Главная » Педагогика Психология Физическая культура и спорт » ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПФФК

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПФФК

 

Содержание.

Введение                                                                                              3

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по вопросам исследования.                                                                                             6

1.1. Профессиональное самоопределения личности в психолого – педагогической литературе.                                                                     6

1.2. Психолого-педагогические механизмы  формирования профессиональной направленности личности.                                      11

1.3. Педагогическая направленность личности как фактор успешности в профессиональной направленности учителя                                       17

Глава 2. Организация и методы исследования                                       23

2.1. Организация исследования                                                                23

2.2. Обработка материалов исследования методами математической статистики                                                                                                   28

2.3.Обработка данных исследования на персональном компьютере   30

Глава 3.  Результаты исследования и их обсуждение                            31

3.1. Исследование структуры профессиональной направленности      31

3.2. Исследование успеваемости студентов                                            36

3.3. Выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью личности и успеваемости студентов                         38

3.3.1. Корреляционный анализ                                                                 41

Выводы                                                                                                        43

Литература                                                                                                  44

Приложения                                                                                                48

 

 

 

 Введение.

В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности.

Данная проблема особенно актуальна в профессии педагога. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением. От мастерства педагога, от его профессиональных качеств зависит будущее человечества[27].

В связи с падением в последнее время интереса к педагогической деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов  можно увидеть в наших школах.

Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс феноменов, который определяет успешность профессионального обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В дальнейшем при обучении выявляется профессиональная непригодность, отсутствие склонности к педагогической деятельности,  что ведет к негативным последствиям  и психологическому травмированию студентов.

Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия выбранная в разрез профессиональной направленности личности  человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе  [30].

В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления личности педагога посвящены труды таких ученых как, Н.Н Андреева, Н.В. Кузьмина,  А,А Реан, В.А Сластенин, Л.Ф Спирин.

В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича,  Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной,

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов об успешности усвоения профессиональных умений и навыков в такой специфической области как физическая культура и спорт. Поскольку зачастую требования, предъявляемые к профессиональным качествам студентов педагогического факультета физической культуры  порой не соответствуют их внутренней структуре мотивов, склонностей и способностей. В будущем эти противоречия обостряются и приводят к негативным последствиям в учебной и профессиональной деятельности.

Целью настоящей работы явилось исследование взаимосвязи между успешностью в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов ПФФК .

Объект исследования: педагогический процесс по освоению базовых основ профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Предмет исследования: профессиональная направленность личности студентов ПФФК.

Исходя из выше изложенного нами, была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что наиболее успешными в процессе усвоения базовых основ профессиональной деятельности будут студенты имеющие профессиональную направленность в системе «Человек – человек».

 

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблемам исследования.
  2. Исследовать индивидуальные психологические характеристики, определяющие профессиональную направленность личности студентов ПФФК.
  3. Исследовать успеваемость студентов по практическому блокам Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура».
  4. Выявить зависимость между профессиональной направленностью личности и успеваемостью студентов ПФФК.

 

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, обуславливающие успешность в профессиональной деятельности  будущего или уже работающего учителя. Но недостаточно работ направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах вуза от профессиональной направленности личности студентов Педагогических факультетов физической культуры.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения  результатов исследования при  профессиональном отборе студентов  и разработке на их основе психолого–педагогических  рекомендаций.

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Профессиональное самоопределения личности в психолого -педагогической литературе.

Одной из важнейших и актуальнейших проблем современной молодежи является выбор профессии. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие, поэтому важно не ошибиться и сделать правильный выбор.

Однако не каждый  человек не во  всякой  профессиональной деятельности оказывается успешным, что влечет за собой  неудовлетворенность жизнью, комплекс психологическим проблем и т.п. Успешность в профессиональной деятельности определяется структурой определенных профессиональных знаний, умений, навыков, способствующих решению специфичных для данной профессии задач[22]. Также успешность в избранной профессии зависит от отношения к профессии и профессиональной направленности личности[32].

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями молодого человека. Вопрос о соотношении склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение в теории профессиональной консультации[10,14,30].

Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева [15, 16], а также В.Д Шадрикова [42,43], посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности[28,42].

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [11,14,30]. Несомненно, этот подход более продуктивен,  так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Профессиональная направленность – система эмоциональностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. для большинства профессий иерархическая структура направленности личности может быть представлена следующим образом: направленность на человека; направленность на себя (на саморазвитие); направленность на предмет деятельности[30].

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [13]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй – ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [6,34]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [34]. Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п. ) [7,30]. Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.

Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Основной показатель уровня – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда.

Таким образом, пишут авторы,  оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня [7,43]. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека [43].

Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. «Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности.»

Соответствие ведущего мотива основному содержания избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание.

Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Авторы утверждают, что не смотря на отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов, не исключает возможности ее формирования в период учебы в вузе. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. Формирование в процессе обучения деятельностно – смыслового единства – совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[30,33,40].

 

 1.2. Психолого —  педагогические механизмы  формирования профессиональной направленности личности.

 Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта исследования профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от профессии[30]. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам.

Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса [7,17]. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.

Рассмотрим более детально условия возникновения, развития и разрешение данного противоречия [12]. Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия. Как было указано, существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения.

Можно выделить три уровня, качественно своеобразные формы несоответствия. В первом случае существует органическая связь между преобладающим мотивом выбора профессии, и какими- то существенными сторонами ее объективного содержания. Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мотив. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности все более полного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая качественно своеобразная форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по отношению к объективному содержанию деятельности, причем в структуре мотивов содержатся и прямые мотивы.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения значимой цели (например, поступление на педагогический  факультет физической культуры ради возможности в дальнейшем совершенствовать спортивное мастерство). В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием избранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение «профессиональная направленность» просто теряет смысл.

