Главная » Психология Физическая культура и спорт » ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Анализ литературных источников по теме
исследования ……………………………….…………………………………6
1.1 Мотивация в структуре личности……………………..……….. …………6
1.2 Мотивация в профессиональной деятельности педагога…………………………………………………………….…………15
Глава 2. Организация и методы исследования…………………………….….19

2.1. Организация исследования…………………………………………….….19
2.2. Методы исследования…………………………….……………………..….19
2.3. Метод определения удовлетворенности профессией ……………………20
2.4 Математически – статистические методы исследования……………..….23
2.5 Обработка данных исследования на ЭВМ…………………………………24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………..……….25
3.1 Анализ динамики индекса удовлетворенности профессией студентов ПФФК…………………………………………………………………………….25
3.2 Анализ формирования структуры значимых мотивов профессиональной деятельности студентов ПФФК…………………………………………………
Выводы исследования……………………………………………………..……38
Практические рекомендации по материалам исследования………………….41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….44

ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в системе образования нашей страны
выдвигают новые требования к профессиональной
подготовленности педагога. Происходит переход от старой — авторитарной
формы управления и организации педагогического процесса и догматической передачи готовых знаний в процессе урока физической культуры к форме учебного процесса построенного на диалоге, субъект – субъективных отношениях между учителем и учениками, познавательной и физической активности учащихся.
Подготовка к профессиональной деятельности, основанной на современных концепциях физического воспитания и методов организации учебного процесса, выдвигает новые требования к профессиональным качествам учителя физической культуры.
Качество деятельности специалиста определяется уровнем его мастерства, важной составляющей, которой является система профессиональных умений.[3, 9, 13, 24, 27, ] По мнению А.А. Реана успешность формирования системы профессиональных умений во многом зависит от удовлетворенности студента избранной профессией, структуры и силы к мотивации профессиональной деятельности [23]. Удовлетворенность профессией, пишет Н.В Кузьмина – это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией становится причиной текучести кадров и приводит к отрицательным экономическим последствиям, кроме того, от нее зависит и психическое здоровье.
Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на процесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных закономерностей – все это более чем актуальные задачи…[23]
Удовлетворенность профессией выступает как система мотивов имеющих определенную иерархию и выражают направленность личности.. Мотивация выступая как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, является одним из факторов посредством которого возможно целенаправленное формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков студентов, будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Проблемы мотивов и мотивации широко освещались в работах таких ученых как К.К Платонов, А.Н Леонтьев, В.К Вилюнас, В.И Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.
Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались Н.В. Кузьмина, А.А Реан, В.А Якунин Н.В. Бордовская, С. И Розум и др.
За рубежом мотивы и мотивация рассматриваются в трудах А. Маслоу, Р.С Уэйнберга, Д. Гоулд Джемса, Дьюи, З. Фрейда, К.Юнга и других ученых [5, 17, 34].
В них проанализировано состояние проблемы формирования мотивов, структуры мотивации личности, мотивы и мотивация рассмотрены в различных областях жизнедеятельности человека.
В научно – методической литературе широко рассматриваются вопросы профессиональной мотивации, как одного из факторов успешного овладения и повышения мастерства в профессиональной деятельности. Однако существует незначительное количество трудов посвященных изучению мотивационной сферы, определяющую удовлетворенность избранной профессией студентов готовящихся к профессиональной деятельности в такой специфической области как физическая культура и спорт, в связи с чем актуальность данного исследования является очевидной.

Объект исследования – процесс формирования профессиональной готовности студентов ПФФК УдГУ,
Предметом исследования – является структура мотивов профессиональной деятельности студентов педагогического факультета физической культуры Удмуртского государственного университета.
Цель исследования – определить динамику формирования структуры наиболее значимых мотивов в профессиональной деятельности студентов ПФФК УдГУ.
Гипотеза исследования – индекс удовлетворенности избранной профессией у студентов ПФФК от курса к курсу снижается.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования
2.Определить динамику структуры наиболее значимых профессиональных мотивов студентов ПФФК, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
3.Выявить зависимость структуры наиболее значимых профессиональных мотивов студентов от курса обучения и пола.
4. Определить динамику значения индекса удовлетворенности профессией в зависимости от курса обучения и пола студентов.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования
Такие моменты как удовлетворенность студентов избранной профессией, факторы, влияющие на формирование удовлетворенности, динамика удовлетворенности от курса к курсу, проблемы профессиональной мотивации, как и отношение студентов к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности и сказываются на общем уровне профессиональной подготовки. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии влияют и различные технологии, стратегии, методы обучения, взаимоотношения и т.д. Результаты данного исследования позволят рассмотреть проблему профессиональной подготовки студентов с обеих выше указанных позиций.

Практическое значение работы
Результаты работы позволяют совершенствовать систему подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Позволяют подойти к проблеме профессиональной подготовки с учетом иерархии мотивов определяющих позитивное и отрицательное отношение к избранной профессии.

ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по теме исследования
1.1 Мотивация в структуре личности
В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Можно даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают психологическое явление, становящееся побуждением к действию (К.К.Платонов), другие осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.[23]
Считают так же, что мотив – это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает человека к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности [14].
Понятие «мотив» ( от латинского motiv – приводить в движение, толкать) означает побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [33].
Мотивы педагогической деятельности – побуждения, связанные с ее осуществлением: то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли потребность работать с людьми (воспитывать их, обучать), основанная на самосознании своих способностей, характера, призвания; то ли необходимость, связанная с выполнением роли, обусловленной вынужденным выбором профессии, вынужденным решением задач, предлагаемых профессией. Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворение определенной потребности. 34
Мотивы рассматриваются в единстве с задачами деятельности. Они определяются задачами в которые включается человек, не в меньшей мере, чем задача мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам – условиям, при которых действие возникает. Мотивы деятельности формируются в процессе осознания задач деятельности. «Мотив, как осознанное побуждение для определенного действия, собственно формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельство, в которых он находиться и осознает цель, которая перед ним встает. Из отношения к ним рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимый для реального жизненного действия. В понятие «мотив» так же как различные психологические феномены: потребности и влечения, побуждения и склонности, представления и идеи, переживания чувства, привычки, желания и хотения, мысли и чувства долга, предметы внешнего мира, состояния и свойства личности, психологические процессы 29, установки и условия существования.
В.А. Иванников предлагает сузить содержание понятия «мотив». До какой – то одной реальности и закрепить этот термин за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей [23].
В некоторых работах «мотив» рассматривается как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Ж. Годфруа 6 пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать.
Мотивы могут характеризоваться качественно. По тому признаку выделяют внутренние и внешние мотивы. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности в деятельности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата) то говорят о внешних мотивах.
Удовлетворенность профессией выступает как система мотивов и потому в рамках данного исследования нельзя рассматривать понятия «мотив» в отдельности от мотивации. В системе наук возникали и до сих пор идут споры по поводу изучения мотивации и мотива, как ее составляющей. Шумилин пишет, что «Мотивация (мотивационная сфера) поведение как высшая психологическая функция или как сложная психологическая система может быть предметом анализа в разных психологических науках». Большинством авторов считается, что мотивация является многомерным образованием, включающим в себя такие ее многообразные компоненты как идеалы и ценностные ориентации, потребности, интересы, отдельные мотивы, цели, намерения, эмоции и аффекты [20]. Мы в своем исследовании под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные, но основанные на общих базовых предпосылках социальной психологической мотивации (подходы Мак- Грегора, Л. Портера, К. Левина, Мак- Кинси, У. Дж. Оучи) [17. 34].
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения поставленных целей и как выбирает конкретный вид поведения. В существующих теориях мотивации выделяют два направления. Первое – теории удовлетворения работой. Они концентрируют внимание на факторах, то есть на том что побуждает действовать и стимулировать деятельность. Это теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, В. Ядова, Д. Мак- Кледланда, А. Леонтьева см таблицу 1.1.
Второе направление – теории процесса. Они концентрируют внимание на выборе поведения способного привести к желаемым результатам. Данное направление возглавляют труды В. Врума, Л. Портера, Т. Уотерман и др.[15, 17, 34]
В сформировавшейся в первой половине ХХ века классической теории мотивов к труду обычно рассматриваются две противоположные концепции. Первая из них делает упор на внешние мотивы. В соответствии с этой концепцией средний работник ленив и не заинтересован в своем труде, ему следует непрестанно указывать, что и как он должен делать. Согласно второй концепции желание работать для него так же естественно как, скажем, играть.
Наиболее полный анализ исторического формирования теорий мотивов приведен в работе В. И. Некрасова (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Основные теории мотивационной деятельности
Базовые современные теории социальной мотивации
1) Теория авторитарности равенства и компенсации или жесткого подталкивания в системе теория Х (Д. Мак- Грегор).
2. Теория демократической справедливости или мягкого подталкивания в системе теория У (Д. Мак- Грегор).
1) Теория морально – этических целей (теория Z ).
4. Теория «траектории — цели» — эволюции и результативности « трудовой этики».
5. Теория топологии «поля» жизненного пространства или динамической системы « напряжений» К. Левина.
Продолжение таблицы 1.1
Теории удовлетворенности (работой, деятельностью) или теории потребностей (содержательные теории)
1. Теория иерархии потребностей (А.Н Маслоу).
2. Двухфакторная теория потребностей (Ф. Герцберг).
3. Теория высших потребностей (Д. Мак – Келланд).
4. Теория диспозиции потребностей и ситуаций (В. Л. Ядов).
5. Теория предметов потребностей (А.Н Леонтьев)
Теория процесса поведения
1. Теория ожидания или ВИО (валентность, инструментальность, ожидание) (В. Врум).
2. Комплексная процессуальная теория мотивации (теория ожидания + теория справедливости) (Л Портер и Э. Лоулер).
3. Теория подкрепления (Т. Питерс, Р Уотман, Скиннер).
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и ока¬зывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Аме¬риканские исследователи показали, что удачно выбранная про¬фессия повышает самоуважение и позитивное представление че¬ловека о себе (Р. Доре; Е.Х. Эриксон; М. Каланиди и др.), сокращает частоту физи¬ческих и психических проблем, связанных со здоровьем (А. Портигал), усиливает удовлетворенность жизнью (Н. Смитт, П. Меллон) [20]. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет¬ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду¬щем.
Упрощенная модель удовлетворенности личности в зависимости от мотивации поведения личности приведена на рисунке 1.1

Потребности Интересы Побуждения Поведение Цель
(недостаток чего либо). Или мотивы (действие)
Результативность удовлетворения потребностей
1.Удовлетворенние
2.Частичное удовлетворение
3.Отсутствие удовлетворения

Рисунок 1.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.

Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со-циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональ¬ный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан¬ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея¬тельности. Результаты одного из исследований (А. А. Реан, 1990, 1999) хорошо иллюстрируют факт, что даже самый простой анализ профессиональных инте¬ресов, осуществленный своевременно может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор.
1.3 Мотивация в профессиональной деятельности педагога

