Главная » Педагогика Физическая культура и спорт » ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПФФК

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПФФК

Содержание.

Введение                                                                                              3

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по вопросам исследования.                                                                                             6

1.1. Профессиональное самоопределения личности в психолого – педагогической литературе.                                                                     6

1.2. Психолого-педагогические механизмы  формирования профессиональной направленности личности.                                      11

1.3. Педагогическая направленность личности как фактор успешности в профессиональной направленности учителя                                       17

Глава 2. Организация и методы исследования                                       23

2.1. Организация исследования                                                                23

2.2. Обработка материалов исследования методами математической статистики                                                                                                   28

2.3.Обработка данных исследования на персональном компьютере   30

Глава 3.  Результаты исследования и их обсуждение                            31

3.1. Исследование структуры профессиональной направленности      31

3.2. Исследование успеваемости студентов                                            36

3.3. Выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью личности и успеваемости студентов                         38

3.3.1. Корреляционный анализ                                                                 41

Выводы                                                                                                        43

Литература                                                                                                  44

Приложения                                                                                                48

 

 

  

Введение.

 

В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности.

Данная проблема особенно актуальна в профессии педагога. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением. От мастерства педагога, от его профессиональных качеств зависит будущее человечества[27].

В связи с падением в последнее время интереса к педагогической деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов  можно увидеть в наших школах.

Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс феноменов, который определяет успешность профессионального обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В дальнейшем при обучении выявляется профессиональная непригодность, отсутствие склонности к педагогической деятельности,  что ведет к негативным последствиям  и психологическому травмированию студентов.

Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия выбранная в разрез профессиональной направленности личности  человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе  [30].

В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления личности педагога посвящены труды таких ученых как, Н.Н Андреева, Н.В. Кузьмина,  А,А Реан, В.А Сластенин, Л.Ф Спирин.

В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича,  Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной,

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов об успешности усвоения профессиональных умений и навыков в такой специфической области как физическая культура и спорт. Поскольку зачастую требования, предъявляемые к профессиональным качествам студентов педагогического факультета физической культуры  порой не соответствуют их внутренней структуре мотивов, склонностей и способностей. В будущем эти противоречия обостряются и приводят к негативным последствиям в учебной и профессиональной деятельности.

Целью настоящей работы явилось исследование взаимосвязи между успешностью в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов ПФФК .

Объект исследования: педагогический процесс по освоению базовых основ профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Предмет исследования: профессиональная направленность личности студентов ПФФК.

Исходя из выше изложенного нами, была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что наиболее успешными в процессе усвоения базовых основ профессиональной деятельности будут студенты имеющие профессиональную направленность в системе «Человек – человек».

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблемам исследования.
  2. Проанализировать успеваемость студентов по блокам Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура».
  3. Исследовать индивидуальные психологические характеристики студентов, определяющие профессиональную направленность личности студентов ПФФК.
  4. Выявить зависимости между профессиональной направленностью личности и успеваемостью студентов ПФФК.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, обуславливающие успешность в профессиональной деятельности  будущего или уже работающего учителя. Но недостаточно работ направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах вуза от профессиональной направленности личности студентов Педагогических факультетов физической культуры.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения  результатов исследования при  профессиональном отборе студентов  и разработке на их основе психолого–педагогических  рекомендаций.

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Профессиональная направленность личности в психолого -педагогической литературе.

Одной из важнейших и актуальнейших проблем современной молодежи является выбор профессии. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие, поэтому важно не ошибиться и сделать правильный выбор.

Однако не каждый  человек не во  всякой  профессиональной деятельности оказывается успешным, что влечет за собой  неудовлетворенность жизнью, комплекс психологическим проблем и т.п. Успешность в профессиональной деятельности определяется структурой определенных профессиональных знаний, умений, навыков, способствующих решению специфичных для данной профессии задач[22]. Также успешность в избранной профессии зависит от отношения к профессии и профессиональной направленности личности[32].

Однако следует более подробно рассмотреть эти понятия.

На основе обобщения исследований Б.Г Ананьева, А.Н Леонтьева, Б.Ф Ломова, В.Н Мясищева, А.С Прангишвили, С.Л Рубинштейна, Ю.Л Афонькина выдвигает ряд определений направленности личности, присущих и профессиональной направленности:

направленность есть совокупность внутренних психологических условий, выступающих источником активности человека;

направленность есть системообразующая свойство личности, определяющей ее психологический склад;

направленность характеризуется определенной устойчивостью как в целом так и в отношении ее отдельных компонентов;

направленность проявляется посредством деятельности, посредством участия личности в социальных процессах.

В психологической        литературе выделяют несколько тенденций анализа профессиональной направленности. Первая тенденция, где профессиональная направленность трактуется как проявление общей направленности разработано в трудах Н.Д Левитова, К.К Платонова и С.Л Рубинштейна.

Вторая тенденция определяется тем, что профессиональная направленность отождествляется с другими психологическими категориями, например профессиональный интерес, профессиональные намерения. Данное утверждение можно найти в работах И.П Шахова.

Третья тенденция предполагает анализ профессиональной направленности в качестве  самостоятельного феномена — устойчивой формирующей системы мотивов. Системы эмоциональностно – ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов. Данная концепция находит свое начало в работах Л.М Митиной [].

В соей работе мы  основываемся на третью тенденцию анализа профессиональной направленности.

Профессиональная направленность по Л.М Митиной  – это  система эмоциональностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Для большинства профессий иерархическая структура направленности личности, утверждает автор,  может быть представлена следующим образом: направленность на человека; направленность на себя (на саморазвитие); направленность на предмет деятельности[30].

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [13]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй – ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [6,34]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [34]. Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п. ) [7,30]. Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.

Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Основной показатель уровня – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда.

Таким образом, пишут авторы,  оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня [7,43]. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека [43].

Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. «Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности.»

Соответствие ведущего мотива основному содержания избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание.

Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Авторы утверждают, что не смотря на отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов, не исключает возможности ее формирования в период учебы в вузе. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. Формирование в процессе обучения деятельностно – смыслового единства – совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[30,33,40].

 

 

   1.3 Педагогическая направленность как фактор успешности профессиональной деятельности учителя.