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А. А. Ростуновым [34], на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.

Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В. И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться как бы заморожено, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы [15].

В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней [34]. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебнопроизводственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливается в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и. Следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального обучения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся» [43].

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать как  сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности различных видов деятельности в этом отношении неравноценны [14].

 

1.3 Педагогическая направленность как фактор успешности профессиональной деятельности учителя.

Процесс  подготовки специалиста в области физической культуры и спорта – процесс сложный и многогранный. Однако, как в этом убеждает опыт и анализ научной литературы до настоящего времени остается мало изученным и разработанным такой аспект подготовки специалиста в данной области, как формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста в области физическая культура и спорт.

Выпускник педагогического факультета физической культуры должен иметь в первую очередь педагогическую направленность личности. К примеру А.В. Кашин [12], рассматривая личность выпускника педагогического училища говорит, что профессиональная направленность выпускника педагогического училища является необходимым условием его учебно – воспитательной работы в будущем и выражается в любви к педагогической деятельности, любви к детям, склонности работы с детским коллективом, в педагогическом оптимизме.

Ряд ученых ( Н.В. Кузьмина, Н.Д Левитов, А.А. Реан,   В.А Сластенин и др.) исследовавших проблему становления будущего учителя, выделили в качестве требования к личности учителя наличие педагогических способностей, куда включали:

1). Дидактические способности – это умение передавать знания учащимся;

2). Перцептивные способности  — понимание ученика;

3). Академические способности – способности к определенной области науки;

4). Речевые способности;

5). Самостоятельный и творческий склад мышления;

6). Организаторские способности;

7). Находчивость учителя, его быструю и точную ориентировку;

8). Коммуникативные способности;

9). Педагогическое воображение;

10). Способность к распределению внимания.

Это далеко не полный перечень способностей педагога которыми он должен обладать при осуществлении профессиональной деятельности, по некоторым подсчетам[9,12,27.] перечень профессионально важных  качеств  насчитывает более 200 качеств,  куда входят способности, знания, умения, навыки педагога

Процесс формирования специалиста длителен и сложен.

Личность учителя, ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы, характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

Как отмечала Маркова А. К. [9], структура личности учителя включает:

  • мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

свойства личности (педагогические способности), интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).

«Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающие ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» .

В целом в направленности учителя ученые  выделяют: гражданскую, познавательную и самообразовательную направленность [12,24].

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действительная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.

Способности учителя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической  чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого [20,27,28,41,42].

Ученые выделяют две группы педагогических способностей []:

  • перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;
  • проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность вставать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика [20,21].

В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком [7]. Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые.

Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей педагога. Так, например Щербаков А. И. [44] выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка, педагогическое прогнозирование) и практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие – мобилизованные), ориентационные, общетрудавые, коммуникативные, самообразовательные.

Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В. [19,20,21] выделяет следующие: коммуникативные, организационные, гностические, конструктивные.

Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество студентов. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности – это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви, «Искусство быть другим» [24]. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и студента состоялось, необходимо «умение быть другим, которое складывается из следующего:

1). Знания людей и природы общения,

2). Умения воспринимать других,

3). Умение вести себя…

Все авторы указывают на то, что существуют способности общие и специальные. К общим способностям они относят прежде всего способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности.

Показателям уровня общих способностей у учителя, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении. Но если бы для овладения мастерством было бы такое положение: кто отлично учится в педагогическом учебном заведении, тот столь же успешно справляется с самостоятельной педагогической деятельностью. Однако наблюдаются случаи, когда человек учится блестяще, а с самостоятельной работой в школе справляется плохо. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности [32].

Заложение основ профессионализма педагога происходит  в стенах ВУЗа.

ВУЗовское образование выступает в качестве специфического условия воспитания и образования структурных компонентов профессионализма педагога. Качество усвоения учебной информации, усвоение основных умений и навыков зависит от множества субъективных и объективных факторов. К ним относятся, главным образом,  потребности, установки, ценностные ориентации, которые во многом определяют мотивы выбора профессии, отношение к учебе и работе[12].

Для каждой личности характерна определенная структура и иерархия отношений к различным сторонам и объектам окружающей среды, в качестве интегрирующего фактора которых выступает некоторое основное отношение. Это основное отношение и получило в литературе название направленности. От направленности, по мнению В. С. Мерлина, зависит основная тенденция личности, всей ее активной деятельности. она определяется системой мотивов, их взаимодействием и соотношением. Для нее характерно сознание цели деятельности, оценка деятельности и представление о средствах ее достижения. Профессиональная направленность выступает в этим случае как один из типов ценностных ориентаций. Соответственно очевидно, что необходимое и важное условие формирования профессиональной направленности в возможности избирательно положительного отношения человека к профессии или отдельной ее стороне.

 

     Выводы.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Профессиональная направленность личности выступая как, осознанная склонность к тому или другому виду профессиональной деятельности определяет успешность в учебе и будущей профессиональной деятельности студентов.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2.1. Организация исследования.

 Для выполнения поставленной цели и решения задач работы нами проведено исследование профессиональной направленности личности студентов и успеваемости по блоку практических дисциплин «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», специальности 022300 «Физическая культура и спорт». Профессиональная направленность в данном случае представляется, как иерархия мотивов  определяющих отношение личности к той или иной профессиональной деятельности .

Исследование проводилось на студентах  4-го   курса Педагогического факультета физической культуры Удмуртского государственного университета.

Исследование проводилось в 2003 –2004 годах.

Всего в выборку исследования входило 46 человек.

Из них:  юношей

девушек

Исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: а) Анализ научно – методической литературы по проблемам исследования — сентябрь 2003 года – март 2004года.

б) 1-е тестирование склонности к типу профессиональной деятельности студентов — ноябрь –  2003 года.