Рассматривая профессиональную деятельность педагогов, часто выделяют, что одни успешны в своем труде, а другие нет. Возможность объяснения причин успешности или неудач, возможно проанализировав профессиональную деятельность педагогов с позиций мотивационных теорий.
Ученые утверждают, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных предпосылок.[7, 11, 12, 27, 28 и др. ]
Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включиться компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.) и студент добивается больших успехов [13, 23 ].
Е.И Рогов в работе «Учитель как объект психологического исследования» пишет, что становление личности учителя профессионала, по какому бы типу оно не протекало, предполагает процесс перестройки мотивационной сферы: одни побуждения приобретают большую значимость, другие теряют ее, превращаясь из идеала в повседневную действительность или уходя совсем из жизни и личностной сферы человека.
Направленность личности, ее преобладающие побуждения так или иначе взаимосвязаны друг с другом либо в содержательно – смысловом плане, либо через общие средства реализации. удовлетворение одних побуждений и превращение их в незначимые актуализирует другие, что в свою очередь приводит к необходимости переключения на них ресурсов, прекратив тем самым удовлетворение побуждения другого рода. Таким образом, пишет далее автор, в процессе становления профессионализма личности соблюдается характерная для каждого периода развития и для каждого типологического склада личности мера соотношения значимого и незначимого [24].
Были получены интересные для нашего исследования результаты опроса, проведенные в педагогических коллективах школ Ростовской области. Они показали, что во всех возрастных группах основным мотивом трудовой деятельности является благоприятный социально – психологический климат в школе и в отношениях между коллегами, так и в отношениях с учениками. Однако с возрастом происходят изменения в мотивационной структуре в процессе их профессиональной деятельности. Мотивационная структура профессиональной деятельности претерпевает значительные изменения. На нее оказывают воздействие факторы педагогического, социального, экономического, психологического и др. характера.[24]
Данный фактор открывает большие возможности для направленного формирования мотивационной структуры личности учащегося в вузе.
Исследования, проводимые группой ученых в различных городах нашей страны показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интелектуальным показателям, а по тому в какой степени у них развита профессиональная мотивация [6, 16, 23, 30].
Авторы данный результат обясняют тем, что существуюшая система конкурсного отбора в вузы позволяет отобрать студентов с примерно одинаковым уровнем общих интелектуальных способностей. В дальнейшем на первое место выступает фактор профессиональной мотивации и одну из ведущих ролей в формировании “отличников” и “троечников” начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно – познавательной деятельности в вузе.
Рассматривая мотивацию профессиональной деятельности следует рассматривать ее с двух различных сторон. С одной стороны это отношение к профессии, как фактор успешного обучения и сдругой стороны на само отношение к профессии влиют различные методы обучения, стратегии, технологии, социальные группы.
А.А. Реан, Н.В Бордовская, С.И.. Розум [23] выделяют круг проблем связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии. Это:
1) удовлетворенность профессией;
2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;
3) факторы влияющие на формирование удовлетворенности: социально – психологические, психолого – педагогические, дифференциально психологические в том числе и половозрастные;
4) проблемы профессиональной мотивации или другими словами система и иерархия мотивов, определяющих позитивное либо негативное отношение к избранной профессии.
Удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен как обобщенная характеристика.Низкая удовлетворенность в больштнстве случаев становится причиной текучести кадров, а она , в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, утверждают авторы, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма.
Удовлетворенность избранной профессией влияет на то как складывается обучение в вузе.. Таким образом формирование положительного отношения к является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение к профессии не может иметь существенного значения если оно не дополняется компетентным представлением о профессии.
Рассматривая мотивацию трудовой деятельности работников производственной сферы, как сложную систему включающую в себя множество факторов, В.И. Некрасов и Н. И. Сапожников [17] выделяют следующую схему взаимодейтвия стимулов и интересов (рисунок 1.2).

Потребности Интересы Стимулы
Заинтересованность
Мотив

Результат
Рис.1.2. Схема взаимодействия стимулов и интересов.

Формирование мотивационной структуры в сфере профессиональной деятельности, пишут авторы, происходит под влиянием двух групп факторов. Первая – внутренние факторы, связанные и порожденные самой трудовой деятельностью; это – содержание работы, сознание своих достижений, признание их окружающими, стремление к продвижению по службе, чувство ответственности, самореализация в труде. Умение работников «вознаграждать самих себя» желательными результатами составляет сферу внутренней мотивации.
Вторая группа – внешние факторы, находящиеся вне пределов труда как такового. Здесь труд выступает как средство достижения личностно значимых материальных и духовных благ, как цена приобретения этих благ, т.е. как «инструментальная ценность».
Внутренняя и внешняя мотивация взаимосвязаны, т.к. привычка «вознаграждать себя» формируется у индивида не только за счет природных качеств но и в результате систематического внешнего воздействия. С другой стороны, методы внешней мотивации во многом обусловлены индивидуальными качествами работников [17].
Анализируя процесс взаимодействия мотиваций авторы пишут, что исходным пунктом развития профессиональной мотивации выступают внешние мотивы. Такие как материальная заинтересованность, работа ради приобретения материальных благ. Далее в зависимости от уровня развития работника в структуре его трудовых мотивов, акценты перемещаются в направлению от преобладанию внешних к преобладанию внутренних мотивов. Человек с развитыми потребностями работает уже не только ради заработка но и в силу интереса к содержанию самой работы.
Установлено, что высокая степень удовлетворенности трудом вообще и высокая эффективность труда возможны, когда внутренние мотивы являются преобладающими, когда труд воспринимается как деятельность, сама по себе приносящая удовлетворение. Внутренняя мотивация создает основу для формирования высшего типа отношения к труду как средству самореализации личности.
Проблема подготовки высококлассных специалистов в области физической культуры и спорта заставляет обратить внимание на различные стороны данной проблемы. Определение процессов формирования профессиональной мотивации, выявление интересов к профессии, рассмотрение профессиональной деятельности с позиции студента дает возможность построения учебных программ с учетом наиболее актуальных мотивов в структуре мотивации профессиональной деятельности студентов. Изучение мотивационной структуры делает возможным построение процесса обучения в вузе с учетом возрастных особенностей мотивационной структуры профессиональной деятельности.
Процессы формирования профессиональной мотивации студентов педагогического факультета физической культуры, определение закономерностей в данной области, является на сегодняшний день мало изученной. Исходя из чего актуальность данного исследования, является очевидной.
2. Организация и методы исследований.

2.1. Организация исследования
Нами было проведено исследование, направленное на определение динамики формирования структуры профессиональных мотивов и удовлетворенности избранной профессией.
Исследование проводилось в2003 — 2004 годах на Педагогическом Факультете Физической Культуры УдГУ.
Исследование проходило в четыре этапа:
Первый этап – проведение первого анкетного опроса: апрель – сентябрь 2003г.
Второй этап – изучение научно – методической литературы по вопросам исследования: декабрь 2003г. – сентябрь 2004 года.
Третий этап: проведение второго анкетного опроса и анализ полученных материалов анкетирований.
Четвертый этап: июнь – октябрь 2004 года – написание выпускной квалификационной работы.
В выборку первого анкетного опроса включались студенты 2-го; 3-го; 4-го и курсов очного отделения ПФФК УдГУ. В выборке присутствовало 140 человек
Из них девушек: 72; юношей: 68.
Анализ данных первого анкетирования проводился Валеевым Т.И, совместно с Евдокимовым А.А. на кафедре теоретических основ физической культуры ПФФК УдГУ. Результаты вынесены в выпускной квалификационной работе Валеева Т.И. [5]
В выборку второго анкетного опроса включались студенты 3-го; 4-го и 5-го курсов. В выборке присутствовало 128 человек.
Из них девушек: 62; юношей: 66.
Всего в ходе исследования было опрошено 268 человек.
Далее в работе студенты группируются. Группа 1 — студенты динамика удовлетворенности профессией которых рассматривалась на 2-м и 3-м курсах обучения. Группа 2 – студенты 3-го и 4-го курсов обучения и группа 3 студенты динамика которых рассматривалась на 4-м и 5-м курсах обучения.
Поскольку основной целью нашего исследования явилось определение динамики формирования структуры профессиональных мотивов и удовлетворенности избранной профессией, то в связи с этим выбор исследуемых именно этих курсов был не случаен. Так как мы считаем, что наиболее эффективное формирование отношения к избранной профессии происходит именно на этих курсах обучения в вузе. Наши предположения подтверждаются результатами исследований ряда авторов[9, 11, 23].
Анкетирования проводились на одних и тех же группах студентов с интервалом один год.