Процесс  подготовки специалиста в области физической культуры и спорта – процесс сложный и многогранный. Однако, как в этом убеждает опыт и анализ научной литературы до настоящего времени остается мало изученным и разработанным такой аспект подготовки специалиста в данной области, как формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста в области физическая культура и спорт.

Выпускник педагогического факультета физической культуры должен иметь в первую очередь педагогическую направленность личности. К примеру А.В. Кашин [12], рассматривая личность выпускника педагогического училища говорит, что профессиональная направленность выпускника педагогического училища является необходимым условием его учебно – воспитательной работы в будущем и выражается в любви к педагогической деятельности, любви к детям, склонности работы с детским коллективом, в педагогическом оптимизме.

Ряд ученых ( Н.В. Кузьмина, Н.Д Левитов, А.А. Реан,   В.А Сластенин и др.) исследовавших проблему становления будущего учителя, выделили в качестве требования к личности учителя наличие педагогических способностей, куда включали:

1). Дидактические способности – это умение передавать знания учащимся;

2). Перцептивные способности  — понимание ученика;

3). Академические способности – способности к определенной области науки;

4). Речевые способности;

5). Самостоятельный и творческий склад мышления;

6). Организаторские способности;

7). Находчивость учителя, его быструю и точную ориентировку;

8). Коммуникативные способности;

9). Педагогическое воображение;

10). Способность к распределению внимания.

Это далеко не полный перечень способностей педагога которыми он должен обладать при осуществлении профессиональной деятельности, по некоторым подсчетам[9,12,27.] перечень профессионально важных  качеств  насчитывает более 200 качеств,  куда входят способности, знания, умения, навыки педагога

Процесс формирования специалиста длителен и сложен.

Личность учителя, ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы, характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

Как отмечала Маркова А. К. [9], структура личности учителя включает:

  • мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

свойства личности (педагогические способности),

интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).

«Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающие ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» .

В целом в направленности учителя ученые  выделяют: гражданскую, познавательную и самообразовательную направленность [12,24].

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действительная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Для каждой личности характерна определенная структура и иерархия отношений к различным сторонам и объектам окружающей среды, в качестве интегрирующего фактора которых выступает некоторое основное отношение. Это основное отношение и получило в литературе название направленности. От направленности, по мнению В. С. Мерлина, зависит основная тенденция личности, всей ее активной деятельности. она определяется системой мотивов, их взаимодействием и соотношением. Для нее характерно сознание цели деятельности, оценка деятельности и представление о средствах ее достижения. Профессиональная направленность выступает в этим случае как один из типов ценностных ориентаций. Соответственно очевидно, что необходимое и важное условие формирования профессиональной направленности в возможности избирательно положительного отношения человека к профессии или отдельной ее стороне.

Заложение основ профессионализма педагога происходит  в стенах ВУЗа.

ВУЗовское образование выступает в качестве специфического условия воспитания и образования структурных компонентов профессионализма педагога. Качество усвоения учебной информации, усвоение основных умений и навыков зависит от множества субъективных и объективных факторов. К ним относятся, главным образом,  потребности, установки, ценностные ориентации, которые во многом определяют мотивы выбора профессии, отношение к учебе и работе[12].

Соглашаясь  с мнением авторов, следует сказать, что профессиональная направленность начинает формироваться задолго до обучения в ВУЗе, основы закладываются еще в школьном возрасте.

Вот, что по этому поводу пишет Ю.А Афонькина: главным приобретением ранней юности в становлении профессиональной направленности выступает преобразование подростковой мечты о будущей профессии, имеющей скорей социальный чем личностный или профессиональный смысл, в более или менее реалистический нацеленный на действительность план в отношении своей будущей профессиональной деятельности.

Избирательная направленность личности  на профессию на профессию начинает выполнять регулирующую функцию в отношении всех проявлений и сторон личности старшеклассника, чем обеспечивается личностная устойчивость, возможность преодоления затруднений, продуцирования новых целей и средств по их достижению при реализации уже поставленных. Возникает устойчивое избирательное отношение к учебным предметам в соответствии с выбранной профессией. Определенность учебной деятельности профессиональной перспективой проявляется во всех аспектах учения[].

Переход человека к профессиональному обучению открывает перед человеком качественно новый этап в становлении его профессиональной направленности на основе преобразования всех сторон индивидуальности через вхождение в новый образ жизни и приобщение к ценностно значимым общественным формам деятельности.

Процесс формирования профессионально важных качеств студентов и внутренняя структура мотивов определяющих отношение к усваиваемой профессии зачастую противоречат друг другу. Об этом свидетельствуют результаты исследований удовлетворенности избранной  профессией, проводимые Н.В Кузьминой и А.А Реаном[].  Результаты свидетельствуют о волнообразной динамике  индекса удовлетворенности профессией от первого курса к пятому. Максимального значения индекс удовлетворенности избранной профессией достигает на третьем курсе обучения, а наименьшее значение имеет на пятом курсе.

Обобщая материалы исследований многочисленных авторов Ю.А Афонькина показывает, что не само включение человека в профессиональную деятельность на уровне обучения, а единство процессов репродукции и творческого преобразования себя и действительности обеспечивает становление профессиональной направленности в период обучения в ВУЗе.

Профессиональная направленность и деятельность субъекта по освоению профессии, далее пишет автор,  находятся в диалектическом единстве. Приобщение к профессиональной деятельности изменяет тенденции в становлении профессиональной направленности, но и сложившаяся профессиональная направленность определяет успешность в освоении будущей профессии и формирования новых личностных структур.

Когнитивный компонент профессиональной направленности образует некий профессиональный  эталон, активизирующий стремление к овладению профессией присвоение ценностей определенной социально профессиональной группы, интеграцию личности и профессиональной идентичности. На основе образа профессии формируется готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Итогом становления и основой дальнейшего развития профессиональной направленности выступает осмысление своей будущей профессии и себя в ней, возникновение определенного отношения к своему труду, а так же готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию в ней. Данные приобретения выражаются в деятельности по самовоспитанию.

Таким образом, пишет автор, активность побуждаемая профессиональной направленностью на этапе профессиональной подготовки направлена на конструирование не только своей практической деятельности, но и самого себя, как профессионала, проявляется в способности саморазвиваться средствами профессии и развивать тем самым саму профессию.