2–й этап:  а) анализ успеваемости студентов по практическому блоку дисциплин за 2002 – 2004 годы – март – апрель 2004 года.

б) 2-е тестирование склонности к типу профессиональной деятельности студентов — апрель –  2004 года.

3-й этап:     а) определение взаимосвязи уровня учебной успеваемости и склонности к типам профессий студентов.

б). Анализ материалов исследования и написание                             работы –  май – сентябрь 2004года.

 

В исследовании применялись следующие методы:

  • Анализ научно – методической литературы;
  • Анкетирование с целью определения профессиональной направленности личности;
  • Анализ сводных ведомостей успеваемости студентов ;
  • Методы математической статистики;
  • Обработка материалов исследования на ЭВМ.

Анализ успеваемости студентов проводился по четырех бальной шкале:

1). «неудовлетворительно» (2);

                                 2). «удовлетворительно» (3);

                                 3). «хорошо» (4);

                                 4). «отлично» (5).

Анализировалась успеваемость студентов по практическому блоку «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учитывались результаты по следующим дисциплинам 3-го и 4-го курсов обучения:

Педагогическая практика по плаванию;

Педагогическая практика в начальной школе;

Производственная практика по гимнастике;

Производственная практика по лыжам.

По каждой дисциплине рассчитывался средний балл успеваемости, затем на их основе выводилась средняя оценка за учебный год. Средний балл рассчитывался по формуле 1 – средней арифметической.

 

Определение профессиональной направленности личности студентов производился по «Дифференциально – диагностическому опроснику»  Е. А Климова (ДДО Е,А Климова) [30], приведенному  ниже.

 

Дифференциально- диагностический опросник Е. А. Климова.

 

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы предпочитаете?

Ниже приведено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а», и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень нравится Вам , то отметьте этот пункт двумя «+». Наконец, если оцениваемая работа очень нравится, поставьте три плюса.  Знаком «» отметьте занятие которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится – то три минуса.

Лист ответов (форма 1).

Человек Тыс.руб. П З Х
10а 10б
12а 11б 11а 12б 13а
14б 14а 13б 15а 15б
16б 17б 16а 19б 17а

Продолжение «Листа ответов».

 

18а 19а 20а 20б 18б
         
         
         

 

 

Текст опросника:

1а). Ухаживать за животными                   или            1б). Обслуживать машины

2а). Помогать больным людям                  или            2б). Составлять таблицы

3а). Участвовать в оформлении                 или           3б). Следить за состоянием

книг плакатов, журналов                                              и развитием растений

4а). Обрабатывать материалы                   или            4б). Доводить товары до

(древесину, ткань,металл)                                            потребителей

5а). Обсуждать научно-                              или           5б). Обсуждать художественные популярные книги, статьи                                                    книги

6а). Содержать животных                          или           6б). Тренировать товарищей (или

младших школьников)

7а). Копировать рисунки,                          или           7б). Управлять подъемным

изображения                                                                        краном,  трактором, тепловозом и т.п

8а). Сообщать (разъяснять) людям          или            8б). Художественно оформлять выставки,

какие- либо сведения (в спра-                                витрины (или участввовать в подготовке)

вочном бюро,на экскурсии)                                   пьес, концертов)

9а). Ремонтировать вещи (одежду,          или           9б). Искать и исправлять ошибки в текстах,

технику, жилище)                                                        таблицах, рисунках

10а). Лечить животных                             или           10б). Выполнять вычисления, расчеты

11а). Выводить новые сорта растений     или          11б). Конструировать, проектировать,

новые виды изделий (машины,

одежду,дома)

12а). Разрешать споры, предупре-          или          12б). Разбираться в чертежах,схемах,

ждать ссоры, убеждать, разъяснять                         таблицах (проверять, уточнять )

поощрять, наказывать

13а). Участвовать в работе6 кружков     или          13б). Наблюдать. Изучать жизнь микробов

художественной самодеяте-

льности

14а). Налаживать медицинские при-      или           14б). Оказывать людям медицинскую боры, аппараты                                                                               помощь при оанениях, ушибах и т.п.

15а). Составлять точные описания,  или    15б). Художественно описавать, отчеты о                      наблюдаемых явле-                                                         отображать сдбытия (наблюдаемые

ниях, событиях, измеряемых                                        или представляемые)

объектах     и т.д.

16а). Выполнять лабораторные ана-        или         16б). Принимать, осматривать больных

лизы в больнице                                                         беседовать сними, назначать лечение

17а). Красить или расписывать стены     или          17б). Осуществлять монтаж зданий или

или помещение, поверхность                                    сборку машин, приборов

изделий

18а). Организовать культпоходы све-     или          18б). Играть на сцене, принимать участие

рстников или младших товари-                                в концертах

щей (в театры, музеи), экскурсии

туристические походы и ти.п

19а). Изготавливать по чертежам             или          19б). Заниматься черчением изделия, ко-

детали (машины, одежду), стро-                               пировать чертежи, карты

ить здания

20а). Вести борьбу с болезнями ра-         или          20б). Работать на клавишных машинах

стений, с вредителями леса                                       (пишущей машинке, компьютере).

 

Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число плюсов в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное  число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.

Затем необходимо аналогичным образом подсчитать число минусов и записать их во вторую пустую строку «Листа ответов».

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу «Листа ответов». Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, З, Х.

  1. Ч – профессии типа «человек – человек», где основной объект труда – человек.
  2. Т – профессии типа «человек – техника», где основной объект труда – техника.
  3. П – профессии типа «человек — природа», где основной объект труда – природа.
  4. З – профессии типа «человек – знаковая система» (например, операторы ЭВМ, программисты, наборщики в типографии и т.п.).
  5. Х – профессия типа «человек – художественный образ».

