Главная » Готовые работы Логопедия Педагогика » Малые жанры устного народного творчества как средство развития речи младших школьников. Дипломная работа 2017 г.

Малые жанры устного народного творчества как средство развития речи младших школьников. Дипломная работа 2017 г.

1500 руб.

Работа содержит конспекты занятий.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 9
1.3 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Введение

Речь — канал развития интеллекта. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Перестройку урока надо начинать с главного-выбора точной дидактической стратегии, направленной на развитие духовного потенциала ребенка.

Для этого учитель должен хорошо знать своих питомцев, помогать расти на каждом уровне. Ученики должны сами задуматься, открыть новые законы. А главное — выразить свою мысль словом.

Для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Речь является своеобразным зеркалом культуры и образованности.  По речи можно определить уровень мышления говорящего, уровень его развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальной школы.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно — семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью. Содержание и специфика малых фольклорных жанров рассматриваются в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Тема дипломной работы актуальна. Развивая речь ученика мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование мышления, представления высших эмоций. Наблюдения уроков показывают, что важнейшее положение программы- развитие речи детей, к сожалению, часто упускается из виду, рассматривается как недостаточно значимое. Большую часть учебного времени на уроках русского языка учителя отводят различным грамматико-орфографическим упражнениям, при этом недооценивая тот факт, что знания и умения в области грамматики и орфографии- это, безусловно, необходимое, но лишь средство для достижения главной цели начального обучения — развития речи учащихся.

На уроках русского языка учителя используют загадки, пословицы и поговорки для формирования речевых умений у детей.

Поэтому противоречие отмечается между потенциальными возможностями малых форм фольклора в развитии речевых умений у младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов школьного образования методиками развития речи обучающихся средствами малых форм фольклора.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями современной школы к развитию речи учащихся и недостаточным использованием малых жанров народного творчества.

Данная дипломная работа посвящена проблеме развития речи с использованием малых жанров народного творчества.

Объект исследования – процесс развития речи младших школьников

Предмет исследования- малые жанры устного народного творчества как средство развития речи младших школьников.

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

  1. Изучить историю вопроса о речевом развитии младших школьников.
  2. Разработать исследование уровня владения речевыми умениями..
  3. Проследить, как на уроке, применяя эффективные формы обучения, можно сформировать речь учеников.

В ходе эксперимента использовались такие методы педагогического исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной проблеме.
  2. Наблюдение за учебным процессом.
  3. Метод бесед с учениками.
  4. Эксперимент.

При проведении формирующего эксперимента были использованы следующие наглядные пособия: сюжетные и предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, игровой материал.

Апробация работы: материалы исследования дважды докладывались на научной студенческой конференции. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

Работа ориентирована на выявление оптимальных условий развития речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития речи младших школьников и влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников. Было дано определение малым фольклорным жанрам, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию малых фольклорных жанров, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А. Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты экспериментальной работы, по использованию малых фольклорных жанров в процессе развития детской речи. Проследили динамику изменения уровня развития речи в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх — потешки, самостоятельно организовывают народные игры — забавы с помощью считалок.

Наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Малые фольклорные жанры в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работа строилась на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

в-третьих, активного включения детей;

в-четвертых, использования развивающего потенциала малых фольклорных жанров в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень развития речи детей младшего школьного возраста повысится, если: будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых фольклорных жанров не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей вполне оправдывает себя.