     

Выводы.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Профессиональная направленность личности выступая как, структура мотивов определяющих осознанную склонность к тому или другому виду профессиональной деятельности определяет успешность в учебе и будущей профессиональной деятельности студентов. Данные процессы находятся в диалектическом единстве.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2.1. Организация исследования.

 Для выполнения поставленной цели и решения задач работы нами проведено исследование профессиональной направленности личности студентов и успеваемости по блоку практических дисциплин «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Профессиональная направленность в данном случае представляется, как иерархия мотивов  определяющих осознанную склонность к профессиональной деятельности в той или иной области.

Исследование проводилось на студентах  4-го   курса Педагогического факультета физической культуры Удмуртского Государственного Университета.

Всего в ходе исследования опрошено 46 студентов.

Исследование проводилось в 2003 –2004 годах.

Исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: Анализ научно – методической литературы по проблемам исследования. Апрель – декабрь 2003 года.

2 –й этап: а). Выявление динамики учебной успеваемости студентов.

б). Выявление профессиональной направленности личности

студентов.

Декабрь – март 2004 года.

3–й этап: Анализ материалов исследования и написание                                 работы. Январь – май 2004 года.

В исследовании применялись следующие методы:

  • Анализ научно – методической литературы;
  • Анкетирование с целью определения профессиональной направленности личности;
  • Анализ сводных ведомостей успеваемости студентов за 2001 – 2004 ;
  • Методы математической статистики;
  • Обработка материалов исследования на ЭВМ.

Анализ успеваемости студентов проводился по четырех бальной шкале:

1). «неудовлетворительно» (2);

  2). «удовлетворительно» (3);

  3). «хорошо» (4);

  4). «отлично» (5).

Анализировалась успеваемость студентов по циклу дисциплин «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», специальности 022300 «Физическая культура и спорт»:

Анализировались предметы, которые оценивались в баллах:

Анатомия;

История физической культуры и спорта;

Общая психология;

Социальная психология;

Педагогика;

Философия;

Иностранный язык;

Теория и методика физического воспитания и спорта;

Физиология;

Основы научно методической деятельности;

Психология физвоспитания;

Плавание;

Экономика;

Физиология физического воспитания и спорта;

ПФСС

Курсовая работа.

Гимнастика.

Данные опроса систематизировались в таблицу 1. Приложение 2.

Для каждого студента и по каждому предмету рассчитывался средний балл оценки успеваемости (далее средний балл). Средний балл рассчитывался по формуле 1 – средней арифметической.

 

Определение профессиональной направленности личности студентов производился по «Дифференциально – диагностическому опроснику»  Е. А Климова (ДДО Е,А Климова) [], приведенный ниже.

Дифференциально- диагностический опросник Е. А. Климова.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы предпочитаете?

Ниже приведено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а», и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень нравится Вам , то отметьте этот пункт двумя «+». Наконец, если оцениваемая работа очень нравится, поставьте три плюса.  Знаком «» отметьте занятие которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится – то три минуса.

Лист ответов (форма 1).

 

Ч Т П З Х
10а 10б
12а 11б 11а 12б 13а
14б 14а 13б 15а 15б
16б 17б 16а 19б 17а
18а 19а 20а 20б 18б
         
         
         

 

Текст опросника:

1а). Ухаживать за животными                   или            1б). Обслуживать машины

2а). Помогать больным людям                  или            2б). Составлять таблицы

3а). Участвовать в оформлении                 или           3б). Следить за состоянием

книг плакатов, журналов                                              и развитием растений

4а). Обрабатывать материалы                   или            4б). Доводить товары до

(древесину, ткань,металл)                                            потребителей

5а). Обсуждать научно-                              или           5б). Обсуждать художественные популярные книги, статьи                                                    книги

6а). Содержать животных                          или           6б). Тренировать товарищей (или

младших школьников)

7а). Копировать рисунки,                          или           7б). Управлять подъемным

изображения                                                                        краном,  трактором, тепловозом и т.п

8а). Сообщать (разъяснять) людям          или            8б). Художественно оформлять выставки,

какие- либо сведения (в спра-                                витрины (или участввовать в подготовке)

вочном бюро,на экскурсии)                                   пьес, концертов)

9а). Ремонтировать вещи (одежду,          или           9б). Искать и исправлять ошибки в текстах,

технику, жилище)                                                        таблицах, рисунках

10а). Лечить животных                             или           10б). Выполнять вычисления, расчеты

11а). Выводить новые сорта растений     или          11б). Конструировать, проектировать,

новые виды изделий (машины,

одежду,дома)

12а). Разрешать споры, предупре-          или          12б). Разбираться в чертежах,схемах,

ждать ссоры, убеждать, разъяснять                         таблицах (проверять, уточнять )

поощрять, наказывать

13а). Участвовать в работе6 кружков     или          13б). Наблюдать. Изучать жизнь микробов

художественной самодеяте-

льности

14а). Налаживать медицинские при-      или           14б). Оказывать людям медицинскую боры, аппараты                                                                               помощь при оанениях, ушибах и т.п.

15а). Составлять точные описания,  или    15б). Художественно описавать, отчеты о                      наблюдаемых явле-                                                         отображать сдбытия (наблюдаемые

ниях, событиях, измеряемых                                        или представляемые)

объектах     и т.д.

16а). Выполнять лабораторные ана-        или         16б). Принимать, осматривать больных

лизы в больнице                                                         беседовать сними, назначать лечение

17а). Красить или расписывать стены     или          17б). Осуществлять монтаж зданий или

или помещение, поверхность                                    сборку машин, приборов

изделий

18а). Организовать культпоходы све-     или          18б). Играть на сцене, принимать участие

рстников или младших товари-                                в концертах

щей (в театры, музеи), экскурсии

туристические походы и ти.п

19а). Изготавливать по чертежам             или          19б). Заниматься черчением изделия, ко-

детали (машины, одежду), стро-                               пировать чертежи, карты

ить здания

20а). Вести борьбу с болезнями ра-         или          20б). Работать на клавишных машинах

стений, с вредителями леса                                       (пишущей машинке, компьютере).