 

 

В работе использовалось более сорока источников, направленных на изучение процесса формирования личности педагога, его психологии, мотивов и мотивации профессиональной деятельности. в работе руководствовались основными положениями принятыми в трудах таких ученых Андреев, Н.В Кузьмина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов,  А.А Реан, С.И. Розум,  В.А. Сластенина и других авторов.

 

2.2 Обработка полученных результатов методами математической статистики.

Математически – статистический анализ результатов анкетирования проводился по методике предложенной в учебнике « Статистика – курс лекций»  под редакцией Л.П Харченко и В.Т Ионина (1998г.) [39] и «Психология и математика» под редакцией Н.И Кондакова (19976г.) [31].

 

1). Для выявления средних величин в показателях учебной успеваемости и профессиональной направленности личности  студентов использовалась формула средней арифметической взвешенной.

 

         ∑ Хi fi

       Х =   ——¾¾                                                                                                1.

                    ∑ fi

 

где  знак суммирования;

Хi значение осредняемого признака;

fi —  частота, показывающая во сколько раз встречается i-е значение осредняемого признака.

 

2). Для определения взаимосвязи  показателей успеваемости и профессиональной направленности применялся корреляционный анализ.

Расчеты производились по формуле ранговой корреляции:

                 

                      å ( Xi – X)(Yi – Y)

          r =  ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾                                                          2.

                           Ö å( Xi – X)2(Yi – Y)2

 

где r – коэффициент корреляции;

              Хiотдельные значения первого признака;

              Yiотдельные значения второго признака;

                 Xсреднее значение первого признака;

               Yсреднее значения второго признака.

 

По направлению корреляция бывает прямой (положительное значение) либо обратной (отрицательное значение). Значения коэффициента корреляции может иметь значение от +1, до –1. Если коэффициент корреляции имеет значение меньше 0,30, считается, что связь слабая, при значении от 0,31 до 0,69- средняя. При значениях коэффициента от 0,70 до 1 – сильная [8].

 

3) Для результатов исследования проведена оценка достоверности выборочного наблюдения. Был  принят пяти процентный уровень достоверности (Р = 0,05). Поскольку, по утверждению Кондакова Н.И., в связи сильной изменчивостью явлений обучения и воспитания, 5% уровень значимости при оценке педагогических гипотез более чем достаточен [31]

 

 

 

2.3 Обработка данных исследования на ЭВМ

 Данные, полученные в результате исследования обрабатывались на персональном компьютере в программах Microsoft Word и Microsoft Exсel.

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1 Исследование структуры профессиональной направленности

 

В выборку четвертого курса входило 46 человек.

В ходе исследования, на первом этапе нами были получены следующие результаты.

Анализ структуры профессиональной направленности личности студентов выявил, следующее:

У 52% опрошенных доминирует склонность  к типу профессии «Человек – человек ».

В 24% случаев доминирует склонность к типу профессий «Человек — техника».

В 22% случаев – «Человек – художественный образ».

4,5% случаев доминирует направленность на тип профессии «Человек – знаковая система».

Доминирования направленности на тип профессии «Человек – природа не выявлено».

Таблица 3.1. Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии студентов на первом этапе исследования.

Показатель Тип профессии

 

Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ
Выборка (человек) 46

 

46 46 46 46
Итоговый ранг I II V IV III
Доминирование интересов (количество случаев) 24 11 0 2 10

 

Продолжение таблицы 3.1

Доминирование интересов

(в %)

52% 24% 0% 4,5% 22%

При Р = 0,05

Примечание: количество доминирования интересов, указанных в таблице может превышать сто процентов, поскольку в некоторых случаях одновременно могут доминировать несколько склонностей.

Рисунок 1.Процентное соотношение интересов к типу профессий (первый этап исследования).

 

На  втором этапе исследования анализ профессиональной направленности личности выявил следующие результаты, приведенные в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии студентов на втором этапе исследования.

Показатель Тип профессии

 

Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ

Продолжение таблицы 3.2

 

Выборка (человек) 46

 

46 46 46 46
Итоговый ранг I II V IV III
Доминирование интересов (количество случаев) 28 9 1 5 7
Доминирование интересов

(в %)

61% 19,5% 2% 11% 15%

При Р = 0,05

 
Рисунок 2. Процентное соотношение интересов к типу профессий (второй этап исследования).

 

 

Анализ динамики изменений в структуре интересов студентов к типу профессий выявило, что ко второму этапу исследования количество случаев доминирования интереса к типу профессий «Человек –человек» выросло от 52% до 61 %. Также замечено увеличение случаев доминирования в типах профессий «Человек — природа» —  от 0%, до 2%, и в системах «Человек -знаковая система»- 4,5% при первом тестировании и 11% при втором тестировании.

В случаях с профессиями типа «Человек — техника» и «Человек – художественный образ» выявлено снижение случаев доминирования значений интереса к данным типам профессий, от 24% до 19,5% в первом случае, и от 22% до 15% во втором случае.
Как видно из результатов исследования на первом и втором этапах в большинстве случаев в группе доминирующей склонностью для студентов является профессиональная деятельность в системе «Человек –человек». Этот результат  прогнозируем, поскольку по своей специфике будущая профессиональная деятельность студентов ПФФК представляет собой организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, реализация которого  происходит посредством общения. Без прямого контакта между учителем и учащимся данный процесс невозможен и в силу этого студент вынужден осваивать навыки взаимодействия с учащимися и коллегами. На  втором месте по значимости рангов в обоих случаях находится тип профессии «человек –техника». Данный  результат получен в следствии высокого интереса к данному типу профессий, проявляемого  со стороны юношей исследуемой группы. В 17% случаев при первом тестировании и 12,5% случаев во втором тестировании наряду с другими типами профессий, они имеют доминирующее значение.

Интересна динамика  ранговых показателей приведенных в таблице 3.3.