2.2. Методы исследования

Для определения профессиональной направленности и удовлетворенности профессией нами были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы;
2) Методика определения общего уровня удовлетворенности профессией разработанная В.А Ядовым [26] в модификации Н.В Кузьминой и А.А Реана [23];
3) Анкетирование с целью определения степени удовлетворенности избранной профессией;.
4) Анализ материалов анкетирования;
5) Математико-статистическая обработка полученных результатов;
6) Обработка данных исследования на ЭВМ.
.
При анализе научно-методической литературы использовалось более сорока источников, направленных на изучение процесса формирования личности педагога, его психологии, мотивов и мотивации профессиональной деятельности. В том числе мы руководствовались трудами Н.В. Бордовской Н.В Кузьминой, А.А Леонтьева, Б.Ф Ломова, АА Реана, С.И. Розум, В.А. Ядова, и других авторов.
2.3 Методика определения уровня удовлетворенности профессией

Формирование отношения к профессии является педагогической проблемой. Удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность зачастую становится причиной текучести кадров, что в свою очередь приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того от удовлетворенности профессией зависит психическое здоровье человека…Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, выявление в этой области определенных закономерностей – все это более чем актуальные задачи педагогики и психологии [23].
Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной методике , разработанной В.А. Ядовым, и может быть представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией. Это индекс значение которого может меняться в пределах от –1до +1, принимая в данных пределах любые значения. Значение равное –1 свидетельствует о явной неудовлетворенности, а значение +1 – о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенности используется несколько взаимосвязанных между собой вопросов.

Методика определения общего уровня удовлетворенности профессией В.А Ядова в модификации Н.В. Кузьминой, А. А. Реана.
(далее: модификация Н.В Кузьминой , АА Реана )

Инструкция: Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено, то что «привлекает», в колонке Б – что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

А Б

1. Профессия одна из важнейших 1. Мало оценивается.
В обществе. Важность труда

2. Работа с людьми. 2. Не умею работать с
людьми.

3. Работа требует постоянного творчества. 3. Нет условий для
творчества.

4. Работа не вызывает переутомление. 4. Работа вызывает
переутомление.

5. Большая зарплата. 5. Небольшая зарплата.

6. Возможность самосовершенствования. 6. Невозможность
самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим 7. Работа не соответствует
способностям. Моим способностям.

8. Работа соответствует моему 8. Работа не соответствует характеру. Моему характеру.

9. Небольшой рабочий день. 9. Большой рабочий день.

10. Отсутствие частого контакта 10. Частый контакт с людьми.
С людьми.
11. Возможность достичь 11. Невозможность достичь социального признания, уважения социального признания,
уважения.

12. Другие факторы (какие?). 12. Другие факторы (какие?).
Далее в описании исследования данные факторы будут обозначаться как, №1; №2, ит.д.
Далее для удобства расчетов в исследовании пара высказываний обозначаются как «Фактор № 1, 2…12».
Обработка результатов: По каждому из 11 факторов по следующей формуле подсчитывается коэффициент значимости:
n+ — n-
КЗ =  2.1
N

где N – объем выборки;
n+ — количество обследуемых , которые отметили данный фактор в колонке А;
n- — количество обследуемых , которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости это индекс, который может изменяться в пределах от –1 до +1, принимая в данных пределах любое значение. Значение равное –1 свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 – о полной удовлетворенности.
2.4 Математико-статистическая обработка полученных результатов.

Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций» под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина (1998г.) [29] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова (19976г.) [21].
Анализ анкетного материала проводился по методике математической статистики. Для выявления средних величин показателей профессиональной направленности студентов и индекса удовлетворенности профессией использовалась формула расчета средней арифметической взвешенной.

∑ Хi fi
Х = —— 2.2
∑ fi

где ∑ знак суммирования;
Хi – значение осредняемого признака;
fi — частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.

Производился расчет динамики изменения показателей. Для этой цели применялась формула темпа прироста.
Уi — Уо
Тпр = ———— * 100% 2.3.
Уо
где Тпр- темп прироста;
Уо- нальное значение показателя;
Уi- i-е значение показателя.

Для результатов исследования проведена оценка достоверности выборочного наблюдения. Был принят пяти процентный уровень достоверности (Р = 0,05). Поскольку, по утверждению Кондакова Н.И., в связи сильной изменчивостью явлений обучения и воспитания, 5% уровень значимости при оценке педагогических гипотез более чем достаточен [21]
2.5 Обработка данных исследования на ЭВМ

Данные, полученные в результате исследования обрабатывались на персональном компьютере в программах Microsoft Word и Microsoft Exel.
При расчетах показателей индекса удовлетворенности и их средних показателей данные расчитывались в программе Microsoft Exel.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Исследование динамики индекса удовлетворенности профессией по результатам анкетного опроса.

Анализ результатов первого анкетирования .
В ходе исследования проведен анкетный опрос студентов 2-го; 3-го; 4-го курсов ПФФК УдГУ, направленный на определение удовлетворенности студентов избранной профессией.
Выборка составляла 140 человек, из них 68 юношей и 72 девушки.
Анкета включает в себя один тест приведенный выше.

Анализ результатов тестирования, направленного на определение индекса удовлетворенности профессией выявил следующие показатели:
1) Второй курс. В выборку опрошенных студентов второго курса входило 47 человек. Из них юношей 22 и 25 девушек.