 

Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число плюсов в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное  число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.

Затем необходимо аналогичным образом подсчитать числоминусов и записать их во вторую пустую строку «Листа ответов».

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу «Листа ответов». Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, З, Х.

  1. Ч – профессии типа «человек – человек», где основной объект труда – человек.
  2. Т – професси типа «человек – техника», где основной объект труда – техника.
  3. П – профессии типа «человек — природа», где основной объект труда – природа.
  4. З – профессии типа «человек – знаковая система» (например, операторы ЭВМ, программисты, наборщики в типографии и т.п.).
  5. Х – профессия типа «человек – художественный образ».

При анализе научно-методической литературы использовалось более сорока источников, направленных на изучение процесса формирования личности педагога, его психологии, мотивов и мотивации профессиональной деятельности. В том числе мы руководствовались трудами Н.В. Бордовской Н.В Кузьминой, Е. А. Климова, А.А Леонтьева, Б.Ф Ломова,  А.А Реана, С.И. Розум,  и других авторов.

 

2.2 Математико-статистическая обработка полученных результатов.

Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций»  под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина (1998г.) [] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова (19976г.) [].

Анализ анкетного материала проводился по методике математической статистики.

1). Для выявления средних величин учебной успеваемости и профессиональной направленности личности  студентов использовалась формула расчета средней арифметической взвешенной.

 

         ∑ Хi fi

       Х =   ——¾¾                                                                                                1.

                    ∑ fi

 

где  знак суммирования;

Хi значение осредняемого признака;

fi —  частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.

 

  1. Процентный анализ результатов исследования.

 

2.5 Обработка данных исследования на ЭВМ

 

Данные, полученные в результате исследования, обрабатывались на персональном компьютере в программах Microsoft Word и Microsoft Excel.

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Анализ структуры профессиональной направленности

В выборку четвертого курса входило 46 человек.

На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления профессиональной направленности личности студентов. На основе материалов анкетирования определялось количество случаев доминирования той или иной профессиональной направленности личности студентов. Данные приводятся в виде процентного соотношения количества случаев доминирования профессиональной  направленности в общей выборке студентов. За 100% взята выборка в 46 человек.

Анализ структуры профессиональной направленности личности студентов выявил, следующее:

У 52% опрошенных доминирует склонность  к типу профессии «Человек – человек ».

В 24% случаев доминирует склонность к типу профессий «Человек — техника».

В 22% случаев – «Человек – художественный образ».

4,5% случаев доминирует направленность на тип профессии «Человек – знаковая система».

Доминирования направленности на тип профессии «Человек – природа не выявлено».

Таблица 3.1. Ведущие факторы, определяющие осознанное  отношение к профессии студентов.

Показатель Тип профессии

 

Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ

 

Продолжение таблицы 3.1

Выборка (человек) 46

 

46 46 46 46
Итоговый ранг I II V IV III
Доминирование интересов (количество случаев) 24 11 0 2 10
Доминирование интересов

(в %)

52% 23% 0% 4,5% 21%

При Р = 0,05
На основе табличных данных мы можем построить круговую диаграмму.
Примечание: количество доминирования интересов, указанных в таблице может превышать сто процентов, поскольку в некоторых случаях одновременно могут доминировать несколько склонностей.

 

Рисунок 1.Процентное соотношение интересов к типу профессий (первый этап исследования).
Как видно из результатов исследования в большинстве случаев в группе доминирующей склонностью для студентов является профессиональная деятельность в системе «Человек –человек». Этот результат  прогнозируем, поскольку по своей специфике будущая профессиональная деятельность студентов ПФФК представляет собой организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, реализация которого  происходит посредством общения. Без прямого контакта между учителем и учащимся данный процесс невозможен и в силу этого студент вынужден осваивать навыки взаимодействия с учащимися и коллегами.

На  втором месте по значимости рангов в обоих случаях находится тип профессии «человек – техника». Данный  результат получен в следствии высокого интереса к данному типу профессий, проявляемого  со стороны юношей исследуемой группы. В 24% случаев наряду с другими типами профессий, они имеют доминирующее значение.

На третьем месте в рейтинге имеет направленность на тип профессии «Человек –художественный образ». В 22% случаев выявлено доминирование.

Интересны результаты  ранговых показателей приведенных в таблице 3.2.

Данный показатель рассчитывался

Таблица 3.2 Ранговые значения

 

Этапы исследования

Тип профессии
Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ
Сумма рангов, в баллах. 12,9 -148 -340,9 -250,2 -161,9
Выборка, человек.

 

46 46 46 46 46
Среднее значение для группы, в  баллах.

 

0,29  -3,22 -7,41 -5,44 -3,52

 

Графическое изображение данных таблицы 3.2 выглядит следующим образом.

Рисунок 2. Ранговые значения типов профессий.

Согласно методики исследования профессиональной направленности личности, наибольшее значение, присвоенное какому либо из пяти типов профессий определяет направленность или как еще можно сказать осознанную склонность личности к типу профессии. В нашем исследовании наибольшее доминирующее ранговое  значение в группе имеет тип профессии «Человек –человек »  0,28 балла. Однако показатели профессиональной направленности личности во всех случаях, кроме типа «Человек – человек», имеют отрицательное значение. Студенты как бы сделали выбор из всех наименьших зол в профессиональной деятельности, и определили, что наименее «неприятна» для них работа связанная с общением с людьми.

Наименьший интерес для студентов представляет тип профессии «Человек — природа», выявлено наименьшее среднее значение для группы  — 7,41 балл.

Данное отрицательное отношение студентов к типам профессиональной деятельности предложенной в анкете на наш взгляд говорит о еше несформированном отношении к трудовой деятельности. Для студентов на данном этапе обучения на первое место выдвигается учебная деятельность. Трудовая же деятельность выступает как нечто сложное, но приятное, дающее возможность личностной реализации, дающее стабильность и независимость. Поэтому, представляя себя в будущей профессиональной деятельности, студент в первую очередь ищет реализации основных целей, мало интересуясь повседневными задачами.

С другой стороны отрицательное отношение к трудовой деятельности можно объяснить характерологическими особенностями студентов в группе.

