Главная » Конфликтология Педагогика Психология » Стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью. Дипломная работа 2015 г.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью. Дипломная работа 2015 г.

1500 руб.

Общий объем работы: 63 страницы
Приложения: Протоколы исследований.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
1.1 Феномен конфликта и конфликтного поведения в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Понятие о конфликте, его структура, динамика, функции 13
1.3.  Стратегии поведения в конфликте 19
1.4 Педагогический конфликт как часть учебно – воспитательного 24
процесса 24
1.5 Мотивация педагогической деятельности 29
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 31
2.1 Организация и методики исследования 31
2.2 Анализ эмпирического исследования 33
3. ВЫРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ УЧИТЕЛЯМ ПО КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА 40
3.1 Практические рекомендации учителям по конструктивному разрешению конфликтной ситуации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

ВВЕДЕНИЕ
Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. В исторической памяти человечества на века сохранились имена тех мудрых правителей, которые славились искусством разрешения самых запутанных споров.
К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности: Анаксимандр, Гераклит, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон и другие.
Конфликты пронизывают все наше общество, и школа, как социальный институт не избежала этой участи. Конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а её сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Этот термин является производным от слова «мотив». Понятие «мотивация» одни учёные трактуют как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения»[18 c. 123].
Другие, считают мотивацией процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая её деятельность и формирующаяся в процессе воспитания»[27 c. 22].
Как уже отмечалось выше, педагогическую мотивацию можно трактовать, с одной стороны, как процесс действия мотивов педагогической деятельности; с другой — как совокупность стойких мотивов педагогической деятельности при наличии доминирующего, выражающая направленность, ценностные ориентации личности учителя, воспитателя и определяющая ее деятельность. В качестве мотивационных ориентиров здесь могут выступать внешние мотивы (например, мотив достижения) и внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности). К внешним мотивам относятся: престижность работы в определенном образовательном учреждении; адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами и личностного и профессионального роста; самоактуализация.
Конфликтологическая подготовка педагогов заключается в умении управлять школьными конфликтами, находить приемлемые способы их предупреждения и преодоления позволяет конструктивно строить свои взаимоотношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Профессиональная конфликтологическая компетентность проявляется в способности вовремя заметить противоречие и не допустить его эскалации.
Поэтому, профессиональная ответственность за правильное управление конфликтными ситуациями и их разрешении лежит на учителе. Но, как правило, учителя оказываются недостаточно подготовлены к работе с конфликтными ситуациями.
Исходя из вышесказанного, особую актуальность приобретает проблема изучения стратегий поведения в конфликтных ситуациях учителей с различной мотивационной направленностью, так как мотивационная направленность определяет все поведение личности.
Целью исследования:  Исследовать стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1.                Определить ведущие мотивы педагогической деятельности учителей данного коллектива.
2.                Выявить взаимосвязь мотивационной направленности педагогов и выбираемого ими стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования: конфликтное поведение в педагогической деятельности.
Предметом исследования: специфика стратегий поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью личности.
Гипотеза исследования: существуют различия в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью.
Научная разработанность проблемы. Исследованию причин и специфики конфликтов посвящены работы многих отечественных психологов: О.В. Аллахвердова, А.Г. Асмолов, Ф.М. Бородкин, А.И. Донцов, М.А. Джерелиевская, Е.А. Донченко, A.A. Ершов, А.С, Кармина, А.Д. Карпенко и др.). В зарубежной психологии в данном направлении выполнены работы Д. Дэна, Х. Корнелиуса, Ш. Фэйра, Д.Г. Скотта, М. Литвак, Д. Рейноуотера, У. Дайера, Р. Фишера и др. авторов.
Практическая значимость:  Полученные результаты могут быть использованы в работе психологов при выработке рекомендаций педагогам по конструктивному разрешению конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
Конфликт – форма проявления противоречия, не разрешённого в прошлом и разрешаемого в настоящем, которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых участниками действия и направленных на снятие противоречийКонфликт не следует понимать, как сугубо негативное явление, общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт.
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
В любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника. Рассматривая динамику конфликта, следует различать понятия конфликт и конфликтная ситуация, конфликтная ситуация — это реальная возможность, но еще не действительность конфликта, демонстрирующая, что противоречия достигли уровня, требующего принятия мер по их разрешению. Если противоречия, породившие конфликтную ситуацию разрешить не удалось, то конфликтная ситуация переходит в конфликт, включающий в себя такие стадии как инцидент, эскалация, завершение конфликта. Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следу отличать от его повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод – это еще не конфликт, а инцидент – это уже конфликт, его начало. Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.
Затем следует этап завершения конфликта, который означает любое его окончание, которое может  быть как позитивным, так и негативным, после чего может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных отношениях бывших оппонентов, может стать источником нового конфликта между ними.
Оказавшись в конфликтной ситуации, необходимо выбрать определенный стиль поведения ней, с учетом собственных интересов и интересов других, вовлеченных в конфликт людей. Выбор стиля поведения в конфликтной ситуации связан с той степенью готовности, в которой вы готовы удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, но не один из них не может быть выделен как самый лучший. Все зависит от конкретной конфликтной ситуации и «цены конфликта» может быть необходимым использование набора стилей поведения, например: если конфликт носит затяжной характер, и для разрешения одной его части может понадобится использование одного стиля, а для разрешения другой совсем иного стиля поведения в конфликтной ситуации. Но, несомненно, наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективного использования — это жизненная практика.
Нами предпринята попытка экспериментального изучения взаимосвязи выбираемого стиля поведения в конфликтной ситуации и мотивационной направленности на примере школьного коллектива педагогов.