Таблица 3.1
Коэффициенты значимости факторов второго курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 20 41 42 25 3 41 32 42 36 12 43
n-
27 6 5 11 44 1 11 5 9 7 4
КЗ -0,14 0,74 0,78 0,29 -0,95 0,85 0,44 0,78 0,57 0,11 0,82

При Р = 0,05.
Расчеты значений коэффициентов значимости факторов производились по формуле 2.1.
Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши -0,10 0,57 0,70 0,34 -1 0,87 0,65 0,90 0,50 0,07 0,78
девушки -0,18 0,91 0,86 0,24 -0,88 0,83 0,23 0,66 0,54 0,15 0,86

При Р = 0,05.
По результатам таблиц 3.1 и 3.2 сложилась следующая структура мотивов:
1. Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,95.
2. Фактор №6 «Возможность самосовершенствования» 0,85.
Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,82.
3. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,78.
5. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,78.
Юноши:
1. Фактор отрицательный №5 « Заработная плата» -1.
2.Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,90
3.Фактор №6 «Возможность самосовершенствования» 0,87.
4-5. Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,78 и фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,78.
Девушки:
Фактор №2 « Работа с людьми» 0,91.
1. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,86.
Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,86.
Фактор №6 «Возможность самосовершенствования» 0,87.
2. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,90

2) Третий курс В выборку третьего курса входило 52 человека.
Из них 28 юношей и 24 девушек.
Таблица 3.3
Коэффициенты значимости факторов студентов третьего курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 25 46 43 17 1 27 47 31 11 12 46
n-
27 6 5 18 50 13 2 6 9 5 2
КЗ -0,03 0,80 0,73 -0,02 -0,94 0,26 0,86 0,48 0,03 0,13 0,84
При Р = 0,05.

Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши -0,01 0,85 0,70 -0,01 -0,98 0,37 0,74 0,58 0,03 0,05 1
девушки -0,05 0,75 0,76 -0,03 -0,90 0,15 0,98 0,38 0,03 0,21 0,68

При Р = 0,05.
Согласно результатов, приведенных в таблицах 3.3, 3.4 выявлена следующая структура мотивов. Далее представлена по рейтингу значимости факторов:
1. Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,94.
2. Фактор №7 «Работа соответствует моим способностям» 0,86.
Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,84.
4. Фактор №2 « Работа с людьми» 0,80.
5.Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,73.
Юноши:
1. Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 1.
2. Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,98.
Фактор №2 « Работа с людьми» 0,85.
3. Фактор №7 «работа соответствует моим способностям» 0,74.
Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,70.
Девушки:
1. Фактор №7 «работа соответствует моим способностям» 0,98.
2. Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,90.
Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,76.
3. Фактор №2 « Работа с людьми» 0,75.
4. Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 1.
3). Четвертый курс.
В выборку четвертого курса входил 41 опрошенный студент.
Среди них 18 юношей и 23 девушки.
По результатам опроса были получены следующие результаты.
Таблица 3.5 Коэффициенты значимости факторов четвертого курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 40 39 25 12 8 28 30 37 5 5 41
n-
1 2 2 3 33 10 11 1 9 1 0

Продолжение таблицы 3.5.

КЗ 0,97 0,90 0,56 0,21 -0,6 0,43 0,46 0,87 -0,09 0,09 1
При Р = 0,05.

Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.6
Таблица 3.6
Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши 0,94 0,84 0,62 0,25 -0,58
0,45 0,38 0,85 -0,03 0,05 1
девушки 1 0,96 0,50 0,17 -0,62 0,41 0,54 0,89 -0,15 0,13 1

При Р = 0,05.

Согласно результатов, приведенных в таблицах 3.5 и 3.6 выявлен следующий рейтинг значимости факторов:
1. Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 1.
2. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,97.
3. Фактор №2 « Работа с людьми» 0,90.
4. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,87
5.Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,60.

Юноши:
1.Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 1.
1. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,94.
2. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,85.
Фактор №2 « Работа с людьми» 0,84.
Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,62.
Девушки:
1. Фактор № 11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 1.
2. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 1.
3. Фактор №2 « Работа с людьми» 0,96.
4. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,89.
5. Фактор отрицательный №5- « Заработная плата» -0,62.
Показатели индекса удовлетворенности профессией от курса к курсу обучения приведены в таблице 3.7.
Таблица3.7Показатели коэффициентов значимости факторов определяющих отношение к избранной профессии
Факторы
Курсы
Средний показатель
2 3 4
№1 -0,14 -0,03 0,97 0,26
№2 0,74 0,80 0,90 0,81
№3 0,78 0,73 0,56 0,69
№4 0,25 -0,05 0,21 0,13
№5 -0,94 -0,94 -0,60 -0,82
№6 0,85 0,26 0,43 0,51
№7 0,44 0,86 0,46 0,58
№8 0,78 0,48 0,87 0,71
№9 0,57 0,03 -0,09 0,17
№10 0,11 0,13 0,09 0,05
№11 0,87 0,84 1 0,90

Х
0,39
0,28
0,50
0,39
При Р= 0,05
Фактор №12 ни в одном из случаев не был выбран.
Данный показатель Х, был вычислен по формуле 2.2 и является средним арифметическим показателем положительного либо отрицательного отношения к избранной профессии.
Показатели удовлетворенности избранной профессией в зависимости от пола опрошенных студентов приведены в таблице 3.8.
Таблица 3.8
Показатели удовлетворенности профессией в зависимости от пола опрошенных.
Факторы Курсы обучения
2-й курс 3-й курс 4-й курс
ю д ю д ю д
№1 -0,10 -0,18 -0,01 -0,05 0,94 1
№2 0,57 0,91 0,85 0,75 0,84 0,96
№3 0,70 0,86 0,70 0,76 0,62 0,50
№4 0,34 0,24 -0,01 -0,03 0,25 0,17
№5 -1 -0,88 -0,98 -0,90 -0,58 -0,62
№6 0,87 0,83 0,37 0,15 0,45 0,41
№7 0,65 0,23 0,74 0,98 0,38 0,54
№8 0,90 0,66 0,58 0,38 0,85 0,89
№9 0,50 0,54 0,03 0,03 -0,03 -0,15
№10 0,07 0,15 0,05 0,21 0,05 0,13
№11 0,78 0,86 1 0,68 1 1
Х 0,39 0,38 0,30 0,27 0,35 0,43
При Р= 0,05.

На основании данных таблицы 3.7 определим структуру ведущих мотивов определяющих отношение к избранной профессии.
Таблица 3.8. Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии
Факторы и их значимость
I II III IV V
Негативный фактор: небольшая зарплата Возможность достичь социального признания уважения Работа с людьми Работа соответствует моему характеру Работа требует постоянного творчества
Анализ результатов второго анкетирования.
В ходе исследования проведен анкетный опрос студентов 3-го; 4-го; 5-го курсов ПФФК УдГУ, направленный на определение удовлетворенности студентов избранной профессией.
Выборка составляла 128 человек, из них 66 юношей и 62 девушки.
2) Третий курс. В выборку опрошенных студентов второго курса входило 45 человек. Из них юношей 20 и 25 девушек.
Таблица 3.9.Коэффициенты значимости факторов третьего курса
Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 29 41 42 22 3 21 30 17 20 5 43
n-
11 2 1 16 42 7 7 12 6 9 2
КЗ 0,14 0,86 0,91 0,13 -0,82 0,31 0,51 0,11 0,31 -0,08 0,91
При Р = 0,05.

