Главная » Логопедия Педагогика Психология » Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной диалогической речи у младших школьников с нарушением слуха. Дипломная работа 2015 г.

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной диалогической речи у младших школьников с нарушением слуха. Дипломная работа 2015 г.

1500 руб.

Введение                                                                                                           3

Глава 1 Анализ теоретических положений развития связной речи у младших школьников с нарушениями слуха                                                                                       7

1.1.      Развитие связной речи в онтогенезе                                                    7

1.2.      Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха            11

1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи                23

Вывод по первой главе                                                                                  36

Глава 2. Эмпирическое исследование развития связной речи младших школьников с нарушениями слуха средствами сюжетно-ролевой игры                            37

2.1. Методологическая основа эмпирической работы                                 37

2.2. Описание формирующего эксперимента                                               42

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы                                  53

Вывод по второй главе:                                                                                 56

Заключение                                                                                                     58

Библиографический список                                                                           60

Приложение 1                                                                                                 66

Приложение 2                                                                                                 71

ВВЕДЕНИЕ

Феномен овладения ребенком речью приковывает к себе внимание представителей различных наук, побуждая изучать движущие силы речевого развития, выявлять факторы, стимулирующие или задерживающие этот процесс. Сведения, получаемые учеными при исследовании этой проблемы применительно к нормально развивающимся детям, ценны и для организации целенаправленного педагогического воздействия в специальной школе для ускорения процесса формирования словесной связной диалогической речи у неслышащих детей.

Развитие речи в начальных классах ведется по трем направлениям над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой. Так, усвоение словаря дает материал для конструирования предложений, а результаты того и другого направления используются при составлении связных рассказов.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, – сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Сюжетно-ролевая игра, как педагогический метод широко используется в работе по развитию речи. Однако, работа по развитию связной речи детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Сюжетно-ролевая игра применяется преимущественно в дошкольном возрасте, таким образом, выявляется противоречие между сложившимися нормами применения указанного метода и необходимостью особого подхода в обучении и развитии детей с нарушениями слуха. Использование сюжетно-ролевой игры рассматривалось ранее в теоретической литературе ранее как метод по развитию речи в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, однако, обновленная педагогическая парадигма предполагает и модернизацию методологии в современном пространстве.

Оптимизация речевою развития слабослышащих старших дошкольников определена сложнейшей задачей начальной школы. Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе.

Таким образом,  проблема развития речи у слабослышащих детей посредством сюжетно-ролевой игры является актуальным вопросом исследования в современной сурдопедагогике.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых, как Р.М. Боскис, Л.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова , К.Г. Коровин , Л.П. Назарова, а также и зарубежных специалистов — В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье.

Особенностями развития связной речи глухих учащихся занимались ученые А.М. Гольдберг, Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Л.М. Быкова, Ж.И. Шиф и др.

В научных исследованиях Р.М. Боскис, И.М.Гилевич, Т.М.Власовой, А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, Л.И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничного психофизического и личностного развития дошкольников с нарушенным слухом, успешного дальнейшего обучения в школе и социализации в обществе. В работах Л.В. Андреевой, Т.Г. Богдановой, О.А. Красильниковой, H.M. Назаровой , М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания, максимальною использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление к активному и результативному действию (Р.М. Боскис , Л.С. Выготский , С.Л. Зыков Б.Д. Корсунская . Э.И. Леонгард и др.

Практическая значимость исследования обусловлена успешным опытом применения сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития связной диалогической речи на практике.

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха средствами сюжетно-ролевой игры

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности развития связной диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе;
  2. Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развитию речи младших школьников;
  3. Изучить эффективность метода сюжетно-ролевой игры в развитии связной диалогической речи

Объектом исследования являются младшие школьники с нарушениями слуха

Предметом исследования является процесс развития речи младших школьников с нарушениями слуха.

Гипотеза:  сюжетно-ролевая игра является эффективным методом в развитии связной диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха.

База исследования: МСКОУ «Школа интернат №15» г. Ижевска.

Структура работы: Работа состоит из введения и двух глав – теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Выпускная квалификационная работа включает в себя теоретическое и практическое исследование по проблеме развития связной диалогической речи младших школьников посредством сюжетно-ролевой игры.

Анализ теоретических положений развития связной речи у младших школьников с нарушениями слуха включает в себя изучение развития связной речи в онтогенезе и дизонтогенезе. Рассматриваются особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха.  Развитие связной диалогической речи объединяет все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, способность накапливать материал и строить по определенной логике и композиции свою речь.

Выяснено что, в обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Для развития связной диалогической речи необходима комплексная работа по расширению словарного запаса, наработки навыков общения.

         Гипотеза о положительном влиянии сюжентно-ролевой игры на развитии диалогической речи подтверждается практическим путем. Было проведено в рамках исследования эмпирическое исследование развития связной речи младших школьников с нарушениями слуха средствами сюжетно-ролевой игры  .

