Главная » Педагогика » Современные подходы к предметно-развивающей среде в ДОУ. Дипломная работа

Современные подходы к предметно-развивающей среде в ДОУ. Дипломная работа

1500 руб.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы создания предметно-развивающей среды в ДОУ……………………………7
1.1. Проблема создания предметно-развивающей среды детьми в психолого-педагогической литературе………………….7
1.2. Влияние взрослого на создание предметно-развивающей среды дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………………………………………………..15
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания предметно-развивающей среды детьми дошкольного возраста…………………..26
Глава 2. Педагогические условия создания предметно-развивающей среды как средства реализации обучающей программы в ДОУ…………………………….35
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………………………….35
2.2. Исследование уровня развития игры детей и предметно-развивающей среды. Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе исследования………43
2.3. Создание предметно-развивающей среды детьми дошкольного возраста в экспериментальных условиях………48
Заключение……………61
Список литературы………….65
Приложение

Введение

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности с игры ребенка.
Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский). Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) в своих работах, посвященных проблеме творчества, рассматривают связь воображения с действительностью. По нашему мнению, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком предметно-развивающая среда. По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.
Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец). Однако предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.
Опираясь на исследования педагогов и психологов, мы попытались обозначить предметно-развивающая среда детей, которое включает не только предметы материального мира, но и воображаемые предметы.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно — развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец). Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им предметно-развивающей среды.
На создание детьми предметно-развивающей среды оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
Развитие творчества детей во многом зависит от позиции взрослого к игре ребенка. Поэтому перспектива научно-педагогического поиска исследователи связывают с изучением особенностей, косвенных методов педагогического руководства. Так как косвенные методы дают возможность использовать в развивающих детское творчество целях специфику структуры сюжетно-ролевой игры, не подавляя самостоятельные творческие проявления детей, а поддерживая и стимулируя их (Л.А. Венгер, Р.И.Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, В. Я. Воронова, Н.Я.Михайленко, С. Л. Новоселова, И. Г. Саморукова).
Специального исследования педагогических условий создания предметно-развивающей среды детьми дошкольного возраста изучено недостаточно. Не разработанность этой проблемы приводит к снижению уровня развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре детей.
В практике детского сада педагоги не понимают значимости создания педагогических условий для организации детьми предметно-развивающей среды игре. Часто эта работа ведется интуитивно, отираясь на личный опыт. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что воспитатели либо не руководят игрой или игра слишком «заорганизована» до автоматизма.
Цель исследования: изучить современные подходы к предметно-развивающей среде в ДОУ.
Объектом исследования выступает предметно-развивающая среда в ДОУ.
Предметом исследования являются современные подходы к предметно-развивающей среде в ДОУ.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
— раскрыть психолого-педагогическое содержание понятия «предметно-развивающая среда»;
— рассмотреть современные подходы к предметно-развивающей среде в ДОУ.

Заключение

В теоретических исследованиях о создании предметно-развивающей среды детьми мы опирались на теоретические положения: Л.С.Выготского, М.Я.Заикина, П.П.Блонского, Е.А.Аркина, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Я.Михайленко, Д.В.Менджерицкой, А.Н.Леонтьева, А.П.Усовой, В.А.Петровского. Это позволило нам определить следующие теоретические положения:
1. Для нас важно было определить. Что понимается под предметно-развивающей средой. Но данное определение объединяет в себе такие понятия как среда, игра, пространство, творчество, и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о мировом пространстве.
Мы нашли определение пространства в различной литературе, в которой пространство определяется как промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается форма сосуществования материальных объектов и процессов.
В нашем исследовании среда связывается с окружающими социально-бытовыми общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли ребенка.
В игре происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что, взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды.
Психологи и педагоги (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, Е.А.Аркин и др.) показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо предметно-развивающая среда, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Предметно-развивающая среда характеризуется нами на основе теории Л.С.Выготского о воображении, как основе творчества.
Под предметно-развивающей средой мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004. – 313 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 2006. – 177 с.
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. — №4.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
5. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2006. – 244 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2007. – 303 с.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. — №6.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007. – 197 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинение. Т.4, — М., 2005. – 438 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2004. – 310 с.
12. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
13. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2004. – 290 с.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2004. – 260 с.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 2006. – 516 с.
17. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Пенза, 2005. – 344 с.
18. Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М., 2005. – 169 с.
19. Игрушки и пособия для детского сада/Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 2007. – 215 с.
20. Краткий психологический словарь/Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М., 2005. – 189 с.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004. – 323 с.
22. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006. — №1.
23. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2007. — №7.
24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
25. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 2003. — №12.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. –2007. — №4.
27. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. – 2007. — №8.
28. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 2007. – 154 с.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 420 с.
30. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. — №4.
31. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2007. – 554 с.
32. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2003. — №10.
33. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 2006. — №4.
34. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. – М.: Педагогика, 2006.
35. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 2006. – 189 с.
36. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, — М., 2004. – 156 с.
37. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003. – 211 с.
38. Педагогический словарь. Издательство академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора.- М., 2005. – 677 с.
39. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 2003. – 313 с.
40. Психология: Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 2004. – 452 с..
41. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. – 780 с.
42. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 102 с.
43. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические труды. – М, 2005. – 342 с.
44. Словарь русского языка Ожегова С.И. – М.: Русский язык, 2006. – 377 с.
45. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 2006. – 342 с.
46. Философская энциклопедия. / Под ред.Ф.В.Константинова. – М.: Советская энциклопедия, 2006. – 586 с.
47. Флерина Е.А. Игра и игрушки. – М., 2003. – 300 с.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология, — М., 2006. – 243 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2006. – 204 с.

Похожие работы

Не нашли подходящую работу?

Новая, оригинальная работа может оказаться дешевле готовой! Отправьте заявку на оценку вашей работы и узнайте ее стоимость.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.