В настоящее время учеными Т. В Кудрявцевым и А. В. Сухаревым[32] проведены исследования, результаты которых свидетельствуют о существовании взаимосвязи между профессиональными интересами и склонностями и характерологическими особенностями личности. Например установлено, что учащиеся проявляющие интерес к сфере «человек –человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

Те, кто проявляет интерес к сфере «человек – техника», обладают более высокой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу «человек  — художественный образ» характерна лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Выбравшим сферу «человек – знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек – природа» ярко выражена сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Интересны результаты исследований профессиональной направленности студентов, проведенные Ю.А. Афонькиной []. Она исследовала студентов различных учебных заведений и различных специальностей. По обобщенным и систематизированным результатам ее исследований у студентов  часто наблюдается неадекватное расширенное либо суженное понимание предмета будущих профессиональных функций и неоднозначное отношение к приобретаемой специальности и квалификации. Различия проявляются в по показателям сформированности, осознанности, определенности.  Особенно автор обращает внимание на начало вузовского обучения: — …начало вузовского обучения является чрезвычайно ответственным этапом в развитии профессиональной направленности в совокупности всех ее компонентов, поскольку, поскольку позволяет преодолевать субъективное неприятие к профессиональным функциям.

Подводя итог можно сказать, что для большинства студентов (52%) четвертого курса характерна профессиональная направленность на тип профессии «Человек –человек ».  Данная направленность является ведущей в профессии педагога, и говорит о том, что большинство студентов видят себя в рамках избранной профессии. Обнаружены отрицательные показатели в ранговых значениях типов профессий, кроме профессии типа «Человек  -человек».

 

 

3.2 Анализ успеваемости студентов

 

Анализ успеваемости студентов  4-го  курса педагогического факультета физической культуры, по  блокам Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура» проводился по результатам экзаменационных оценок за 2001 — 2004 годы. В каждом учебном году рассматривались две сессии.

Успеваемость анализировалась по циклам  дисциплин приведенным в главе 2.

В ходе исследования анализировалась динамика успеваемости студентов  по курсам обучения. Рассчитывался средний балл для каждого курса. Результаты округлялись до сотых.

Анализ выявил следующие результаты, приведенные в таблице 3.3:

Таблица 3.3  Результаты успеваемости студентов

Показатель Курсы обучения
1-й  курс 2- й курс 3 –й курс 4-й курс
 

Средний балл за успеваемость

 

3,98

 

4,03

 

4,19

 

4,31

4,13

 

 

Более подробно результаты  анализа успеваемости приведены в приложении 2, таблице 2.

Графическое изображение данных таблицы 3.3 приведено на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Динамика успеваемости студентов от курса к курсу обучения.

Средний балл успеваемости за все года обучения равен 4,13 балла. Данный результат на наш взгляд говорит о высокой успеваемости студентов данной группы.

Как видно из результатов исследования, в группе,  наблюдается динамика возрастания результатов успеваемости от курса к курсу обучения. Если на первом курсе показатель успеваемости был на уровне 3,98 балла, то на четвертом курсе обучения данный показатель уже достигает 4,31 балла (таблица 3.3, рисунок 3).

Данная тенденция на наш взгляд является положительной. На первых курсах обучения в вузе студентам требуется пройти адаптацию к форме учебных занятий, к новому коллективу учащихся, что в свою очередь влияет на успеваемость в учебной деятельности. По мнению П.Е Решетникова [] динамика успеваемости студентов растет вплоть до четвертого курса обучения. На четвертом курсе наступает некое «плато», а к пятому курсу обучения наблюдается снижение успеваемости.

Данный тенденцию снижения показателей учебной успеваемости на наш взгляд можно объяснить снижением мотивации к учебной деятельности, к возникновению чувства скорого окончания учебы и перевод основного внимания на будущее трудоустройство и службу в вооруженных силах.

Интересны результаты ранжирования успеваемости студентов по дисциплинам (приложение 2, таблица 2).  Анализ успеваемости по циклу дисциплин позволил составить рейтинг предметов, где студенты были наиболее и наименее успешны. В работе мы рассматриваем по три дисциплина в том и ином случаях. Данные приведены в таблицах 3.4 и 3.5.

 

 

 

 

Таблица 3.4. Рейтинг учебных дисциплин по которым студенты  имеют наивысшие оценки .

Дисциплина Рейтинг Баллы
Теория и методика физического воспитания и спорта. I 4.52
Курсовая работа. II 4.43
Психология  физвоспитания и спорта. III 4.28

 

 

Таблица 3.5. Рейтинг учебных дисциплин по которым студенты имеют низшие оценки .

Дисциплина Рейтинг Баллы
Анатомия I 3,74
Физиология II 3,79
Плавание III 3,91

 

Как видно из результатов приведенных в таблице 3.4 студенты показали наилучшие знания на четвертом курсе по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта». На втором месте по рейтингу оценки за «Курсовую работу». На третьем месте оценки по дисциплине «Психология физвоспитания  и спорта».

На первом месте в рейтинге предметов успеваемость студентов, успеваемость  по которым имеет низкий уровень, первое место занимает «Анатомия». На втором месте в отрицательном рейтинге «Физиология». И на третьем месте «Плавание».

Не анализируя далее в данном контексте успеваемость студентов, хочется сказать, что в целом средний показатель успеваемости студентов данной группы имеет значение выше среднего и составляет 4,13 балла. Однако в группе присутствует всего 3 студента, которые имеют среднюю оценку  за успеваемость 5 баллов, что составляет в общей выборке 6,5%.  Обнаружено высокое количество студентов имеющих оценку за успеваемость от 4 и выше баллов. Они составили 54,5%  выборки. «Троешники» составляют в данной группе 39%.

 

 

3.3 Исследование взаимосвязи между профессиональной направленностью личности и успеваемостью студентов

 

Учебная деятельность в стенах вуза представляет собой процесс целенаправленного приобретения профессионально важных качеств. Уровень сформированности профессионально важных качеств определяет  успешность студента в будущей профессиональной деятельности. Шкалой оценки на данном уровне может служить уровень успеваемости по циклу учебных дисциплин.

Профессиональная направленность является системой отношений личности к себе как к профессионалу, к профессии [Байметов]. Имеется связь между процессом становления профессиональной направленности и учебной деятельностью.