В ходе эмпирического исследования были внедрены упражениния и сюжетно-родевые игры, направленные на развитие связной диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха. В исследовании принимали участие 10 учеников с частичными нарушениями слуха. В ходе работы выявлено, что помимо положительной динамики в развитии связной диалогической речи, также повысилась выразительность речи. Также было отмечено, что в ходе сюжетно-ролевой игры не только обогащается словарный запас детей, но и они испытывают меньше трудностей с подбором слов. Улучшилось произношение и подбор падежных окончаний учащихся младших классов. Таким образом, можно отметить, что сюжетно-ролевые игры оказывают положительное влияние не только на развитие связной диалогической речи, а также на прочие аспекты развития связной речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Академия, 2005. – 576 с.Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Г. Багрова — М.: Педагогика, 1989.
  2. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис — М.: Просвещение, 1988
  3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Изд-во ЛПИ РСФСР 1963.
  4. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  5. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А Бодалев – М., 1983.
  6. Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) / Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. — М.: Педагогика, 1981.
  7. Боскис Р.М. Дифференциальный диагноз с сенсорной афазией // Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. – С. 215-246.
  8. Быкова Л.М. Динамика связной речи глухих учащихся в условиях использования предметно-практической деятельности / Сборник научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. — Л., 1973.
  9. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1980.
  10. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. — М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
  11. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А Бодалев – М., 1983.
  12. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М.: Просвещение, 1975.
  13. Выгодская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. — М., 1964.
  14. Гольдберг А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (2-4 классы). — М.: Просвещение, 1966.
  15.  Горшкова Е. Учите детей общаться [текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. — 2000. — №12 — с. 91-93.
  16. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1-4 классы 2-го отделения). — М.: Педагогика, 1976.
  17. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М.: Просвещение, 1977.
  18. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [текст] / Л. Дубина //Дошкольное воспитание. — 2005. — №1 1. — с. 3
  19. Дьячков, А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А.И. Дьячков М., 1957.
  20. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев — М.: Педагогика, 1986.
  21. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  22. Исенина, И.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / И.И. Исенина — М., 1999.
  23. Исследование личности детей с нарушением слуха: Сб. научных трудов/ Иод ред. Т.В.Розановой, П.В.Яшковой. М., 1984.
  24. Коровин К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся / под ред. Р.М. Боскис. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
  25. Коровин, К.Г. «Книга для учителя школы слабослышащих»: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин – М.: Просвещение, 1995. – 160с.
  26. Книга для учителя школы слабослышащих / К.В. Комарова [ и др.]; под ред. И.М. Гилевич, – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1998. 245 с.
  27.  Красильникова O.A. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения// Учебно-методическое пособие.- С-Пб.: КАРО.-2005 .-169 с.
  28. Кузьмичева Е.П., Шматко Н.Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
  29. Кулик, Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание / Л.А. Кулик — М.: Просвещение, 1990.
  30. Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Pay. — М, 1976.
  31. Мартыненко, Ю.И. Работа с глухими школьниками по драматизации музыкальных сказок во внеклассное время / Ю.И.Мартыненко // Дефектология. — 1994. — №2. — С.43 — 48.
  32. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.- 239 с.
  33. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности//Дисс. .канд.пед.наук. М.,1999.- 340 с.Никитина, М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха / М.И. Никитина. — СПб.: Педагогика, 1996. — 147 с.
  34. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л.П. Носковой. — М., 1993.
  35. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
  36. Носкова, Л.П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — №4. -С.31 — 34.
  37. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007. -272 с.
  38. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих: Развивать и воспитывать творчеством: Книга для педагога/ Под. ред. О.А. Красильниковой. — СПб.: КАРО, 2008. – 176 с.
  39. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [ и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  40. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: в 2ч. / под ред. Е.Г. Речицкой — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 285 с. – 2ч.
  41. Пенин Г. Н. «Воспитание учащихся с нарушением слуха», С-П, «Каро», 2006г.
  42. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: «Педагогика». – 1977.
  43. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха / Под ред. Е.Г.Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 174 с.
  44. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К.А. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2001.- 215 с.
  45. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г.Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 295с.
  46. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. — М.: ЭНАС, 2001.
  47. Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. Методика обучения произношению в школе / Ф.Ф, Рау, Н.Ф. Селезина. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  48. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992. – 128 с.
  49. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы / Е.Г. Речицкая. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 257 с.
  50. Ромаева, М.В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время / М. В. Ромаева // Вектор науки ТГУ. – 2011. — № 6. – С. 272–273.
  51. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  52. Речицкая Е. Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы». М.: Владос, 2004
  53. Синякин, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А. Синякин. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  54. Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.
  55. Тимохин, В. П. Сурдопедагогика: Учебник для вузов / В. П. Тимохин — М.: Просвещение, 1985.
  56. Тугоухость у детей: монография / Д.И. Тарасов [и др.]. — М.: Медицина, 1984. — 239 с.
  57. Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха. — Мн.: БГПУ, 2007.
  58. Хотеева, Э.Н. Рекомендации к работе в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса / Э.Н. Хотеева. — М.: Педагогика, 1976. — 151 с.
  59. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М.: Просвещение, 1968.
  60. Яхнина, Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов / Е.З. Яхнина. — М.: Высшая школа, 1997. — 114 с.
  61. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. — 1994. — №3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.