 

 

 

Таблица 3.3 Динамика ранговых показателей

 

Этапы исследования

Тип профессии
Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ
Сумма рангов первого этапа, в баллах 12,9 -148 -340,9 -250,2 -161,9
Сумма рангов второго этапа, в баллах 50,6 -107 -246,6 -266,8 -156,4
Выборка, человек 46 46 46 46 46
Х –первого тестирования, в баллах 0,29  -3,22 -7,41 -5,44 -3,52
Х –второого тестирования, в баллах 1,11 -2,33 -5,36 -5,80 -3,40

При Р = 0,05

Согласно методики исследования профессиональной направленности личности, наибольшее значение, присвоенное какому либо из пяти типов профессий определяет направленность или как еще можно сказать осознанную склонность личности к типу профессии.  В обоих случаях, в нашем исследовании наибольшее доминирующее ранговое  значение в группе имеет тип профессии «Человек –человек »  0,28 и 1,11 баллов.

Наименьший интерес для студентов представляет тип профессии «Человек — природа», выявлено наименьшее среднее значение для группы  — 7,41 балл.

В настоящее время учеными Т. В Кудрявцевым и А. В. Сухаревым[32] проведены исследования результаты которых свидетельствуют о существовании взаимосвязи между профессиональными интересами и склонностями и характерологическими особенностями личности. Например установлено, что учащиеся проявляющие интерес к сфере «человек –человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

Те, кто проявляет интерес к сфере «человек – техника», обладают более высокой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу «человек  -художественный образ» характерна лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Выбравшим сферу «человек – знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек – природа» ярко выражена сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Подводя итог можно сказать, что для большинства студентов (62%) четвертого курса характерна профессиональная направленность на тип профессии «Человек –человек ». Поскольку данная направленность является ведущей в профессии педагога, то в дальнейшем в исследовании мы будем использовать результаты по данному типу профессии.

 

 

3.2 Исследование успеваемости студентов

 

Анализ успеваемости студентов 4-го курса педагогического факультета физической культуры, проводился по результатам  следующих практик:

  • Педагогической практики по плаванию;
  • Педагогической практики в начальной школе;
  • Производственной практики по гимнастике;
  • Производственная практика по лыжному спорту.

Анализ производился следующим образом: первоначально данные по успеваемости сводились в таблицу 1, в приложении 2. Затем рассчитывалась средняя оценка для группы по каждому предмету. Далее рассчитывалась средняя оценка за год обучения. Расчеты средних показателей производились по формуле 1.

Анализ успеваемости  выявил следующие средние результаты, приведенные в таблице 3.2.1:

Таблица 3.2.1  Результаты успеваемости студентов.

 

Показатели

Курсы обучения
3-й курс 4-й курс
Плавание Начальная школа

 

Гимнастика Лыжный спорт
Средний балл по предметам 4,15 4,35 4,34 4,43
Средний балл за учебный год  

4,2

 

4,4

При Р = 0,05

 

Как видно из результатов исследования наибольшее среднее значение выявлено на производственной практике по лыжному спорту и составил 4,43 балла.  На втором месте средняя оценка за педагогическую практику в начальной школе – 4,35 балла. На третьем месте в рейтинге оценки за производственную практику по гимнастике – 4,34 балла, и на четвертом месте результаты педагогической практики по плаванию – 4,15 балла (рисунок 3). Низкие результаты на первой и третьей практике можно объяснить тем, что они, на этих этапах учебного процесса в вузе, являются новыми для студентов. Допустим на педагогической практике по плаванию студенты впервые самостоятельно проводят учебные занятия в качестве преподавателя. Практика по гимнастике является первой производственной практикой в школе, где студенты самостоятельно выполняют все виды деятельности учителя физической культуры, начиная от планирования заканчивая организацией и проведением урока. К тому гимнастику отличает строгая  регламентированность в терминологии, методике и организации урока, что не всегда на высоком уровне постигается студентами.

Рисунок 3. Динамика успеваемости студентов.

В целом, подводя итог следует сказать, что выявленные результаты можно отнести к высоким. Наблюдается положительная динамика изменений в успеваемости студентов от курса к курсу обучения. 4,2 балла на третьем и курсе и 4,4 балла на четвертом.

 

 

3.3 Выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью личности и успеваемостью студентов

 

 

Одной из задач нашего исследования является выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью и успеваемостью студентов ПФФК.

Предполагалось, что наиболее успешными в учебной деятельности будут те студенты, которые имеют склонность к профессиональной деятельности в системе «Человек  — человек». Данное предположение мы объясняли тем, что объектом деятельности специалиста в области физической культуры и спорта выступают люди. И исходя из этого успешность в учебно–профессиональной деятельности должно зависеть от склонности к данному виду деятельности. По крайней мере,  на первых практиках, когда еще не совсем  сформированы навыки и умения в практической педагогической деятельности.

Для того чтобы определить зависимость между профессиональной направленностью и успешностью в учебной деятельности необходимо выделить группы по успеваемости и рассмотреть тенденцию в данных группах к типу профессиональной деятельности.

Итак, сформируем группы по успеваемости за два года обучения в вузе:

1-я группа – студенты, имеющие оценки «Удовлетворительно».

2-я группа – студенты, получившие оценки «Хорошо» и «Отлично»

и 3-я группа – студенты, получившие оценку «Отлично».

В группу отличников вошло 7 студентов, что составляет 15,2% выборки студентов. В данной группе  58% имеют склонность к типу профессий «Человек –человек». 43% имеют склонности к типу профессий «Человек –художественный образ» и 12% имеют склонность к типу профессий «Человек –знаковая система».

В группу получивших оценки «хорошо» и «отлично» вошло 22 человека, что составляет 47,8% выборки. Из опрошенных студентов данной группы 64% имеют склонность к типу профессии «Человек –человек», 18% склонны к типу профессии «Человек –художественный образ» и 18% студентов склонны к профессии типа «Человек –техника».