По этому поводу  Ю.А. Афонькина пишет следующее: «Профессиональная направленность и деятельность субъекта по освоению профессии находятся в диалектическом единстве. Приобщение к профессиональной деятельности изменяет тенденции в становлении профессиональной направленности, но и сложившаяся профессиональная направленность определяет успешность освоения будущей профессии и формирования новых личностных структур».

Одной из задач нашего исследования было выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью и успеваемостью студентов ПФФК.

Предполагалось, что наиболее успешными в учебной деятельности те студенты, которые имеют склонность к профессиональной деятельности в системе «Человек  — человек». Данное предположение мы объясняли тем, что объектом деятельности специалиста в области физической культуры и спорта выступают люди. И исходя из этого успешность в учебно – профессиональной деятельности должно зависеть от склонности и сформированности профессиональной направленности к данному виду профессиональной детельности.

Для решения выше указанной задачи результаты анкетирования профессиональной направленности ранжировались в группы по преобладанию той или иной профессиональной направленности. Определено  4 группы, приведенные в таблице 3.6. Направленность на тип профессий «Человек –природа» в данном контексте не учитывалось, поскольку в данной группе исследуемых, не было случаев направленности на данный тип профессиональной деятельности.

Далее, для каждой из групп, рассчитывался средний показатель успеваемости.

Таблица 3.6. Показатели успеваемости студентов в зависимости от их профессиональной направленности.

Показатель Человек – человек Человек – техника Человек – знаковая система Человек – художественный образ
Доминирование интересов

(в %)

52% 23% 4,5% 21%
Средняя оценка за успеваемость в группе, в баллах. 4,10 3,90 4,11 4,36

 

 

Результаты данного анализа выявили что уровни успеваемости в группах с той или иной профессиональной направленностью имеют разные значения (таблица 3.6) а, следовательно отсюда следует вывод, что профессиональная направленность влияет на успеваемость в учебной деятельности.  Как следует из результатов таблицы 3.6, наиболее успешны в учебной деятельности на педагогическом факультете физической культуры студенты имеющие профессиональную направленность в системе «Человек – художественный образ», средний результат составил 4,36 балла. На втором, третьем месте по успеваемости студенты имеющие направленность на типы  профессий «Человек – знаковая система», «Человек-человек», значения средних оценок в группах составили 4,11 и 4,10 баллов.  Данный результат опровергает гипотезу данной работы, что наиболее успешными в учебной деятельности на педагогическом факультете физической культуры будут студенты, имеющие направленность на профессии типа «Человек –человек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В ходе проведенного исследования  влияния профессиональной направленности личности студентов педагогического факультета физической культуры на успеваемость по блоку практических дисциплин были получены следующие результаты:

  1. I. Анализ научно – методической литературы выявил:

1.Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.

  1. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
  2. Профессиональная направленность и деятельность субъекта по освоению профессии находятся в диалектическом единстве. Приобщение к профессиональной деятельности изменяет тенденции в становлении профессиональной направленности, но и сложившаяся профессиональная направленность определяет успешность освоения будущей профессии и формирование новых личностных структур.
  3. II. Анализ материалов анкетирования выявил следующее:
  4. Из пяти предложенных типов профессий 52% опрошенных студентов относят свою будущую профессиональную деятельность к типу профессий «Человек-человек». 24% опрошенных имеют склонность к типу профессий «Человек -техника», 22% — к профессиям типа «Человек –художественный образ» и 4% к типу профессий «Человек –знаковая система». Случаев преобладания  направленности на тип профессии «Человек- природа» не выявлено.
  5. Анализ успеваемости студентов по блокам Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура» выявил средний результат за успеваемость 4,13 балла. Обнаружена положительная динамика успеваемости студентов от курса к курсу обучения. Улучшение произошло с 3,98 балла на первом курсе до 4,31 на четвертом курсе обучения.

Ранжирование по успеваемости студентов выявило, что 6,5% опрошенных студентов имеют успеваемость на уровне 5 баллов. 54,5% студентов имеют средний показатель от 4 до 5 баллов, и 39% опрошенных имеют успеваемость на уровне от 3 до 4 баллов

Анализ зависимости успешности в учебной деятельности от профессиональной направленности личности выявил, что наиболее успешны студенты имеющие профессиональную направленность в системе «Человек – художественный образ», средний результат составил 4,36 балла. На втором, третьем месте по успеваемости студенты имеющие направленность на типы  профессий «Человек – знаковая система», «Человек-человек», значения средних оценок в группах составили 4,11 и 4,10 баллов. Наименее успешны в учебной деятельности студенты. имеющие направленность на тип профессий «Человек-техника», средний уровень успеваемости  в данной группе составил 3,90 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. – 167 с.
  2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. – 339 с.
  4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.
  5. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности. Автрреф. дис. доктора психол.наук. С-Пб. 2003г.
  6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986. – 206 с.
  7. Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В. П. И др. – М., 1983. – 358 с.
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.
  9. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.
  10. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  11. Кайданов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. – 238 с.
  12. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. Тр. – Грозный, 1980. С. 5-13.
  13. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.
  14. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. Л., 1957-1960. – 264 с.
  15. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
  16. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. Ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
  17. Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. Коллегия: В. Б. Успенский (отв. Ред.) и др.]. – Ярославль, 1976. – 84 с.
  18. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. – 1984. — №1. – с. 20 – 27.
  19. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. – 183 с.
  20. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. – 32 с.
  21. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.
  22. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984. – 215 с.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  24. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с.
  25. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. Для пед. Ин-тов. – М., 1985. – 319 с.
  26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.
  27. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. Ред. Чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. – 308 с.
  28. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. Докладор к 7 съезду общества психологов СССР. – М., 1989.
  29. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128.
  30. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. – 87 с.
  31. Психология сопровождения выбора профессии. Ред. Митиной Л.М. М. 2003г.
  32. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. Ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.
  33. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991. – 152 с.
  34. Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986. – 36 с.
  35. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. – М., 1984. – 176 с.
  36. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. – 136 с.

