин А.В., Управление персоналом: учебник / А.В. Тибекин. –М.: КНОРУС, 2013. Стр. 634.
  58. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. — М., 1996. Стр. 126.
  59. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1996. Стр. 125.
  60. Целютина Т.В., Муравлева Е.Ю. Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса// Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 5 (35). – Стр. 39-42.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Опросники субъектно-объектной оценки результативности деятельности

 

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.