Расчеты значений коэффициентов значимости факторов производились по формуле 2.1.
Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.9.
Таблица 3.10 Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши 0,10 0,89 0,88 0,16 -0,88 0,20 0,51 0,17 0,21 -0,27 0,78
девушки 0,18 0,83 0,94 0,10 -0,76 0,42 0,51 0,05 0,41 0,11 0,86

При Р = 0,05.

Согласно результатов, приведенных в таблицах 3.9, 3.10. выявлена следующая структура мотивов.
1.Факторы №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,91 и №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,91.
2.Фактор №2 «Работа с людьми» 0,86.
3.Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,82.
4.Фактор №7 «Работа соответствует моим способностям» 0,51.
Юноши:
1. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,89.
2. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,88 и отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,88.
3. Фактор №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,78.
4. Фактор №7 «Работа соответствует моим способностям» 0,51.
Девушки:
1. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,94.
2. Факторы №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,86.
3. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,86.
4.Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,76.
5. Фактор №7 «Работа соответствует моим способностям» 0,51.
2) Четвертый курс В выборку третьего курса входило 48 человек.
Из них 32 юношей и 16 девушек.
Таблица 3.11 Коэффициенты значимости факторов студентов третьего курса
Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 43 41 47 16 0 27 25 31 11 21 46
n-
0 5 1 10 42 16 7 14 10 11 2
КЗ 0,89 0,75 0,95 0,12 -0,87 0,22 0,37 0,45 0,02 0,20 0,91
При Р = 0,05.

Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.12.
Таблица 3.12 Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши 0,88 0,68 0,92 0,09 -0,83 0,17 0,38 0,58 0,01 0,19 0,93
девушки 0,90 0,82 0,98 0,15 -0,91 0,27 0,36 0,32 0,03 0,21 0,89

При Р = 0,05.

Согласно результатов, приведенных в таблицах 3.11, 3.12 выявлен следующий рейтинг значимости факторов:
1. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,95
2. Фактор №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,91.
3. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,89.
4. Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,87.
5. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,75.
Юноши:
1. Факторы №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,93.
2. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,75
3. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,88
4. Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,83.
5. Фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,58.
Девушки:
1. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,98
2. Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,91
3. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,88
4. Факторы №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,89.
5. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,75.

3) Пятый курс.
В выборку четвертого курса входило 35 человек опрошенных
Среди них 14 юношей и 21 девушка.
По результатам опроса были получены следующие результаты.
Таблица 3.13
Коэффициенты значимости факторов четвертого курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 23 28 30 11 7 28 11 12 7 11 31
n-
1 2 0 1 32 7 16 3 8 13 2
КЗ 0,62 0,74 0,85 0,28 -0,71 0,60 -0,14 0,25 -0,02 -0,05 0,82
При Р = 0,05.

Ранжирование результатов тестирования по половым признакам показало следующие результаты, приведенные в таблице 3.14.
Таблица 3.14. Показатели коэффициентов значимости по половым признакам

Значение Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Юноши 0,71 0,66 0,83 0,20 -0,62 0,62 -0,14 0,12 -0,03 -0,05 0,77
девушки 0,53 0,83 0,87 0,36 -0,80 0,58 -0,14 0,38 -0,01 -0,05 0,89
При Р = 0,05.
Согласно результатов, приведенных в таблицах 3.13, 3.14 выявлен следующий рейтинг значимости факторов:
1.Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,85
2. Фактор №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,84.
3. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,75.
4. Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,71.
5.Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,88

Юноши:
1. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,83
2. Фактор №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,84.
3. Фактор №1 «Профессия одна из важнейших в обществе» 0,71
4. Факторы: отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,66, и
фактор №8 «Работа соответствует моему характеру» 0,66.
Девушки:
1. Фактор №11 «Возможность достичь социального признания, уважения» 0,89.
2. Фактор №3 «Работа требует постоянного творчества» 0,87.
3. Фактор №2 «Работа с людьми» 0,83.
4. Фактор отрицательный №5 «Заработная плата» — 0,80.
5. Фактор №6 «Возможность самосовершенствования» 0,58.

Таблица 3.15.Показатели коэффициентов значимости факторов определяющих отношение к избранной профессии
Факторы
Курсы
Средний показатель для фактора
2 3 4
№1 0,14 0,89 0,62 0,55
№2 0,86 0,75 0,74 0,78
№3 0,91 0,95 0,85 0,90
№4 0,13 0,12 0,28 0,17
№5 -0,82 -0,87 -0,71 -0,80
№6 0,31 0,22 0,60 0,37
№7 0,51 0,37 -0,14 0,24
№8 0,11 0,45 0,25 0,27
№9 0,31 0,02 -0,02 0,10
№10 -0,08 0,20 -0,05 0,02
№11 0,91 0,91 0,82 0,88

Х 0,30 0,36 0,29 0,32

При Р = 0,05.

Фактор №12 как и при первом анкетировании, ни в одном из случаев не был выбран.
Данный показатель Х, был вычислен по формуле 2.2 и является средним арифметическим показателем положительного либо отрицательного отношения к избранной профессии.
Показатели удовлетворенности избранной профессией в зависимости от пола опрошенных студентов приведены в таблице 3.16.
Таблица 3.16. Показатели удовлетворенности профессией в зависимости от пола опрошенных студентов.
Факторы Курсы обучения
3-й курс 4-й курс 5-й курс
ю д ю д ю д
№1 0,10 0,18 0,88 0,90 0,71 0,53
№2 0,89 0,83 0,68 0,82 0,66 0,83
№3 0,88 0,94 0,92 0,98 0,83 0,87
№4 0,16 0,10 0,09 0,15 0,20 0,36
№5 -0,88 -0,76 -0,83 -0,91 -0,62 -0,80
№6 0,20 0,42 0,17 0,27 0,62 0,58
№7 0,51 0,51 0,38 0,36 -0,41 -0,14
№8 0,17 0,05 0,58 0,32 0,12 0,38
№9 0,21 0,41 0,01 0,03 -0,03 -0,01
№10 -0,27 0,11 0,19 0,21 -0,05 -0,05
№11 0,78 0,86 0,93 0,89 0,77 0,89
Х 0,25 0,33 0,36 0,37 0,25 0,31