 

  1. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  2. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М., 1975. – 198 с.
  3. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М., 1974. – 231 с.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 366 с.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
  6. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. – Л., 1977. – 197 с.
  7. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.
  8. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.
  9. Шадриков В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. – М., 1982. – 185 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкета 1.

 

Ф.__________________________

И.__________________________

О._________________________

 

Группа­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________    Спортивная специализация ________________

 

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы предпочитаете?

Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень нравится Вам , то отметьте этот пункт двумя «+». Знаком «» отметьте занятие которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса.

Тест опросника:

1а). Ухаживать за животными                   или            1б). Обслуживать машины

2а). Помогать больным людям                  или            2б). Составлять таблицы

3а). Участвовать в оформлении                 или           3б). Следить за состоянием

книг плакатов, журналов                                                  и развитием растений

4а). Обрабатывать материалы                   или            4б). Доводить товары до

(древесину, ткань,металл)                                                         потребителей

5а). Обсуждать научно-                              или           5б). Обсуждать художественные популярные книги, статьи                                                                 книги

6а). Содержать животных                          или           6б). Тренировать товарищей (или

младших школьников)

7а). Копировать рисунки,                          или           7б). Управлять подъемным

изображения                                                                        краном,  трактором, тепловозом и т.п

8а). Сообщать (разъяснять) людям          или            8б). Художественно оформлять выставки,

какие- либо сведения (в спра-                                витрины (или участввовать в подготовке)

вочном бюро,на экскурсии)                                   пьес, концертов)

9а). Ремонтировать вещи (одежду,          или           9б). Искать и исправлять ошибки в текстах,

технику, жилище)                                                        таблицах, рисунках

10а). Лечить животных                             или           10б). Выполнять вычисления, расчеты

11а). Выводить новые сорта растений     или          11б). Конструировать, проектировать,

новые виды изделий (машины,

одежду,дома)

12а). Разрешать споры, предупре-          или          12б). Разбираться в чертежах,схемах,

ждать ссоры, убеждать, разъяснять                         таблицах (проверять, уточнять )

поощрять, наказывать

13а). Участвовать в работе6 кружков     или          13б). Наблюдать. Изучать жизнь микробов

художественной самодеяте-

льности

14а). Налаживать медицинские при-      или           14б). Оказывать людям медицинскую боры, аппараты                                                                               помощь при оанениях, ушибах и т.п.

15а). Составлять точные описания,  или    15б). Художественно описавать, отчеты о                      наблюдаемых явле-                                                         отображать сдбытия (наблюдаемые

ниях, событиях, измеряемых                                        или представляемые)

объектах     и т.д.

16а). Выполнять лабораторные ана-        или         16б). Принимать, осматривать больных

лизы в больнице                                                         беседовать сними, назначать лечение

17а). Красить или расписывать стены     или          17б). Осуществлять монтаж зданий или

или помещение, поверхность                                    сборку машин, приборов

изделий

18а). Организовать культпоходы све-     или          18б). Играть на сцене, принимать участие

рстников или младших товари-                                в концертах

щей (в театры, музеи), экскурсии

туристические походы и ти.п

19а). Изготавливать по чертежам             или          19б). Заниматься черчением изделия, ко-

детали (машины, одежду), стро-                               пировать чертежи, карты

ить здания

20а). Вести борьбу с болезнями ра-         или          20б). Работать на клавишных машинах

стений, с вредителями леса                                       (пишущей машинке, компьютере).

 

 


Приложение 2.

 

Таблица 1.. Показатели профессиональной направленности личности студентов.

 

 

 

 

Ф. И. О. исследуемого Ч Т П З Х
1.Айдаров Р.А -6 -7 -5 -8 -4
2.Бабушкина Ж.М -2 -8 -8 -4 -4
3.Бородина Ю.Л 0 -6 -8 -6 -1
4.Бродникова Е.В +4 -8 -8 -7 +1
5.Бураков С.Л +6 +6 -6 -8 -7
6.Веслов Д.В +1 -6 -6 -8 +3
7.Воротова М.С 0 -8 -4 -8 +8
8.Гефлих А.В +3 -6 -6 -8 +8
9.Глушков К.С -6 -8 -8 -6 -8
10.Городилов Д.А. -6 -2 -8 -4 -8
11.Данильчук Р.Н +2 0 -8 -4 -4
12.Дзюин Р.А +4 -3 +2 -6 -6
13.Докучаев А.В 0 0 -8 -2 +8
14.Дубовикова Е.В +1 -5 -8 -5 -4
15.Дунаева Д.С +4 -3 -6 -2 +2
16.Ежов К.С -2 -8 -8 -8 -6
17.Елганов Д.Ю -2 +4 -6 -2 -6
18.Емшанов А.В -4 +2 -8 -8 -6
19.Жиобакас Т.П -6 -9 -8 -8 -6
20.Зорина Т.В 0 -5 -6 -4 -7
Продолжение таблицы 1.
21.Иванов А.А +3 +2 -5 -2 -8
22. Колдунов С.И +2 -8 -6 -6 -4
23.Ивыгина Е.О +5 -7 -5 -5 +5
24.Иовлев А.А +5 -5 -6 -7 -6
25.Кирдяев С.Н -1 0 -8 -7 +12
26.Кобелев К.С -6 -6 -8 -8 -6
27.Королева Ю.В -2 -13 -6 -8 -8
28.Кузьмин Ю.В -2 +2 -6 +4 -8
29.Макаров Д.Л +2 +6 +4 -8 -8
30.Макарова С.Ф +8 -6 -6 -8 -6
31.Мерзликин В.С +2 0 -8 -4 -4
32.Наговицын П.Н 0 +2 -8 -6 -8
33.Неустроева Ю.А -7 -8 -7 -8 -8
34.Никитин А.Н 0 +1 -4 -4 -6
35.Орлов А.В -6 -4 -8 -4 -7
36.Петров Р.Е -2 +2 -6 +4 -8
37.Повышев С.Л -4 -6 -8 -2 -8
38.Поздеев А.А 0 -8 -6 -6 -4
39.Пономарева В.Ю 0 0 +1 -6 +4
40.Пятанин А.А +2 -2 -8 -3 -8
41.Селеткова Т.И -4 -8 -6 -6 -2
42.Ситдикова Е. И +4 0 -8 -8 0
43.Сухих Д.А -5 0 -6 -8 -7
44.Торошин Ю.А -8 -2 -8 -8 -8
45.Федорова О.А +2 -6 -2 -8 +2
46.Юшкова Л.В +4 -8 -6 -4 -6
Средний результат (Х) 0,28 -3,22 -7,41 -5,44 -3,52

 

 

Рисунок 1. . Ранговые значения типов профессий.

