Главная » Педагогика » Требования ФГОС НОО к организации уроков естествознания в начальном звене. Дипломная работа 2015

Требования ФГОС НОО к организации уроков естествознания в начальном звене. Дипломная работа 2015

990 руб.

Оглавление

Введение. 2

I Глава Новые подходы в обучении младших школьников естествознанию.. 4

1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт в современной начальной школе. 4

1.2 Особенности в обучении естествознанию младших школьников по новым стандартам.. 12

1.3 Обеспечение урока в начальном звене по новым образовательным стандартам.. 17

II ГЛАВА Исследование требований федерального государственного стандарта в организации уроков естествознания. 36

2.1 Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.. 36

2.2 Сопоставительный анализ урока проходящего по стандартам ФГОС и традиционной системе. 42

Заключение. 50

Список литературы.. 51

Приложения. 56

Введение

Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и математическим компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Развитие образованной личности и компетентного специалиста — богатство нашей страны, стабильность ее развития.

Для учащихся естественнонаучное образование есть способ решения важных проблем обучения, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров профессионального самоопределения. В естественнонаучном образовании акцентируется внимание на общечеловеческих ценностях, роль которых в формировании научной картины мира трудно переоценить, на понимании школьниками взаимосвязи между человеком, природой и обществом.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. В связи с этим выделяется проблема, обусловленная недостаточной проработкой механизмов построения урока по новым стандартам.

В условиях модернизации Российского образования становится особенно актуальным получение четкой технологии организации ведения урока, соответствующего ФГОС.

Тема выпускной квалификационной работы «Требования ФГОС НОО к организации уроков естествознания в начальном звене»

— объект – федеральный государственный стандарт нового поколения

— предмет – преподавание естествознания в начальном звене в рамках ФГОС.

— цель работы – разработать систему педагогического взаимодействия на уроках естествознания в начальном звене в соответствии с новыми ФГОС НОО

— задачи

1. изучить основные положения и требования ФГОС

2. проанализировать особенности обучения естествознанию младших школьников

3. исследовать компоненты педагогической технологии, соответствующие новым образовательным стандартам

4. провести сопоставительный анализ урока в традиционной системе обучения и по новым стандартам

Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения полученных данных в начальном звене общеобразовательной школы в обучении по предметам «Окружающий мир» и «Человек и природа».

Заключение

Выпускная квалификационная работа посвящена теме требований федерального государственного стандарта нового поколения в организации уроков естествознанияв начальном звене общеобразовательной школы.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Рассмотрены новые подходы в обучении младших школьников естествознанию, проанализированы все компоненты педагогического взаимодействия – методы, приемы, формы обучения, соответствующие стандартам нового поколения. Изучены особенности обучения младших школьников по требования нового образовательного стандарта. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

В практической части выпускной квалификационной работы проведен сопоставительный анализ уроков, проводимых по традиционной и новой системам обучения. Изучены различия действий педагога и ученика в рамках организации урока по новым образовательным стандартам. Поскольку к метапредметным результатам изучения курса естествознания относятся: способность регулировать собственную деятельность по познанию мира (т.е. вести активный поиск) и осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, что предполагает структурирование учебного процесса в соответствии с этапами научного творчества.

Список литературы

  1.  Асмолов  А.Г.,  Бурменская  Г.В.,  Володарская  И.А.  и  др.  Как

проектировать  универсальные  учебные  действия  в  начальной  школе.  От действия  к  мысли.  Пособие  для  учителя.  (Стандарты  второго  поколения)  / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с.

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального  общего  образования.  (Стандарты  второго  поколения)  – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. 2349
  2. Балашова О. М. Место предмета «Естествознание» в курсе средней школы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.np.vspu.ac.ru/doc/s36.htm?num=36
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — С. 124 – 143.
  4. Григорьева  Е.В.  Методика  преподавания  естествознания:  Учебное  пособие.  —  М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. Демидова  М.Ю.,  Иванов  С.В.  и  др. Оценка  достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. М. Просвещение, 2010. – 215 с.
  6. 3имняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000.
  7. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 90 −102.
  8.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др / под. Ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  9. Козина  Е.  Ф.  Методика  преподавания  естествознания:  учебное  пособие  для  студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 494 с.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 152 с. : ил. — (Стандарты второго поколения). — Библиогр.: с. 148-150.
  11. Карабанова О.А.   Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова
    // Управление начальной школой. — 2009. — № 12. — С. 9-11.
  12. Карабанова О.А.   Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11-12.
  13. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 20-25.
  14. Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 3. — С. 19-23. — Библиогр.: с. 23.
  15. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. — 2011. — № 6. — С. 31-40.
  16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
  17. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  18. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  19. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
  20. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  21. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. — практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
  22. Мишакина  Т.Л.,  Гладкова  С.А. Формирование  универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009. – 48 с.
  23. Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников
  24. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 26-33.
  25. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
  26. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
  27. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  28. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  29. Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. — 2010. — № 4. — С. 61-67.
  30. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. — 2010. — № 7. — С. 15-22.
  31. Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 3. — С. 17-23. — Библиогр.: с. 23.
  32. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 120 с. : ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-023809-0.
  33. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  34. Розина Н. М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов / Н. М. Розина / / Высшее образование в России. — 2007. — N 3. — С. 3-9
  35. Семичаевская Д.Н., Ситнова Е.В. Некоторые вопросы преподавания курса естествознания в начальной школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. — №4. — С. 37-38.
  36.  Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
  37. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. — (Стандарты второго поколения).
  38. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  39. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
  40. Формирование  ключевых  компетентностей учащихся  в начальной
  41. школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 56 с.
  42. Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 2. — С. 3-6.
  43. Чиранова О.И.   Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 6. — С. 29-32. — Библиогр.: с. 32.
  44. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с
  45. Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 7-10. — Библиогр.: с. 10.
  46. Ячменникова Т.С.   Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова
    // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 1. — С. 25-31.
  47. Яблошевская Ю. С. Подготовка учителей естествознания в свете образовательных реформ // Экономика и социум. — 2012. — №2.  — С. 505-506.

 

Приложения

 Приложение 1

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.