В группу имеющих оценки удовлетворительно вошло 14 студентов, что составляет 30% выборки. В данной группе 42% студентов имеют направленность личности к типу профессии «Человек –человек. 28,5 % студентов имеют склонность к типу профессий «Человек –техника», 22 % студентов имеют склонность к типу профессии «Человек –знаковая система». 7,5% имеют направленность к типу профессии «Человек-природа» (таблица 3.3.1).

Как было выявлено выше успеваемость студентов четвертого курса на данном промежутке исследования, имеет склонность к повышению от 4,2 к 4,4 баллам в среднем по группе исследуемых (таблица 3.2.1).

Анализ динамики склонности к типу профессий «Человек –человек» также имеет склонность к росту значений от 0,29 баллов до 1,11 баллов.

Таблица 3.3.1. Ранжирование группы по успеваемости и профессиональной направленности

 Группа Тип профессии
Человек – человек Человек – техника Человек – природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ
«Отличники» 58% 0% 0% 12% 43%
«Хорошисты» 64% 18% 0% 0% 18%
«Троечники» 43% 28% 7% 22% 0%

 

При Р = 0,05

Подводя итог можно сказать, что среди групп исследованных «отличников» и «хорошистов» и «троечников», большинство имеют склонность к типу профессии «Человек –человек». Однако наибольшее значение они имеют в группах «хорошистов» и «отличников» и снижаются в группе «троечников».  В данной группе замечено большое количество случаев преобладания таких неспецифических для профессии учителя физической культуры  профессиональной направленности личности, как «Человек — техника», «Человек –знаковая система». На наш взгляд в данном случае профессиональная направленность личности данных студентов, лежащая вне специфики педагогической деятельности, является ведущей причиной низкой успеваемости студентов данной группы.

 

 

3.3.1 Корреляционный анализ

 

В дальнейшем в исследовании учитывались результаты динамики изменений профессиональной направленности к типу профессий «Человек –человек», поскольку данная направленность отражает будущую профессиональную деятельность студентов. Для выполнения цели и решения задач исследования, была определена степень связи между процессами формирования профессиональной направленности и успеваемостью студентов.

Эти два независимых друг от друга процесса имеющие общий объект имеют тенденцию к изменениям. Для этого был  рассчитан коэффициент r –коэффициент ранговой корреляции.  Данный коэффициент рассчитывается по формуле 2.

В нашем случае Х – значения успеваемости студентов, для удобства расчетов далее первый признак;

Y – ранговые значения профессиональной направленности профессии типа «Человек –человек», для удобства расчетов, далее второй признак.

Данные сведем в таблицу 3.3.2.

№ п/п  

Хi

 

Yi

 

Xi –X

 

Yi -Y

 

(Xi-X)2

 

(Yi-Y)2

 

(Xi –X)( Yi -Y)

1 4,4 1,11 0,1 0,41 0.01 0,1681 0.041

       

              0,041                       0,041

r = ¾¾¾¾¾¾¾  =     ¾¾¾¾      =        1.

     Ö 0,01 х 0,1681                0,041

 

Значение r , равное 1 свидетельствует о прямой связи между успеваемостью студентов по практическому блоку дисциплин и профессиональной направленностью личности студентов на тип профессиональной деятельности относящийся к системе «Человек –человек ».

 

 

Выводы

 В ходе проведенного исследования  влияния профессиональной направленности личности студентов педагогического факультета физической культуры на успеваемость по блоку практических дисциплин были получены следующие выводы:

  1. I. Анализ научно – методической литературы выявил:

1.Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.

  1. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
  2. II. Анализ материалов анкетирования выявил следующее:
  3. Из пяти предложенных типов профессий 62% опрошенных студентов относят свою будущую профессиональную деятельность к типу профессий «Человек-человек».
  4. Анализ влияния профессиональной направленности личности на успешность в учебной деятельности по блоку практических дисциплин выявил, что наиболее успешны в учебной деятельности те студенты, профессиональная направленность которых имеет направленность к типу профессий  «Человек-человек » и «Человек — художественный образ». Наименее успешны в учебе  студенты, имеющие профессиональную направленность к типу профессий «Человек знаковая система» и «Человек — техника».

3.Корреляционный анализ зависимости динамики успеваемости в учебной деятельности студентов от формирования профессиональной направленности личности в системе «Человек –человек», выявил прямую положительную связь. Коэффициент корреляции r = 1.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии. М., 1987. – 167 с.
  2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. – 339 с.
  4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.
  5. Божевич Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53.
  6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986. – 206 с.
  7. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.
  8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы нучно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М 2001г. 264с.
  9. Зелинченко А. И., Шмелев А. Г.// Вестник МГУ, серия “Психология”, 1987, № 4. – с. 14 – 17.
  10. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  11. Кайданов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. – 238 с.
  12. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. Тр. – Грозный, 1980. С. 5-13.
  13. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. – 300 с.
  14. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.
  15. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. И доп. М., 1970. – 391 с.
  16. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1957-1960. – 264 с.
  17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
  18. Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. Коллегия: В. Б. Успенский (отв. Ред.) и др.]. – Ярославль, 1976. – 84 с.
  19. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. – 183 с.
  20. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. – 1984. — №1. – с. 20 – 27.
  21. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. – 32 с.
  22. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.
  23. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984. – 215 с.
  24. Леви В. Л. Искусство быть другим. – М., 1980.- 207 с.
  25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  26. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с..
  27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.
  28. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. Ред. Чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. – 308 с.
  29. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. Ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.
  30. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. Л.М. Митиной. М. 2003г. 183с.
  31. Психология и математика. Ред. Кондакова Н.И. М. 1986г. 212с.
  32. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – С-Пб. 2001г. 432с.
  33. Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986. – 36 с.
  34. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. – М., 1984. – 176 с.
  35. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. – 136 с.
  36. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  37. Сластенин В.А, Мощенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя.//Сов. Педагогика. 1991 №10 с79-84.
  38. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М 1976. –160с.
  39. Статистика. Курс лекций. Под ред. Харченко Л.П., Ионина И.В. М.: 2000г.
  40. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М., 1975. – 198 с.
  41. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. – 1989, №9. – с. 54 – 60.
  42. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.
  43. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982. – 185 с.
  44. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968. – 120 с.