 

 

 

Таблица 2. Показатели успеваемости по циклам дисциплин студентов 4-го курса.

 

 

 

Ф.И.О исследуемого студента

Изучаемые предметы  
1-й курс

 

2-й курс 3-й курс 4-й курс  
Анатомия История Физич.к ультуры   и спорта Анатомия Общая психология Социальная психология Педагогика Философия Иностр. язык ТиМФВиС Физиология ОНМД Психология физ. воспитания и спорта Плавание Экономика Физиология физ. воспит и спорта ПФСС Курсовая работа ТиМФВиС Гимнастика Средний балл
1.Айдаров Р.А 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5,00
2.Бабушкина Ж.М 5 4 4 4 4 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4,66
3.Бородина Ю.Л 5 3 3 3 5 3 4 3 4 3 4 5 3 4 4 4 4 4 4 3,78
4.Бродникова Е.В 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4,36
5.Бураков С.Л 3 4 3 3 3 3 5 4 3 3 4 4 4 3 3 5 3 3,52
6.Веслов Д.В 3 4 3 3 3 4 4 3 3 3 3 5 3 4 3 4 4 4 3,33
7.Воротова М.С 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5,00
8.Гефлих А.В 4 5 4 4 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 5 5 4,73
Продолжение таблицы 2.
9.Глушков К.С 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4,58
10.Городилов Д.А. 5 4 3 3 5 4 4 3 3 4 3 4 3 4 3 5 3 4 4 3,73
11.Данильчук Р.Н 5 5 4 5 5 4 4 4 3 5 4 5 5 4 4 4 5 5 3 4,37
12.Дзюин Р.А 3 5 3 3 3 3 4 3 3 3 3 4 3 4 4 3 4 4 3 3,42
13.Докучаев А.В 3 3 4 5 4 5 5 4 4 3 3 3 3 3 3 4 4 4 3 3,68
14.Дубовикова Е.В 3 5 3 3 4 4 5 3 3 3 3 5 3 5 4 4 4 5 4 3,58
15.Дунаева Д.С 5 5 4 4 5 4 5 4 5 4 4 5 4 4 4 5 5 5 4 4,47
16.Ежов К.С 5 5 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4,21
17.Елганов Д.Ю 5 3 4 3 5 4 5 3 5 3 4 4 4 4 4 5 4 4 4,05
18.Емшанов А.В 3 3 4 4 4 4 5 4 4 3 3 4 3 3 3 4 4 5 4 3,73
19.Жиобакас Т.П 3 4 4 3 4 3 4 5 4 4 3 4 5 5 4 4,60
20.Зорина Т.В 3 4 4 4 5 5 5 4 4 3 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4,10
21.Иванов А.А 4 5 3 3 5 5 4 4 3 3 4 4 3 3 3 3 4 5 3 3,74
22. Колдунов С.И 4 4 3 3 4 3 3 3 4 5 4 3 3,58
23.Ивыгина Е.О 4 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4,84
24.Иовлев А.А 3 3 3 3 3 4 4 3 3 4 4 3 4 4 5 5 4 4 3,67
25.Кирдяев С.Н 5 4 5 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4,82
26.Кобелев К.С 4 3 3 3 4 4 5 3 4 3 4 5 4 3 3 4 4 5 4 4,05
Продолжение таблицы 2.
27.Королева Ю.В 5 5 4 4 5 4 5 5 4 4 5 5 5 5 5 5 4 5 4 4,63
28.Кузьмин Ю.В 4 5 4 4 4 4 5 3 3 3 4 4 4 3 3 4 4 4 3,83
29.Макаров Д.Л 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 4 5 5 4 4,27
30.Макарова С.Ф 4 5 4 4 5 5 5 5 4 5 5 4 4 5 5 5 5 5 4 4,63
31.Мерзликин В.С 3 5 4 3 5 5 5 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4,21
32.Наговицын П.Н 4 4 4 4 4 4 5 5 4 4,22
33.Неустроева Ю.А 3 5 3 3 4 4 4 3 3 4 3 5 3 4 3 4 4 5 5 3,79
34.Никитин А.Н 4 4 4 3 3 3 4 4 5 3 4 5 4 3 3 3 3 3 3 3,59
35.Орлов А.В 5 4 4 5 5 4 5 3 3 4 4 4 4 3 4 3 5 4 4 4,05
36.Петров Р.Е 5 5 4 4 3 3 4 4 5 5 4 5 3 4 4 5 4 5 4 4,37
37.Повышев С.Л 3 4 3 4 3 4,01
38.Поздеев А.А 4 4 5 4 4 4 3 4 4 4,00
39.Пономарева В.Ю 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 4 4 4 4 4 3,39
40.Пятанин А.А 5 3 4 3 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 3 5 5 3,47
41.Селеткова Т.И 4 3 4 4 5 4 4 4 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4,26
42.Ситдикова Е. И 4 5 4 4 5 5 4 3 3 4 5 4 5 5 5 4 5 5 4,39
43.Сухих Д.А 4 4 3 3 5 5 5 4 4 3 4 4 3 4 4 4 5 5 5 4,58
Продолжение таблицы 2.
44.Торошин Ю.А 4 4 4 4 3 5 3 3,28
45.Федорова О.А 3 3 3 3 4 4 4 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 3,89
46.Юшкова Л.В 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4,95
Средний результат

за предмет.

4,10 4,25 3,74 3,87 4,32 4,27 3,95 3,93 3,97 3,79 4,11 4,49 3,91 4,09 4,04 4,28 4,43 4,52 4,09 4,13
Средний показатель успеваемости за курс. 3,99 4,03 4,19 4,31 4,13

 

 

 

 

 

 

 
Рисунок 2. Показатели успеваемости студентов по дисциплинам.

 

Рисунок 3. Динамика успеваемости студентов от курса к курсу обучения.

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.