Мы исходили из предположения о том, что стиль поведения в конфликтных ситуациях связан с доминирующими мотивами профессиональной деятельности педагогов.
По результатам применения опросника К.Томаса, по определению типических способов реагирования в конфликтных ситуациях  у данной группы испытуемых было выявлено из существующих 5 стилей поведения  4: компромисс, избегание, приспособление и сотрудничество. Никем из педагогов в качестве предпочитаемого стиля поведения в конфликте не используется соперничество.
Популярными стилями поведения в конфликте у испытуемых являются приспособление (13), сотрудничество (8), компромисс (11) и избегание (7). Надо отметить, что некоторые респонденты выбирали в качестве ведущих две стратегии поведения.
По результатам методики К. Замфира в модификации А.Реана мы получили следующую картину. Из 28 педагогов в своей профессиональной деятельности внутренними мотивами (ВМ) руководствуются 7 человек, внешними отрицательными мотивами (ВОМ) 3 человека, промежуточными 18 человек. Таким образом выявились три группы респондентов: ВМ, ВОМ, промежуточный.
Применив непараметрический критерий Н – Крускала Уоллеса для выявления статистически значимых различий у педагогов этих групп по следующим параметрам: сотрудничество, приспособление, компромис и избегание.
Полученные нами эмпирические данные и проведенный на их основе анализ с помощью применения математических методов показывают, что по выборке педагогов данного конкретного коллектива нельзя сделать однозначных выводов о взаимосвязи мотивационной направленности и стиля поведения в конфликте.
Резюмируя результаты эмпирического исследования, можно заключить, что  у подавляющего большинства испытуемых промежуточный, с точки зрения эффективности, мотивационный комплекс, внутренние мотивы – выявлены в меньшей степени, имеет место и группа педагогов с внешней отрицательной мотивацией.
Таким образом, полученные нами эмпирические данные и проведенный на их основе анализ с помощью применения математических методов показывают, что по выборке педагогов данного конкретного коллектива нельзя сделать однозначных выводов о взаимосвязи мотивационной направленности и стиля поведения в конфликте.
Выдвинутая нами гипотеза о связи стратегий поведения в конфликте и мотивационной направленности нашла частичное подтверждение. Цель исследования достигнута. Данная исследовательская работа является лишь попыткой исследовать стиль поведения, выбираемый педагогами в конфликтных ситуациях, и, несомненно, исследования детерминант, определяющих стиль поведения педагогов в конфликтных ситуациях, должны стать предметом дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер, 2001
2.                Анцупов А.Я. Шепилов А.И. Конфликтология.: Эксмо, 2009.-512с
3.                Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Исследование конфликтов в психологии // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.202-206.
4.                Астраханцева Ю.Л. Социальные представления преподавателей вуза о поведении в конфликте со студентами. диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Ижевск, 2012.
5.                Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. — Мн.: ТетраСистемс, 2000.
6.                Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. — 458
7.                Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. — М., 1983.
8.                Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3.
9.                Гришина В.Н. Психология конфликта/ В.Н. Гришина.-СПб.: Питер,2008.-544с.
10.           Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие — ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2003. — 224 с.
11.           Дмитриев А.В. Конфликтология/А.В. Дмитриев.: Альфра-М, 2009.- 336с.
12.           Емельянова М. Особенности профессионального становления педагога. // Дошкольное воспитание. — 2007. — №1. — с.104-107.
13.           Зудилина И.Ю. Влияние личностных особенностей на поведение в конфликте. Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 2. С. 111-114.
14.           Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.
15.           Карпенко, Л. М, Петровский А.А История психологии в лицах. Персоналии. — ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
16.           Козер Л.А. Реалистический и нереалистический конфликт // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.59-67.
17.           Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. № 2. – С.118-135.
18.           Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникава. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 512с.
19.           Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: Экономика, 1996. С.81
20.           Крюкова А.А. Методы управления конфликтами в системе организационного поведения. Проблемы экономики. 2012. № 4. С. 73-78.
21.           Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001. — 215 с.
22.           Лейбин  В. М. Истоки возникновения психоанализа // Психоанализ. Спб.: Питер, 2008. — 592 с.
23.           Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Владос, 2008.
24.           Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика, 2000.
25.           Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
26.           Нечаев Д.Ю. Синтез управления поведением организационных систем в условиях полифуркационных конфликтов. Информационные системы и технологии. 2014. № 6. С. 81-86.
27.           О профессионально-ролевом поведении педагога в конфликте. Балыкина Т.В. В сборнике: Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы (материалы международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под редакцией Л. Б. Набатова, А. В. Черныx. Ульяновск, 2014. С. 114-119.
28.           Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2011. — С.380-403.
29.           Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа,1984.С.71.
30.           Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.,2000
31.           Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. — 2014. — № 3.
32.           Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006.
33.           Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
34.           Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — с. 994.
35.           Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -542 с.
36.           Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2002. — 20 с.
37.           Ткаченко Е.Н. Исследование мотивационных предпочтений субъектов профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Барнаул, 2000. — 23 с.
38.           Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Владос, 2002
39.           Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта. Альманах современной науки и образования. 2013. № 12. С. 166-170.
40.           Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
41.           Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М. Экономика, 2006.
42.           Чурюмов Б.С. Как меняется доминанта мотивации в зависимости от обстоятельств // Управление персоналом. — 2004. — №1-2. — С.86-90.
43.           Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М, 2006.

44.           Шапарь В.П. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.П. Шапарь.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-448с. Методика КОС

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.