На основании данных таблицы 3.15 определим структуру ведущих мотивов определяющих отношение к избранной профессии на втором этапе исследования
.
Таблица 3.17. Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии
Факторы и их значимость
I II III IV V
Работа требует постоянного творчества Возможность достичь социального признания уважения Негативный фактор: небольшая зарплата Работа соответствует моему характеру Работа с людьми Профессия одна из важнейших в обшестве

Рассмотрев показатели таблиц 3.8 и 3.17, где представлены структуры профессиональной мотивации, мы пришли к выводу, что ко второму этапу исследования отношение к избранной профессии существенно изменилось. Если на первом этапе исследования на первом месте по значимости во всех группах выступал негативный внешний мотив «Заработная плата», то на втором этапе исследования на первое место выдвигается мотив «Работа требует постоянного творчества». Выдвижение данного мотива говорит о том, что оценка профессии студентом производится уже через призму собственных возможностей в профессиональной деятельности, а не с позиций личной выгоды от профессии.
3.2 Анализ динамики показателей удовлетворенности профессией.
Рассмотрев результаты первого и второго анкетного опроса, была определена динамика каждого показателя. В таблицу сведены средние показатели индекса (коэффициента) удовлетворенности избранной профессией и расчитана динамика изменений по формуле 2.3. Данные изложены в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1.
Динамика удовлетворенности профессией от курса к курсу.
Этапы исследования Группы исследуемых
I- я группа II- я группа III- я группа
2-й курс 3-й курс 3-й курс 4-й курс 4-й курс 5-й курс
I –й этап 0,39 0,28 0,50
II – й этап 0,30 0,36 0,29
Динамика в % -23,1 % 28,5 % — 72,4%
Динамика общая -34,4%
При Р= 0,05
Рисунок 1. Динамика удовлетворенности профессией от курса к курсу обучения

Как видно из результатов исследования, наибольший отрицательный прирост показателей удовлетворенности избранной профессией студентов ПФФК произошел в группе №3. Как уже говорилось выше в группу №3 входили студенты, которые обучались на первом этапе исследования на четвертом курсе и в дальнейшем перешли на пятый курс.
Обнаружена положительная тенденция в группе №2. В данной группе на первом этапе уровень удовлетворенности был на самом низком уровне и индекс составлял 0,28. Ко второму этапу исследования значение индекса определяло наивысшую удовлетворенность избранной профессией. И составляло 0,36. Рассматривая причины столь высокой вариативности значения индекса удовлетворенности в этой группе, мы предполагаем, что резкое повышение произошло после прохождения комплекса педагогических практик, в ходе которых студенты могли более адекватно оценить будущую профессиональную деятельность.
В исследованиях А. Реана, Н.В. Бордовской и С.И. Розума было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты первого курса. Но в течении всех лет обучения, этот показатель снижается вплоть до пятого курсах [24].
В нашем случае результаты первого анкетирования (таблица 3.2.1) показывают рост удовлетворенности избранной профессией от курса к курсу, однако показатели второго исследования показывают, что показатель удовлетворенности колеблется в пределах 0,29 – 0,30. Резко повышая свое значение на четвертом курсе до 0,36 –0,50 (рисунок 1).
Общая динамика носит отрицательный характер и составляет –34,4%, что подтверждает высказывание выше перечисленных авторов[24].
Общий уровень удовлетворенности избранной профессией на момент второго анкетирования составляет 0,32, при максимально возможном значении 1 (таблица 3.15).
В исследовании проводился анализ динамики показателей удовлетворенности избранной профессией от пола опрошенных студентов. Данные изложены в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2.Динамика удовлетворенности профессией в зависимости от пола опрошенных.

Этапы исследования Группы исследуемых
2-3 курсы 3-4 курсы 4-5 курсы
ю д ю д Ю д
1-й этап 0,39 0,38 0,30 0,27 0,35 0,43
2-й этап 0,25 0,33 0,36 0,37 0,25 0,31
Динамика -35,8% -13,1% 20,0% 37,0% -40,0% -27,9%

Проанализировав удовлетворенность избранной профессией в зависимости от пола исследуемых было выявлено, что в средний уровень индекса удовлетворенности девушек выше чем у юношей, 0,35 и 0,31 соответственно.
Анализ динамики удовлетворенности избранной профессией показал, что наибольший отрицательный прирост имеется в показателях юношей 3- й группы (таблица 3.2.2). наибольший положительный прирост обнаружен у девушек 2-й группы.

Выводы исследования
Проанализировав научно – методическую литературу, мы пришли к следующим выводам:
1. Исходным пунктом развития профессиональной мотивации выступают внешние мотивы. Такие, как материальная заинтересованность, работа ради приобретения материальных благ.
Далее в зависимости от уровня развития работника в структуре его трудовых мотивов, акценты перемещаются в направлению от преобладанию внешних к преобладанию внутренних мотивов. Человек с развитыми потребностями работает уже не только ради заработка но и в силу интереса к содержанию самой работы.
Установлено, что высокая степень удовлетворенности трудом вообще и высокая эффективность труда возможны, когда внутренние мотивы являются преобладающими, когда труд воспринимается как деятельность, сама по себе приносящая удовлетворение. Внутренняя мотивация создает основу для формирования высшего типа отношения к труду как средству самореализации личности.
2. Выявлено снижение значения индекса удовлетворенности профессией от второго курса обучения к пятому курсу. Темп снижения 34,4%. Данный результат является положительным ответом на нашу гипотезу.
3. Выявлен резкий подъем значения индекса удовлетворенности профессией во второй группе исследуемых.
4. Определение уровня удовлетворенности профессией по половому признаку выявило, что юноши менее удовлетворены избранной профессией чем девушки. Их значения индекса удовлетворенности составили 0,31 и 0,35 при максимальном значении 1.
5. Средний уровень удовлетворенности избранной профессией студентов ПФФК составил 0,32 при максимальном значении 1. Данное значение является недостаточным и говорит о низкой удовлетворенности профессией.

 
Практические рекомендации по результатам исследования

Результаты данного исследования позволяют адекватно оценить отношение студента к избранной профессии, наметить и реализовать на практике методы формирования профессиональных качеств с учетом актуальных мотивов профессиональной деятельности студентов.
Данные исследования могут быть использованы при составлении программ обучения студентов в вузе.
Результаты данного исследования ограничены рамками стандарта написания выпускных квалификационных работ и в связи с этим данная тема требует продолжения исследований по таким направлениям как:

1) Дальнейшее изучение динамики удовлетворенности от курса к курсу;
2) Изучние факторов влияющих на формирование удовлетворенности:
3) Детальное изучение иерархии мотивов, определяющих позитивное либо негативное отношение к избранной профессии.
4) Изучение зависимости отношения к профессии и степени удовлетворенности ею от спортивной специализации студентов, формы обучения в вузе.