 

 

Приложение 1.

Анкета 1.

 

Ф.__________________________

И.__________________________

                                      О._________________________

 

Группа­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы предпочитаете?

Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень нравится Вам , то отметьте этот пункт двумя «+». Знаком «» отметьте занятие которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса.

Тест опросника:

1а). Ухаживать за животными                   или            1б). Обслуживать машины

2а). Помогать больным людям                  или            2б). Составлять таблицы

3а). Участвовать в оформлении                 или           3б). Следить за состоянием

книг плакатов, журналов                                                  и развитием растений

4а). Обрабатывать материалы                   или            4б). Доводить товары до

(древесину, ткань,металл)                                                         потребителей

5а). Обсуждать научно-                              или           5б). Обсуждать художественные популярные книги, статьи                                                                 книги

6а). Содержать животных                          или           6б). Тренировать товарищей (или

младших школьников)

7а). Копировать рисунки,                          или           7б). Управлять подъемным

изображения                                                                        краном,  трактором, тепловозом и т.п

8а). Сообщать (разъяснять) людям          или            8б). Художественно оформлять выставки,

какие- либо сведения (в спра-                                витрины (или участввовать в подготовке)

вочном бюро,на экскурсии)                                   пьес, концертов)

9а). Ремонтировать вещи (одежду,          или           9б). Искать и исправлять ошибки в текстах,

технику, жилище)                                                        таблицах, рисунках

10а). Лечить животных                             или           10б). Выполнять вычисления, расчеты

11а). Выводить новые сорта растений     или          11б). Конструировать, проектировать,

новые виды изделий (машины,

одежду,дома)

12а). Разрешать споры, предупре-          или          12б). Разбираться в чертежах,схемах,

ждать ссоры, убеждать, разъяснять                         таблицах (проверять, уточнять )

поощрять, наказывать

13а). Участвовать в работе6 кружков     или          13б). Наблюдать. Изучать жизнь микробов

художественной самодеяте-

льности

14а). Налаживать медицинские при-      или           14б). Оказывать людям медицинскую боры, аппараты                                                                               помощь при оанениях, ушибах и т.п.

15а). Составлять точные описания,  или    15б). Художественно описавать, отчеты о                      наблюдаемых явле-                                                         отображать сдбытия (наблюдаемые

ниях, событиях, измеряемых                                        или представляемые)

объектах     и т.д.

16а). Выполнять лабораторные ана-        или         16б). Принимать, осматривать больных

лизы в больнице                                                         беседовать сними, назначать лечение

17а). Красить или расписывать стены     или          17б). Осуществлять монтаж зданий или

или помещение, поверхность                                    сборку машин, приборов

изделий

18а). Организовать культпоходы све-     или          18б). Играть на сцене, принимать участие

рстников или младших товари-                                в концертах

щей (в театры, музеи), экскурсии

туристические походы и ти.п

19а). Изготавливать по чертежам             или          19б). Заниматься черчением изделия, ко-

детали (машины, одежду), стро-                               пировать чертежи, карты

ить здания

20а). Вести борьбу с болезнями ра-         или          20б). Работать на клавишных машинах

стений, с вредителями леса                                       (пишущей машинке, компьютере).

 

 


Приложение 2.

 

Таблица 1. Динамика успеваемости студентов по практическим дисциплинам.

 

 

 

 

Ф. И. О. исследуемого

Оценки за успеваемость, в баллах

 

3 курс обучения

 

4 курс обучения

плавание начальная школа гимнастика лыжный спорт
1.Айдаров Р.А 4 5 5 5
2.Бабушкина Ж.М 5 5 5 5
3.Бородина Ю.Л 4 4 5 4
4.Бродникова Е.В 5 5 5 5
5.Бураков С.Л 4 5 5 5
6.Веслов Д.В 5 3 4 4
7.Воротова М.С 5 5 5 5
8.Гефлих А.В 4 5 5 5
9.Глушков К.С 4 4 4 4
10.Городилов Д.А. 4 4 4 4
11.Данильчук Р.Н 4 4 3 4
12.Дзюин Р.А 4 3 5 5
13.Докучаев А.В 3 3 5 5
14.Дубовикова Е.В 4 5 5 5
15.Дунаева Д.С 4 5 4 4
16.Ежов К.С 3 4 4 4
17.Елганов Д.Ю 4 4 4 4
18.Емшанов А.В 4 4 5 4
19.Жиобакас Т.П 5 5 5 5
20.Зорина Т.В 5 5 4 3
21.Иванов А.А 5 5 4 4
22. Колдунов С.И 5 4 4 5
23.Ивыгина Е.О 4 5 5 5
24.Иовлев А.А. 3 5 5 5
25.Кирдяев С.Н 5 4 5 5
26.Кобелев К.С 5 3 4 3
27.Королева Ю.В 5 5 5 5
28.Кузьмин Ю.В 4 3 4 3
29.Макаров Д.Л 4 5 5 4
30.Макарова С.Ф 4 5 3 5
31.Мерзликин В.С 4 3 4 5
32.Наговицын П.Н 5 5 5 5
33.Неустроева Ю.А 4 5 4 4
34.Никитин А.Н 3 4 3 4
35.Орлов А.В 4 4 4 4
36.Петров Р.Е 3 5 3 4
37.Повышев С.Л 4 4 3 4
38.Поздеев А.А 4 5 4 4
39.Пономарева В.Ю 3 5 4 4
40.Пятанин А.А 5 5 4 5
41.Селеткова Т.И 5 5 5 5
42.Ситдикова Е. И 4 5 5 5
43.Сухих Д.А 4 5 5 5
44.Торошин Ю.А 3 4 3 3
45.Федорова О.А 4 5 5 5
46.Юшкова Л.В 5 5 4 5
Средний балл за предмет 4,15 4,45 4,34 4,43
Средний годовой результат (Х) 4,2 4,4

 

 

Таблица 2.Результаты тестирования склонности к типам профессий.