Список литературных источников

  1. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1кл.: Кн. для учителя.- М.: Дрофа,1997.-56с.
  2. Агаркова Н.Г. Русская графика: Учеб.-тетрадь (№1,2) для 1 кл. трехлет. И четырехлет. Нач. шк.-М.: Дрофа,1999.-88 с.:ил.
  3. Адрианова А.Е. Самостоятельная работа первоклассников при составлении предложений и связных рассказов // Начальная школа.-1981.-№12.-С.28-33. с
  4. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1978.-144 с.
  5. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся//Начальная школа.-1997.-№6.-С.6-10.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. -М. :Просвещение, 1991.-160 с.
  7. Бордочева А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте //Начальная школа.-1988.-№8.-С.23-26.
  8. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе // Начальная школа.-1998.-№3.-С.39-42.
  9. Борищук Н.К. Развитие речи — развитие личности школьника//Начальная школа.-1986.-№5.-С.23-24.
  10. Великанова Н.Н. Использование перфокарт на уроках русского языка//Начальная школа.-1986.-№5.-С.23-24.
  11. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М. :Просвещение, 1991. – 368с.
  12. Волина В.В. Русский язык. — Екатеринбург:АРГО, 1996.-496 с.
  13. Волина В.В. Почему мы так говорим:3анимательный фразеологический словарь .-М. АТС-ПРЕСС, 1997.-352 с.
  14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада./Н.А.Ветлугина и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. -М. :Просвещение, 1987.-15 8 с.
  15. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991.-96 с.
  16. Горецкий В.Г.,Кирюшкин В.А.,Шанько А.Ф. Азбука:Учеб.для 1 класса
  17. 4- летней начальной школы.-10-е изд.-М. :Просвещение, 1995.-192 с.
  18. Забровская Н., Макеева С.Г. Первые уроки по «Азбуке»// Начальная школа.-1989.-№6.-С.14-17.
  19. Ильин Е.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.-176 с.
  20. Использование дидактических игр и игровых упражнений при обучении детей шестилетнего возраста: Методические разработки./Сост.:В.П. Канакина,Г.Г. Шмырева, Л.Г. Виноградова и др.-Владимир:ВГПИ,1988. -47с.
  21. Кирюшкин В.А. Дальнейшее совершенствование обучения грамоте//Начальная школа.-1986.-№8.-С. 18-22.
  22. Кирюшкин В.А. Подвижная азбука и разрезные слоги на уроках обучения
  23. грамоте // Начальная школа.-1982.-№10.-С.ЗЗ-38.
  24. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала «Азбуки» в обучении грамоте // Начальная школа.-1989.-№6.-С. 17-20.
  25. Корепина Л.М. Работа над звуковой культурой речи // Начальная школа.-1987.-№4.-С.22-26.
  26. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. -М. Просвещение, 1982.-128 с.
  27. Крайнюк В.М. Обучение связной письменной речи в 1 классе // Начальная школа.-1983 .-№ 1 .-С.28-31.
  28. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.-
  29. М.: Просвещение, 1991. -240 с.
  30. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М.: Просвещение, 1975 .-175 с.
  31. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по русскому
  32. языку для обучения в начальных классах.-М. : Дидакт, 1993 .-183с.
  33. Львов М.Р.,Рамзаева, Т.Г.,Светловская Н.И. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 1987.-415 с.
  34. Львов М.Р. Основы обучения в начальной школе: Учебное пособие для слушателей ФПК.-М.:Прометей,1988.-90 с.
  35. Львова М.Е. Игрушка — источник связного высказывания первоклассника // Начальная школа.-1988.-№2.-С.36-40.
  36. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.-М. :Просвещение, 1990.-160с
  37. Макарова В.И. Использование игровых моментов при обучении грамоте // Начальная школа.-198б.-№6.-С. 13-26.
  38. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе.-М.:Просвещение,1990.-175с.
  39. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку :Учебное пособие для начальной школы.-М. АТС-ПРЕСС, 1998.-128 с.
  40. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. -Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
  41. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей 2: Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль:Академия развития, 1997.-240 с.
  42. Обучение в первом классе: Книга для учителя./Сост. И отв.ред. В.Г.Горецкий./М.:Просвещение,1973.-463 с.
  43. Оморокова М.И.,Рапопорт И.А.,Постоловский И.З. Преодоление трудностей.-М. :Просвещение, 1990.- 128с.
  44. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа.-1997.-№3.-С.ЗЗ-36.
  45. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.-М. :Просвещение, 1984.-191 с.
  46. Постникова И.И.,Подгаецкая И.М. Фонетика- это интересно,- М.: Просвещение, 1992.-94 с.
  47. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя.- М. :Просвещение, 1990- 96 с. 6
  48. Рассказова Н.П. Развитие речи младшего школьника.- Омск: Инициатива, 1991.- 26 с.
  49. Столярова О.Г. Игры при обучении грамоте в младших классах // Начальная школа.-1990.-№9.-С.63-64.
  50. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.-М. :Просвещение, 1992.-174 с.
  51. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах.-М.:Просвещение,1967.-297 с.
  52. Фомичева Г.А. Предложение; Словосочетание; Синтаксические упражнения в связи с развитием речи: Статьи // Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С.Рождественского.-2-е изд.-М. Просвещение, 1979.- С.202-238.
  53. Ханейх Л.А. Игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте //Начальная школа.-1987.-№2.-С.36-38.
  54. Шабалина З.П. Первый год -самый трудный.-М.:Просвещение,1990.- 94 с.
  55. Шанский Л.М. В мире слов: Книга для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1985.-255 с.
  56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи:(Из опыта работы)./ Под ред. В.В.Гербовой.-М.:Просвещение,1983.- 64 с.
  57. Ядрихинская Г.Н. Обучение построению связных высказываний в начальных классах // Начальная школа,-1987.-№3.-С.22-25.

Приложения

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.