Библиографический список

1. Аванесов С.В Тесты в социологическом исследовании. – Москва 1989.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Ленинград. ЛГУ 1968.
3. Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов мастеров // современные психолого – педагогические проблемы высшей школы. – Ленинград 1973. 187с.
4. Актуальные проблемы физической культуры и спорта студенческой молодежи. Тезисы докладов Республиканской научно – практической конференции. Ижевск 2001. 136с.
5. Валеев Т.И. формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Вып. квалиф. работа. Ижевск 2003. 54с.
6. Гага В.А. Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск.1983. 112с.
7. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. Москва 1988. 260 с.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград.1988.560с.
9. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя. Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь. 1993. с 33-34.
10. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте. Москва 2001.243с.
11. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. Москва 1984. 80с.
12. Кузьмина Н.В Методы исследования педагогической деятельности. Москва. 1970. 168с.
13. Кузьмина Н.В Очерки психологии труда учителя. Ленинград 1967. 184с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва 1977. 304с.
15. Маркова А.К. Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Москва. 1990. 192с.
16. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. Москва . 1984
17. Некрасов В.И. Мотивационные аспекты управленческой деятельности. Метод. указания. Ижевск 1992 36с.
18. Петров П.К Основные требования предъявляемые к выпускным квалификационным работам студентов педагогического факультета физической культуры УдГУ. Метод. пос. Ижевск 2002. 27с.
19. Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 0022300 – физическая культура и спорт. Уч. пос. Ижевск 2000 . 126с.
20. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под редакцией Л.М. Митиной. Москва 2003. 184с.
21. Психология и математика. Под редакцией Н.И. Кондакова. Москва 1976. 258с.
22. Психолого — педагогические основы подготовки будущего педагога в университете. Сб. науч. статей под ред. В.И Ткачука. Днепропетровск. 1985. 196с.
23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Санкт Петербург 2001. 432с.
24. Рогов Е.И Учитель как объект психологического исследования. Москва 1998. 496с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва.1946. 704 с.
26. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. Ленинград.1997. 264с.
27. Сластенин В.А. Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. Сов. педагогика 1991. №10. 79 – 84с.
28. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Москва 1976 190с.
29. Статистика. Курс лекций. Под редакцией В.Г. Ионина. Москва 1998. 243с.
30. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва. 1961. 536с.
31. Физическая культура в образовательном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург. 1999. 213с.
32. Физическая культура. Научно – методический журнал. Изд.1 – 96. 50с.
33. Философский словарь. Под редакцией И.Т Фролова. Москва 1987. 590с.
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Москва. 1986. 337с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА

Ф._____________________________
И._____________________________
О._____________________________

ГРУППА___________ СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ__________________

Инструкция: Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено, то что «привлекает», в колонке В – что «непривлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо.

А В

8. Профессия одна из важнейших 1. Мало оценивается важность труда.
в обществе.
2. Работа с людьми. 2. Не умею работать с людьми.
3. Работа требует постоянного творчества. 3. Нет условий для творчества.
4. Работа не вызывает переутомление. 4. Работа вызывает переутомление.
5. Большая зарплата. 5. Небольшая зарплата.
6. Возможность самосовершенствования. 6. Невозможность самосовершенствования.
7. Работа соответствует моим 7. Работа не соответствует моим
способностям. способностям.
8. Работа соответствует моему 8. Работа не соответствует моему
характеру. характеру.
9. Небольшой рабочий день. 9. Большой рабочий день.
10. Отсутствие частого контакта 10. Частый контакт с людьми.
с людьми.
11. Возможность достичь социального 11. Невозможность достичь социального
признания, уважения. признания, уважения.
12. Другие факторы (какие?). 12. Другие факторы (какие?).
Приложение 2.

Результаты первого анкетирования

Таблица 2.1
Коэффициенты значимости факторов второго курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 20 41 42 25 3 41 32 42 36 12 43
n-
27 6 5 11 44 1 11 5 9 7 4
КЗ -0,14 0,74 0,78 0,29 -0,95 0,85 0,44 0,78 0,57 0,11 0,82

Рисунок 2.1. Коэффициенты значимости факторов второго курса

Таблица 2.2
Коэффициенты значимости факторов студентов третьего курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 25 46 43 17 1 27 47 31 11 12 46
n-
27 6 5 18 50 13 2 6 9 5 2
КЗ -0,03 0,80 0,73 -0,02 -0,94 0,26 0,86 0,48 0,03 0,13 0,84

Рисунок 2.2. Коэффициенты значимости факторов студентов третьего курса

Таблица 2.3
Коэффициенты значимости факторов четвертого курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 40 39 25 12 8 28 30 37 5 5 41
n-
1 2 2 3 33 10 11 1 9 1 0
КЗ 0,97 0,90 0,56 0,21 -0,6 0,43 0,46 0,87 -0,09 0,09 1

Рисунок 2.3 Коэффициенты значимости факторов четвертого курса

Результаты второго анкетирования

Таблица 2.4
Коэффициенты значимости факторов третьего курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 29 41 42 22 3 21 30 17 20 5 43
n-
11 2 1 16 42 7 7 12 6 9 2
КЗ 0,14 0,86 0,91 0,13 -0,82 0,31 0,51 0,11 0,31 -0,08 0,91
Рисунок 2.4 Коэффициенты значимости факторов третьего курса
Таблица 2.5
Коэффициенты значимости факторов студентов третьего курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 43 41 47 16 0 27 25 31 11 21 46
n-
0 5 1 10 42 16 7 14 10 11 2
КЗ 0,89 0,75 0,95 0,12 -0,87 0,22 0,37 0,45 0,02 0,20 0,91
Рисунок 2.5. Коэффициенты значимости факторов четвертого курса.
Таблица 3.13
Коэффициенты значимости факторов пятого курса

Пере-менная Фактор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
n+ 23 28 30 11 7 28 11 12 7 11 31
n-
1 2 0 1 32 7 16 3 8 13 2
КЗ 0,62 0,74 0,85 0,28 -0,71 0,60 -0,14 0,25 -0,02 -0,05 0,82
Рисунок 2.6. Коэффициенты значимости пятого курса.
Рисунок 2.7.Динамика изменений от курса к курсу.

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.