Ф. И. О. исследуемого Результаты первого тестирования, в баллах

 

Результаты второго тестирования, в баллах

 

 

Ч Т П З Х Ч Т П З Х
1.Айдаров Р.А -6 -7 -5 -8 -4 -4 -8 -4 -6 -2
2.Бабушкина Ж.М -2 -8 -8 -4 -4 +2 -8 -6 -4 -4
3.Бородина Ю.Л 0 -6 -8 -6 -1 +1 -8 -4 -2 -3
4.Бродникова Е.В +4 -8 -8 -7 +1 +6 -8 -8 -8 +2
5.Бураков С.Л +6 +6 -6 -8 -7 +8 +6 -8 -8 -8
6.Веслов Д.В +1 -6 -6 -8 +3 +3 -3 -8 -8 -8
7.Воротова М.С 0 -8 -4 -8 +8 +6 -5 0 -4 +8
8.Гефлих А.В +3 -6 -6 -8 +8 +3 -8 -4 -8 +8
9.Глушков К.С -6 -8 -8 -6 -8 -2 -8 -8 -8 -8
10.Городилов Д.А. -6 -2 -8 -4 -8 -2 -4 -8 -2 -2
11.Данильчук Р.Н +2 0 -8 -4 -4 0 -5 -8 -4 -8
12.Дзюин Р.А +4 -3 +2 -6 -6 +6 -6 +4 -4 -8
13.Докучаев А.В 0 0 -8 -2 +8 +1 +4 -8 -4 +6
14.Дубовикова Е.В +1 -5 -8 -5 -4 +1 -5 -8 -4 -6
15.Дунаева Д.С +4 -3 -6 -2 +2 +6 0 0 -6 +1
16.Ежов К.С -2 -8 -8 -8 -6 0 -8 -8 -4 -8
17.Елганов Д.Ю -2 +4 -6 -2 -6 +1 +6 -8 0 -2
18.Емшанов А.В -4 +2 -8 -8 -6 +2 0 -8 -8 -8
19.Жиобакас Т.П -6 -9 -8 -8 -6 -4 -8 -8 -6 -4
20.Зорина Т.В 0 -5 -6 -4 -7 +2 -5 -6 -4 -8
21.Иванов А.А +3 +2 -5 -2 -8 +6 +4 -8 -5 -8
22. Колдунов С.И +2 -8 -6 -6 -4 +2 -8 -8 -8 -6
23.Ивыгина Е.О +5 -7 -5 -5 +5 +4 -7 -5 -5 +6
24.Иовлев А.А +5 -5 -6 -7 -6 +8 -4 -8 -8 -8
25.Кирдяев С.Н -1 0 -8 -7 +12 +2 +4 -8 -8 +6
26.Кобелев К.С -6 -6 -8 -8 -6 -6 -4 -8 -8 -8
27.Королева Ю.В -2 -13 -6 -8 -8 0 -8 -8 +4 -8
28.Кузьмин Ю.В -2 +2 -6 +4 -8 0 0 -8 +6 -6
29.Макаров Д.Л +2 +6 +4 -8 -8 +4 +6 -6 -8 -8
30.Макарова С.Ф +8 -6 -6 -8 -6 +8 -6 -6 -8 -8
31.Мерзликин В.С +2 0 -8 -4 -4 +4 +1 -8 -6 -6
32.Наговицын П.Н 0 +2 -8 -6 -8 +2 -2 -8 -4 -6
33.Неустроева Ю.А -7 -8 -7 -8 -8 -4 -8 -6 -8 -8
34.Никитин А.Н 0 +1 -4 -4 -6 -2 +3 -6 -8 -2
35.Орлов А.В -6 -4 -8 -4 -7 -4 -2 -8 -6 -4
36.Петров Р.Е -2 +2 -6 +4 -8 -4 +1 -4 +2 -8
37.Повышев С.Л -4 -6 -8 -2 -8 -4 -8 -8 -2 -8
38.Поздеев А.А 0 -8 -6 -6 -4 +2 -8 -4 -2 -2
39.Пономарева В.Ю 0 0 +1 -6 +4 -2 +3 +3 -8 -8
40.Пятанин А.А +2 -2 -8 -3 -8 +3 -3 -8 -3 -8
41.Селеткова Т.И -4 -8 -6 -6 -2 -6 -8 -8 -6 0
42.Ситдикова Е. И +4 0 -8 -8 0 +4 0 -8 -8 0
43.Сухих Д.А -5 0 -6 -8 -7 -1 +2 -6 -8 -3
44.Торошин Ю.А -8 -2 -8 -8 -8 -8 -4 -8 -8 -8
45.Федорова О.А +2 -6 -2 -8 +2 +4 -4 -2 -2 -1
46.Юшкова Л.В +4 -8 -6 -4 -6 +5 -6 -4 -2 +2
Средний результат (Х) 0,28  -3,22 -7,41 -5,44 -3,52 1,11 -2,33 -5,41 -5,80 -3,40

 

Рисунок 1. Динамика показателей профессиональной направленности

 

 

 

Рисунок 2. Показатели успеваемости студентов.

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.